ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования»
(ОГБПОУ СмолАПО)
УТВЕРЖДАЮ
Директор СмолАПО
__________М.В. Белокопытов
«___» _______________2021 г.
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Бизнес-этикет» (Мастер коммуникации)
г. Смоленск, 2021 год
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификациинаправлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по компетенции «Технологии композитов»
Организация разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО
Разработчик:
Е.А.Алехина, преподаватель Сафоновскогофилиала ОГБПОУ СмолАПО
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии машиностроения и нанотехнологийСафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол № 1от 31.08.2021 г.
Председатель С.В.Костенкова
Рекомендовано к утверждению методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол № 1 от 31.08.2021 г.
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Бизнес - этикет»
1. Цели реализации программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
2. Требования к результатам обучения. Планируемые результаты обучения
2.1 Характеристика нового вида профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации
В результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации слушатель должен
знать:
основные этические принципы делового общения;
особенности всех составляющих культуры делового общения: культуру поведения, культуру речи, внешнего вида;
содержание норм и правил ведения деловых бесед, переговоров;
содержание норм и правил общения по телефону; этикет служебной переписки и др.
уметь:
разработать проект этического кодекса для организации;
развивать документационное обеспечение (кодексы, правила внутреннего распорядка и пр.) этических правил организации;
давать оценки эффективности существующих этических норм и стандартов, применяемых в сфере деловых и служебных отношений.
иметь представление о:
значении и роли принципов и правил бизнес-этикета;
механизмах их внедрения в деловые отношения;
основных социально-психологических явлениях, возникающих в бизнес-группе;
национальных особенностях этики и этикета бизнес- отношений, специфике дипломатического протокола и этикета.
2.2 Требования к результатам освоения программы
К освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное или высшее образование.
Нормативный срок освоения программы повышения квалификации -2 календарные недели 64 часа.
Форма итоговой аттестации: экзамен.
Документ о квалификации–удостоверение о повышении квалификации.
3. Содержание программы
Трудоемкость обучения: 54 академических часа.
Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий обучения.
3.1 Учебный план
Наименование дисциплин и модулей | Общая трудоемкость, час | Аудиторные занятия, час | СР, час. | Промежуточная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен) |
теор. зан. | прак. зан. |
1 | 2 | 3 | 4 | | 7 |
Общепрофессиональные дисциплины | 14 | 14 | | | |
Деловой этикет. Цель и назначение делового этикета. | 6 | 6 | | | зачет |
Особенности делового этикета. | 8 | 8 | | | зачет |
Профессиональные модули | 48 | 8 | 20 | 20 | |
Основы бизнес-этикета деловых бесед и переговоров. | 48 | 8 | 20 | 20 | зачет |
Экзамен | 2 | 2 | | | экзамен |
Итого | 64 | 26 | 20 | 18 | |
3.2 Учебно-тематический план
№ | Наименование дисциплин и модулей | Общая трудоемкость, час | Аудиторные занятия, час | СР, час. | Промежуточная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен) |
теор. зан. | прак. зан. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | 8 |
| Общепрофессиональные дисциплины | 14 | 14 | | | |
1 | Деловое общение. Цель и назначение делового этикета. | 6 | 6 | | | зачет |
1.1 | Тема 1.1. Специфика делового общения. | 2 | 2 | | | |
1.2 | Тема 1.2. Деловое общение в бизнес-группе. | 2 | 2 | | | |
1.3 | Тема 1.3. Этика делового общения. | 2 | 2 | | | |
2 | Особенности делового этикета. | 8 | 8 | | | зачет |
2.1 | Тема 2.1. Деловой этикет. | 2 | 2 | | | |
2.2 | Тема 2.2. Национально-культурные особенности бизнес-этикета. | 2 | 2 | | | |
2.3 | Тема 2.3. Этикетные нормы приветствия, представления, титулирования. | 2 | 2 | | | |
2.4 | Тема 2.4 Деловая одежда. | 2 | 2 | | | |
| Профессиональные модули | 48 | 8 | 20 | 20 | |
3 | Основы бизнес-этикета деловых бесед и переговоров. | 48 | 8 | 20 | 20 | зачет |
3.1 | Тема 3.1. Особенности бизнес-этикета деловых бесед и переговоров. | 12 | 2 | 5 | 4 | |
3.2 | Тема 3.2. Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу. | 12 | 2 | 5 | 4 | |
| Тема 3.3 Деловой этикет презентаций выставок и ярмарок. | 12 | 2 | 5 | 5 | |
| Тема 3.4 Этика и этикет деловых приемов. | 12 | 2 | 5 | 5 | |
| Экзамен | 2 | 2 | | | экзамен |
| Итого | 64 | 26 | 20 | 18 | |
3.3 Учебная программа
Общепрофессиональная дисциплина «Деловой этикет. Цель и назначение делового этикета.»
Тематика лекционных занятий
Тема 1.1. Специфика делового общения.
Бизнес, как разновидность человеческой деятельности. Социокультурные и историко- экономические корни. Сущность и содержание делового общения. Специфика делового общения. Виды, функции и основные средства делового общения. Особенности невербального поведения в деловом общении. Основы конструктивного общения в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность современного бизнесмена. Западная и восточная деловые культуры. Мужчина и женщина в современном деловом мире, особенности поведения, эмоциональных отношений, мышления. Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе делового общения, их причины, способы преодоления.
Тема 1.2. Деловое общение в бизнес-группе.
Классификация бизнес-групп. Содержание отношений в бизнес-группе. Этапы формирования группы. Социально-психологические явления, возникающие в процессе формирования и функционирования бизнес-группы. Проблемы лидерства в бизнес деятельности. Морально-психологический климат бизнес-группы. Неформальные структуры в групповом взаимодействии. Классификация типов взаимодействия в рабочей группе. Условия успеха коллективной деятельности. Условия, препятствующие эффективной работе группы. Групповые конфликты и способы их разрешения.
Тема 1.3. Этика делового общения.
Этика как наука о нравственности, о законах и нормах человеческого поведения. Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Проблемы этики и общения в истории философской и психологической мысли. Этика делового общения традиционного общества. История формирования этики деловых отношений. Западная и Восточная деловая культура. Современные взгляды на место этики в деловом общении. Общие этические принципы и характер делового общения. Профессиональная и корпоративная этика, их отличие и особенности от общечеловеческой этики. Основные этические категории: долг, честь, совесть и их развитие у персонала фирмы. Этика делового общения «сверху-вниз». Этика делового общения «по горизонтали». Основные профессионально-этические требования к персоналу. Этический кодекс сотрудника фирмы: принципы и способы составления. Этика делового поведения в сложных деловых ситуациях (тупиковые, конфликтные, критика, споры). Реализация основных этических категорий в корпоративном поведении персонала. Направления дальнейшего развития этических требований в деловой сфере.
Тема 2.1. Деловой этикет.
Этикет как историческое явление. Виды этикета. Функции и роль этикета в деловом общении. Специфика служебного этикета. Основные принципы современного делового этикета. Этикет и культура поведения. Особенности речевого этикета в деловом общении. Этикет одежды и внешнего вида делового человека. Особенности невербального этикет-поведения в бизнесе. Корпоративная культура и этикет. Направления и перспективы развития бизнес-этикета.
Тема 2.2. Национально-культурные особенности бизнес-этикета.
Основные отличия западного и восточного этикета делового общения. Специфика западноевропейского бизнес-этикета. Специфика ближневосточного этикета делового общения. Особенности бизнес-этикета
стран Дальнего Востока. Американский бизнес-этикет. Особенности российского бизнес-этикета. Национальные особенности невербального общения в деловых отношениях. Этикет жестов мимики и пантомимики в деловом общении. Жесты и пантомимические движения, способствующие созданию доверительного контакта между собеседниками. Роль и особенность рукопожатия в деловом общении. Основные невербальные средства повышения делового статуса в профессиональном общении. Дистанция как форма бизнес-этикета.
Тема 2.3. Этикетные нормы приветствия, представления, титулирования.
Общие правила приветствования в деловом мире. Критерии различения приоритетов в приветствии и представлении действуют в современной деловой жизни. Половые особенности, их учет в этикетных нормах приветствия. Возраст субъектов общения, их учет в этикетных нормах приветствия. Статус субъектов общения, их учет в этикетных нормах приветствия. Невербальные формы приветствия. Этикетные формы и стандарты титулирования. Роль и функции визитной карточки в современной деловой жизни. Основные тенденции изменений в современной процедуре приветствия, представления, титулирования. Факторы влияния на процедуру приветствия, представления и титулирования в практике деловой жизни. Основные затруднения в анонимном титулировании в сфере российского бизнеса?
Тема 2.4 Деловая одежда.
История развития делового костюма. Основные принципы выбора деловой одежды. Деловой костюм как информация о статусе, достатке, социальном положении. Стили одежды в деловом общении. «Важные зоны» в облике делового человека. Аксессуары в деловом общении. Психологическое воздействие цвета. Требование к одежде и внешнему виду делового мужчины. Принципы формирования гардероба делового мужчины. Назовите характерные особенности современного женского делового костюма. Требование к внешнему облику деловой женщины (аксессуары, обувь, прическа). Мода в подборе гардероба современной деловой женщины. Требования к одежде и манерам деловых людей в перспективе.
Тема 3.1. Особенности бизнес-этикета деловых бесед и переговоров.
Речевой этикет и его особенности в деловом общении. Деловая риторика и ее значимость для эффективности деловых отношений. Виды речевых взаимодействий и специфические требования этики, предъявляемых к деловой беседе. Стиль делового речевого воздействия и этикет. Этикет секретаря в деловой беседе, переговорах. Этикет переводчика в деловой беседе, переговорах. Телефонный этикет. Основные правила и стандарты. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета. Ключевые моменты и затруднительные (конфликтные ситуации) в телефонных переговорах. Особенности поведения и общения на переговорах. Этические требования к критике в деловых беседах и переговорах. Конфликтные ситуации в деловых беседах и способы их разрешения.
Тема 3.2. Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.
Роль письменного общения в системе бизнес-отношений. Форма и виды письменного делового общения. Требования делового этикета к резюме. Требования делового этикета к рекомендательным письмам. Требования делового этикета к письму-отказу. Требования делового этикета к письму-уведомлению. Этикет-стандарты оформления и исполнения телефаксной информации. Требования этикета к составлению мотивационного письма. Эффективные приемы ведения деловой переписки. Перспективы развития письменного делового общения.
Тема 3.3 Деловой этикет презентаций выставок и ярмарок.
Роль презентации в деловой жизни. Этические требования к проведению презентации. Общая тактика и выбор стиля поведения на презентации. Особенности этапов проведения презентации. Этикет-правила завершения презентации. Особенности внешнего вида на презентации. Возможные этические нарушения в ходе презентации. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений. Требования делового этикета к организациям и участникам выставок и ярмарок.
Тема 3.4 Этика и этикет деловых приемов.
Цели и задачи деловых приемов. Классификация деловых приемов. Этические требования к поведению за столом во время деловых приемов. Этические нормы поведения сотрудников фирмы-хозяйки и приглашенных во время делового приема. Этикет приглашения на деловые приемы. Рассадка за столом. Сервировка и украшение стола. Поведение за столом. Меню и очередность подачи блюд. Напитки в деловых приемах. Одежда и манера поведения во время делового общения. Общие правила поведения во время деловых обедов. Назначение подарков и сувениров в деловой сфере. Правила делового этикета при вручении и получении подарков.
Тематика практических занятий
Практическая работа №1: «Деловое общение в бизнес-группе»
Практическая работа №2: «Этика и этикет делового общения»
Практическая работа №3: «Особенности речевого этикета в деловом общении»
Практическая работа №4: «Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу»
Практическая работа №5: «Деловые приемы»
Практическая работа №6: «Национально-культурные особенности бизнес-этикета»
Тематика самостоятельной работы
Самостоятельная работа №1: Раскройте роль и разработайте этический кодекс служебного поведения в фирме, организации, определяющий поведение сотрудников друг с другом, руководителем, конкурентами, партнерами, общественностью и т.д.
Самостоятельная работа №2: Составьте деловое письмо (запрос, уведомление, резюме и т.д.), соблюдая стиль делового речевого воздействия и этикет.
Самостоятельная работа №3: Напишите эссе на тему «Деловой этикет руководителя».
Самостоятельная работа №4: Составьте телефонный диалог в рамках делового этикета.
Самостоятельная работа №5: Раскройте роль и особенности норм делового этикета для переводчика и лиц, пользующихся его услугами.
Самостоятельная работа №6: Опишите и прокомментируйте современную деловую практику и механизмы внедрения этических норм, стандартов и требований в деловых отношениях.
Самостоятельная работа №7: Раскройте особую роль имиджа в жизни современного делового человека и приемы его формирования.
Самостоятельная работа №8: Перечислите основные средства невербального общения и их роль в деловом общении.
3.4 Календарный учебный график (порядок освоения модулей)
Период обучения (дни, недели) | Наименование раздела, модуля |
1 неделя | Тема 1.1. Специфика делового общения. Тема 1.2. Деловое общение в бизнес-группе. Тема 1.3. Этика делового общения. Тема 2.1. Деловой этикет. Тема 2.2. Национально-культурные особенности бизнес-этикета. Тема 2.3. Этикетные нормы приветствия, представления, титулирования. |
2 неделя | Тема 3.1. Особенности бизнес-этикета деловых бесед и переговоров. Тема 3.2. Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу. Тема 3.3 Деловой этикет презентаций выставок и ярмарок. Тема 3.4 Этика и этикет деловых приемов. Экзамен |
4. Материально-технические условия реализации программы
Наименование помещения для обеспечения подготовки и проведения теоретических и/или практических занятий | Вид занятий | Перечень основного оборудования, ПО |
1 | 2 | 3 |
Кабинет естественно – научных дисциплин | Лекции | Учебные рабочие места Учебная доска Переносной проектор Переносной экран Ноутбук |
Практические занятия | Учебные рабочие места Учебная доска Переносной проектор Переносной экран Ноутбук Персональный компьютер |
Программное обеспечение |
ОС Windows 7 Профессиональная, ОС Windows 10 Профессиональная |
Пакеты прикладных программ MicrosoftOffice 2013, 2016 |
Браузеры Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox |
Антивирусная программа Касперский |
Интерактивное программное обеспечение SmartBoardSoftware |
Архиватор 7 zip |
Программа для открытия и просмотра файлов PDF AcroRdrDC1700920044_ru_RU |
5. Учебно-методическое обеспечение программы
Основная литература
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.
Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. М., 2004.
Афанасьев И. Деловой этикет. М., 2000.
Беклишев Д. В. Манеры и поведение делового человека. М., 1993.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2001.
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пос. М., 2003.
Браун Х. Дамский этикет: Путеводитель для современной женщины (пер.
с англ. Игоревского Л.А.), М., 2005.
Брэдфорд Б., Тайны деловой женщины. М., 2000.
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
Веселов В.П. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. — М., 1993.
Данкел Ж. Деловой этикет. Феникс. Ростов-на-Дону 1997. 12.Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
Максимовский М. Этикет делового человека. М., 1994. 14.Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.,1983. О деловой этике и этикете. М., 1994.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов// Под ред. В. Н. Лавриненко, 1997.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. 3-е изд., испр.— М., 1988.
Сабат Э. Бизнес-этикет. пер. с англ. Осетрова Б.Н. Серия: Настольная книга бизнесмена, М., 2001.
Дополнительная литература
Андриевский А. 100 советов по этикету. М., 2000.
Безруких М. М. Я и другие. Правила поведения для всех. М.,1991.
Бодалев А.А. Психология общения. – Воронеж, 1996.
Венедиктова В.И. Деловая репутация. М., 1994.
Вечер Л. С. Секреты делового общения. Минск, 1996.
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М., 2001.
Данн П., Пиз А. Язык письма. Действительно эффективные приемы составления писем и ведения деловой переписки. М., 2000.
Деева Т.М., Кичатова Е.В., Чхиквишвили НА. Деловая переписка для международного сотрудничества. — М., 1992.
Деловая переписка с иностранными фирмами. — М., 1991. 10.Деловой костюм. И. Селютин, В. Жолобчук, В. Романенко. М., - 2002 11
Дизель М.П., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. – М., 1993.
Загорская А.П., Петриченко П.Ф., Петриченко Н.Н. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. — М., 1992.
Кречер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. Пер. с англ. М., 1995.
Кричевский Р.И. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М., 1993.
Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. М., 1996.
Интернет-источники:
www. google. ru
www. wikipedia. org
www. hrm. ru
www. hr-journal. Ru
www. kadrovik. Ru
6. Оценка качества освоения программы
Форма итоговой аттестации: экзамен