СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительно развивающая программа "Пирамидка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка дополнительно развивающей программы  "Пирамидка" для детей 2-3 лет по системе М.Монтессори.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительно развивающая программа "Пирамидка"»

   

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 31. 08. 2023г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ НОШ

с. Ленино

________Волокитина О.В.

Приказ № 96 от 31.08. 2023г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа села Ленино имени Героя Советского Союза Степана Савельевича Гурьева Липецкого муниципального района Липецкой области

(МБОУ НОШ с. Ленино)






ПРОГРАММА

дополнительного образования

по сенсорному развитию детей раннего

дошкольного возраста

«Пирамидка»










Программу подготовила:

Митина О.Н.






Ленино 2023г





Пояснительная записка


 Программа дополнительного образования «Пирамидка» направлена на обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Программа «Пирамидка» предназначена для работы с детьми 2-3 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей, нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи. Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка 2-3 лет

Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое-в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.

Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому». Основные принципы:

  • создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

  • не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;

  • помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;

-поддерживать детский интерес

Наиболее эффективным является использование упражнений Монтессори и ее последователей в сочетании с другими нетрадиционными формами (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, элементы театрализованной деятельности, арт-терапии).



        Актуальность программы «Пирамидка» заключается в том, что ребенок учится познавать мир с помощью сенсорных эталонов, которые нужно не просто уметь правильно называть, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.

       Особенностью данной программы является то, что игровые ситуации, знакомят детей с сенсорными эталонами, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей раннего дошкольного возраста.

       Данная программа направлена на развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);

  • Уставом МБОУ НОШ с.Ленино им.Героя Советского Союза С.С.Гурьева Липецкого муниципального района Липецкой области





Цель программы «Пирамидка»:  обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для  дальнейшего умственного развития.


Задачи:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

  • Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

  •  Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

  • Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;

  •  Развивать мелкую моторику рук;

  • Повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

  • Привлекать родителей изготавливать дидактические игры для развития сенсорных способностей детей.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие сенсорных представлений путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

  • Развитие представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

  • Развитие мелкой моторики пальцев.

  •  Повышение уровня знаний родителей  по сенсорному развитию.

  •  Создание родителями дома условий для дидактических игр и правильная их  подборка.

  • Пополнение сенсомоторного уголка в группе.



Основные методы и приемы совместной деятельности.

Методы: показ, словесное  объяснение, сказка, наблюдение.

Формы: по подгруппам - основная форма работы на занятиях; игровая, индивидуальная деятельность, развивающие игры, интегрированная форма.


Взаимодействие с родителями.

  1. Выступление на родительских собраниях.

  2. Выставка литературы, игр, пособий по познавательно - практической деятельности.

  3. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

  4. Проведение мастер-классов по изготовлению дидактических игр.

Развивающая среда в группе.

      Пластмассовые кубики и шарики основных цветов спектра, матрешки, пирамидки, коробочки с различными крупами, еловые и сосновые шишки, вкладыши, песок, прищепки, ткани разных фактур, муляжи овощей и фруктов.


Структура дополнительной образовательной программы

«Пирамидка».

      Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3 года. Срок реализации программы 1 год.  Игра-занятие проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность - 8-10 минут. Форма проведения - по подгруппам. Игры - занятия содержат познавательную информацию, насыщены игровыми ситуациями.

  1. Ведение в игровую ситуацию.

1 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

2 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

5 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

2 мин.

 

Календарный учебный график.

Наименование

оказываемой

услуги

Группа

Форма

органи

зации

Учебный год

Учеб-

ных

недель

Количе-

ство часов








в

неделю

всего

2.

«Пирамидка»

1 младшая группа

подгрупповая

Начало

учебного

года

окончание

учебного

года

28

1

28

 

Учебно-тематический план


Месяц

Тема занятия

Количество

учебных часов

Дата

Октябрь

«Найди пару»

1



«Разноцветные шумелки»

1



«Чем пахнет?»

1



«Сюрприз»

1


Ноябрь

«Маленький секрет»

1



«Игры с пробками»

1



«Кто что услышит?»

1



«Пересыпалочки»

1


Декабрь

«Застёжки»

1



«Собери бусы»

1



«Озорные ладошки»

1



«Закрути ленточку»

1


Январь

«Открой коробочку»

1



«Чем пахнет?»

1



«Тонет, не тонет»

1



«Поиграем с прищеп-ками»

1


Февраль

«Кто что услышит?»

1



«Укрась ёлочку шарами»

1



«Тактильная коробка»

1



«Сложи пирамидку»

1


Март

«Застёжки»

1



 «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).

1



«Поручения»

1



«Сложи матрешку»

1


Апрель

«Тонет, не тонет»

1



«Найди пару»

1



«Укрась бабочку»

1



«Замок» (игры с песком).

1


 






Методическое обеспечение


Тема

Цель

Форма

проведения

Методы

приемы

Материал

1

«Найди пару»

 Упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

разноцветные рукавички из ткани.

2

«Разно-цветные шумелки»

Развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ

Пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэти-

леновыми гранулами (песок, крупа, горох, фасоль, макароны)

3

«Чем пахнет?»

 Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполни-

телями.

4

«Сюрприз»

Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

 Сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник

5

«Малень-

кий

секрет»

 Упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, сказка

Трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

6

«Игры с пробками»

Упражнять в различении двух (четырёх) осн. цветов , развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Пробки разного цвета и размера.

7

«Кто что услышит?»

Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, сказка

Ширма, колоколь-чик, барабан, бубен, дудочка и т.д.

8

«Пересыпалочки»

Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюль-ка, кукла.

9

«Застёжки»

Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Застёжки с пуговка-

ми, кнопками, «липуч-кой»: в виде предметов одежды.

10

«Собери бусы»

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Деревян-ные бусы разного цвета

11

«Озорные ладошки»

Упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Картонные ладошки с гладкой и шерохо-ватой поверх-ностью (из наждач-ной бумаги) разного цвета.

12

«Закрути ленточку»

Познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Сенсор-ный тренажёр «Ленточ-ки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

13

«Открой коробочку»

Упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Разноцветные коробоч-ки, внутри картинки соответ-ствующе-го цвета

14

«Чем пахнет?»

 Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и др.

15

«Тонет, не тонет»

Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Ёмкости с водой, шарики стеклян-ные, пластмас-совые, деревян-ные, металли-ческие.

16

«Поиграем с прищеп-ками»

 Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Разноцветные прищепки, плоские геомет-рические фигуры.

17

«Кто что услышит?»

Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ, сказка

Ширма, колоколь-чик, барабан, бубен, дудочка и т.д.

18

«Укрась ёлочку шарами»

Упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ, сказка

Ёлочки из картона, круги разных цветов.

19

«Тактиль-ная коробка»

 Развивать тактильные рецепторы ладоней рук. Продолжать учить дифференци-ровать цвета.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани. голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

20

«Сложи пирамид

ку»

 Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Пирамид

ки

21

«Застёжки»

Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Застёжки с пуговка-

ми, кнопками, «липуч-кой»: в виде предметов одежды.

22

 «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).

Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Кинетический песок,

формочки, лопатки.

23

«Поруче-ния»

Продолжать формирование умения детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенство-вать понимание речи.

Игровой сеанс

Д/и

Словесное объяснение, показ

 Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

24

«Сложи матрешку»

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ

Матрешка, которая вмещает несколько вложен-ных друг в друга кукол меньшего размера.

25

«Тонет, не тонет»

Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Ёмкости с водой, шарики стеклян-ные, пластмас-совые, деревян-ные, металли-ческие.

26

«Найди пару»

 Упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, сказка

Разноцветные рукавички из ткани.

27

«Укрась бабочку»

Развивать умение

группировать предметы по цвету, закрепление знаний о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой – маленький, развитие мелкой моторики рук.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, сказка

Бабочки разных цветов, вырезан-ные из картона, круги разных размеров и цветов.

28

«Замок» (игры с песком).

Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Игра - занятие

(по подгруп-

пам)

Д/и

Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование

Кинетический песок,

формочки, лопатки.

Критерии оценки.

Эффективность программы оценивается с помощью экспертной оценки до и после реализации всей программы. В качестве экспертов выступают родители. Кроме того, родителям в начале и в конце программы предлагается заполнить анкету развития ребенка (См. Приложение )



Методические рекомендации

Программа построена по учебному плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить занятия. Содержание программы предусматривает

включать в занятия приветствие, упражнения по методу Монтессори, подвижные игры и художественное творчество.



Занятие строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.

    1. Ритуал приветствия

    2. Упражнение Монтессори

    3. Подвижные игры

    4. Изобразительная деятельность, сенсорные упражнения (нетрадиционные формы). Предоставляется право корректировать занятия.




Список литературы
  1. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 96 с.

  2. Косинова ЕМ. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. -192 с.: ил.

  3. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС 1997. – 96 с.: ил. – (Основы художественного ремесла)

  4. Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adalin.mospsy.ru

  5. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессории-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.

  6. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.

  7. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.

  8. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.

  9. А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама-рядом» игровые сеансы с детьми раннего возраста. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2017г.

  10. Ю.В.Неверова, Е.В.Иванова «Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет» ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014г.

  11. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.

  12. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. «Просвещение», 1981.

  13. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.  «Айрис-пресс»,2006.

Интернет ресурсы


Приложение 1

Веселая физкультура:

Вышли звери на зарядку, Рассчитались по порядку. Рядом с ними – ребятишки, И девчонки, и мальчишки. Упражнения начинаются, Лапки кверху поднимаются. Ну а мы поднимем ручки

Высоко, до самой тучки!

Вот идет мохнатый мишка, Громко топает топтыжка.

Косолапому поможем,

Мы пройдем, как мишка, тоже. Топ да топ, топ да топ

И в ладоши хлоп да хлоп! Скачет зайка на лужайке Мы попрыгаем, как зайка.

Ножки вместе, скок-поскок! Веселей скачи, дружок!

Пчелки крылышками машут, Над цветами дружно пляшут. Ручки в стороны расставим,

Словно крылышки расправим. Замахали, полетели

И как пчелки загудели:

Ж-ж-ж!

Вот копытца замелькали – Это кони поскакали.

Пробежимся, как лошадки, На носках, потом – на пятках. Вот и кончилась зарядка!

До свидания, ребятки! Если очень захотите,

Завтра снова приходите.

***

Жил-был маленький гном (присели, встали), С большим колпаком (вытянули руки вверх),

Он был путешественник-гном (руки на пояс, маршируем), На лягушке он скакал:

Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем) И на стрекозе летал:

Ух, высоко! (машем ручками), По ручью плыл в чайной чашке: Буль-буль-буль! (плывем), Ездил он на черепашке:

Топ-топ-топ! (руки на поясе, топаем на месте) И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке:

Баю-бай! (качаемся из стороны в сторону). Утро придет (руки вверх, в стороны, вниз),

Гном опять в поход пойдет! (спокойно ходим по комнате)

Можно проводить зарядку и так. Рассказываем малышу сказку собственного сочинения и одновременно делаем упражнения.

«Жил был маленький котенок. Вот он проснулся, потянулся (стоя на четвереньках, прогибаем спинку, а затем выгибаем).

Мама спросила котенка: «Ты больше не хочешь спать?» «Нет-нет» (разминаем шейку, делая движение » «нет-нет»).

«А может, ты пойдешь гулять?» «Да-да». (делаем соответствующие движения головой). Отправился котенок гулять. Сначала он шел медленно, потом пошел чуть быстрее, а потом решил пробежаться. Прибежал котенок на луг, а там

бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом котенок отправился в лес. А там ягоды да грибы растут (наклоны вперед), деревья стоят высокие-высокие (лежим на спине и поднимаем вверх ножки). Встретил котенок косолапого мишку и решил попробовать ходить как он (ходим на внешней и внутренней стороне

стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках). А на дереве пушистая белочка зарядку делает – приседает. И котенку захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял

котенок, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем).»

Аист

  • Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

  • Топай правою ногою, Топай левою ногою,

Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.

***

Кузнечики

Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.

Травушку покушали. Тишину послушали. Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

***

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

***

Лягушка

Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком — другой прыжок, Выше прыгаем, дружок!

***

Ветер

Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра), Закачалось деревцо (качаем туловище).

Ветер тише, тише, тише (приседать).

Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).

***

Ветер травушку качает Ветер травушку качает, Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, И танцуйте на лужайке.

***

Зайка серенький

Зайка серенький сидит И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (массируем ушки). Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть. Вот так, вот так

Надо лапочки согреть (растираем ладошки). Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (прыгаем). Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

***

Шел король по лесу Шел король по лесу Нашел себе принцессу.

Давай с тобой попрыгаем. И ножками подрыгаем.

И ручками похлопаем. И ножками потопаем.

***

Вышли мышки

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши.)

Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)

Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой) Убежали мышки вон (бег на месте).

***

Тима шел

Тима шел, шел, шел, (Шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два – грибок, (Наклоны вперед.) Вот и полон кузовок.

***

Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)

По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть)

***

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз.

***

Загудел паровоз

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу Далеко их укачу.

***

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.





Приложение 2

Дневник «Развитие ребенка»








Параметры наблюдения

Д

н

и


з

а

н

я

т

и

й



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итог

1. Социально-эмоциональное развитие:


а) легко идет на контакт














б) взаимодействует с детьми














в) взаимодействует со взрослыми














г) эмоционально возбудим














д) эмоционально заторможен














е) агрессивность














ж) застенчивость














2. Речь:


а) понимание речи














б) связная речь (слова, фразы)














3. Игровые навыки


а) воспроизводит в игре ранее разученные действия














б) переносит действия на другие предметы














в) сюжетно-отобразительная игра














(воспроизводит 2 -3 действия)














г) сюжетно-ролевая игра














4. Самостоятельность


а) сам одевается и раздевается














б) просит, чтобы ему помогли














5. Настроение


а) радуется, смеется, не плачет














б) часто смеется и часто плачет














в) плаксивый, часто недоволен














6. Активность














7. Сенсорное развитие


а) различает предметы по величине














б) различает предметы по форме














в) различает цвета














8. Общие движения


а) бегает














б) прыгает














в) лазает














г) перешагивает














д) метает














9. Мелкая моторика














а) катает шарик между ладошками














б) собирает пирамидку
















в) перекладывает мелкие предметы














г) нанизывает кольца














д) конструирует из кубиков














е) зашнуровывает














10. Изобразительная деятельность














а) умение рисовать пальцем нанося отпечаток на бумагу














б) умение держать кисть














в) рисование длинных и коротких линии














г) умение рисовать примакивая кисточку














д) умение заполнять узором готовый силуэт














е) умение отщипывать кусочки пластилина от целого














ж) умение скатывать пластилин

«колбаской»














з) скатывание пластилина в шарик














и) навыки наклеивания