СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель и задачи программы.
Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Программа направлена на решение следующих задач:
ьСодержание
Пояснительная записка…………………………………………………….2
Учебный план………………………………………………………………5
Учебно-тематический план………………………………………………..7
Содержание программы……………………………………………………8
Календарный учебный график…………………………………………...17
Оценочные материалы……………………………………………………17
Методические материалы………………………………………………...18
1. Пояснительная записка
Программа по туризму разработана в соответствии:
с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ, ст. 12, 33, 58,59,75;
с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008);
с СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённого Постановлением №41 от 04.07.2014г.;
с письмом Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ» от 14.04.2015 г. №75-37-0768/15;
с Уставом МБОУ г. Иркутска СОШ №24
Актуальность и новизна программы.
Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Одним из его направлений является спортивный туризм. Особое значение он приобретает в системе дополнительного образования. Кардинальные изменения, произошедшие за последний период в спортивном туризме, привели к делению его на две дисциплины: «маршрут» и «дистанция». Имеющиеся образовательные программы по туризму в той или иной мере отвечают сложившимся требованиям первого направления. Как правило, данные программы носят туристско-краеведческую, исследовательскую направленность и ориентированы на подготовку и проведение познавательных и безаварийных походов. Второе направление представлено программой дополнительного образования детей «Спортивный туризм: туристское многоборье». Данная программа не ориентирована на какую-либо специализацию, а основывается на цикличности спортивно-туристской, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности и самодеятельности туристского коллектива и не учитывает основные требования Единой всероссийской спортивной классификации. Педагоги, занимаясь туристским многоборьем с детьми, используют в своей работе отдельные фрагменты образовательных учебных программ по различным видам туризма: «Юные туристы» (М.И.Крайман, 1982); «Пешеходный туризм» (В.М.Куликов, Л.М.Ротштейн, 1982); «Туристы-проводники» (Ю.С. Константинов, 2004)..Однако туристское многоборье имеет не только сходство с другими видами туризма, но и существенные отличия. Программа хорошо подходит для групп начального обучения. Поэтому дальнейшее развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования приводит к необходимости разработки специальной отдельной программы по туристскому многоборью.
Цель и задачи программы.
Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Программа направлена на решение следующих задач:
формирование знаний, умений по туристскому многоборью, а также необходимых туристских навыков;
воспитание морально-волевых качеств, гражданственности, чувства любви к Родине;
всестороннее физическое развитие и целенаправленная физическая подготовка;
укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни.
Направленность программы туристско-краеведческая, программа ориентирована как на повышение спортивного мастерства юных туристов, так и на познавательную и исследовательскую деятельность при проведении познавательных и безаварийных походов.
Возраст обучающихся – с 10 лет до 17 лет. Возможно дополнительное зачисление учащихся в группу 2-го и последующих годов обучения, по результатам входного тестирования по ОФП (приложение 1).
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Время, отведенное на обучение в первый, второй и третий год, составляет 324 часа в год, из расчета 9 часов в неделю на одну группу. 2017-2018 учебный год - второй год обучения.
Исходя из местных условий реализации программы на обучение отведено по 162 часа в год, из расчёта 4,5 часа в неделю. Для успешного обучения по сокращённой программе учащимся группы начальной подготовки были сокращены часы на теоретические занятия и предусмотрена подача теоретических сведений во время практических занятий. Группа первого года обучения была набрана из учеников третьего – шестого классов, учитывая это часы на тему «Организация проведения походов» сокращены до 16 часов, отставание компенсировалось во время городского туристского слёта. Прохождение программного материала по темам «Туристское многоборье» и «Ориентирование на местности» обеспечивалось за счёт максимального участия воспитанников в районных, городских и областных соревнованиях. Часть часов по теме «Общая и специальная физическая подготовка» вынесены на самостоятельные занятия и домашние задания.
На втором году обучения учащимся сокращены часы на теоретические занятия и предусмотрена подача теоретических сведений во время практических занятий. Часы на тему «Организация проведения походов» сокращена до 16 часов, отставание планируется компенсировать во время городского туристского слёта. Прохождение программного материала по темам «Туристское многоборье» и «Ориентирование на местности» обеспечивается за счёт максимального участия воспитанников в районных, городских и областных соревнованиях. Часть часов по теме «Общая и специальная физическая подготовка» вынесены на самостоятельные занятия и домашние задания.
Содержание программы предусматривает приобретение учащимися знаний о родном крае, о технике и тактике туристского многоборья, ориентировании на местности, оказании первой доврачебной помощи, получение спортивных разрядов. Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным компонентом каждой темы.
Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в разделе «Туристское многоборье» отдельно изучаются вопросы технико-тактической подготовки видов: личной, командной техники пешеходного туризма, контрольно-туристского маршрута, поисково-спасательных работ (с 3-го года). Для достижения результативности образовательного процесса рекомендуется соблюдать данную последовательность обучения воспитанников. Это позволит уменьшить количество совершаемых ошибок в работе на этапах и повысить скорость прохождения дистанции.
Подготовка спортсменов в программе разделена на следующие этапы: предварительной (базовой) подготовки - 1 год; начальной специализации в туристско-спортивной подготовке - 2-3 годы.
Первый год обучения (базовый) предполагает преподавание основ туристского многоборья, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения. При этом по окончании базовой подготовки предусматривается участие в соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 1-2 класса, по спортивному ориентированию школьного и городского (районного) масштабов, а также участие в однодневном туристско-тренировочном походе.
Второй год обучения (начальной специализации) предполагает обучение техническим видам личной и командной техники пешеходного туризма (ТПТ), прохождению контрольно-туристского маршрута (КТМ), туристскому ориентированию. При этом по окончании начальной подготовки предусматривается участие в соревнованиях: на дистанциях 1-2 класса по туристскому многоборью, спортивному ориентированию школьного и городского (районного) масштабов, а также участие в нескольких однодневных и двухдневных тренировочных туристских походах.
Третий год обучения предполагает дальнейшее расширение и углубление знаний по туристско-спортивной подготовке; участие в зачетных туристских соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 2-3 класса городского (районного) и областного масштабов; обучение поисково-спасательным работам (ПОР); участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе и эстафетному; участие в многодневном походе; получение спортивных разрядов по туристскому многоборью, спортивному ориентированию и туристскому походу; участие в конкурсных программах слетов: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, туристской песни, туристских самоделок; подготовку организаторов туристского движения, судей соревнований (судей на дистанции, судей-хронометристов, помощника главного судьи этапа на дистанции по туристскому многоборью).
Формы проведения промежуточной аттестации: участие в зачётных соревнованиях, выполнение и подтверждение спортивных разрядов, сдача нормативов по ОФП и СФП. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного многодневного туристского мероприятия - соревнований по туристскому многоборью, слета, похода, сборов.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения -15 человек, второго года - не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. Занятия можно проводить с полным составом группы, но по мере роста опыта занимающихся следует больше внимания уделять групповым (2-3 человека) и индивидуальным занятиям, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация спортсмена-туриста.
2. Учебный план
(общий на три года)
№ | Разделы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | ||
1 | Введение | 2 | - | - | Тест | - | - |
2 | Туристическое многоборье | 69 | 72 | 60 | Участие в соревнованиях, | Участие в соревнованиях, | Участие в соревнованиях, |
3 | Ориентирование на местности | 29 | 23 | 23 | Участие в соревнованиях, | Участие в соревнованиях, | Участие в соревнованиях, |
4 | Основы гигиены и первая доврачебная помощь | 10 | 9 | 9 | Тест | Тест | Тест |
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 36 | 42 | 42 | Сдача контрольных нормативов (приложение1) | Сдача контрольных нормативов (приложение1) | Сдача контрольных нормативов (приложение1) |
6 | Организация проведения походов | 16 | 16 | 16 | ПВД | Контрольный поход | Контрольный поход |
7 | Факультативные занятия | - | - | 12 | - | - | Фотолетопись |
8 | Общее количество часов | 162 | 162 | 162 | | | |
3. Учебно-тематический план
2-й год обучения
№ | Тема Количество часов | |||
|
| Всего | Теория | Практика |
1 | Туристическое многоборье как вид спорта |
|
|
|
1.1 | Классификация видов туристского многоборья | 1 | 1 | - |
1.2 | Нормативные документы по туристскому многоборью | 1 | 1 | - |
1.3 | Техника безопасности и правила поведения туристов-многоборцев на занятиях | 2 | 2 | - |
1.4 | Личное снаряжение туриста-многоборца | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Групповое снаряжение туриста-многоборца | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма» ТПТ |
| - | 20 |
1.7 | Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма» ТПТ |
|
| 16 |
1.8 | Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольный туристский маршрут» КТМ |
|
| 12 |
1.9 | Туристские слёты и соревнования |
|
| 16 |
|
| 72 | 6 | 66 |
2 | Ориентирование на местности |
|
|
|
2.1 | Краткие сведения и правила по спортивному ориентированию | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Условные знаки спортивных карт | 5 | 1 | 4 |
2.3 | Техника ориентирования | 2 |
| 2 |
2.4 | Тактика ориентирования | 2 |
| 2 |
2.5 | Соревнования по спортивному ориентированию | 12 |
| 12 |
|
| 23 | 2 | 21 |
| Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
|
|
|
3.1 | Личная гигиена туриста, профилактика травматизма на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью | 1 | 1 | - |
3.2 | Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи | 4 | 2 | 2 |
3.3 | Приёмы транспортировки пострадавшего | 4 | - | 4 |
|
| 9 | 3 | 6 |
4 | Общая и специальная физическая подготовка |
|
|
|
4.1 | Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности | 1 | 1 | - |
4.2 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма | 1 | - | 1 |
4.3 | Общая физическая подготовка | 25 | - | 25 |
4.4 | Специальная физическая подготовка | 15 | - | 15 |
|
| 42 | 1 | 41 |
5 | Организация и проведение походов |
|
|
|
5.1 | Подготовка к походу | 1 | - | 1 |
5.2 | Краеведение | 10 | 2 | 8 |
5.3 | Организация туристского быта | 2 | - | 2 |
5.4 | Питание в туристском походе | 2 | - | 2 |
5.5 | Подведение итогов похода | 1 | - | 1 |
|
| 16 | 2 | 14 |
| Итого за период обучения | 162 | 14 | 148 |
4. Содержание программы
2-й год обучения
Туристское многоборье как вид спорта
1.1. Классификация видов туристского многоборья
Виды туристского многоборья.
Виды, в которых результат определятся суммой времени прохождения всей дистанции (техника пешеходного туризма личная и командная, соревнования связок, эстафеты).
Виды, в которых результат определяется суммой времени прохождения каждого технического этапа дистанции (контрольно-туристский маршрут).
1.2. Нормативные документы по туристскому многоборью
Единая Всероссийская спортивная классификация. Туристские слеты и соревнования. Правила соревнований и система штрафов по туристскому многоборью на личных, лично-командных, командных дистанциях и контрольно-туристском маршруте. Характеристика дистанций 1-го и 2-го классов. Разрядные требования по туристскому многоборью. Права и обязанности участников. Агитационное значение соревнований.
Значки «Юный турист России», «Турист России».
1.3. Техника безопасности и правила поведения туристов-многоборцев на занятиях
Основы безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на местности по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, при проведении многодневного туристского слета, похода. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Меры личной безопасности в различных ситуациях. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.
Практические занятия
Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях по туристскому многоборью.
Основы правил по технике безопасности при проведении занятий по ориентированию на местности. Контрольное время, границы полигона. Организация поиска условно заблудившихся.
Отработка техники преодоления естественных препятствий, заболоченных участков.
1.4. Личное снаряжение туриста-многоборца
Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения туриста-многоборца. Специальное туристское снаряжение. Снаряжение для занятий ориентированием: компас, планшет, одежда, обувь, вспомогательное снаряжение.
Снаряжение для многодневного слета, похода: одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж.
Понятие о походном снаряжении. Перечень личного снаряжения для многодневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Хранение и использование личного снаряжения.
Практические занятия
Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма: знакомство с различными типами страховочных систем, регулировка и правильное расположение личного снаряжения: (карабинов, рукавиц, прусика самостраховки) на себе. Приведение снаряжения в рабочее или транспортное состояние.
Подбор специального снаряжения для летнего и зимнего периода: проверка комплектности и исправности, транспортировка, подготовка к соревнованиям.
Изготовление и совершенствование личного снаряжения.
1.5. Групповое снаряжение туриста-многоборца
Правила эксплуатации и требования к групповому снаряжению. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатки. Походная посуда для приготовления пищи. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник, топоры, пилы и др. Особенности снаряжения для зимнего похода. Хранение и использование группового снаряжения.
Практические занятия
Маркировка веревок. Подготовка веревок к рабочему состоянию. Проверка комплектности и исправности группового снаряжения. Формирование ремонтного набора,
1.6. Технико-тактическая подготовка вида «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)»
Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Технические этапы дистанций 2-го класса: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения. Учет индивидуальных особенностей занимающихся для выработки более рациональной техники преодоления этапов. Оборудование дистанции. Разметка дистанции, этапов. Границы этапов, контрольные линии.
Практические занятия
Оборудование этапов, разметка дистанции. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде. Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:
без специального туристского снаряжения: подъем по склону с альпенштоком, спуск с альпенштоком, подъем - траверс - спуск с альпенштоком; «маятник»; гать;
с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенными судьями; траверс; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по веревке на самостраховке.
Изучение техники вязания узлов: «двойной проводник», «шкотовый», «стремя», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.
1.7 Технико-тактическая подготовка вида «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)»
Понятие о тактике. Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Тактика личного прохождения различных этапов в команде, в связке. Тактика сквозного прохождения дистанций и работы всей команды на всех этапах. Распределение обязанностей между членами команды.
Практические занятия
Знакомство с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах. Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники прохождения различных технических этапов по различным тактическим схемам. Выбор оптимальных вариантов работы на этапе (наиболее скоростных, при минимально возможных штрафах). Отработка навыков работы на дистанциях по заранее разработанным тактическим схемам прохождения дистанции командой (последовательность преодоления каждым участником отдельных этапов). Формирование умений внесения корректив в разработанные и оговоренные схемы при возникновении внештатных ситуаций:
без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; подъем и спуск по склону с альпенштоком; вязание узлов; «маятник»; гать; оказание медицинской доврачебной помощи;
с использованием специального туристского снаряжения: организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по перилам, наведенным судьями.
Изучение техники вязания узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», « брамшкотовый ».
Штрафы за совершенные ошибки.
1.8. Технико-тактическая подготовка вида «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)»
Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов контрольно-туристского маршрута. Тактика индивидуального прохождения различных этапов в команде. Тактика работы всей команды на отдельных этапах. Распределение обязанностей между членами команды.
Организация командной страховки (способы страховки: верхняя, нижняя и пр.). Понятия «страхующий» и «страхуемый». Крепление вертикальных перил на подъеме и спуске. Подготовка перил для снятия (одергивания) с целевого берега. Организация самостраховки на вертикальных перилах. Штрафы за совершенные ошибки на этапах.
Практические занятия
Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением. Организация сопровождения. Наведение перил. Формирование навыков по организации страховки и самостраховки. Осуществление перехода от страховки к самостраховке и от самостраховки к страховке. Переправа первого участника на подъеме.
Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:
без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; оказание первой доврачебной помощи;
с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс на самостраховке; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа через реку вброд по веревке;
с наведением сопровождения: организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; организация сопровождения и переправа через реку вброд по веревке на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями;
с наведением перил: подъем с самостраховкой с наведением перил; спуск с самостраховкой с наведением перил.
1.9. Туристские слеты и соревнования
Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей. Организация туристского быта на соревнованиях.
Практические занятия
Зачетные соревнования по туристскому многоборью. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью школьного и городского (районного) масштабов наличных, лично-командных и командных дистанциях.
Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни, в конкурсе туристских самоделок.
Ориентирование на местности
2.1. Краткие сведения, правила по спортивному ориентированию
Ориентирование по выбору (туристское). Условия. Правила соревнований ориентирования по выбору. Контрольное время. «Стоимость» КП. Подведение результатов.
Практические занятия
Знакомство с картографическими и видеоматериалами соревнований ориентирования по выбору.
Действия участника на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.
2.2. Условные знаки спортивных карт
Виды условных знаков. Масштабные, внемасштабные, линейные, площадные знаки. Группы условных знаков: населенные пункты, гидрография, дороги, растительный покров. Рельеф, виды горизонталей, высота сечения. Изображения различных форм рельефа (гора, вершина, хребет, лощина).
Практические занятия
Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию. Изучение на местности изображения реальных объектов. Знакомство с различными формами рельефа.
2.3. Техника ориентирования
Компас, типы компасов, устройство, правила обращения с компасом. Чтение карты, определение азимута движения по карте, движение по азимуту, измерение расстояния по карте, измерение расстояния на местности, определение сторон горизонта, прямая и обратная засечка, техника бега, техника «взятия» КП, техника подхода и ухода с КП, отметка на КП.
Практические занятия
Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, нахождение ориентиров по заданному азимуту, движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты по объектам местности. Ориентирование на маркированной трассе.
2.4. Тактика ориентирования
Понятие о тактике: выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Тактические командные действия на соревнованиях. Выбор рационального пути для нахождения КП. Действия участника на последних минутах контрольного времени. Подсчет результата участника с учетом превышения контрольного времени.
Практические занятия
Тактические действия на дистанции при выборе пути движения. Отработка действий участника на дистанции на последних минутах контрольного времени.
2.5. Соревнования по спортивному ориентированию
Положение о соревнованиях, условия проведения соревнований.
Техническая информация. Стартовые параметры: номер, стартовая
минута, местонахождение старта и финиша.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию школьного и городского (районного) масштабов.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь
3.1. Личная гигиена туриста, профилактика травматизма на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью
Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание на занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания.
Практические занятия
Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
3.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Оказание помощи при травмах. Способы иммобилизации пострадавшего. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран при кровотечениях. Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах; при простудных заболеваниях; при укусах насекомых и пресмыкающихся; при пищевых отравлениях.
Практические занятия
Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обеззараживание питьевой воды различными способами.
3.3. Приемы транспортировки пострадавшего
Переноска пострадавшего при травмах различной локализации. Орга-низация транспортировки и переноски пострадавшего в зависимости от характера и места получения травмы, его состояния, количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках, переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Практические занятия
Изготовление носилок, волокуш, отработка навыков переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Общая и специальная физическая подготовка
4.1. Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на
укрепление здоровья, повышение работоспособности
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система, сердце и сосуды. Дыхание. Органы пищеварения. Нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Совершенствование функций организма человека под воздействием занятий туристским многоборьем.
4.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Режим питания.
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
4.3. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Легкая атлетика
Бег на дистанции 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки - 2000 м, мальчики - 2500 м; бег по пересеченной местности (кросс) 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.
Подвижные игры и спортивные игры
Баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.
Гимнастические упражнения
Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, в группировке, перекаты, стойка на лопатках, мост.
Лыжный спорт
Изучение попеременного и одновременного способов ходьбы на лыжах, изучение техники поворотов на месте и в движении, прохождение на лыжах дистанции 1500 м, 3000 м на время, катание с гор, спуски и подъемы на склонах различной крутизны, повороты и торможение во время спусков. Ложные падения.
Плавание
Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, заплывы на 25 м, 50 м на время.
Скалолазание
Индивидуальное лазание по скальным стенкам на скорость и сложность; страховка партнера.
4.4. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие выносливости
Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности на дистанции от 2,5 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 3 до 5 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 300 м. Бег с изменением скорости, темпа и продолжительности в различных условиях местности.
Бег по дистанции «Техника пешеходного туризма» в среднем темпе до 300 м, с преодолением не менее 5 технических этапов.
Упражнения на развитие быстроты
Бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия. Лазание по канату на скорость.
Преодоление этапа «Параллельная переправа» (15-20 м) с максимальной скоростью с интервалами отдыха - 4-6 раз. Преодоление этапа «Подъем» (20 м) - 4-6 раз.
Упражнения для развития ловкости
Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движений. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне.
Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Переправа по бревну через канаву; переправа по качающемуся бревну. Расхождение двух участников на одном бревне.
Командное прохождение этапов «Параллельная переправа», «Гать», «Кочки».
Упражнения для развития силы
Подтягивание на перекладине: мальчики - на высокой, девочки - на низкой. Брусья: сгибание, разгибание рук в упоре.
Сгибание и разгибание рук в упорах. Приседание на одной и двух ногах. Упражнения с отягощениями. Перетягивание каната.
Подтягивание, поднимание ног из положения в висе на натянутых веревочных перилах. Конкурсы на натянутых веревочных перилах: «Кто самый сильный?», «Рукоход», «Переправа без снаряжения».
Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц
Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Скалолазание на искусственном и естественном рельефе.
Организация проведения походов
5.1. Подготовка к походу
Туристский поход - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Определение цели и района похода. Самостоятельное распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута.
Практические занятия
Изучение района похода: изучение литературы, карт, маршрута, отчетов о походе. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения.
5.2. Краеведение
Рельеф, реки, полезные ископаемые. Административное деление края. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Транспортные магистрали.
Охрана природы, исторические и памятные достопримечательности.
Видео- и фотосъемка в туристском походе.
Практические занятия
Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей.
5.3. Организация туристского быта
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение в них вещей. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Организация ночлега. Поведение на водоемах.
Практические занятия
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
5.4. Питание в туристском походе
Значение правильного питания в походе. Организация питания в многодневном походе. Самостоятельное составление меню и списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Практические занятия
Составление графика дежурств. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
5.5. Подведение итогов похода
Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Обработка собранных материалов.
Практические занятия
Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Отчетный вечер. Оформление спортивных разрядов участникам поход
5. Календарный учебный график
Месяцы | Итого | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
18 | 20 | 18 | 18 | 16 | 18 | 20 | 18 | 16 | 162 |
6. Оценочные материалы
Диагностика проводится два раза в год в форме зачётных занятий при участии обучающихся в соревнованиях различного уровня.
Кроме того, уровень физической подготовленности обучающихся на каждом году обучения определяется посредством сдачи контрольно-переводных нормативов предусмотренных данной программой.
Контрольные упражнения, определяющие общую физическую подготовку спортсмена:
- Бег, 1000 метров (мин, сек). Тест предназначен для определения выносливости;
- Подтягивание в висе на перекладине (количество повторений). Контрольное упражнение позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса;
- Приседание на одной ноге (количество повторений). Контрольное упражнение позволяет оценить силу мышц разгибателей бедра и голени.
Таким образом, перечисленные упражнения охватывают широкий спектр механизмов и двигательных возможностей человека, уровень функционирования которых в значительной степени определяет общую физическую подготовленность спортсменов по спортивному туризму. Приложение 1
7. Методические материалы
1. Программы дополнительного образования туристско-краеведческого и физкультурно-спортивного направления:
Программы дополнительного образования детей. Вып.5. Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2 ч. Автор-составитель Ю.М. Лагусев, А.И. Зорин, Д.В. Смирнов; под общ. ред. Д.В. Смирнова. М.: Советский спорт, 2003.
Программы дополнительного образования детей. Вып.4. Оздоровительно-познавательный туризм. Автор-составитель Д.В. Смирнов.- М.: Советский спорт, 2002.
Программы для системы дополнительного образования детей. Спортивное ориентирование. Для объединений дополнительного образования детей. Лукашов Е.В., Ченцов В.А., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристских соревнований. Константинов Ю.С., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
Программы для системы дополнительного образования детей. Юные туристы-спасатели. Дрогов И.А., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
Программы для системы дополнительного образования детей. Туристы-проводники. Константинов Ю.С., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
Программы для системы дополнительного образования детей. Инструкторы туризма. Маслов А.Г., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Программы для системы дополнительного образования детей. Юные туристы-многоборцы. Махов И.И., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2007
2. Разработки занятий, мастер классов ( приложение 2)
Список литературы для обучающихся:
Алабина В.Г., Кривоносова М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М.: ФиС, 1981.
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: ФиС, 1983.
Азимут. Журнал Федерации спортивного ориентирования России.
Бернштейн НА. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.
Васильева ЗА., Любинская С.М. Резервы здоровья. - Л.: Медицина, 1982.
Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников: Метод, рекомен-дации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1979.
Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие. - М.: ФСО РФ, 1998.
Вяткин Л А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Пешеходный туризм: Туризм и спортивное ориентирование. М., 2001.
Гогулан М.Ф. Законы здоровья. - М.: Советский спорт, 1998.
Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС, 1991.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983.
Карелин АА Психологические тесты. - М.: Владос, 1999.
Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. - М.: ФиС, 1990.
Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: Учебно-метод. посо¬бие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Константинов Ю.С. Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Учебно-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.: ФиС, 1984.
Кошельков С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Лукоянов П.И. Снаряжение для спортивного туризма: Самодельное ту¬ристское снаряжение. М.: ФиС, 1986.
МасловА.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Шко¬ла безопасности»: Методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
МасловА.Г., Константинов Ю.С.,Дрогов И А. Полевые туристские ла¬геря. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко ВА., Серова Л.К. Методы психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984.
Михайлов Б. А., Федотова А. А., Федотов Ю. Н. Физическая подготов¬ка туристов: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
Моргунова Т.Л. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ори¬ентированию. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. - М.: ФиС, 1989.
Основы безопасности в пешем походе: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Останец АА. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2001.
Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции: Вопросы безопасности. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи / Сост. Ю.С.Константинов, С.В.Усков. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Спортивный туризм: Учеб. пособие /Под ред. С.П.Евсеева, Ю.Н.Федотова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.
Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Под ред. Ж.К.Холодов В.С.Кузнецов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000..
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ
Общие требования безопасности.
1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
- при несоответствии одежды условиям занятий;
- отсутствие разминки;
- при нахождении в зоне срыва участника, падения снаряжения;
- при неправильном выполнении самостраховки или страховки или её отсутствие на опасных участках; при не выполнении правил и условий занятий по самостраховке или страховке,
- отсутствие на опасных участках судейской страховки;
- при нарушении дисциплины (самодисциплины) поведения на занятиях.
Требования безопасности перед началом занятий.
1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2. Проверить личное и групповое снаряжение на предмет механических или иных повреждений.
3. Внимательно выслушать задание и меры безопасности преподавателя.
5. Ознакомиться с программой занятия.
6. Провести разминку.
Требования безопасности во время занятий.
1. Правильно выполнять технико-тактические действия (в соответствии с правилами, условиями занятия, требованиями безопасности).
2. Выполнять все замечания преподавателя по подготовке и на дистанции по устранению ошибок, влекущих за собой нарушение мер безопасности на дистанции.
3. Если обнаружите нарушения /разрушения/ в состоянии искусственного рельефа, мест крепления станций, мест самостраховки, страховки - немедленно сообщите об этом преподавателю.
4. При страховке внимательно следить за действиями страхуемого, быть готовым в любой момент среагировать на его срыв.
5. Не находиться под участником, выполняющим подъём, спуск (в зоне падения при срыве, в зоне падения снаряжения).
7. Подсказывать другим учащимся о недостатках в его снаряжении (могущих привести к возникновению опасной для здоровья ситуации) или неправильном (небезопасном) выполнении технико-тактического приёма.
8. Не покидать места занятий без разрешения преподавателя.
9. Соблюдать дисциплину и этику поведения во время занятий.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При плохом самочувствии прекратить выполнение заданий и сообщить об этом преподавателю.
2. При получении травмы, немедленно сообщить об этом преподавателю Прекратить движение по дистанции, оказать ДМП, обратиться к врачу по возможности, если необходимо - вызвать скорую помощь.
Требования безопасности по окончании занятий.
1. Сообщить преподавателю о выполнении задания.
2. Убрать личное и групповое снаряжение в места для его хранения, при обнаружении его повреждения, сообщить об этом преподавателю.
3. Покинуть место проведения занятия - с разрешения руководителя или вместе с ним.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ И ИНВЕНТАРЯ (на 15 человек)
Веревка основная (50 м) 4 шт.
Веревка основная (40 м) 6шт.
Веревка основная (25 м) 4 шт.
Веревка вспомогательная (60 м) 2шт.
Петли прусика (веревка 6 мм) 15шт.
Система страховочная (грудная обвязка, беседка) 15шт.
Рукавицы для страховки и сопровождения 15 пар.
Карабины с закручивающейся муфтой 10 шт.
Карабины с полуавтоматически закручивающейся 12 шт.
муфтой
Карабины с автоматически закручивающейся муфтой 30 шт.
Альпеншток 8шт.
Блоки и полиспаст 4 шт.
Сдвоенная петля самостраховки (диаметром 10 мм) 3 шт.
Жумар 2шт.
Устройство для спуска по вертикальным 8шт.
перилам типа «лепесток», «восьмерка», «рамка»
Аптечка медицинская в упаковке 1 шт.
Накидка от дождя 15шт.
Компас жидкостный для ориентирования 15шт.
Курвиметр 2 шт.
Лыжи 15 пар.
Лыжные палки 15 пар.
Лыжные ботинки 15 пар.
Мази лыжные 15 шт.
Планшеты для зимнего ориентирования 15шт.
Призмы для ориентирования на местности 10шт.
Компостеры для отметки прохождения КП 10 шт.
Секундомер электронный 2 шт.
Электромегафон 1 шт.
Радиостанции портативные 3 шт.
Костровое оборудование 1 шт.
Каны (котлы) туристские 2 компл.
Спальники 15 шт.
Палатки туристские походные 5 шт.
Коврики 15шт.
Рюкзаки 15 шт.
Топор походный 2шт.
Тент 2шт.
Ремонтный набор 1 шт.
Учебные видеокассеты компл.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи / Сост. Ю.С.Константинов, С.В.Усков. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Спортивный туризм: Учеб. пособие /Под ред. С.П.Евсеева, Ю.Н.Федотова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.
Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Под ред. Ж.К.Холодов В.С.Кузнецов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В.И.Ганопольский. - М.: ФиС, 1987.
«Туристское многоборье (школа высшего спортивного мастерства)» (Г.Н. Егорова, Ю.С. Пятаков, 2012 г.);
Экспериментальная дополнительная образовательная программа общефизической подготовки, учебно-тренировочной работы и спортивного совершенствования «Спортивный туризм» (Г.Н.Егорова, 2006 г.);
«Программа комплексной туристской подготовки» (В.А. Кропочев, 1998 г.);
«Юные судьи туристских соревнований» (Ю.С. Константинов, 1999 г.);
«Спортивный туризм: туристское многоборье» (Д.В.Смирнов, 2003 г.);
«Туристы-водники» (В.В.Титов, 1976 г.);
«Юные туристы-спелеологи» (С.Н.Талызов, Ю.С.Константинов, 2004 г.);
«Спортивное ориентирование» (Ю.С. Воронов, Ю.С. Константинов, 1999 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Ф.И.О. | Год обучения | длина тела (рост), см | масса тела (вес), кг | обхват груди (ОКГ). см | мышечная сила кисти, кг | Бег 1000 м. мин.сек | Подтягивания раз. | Приседание на одной ноге Раз. | уровень подготовленности |
Норматив: Юноши Девушки | 1 |
|
|
|
| 5 мин.00 сек. 6 мин.00 сек | 5 раз. 3 раз | 3 раз. 2 раз. |
|
Норматив: Юноши Девушки | 2 |
|
|
|
| 4 мин.30сек 5 мин 30 сек. | 7 раз. 4 раз | 5 раз. 4 раз. |
|
Норматив: Юноши Девушки | 3 |
|
|
|
| 4 мин 00 сек. 5 мин 00 сек. | 10 раз. 6 раз | 8 раз. 6 раз. |
|
Норматив: Юноши Девушки | 4 |
|
|
|
| 3 мин 45 сек. 4 мин 30 сек. | 15 раз. 8 раз | 10 раз. 8 раз. |
|
Норматив: Юноши Девушки | 5 |
|
|
|
| 3 мин 30 сек. 4 мин 00 сек. | 20 раз. 10 раз | 12 раз. 10 раз. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
34