Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Бутурлиновский Дом детского творчества Бутурлиновского
муниципального района Воронежской области
«Утверждаю»
директор МБОУ ДО Бутурлиновский ДДТ
Е.Н. Махаева______________
. « » ___________2018г.
Дополнительная общеразвивающая программа
ВИД: дополнительная общеразвивающая программа
Направленность: естественно-научная
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
срок реализации программы: 1 год
возраст детей: 7 – 11 лет.
педагог дополнительного образования
Полякова С. С.
г. Бутурлиновка
2018
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания дополнительных образовательных программ для изучения информатики в младшем школьном возрасте. Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младшем школьном возрасте, для того чтобы в дальнейшем дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Дополнительная общеразвивающая программа построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Концепция обучения по данной программе направлена на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить занятия в интересную игру.
Новизна программы «Занимательная информатика для младших школьников» заключается в том, что она представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру.
Обучение по данной программе носит комплексный характер, включающий рассмотрение тем по математике, русскому языку и литературе, истории, и валеологии, решение логических задач, выполнение практической работы на компьютере и предполагает подготовку детей к дальнейшему образовательному процессу базового курса информатики.
Целью данной программы является формирование творческой всесторонне развитой личности, владеющей современными компьютерными технологиями, развитие логического, алгоритмического и комбинационного мышления.
Из поставленной цели формируются следующие задачи:
обучающие:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развивающие:
- развитие мотивации и стимулирование интересов учащихся к изучению информатики;
- развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитывающие:
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- воспитание интереса к современным информационным технологиям;
- воспитание культуры поведения, общения, труда, экологического сознания;
- формирование потребности и умения работать в коллективе.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100», автор А.В. Горячев.
Организационные основы программы
Распределение учебного материала
В предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит повтор и усложнение тренинга.
Изучение каждой темы (кроме «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения темы после знакомства детей с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.
Сроки реализации, возраст детей, формы и режимы занятий
Срок обучения 1 год. Время обучения 144 часа в год, с режимом работы 4 часа в неделю. В зависимости от психологической готовности, уровня подготовки учащихся к освоению образовательной программы которые определяются по результатам собеседования при наборе.
Количество учащихся в группах от 15 человек, что соответствует Уставу ДДТ. Возраст воспитанников - от 7 до 11 лет.
Программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах это:
1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет педагог, а обучающиеся наблюдают.
2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой обучающихся.
4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий.
5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Обучающийся контролирует работу всей группы.
Для реализации программы необходимы
Материальные условия:
- класс для проведения теоретической части занятия;
- компьютерный класс;
- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера;
- принтер, проектор.
Учебно-методические средства обучения:
- Учебные компьютерные программами (демонстрационно-обучающие программы;
различные слайд-фильмы).
- Операционная система.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее: текстовый редактор, программу разработки презентаций, публикаций и электронные таблицы.
- Растровый и векторный графические редакторы.
- Звуковой редактор.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Формы и методы обучения:
- фронтальная - подача материала всему коллективу обучающихся;
- индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповая - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
виды дифференциации:
- по степени трудности, по интересам, по личностно-психологическим типам, по возрастному составу.
Результаты освоения учебного предмета:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Тема «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать
уметь
Тема «Создание рисунков».
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь
При выполнении проектных заданий дети будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тема «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать
уметь
Тема «Создание текстов».
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
При выполнении проектных заданий дети будут учиться:
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Тема «Создание печатных публикаций».
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
При выполнении проектных заданий дети будут учиться:
Тема «Создание электронных публикаций».
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
При выполнении проектных заданий дети будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Тема «Поиск информации».
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
При выполнении проектных заданий дети будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
ЛОГИКО-АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Контроль знаний по каждой теме проводится в виде устного или письменного опроса, собеседования. Практические навыки учащихся проверяются в ходе выполнения практических заданий и по результатам выполнения итоговых работ.
По каждому разделу учебной программы применяются такие формы контроля, как собеседование, выполнение контрольного задания, письменное или компьютерное тестирование.
По окончании курса проводится годовой контроль в форме выполнения творческих работ по изученным в течение года разделам программы. Лучшие творческие работы проходят конкурсный отбор для участия в итоговой выставке Центра.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | Дата проведения | |
теория | практика | По плану | фактически |
-
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Состав ПК и принцип работы основных его устройств. | 2 | 2 | | | |
-
| Устройство компьютера. Что умеет компьютер? | 2 | | 2 | | |
-
| Основные группы клавиш, управление компьютером с помощью мыши. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Создание папок и файлов. | 2 | | | | |
-
| Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. Строение окна графического редактора Paint. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Настройка инструментов и панели инструментов. Фрагмент рисунка. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Создание компьютерного рисунка. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Редактирование компьютерного рисунка. | 2 | | 2 | | |
-
| Сборка рисунка из деталей. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Как сохранить созданный рисунок. Как открыть рисунок, сохранённый на диске. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Эллипс и окружность. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Рисунки с помощью произвольных линий. | 2 | | 2 | | |
-
| Я художник. Создание рисунка на свободную тему. | 2 | | 2 | | |
-
| Создание поздравительной открытки для друга | 4 | | 4 | | |
-
| Конкурс рисунков «Поздравительная открытка» | 2 | | 2 | | |
-
| Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word | 6 | 2 | 4 | | |
-
| Назначение панели инструментов. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Создание, редактирование и сохранение текстового документа. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Форматирование текста и редактирование текста | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Оформление текста в виде таблицы. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Расположение текста в ячейках таблицы | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Сам себе редактор. Создаём календарь | 2 | | 2 | | |
-
| Вставка рисунков и объектов. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Создание открытки | 4 | | 4 | | |
-
| Рисование в текстовом редакторе. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Создание рисунка основными фигурами на свободную тему | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Оформление реферата. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Соревнование «Набор текста» | 2 | | 2 | | |
-
| Создание автоматического оглавления | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Электронные таблицы Excel. Интерфейс программы. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Ввод текстовой информации в ячейки. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Возможность и область использования приложения Power Point. | 8 | 2 | 6 | | |
-
| Группы инструментов среды Power Point. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Ввод текстовой и графической информации на слайды | 6 | 1 | 4 | | |
-
| Создание анимации текста. Создание анимации рисунка. | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Наложение звука на слайды | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Вставка видео фрагмента в презентацию | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Запуск и отладка презентации. | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Создание семейного фотоальбома | 4 | | 4 | | |
-
| Конкурс презентаций «Презентация о самом себе» | 2 | | 2 | | |
-
| Устройство компьютерных сетей. Сеть Интернет | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Поисковые системы и браузеры | 6 | 2 | 4 | | |
-
| Социальные сети вред и польза | 2 | 1 | 1 | | |
-
| Электронные энциклопедии и словари | 6 | | 6 | | |
-
| Как выбрать нужную информацию | 4 | 1 | 3 | | |
-
| Работа с электронной энциклопедией | 2 | | 2 | | |
-
| Викторина «В мире информатики» | 2 | | 2 | | |
-
| Игра-конкурс «Чему я научился» | 2 | | 2 | | |
-
| Итоговое занятие | 2 | | 2 | | |
| Всего: | 144 | 36 | 108 | | |
Содержание
Введение.
Вводное занятие. Назначение, цели и задачи кружка. Безопасная работа в компьютерном классе. Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера. Устройства, из которых состоит компьютер. Основные элементы, входящие в состав данных устройств.Работа с элементами рабочего стола. Создание рабочей папки на рабочем столе. Переименование папки, документа. Удаление объектов.
Обработка графической информации.
Знакомство с возможностями программы Paint. Запуск программы и выход из программы. Обзор пунктов горизонтального и вертикального меню. Рабочее поле. Палитра цветов. Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластик. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка. Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Сохранение изображения. Создание и редактирование рисунков. Внесение текста в изображение. Вырезание и копирование части изображения.
Обработка текстовой информации.
Знакомство с возможностями Word. Запуск Word. Выход из Word. Обзор пунктов горизонтального меню. Подготовка первого документа. Набор текста. Постановка текста в нужное место. Удаление рамки вместе с текстом. Вставка картинки из библиотеки компьютера. Увеличение, уменьшение и перемещение картинки. Знакомство с правилами редактирования текста: исправление ошибок, раздвижение и сдвижение слов, перемещение предложений, удаление предложений, увеличение и уменьшение размера букв. Использование панели инструментов Рисование. Набор текста и форматирование. Создание таблицы.
Создание презентаций в среде Power Point.
Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы. Изучение возможностей отображения слайдов. Дизайн презентации и макеты слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд на диск. Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта. Использование мастера презентаций при создании слайдов. Создание слайдов с использованием шаблонов. Создание анимационных эффектов в слайдах. Создание и разметка слайда. Редактирование слайда. Сортировка слайдов. Создание и редактирование анимации. Настройка анимации объектов слайда. Смена слайдов. Настройка и показ электронной презентации. Создание собственной презентации. Игра-конкурс.
Табличный редактор.
Знакомство с возможностями Excel. Запуск Excel. Выход из Excel. Обзор пунктов горизонтального меню. Набор текста. Постановка текста в нужное место. Создание формул для подсчета. Создание диаграмм и графиков
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Методы, приемы, технологии
Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
В зависимости от специфики содержания учебного материала и с учетом психофизиологических особенностей обучающихся следует выбирать различные методы обучения и соответствующие им приемы организации учебно-воспитательного процесса, а именно:
Метод | Приемы | Примеры использования |
преподавания | обучения |
Репродуктивный | Устный и письменный опрос. Игра. | Выполнение заданий по образцу. Повторение информации. | При изучении офисных приложений используются карточки-задания с инструкцией по его выполнению |
Объяснительно-иллюстративный | Беседа. Сообщение. Объяснение. Показ действий. | Просмотр, прочтение, прослушивание. | При изучении нового материала по всем разделам учебной программы используются обучающие программы, мультимедийные презентации, электронные учебники и справочники. |
Частично-поисковый | Самостоятельная работа с элементами исследования. Деловая игра. Конкурс. | Доклады на заданную тему. Решение познавательных задач. | Для закрепления изученного материала ребята ищут и находят нужную информацию, и используют её при создании печатных или электронных публикаций. |
Проблемный | Постановка проблемы. Создание и разрешение проблемной ситуации. Анализ полученного решения. | Осмысление учебного материала. Составление сценария мультфильма. | Выполнение лабораторных заданий. Выполнение творческих заданий. |
Исследовательский | Консультация. Анализ известных фактов. Управление исследовательской деятельностью. | Осознание учебной проблемы. Проведение эксперимента. | Проводятся занятия по методу проектов, результатом которых являются творческие работы учащихся. |
Формы занятий
Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.
Практикум – это общее задание для всех учащихся группы, выполняемое на компьютере.
Занятие – беседа. Ведется диалог между педагогом и ребенком, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний по каждой теме проводится в виде устного или письменного опроса, собеседования. Практические навыки учащихся проверяются в ходе выполнения практических заданий и по результатам выполнения итоговых работ.
По каждому разделу учебной программы применяются такие формы контроля, как собеседование, выполнение контрольного задания, письменное или компьютерное тестирование.
По окончании курса проводится годовой контроль в форме выполнения творческих работ по изученным в течение года разделам программы.
Литература для обучающихся
Информатика. 2 класс. / Под ред. Н.В. Матвеева. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Коляда М. Г. Окно в удивительный мир информатики. – Д.:Сталкер,1997
Симонович С.В. Информатика базовый курс, С-Петербург, 2001г..1994
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.:АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.:АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1999.
Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 7-е, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М,2001
Антошин М.К. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Леонтьев В.П. Компьютер. Твоя первая книга. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-4 класс. – М.: Баласс, 2004
Литература для педагогов
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Логика. – М: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2000.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Методические рекомендации к курсу «Информатика в играх и задачах» 1-4 класс. – М.: Баласс, 2008
«Информатика и вычислительная техника», О. Ефимова, В. Морозова, Ю. Шафрин, Москва, 1998 г.
«Информатика и образование», журнал.
«Информатика». Приложение к газете " Первое сентября", 2000-2001 .
Маврина Л., Налетова О. Рисуем по клеточкам. Мир животных. – М.: ООО «Стрекоза-Пресс», 2006.
Леонтьев М. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М: ОЛМА-ПРЕСС,1999
Пенкина О.Б., Подосенова И.П. Школа тетушки совы. – «Омега», 2006.
Симонович С. Windows 98, Учебный курс, С-Петербург: Питер, 1999.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Windows: Лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА: 2003.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.:АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.
Шафрин Ю.М. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие. М.: ABF, 1996, ил., 560 с.
Шафрин Ю.М. Практикум по компьютерной технологии. Методическое пособие. М.: ABF, 1997, ил., 432 с.