Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок»
Принято на педагогическом совете МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» Протокол №__ от «_____»_____20___г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» __________Мацюк Г.И. |
Дополнительная общеразвивающая
программа «Всезнайка»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Исаченко Л.С.,
ст. воспитатель
Юрга, 2017
I. Целевой раздел Программы.
Пояснительная записка.
В последние годы резко обострилась проблема подготовленности к школе детей из разных социальных групп населения, довольно остро встала проблема предшкольного образования. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для реализации этой задачи на базе МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №18 «Теремок» была создана группа кратковременного пребывания «Всезнайка».
Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайка» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Содержание Программы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, целям и задачам основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок».
Чтобы помочь детям подготовиться к школьному обучению, разработана данная Программа. Программа предусматривает организацию работы с детьми на основе игровой деятельности и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособление к учебной (а не игровой) деятельности. У детей не готовых к обучению слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Главным результатом работы группы детей кратковременного пребывания следует считать:
– развитие творческо-активной личности ребёнка, способного владеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
–обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; – активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- возможность рационального использования помещений ДОУ и оказания дополнительных услуг;
- повышение рейтинга ДОУ.
Актуальность Программы.
Необходимость организацией группы кратковременного пребывания обусловлена тем, что 35 % детей нашего микрорайона приходили в школу, минуя дошкольное образовательное учреждение. Большинство этих детей испытывают в школе проблемы в общении со сверстниками, учителями.
Преимуществом такой группы является то, что при отсутствии возможности организовать её на бюджетном финансировании, её можно организовать и на платной основе; содержание образовательного процесса может изменяться в зависимости от желания родителей. Группа кратковременного пребывания может частично решить проблему социализации детей.
Цели и задачи Программы
Цель данной программы: обеспечение полноценного развития детей, не посещающих ДОУ, их социализация в коллективе сверстников и взрослых; оказание помощи родителям в овладении теоретических знаний по вопросам воспитания и развития детей, в умении применить на практике свои знания.
В ходе достижения цели Программы решаются задачи:
Развивать в детях любознательность, желание познавать.
Формировать коммуникативные качества и обеспечения освоения ребенком социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению;
Развивать эстетический вкус и творческие способности ребёнка.
Создать условия для получения детьми ярких положительных эмоций.
Укреплять партнерские взаимоотношения между родителями и детьми.
Принципы, положенные в основу Программы.
принцип деятельности обеспечивает всестороннее развитии детей;
принцип минимакса обеспечивает индивидуальный путь развития каждого ребёнка;
принцип комфортности обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей;
принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между всеми степенями обучения.
Основными принципами совместной деятельности являются:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
системность и плановость;
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность.
Основным направлением образовательного процесса в рамках группы кратковременного пребывания является художественно – эстетическое развитие детей. Основными организационными формами являются:
- музыкальные занятия, разнообразные по структуре и содержанию;
- занятия по изобразительной деятельности;
- театрализованные игры;
-развитие речи;
- развлечения и праздники.
- взаимодействие с родителями как участниками образовательных отношений.
Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно - исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), коммуникативная, а также деятельность по самообслуживанию. Особое место в программе уделяется организации общения с детьми самостоятельной деятельности по интересам.
Организация содержания образования Образовательная деятельность | Количество занятий в месяц |
«Путешествие в прекрасное» | 4 |
«Здравствуй, мир!» | 4 |
«По дороге к Азбуке» | 4 |
Изобразительная деятельность | 4 |
Детские праздники и развлечения проводятся не реже 1 раза в месяц. Лепка, конструирование и моделирование из природного материала проводятся в индивидуальной форме с учетом интересов детей в свободное от занятий время.
Диагностика развития детей проводится в начале и в конце учебного года психологом и воспитателем. Результаты диагностики фиксируются в индивидуальных картах развития детей.
Программа рассчитана на учебный год при условии посещения ребёнком не менее 32 часов в месяц.
Важнейшим моментом является организация развивающей предметно-пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития). В групповом помещении выделены рабочая часть для образовательной деятельности и пространство для свободной деятельности. Есть зоны для сюжетно-ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, рисования, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг.
Педагог должен: - исключить жестко регламентированное обучение школьного типа, привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и форме деятельности;
- строить отношения взрослого с детьми на принципах равного партнерства;
- обеспечивать двигательную активность детей;
- использовать многообразные формы организации обучения, включающие разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- создать развивающую предметно-пространственную среду, функционально моделирующую содержание детской деятельности и инициирующую ее;
- широко использовать методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
- вводить в обучение элементы проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использовать игровые приемы, игрушки; создавать эмоционально значимые для детей ситуации;
- формировать детское сообщество, обеспечивающее каждому ребенку чувство комфортности и успешности;
- реализовывать в образовательном процессе дифференцированный подход по нескольким направлениям;
- организовывать многоуровневую функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
- обеспечивать гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).
Предполагаемые результаты реализации Программы.
В ходе реализации данной программы дошкольники имеют возможность:
Узнать:- о природных явлениях и явлениях общественной жизни;- о правилах поведения в общественных местах;- о строении своего тела;- о растительном и животном мире; - об образе жизни людей;- о народных праздниках;- о нашем городе.
Научатся: - общаться со взрослыми и сверстниками; - вести беседу, прислушиваться к мнению других, радоваться и огорчаться;- разыгрывать речевые ситуации; -обыгрывать художественные тексты (потешки, стихи, отрывки из сказок и т.п.); -играть со своими сверстниками; -ухаживать за растениями; -устанавливать простые причинно – следственные связи; -соотносить явления действительности с их отражением в произведениях литературы, живописи; -различать мелодию, аккомпанемент; -различать музыкальные произведения по характеру музыки; -импровизировать под музыку»; -элементарным приемам рисования гуашью акварелью, приемам лепки; -работать с природным материалом.
Овладеют: - навыками связной речи; - совместной деятельностью;
-навыками речевого этикета; - навыками рисования, моделирования из бумаги; - навыками слушания.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
II. Содержательный раздел Программы.
Примерный тематический план Программы.
Раздел «По дороге к Азбуке»
Возраст 6 – 7 лет
Задачи: Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения. Развитие наглядно-образного и формирование словестно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения. Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения моделирования, конструирования. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия. Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека. Развитие умений говорения и слушания. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка. Развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением. Развитие звуковой культуры речи. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Задачи:
1.Звуки:
Понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
Акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение звука в слове;
Звуковой анализ состава слогов и слов;
«Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений;
2. Слоги:
понятие «слог», слоговой анализ слов;
подбор слов на заданное количество слогов;
выделение в словах первого и последнего слогов;
подбор слов на заданный слог;
составление прямых и обратных слогов.
3. Слова:
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
составление слова из звуков и слогов, из первых (последних)звуков или слогов в название картинок;
изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлениям к другим словам;
восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4. Буквы:
знакомство с буквами;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
согласные и гласные буквы;
соотнесение букв и звуков.
5. Связная устная речь:
обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
обучение составления предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
обучение подробному пересказу текста;
обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов.
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
выявления признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
выделение одинаковых предметов из группы предметов;
выделение лишнего предмета;
объединение различных предметов в группы;
выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
«По дороге к Азбуке»
Сентябрь | Звуки и буквы |
| Слова. звуки |
| Звук [А] |
| Звук [О] |
Октябрь | Звук [Э] |
| Звук [И] |
| Звук [Ы] |
| Звук [И] - [Ы] |
Ноябрь | Звук [У] |
| Гласные звуки |
| Звук [М]. Согласные звуки. Слоги |
| Звук [М’’]. Твердые и мягкие согласные |
Декабрь | Звук [Н] |
| Звук [Н’’] |
| Звук [П] |
| Звук [П’’] |
Январь | Звук [Т] |
| Звук [Т’’] |
| Звук [К] |
| Звук [К’’] |
Февраль | Звук [Х] |
| Звук [Х’’] |
| Звук [К] - [Х], [К’’] - [Х’’] |
| Звук [Ф] |
Март | Звук [Ф’’] |
| Звук [й’’] |
| Дружные звуки. Звук [й’’О] |
| Звуки [й’’У] |
Апрель | Звуки [й’А] |
| Звуки [й’Э] |
| Звуки [й’Э], [й’’О], [й’’У], [й’А] |
Раздел «Изобразительная деятельность»
Возраст 6 – 7 лет
Задачи: упражнять детей в смешивании красок и классификации цветов и оттенков. Дать понятие «колорит». Познакомить с приемами рисования по мокрому слою бумаги с пространственной перспективой. Упражнять в использование приема цветового контраста, учить рисовать простым карандашом, штриховать, изображая фактуру. Подводить к пониманию преимущества совместной деятельности. Развивать воображение детей. Побуждать к овладению приёмами лепки предметов, состоящих из нескольких частей, добиваясь изящества формы. Учить детей украшению вылепленных изделий приемом скатывания, вдавливания, налепов.
Сентябрь «Воспоминания о лете» (материал по выбору) «Румяные яблочки на ветке» (гуашь) «Дождливый денек» (акварель) «Листопад» (гуашь) |
Октябрь «Осенняя пора» коллективная работа (гуашь) 2 занятия «Буква, с которой начинается мое имя» (керамическое тесто, роспись) 2 занятия |
Ноябрь «Заколдованные комочки» (лепка) «Волк и семеро козлят» коллективная работа (лепка) 2 занятия «Иллюстрация к сказке «Маша и медведь» (гуашь) |
Декабрь «Волшебный мир ночи» (гуашь) «Приглашение на новогодний праздник» (гуашь) 2 занятия «Символ года» (лепка) |
Январь «Тепло - холодно» (гуашь) «Чудо - юдо» (лепка по сказке – малышке) «Добрый волшебник» (гуашь) «Любимый сказочный герой» (лепка) |
Февраль «Красивая бабочка» (гуашь, монотипия) «Дымковский индюк» (гуашь, роспись) «Пингвин» (лепка) «Подарок для папы» (лепка) |
Март |
«Поздравительная открытка для мамы» «Добрый Змей Горыныч» (гуашь) «Букет вербы» (восковые мелки, цветная тушь) «Игрушки – сувениры» (лепка) |
Апрель «Весна на лесной опушке» коллективная работа (гуашь) 2 занятия «Ветка цветущего дерева в вазе» (гуашь) 2 занятия |
Раздел «Здравствуй, мир!»
Возраст 6-7 лет
| Тема | Задачи |
| | Сентябрь |
1 | Приглашение к путешествию | Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в различных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре. |
2 | Береги себя! | Уточнить и расширить представление детей о доме – жилище человека, учить видеть приметы времени. Расширить представление детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать |
3 | Если хочешь быть здоров! | Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах. Дать представление об устройстве и функционировании человеческого организма. Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим. |
4 | Книги в дорогу | Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову, воспитывать бережное отношение к книге. |
5 | «Уж небо осенью дышало…» | Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их. Продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений. Познакомить с природными особенностями. |
6 | Район, в котором ты живешь | Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города, улицы; развивать символическую функцию. Мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления плана (условными обозначениями); развивать умение наблюдать и описывать. |
7 | Помощники в путешествии: карта и глобус | Познакомить детей с глобусом - моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. |
8 | Выбираем транспорт | Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей; уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах. |
9 | Путешествие на Северный полюс | Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействий живых организмов со средой обитания; развивать у детей способствовать наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки. |
10 | Путешествие в тундру | Познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
11 | Жители тундры | Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей; воспитывать уважение к людям другой культуры. |
12 | Путешествие в тайгу | Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия». |
13 | Путешествие в смешанный лес | Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; расширять представление детей о значимости леса. |
14 | «Идет волшебница зима…» | Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре. |
15 | В гости Городецким мастерам | Познакомить детей с особенностями изделий Городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. |
16 | Путешествие к мастерам Хохломы | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. |
17 | На каникулы в Москву | Расширять представления детей о Москве; продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем. |
18 | Театры и музеи Москвы | Познакомить детей с Большим театром, Государственной Третьяковской галереей, приобщать детей к русской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса. |
19 | «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» | Познакомить детей с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре. |
20 | В гости к дымковским мастерам | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. |
21 | Филимоновская игрушка | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушкой, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. |
22 | История русского костюма | Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре. |
23 | Ярмарка | Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями; воспитывать интерес к фольклору. |
24 | Весна в степи | Познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; воспитывать чувство эмпатии к родной природе. |
25 | Широкая Масленица! | Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества. |
26 | Откуда хлеб пришел | Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить с тем, как это делалось в старину. |
27 | «Широка страна моя родная!» | Дать детям представление о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление детей об особенностях географического положения России. |
28 | Путешествие в Африку | Дать детям элементарные представление об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. |
29 | Путешествие в Австралию и Антарктиду | Дать детям элементарные представление об особенностях географического положения Австралии и Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. |
30 | Путешествие в Америку | Дать детям элементарные представление об особенностях географического положения Америки; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. |
31 | Зоопарк | Закреплять представление детей о многообразии животного мира Земли; развивать способность анализировать, делать выводы; дать детям представление о возникновении звука, о способах его передачи и приема. |
32 | Викторина «Что? Где? Когда? | Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе. |
Раздел «Путешествие в прекрасное»
Возраст 6 – 7 лет
| Тема | Задачи |
Сентябрь | Перед экскурсией | Рассказать о музеях и их роли в жизни общества |
| Художник и жизнь. Звук и отражение | Дать представление о способах отражения жизни в искусстве; музыке как виде искусства. |
| Художник и жизнь. Звук и отражение | Дать представление о способах отражения жизни в искусстве; музыке как виде искусства. |
| Человек в искусстве | Дать представление об изображении человека в искусстве. |
Октябрь | Характер человека в искусстве | Знакомить детей с произведениями искусства, в которых человек является частью окружающего нас мира. |
| Выразительность и изобразительность | Познакомить с понятием «выразительность» и «изобразительность» в произведениях искусства, рассказать об их особенностях. |
| Загадки | Познакомить с особенностями загадок, как жанром народно- поэтического творчества. Учить воспринимать иносказательный смысл загадок, описывающих предмет. Развивать сообразительность. |
| Человек в мире вещей | Познакомить с произведениями живописи, вписанными в жанре «натюрморт». |
Ноябрь | Живая и неживая природа | Познакомить с жанром «натюрморт». |
| Мама | Познакомить с особенностями изображения образа матери в произведениях различных видов искусства. |
| Правда и вымысел | Познакомить с особенностями построения сказки. |
| Мудрость добра | Познакомить с русскими народными сказками. Показать великое значение рнс, её жизненной мудрости, победы добра. |
Декабрь | Иносказания | Знакомить с русскими народными сказками. Познакомить с литературным приёмом, в который заключён скрытый смысл, иносказание. |
| Готовимся к празднику | Познакомить с празднованием Рождества и Нового года на Руси. |
| Прекрасное рядом | Учить видеть прекрасное в произведениях искусства разных жанров. Испытывать определенные чувства, возникающие под влиянием сюжетов произведений искусства. Находить аналогию в жизни и в природе. |
Январь | Действительность и изображение | Знакомить с изображением окружающего нас мира в произведениях искусства разных видов. Знакомство с пейзажем. |
| Вечность и бесконечность | Продолжать знакомить с жанровым своеобразием изображения окружающего мира в произведениях различных видов искусства. |
| Прошлое настоящее | Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки. |
| Театральная мастерская | Продолжить знакомство с былинами, героями – богатырями, их доспехами, атрибутами через театральную деятельность. |
Февраль | Что? Кто? | Продолжать знакомить с натюрмортом. Закреплять понятие. |
| Поющая тишина | Знакомить с жанровым своеобразием изображения окружающего мира в произведениях различных видов искусства. |
| Двухмерность и трехмерность | Дать представление о двухмерности произведений живописи и трехмерности произведений скульптуры. |
| Объемный пейзаж | Учить составлять объемные композиции на плоских деталях. |
Март | Мой город | Познакомить с архитектурой города, в котором они живут. |
| У каждого свой голос (ч.I) | Знакомить с голосами различных музыкальных инструментов (в природе). |
| У каждого свой голос (ч.II) | Знакомить с голосами различных музыкальных инструментов (в стихах). |
| Сюжет | Дать представление о сюжете, передающем содержание произведения искусства. Познакомить с категорией «трагического» в искусстве. |
Апрель | Художественная мастерская. Движения в искусстве | Знакомить с различными видами натюрмортов. Самостоятельно делать несложные натюрморты, аппликации. Познакомить с понятием «движение» в различных видах искусства: живописи, музыке, поэзии. |
| Искусство в жизни. Театральная импровизация | Вызвать у детей интерес к беседе об искусстве и его значении в жизни человека. Учить импровизировать в различных театральных формах на основе небольших фрагментов сюжета, изображенных на рисунках в тетради. |
Методика проведения занятий. Форма проведения занятий.
Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, дидактический материал), сопровождаются вербальным материалом. На занятиях используются игровые приемы. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. При реализации данной программы используются следующие формы работы:
- игровые и воображаемые ситуации, беседы, просмотр презентаций, элементы творчества и новизны, экскурсии;
- придумывание сказок, рассказов, историй, загадок и т. д., игры и упражнения, направленные на развитие связной речи;
- метод пластилинографии;
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- проблемные ситуации;
- мотивирование детской деятельности;
- исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);
- прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
Занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:
- организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
- регулирование степени утомляемости за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
- выбор оптимального темпа работы;
- контроль соблюдения правильной осанки, положения карандаша, кисти и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
- использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития детей.
Методы проведения занятий.
Методы проведения занятия должны обеспечивать взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих разномодальных заданий. Например, любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий ее выполнения, предполагает развитие памяти. Задания на развитие внимания могут включать в себя упражнения с элементами соревнования.
В процессе занятия детям следует оказывать дозированную помощь (например, задавать наводящие вопросы), хвалить и поощрять их.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями педагоги строят в соответствии с индивидуальными особенностями каждой семьи, их интересами и потребностями. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Педагог при реализации программы учитывает не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.
Формы индивидуальной работы с родителями:
1. Демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу.
2. Наблюдение родителей за ребенком на занятиях специалистов с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.
3. Выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.
4. Рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.
III. Организационный раздел Программы.
Режим работы группы может быть гибким. Время организованной работы с детьми, их свободной деятельности определяет сам педагог, учитывая сезон, состояние погоды. Важно так организовать режимные моменты, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе. В связи с тем, что в образовательном учреждении для групп кратковременного пребывания детей отводятся отдельные помещения, возможна организация работы в 2 смены: группа утреннего, вечернего пребывания.
Примерный режим дня группы утреннего пребывания
08.00 – 08.45 | Прогулка |
09.20 – 10.20 | Занятия |
10.20 – 11.20 | Самостоятельные игры |
11.20 – 12.00 | Уход детей |
Примерный режим дня группы вечернего пребывания
15.00 – 16.00 | Прогулка, приход детей |
16.00 – 17.00 | Занятия |
17.00 – 18.30 | Самостоятельные игры |
18.30 – 19.00 | Уход детей |
Организация занятий
Варианты чередования видов деятельности в условиях кратковременного пребывания детей могут быть разнообразными. Но при этом необходимо следить, чтобы объем образовательной нагрузки соответствовал установленным нормам. Так, максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 5,5 до 7 лет составляет 16 занятий. Продолжительность 1 занятия — 25 минут, перерывы между занятиями — не менее 10 минут (но не более 3 занятий).
Мониторинг по Программе.
Мониторинг проводится два раза в год:
- первичный - его цель - выявить уровень развития ребенка для определения основных направлений работы с ним;
-заключительный - его цель - выявить уровень развития ребенка для определения результативности работы и выработки рекомендаций родителям для дальнейшей работы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе.
Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогом группы. Методологическая основа педагогической диагностики «Практикум по детской психологии» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
балл — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат | Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т. ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным | Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается га переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей | Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор | Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет | Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила | Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Образовательная область «Речевое развитие»
| Ф.И.О. ребенка | Называет некоторые жанры «детской литературы» имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст | Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине | Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность | При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Проявляет познавательный интерес в быту и н организованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов | Знает свои имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение | Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России | Может назвать некоторые достопримечательности родного города /поселения | Имеет представление о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времен года, смена дня и ночи) | Знает и называет зверей, шин, пресмыкающихся. земноводных, насекомых | Количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) | Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками | Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой | Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар. куб, проводит их сравнение. Умеет делит ь фигуры на несколько частей и составлять целое | Знает временные отношения: день — неделя — месяц, минута — час (но часам), последовательность времен 1 ода и дней недели | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
1. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия | Знает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности | Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) п рисунку и словесной инструкции | Создает индивидуальные и коллективные рисунки и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания | Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги | Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие | Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Выводы (сентябрь)________________________________________________________________________________________________________________________________ Выводы (май)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическое обеспечение Программы.
Образовательная программа речевого развития детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет) «По дороге к Азбуке | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Т.Р. Кислова | ООО Баласс | 2014 |
Образовательная программа социально-коммуникативного развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7(8) лет). | М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова | ООО Баласс | 2016 |
Образовательная программа развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста от 2 до 7(8) лет «Здравствуй мир» | А.А.Вахрушев Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова | ООО Баласс | 2016 |
«Путешествие в прекрасное». Методические рекомендации к образовательной программе художественно-эстетического развития детей дошкольного | О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва | Баласс», М.,. | 2012 |
Материально-техническое и дидактическое обеспечение.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие |
Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности Наличия материалов для сенсорного образования Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром Наличие художественной и энциклопедической литературы Наличие материалов по правилам безопасности Наличие дидактических и развивающих игр | Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам Наличие картотеки речевых игр. Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.) Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки) | Наличие атрибутов для подвижных игр Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, хоккей и др.) Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке | Наличие материалов для ИЗО, их разнообразие Наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания. Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания Наличие природного и бросового материала Наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства Наличие дидактических игр | Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр Наглядная информация для родителей Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями |
Использование кабинетов. Музыкальный зал: проведение занятий «Путешествие в прекрасное», «Здравствуй мир», развлечений, связанных с музыкально–театральной, просмотр презентаций показ спектаклей. Спортивный зал: Проведение игр разной подвижности, развлечений, связанных с двигательной активностью детей. Кабинет педагога-психолога: Проведение занятий по формированию ведущих компонентов готовности ребенка к обучению в школе с детьми подготовительной группы. Организация работы с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Организация консультативной работы с родителями. Организация психологической разгрузки детей. Кабинет учителя-логопеда: Организация работы с детьми, нуждающихся в коррекционной помощи. Организация консультативной работы с родителями. Кабинет изостудии: Организация группы кратковременного пребывания. Проведение занятий по изобразительной деятельности, занятий по развитию речи «По дороге к Азбуке».
21