СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "ЛФК"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     

               Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа № 4»

                           Дополнительная образовательная программа

                                          Лечебная физическая культура

 

 

Продолжительность освоения программы:

                        1-4 классы – 1 год

                        5-9 классы -1 год

                        10-11 классы-1год

Автор  программы: Салахова  Гульнара  Асгатовна

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Предмет изучения лечебной физкультуры - это, прежде всего физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. ЛФК рассматривается как естественно- биологическая потребность, физическая активность, регламентируемая в соответствии с медицинскими показателями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обоснованные методы применения физических упражнений к различным заболеваниям. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к учащимся физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе. Во время занятий учащийся должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие представления о характере упражнения позволят ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие в сложном процессе поможет усилить восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой. Функция движения, используемая активно в лечебной физкультуре, является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Движения человека можно использовать в целях стимуляции и развития его функциональных возможностей. Педагогической целесообразностью ЛФК является метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у учащихся сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение учащихся к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе.

            Направленность рабочей программы:

    Оздоровительно-реабилитационная  

     Актуальность программы

Занятия в группах ЛФК-  это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Целями  лечебной физкультуры являются формирование у детей правильной осанки, укрепление мышц спины, живота, развитие гибкости, создание мышечного корсета;увеличение подвижности позвоночника, устранение или уменьшение его искривления, укрепления мышц и обеспечение нормального наклона таза, устранение недостатков в строении тела, связанных с нарушением осанки, развития плоскостопия. Задачи:

       - укрепление здоровья; ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение показателей физического развития;

- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей его физиологических систем;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

- овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующих на состояние организма школьника с учетом имеющегося у него заболевания;

- формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;

- воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений с учетом рекомендаций врача и педагога;

- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. 

Образовательные:

Основы знаний о лечебной физической культуре 

Краткие сведения о строении и функциях организма.

Влияния корригирующей гимнастики на организм человека.

Гигиена и врачебный контроль.

Предупреждение травм и оказания первой помощи.

Самомассаж и дыхательные упражнения

Овладение способами самоконтроля при выполнении физических нагрузок.

Развивающие:

Развивать  двигательные способности учащихся.

Развивать  физические качества учащихся.

Постепенно адаптировать организм к воздействию физических нагрузок, расширять диапазон функциональных возможностей физиологических систем организма.

Коррекция имеющихся нарушений осанки и плоскостопия.

Развивать творческую деятельность учащихся.

Воспитательные

Воспитывать сознательное и активное отношение к здоровью и здоровому образу жизни как к ценности.

Воспитывать  морально-волевые, эстетические качества.

Воспитывать   социальную направленность взаимоотношений школьников в коллективе.

Воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение к закреплению правильного положения тела.

Условия набора: 

Комплектование   групп ЛФК осуществляется по трем ступеням образования,                все группы смешанные: 

1-4 класс,5-9 класс,10-11 класс 

Режим занятий:

Количество занятий в неделю и их продолжительность:

В 1-4 кл.-  занятия 2 раза в неделю по 40 минут; в год – 68 часов;

В 5-9 кл.- занятия 2 раза в неделю по 40 минут; в год – 68 часов;

В  10-11 кл. –  занятия 2 раза в неделю по 40 минут; в год – 68 часов;

Наполняемость учебных групп по годам обучения:

      1-4 классы  -12-15 учащихся;      5-9 классы- 12-15 учащихся;,      10-11 классы -12- 15 учащихся;

Особенности и формы организации образовательного процесса

Оздоровительные занятия в группах ЛФК имеют определенные отличия от других форм физической культуры. В лечебной физической культуре физические нагрузки используются в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Для проведения занятий с оздоровительной направленностью , необходимо соблюдать ряд методических правил (Н.М. Амосов, И.В. Муравов):

Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок.

Разнообразие применяемых средств.

Систематичность занятий.

 Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируют следующим образом: 1. Подбор физический упражнений: от простого к сложному; 2. Продолжительность физических упражнений; 3. Число повторений; 4. Выбор исходных положений; 5. Темп движений на 1-4; 6. Амплитуда движений; 7. Степень усилия; 8. Точность; 9. Сложность; 10. Ритм; 11. Количество отвлекающих упражнений; 12. Использование эмоционального фактора.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:   мониторинг(тестирование) физического развития, физической и функциональной подготовленности. (приложение №1)

      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 Учебный материал по теоретической и практической подготовке общий для всех групп занимающихся. Он включает в себя : основа знаний о лечебной физической культуре, функциональные пробы, корригирущая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, степ-аэробика, фитбол и аэробика  для групп 5-9 классов и 10-11 классов. Поэтому в каждом последующем году теоретический материал углубляется и расширяется, изменяются объемы, интенсивность, средства и методы практических занятий в соответствии с новыми задачами занятий.

Теория

Основы знаний о лечебной физической культуре 

Краткие сведения о строении и функциях организма.

Влияния корригирующей гимнастики на организм человека.

Гигиена и врачебный контроль.

Предупреждение травм и оказания первой помощи.

Самомассаж и дыхательные упражнения

Овладение способами самоконтроля при выполнении физических нагрузок.

 Практика

Функциональные пробы:

Физическое развитие: рост,вес, окружность грудной клетки.

Функциональная подготовленность: артериальное давление, задержка дыхания, ЧСС.

Физическая подготовленность: Из положения сидя наклон вперед; скорость про­стой реакции; бег в спокой­ном темпе; прыжок в дли­ну с места , бросок набив­ного мяча из положения сидя на полу, подъем туловища за 30 секунд, прыжки через скакалку за 1 минуту, сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Корригирующая гимнастика:

Корригирующие упражнения :симметрические( упражнения для мышц брюшного пресса и спины из исходного положения лежа с отягощением и без сохранения срединного положения линии остистых отростков позвоночника или средней линии тела в положении на спине ), асимметрические(из исходного положения лежа на спине сгибание бедра и голени под 90 градусов с грузом ).

Упражнения в равновесии (тренировка вестибулярного аппарата при дефектов позвоночника, выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях головы и туловища, в стойке на одной ноге , последовательное уменьшение опоры (стойка на одной ноге- на носок, бревно- бум- узкая гимнастическая рейка- скакалка),изменение центра тяжести в различных направлениях .

Упражнения в расслаблении используется в качестве средства снижения мышечной нагрузки во время занятий, нормализация мышечного тонуса( исходное положение лежа, спине и животе: поза –крокодила на животе, одна рука вдоль, другая под подушкой; одна нога согнута в коленном суставе, другая прямая, пальмининг- трем ладони , крестообразным положением ладоней закрываем глаза, не занимая нос- расслабились,поочередное напряжение мышц и  обратное расслабление).

Упражнение в растягивании свободные плавные движения отдельными частями тела (наклонны, повороты, вращения туловища; сгибание и разгибания, отведения-приведения, повороты, вращения в суставах конечностей), статическое удержание максимально достигнутой амплитудой, пружинные движения, махи; пассивные упражнения с помощью партнера или учителя.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника ползание на четвереньках по наклонной плоскости, упражнения в смешанных и чистых висах.

Упражнения для выработки мышечного корсета для укрепления мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища в положении стоя, лежа, сидя ( отведения и приведения корпуса , отведения и приведения нижних конечностей, вращение туловища, упражнения с отягощением, упражнения в статическом положении)

Упражнения на формирование и закрепления навыка правильной осанки в положении стоя, стоя на коленях, лежа на животе и спине, с предметом на голове, в висе.

Общеразвивающие упражнения без предмета, с предметом( мешочки с песком, гимнастические палки, обручи, мячи, набивные мячи, гантели), упражнения стоя, лежа, на боку, в ходьбе, с использованием гимнастических снарядов : стенки, скамейки, перекладина, бревно.:

упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища, ног, мышц всего тела в движении, на расслаблении мышц

Упражнения для профилактики плоскостопии упражнения сидя или лежа без опоры на стопу, с опорой на стопу, с предметами, в движении . Все упражнения выполняются босиком, в течение одной- две минуты, чередуя их с обычной ходьбой для отдыха

Дыхательная гимнастика:

Успокаивающее дыхание (нормальный вдох, продолжительный выдох)

Мобилизующее дыхание (вдох через левую ноздрю при закрытой правой, выдох через правую; вдох через правую при закрытой левой и т.д.)

Ритмическое дыхание (спокойный вдох- пауза-такой же выдох-пауза-чуть довыдохнуть – пауза-цикл повторяется

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой( упражнения выполняются в движении наклон вперед –вдох, выпрямление выдох

Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой и Е.Я. Поповой (сопротивление выдыхаемому воздуху со стороны   речевых органов, для чего на выдохе произносятся разные звуковые сочетания –«Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка…» выполняется на выдохе)

      Самомассаж   головы, шейного отдела и верхних конечностей, спины, грудного отдела и нижних конечностей, стопы, кистей: примы- поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, встряхивание – потряхивание, движения.

Степ-аэробика - это танцевальная аэробика, проводимая со специальными платформами – “степами”для  укрепления мышц  плечевого пояса, нижних конечностей, туловища, оздоровление дыхательной и сердечно- сосудистой систем, повышение общей выносливости . Несколько важных правил при занятии степ – аэробикой:

Подъем на платформу осуществлять за счет ног, а не спины. Ступню ставить на платформу полностью. Спину всегда держать прямо. Не делать резких движений. Не делать движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты. За полчаса до занятий выпить 1-2 стакана воды или по мере необходимости делать по несколько глотков между упражнениями.

 Упражнения на степ-платформе (приложение №2)

Задняя поверхность бедра  

Мышцы ног, укрепление внутренних мышц таза

Укрепление мышц ног и стоп, стабилизация корпуса, тренировка равновесия 

Тренировка равновесия (укрепление мышц спины и стоп)

Укрепление мышц спины, пресса и ног,  растяжка мышц рук

Укрепление мышц спины 

Укрепление мышц плеч и ягодиц 

Укрепление мышц рук, плеч и спины

Укрепление мышц ног и спины

На основе этих упражнений можно выполнять небольшие танцевальные композиции, при каждом шаге вытягивая руки вперед, вверх, в стороны, делая ими волнообразные движения или различные взмахи Фитбол- комплекс упражнений выполняется на ортопедическом мяче, изготовленный из специального высокопрочного материала и рассчитанный на нагрузки до 200 кг. Ортопедические мячи незаменимы для занятий лечебной гимнастикой. Они помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, рук, ног и других частей тела, а также формировать правильную осанку у детей. способствуют восстановлению тонуса мышц спины, формированию вестибулярного аппарата, так как занятия на мячах прекрасно развивают чувство равновесия, что особенно важно для детей.

Упражнения с фитболом(приложение №3)

Мышцы спины (лежа на спине, ноги подняты вверх) 

Задняя поверхность бедра  

Мышцы ног, укрепление внутренних мышц таза

Растяжка и укрепление мышц задней поверхности бедер, укрепление ягодиц, мышц пресса и тазового дна 

Укрепление мышц ног и стоп, стабилизация корпуса, тренировка равновесия 

Тренировка равновесия (укрепление мышц спины и стоп)

Укрепление мышц спины, пресса и ног,  растяжка мышц рук

Укрепление мышц спины 

Укрепление мышц плеч и ягодиц 

Укрепление мышц рук, плеч и спины

Укрепление мышц ног и спины

Аэробика- это комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-двигательного аппарата. Во время занятий аэробикой увеличивается вентиляция легких, постепенно вырабатывается навык правильного дыхания во время движения.

Общеразвивающие упражнения в положении стоя: - упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги) - упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед) - упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)

 

 Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: -упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения) - упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи) - упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием) - упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)

 

 Упражнения на растягивание: - в полуприседе для задней и передней поверхности бедра - в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра - в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины - стоя для грудных мышц и плечевого пояса

 

 Ходьба: - размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.) - сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными). - ходьба с хлопками - ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу) - основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике

Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

Подскоки и прыжки: - на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны) - с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд) - сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками

Материально-техническая обеспечение:

Гимнастические коврики-20 шт

Скаклки-20 шт

Обручи-20шт

Гимнастические палки-20шт

Мешочки с песком(200гр)-20шт

Мячи волейбольные-20шт

Мячи баскетбольные-20шт

Мячи фитбольные-20шт

Степ-платформы-20шт

Гимнастические скамейки-4 шт

Гимнастическая стенка-2 шт

Гимнастическая перекладина- 2 шт

Гимнастические маты-10 шт

Гимнастическое бревно-1шт

Гантели (1-2 кг)-20пар

Гимнастические скалки-20шт

Гимнастические жгуты-10 шт

Набор инвентаря для эстафет 

Секундамер-1шт

Сантиметровая лента-1шт

Тонометр -1шт

Весы-1шт

Ростомер-1шт

Музыкальный центр-1шт

Тренажерный зал с зеркальной стеной

Раздевалка(туалет и душ)-2 шт

         

Список  литературы:

 «Теория и методика физического воспитания», Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Издательский центр «Академия», 2004г.

«Система работы с учащимися специальных медицинских групп»,Каинов А.Н., Шалаева И.Ю.,Издательство «Учитель», 2007г.

«Физкультурно-оздоровительная работа в школе», методические пособие Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г.

«Спортивная медицина и лечебная физкультура», учебник , Дембо А.Г.,Москва «Физкультура и спорт», 1989г.

«Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся»,Ланда Б.Х., Москва,Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.

«Как вернуть физическую форму», пер. с анг. КияченкоН.-М. ТЕРРА, 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

               

                   

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!