Теория официальной народности Теория официальной народности – консервативная идеология времён правления императора Всероссийского Николая I (1825-1855 гг.), впервые озвученная С.С. Уваровым, министром народного просвещения (1833-1849 гг.).
В российской историографии впервые (как и сам термин) введена в научный оборот А.Н.Папиным в начале 1870-х годов. В понятии «официальная народность» он обобщил не отмеченное «историческим прогрессом» консервативное начало как в идейной жизни русского общества, так и во внутренней и внешней политике правительства в царствование императора Николая I. Идеологом «офиц. народности» Пыпин назвал товарища - министра народного просвещения (с 1833 года товарища министра, с 1834 года министра) графа С.С. Уварова, который высказал мысль о том, что без «православия, самодержавия, народности» Россия не может «благоденствовать, усиливаться, жить», и ставил задачу с помощью «тройственной формулы» «приноровить общее всемирное просвещение к нашему народному быту, к нашему народному духу».
Вдохновителем и «заказчиком» государственной идеологии выступил сам император, чьё восшествие на престол в 1825 году было не совсем легитимным. После подавления восстания декабристов целью своего правления он считал предотвращение революции. Главная задача создания теории состояла в обосновании легитимности власти в России. Источником выступили труды историков: Н. М. Карамзина («Записки о новой и древней России», 1811 г) и М. П. Погодина («О происхождении Руси», 1825 г.). Основные принципы теории были изложены в их работах и коронационном манифесте императора в 1826 г.
На правление Николая I (1825-1855) приходится расцвет консерватизма в России. Царь, первый консерватор империи, считал главной ее бедой распространение либеральных идей с Запада. Для борьбы со всяким инакомыслием им было создано III отделение, выполнявшее функции политической полиции.
Однако одних репрессивных мер было недостаточно. Требовалась официальная политическая идеология, которая могла бы обосновать незыблемость существующего строя.
Главную роль в создании такой идеологии сыграл Сергей Семенович Уваров, возглавлявший министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год. Блестяще образованный человек, он успел испробовать свои силы в качестве дипломата и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. В 1810-е годы появились первые литературные произведения Уварова, в которых он анализировал причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Тогда же у него начали зарождаться идеи, которые затем приведут к выработке теории официальной народности. Так, Уваров писал о национальном характере войны 1812 года, о единении царя и народа, о естественном повиновении последнего первому. Он высказывался против «народной анархии» и всяческой революции.
Постепенно Уваров пришел к заключению о необходимости бороться с либеральной порчей нравов и выразил идею «умственных плотин», согласно которой эта борьба должна заключаться не только в карательной деятельности III отделения, но и в выработке официальной консервативной идеологии. В основе его теории лежало представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной.
С.С. Уваров скомбинировал теорию, которая представляла царя «воплощением российской государственности и российской империи», но при этом была предпринята попытка «объединения национальных концептов и западной формы, которая позволила бы сохранить миф об императоре-европейце».
В 1843 году в докладе государю Сергей Семенович выразил желание найти начала, которые составляли исключительность России. В итоге ими стали православие, самодержавие, народность – формула, названная еще «уваровской триадой» и затем ставшая именоваться теорией официальной народности.
В основе идеологии лежит обоснование различия между российской и западной государственностью. Если западноевропейские страны образовались в результате завоеваний, то Российское государство – с помощью Божьего промысла, что обеспечивает единение царской власти и народа.
Всю теорию С.С. Уварова пронизывает два аспекта – во-первых, «его необычайная почтительность к власти монарха и его мнение, что просвещенный монарх охотно сам введет законы и поделится своей властью, когда страна «созреет». Эти идеи С.С. Уварова были сформированы в российской традиции под влиянием взглядов Н.М. Карамзина и М.М. Сперанского. Вслед за Н.М. Карамзиным С.С. Уваров считал, что «Европу к зрелости должна привести традиционная монархия, на примере России».
В теории заложено три главных принципа, которые противопоставляются лозунгам Великой французской революции. Во все три составляющие формулы С.С. Уварова вкладывался определенный смысл. «Самодержавие» объяснялось так: из-за величины территории и особенностей исторического развития в России сложились условия, при которых страна могла хорошо существовать только при неограниченной монархии. Православие же считалось неотъемлемой частью счастливой и благонравной народной жизни, а также представлялось консерваторам удобным средством контроля над обществом. Самым непростым понятием была «народность». Под ней уваровцы имели в виду послушание властям и терпение – черты, как считали, исконно присущие русской нации. Триада означает взаимосвязь духа и власти, а также единства монарха с народом. Не случайно именно в 1833 году у самодержавия впервые появляется собственный гимн – «Боже, Царя храни». Автором музыки стал А. Львов, а слов – В. Жуковский при участии А. Пушкина.
Таким образом, получалось, что в России, отличной от других государств такими чертами, как православие, самодержавие и народность, не было почвы для социальных конфликтов, а все недовольства и протесты объяснялись тлетворным влиянием Запада. Россия противопоставлялась ему, заведомо считалась лучше и сильнее западных держав.
Государственная идеология оправдывала существование крепостного права, отсутствие свобод и провозглашала свой собственный, уникальный путь развития страны. Констатировалось лишь то, что сплачивало народ, указывало на положительные моменты, полностью отрицая существующие проблемы. Это вело к застою. Наиболее ярко подобный официозный патриотизм прозвучал в высказывании А. Х. Бенкендорфа, возглавлявшего Третье отделение канцелярии Его императорского Величества: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Главными проводниками теории стали учёные Московского университета и известные журналисты. С. П. Шевырёв, профессор филологии, в своей «Истории русской словесности» (1841 г.) говорил о необходимости смирения, отсутствии в России сословной вражды и предпосылок для социальных потрясений. М.П. Погодин, профессор истории, сегодня признаётся учёными реальным автором теории, а журналисты Ф. В. Булгарин и Н.И. Греч в своих статьях («Северная пчела») называли порядок вещей в стране наилучшим, отвечающим требованиям религии и политической ситуации. Они идеализировали патриархальный уклад и заботу помещиков о своих крепостных.
Теория официальной народности «не утратила своей фундаментальной роли в репрезентации имперской власти и при Александре II. В его «властном сценарии» идеи и образы официальной народности были согласованны с программой реформ».