муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Творишинская средняя общеобразовательная школа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Спортивные игры»
(для учащихся 5 классов)
Направление: физкультурно-спортивное
Срок реализации программы: 1 год
Капитановой Марины Владимировны, соответствие
2018-2019 уч.год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 5 |
3. | Календарный учебный график | 6 |
4. | Содержание программы | 7 |
5. | Тематическое планирование | 9 |
6. | Планируемые результаты обучения | 10 |
7. | Организационно-педагогические условия программы | 11 |
8. | Оценочные материалы программы | 13 |
9. | Методические материалы программы | 15 |
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной задачей Российского государства признана поддержка физической куль-туры и массового спорта, как важной основы оздоровления нации.
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье обучающегося представляет собой критерий качества современного образования.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия в рамках данной программы дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания учащихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой.Занятия позволяют решить проблему занятости свободного времени учащихся. Эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеуст-ремленно осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Спортивные иг-
ры» - физкультурно-спортивная.
Цель программы: создание условий для развития двигательных способностей, при-общения учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
Обучающие:
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни че-ловека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о спосо-бах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Развивающие:
та;
развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к занятиям спортом, в частности баскетболом, во-лейболом, формирование у учащихся навыков ответственного отношения к своему здоровью
здорового образа жизни;
воспитание у учащихся трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов, чувства товарищества, дисциплинированности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, инициативности и самостоятельности, выдержки и самообладания.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:11-
3
лет.
Для комплектации групп по данной программе не производится отбор учащихся по ан-тропометрическим данным, гибкости и другим показателям. К занятиям допускаются все лица, желающие заниматься физической культурой и не имеющие медицинских противопо-казаний. В группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровитель-ной направленности. Группа комплектуется в составе не менее 12 человек.
Форма реализации программы: групповое учебно-тренировочное занятие с органи-зацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.
4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего | Количество часов | Форма проме- |
| | часов | теория | практика | жуточной атте- |
| | | | | стации |
1 | Основы знаний о физической культуре | 2 | 2 | | |
2 | Легкая атлетика | 4 | | 4 | |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 2 | | 2 | |
4 | Спортивные игры | 16 | | 16 | |
5 | Общая физическая подготовка | 9 | | 9 | |
6 | Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | Тестирование |
| | | | | нормативов |
| | | | | общей физиче- |
| | | | | ской подготов- |
| | | | | ки |
7 | Итого за учебный год | 34 | 2 | 32 | |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Программа реализуется в режиме 1 раз в неделю по 1 академическому часу, об-щее количество часов в год - 34. Годовой учебный план рассчитан на 34 недели.
![]()
![]()
![]()
Количество часов по месяцам
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | | ВСЕГО |
4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | | 3 | 34 |
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Естественные основы.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении уп-ражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Ком-плексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Комплексы упражнений на раз-витие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их ре-гулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важ-ных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования фи-зических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пуль-са. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами само-регуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Спринтерский бег: высокий, низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции (30, 60 м), финиширование. Медленный бег до 10 мин. Прыжки в длину с разбега. Метание малого мяча.
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ
Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках). Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Комбинации из разученных упражнений. Лазанье по канату, висы, упо-ры.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Волейбол
Стойки и передвижения. Передача двумя руками сверху. Прием мяча снизу двумя ру-ками. Нападающий удар. Нижняя прямая подача. Комбинации из разученных элементов. Тактика свободного падения. Позиционное нападение.
Баскетбол
Стойки, передвижения, остановки игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Пере-дачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками из-за головы, с отскоком в пол. Сочетание приемов. Взаимодействие двух игроков, личная защита. Штрафной бросок.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Развитие координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей,
гибкости и выносливости. Комплексы упражнений.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Всего ча- | Количество часов | дата |
| | сов | теория | Практ-ика |
| Теоретическая подготовка | 2 | 2 | | |
1 | Инструктаж по ТБ. Гигиенические требования к | 1 | 1 | | |
| занимающимся спортом, влияние физических | | | | |
| упражнений на организм спортсмена | | | | |
2 | Общая характеристика спортивной подготовки, | 1 | 1 | | |
| физические способности и физическая подго- | | | | |
| товка, закаливание. | | | | |
| Легкая атлетика | 4 | | 4 | |
3 | Бег и ходьба. Ускорения. | 1 | | 1 | |
4 | Бег 30, 60м | 1 | | 1 | |
5 | Метание малого мяча с места, с разбега | 1 | | 1 | |
6 | Эстафета 4x50 | 1 | | 1 | |
| Гимнастика | 2 | | 2 | |
7 | Акробатические упражнения ( кувырки, стойки, | 1 | | 1 | |
| перекаты, мосты) | | | | |
8 | Подтягивания. Поднимание ног в висе | 1 | | 1 | |
| Спортивные игры | 16 | | 16 | |
9-11 | Учебная игра «Мини-волейбол» | 3 | | 3 | |
12-16 | Баскетбол | 5 | | 5 | |
17-21 | Волейбол | 5 | | 5 | |
22-24 | Лапта | 3 | | 3 | |
| Общая физическая подготовка | 9 | | 9 | |
25-26 | Общеразвивающие упражнения: элементарные, | 2 | | 2 | |
| с партнером | | | | |
27-28 | Общеразвивающие упражнения: с предметами, | 2 | | 2 | |
| на снарядах | | | | |
29 | ОРУ на месте. Специальные беговые упражне- | 1 | | 1 | |
| ния | | | | |
30 | Прыжки через препятствия | 1 | | 1 | |
31 | Специальные прыжковые упражнения. Встреч- | 1 | | 1 | |
| ные эстафеты | | | | |
32-33 | Подвижные игры | 2 | | 2 | |
34 | Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | |
| Итого за учебный год | 34 | 2 | 32 | |
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Оздоровление и физическое развитие детей.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Овладение техникой игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам.
Формирование знаний о способах простейшего контроля за деятельностью систем ор-ганизма.
Овладение простейшими способами контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Умение самостоятельно организовать досуг обучающихся.
8
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ
Реализацию дополнительной общеразвивающей программы "Спортивные игры" осуще-ствляет учитель физической культуры МБОУ Творишенской СОШ, имеющий необходимую про-фессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности «Учитель» и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Информационно-методические условия реализации программы.
Большие возможности для образовательной деятельности заложены в принципе совме-стной деятельности учителя и ученика. В процессе обучения детей общей физической подго-товки на всех этапах используются общие дидактические методы:
Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, коман-да, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление об упраж-нении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.
Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике вы-полнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдель-ных элементов и способов выполнения упражнений.
Методы выполнения упражнений:
Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий.
Игровые и соревновательные:
турниры;
эстафеты;
игры.
Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвиваю-щие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.
Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах, одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.
Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику. Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физиче-
ских качеств занимающихся.
Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют мето-ды тренировки (практические методы физической подготовки):
по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-технические условия реализации программы.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал.Спортивный инвентарь и снаряды:
Мячи баскетбольные, волейбольные.
Гимнастические маты, скамейки.
Скакалки.
Сетка волейбольная.
Баскетбольные кольца.
Секундомер.
9
Методическая литературы
Для педагога:
В. И. Лях, А. А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания учащих-ся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2012.
П. К. ПетровМетодика преподавания гимнастики в школе. М.: ВЛАДОС, 2006.
Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В. ЛексаковСпортивные игры:Техника, тактика, методика обучения. М.: «Академия», 2004.
А. И. ЖилкинЛегкая атлетика. М.: «Академия», 2003.
5. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культу-ры/Под ред. В. М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с, ил.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия". -2000. - 480 с.
Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. - Р-н-Д.: "Феникс". - 2012. - 246 с.
Для учащихся и родителей:
1.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение, 2010.
Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений.
М.: Просвещение, 2011.
10
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
Формы, периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль выполняется в течение года в процессе занятий в формах:
Промежуточная аттестация проводится один раз в год (в конце учебного года) в форме тестирования.
Контрольные нормативы по ОФП (мальчики)
Название упражнений | | Возраст | |
| 10 лет | 11 лет | 12 лет |
Бег 30м (сек) | 5,8 | 5,7 | 5,5 |
Прыжок в длину с места (см) | 180 | 185 | 190 |
Метание мяча (м) | 18 | 21 | 25 |
Подтягивание в висе | 5 | 7 | 8 |
(кол-во раз) | | | |
Подъем туловища из положения лежа на спине | 25 | 28 | 39 |
(кол-во раз/мин) | | | |
Наклон вперѐд из положения сидя (см) | 9 | 10 | 10 |
Контрольные нормативы по ОФП (девочки) | |
| | | |
Название упражнений | | Возраст | |
| 10 лет | 11 лет | 12 лет |
Бег 30м (сек) | 6,1 | 6,0 | 5,7 |
Прыжки в длину с места (см) | 160 | 170 | 175 |
Метание мяча (м) | 12 | 15 | 22 |
Подъем туловища из положения лежа на спине | 30 | 33 | 28 |
(кол-во раз/мин) | | | |
Наклон вперѐд из положения сидя (см) | 14 | 15 | 15 |
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в "Протоколе результатов проме-жуточной аттестации учащихся":
Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся Наименование ДОП_________________________ ФИО педагога______________________________
№ | ФИ | | | Наименование теста | | | |
| | Бег 30м | Прыжки в | Метание | Подтягивание в | Подъем туло- | Наклон | |
| | (сек) | длину с | мяча (м) | висе | вища из поло- | вперѐд из | |
| | (кол-во раз) | |
| | | места (см) | | жения лежа на | положения | |
| | | | | |
| | | | | | спине (кол-во | сидя (см) | |
| | | | | | раз/мин) | | |
1 | | | | | | | | |


11
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
Комплекс упражнений № 1 по ОФП .
До выполнения комплекса нужно «разогреть» мышцы (общеразвивающие упраж-нения).
1. И.П. (исходное положение) – упор, стоя на коленях. Отжимание от пола, стараясь грудью коснуться пола – 10 -15 раз
(не прогибать туловище в поясничном отделе позвоночника, держать прямо).
2. И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч. В руках гантели – 1-1,5 кг.или само-дельные гантели (пластиковые бутылки, наполненные песком до необходимого веса).
На раз – отвести руки в стороны;
На два – вернуться в и.п. (до 20 раз)
3. И.П. – о.с., ноги на ширине плеч.
На раз – руки вперѐд;
На два – руки вверх;
На три – руки в сторону;
На четыре – и.п. (до 20 раз)
4. И.П. – упор, сидя сзади.
Наклон к правой ноге, к средине, к левой ноге – по 15-20 раз.
И.П. – упор, сидя сзади.
Поднимание прямых ног в угол – до 20 раз.
И.П. – лечь на пол, руки вдоль туловища.
Поднимание и опускание прямых ног - 10-15 раз (таз не отрывать от пола).
7. И.П. лѐжа на коврике, ноги под диван (кровать), руки за головой (на плечах).
Поднимание туловища в сед – 20 – 30 раз.
И.П. стойка, ноги на ширине плеч, руки за спиной.
Приседание в быстром темпе – 35 – 40 раз.
9. 10 – 15 минут крутим железный обруч (или хулахуп).
Комплекс упражнений № 2 по ОФП.
До выполнения комплекса нужно «разогреть» мышцы (общеразвивающие упраж-нения).
И.П. (исходное положение) – упор, стоя на коленях.
Отжимание от пола, стараясь грудью коснуться пола – 30 раз.
И.П. – упор лѐжа.
Опускание прямого туловища на пол и поднимание в и.п. – 10 – 15 раз (особое внимание – держать туловище прямо).
И.П. – о. с. руки к плечам (в руках гантели).
На раз – руки вверх; На два – и.п.; На три – руки в стороны;
На четыре – и.п. (10 – 15 раз)
4. И.П. – основная стойка, в руках гантели.
На раз – приседание, руки вперѐд;
На два – и.п.
И.П. – о.ст., руки на поясе.
12
На раз – наклон вперѐд, кулаками (ладонями) касаемся пола; На два – наклон назад, с доставанием руками пяток.
(30 – 40 раз в каждую сторону)
И.П. – упор, сидя сзади.
Поднять ноги в угол и описать прямыми ногами десять раз букву О.
Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, ноги закреплены (диван, по-
мощь родителей), руки за головой - 30 – 40 раз.
8. И.П. – стойка, ноги шире плеч, руки произвольно (на поясе, за спиной, за головой, с гантелями в руках) («перекаты»).
На раз – сесть на правую ногу, левая прямо, (если в руках гантели, то выпрямляем руки вперед);
На два – и.п.;
На три – сесть на левую ногу, (если в руках гантели, то выпрямляем руки вперед); На четыре – и.п. (10 -15 раз на каждую ногу)
9. И.П. – упор присев.
На раз – упор лѐжа.
На два - Упор присев. (15 – 20 раз)
Обруч – до 30 минут.
Комплекс упражнений № 3 по ОФП.
До выполнения комплекса нужно «разогреть» мышцы (общеразвивающие упраж-нения).
И. П. – упор лѐжа.
Медленно опускаем туловище в течение 4 – 5 секунд.
Медленно поднимаем туловище, до упора лѐжа (4 – 5 секунд).
Отжимание от дивана (кровати, стула) – три подхода по 10 – 12 раз.
И.П. – о.ст. (в руках гантели).
На раз – руки вперѐд;
На два – руки вверх;
На три - руки в сторону;
На четыре – опустить руки в низ (до 12 – 15 раз в каждом направлении).
4. И.П. – о.ст., руки на поясе.
наклонов вперѐд (достаѐм пол кулаками, ладонями).
5. И.П. – упор, сидя сзади (рисунок 1)
На раз - согнуть ноги;
На два – выпрямить ноги в угол (рисунок 2);
На три – согнуть ноги в угол (рисунок 3);
На четыре – опустить прямые ноги на пол (рисунок 4).
6. И.П. – лечь на коврик, руки вдоль туловища.
Одновременное поднимание туловища и ног.
И.П. (10 – 14 раз)
7. И.П. – лечь на коврик, руки за головой, ноги согнуты в коленях.
13
Поднимание туловища с поворотом в правую или левую стороны.
И.П. (5 – 8 раз в каждую сторону)
8. И.П. – стойка, ноги врозь, руки за спиной.
«Перекаты» (упражнение № 8 из комплекса № 2) – по 20 – 30 раз на каждую ногу.
9. И.П. упор лѐжа.
Прыжком упор присев, упор, лѐжа – 20 – 30 раз.
10. Обруч – 30 – 40 минут.
14