СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа изучения русского языка «Наш язык – кладовая знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх. Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности обучающихся. Задачи программы: - изучать язык как культурно-исторический процесс; - развивать все виды речевой деятельности школьников; - развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа; - формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой; - развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения; - формировать языковое мышление детей; - изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему; - формировать сознательное отношение к языку как к ценности; - развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа изучения русского языка «Наш язык – кладовая знаний»»

«Федеральное Государственное Казенное Учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 24» МО РФ











Дополнительная образовательная программа изучения русского языка «Наш язык – кладовая знаний»




Разработана для обучающихся 3 класса начальной школы

Автор: ТАГАЕВА Вера Николаевна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории





Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

















Вольск – 18

2014 – 2015




Содержание


Стр.


1. Титульный лист 1

2. Пояснительная записка 2

3. Содержание изучаемого курса 3

4. Тематическое планирование 4 - 5

5. Методическое обеспечение программы 7

6. Список литературы 8

7. Приложение 9 - 21

































Пояснительная записка


Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.


Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности обучающихся.

Задачи программы:


- изучать язык как культурно-исторический процесс;

- развивать все виды речевой деятельности школьников;

- развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;

- формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;

- развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения;

- формировать языковое мышление детей;

- изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему;

- формировать сознательное отношение к языку как к ценности;

- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.


Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие речи и мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.


Участники образовательной программы: учащиеся 2 - 3 классов начальной школы.


Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 17 занятий по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели.


Основные виды деятельности:

- работа над исследовательскими проектами по темам программы;

- работа с различными источниками информации;

- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.


Предполагаемые результаты:

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

- развитие коммуникативной компетентности детей.


Формы проверки результативности занятий:

- выпуск журнала собственных логических заданий;

- подготовка презентаций по итогам исследовательских проектов;

- участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.


Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон.



Тематическое планирование занятий


Тема занятия

Содержание занятия

1

Язык и мы

Знакомство с появлением человеческого языка, научными теориями происхождения языка, с существованием многоязычия.

2

Из истории письма

Знакомство с понятием «пиктография» (рисуночное письмо), составление письма с помощью рисунков, расшифровка рисуночных писем. Знакомство со знаками для обозначения слов - иероглифами.

3

Появление письма у древних славян

Знакомство с историей создания славянской азбуки, древнерусским алфавитом. Первые книги создателей азбуки – Кирилла и Мефодия

4

Слова, слова, слова…

Беседа о месте и значении слова в языке. Знакомство с понятиями «лексика», «лингвист». Виды словарей, практическая работа с орфографическими толковыми словарями. Конкурс презентаций на лучшее толкование слова.

5

Слова, слова, слова…

Практическая работа с различными словарями. Игры «Цепочка слов», «Угадай слово по описанию».

6

Многозначность слова

Знакомство с многозначностью слов. Определение слов с разным значением по рисункам, в стихотворениях, в игре. Конкурс «Найди слова с разными значениями и нарисуй рисунок»

7

Слова - близнецы

Познакомить с понятием «омоним», расширять словарный запас, учить правильно употреблять слова в речи. Разгадывание кроссворда, игры, загадки с омонимами.

8

Слова - друзья

Познакомить с понятием «синоним», упражнения в подборе синонимов, нахождение в стихотворениях синонимов

9

Интересные слова

Знакомство с понятием «антонимы», упражнения в подборе антонимов. Игры «Наоборот», «Шиворот – навыворот». Задание: подобрать пословицы с антонимами


10

Устаревшие слова

Знакомство с понятиями «архаизмы», «историзмы». Происхождение слов, устаревшие слова в пословицах, сказках. Образование фамилий, толкование устаревших слов

11

История моей фамилии (творческий проект)

Защита проекта о происхождении, истории фамилий обучающихся (презентация, сообщение, газета, сочинение и т. д.)

12

Слова - пришельцы

Познакомить с процессом появления слов из разных языков. Работа со словарем иностранных слов. По определенным признакам учить находить слова иностранного происхождения. Задание: придумать новые слова русского языка

13

Я и мое имя. Интересная история наших имен

Знакомство с историей происхождения имен. Творческий проект «Я и мое имя» (презентация, сочинение, сказка)

14

Карусель загадок

Обучение разгадыванию и составлению загадок. Конкурс загадок

15

Загадки – шарады, кроссворды

Обучение разгадыванию шарад, составлению кроссвордов

16

Крылатые слова. Пословица недаром молвится

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

17

Интеллектуальный марафон

Выставка работ учащихся



Литература


  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

  6. В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995

  7. В.Волина « Праздник числа» М, 1993

  8. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

  9. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993

10. Н. Н.Ушаков, «Внеклассные занятия по русскому языку» М, 1978



Приложение



Язык и мы


Мои юные друзья! Давайте посмотрим вокруг. И рядом, и вдали, и за горизонтом – удивительный мир, полный радости, света, загадок и тайн!

Закроем глаза и попытаемся представить себе этот мир. Все ли мы увидели и запомнили в нем? Мир, который мы видим, - это реальный мир. Мир, который мы представляем себе – это, как в зеркале, отражение реального мира в нашем сознании.

Много нового и интересного мы можем узнать о том, чего никогда не видели наши глаза!

Мы можем отправиться, как на машине времени, в далекое пошлое, во времена Древней Руси, можем узнать, чему поучал своих детей великий русский князь Владимир Мономах, живший почти 900 лет назад.

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…».

Мы можем встретиться со знаменитым бароном Мюнхаузеном и послушать его забавные истории. Один миг – и мы, как в волшебной сказке, можем очутиться в крупнейшем музее в мире в Санкт - Петербурге.

Возможны ли путешествия во времени и пространстве наяву? Можем ли мы увидеть или представить себе то, что никогда не видели в своей жизни?

Все это возможно, если нам об этом кто-нибудь расскажет. Или мы об этом прочитаем сами. Поможет нам в этом наш язык.

Как появился язык? Этого никто не знает, потому что минуты рождения человеческого языка никто не помнит, как и рождения первого человека на Земле.

Но вы, наверное, заметили, что жизнь и труд людей отличается от жизни животных.

Человеку на Земле отведена особая роль – роль человека. Труд ученого, художника, рабочего приводит к появлению в нашем языке таких слов, которые живут и передаются от поколения к поколению, обогащая язык и опыт людей.

Вы можете спросить, почему же существует не один, а много языков? Объясняется это тем, что долгое время долгое время различные племена людей жили обособленно. Сколько же на Земле языков? Может показаться странным, но на этот вопрос никто не может дать точного ответа. Ученые всего мира до сих пор спорят. Одни говорят, что из приблизительно 2500, другие утверждают, что их около 5000. Наверно, и те, и другие правы.

Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, испанский и португальский языки.

На этих языках разговаривает большая часть человечества. Наш родной язык – русский. Этот язык достался нам в наследие от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык обогащали и украшали лучшие мыслители и поэты. Язык оберегали от порчи писатели, поэты и педагоги. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он мог хорошо служить людям: чтобы в нем были все нужные слова, что бы на нем было легко выразить любую мысль. И наш язык стал точным, богатым, выразительным. Русский язык по богатству не уступает самым замечательным языкам мира. Он по праву стоит в числе первых.

Давайте же и мы не растеряем его богатство. Овладеем его секретами, изучим его тайны. И тогда наша речь будет красивой и яркой.


Из истории письма


История жизни людей насчитывает много тысячелетий. Люди научились добывать пищу, строить жилища, сопротивляться злым силам природы, создали науку и искусство. Всегда и во всем людям помогал язык, который они использовали в разговоре друг с другом. Но порой приходилось отправляться в далекий путь. Или два поселения разделяло большое расстояние. Люди тогда не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков. Это было так называемое рисуночное письмо.


И оно называлось пиктографией, потому что латинское слово pictus означает «рисованный», а греческое слово grafo означает «пишу». У всех древних народов существовала пиктография или «язык рисунков». На каске дерева, на коре, на бересте или на кости животных наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов и с их помощью сообщались важные новости. Например, если были нарисованы фигурки лодок, на них 30 черточек, а рядом 3 дуги и под ними 3 солнца, то это означало, что отряд из 30 воинов совершал поход по реке в течение 3 дней.

Не правда ли, так просто. Такие фигурки могут нарисовать даже наши дошкольники. И учиться писать не надо! Не надо запоминать разные правила, учить части речи, склонения, спряжения!

Почему же люди отказались потом от такого простого рисуночного письма? Попробуем разобраться. Представьте себе, что вы и сейчас не умеете писать буквами и сообщаете друг другу новости только при помощи рисунков.

Вот вы получили записку от своего товарища (показ рис.). Что же он вам сообщает? (промежуточный ответ). Завтра утром пойдем на речку ловить рыбу удочкой.

Вывод: Рисуночное письмо абсолютно точно прочитать нельзя. Каждый читает его по-своему. Позднее люди научились обозначать отдельными рисунками или условными знаками слова. Сколько слов – столько знаков. Таким письмом пользовались в древнем Китае, Египте. Древнекитайское письмо, как ни странно, сохранилось до наших дней. Знаки для обозначения слов называются иероглифами. Самым гениальным шагом в развитии письма стал шаг к звуко - буквенному письму. Этот шаг впервые сделали древние греки. Греки догадались, что слова можно разделять на отдельные слоги, слоги на отдельные звуки и обозначать каждый звук на письме отдельным значком или буквой!

Казалось бы, простое открытие, но к этому открытию люди шли долгим путем, совершенствуя свое письмо в течение долгих столетий!

Появление письма у древних славян, наших предков, мы совершенно справедливо связываем с именами великих Кирилла и Мефодия. Они 24 мая 863 года заявили о создании славянской азбуки, написали первые книги, которые могли читать все грамотные славяне. Со временем написание букв изменялось.


Слова, слова, слова


Когда мы изучаем язык, мы запоминаем, прежде всего слова этого языка. Мы учим, как слова произносятся и пишутся и что они обозначают. У каждого слова не только своя одежда, но и свой особый характер.

Слова бывают разные: веселые и грустные, большие и маленькие, вежливые и важные, богатые и бедные, родные и дорогие, слова огорчения и обиды, слова уважения и любви.

Я знаю, ребята, такую игру, которая покажет, как мы с вами владеем богатством русского языка. Называется эта игра «Кто больше?» (раздаю по одной букве каждому ребенку, а дети должны за 30 секунд написать как можно больше слов, которые называются на эту букву). Подводя итог, называю самую богатую букву.

- Ребята, какие разные слова вы написали! Их место и значение в языке, данные в жизни людей не может быть одинаково. Есть такие слова, которые мы с вами не знаем, а они очень нужны. Например, как летчик не может не знать названия всех приборов, которые нужны в полете? Как ученым обойтись без своих слов-терминов? А ведь у физиков они одни, а у химиков – другие. Есть термины и у языковедов. Они называют себя «лингвистами» (от греческого слова «лингва» - язык); все слова языка именуют лексикой. Вот мы с вами сейчас говорим о лексике русского языка. Как же ученые лингвисты изучают слова русского языка? Для этого созданы разные словари. Например, чтобы правильно написать слова, составляется орфографический словарь. И если вы хотите знать как правильно пишется слово, то найдите его в этом словаре (стих. С. Маршака «Словарь»).

У меня есть несколько таких словарей. Я сейчас их раздам и предложу найти несколько слов, в которых мы иногда делаем ошибки.

(Практическая работа с орфографическим словарем)

Я покажу вам еще несколько словарей и расскажу о них. Я очень люблю толковые словари. В них можно найти объяснение значения любого слова.

Этот словарь составлен русским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым. Есть и другие словари: Д.Н. Ушакова, В.И. Даля.

Знаете, что я придумала? Конкурс на лучшее толкование слова.

Возьмем самые простые слова и попробуем объяснить их значение, потом сверим свое толкование с тем, которое дается в словаре С.И. Ожегова (раздаю карточки со словами и даю время – 3 мин).

А сейчас давайте поиграем в игру «Цепочка слов» (с мячом) пир-рак-кот и т.д. (если на счет «три» ребенок не назовет слово, то выбывает из игры).

Друзья, следопыты, вы убедились, что слов у нас в запасе, оказывается, немало.

Но, конечно, не все слова русского языка мы знаем. Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше человек знает слов, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном и увиденном, надо знать много слов.

- А можно ли хоть приблизительно назвать цифру, сколько слов должен знать каждый человек?

И вообще интересно, сколько слов в русском языке? Ведь ученые-лингвисты, наверное, уже все слова сосчитали? Лексическое богатство русского языка едва ли можно подсчитать. В 17-ти томном Академическом словаре более 120 тысяч слов. Но в него вошла только часть лексики. Богатый словарный запас человека уже свидетельствует о хорошем знании языка. Подсчитано, например, что в произведениях А.С. Пушкина употребляется более 21 тысячи слов.

Но, конечно, такой огромный лексический запас отличает выдающихся людей. В словаре малограмотного человека может быть лишь несколько сотен слов – 300, даже 200, 250.

Но большинство людей обходится примерно тремя тысячами слов. Каждый человек должен постоянно стремиться к обогащению своего словаря.


Многозначность слова


В этом путешествии наши следопыты пройдут в волшебные ворота, открывающие мир чудес в стране слов. Но, чтобы ворота пройти, нужно разгадать ребусы.


С

Т






С

Т

С

Т






С

Т

С

Т






С

Т

С

Т






С

Т



1 Группа птиц

5 Средство переправы через реку

2 Большая, высокая копна сена

6 Твердая корка на снегу

3 Предмет для сидения

7 Пункт, который охраняет часовой

4 Команда «остановись»

8 Длинная палка


Вы легко справились с этим заданием. Однако из этого не следует, что любое слово можно так же найти по описанию и значению. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Мне кажется, именно с такими словами нам придется часто встречаться в Стране Слов. Слово язык, например, имеет несколько значений (дети объясняют).

1 Орган в ротовой полости, способный пережевывать пищу, орган вкуса (Язык не лопатка – знает, что сладко);

2 Этот же орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется (Языку воли не давай);

3 Средство общения (Говорить на разных языках);

4 Разновидность речи, обладающая характерными признаками (Газетный язык, суконный язык);

5 Пленный, от которого можно получит нужные сведения (Разведчики добыли языка);

6 Металлический стержень в колоколе, который, ударяясь, производит звон (Без языка и колокол нем).

Не пора ли нам поиграть в такие слова?

Угадайте слова, значения которых будут вам названы.

Итак:

1 Десятый месяц года.

2 Шестой день недели.

3 Орудие труда, которое служит для забивки гвоздей.

4 Лиственное дерево с белой корой.

Вы быстро и правильно угадали слова, потому что у них одно значение. Но ведь так не всегда бывает.


Стихотворение

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечерком дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

Чудной стране…

Ты, почему не веришь мне?

(И. Токмакова)


Что означают слова, выделенные жирным шрифтом?

Какие еще значения они имеют?

А какие слова с несколькими значениями вы можете вспомнить?


- Не жалейте пятачка, - Боится идти на рыбалку рыбак,

Говорит корова, - - Чего робеешь?

Вы купите молочка, Скажи мне, чудак?

Вкусного такого! К реке не подходит

Поросята тут как тут: Трусишка Федот

- Нам по целой кружке! – С тех пор, как прослышал,

Пятачки свои суют Что рыба…. клюет.

Маленькие хрюшки.


Игры:

1 Что может гореть?

(И щеки горят огнем, и обувь горит на нем).

2 Что делают часы?

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы идут,

Понемножку отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на стенке.

(В. Орлов)

2 Мы растем на елке,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек).

3 Что означает выражение: молоко убежало?

4 О ком говорится?

В квартире 12,

Немножко курнос,

Жил маленький, маленький, маленький нос.

У носа привычка была

Он вечно совался

В чужие дела.

5 Как у старой бабки

Жили были лапки

Встанет утром рано,

Выйдет в погреб за сметаной –

Лапки вслед за ней бегут,

Всюду бабку стерегут.

6 По рисункам найти слово с разными значениями

(Стр. 84-85, Н. Н.Ушаков)


Слова - близнецы (омонимы)


На прошлом занятии вы узнали, что слово может иметь несколько значений. А сегодня мы познакомимся со словами-близнецами. А кто такие близнецы? Послушайте рассказ (Стр. 89, Н.Н. Ушаков).

В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но значение имеют разное. Это слова близнецы, или омонимы.


Вы откуда, молодцы?

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им. Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их: - Вы откуда

Появились молодцы?

Отвечали мне слова:

- Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

Одинаково вас пишут,

Одинаково вас слышат.

(Я. Козловский)

Предлагаю вам, друзья, контрольное задание.

Секрет кроссворда состоит в том, что я даю толкование значения слова, а вы должны назвать это слово.


К





1 Домашнее животное (коза)

О





2 Отверстие в стене дома

Н





3 Углубление под землей с ходом наружу, служит жилищем

К





4 Узкая полоска земли, отмель, идущая от берега (коса)

У





5 Слово доктора (укол)

Р





6 Верхняя конечность человека (рука)

С





7 Ячейки из воска, которые делают пчелы (соты)


З





1,3 и 5 слова: названия животного, птицы, рыбы

Н





2 Нижняя конечность человека

А





3 Часть шприца

Ю





4 и 7 Называют жилища людей (хата, юрта)

Щ






И






Х







Игры, загадки

Вот вы и узнали, что это за слова – близнецы .Таких слов в русском языке немного, но очень важно знать смысл каждого слова-близнеца, чтобы не ошибиться в разговоре и на письме.


Ответьте на вопросы:

1 Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? (нотным).

2 Какую ноту кладут в суп? (соль).

3 Из каких ноготков нельзя собрать букет?

4 В каких лесах нельзя заблудиться?

5 Из какого крана нельзя брать воду?

6 Какой лук не кладут в суп?

Чтение рассказа (Стр. 91, Н.Н. Ушаков).

Почему мальчики не понимали друг друга?

Какие слова называются омонимами?

Задание: Вспомнить и записать несколько слов-близнецов и нарисовать к ним рисунки.



Слова друзья


Прежде чем говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми, словами-близнецами. О каких словах-близнецах эта загадка?



Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Б. Ширшов)

- Почему ключ (родник) и ключ (дверной) называются омонимами?

- Итак, омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один из примеров. Как по другому назвать ключ, где можно напиться? (Родник)

- Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

(А. Барто)


Разные слова родник и ключ называют одно и тоже: водный источник, который течет из глубины земли. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встречались на уроках чтения и, конечно сразу их вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях. (Н.Н.Ушаков, стр. 97).

- Какие слова называются синонимами? Какие приводили Незнайка и его друзья? Как по-другому можно сказать: Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась; Незнайка вбежал в комнату.

Какие синонимы вы подберете к словам ограда (забор, изгородь), летчик (пилот), богатырь (силач).

Найдите синонимы в стихах (карточки). Задание: стихи, игры.

Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять в письме или в рассказе одно и то же слово, мы заменяем его другим, близким по смыслу. Например, о добросовестном ученике можно сказать не только старательный, но и усердный, прилежный. Вместо слова победить возможны другие: разбить, одолеть, побороть, сладить, справиться.


Устаревшие слова


В русском языке есть очень древние слова (мать, брат, сын, вода, хлеб, день, ночь, буря, клен), есть и совсем молодые слова. Словарный запас русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если из жизни уходит какой–то предмет, вмесите с ним уходит и слово. Такие слова называются историческими. Они служат единственным названием соответствующих понятий, в современном русском языке у них нет синонимов.

Есть и другая группа слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением.

Вот перед вами рисунок человека. На рисунке указаны названия частей вашего тела. Скажите, как раньше назывались они? Как видите, одни слова умерли, а другие появились вместо них. Попробуйте объяснить значение устаревших слов. Старые корни слов мы можем обнаружить и наших словах.

Слово «окно» было образовано от слова «око» (око – орган зрения и окна вначале были круглые). От слова «очи» произошло слово «очки».

А от каких слов ведут происхождение слова «челка», «усталый», «перстень», «перчатка», «наперсток»?

А вот старое слово «лоп» означает широкий лист. От него образовалось слово «лопух» (лопоухий, лопасть). Некоторые устаревшие слова сохранились в сказках, пословицах, стихах.

Например: поговорки – Беречь как зеницу ока; гроша ломаного не стоит.

От старых слов были образованы некоторые фамилии: от слова «пушкарь» - Пушкарев; «стрелец» - Стрельцов. Бортников – от прозвища человека, который собирал мед («бортник»). Отсюда и фамилия. Людей, которые охраняли царя и стояли с топориками («Сказка о рыбаке и рыбке»), называли рындами. Отсюда и фамилия – Рындин. Струпников происходит от слова «струпник» - человек, изготавливающий тонкие веревки.

Если вы узнаете, что обозначают слова «вершок» и «грош», то нам будет понятно, почему так говорят: - от горшка два вершка; - сам с вершок, а голова с горшок; - грош цена. А где вы это все можете узнать? – в толковом словаре.

Объясните значение слов: «конка»; «гимназия»; «городок»; «алтын»; «рубль»; «гривенник».

А какие из перечисленных слов должны исчезнуть обязательно: «лентяй»; «труженик»; «рабочий»; «бездельник»; «неряха»; «жадина»? Какие качества людей сохранятся, а какие – нет?

Узелки на память










Фотоматериалы



Рисунок 1 - Стенд к Неделе русского языка



Рисунок 2 - Работы детей




Рисунок 3 - На занятиях



Рисунок 4 - Работы детей



Рисунок 5 - Награды лучшим



Рисунок 6 - На занятиях



Рисунок 7 - На выставке работ



Рисунок 8 - Лучшие работы детей