Ручное вязание – старинное народное ремесло. Люди вяжут не только для того, чтобы сделать нужную, красивую, может быть, единственную в своем роде вещь. Процесс вязания приносит человеку радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в привычном и повседневном быту красоту и гармонию. Однако ручному вязанию нужно учиться.
Одной из задач, стоящих перед школой, является художественное образование и эстетическое воспитание обучающихся, способствующие формированию чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту окружающей действительности. Кружковые занятия помогут детям реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для уроков, занятий, для дома. А также способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалами и инструментами. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда.
Учеными установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.
Изготовленные поделки могут служить наглядным материалом для проведения уроков чтения и развития речи, развития устной речи, а так же при проведении занятий логопедии (пальчиковые куклы и т.д.) и воспитательных мероприятий.
2.1. Направленность образовательной программы
Предложенная образовательная программа имеет художественную направленность и способствует обучению детей с ограниченными возможностями здоровья технике вязания крючком.
Новизна дополнительной образовательной программы «Мастер - крючок» состоит в том, что она учитывает индивидуальные особенности развития детей с нарушением интеллекта.
Осознание своих способностей к созданию нового повышает самооценку воспитанников. Подход к развитию творческих способностей детей на основе их собственной творческой деятельности делает программу актуальной в настоящее время.
В результате освоения данной образовательной программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение кружковцами технологией вязания изделий для себя, на куклу, развитие чувства семейственности и коллективизма, гражданственности и патриотизма, формирование художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве. Обучение данному виду рукоделия благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, внимания, а также способствует развитию эстетического вкуса и аккуратности. Поэтому данная программа является целесообразной для обучения вязанию детей с нарушенным интеллектом.
2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью образовательной программы «Мастер-крючок» является развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техники вязания крючком.
Для достижения указанной цели перед программой поставлены следующие задачи:
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- научить четко и правильно выполнять основные приёмы вязания;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- выработать эстетический и художественный вкус;
2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
.К отличительным особенностям программы можно отнести и то, что она позволяет развивать практические умения работать с доступными материалами, развивает художественные способности и, конечно, способствует формированию творческого мышления, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта. Эти умения, несомненно, будут востребованы в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.
Кроме того, программа построена по принципу усложнения.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные рельефные узоры. Но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и отделочных элементов (воротнички, манжеты, пуговицы) или украшений (салфетки, занавески, покрывала). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных аксессуаров.
В предложенной программе нашли отражения и современные требования к образовательному процессу. На занятиях используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения.
2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Образовательная программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 13 лет, так как именно в этом возрасте наблюдается активная познавательная деятельность; детей легко заинтересовать, увлечь в мир нового, привлечь к новым видам деятельности. Практика показывает, что этот возраст наиболее подходит для овладения техникой вязания в силу и физических способностей, и из-за слабо развитой моторики мелких мышц пальцев рук. Очень важно обратить внимание воспитанников на уникальность и неповторимость конечного продукта их творчества. Группа насчитывает 12 человек – воспитанники первого года обучения.
2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность реализации образовательной программы – 3 года. Общее количество часов – 54;
2.7. Формы и режим занятий
Формы работы: занятия, индивидуальная работа, беседы, фронтальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Занятия проводятся два раза в месяц, продолжительность каждого занятия – 45 минут. Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписания, утверждённого директором школы.
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В итоге реализации программы «Мастер-крючок» воспитанники должны знать:
Правила поведения, ТБ.
Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.
Инструменты и материалы.
Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.
Основные способы вывязывания петель.
Условные обозначения, понятие «раппорт».
Основы цветоведения.
Способы вязания по кругу.
Основные мерки, правила измерения.
Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.
Виды ручных трикотажных швов, их применение.
Последовательность изготовления изделий.
Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.
Воспитанники должны уметь:
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
Различать нитки.
Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие номера крючков и ниток.
Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.
Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.
Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».
Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.
2.9. Формы подведения итогов реализации
Программа «Мастер-крючок» предполагает отслеживание образовательного процесса в форме выполнения самостоятельных индивидуальных заданий по изготовлению различных видов изделий. Также обязательным является участие работ участников кружка в проводимых школьных, районных, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества.
5. Методическое обеспечение образовательной программы
В данном разделе указывается:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
5.1.Традиционные мероприятия с участием обучающихся:
Школьная выставка декоративно-прикладного творчества (декабрь, май)
Районная выставка декоративно-прикладного творчества (апрель-май)
5.2. Педагогические технологии, используемая для реализации программы «Мастер-крючок» - технология продуктивного обучения, технология личностно-ориентированного обучения.
5.3. Формы организации образовательного процесса, применяемые автором программы: учебная игра, конверт вопросов, выставка достижений.
6. Кадровое обеспечение программы.
В реализации программы задействованы педагоги:
1. Помыткина Мария Анатольевна – руководитель кружка, автор программы, учитель начальных классов
2. Шамова Наталия Владимировна – консультант по вопросам художественного оформления, учитель ИЗО.
3. Зайцева Светлана Ивановна – консультант по вопросам истории и культуры народов, природы Республики Марий Эл
4. Шабдарова Лариса Витальевна – консультант по вопросам истории и культуры народов, природы Республики Марий Эл
7. Материально-техническое обеспечение программы.
Помещением для проведения кружка может служить любой кабинет начальной школы. Он должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся. В помещении должен находиться стол руководителя, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов.
Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.
8. Литература и источники, используемые педагогом:
Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
П.А.Рудик «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
С.Ф. Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» г. Москва «Просвещение» 1992 г.
Т.И. Ерёменко «Кружок вязания крючком» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
А.М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
М.В. Максимова «Азбука вязания» г. Москва П.К. «Алтай» 1992 г.
С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
Использованная литература для учеников:
Белякова О.В. « 207дучших подарков своими руками» .Издательство «Лада» Москва 2009 год.
М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
Журнал «Валя – Валентина». Издатель ЗАО «Импост» с 2007 года по 2014 год