СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительный материал к уроку по теме "Глагол" для тетради по Правилам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все материалы о глаголе в одной презентации

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал к уроку по теме "Глагол" для тетради по Правилам»

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы что делать? что сде­лать? Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать? Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ть, -ти и –чь Например:охра­нять, полз­ти, при­бе­речь

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы что делать? что сде­лать?

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ть, -ти и –чь

Например:охра­нять, полз­ти, при­бе­речь

Начальная (неопределённая)фор­ма гла­го­ла не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Глагол в неопре­де­лен­ной фор­ме име­ет толь­ко посто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские признаки :совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный вид,может быть пере­ход­ным или непереходным,воз­врат­ным или невозвратным. Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире, чем у дру­гих его форм. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения. Например: Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство, выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).-подлежащее Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания. –в составе сказуемого Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.-определение Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?)  откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.-дополнение Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.-обстоятельство

Начальная (неопределённая)фор­ма гла­го­ла не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла.

Глагол в неопре­де­лен­ной фор­ме име­ет толь­ко посто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские признаки :совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный вид,может быть пере­ход­ным или непереходным,воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире, чем у дру­гих его форм.

Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Например:

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство, выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).-подлежащее

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания. –в составе сказуемого

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.-определение

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?)  откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.-дополнение

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.-обстоятельство

Переходные и непереходные глаголы В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные.  Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га.  Например: защи­тить Родину; В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица  не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется.Это фор­ма роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щая часть от цело­го, либо при отри­ца­нии.  Например: попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия. Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными. Например: сто­ять на пороге; подой­ти к нему; сомне­ваться.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные.

Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га.

Например: защи­тить Родину;

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица  не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется.Это фор­ма роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щая часть от цело­го, либо при отри­ца­нии.

Например: попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия.

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными.

Например: сто­ять на пороге; подой­ти к нему; сомне­ваться.

Возвратные и невозвратные глаголы Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо. Например: улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться; нестись, прой­тись. Формальным показателем является формообразующий суффикс –ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс –ся -сь следует за ним. Например: Умываться, одеваться, обуваться   (действие субъекта направлено на себя), встречаться, обниматься, целоваться  (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой), удивляться, радоваться, сердиться  (состояние субъекта), ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается  (признак, характеризующий свойства субъекта), смеркается  - безличность. Возвратные глаголы  непереходные.

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо.

Например: улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться; нестись, прой­тись.

Формальным показателем является формообразующий суффикс –ся (-сь), стоящий в конце слова.

Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс –ся -сь следует за ним.

Например: Умываться, одеваться, обуваться   (действие субъекта направлено на себя), встречаться, обниматься, целоваться  (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),

удивляться, радоваться, сердиться  (состояние субъекта),

ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается  (признак, характеризующий свойства субъекта),

смеркается  - безличность.

Возвратные глаголы  непереходные.

Вид глагола Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи. Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими: гла­го­лы совер­шен­но­го вида; гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида. Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом - ну -). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать? Они име­ют толь­ко две фор­мы времени: про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, капнул); буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет). Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени: насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем); про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал); буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими: гла­го­лы совер­шен­но­го вида; гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом - ну -).

Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени: про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, капнул); буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени: насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем); про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал); буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

Спряжение глаголов В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла. Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Ко II же спряжению мы относим без сомненья все глаголы, что на  -ить , и сключая :  брить, стелить  и устаревшее слово  зиждиться . Также   7 глаголов-исключений на  -еть :  вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,  и  видеть,  и  смотреть ,   4 глагола-исключения на  -ать :   гнать, держать, слышать, дышать . Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению . 1 спряжение Единственное Множественное знаю, пью 2 спряжение Единственное знаем, пьём знаешь, пьёшь  Множественное строю, сплю знаете, пьёте знает, пьёт строим, спим строишь, спишь знают, пьют строите, спите строит, спит строят, спят

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму.

Ко II же спряжению мы относим без сомненья все глаголы, что на  -ить , и сключаябрить, стелить  и устаревшее слово  зиждиться . Также   7 глаголов-исключений на  -етьвертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,  и  видеть,  и  смотреть ,   4 глагола-исключения на  -ать :   гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению .

1 спряжение

Единственное

Множественное

знаю, пью

2 спряжение

Единственное

знаем, пьём

знаешь, пьёшь

Множественное

строю, сплю

знаете, пьёте

знает, пьёт

строим, спим

строишь, спишь

знают, пьют

строите, спите

строит, спит

строят, спят

Непостоянные морфологические признаки глагола Наклонение   — характеристика, указывающая на отношение действия к действительности (оно может происходить либо на самом деле, либо при определённых условиях, а также к нему могут призывать): повелительное наклонение – содержит приказ или просьбу выходи, выходите ; сослагательное (условное) наклонение - ставит условие выходил бы ; изъявительное наклонение – все остальные по всем временам глаголы выходил, выходит, будет выходить  ;

Непостоянные морфологические признаки глагола

Наклонение   — характеристика, указывающая на отношение действия к действительности (оно может происходить либо на самом деле, либо при определённых условиях, а также к нему могут призывать):

повелительное наклонение – содержит приказ или просьбу

выходи, выходите ;

сослагательное (условное) наклонение - ставит условие

выходил бы ;

изъявительное наклонение – все остальные по всем временам глаголы

выходил, выходит, будет выходить  ;

Время:   чита л , любова л ся, изобрё л  (прошедшее время); читает, любуется  (настоящее время); будет читать, будет любоваться, изобретёт  (будущее время); Число: слушает, говорил  (единственное число); слушают, говорили  (множественное число); Лицо: (в формах настоящего и будущего времени) — это характеристика, позволяющая судить о том, кто осуществляет действие, обозначенное глаголом: я плыву, мы плывём  (1-е лицо); ты плывёшь, вы плывёте  (2-е лицо); он / она / оно плывёт, они плывут  (3-е лицо); Род: (в форме прошедшего времени):  наблюдал, рисовал  (мужской род); наблюдала, рисовала  (женский род); наблюдало, рисовало  (средний род).

Время:  

чита л , любова л ся, изобрё л  (прошедшее время);

читает, любуется  (настоящее время);

будет читать, будет любоваться, изобретёт  (будущее время);

Число:

слушает, говорил  (единственное число);

слушают, говорили  (множественное число);

Лицо: (в формах настоящего и будущего времени) — это характеристика, позволяющая судить о том, кто осуществляет действие, обозначенное глаголом:

я плыву, мы плывём  (1-е лицо);

ты плывёшь, вы плывёте  (2-е лицо);

он / она / оно плывёт, они плывут  (3-е лицо);

Род: (в форме прошедшего времени): 

наблюдал, рисовал  (мужской род);

наблюдала, рисовала  (женский род);

наблюдало, рисовало  (средний род).

Синтаксическая роль глагола В предложении глаголы обычно выступают в роли  сказуемых , однако глаголы в  неопределённой форме (инфинитиве)  могут выполнять роль  любого члена предложения :

Синтаксическая роль глагола

В предложении глаголы обычно выступают в роли  сказуемых , однако глаголы в  неопределённой форме (инфинитиве)  могут выполнять роль  любого члена предложения :


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя