Многолетние исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия вокалом способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческого мышления и фантазии, так же способствуют раскрепощению детей.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс и способствует формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, так же пение полезно для укрепления физического здоровья.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к ансамблевому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи:
образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
1. Певческая установка.
2. Дыхание. (в работе используются дыхательные упражнения, игровые технологии).
3.Артикуляционные задачи (скороговорки, массаж артикуляционного аппарата).
4. Выработка подвижности голоса (распевание)
5. Расширение певческого диапазона детей.
6. Развитие чувства метроритма (ритмические упражнения)
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
8. Работа над чистотой интонирования.
9. Формирование чувства ансамбля.
10. Формирование сценической культуры (костюмы, движения, образы)
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости, плавно расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика
Программа дополнительного образования «До-ми-соль-ка» в МОУ «СОШ «№6» реализуется с 2018 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час) по параллелям различных классов. В коллективах принимают участие от 15 до 30 человек.
Основными критериями отбора первую очередь являются: желание заниматься певческой деятельностью, желание самовыражаться, данные от природы (одаренность), возможности ребенка. Как показывает практика, даже не имеющий слуха, не умеющий чисто интонировать ребенок, но с желанием занимающийся в хоровом коллективе через несколько занятий начинает прислушиваться и в результате чисто интонировать, считаю, что этому способствует именно хоровая деятельность.
Форма организации образовательного процесса – коллективная, групповая, индивидуальная.
Подбор репертуара разнообразный и зависит от календаря и графика мероприятий на различных уровнях. Как правило в младших классах — это школьные мероприятия, в среднем звене мероприятия различного уровня. На занятиях обучающиеся разучивают народные, классические, советские и современные песни. Нередко обучающиеся сами предлагают репертуар для разучивания.
В работе обязательно учитываются возрастные особенности обучающихся, а так же их пожелания, это способствует большей заинтересованности детей.
Прогнозируемые результаты.
В ходе занятий дети должны научиться: свободно чувствовать себя на сцене, красиво петь и слышать во время пения других участников коллектива;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
научиться сценическому поведению и эмоциональному исполнению различного репертуара т.е. выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение и т.д.).
уметь различать произведения по жанру.
Формы подведения итогов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, концертах, городских конкурсах.
Итогом работы по программе является отчётный концерт на Дне открытых дверей для родителей и педагогов школ города в конце года.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), компьютер, интернет, флешка, колонки, микрофоны.
Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
8.Емельянов Д.Б, «Развитие певческого диапазона», Екатеринбург, 2000г.
9 Интернет источники.