СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Структурные компоненты УМК учебного предмета
«Специальность»
3. Рабочая программа учебного предмета
«Специальность»
4. Методические рекомендации по изучению предмета
5. Содержание предмета по годам обучения
6. Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета
7. Учебная литература: нотные сборники,
сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;
учебно-методическая литература;
электронные образовательные ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
9. Самостоятельная работа обучающихся
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по предмету «Специальность» (далее УМК) – это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Народные инструменты».
УМК по предмету «Специальность» предназначен для реализации минимума содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Цель разработки УМК «Специальность» - создание необходимых условий
для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся, активизация их учебно-познавательной деятельности и управления ею.
Задачи УМК «Специальность»:
подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;
систематизация содержания учебного предмета с учетом достижений
исполнительской преподавательской школы, требований работодателя и потребителя образовательной услуги;
оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;
правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;
разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности системного контроля качества образовательного процесса;
создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;
обеспечение охраны жизнедеятельности при проведении учебных
занятий.
УМК призван обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
II. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УМК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СПЕ-
ЦИАЛЬНОСТЬ»
Рабочая программа учебного предмета «Специальность».
Методические рекомендации по изучению предмета.
Содержание предмета по годам обучения.
Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.
Учебная литература:
нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;
учебно-методическая литература;
электронные образовательные ресурсы.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Самостоятельная работа обучающихся
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Рабочая программа учебного предмета «Специальность» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области гитарного исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на гитаре и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, которая позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития обучающегося.
Паспорт программы
Область применения программы:
- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе
Народные инструменты
название образовательной программы
- Программа учебного предмета может быть использована:
в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» со
сроком обучения 9 лет в детских школах искусств, при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Цель и задачи учебного предмета «Специальность (гитара)»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области гитарного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
- музыкальную терминологию;
- гитарный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры, обработки народных песен и танцев);
- многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- анализировать исполняемые произведения.
В результате освоения предмета обучающийся должен владеть:
- навыками сольного и ансамблевого исполнительства на музыкальном инструменте в объеме, предусмотренном ДПОП «Народные инструменты»;
- навыками самостоятельной творческой работы на разных этапах разучивания музыкального произведения;
- навыками публичных выступлений;
- техническими средствами и приемами, необходимыми для создания художественного образа музыкального произведения;
- навыками чтения с листа и музыкального анализа исполняемых произведений.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 1530,5 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 641,5 часов; самостоятельной
работы обучающегося - 889 часов.
СТРУКТУРА ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 1530,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 641,5 |
в том числе: | |
Практические занятия | 592,5 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 49 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 889 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература) | 1 |
Тематический план и содержание учебного предмета
«Специальность (гитара)»
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Посадка и постановка игрового аппарата. | Содержание учебного материала | |
Посадка исполнителя. Постановка правой и левой руки исполнителя. Преодоление излишних мышечных напряжений. Координация правой и левой руки. |
Практические занятия | 14 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 60 |
Тема 2. Приемы звукоизвлечения и приёмы игры на инструменте. Штрихи | Содержание учебного материала | |
Аппояндо. Тирандо. Легато. Барре. Аккорды. Арпеджио. Стаккато. Глиссандо. Вибрато. Тамбурин. Флажолеты. Пиццикато. Тремоло. | |
Практические занятия | 33,5 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 57 |
Тема 3. Работа над инструктивным материалом. | Содержание учебного материала | |
Гаммы. Упражнения. Арпеджио. Аккорды. Этюды. | |
Практические занятия | 55 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 90 |
Тема 4. Методика разбора произведения. | Содержание учебного материала | |
Чтение нот с листа. Различные виды фактуры произведений. Анализ формы произведений. Фразировка. Динамика. Агогика. Артикуляция. Средства музыкальной выразительности – мелодия, гармония, ритм. Развитие музыкальной памяти. | |
Практические занятия | 35 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 70 |
Тема 5. Детальная работа над музыкальным произведением. | Содержание учебного материала | |
Развитие исполнительской техники. Работа над звуком – развитие внутреннего контроля за звуком. Работа над исполнительскими трудностями. Превращение исполнительского навыка в динамический стереотип. | |
Практические занятия | 45 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 115 |
Тема 6. Подготовка произведения к публичному исполнению. | Содержание учебного материала | |
Работа над художественным образом музыкального произведения (музыкальным образом). Создание условий приближенных к концертным. Работа над сценическим образом. Преодоление эстрадного волнения. | |
Практические занятия | 60 |
Контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 50 |
Тема 7. Изучение произведений различного характера. | Содержание учебного материала | |
Произведения русских, советских, зарубежных композиторов. Вальсы, произведения вокального характера. Работа над кантиленными пьесами. | |
Практические занятия | 70 |
Контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающихся | 130 |
Тема 8. Оригинальные произведения. Обработки народных мелодий. | Содержание учебного материала | |
Простые изложения народных песен и танцев. Вариационные формы. Концертные обработки. | |
Практические занятия | 150 |
Контрольные работы | 15 |
Самостоятельная работа обучающихся | 150 |
Тема 9. Произведения крупной формы. | Содержание учебного материала | |
Сюитные циклы. Концерты. Сонаты Сонатины. Рондо. Классические вариации. | |
Практические занятия | 95 |
Контрольные работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся | 117 |
Тема 10. Контрольные прослушивания. | Содержание учебного материала | |
Технические зачеты. Академические концерты. Экзамены. Публичные концерты. | |
Практические занятия | 35 |
Контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся | 50 |
Виды аттестации по учебному предмету по годам обучения и полугодиям:
Год обучения | 1 год | 2 год | 3год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год | 8 год | 9 год |
Четверть учебного года | II | IV | II | IV | II | IV | II | IV | II | IV | II | IV | II | IV | II | IV | II | IV |
Зачет/Экзамен | З | Э | З | Э | З | Э | З | Э | З | Э | З | Э | З | Э | З | Э | З | |
Итоговая аттестация | | | | | | | | | | | | | | | | | | ИА |
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,
совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста.
Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.
Преподаватель должен научить ученика слушать инструмент. Особенно важным является формирование умения контролировать игру по струнам,
добиваясь ровности звучания, анализируя тембровое звучание инструмента.
Верно настраивать инструмент и менять струны по мере необходимости, добиваясь качества музыкального строя инструмента.
Педагог должен научить учащегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное
содержание произведения.
С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять
на инструменте для ученика музыкальные произведения.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика:
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, ритмический рисунок, динамика, фразировка.
Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса.
Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим объединением. В
конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 класс
Знакомство с инструментом и его устройством. Основы и особенности при
посадке, постановке игрового аппарата. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (V-VII). Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм.
Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.
В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению.
Содержание: в течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды. Хорошо подготовленным учащимся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариаций.
Развитие технических навыков: изучение гамм в одну-две октавы в
первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.
2 класс
Продолжение работы над стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом, приемом баррэ. Флажолеты. Знакомство с грифом гитары в пределах пяти-двенадцати позиций. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Упражнения для беглости пальцев, технике легато, баррэ. Подготовка к изучению крупной формы. Чтение с листа на уроке.
Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.
Содержание: в течение учебного года необходимо проработать с учеником
1-2 этюда на различные виды техники, 10-12 различных произведений, в том
числе 1-2 полифонических пьесы, 1-2 произведения крупной формы.
Развитие технических навыков: изучение 1-2 гаммы в аппликатуре А. Сеговии, упражнения на баррэ, лиги.
3 класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Дальнейшее техническое развитие. Работа над качеством звукоизвлечения. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.
Смешанное легато. Освоение навыка вибрации. Подготовка к изучению крупной формы.
Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный анализ.
Навыки ансамблевого музицирования.
Содержание: в течение учебного года необходимо проработать с учеником
2-3 этюда на различные виды техники, 10-12 различных произведений, в том
числе 2-3 полифонических пьесы, 1-2 произведения крупной формы.
Развитие технических навыков: изучение хроматической гаммы в первой
позиции. Хорошо подготовленным учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии различными формулами, а также упражнения для развития техники арпеджио и легато.
4 класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при
более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
Усложнение ритмических задач. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Искусственные флажолеты. Двойные ноты, аккордовая игра.
Содержание: в течение года учащийся должен изучить 2 этюда на разные виды техники, 10-12 пьес различных эпох, в том числе 2-4 полифонические
пьесы, 1-2 произведения крупной формы. Чтение с листа более сложных произведений.
Развитие технических навыков: Двухоктавные минорные мелодические гаммы, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.
5 класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Усложнение ритмических задач.
Изучение гамм в более сложных тональностях. Развитие беглости. Пунктирный ритм.
Игра в ансамбле. Чтение с листа более сложных произведений.
Содержание: в течение года учащийся должен изучить 2-3 этюда на различные виды техники, 8-10 произведений различных стилей, исполнение
произведения крупной формы и полифонии.
Развитие технических навыков: изучение 1-2 трёхоктавных гамм в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки, совершенствование техники исполнения упражнения на баррэ, приёма легато.
6 класс
Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения.
Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Изучение различных по стилю и жанрам произведений.
Содержание: в течение года учащийся должен изучить 2-3 этюда, 8-10 произведений различных стилей и жанров, в том числе произведения крупной формы и полифонии.
Развитие технических навыков: исполнение 1-2 мажорных и минорных 3-
октавных гамм различными ритмическими рисунками, совершенствование
техники исполнения упражнения на баррэ, приёма легато.
7 класс
Закрепление знаний и умений, полученных ранее. Совершенствование технических и исполнительских навыков.
Содержание: в течение года учащийся должен изучить 2-3 этюдов, 6-8 пьес,
в том числе произведения крупной формы и полифонии.
Развитие технических навыков: исполнение 1-2 мажорных и минорных 3-
октавных гамм различными ритмическими рисунками.
8 класс
В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях можно повторить произведение, ранее исполнявшееся.
На протяжении учебного года ученик должен иметь возможность обыгрывать программу на классных вечерах и школьных концертах.
Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика, чтобы показать его с лучшей стороны.
Содержание: в течение года учащийся должен изучить 1 этюд или виртуозное произведение, 3-4 произведения различных стилей, 1 произведения крупной формы,1 полифоническое произведение.
Развитие технических навыков: Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этюдов.
V. КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Оценка качества реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение всего образовательного процесса в
ходе проведения учебных занятий.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты, технические зачеты, прослушивания, устные опросы, в которые рекомендуется включать вопросы по учебным предметам
«Специальность», «Ансамбль», «Оркестровый класс».
Результаты текущего контроля выставляются преподавателем в классный журнал посещаемости и успеваемости обучающихся и определяют успеваемость обучающегося в течение учебной четверти.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. Зачеты
могут проводиться в форме академических концертов, технических зачетов,
контрольных уроков, исполнения концертных программ. Зачеты (академические концерты, технические зачеты, контрольные уроки) в рамках
промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторных занятий. Экзамены
проводятся в форме переводного экзамена, исполнения концертных программ и проводятся по окончании учебного года за счет экзаменационной недели по отдельному расписанию в соответствии с учебным планом.
Итоговая аттестация результатов обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» проводится в форме выпускного экзамена, представляющего собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Обучающиеся на
экзамене итоговой аттестации должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Обучающийся на экзамене итоговой аттестации должен исполнить:
- произведение крупной формы,
- оригинальное произведение
- пьеса кантиленного характера
- обработка народной песни или танца
Содержание промежуточной и итоговой аттестации
Первый год обучения
1 полугодие - зачет (2 разнохарактерные пьесы)
2 полугодие - открытый академический концерт (1-2 пьесы)
Экзамен (2 разнохарактерные пьесы)
Второй год обучения
I учебная четверть – контрольный урок : гамма, этюд.
II учебная четверть - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть - открытый академический концерт: 1-2 пьесы.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Третий год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1- 2 этюда.
II учебная четверть - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть - открытый академический концерт: 1-2 пьеса.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Четвертый год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1- 2 этюда.
II учебная четверть - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть - открытый академический концерт: 1-2 пьесы.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Пятый год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1- 2 этюда.
II учебная четверть - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть - открытый академический концерт: 1-2 пьесы.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Шестой год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1- 2 этюда.
II учебная четверть – академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть – открытый академический концерт: 1 -2 пьесы.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Седьмой год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1- 2 этюда.
II учебная четверть - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть - открытый академический концерт: 1-2 пьеса.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Восьмой год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1- 2 этюда.
II учебная четверть - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III учебная четверть - открытый академический концерт: 1-2 пьеса.
IV учебная четверть – экзамен: 2 разнохарактерные пьесы.
Девятый год обучения
I учебная четверть –технический зачет: 1 этюд или виртуозное произведение.
II учебная четверть – прослушивание части программы итоговой аттестации.
III учебная четверть - прослушивание программы итоговой аттестации.
IV учебная четверть – итоговый экзамен: произведение крупной формы, 2
разнохарактерные пьесы, обработка народной песни или танца.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО КЛАССАМ
Первый год обучения
Вариант 1
Карулли Ф. Вальс
Чешская.н.п. «Аннушка»
Вариант 2
Метлов Н. «Паук и мухи»
Филиппенко А. «Цыплятки»
Вариант 3
Русская народная песня «Как под горкой»
Эстонский народный танец «Деревянное колесо»
Второй год обучения
Вариант 1
Агуадо Р. Этюд до мажор
Калинин В. Полька
Вариант 2
Калинин В. «Маленький испанец»
Укр. н. песня «Нич яка мисячна»
Вариант 3
Санз Г.Старинный испанский танец Вильяно
Сагрерас Х. Этюд до мажор
Третий год обучения
Вариант 1
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
Иванов-Крамской Танец
Вариант 2
Де Визе Р. Менуэт
Сагрерас Х. Этюд Ре мажор
Вариант 3
Альберт Г.Английский танец
Р.н.п. «Как у наших у ворот»
Четвертый год обучения
Вариант 1
Неизвестный автор Жига Ре мажор
Роч П. Хабанера
Вариант 2
Карулли Ф. Рондо Соль мажор
Кошкин Н. «Пилигрим»
Вариант 3
Иванов-Крамской А. «Грустный напев»
Сагрерас Х. Испанский вальс
Пятый год обучения
Вариант 1
де Визе Пассакалия
Лауро А. Венесуэльский вальс («Негрито»)
Вариант 2
Гендель Ф. Сарабанда
Павлюченков В. «Рыцарский турнир»
Вариант 3
Леньяни Л. Каприччио
Виницкий А. «Бабушкина шкатулка»
Шестой год обучения
Вариант 1
де Визе Фантазия
Вилла - Лобос Э. Прелюдия №1
Вариант 2
Диенс Р. «Небесное танго»
Карулли Ф. Рондо ре мажор
Вариант 3
Бах И. С. Прелюдия ре минор
Таррега Ф. «Арабское каприччио»
Седьмой год обучения
Вариант 1
1. де Визе Фантазия
Вилла-Лобос Э. Прелюдия №3
2. Бах И. С. Прелюдия ре минор
Морено-Торроба Ф. Элегия
Вариант 2
Карулли Ф. Рондо Ми мажор
Анидо М. Аргентинская мелодия
Вариант 3
Джулиани М. Соната до мажор 1 ч.
Вилла-Лобос Э. «Бразильский танец»
Восьмой год обучения
Вариант 1
Бах И. С. Менуэт I-II ми мажор
Вилла-Лобос Э. Прелюдия №1
Вариант 2
Сор Ф. Соната до мажор, ор. 22, IV ч. (Рондо)
Иванов-Крамской А. Тарантелла
Вариант 3
Бах И.С. Аллеманда ля мажор, BWV 1009.
Высотский М. «Пряха»
Девятый год обучения
Вариант 1
Де Визе Менуэт ре минор
Альберт Г. Аллегро из Сонаты № 1 Ми мажор
Р.н.п. «Тонкая рябина» ,обр.Ларичева Е.
Павлюченков В. Фаррука
Вариант 2
Бах И.С Сарабанда си минор
Джулиани М. Сонатина Соль мажор, ор. 71 №2, 1 ч.
Р.н.п. «Ой, при лужку»,обр. Александрова М.
Вилла-Лобос Э. «Бразильский танец»
Вариант 3
Понсе М. Гавот (в стиле Вайса)
Граньяни М. Рондо Ре мажор
Лауро А. Венесуэльский вальс № 5
Р.Н.П. «Я на камушке сижу», обр. Иванова-Крамского
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
1. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
"5"; "5-"; "4+"; "4"; "4-"; "3+"; "3"; "3-"; "2".
2. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении:
"5" - отлично;
"4"- хорошо;
"3" - удовлетворительно;
"2"- неудовлетворительно.
3. Музыкальное исполнительство. Учебный предмет Специальность.
Оценка "5" (отлично):
-артистичное поведение на сцене;
-увлечённость исполнением;
-художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
-слуховой контроль собственного исполнения;
-корректировка игры при необходимой ситуации;
-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
-убедительное понимание чувства формы;
-качество звукоизвлечения;
-единство темпа;
-ясность ритмической пульсации;
-яркое динамическое разнообразие.
Оценка "4" (хорошо):
-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
-грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
-стабильность воспроизведения нотного текста;
-качество звукоизвлечения;
-попытка передачи динамического разнообразия;
-единство темпа.
Оценка "3" (удовлетворительно):
-неустойчивое психологическое состояние на сцене;
-формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки;
-слабый слуховой контроль собственного исполнения;
-ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических
задач;
-темпо-ритмическая неорганизованность;
-слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
-однообразие и монотонность звучания.
Оценка "2" (неудовлетворительно):
-частые "срывы" и остановки при исполнении;
-отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
-ошибки в воспроизведении нотного текста;
-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
-отсутствие качесто звукоизвлечения;
-метро-ритмическая неустойчивость.
VII. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОТНЫЕ СБОРНИКИ, СБОРНИКИ
ГАММ И АРПЕДЖИО, РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Учебная литература
Основные источники:
1. Ерзунов, В. Альбом гитариста, 1-7 классы [Ноты]: для ДМШ / В. Ерзунов.
– М.: Музыка, 2001. – Вып. 3. – 32 с
2. Калинин, В.П. Юный гитарист [Ноты]: / В.П. Калинин. – М.: Музыка,
2003. – 128 с.
3. Пьесы для квартета гитар [Ноты]: белгородских авторов / сост. Е.А.
Алешников. – Белгород.: Константа, 2006. – 64 с.
4. Уроки мастерства [Ноты]: хрестоматия гитариста для средних классов /
сост. Н.А. Иванова-Крамская. – М.: КлассикаXXI, 2005. – Тетрадь 3. – 68 с.
5. Фетисов, Г.А. Избранные произведения для гитары [Ноты]: библиотека
начинающего гитариста / Г.А. Фетисов. – М.: Издательский дом. 2004. –
Тетрадь №3. – 56 с.
6. Цыганские песни [Ноты]: репертуар для семиструнной гитары / ред. Е.
Баранчикова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 42 с.
7. Ерзунов, В. Альбом гитариста [Ноты]: для музыкальных училищ / В.
Ерзунов. – М.: Музыка, 2001. – Вып. 4. – 46 с.
Дополнительная литература
1. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: / П.С.
Агафошин. – М.: Музыка, 1994. – 2008 с.
2. Альбенис. И. Пьесы [Ноты]:переложение для шестиструнной гитары / И.
Альбенис. – Л.: Музыка, 1978. – 44 с.
3. Альбом для детей [Ноты]: / сост. Г.А. Ларичев. – М.: Музыка, 1986. –
Вып. 1. – 32 с.
4. Альбом для детей [Ноты]: / сост. Г.А. Ларичев. – М.: Музыка, 1989. –
Вып. 3. – 48 с.
5. Альбом начинающего гитариста [Ноты]: / сост. П.О. Вещицкий. – М.:
Советский композитор, 1980. – Вып. 2. – 20 с.
6. Альбом начинающего гитариста [Ноты]: / сост. В.Н. Красный. – М.:
Советский композитор, 1978. – Вып. 10. – 24 с.
7. Альбом начинающего гитариста [Ноты]: / сост. В.Н. Красный. – М.:
Советский композитор, 1988. – Вып. 26. – 32 с.
8. Ансамбли семиструнных гитар [Ноты]: / сост. О. Агафонов. – М.:
Музыка, 1966. – Вып. 4. – 84 с.
9. Болдырев, И.Г. Пьесы [Ноты]: для шестиструнной гитары / И.Г.
Болдырев. – М.: Советский композитор, 1978. – 40 с.
10. Вещицкий, П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре [Ноты]:
аккорды и аккомпанемент / П.О. Вещицкий. – М.: Советский композитор. –
11. Концертные пьесы [Ноты]: для шестиструнной гитары / сост. В.А.
Максименко. – М.: Советский композитор, 1978. – Вып. 15. – 32 с.
12. Ларичев, Е.Д. Пьесы, обработки и этюды [Ноты]: для шестиструнной
гитары / Е.Д. Ларичев. – М.: Музыка, - 1978. – 48 с.
13. Птиченко, Н. Аккордовый словарь [Ноты]: для шестиструнки 6000
аккордов / Н. Птиченко. – СПб.: Санкт-Петербург, 1999. – 26 с.
14. Сагрерас, Дж.С. Школа игры на гитаре [Ноты]: библиотека гитариста /
Дж.С. Сагрерас. – М.: Торопов, 1996. – Часть 1 – 32 с.
15. Сагрерас, Дж.С. Школа игры на гитаре [Ноты]: библиотека гитариста /
Дж.С. Сагрерас. – М.: Торопов, 1996. – Часть 2 – 32 с.
16. Сагрерас, Дж.С. Школа игры на гитаре [Ноты]: библиотека гитариста /
Дж.С. Сагрерас. – М.: Торопов, 1996. – Часть 3 – 32 с.
17. Хрестоматия гитариста, 1-3 классы [Ноты]: шестиструнная гитара / сост.
Е.Д. Ларичев. – М.: Музыка, 1983. – 80 с.
18. Хрестоматия гитариста, 4-5 классы [Ноты]: шестиструнная гитара / сост.
Е.Д. Ларичев. – М.: Музыка, 1984. – 64 с.
19. Этюды для шестиструнной гитары на разные виды техники [Ноты]:
учебный репертуар ДМШ / сост. В.В. Славский. – Киев.: Музична Украина,
1981. – Вып. 1. – 64 с.
Интернет ресурсы:
http://www.guitarplayer.ru/
http://guitar.ru/
http://protection.serveftp.com/
http://www.gitarizm.ru/
www.8notes.com
www.acousticinstrumentals.com
www.acousticguitar.ru
www.akgitara.ru
www.andreev-guitar.com
www.ansamnot.narod.ru
www.arte-flamenco.ru
www.baroqueguitar.narod.ru
www.brazil-on-guitar.de
www.cithara.lu
www.classic-guitar.ru
www.classicalguitar.com
www.classicalguitar.homeip.net
www.classicalguitarist.info
www.classicalguitars.co.nr
www.gitaarstudio.com
www.guitar69.com
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Материально-техническое обеспечение предмета «Специальность» при реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» дает возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.
Реализация учебного предмета Специальность» требует наличия:
- учебной аудитории для индивидуальных занятий площадью не менее 12 кв. м.,
- зала для концертных выступлений со специализированным оборудованием,
- нотной библиотеки.
- учебных классов для занятий по специальности, оснащенных роялем или пианино, в классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.
- рояль или пианино должны быть хорошо настроены.
Технические средства обучения: метроном, музыкальный центр, наличие аудио и видеозаписей.
IX. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена ФГТ дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Специальность» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.
Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего задания обучающихся, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и концертно-просветительской жизни школы. Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебной, учебно-методической и нотной литературой, аудио и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.
В результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творческие наклонности, создавать интересный, выразительный, яркий
музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения
осуществляется их эстетическое воспитание.
Важным стимулом для самостоятельного творчества является положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития самостоятельного творчества необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а приобретенные навыки использует для самостоятельных занятий дома.
Целесообразно освоить такой навык самостоятельной работы, как умение обучающегося слушать себя при исполнении музыкальных произведений.
Необходимо научить ребенка самостоятельной работе над свободными исполнительскими движениями. Обучающийся, усвоивший правильные приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение.
Важный навык самостоятельной работы – это сознательное усвоение ритма, который должен увязываться с конкретным музыкальным звучанием.
В процессе обучения игре на домре с музыкальными образами следует увязывать динамику. Часто домашним заданием является указание динамических оттенков в конкретном произведении. Музыка с правильно
расставленной динамикой будет ярче, выразительнее. Данная работа поможет обучающемуся понять, как произведение должно звучать.
Систематичность в развитии навыков самостоятельной работы обучающихся способствует качественному учебному процессу. Воспитав у обучающихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, преподаватель достигнет положительных результатов.