1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.15, ст.16,ст.17,ст.75, ст.79)
- приказа Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196»
- методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министертва образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Методические рекомендации от 20 марта 2020 года по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК- 2563/05 « О методических рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 « Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
Уровень освоения программы: «Стартовый уровень».
По программе «Волейбол» предполагает освоение знаний, создающих общую и целостную картину изучаемого предмета спортивной игры Волейбол.
-Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень программы: стартовый.
-Актуальность данной программы обусловлена осознанием учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
-Педагогическая целесообразность программы.
Организация объединения «Волейбол»
- одна из форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
-Отличительные особенности программы.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
-Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые методики преподавания;
по своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека.
специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
-Адресат программы: программа рассчитана на организацию внеклассных занятий с учащимися 13-15 лет, составлена с учетом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных фактов и идей.
-Комплектование учебной группы: количество обучающихся в группе составляет 15 человек. Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) и заключения договора. Допуск врача на посещение занятий учащимися обязателен. Состав учебной группы постоянный, но при необходимости может быть переменным. Особенности организации образовательного процесса: учащиеся занимаются в разновозрастной группе.
-Объём программы: 144 часа за весь период обучения.
-Форма обучения: очная. -Форма обучения: очная. Возможно дистанционное обучение.
Программа рассчитана на очную форму обучения (с учётом Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волейбол» при необходимости можно обучать учащихся дистанционно (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий- ДОТ).
Формы проведения занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
-Сроки реализации программы: 36 учебных недель. 9 месяцев. 1 год.
-Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 4 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
-Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
-Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
-Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
В календарном учебном плане: На один год обучения с 01.09 .2022 по 31.05.2023 г. 2 раза в неделю по 2 часа, 16 часов в месяц. Всего 144 часа.
1.2 Цель и задачи:
Цель: углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- Изучение истории развития волейбола;
- Изучение правил игры;
- Обучение расстановки игроков на площадке;
2. Воспитательные:
- Формирование дисциплинированности, коллективизма и чувства дружбы;
- Воспитание воли, смелости, настойчивости; -привитие ученикам организаторских навыков;
3. Развивающие:
- Овладение основными приемами техники и тактики игры; - Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу; - Умение организовывать и проводить национальные праздники, народные игры.
1.3 Содержание программы
Программный материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» реализуется на каждом занятии в соотношении 20% изучение теоретического материала, и 80% - практическая работа.
Учебный план
№ п/п | Название разделов программы | Всего часов | теория | практика | Форма контроля |
| Инструктаж по ТБ и ПДД. | | | | |
1. | Физическая подготовка | 44 | 7 | 36 | Сдача нормативов |
2. | Техническая подготовка | 50 | 10 | 40 | Зачёт |
3. | Тактическая подготовка | 26 | 5 | 21 | Опрос |
4. | Учебная игра | 24 | 5 | 20 | Соревнования |
| Итого: | 144 часа | 27 | 117 | |
Содержание программы
«Физическая подготовка» (44 ч)
Волейбол правило спортивной игры. Инструктаж по ТБ. -2ч- Опрос, сдача нормативов.
Стойка волейболиста.2ч
Перемещения в стойке волейболиста приставными шагами боком, лицом и спиной вперед-2ч.
Передача мяча двумя руками сверху на месте-2ч.
Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол-2ч.
Стойки и перемещения. Передача и прием мяча-2ч
Передача мяча двумя руками сверху после перемещений-2ч
Передачи сверху у стены-2ч
Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол-2ч
Передача мяча двумя руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец противоположной колонны-2ч
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол-2ч
Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая подача-2ч
Перехват. Индивидуальные действия в защите. Учебная игра-2ч
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях.2
Передачи мяча сверху и снизу с перемещением. Нижняя прямая подача-2ч
Прием мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в волейбол-2ч
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении-2ч
Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол-2ч
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол.2ч
Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. 2ч
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях.Учебная игра в волейбол-2ч
Групповые упражнения. Учебная игра-2ч
Форма контроля: Специальная физическая подготовка (СФП)
наблюдение за специальной физической подготовкой волейболистов в процессе соревнований и тренировки, сравнительный количественно-качественный анализ;
2. «Техническая подготовка» (50 ч)
Одиночное блокирование. Учебная игра-2ч
Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра-2ч
Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра-2ч
Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра-2ч
Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра-2ч
Техника верхней прямой подачи. Учебная игра-2ч
Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра-2ч
Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра-2ч
Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой.Учебная игра-2ч
Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра.2ч
Групповые упражнения. Учебная игра-2ч
Одиночное блокирование. Учебная игра-2ч
Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра-2ч
Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра-2ч
Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра-2ч
Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра-2ч
Техника верхней прямой подачи. Учебная игра-2ч
Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра-2ч
Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра-2ч
Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра-2ч
Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра-2ч
Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра-2ч
Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра-2чч
Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра-2ч
Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра-2ч
Форма контроля: Техническая подготовка (ТП)
(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки).
3. «Тактическая подготовка»(26 ч.)
Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра-2ч
Чередование способов приема мяча. Подача мяча на игрока, слабо владеющего приемом Учебная игра-2ч
Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра-2ч
Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра-2ч
Передача мяча снизу после перемещения. Зонное блокирование. Учебная игра-2ч
Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Учебная игра-2ч
Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Учебная игра-2ч
Чередование способов передачи мяча. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра-2ч
Чередование способов подач. Имитация второй передачи и обман. Учебная игра-2ч
Имитация передачи в прыжке. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра-2ч
Взаимодействие игроков задней линии. Учебная игра-2ч
Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра-2ч
Групповые тактические действия в нападении – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2ч.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Контрольно-оценочные и переводные испытания
4. «Учебная игра» (24 ч.)
Учебно – тренировочная игра с заданиями-2ч
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями-2ч
Форма контроля: Наблюдение,сдача нормативов.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Предметные результаты:
-Выполнение технических действий, применение их в игровой и соревновательной деятельной;
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры и соревнований;
Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
Обучаемые должны знать:
- Историю развития волейбола Общие основы волейбола; -Правила игры и методика судейства
Обучаемые должны уметь:
- Применять в игровой ситуации навыки игры.
- Применять навыки судейства.
Способы проверки знаний и умений обучающегося:
- Контрольные нормативы.
- Зачёт по пройденным игровым элементам игры.
- Опрос.
Формы контроля учащихся.
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование, зачёт.
2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.
3. Участие в школьных, районных и областных соревнованиях.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты |
1 | Волейбол правило спортивной игры. Инструктаж по ТБ. | 2 | Беседа. | Опрос, сдача нормативов. | 6.09 | | |
2 | Стойка волейболиста. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 08.09 | | |
3 | Перемещения в стойке волейболиста приставными шагами боком, лицом и спиной вперед | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 13.09 | | |
4 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 15.09 | | |
5 | Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 20.09 | | |
6 | Стойки и перемещения. Передача и прием мяча | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 22.09 | | |
7 | Передача мяча двумя руками сверху после перемещений. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 27.09 | | |
8 | Передачи сверху у стены. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 29.09 | | |
9 | Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 04.10 | | |
10 | Передача мяча двумя руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец противоположной колонны. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 06.10 | | |
11 | Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 11.10 | | |
12 | Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая подача. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 13.10 | | |
13 | Перехват. Индивидуальные действия в защите. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 18.10 | | |
14 | Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 20.10 | | |
15 | Передачи мяча сверху и снизу с перемещением. Нижняя прямая подача. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 25.10 | | |
16 | Прием мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в волейбол | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 27.10 | | |
17 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 01.11 | | |
18 | Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 03.11 | | |
19 | Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 08.11 | | |
20 | Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 10.11 | | |
21 | Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 15.11 | | |
22 | Групповые упражнения. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 17.11 | | |
23 | Одиночное блокирование. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 22.11 | | |
24 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 24.11 | | |
25 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 29.11 | | |
26 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 01.12 | | |
27 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 06.12 | | |
28 | Техника верхней прямой подачи. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 08.12 | | |
29 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 13.12 | | |
30 | Сочетание способов перемещений. Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Промежуточный контроль обученности учащихся за 1 полугодие. Зачёт. | 15.12 | | |
31 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 20.12 | | |
32 | Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 22.12 | | |
| Групповые упражнения. Учебная игра. | 2 | | | 27.12 | | |
33 | Одиночное блокирование. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 29.12 | | |
34 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 3.01,5.01. | | |
35 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 10.01,12.01 | | |
36 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 17.01 | | |
37 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 19.01 | | |
38 | Техника верхней прямой подачи. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 24.01 | | |
39 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 26.01 | | |
40 | Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 31. 01 | | |
41 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 02.02 | | |
42 | Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 07.02 | | |
43 | Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 09.02 | | |
44 | Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 14.02 | | |
45 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 16.02 | | |
46 | Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 21.02 | | |
47 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 23.02 | | |
48 | Чередование способов приема мяча. Подача мяча на игрока, слабо владеющего приемом Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 28.02 | | |
49 | Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 02.03 | | |
50 | Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 07.03 | | |
51 | Передача мяча снизу после перемещения. Зонное блокирование. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 09.03 | | |
52 | Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 14.03 | | |
53 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Учебная игра.2 | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 16.03 | | |
54 | Чередование способов передачи мяча. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 21.03 | | |
55 | Чередование способов подач. Имитация второй передачи и обман. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 23.03 | | |
56 | Имитация передачи в прыжке. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 28.03 | | |
57 | ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 30.03 | | |
58 | Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра. | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 04.04 | | |
59 | Групповые тактические действия в нападении – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 06.04 | | |
60 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 11.04 | | |
61 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 13.04 | | |
62 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 18.04 | | |
63 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 20.04 | | |
64 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | наблюдение | 25.04 | | |
65 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 27.04 | | |
66 | Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями | 2 | Учебно-практическое занятие | Беседа, сдача нормативов. | 04.05 | | |
67 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 2 | Учебно-практическое занятие | Сдача нормативов | 11.05 | | |
68 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 2 | Учебно-практическое занятие | Сдача нормативов | 16.05 | | |
69 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 2 | Учебно-практическое занятие | Сдача нормативов | 18.05 | | |
70 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 2 | Учебно-практическое занятие | Итоговый контроль облученности учащихся за год | 23.05 | | |
71 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 2 | Учебно-практическое занятие | Наблюдение, опрос | 26.05 | | |
72 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 2 | Учебно-практическое занятие | Сдача нормативов | 30.05 | | |
Примечание:
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 72 занятия по объективным причинам (болезни, каникулы; карантин или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые занятия или заменить на другие, которые хуже усваиваются.
2.2 Условия реализации программы
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
Спортивный зал:
площадь -162 м2;
освещение - 15 светильников (энергосберегающих)
теплоснабжение- централизованное;
покрытие - специализированный линолеум;
число раздевалок – 2;
ограждение окон – сетка.
Материально-техническое обеспечение
1. Волейбольные стойки и сетка - 1 шт.
2. Гимнастические стенки - 6 шт.
3. Гимнастические скамейки - 4 шт.
4. Гимнастические маты - 5 шт.
5. Скакалки - 15 шт.
6. Мячи набивные (масса 1 кг) - 2 шт.
7. Мячи волейбольные- 15 шт.
8. Конусы- 10
Кадровое обеспечение – квалифицированный педагог дополнительного образования Белянина Марина Александровна.
2.3. Формы диагностики: сдача нормативов общей физической подготовки, тестирование, участие в соревнованиях различного уровня, открытые занятия.
2.4 Оценочные материалы:
Начальная диагностика учащихся в начале изучаемого курса общеразвивающей общеобразовательной программы «Волейбол»
Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ |
Учащиеся | Девочки |
Оценка | “5” | “4” | “3” |
Челночный бег 4x10 м, сек | 7,9 | 8,7 | 9,0 |
Бег 30 м, секунд | 5,3 | 5,8 | 6,0 |
Бег 1000 м, мин | 5,30 | 6,10 | 6,35 |
Прыжки в длину с места | 170 | 160 | 155 |
Подтягивание на низкой перекладине | 8 | 6 | 3 |
Сгибание и разгибание рук в упоре | 14 | 10 | 8 |
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа | 34 | 30 | 27 |
Прыжок на скакалке, 25 сек, раз | 50 | 48 | 44 |
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
№ норматива п/п | Контрольные нормативы | | 1год обучения |
Оценка | н | с | в |
1 | Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | Юн. | 12 | 14 | 16 |
Дев. | 9 | 11 | 14 |
2 | Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | Юн. | 10 | 12 | 14 |
Дев. | 8 | 10 | 12 |
3 | Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз) | Юн. | 17 | 20 | 25 |
Дев. | 12 | 15 | 20 |
4 | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку | Юн. | 5 | 10 | 15 |
Дев. | 3 | 6 | 10 |
5 | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя | Юн. | 2 | 3 | 4 |
Дев. | 1 | 2 | 3 |
6 | Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток | Юн. | 3 | 4 | 5 |
Дев. | 3 | 4 | 5 |
7 | Нижние передачи над собой | Юн. | 15 | 20 | 25 |
Дев. | 10 | 15 | 20 |
8 | Верхние передачи над собой | Юн. | 15 | 20 | 25 |
Дев. | 10 | 15 | 20 |
2.5. Список литературы
Литература для педагога
1.Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с.
2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск: СибГАФК, 1994. – 85 с.
3. Волейбол:Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.
4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270 с.
5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)
6. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.- 112с.
7. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
Ссылка на электронные образовательные ресурсы: http://www.fizkulturavshkole.ru
http://fizkultura-na5.ru/
http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
Ссылка на дистанционные образовательные технологии: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScxPt1QSDZm7t1dDcz5KKESU3jP-1dGB6VeUU9djrX5rbO-dw/viewform
Список литературы для обучающихся и родителей:
1.Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
2. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
3. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
4. Ивойлов А.В. Волейбол для всех / А.В. Ивойлов. - М., 1987.
5.Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004
Ссылка на дистанционные образовательные технологии: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScxPt1QSDZm7t1dDcz5KKESU3jP-1dGB6VeUU9djrX5rbO-dw/viewform