Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» города Искитима Новосибирской области
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета (протокол № ____ от ________ 200___ г.) | «Утверждаю» Директор ЦДО _______________М.И. Курдюмова |
Образовательная программа
«Наш дом и мы в нем»
(профильная смена дневного пребывания детей )
Авторы:
Дмитриева М.И
педагог дополнительного образования.
.
2013 г.
г. Искитим
Пояснительная записка
Жизнь детей и подростков с ограниченными возможностями и низким интеллектом отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей.
Тем не менее, такие дети независимо от наличия у них определенных ограничений должны быть включены в сферу активного общения со сверстниками.
Однако инфраструктура производства и быта, культура и досуга, социальных услуг, как правило, не приспособлена к удовлетворению потребностей этой категории детей, и они зачастую лишены возможности быть равными среди равных. Они оторваны от общественной жизни, имеют нарушения в сфере отношений, отклонения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, волевых проявлений).
С целью оптимизации жизненного пространства детей и подростков ограниченными возможностями и низким интеллектом была создана программа реабилитации этой категории воспитанников.
Характерная особенность программы «Наш дом и мы в нем» клуба досуга и творческого развития детей с ОВЗ «Росток» – интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями и низким интеллектом в среду здоровых детей, а также получение теоретических знаний и закрепления практических навыков и умений по фитодизайну посредством оформления зоны отдыха клуба досуга и творческого развития детей с ОВЗ «Росток».
Главная идея программы заключается в личностно–ориентированном подходе, к индивидуальным особенностям каждого ребенка, позволяющем расширить и углубить знания по декоративно-прикладному искусству.
Основным концептуальным замыслом является совместное проведение мероприятий детей с ограниченными возможностями и низким интеллектом и детей из общеобразовательных школ.
Образовательная программа «Наш дом и мы в нем» реализуется в двух формах организации деятельности:
Занятия по фитодизайну с целью получения теоретических знаний и закрепления практических навыков через оформление зоны отдыха клуба досуга и творческого развития детей с ОВЗ «Росток»;
Проведение мероприятий детей с ограниченными возможностями и детьми из общеобразовательных школ с целью создания единого детского коллектива.
По направленности и уровню образования программа «Наш дом и мы в нем» является художественной, предмет изучения – создание пространственно - макетной композиции с использованием различных имитирующих фактур и материалов, через решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи.
Занятие фитодизайном открывает для детей новые пути познания в мире ДПИ, развивает навыки формообразования, навыки создания композиционных работ, пространственно - конструкторское мышление, формирует художественно-творческую активность а также позволяет освоить элементарную азбуку фитодизайна.
Освоение образовательной программы обогащает возможности обучающихся в создании интересных интерьеров, содействует лучшему овладению детьми необходимыми техническими умениями и навыками, способствует становлению личности ребенка и интеграции его в социуме.
Таким образом, с одной стороны программа обеспечивает возможность реализации своих способностей в фитодизайне, что приводит к успеху в выбранной сфере деятельности, а с другой - создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. Особенно это важно для подростков - это период активного самовыражения, самопознания, проверки всех своих возможностей. Для них общение со сверстниками приобретает первостепенное значение, и участие во всех мероприятиях становятся одним из средств преодоления кризиса и противоречий подросткового возраста (неуверенность в своих способностях, слабые коммуникативные качества и другое).
Образовательная программа «Наш дом и мы в нем» предполагает развитие познавательных интересов детей, обогащает опыт общения, расширяет кругозор, повышает уровень информированности в области технологии макетирования и художественного конструирования. На основе изучения образовательной программы «Наш дом и мы в нем» дети усваивают различные технические понятия, познают свойства материалов и инструментов, постигают технологические процессы, овладевают графической грамотой, получают развитие компетентности в образовательной области, раскрывают творческие способности.
На профильной смене планируется проводить игры для детей с ограниченными возможностями и низким интеллектом с детьми из общеобразовательных школ. Большое внимание уделяется ролевым, познавательным, творческим играм. Подвижные игры, походы в лес являются благоприятным фактором для закалки и укрепления здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями и низким интеллектом, а также учат их общению с «обычными» детьми и со взрослыми, помогают каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, адаптироваться к новым для него условиям, т.е. игра является одним из способов социализации личности ребенка, что очень важно для детей и подростков с ограниченными возможностями и низким интеллектом. Общение с детьми из общеобразовательных школ приобретает первостепенное значение, и совместные игры становятся одним из средств преодоления кризисов и противоречий. Игра – это способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию окружающего мира. Творческие игры развивают способности детей. Все это способствует формированию общей культуры и новых ценностных ориентаций, обогащению внутреннего мира.
По цели обучения – образовательная программа «Наш дом и мы в нем» - познавательная, оказывающая коррекционно – развивающее воздействие на детей и подростков с ограниченными возможностями и умственно отсталых, влияющая на его эмоциональную и двигательную сферу (главным образом моторику рук).
По способу реализации - творческая.
По виду деятельности – комплексная ( художественная, досуговая).
По направления деятельности – прикладная.
По форме реализации – индивидуальная, групповые.
По полу – смешанная (для мальчиков и девочек).
По уровню освоения – поэтапная.
Проведение профильной смены осуществляется по следующим направлениям:
обучение детей основам макетирования, конструирования, моделирования малых объемных форм, создания композиций из цветов, веток т. д. по мотивам искусства икебаны, аранжировки из цветов, плетения из лозы.
взаимодействие детей через выполнение коллективной работы.
разработка и проведение коллективных творческих дел совместно с детьми:
проведение игр детьми;
дежурство; выполнение поручений.
Цель: Создание благоприятных условий для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью их социальной реабилитации.
Задачи:
Способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала детей и подростов с ограниченными возможностями и низким интеллектом.
Расширить знания, закрепить умения и навыки в области фитодизайна.
Способствовать укреплению физического здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями.
Развивать коммуникативные качества у детей и подростков.
Пополнить и расширить знания детей о флоре и фауне.
Формировать благоприятные комфортные отношения в коллективе между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми.
Психолого - педагогическое обоснование.
Вся деятельность профильной смены направлена на раскрытие возможностей и творческого потенциала детей и подростов с ограниченными возможностями и низким интеллектом и построена на следующих принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в выбранной сфере деятельности. Поэтому каждая творческая работа должна быть отмечена педагогом.
Принцип демократии. Детям предоставляется возможность активного участия во всех мероприятиях, проводимых на профильной смене: выбирать систему поощрений за победу в интеллектуальных играх, викторинах, за выполнение поручений педагога.
Принцип гуманности. Педагог заинтересован в судьбе ребенка, в формировании его личности, взаимной ответственности, взаимопонимания и уважения.
Принцип доступности. Обучение и воспитание на профильной смене строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без физических и эмоциональных перегрузок.
Принцип системности и последовательности. Системность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе самих детей. Этот принцип позволяет достичь больших успехов и результатов.
Принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность способствует самораскрытию и развитию творческих способностей. В связи с этим предполагается индивидуальное обучение на занятии.
Принцип наглядности. В учебном процессе используются различные иллюстрации, таблицы, образцы.
Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных, познавательных задач смены, развитие мыслительных, художественных и коммутативных способностей, их эмоциональной сферы, использование специфики профильной смены для достижения главной цели и выполнения поставленных задач.
Основные методы обучения.
Метод самостоятельной работы: выполнение самостоятельной работы не только на занятиях, но и дома по собственной инициативе (выход на уровень самообразования).
Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный контроль, практический, творческий, непосредственный и опосредованный контроль восприятия практических работ.
Основные методы воспитания
педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности воспитанников.
поручение, коллективно – творческая деятельность.
поощрение, единые требования.
пример, рассказ.
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями и низким интеллектом в возрасте от 14 до 25 лет. В профильной смене могут заниматься все желающие дети с ограниченными возможностями и низким интеллектом.
Срок реализации программы 8 дней.
Программа рассчитана на смешанные, разновозрастные группы и индивидуальное обучение.
Форма занятий: индивидуальная и групповая.
Режим занятий: длительность занятий не должна превышать 2 академических часа (30 мин), с обязательным перерывом для отдыха
Программа построена на следующей образовательной технологии - дифференцированный подход, учитывающий возрастной состав, уровень интеллектуального развития и уровень здоровья детей.
Исходной теоретической основой программы является принцип коррекционно-развивающего обучения.
При совместном обсуждении УТП детям предлагается провести мастер – классы.
Этапы реализации образовательной программы
«Наш дом и мы в нем»
Основные этапы реализации программы. | Задачи этапов | Средства и формы деятельности | Результаты деятельности |
I этап Подготов-ительный (2 месяца до начала смены) | | Практическая деятельность. | Программа летнего профильного лагеря дневного пребывания. Пакет документаций по профильному лагерю. Наглядные пособия, образцы, раздаточный материал. Игровой материал. | |
II этап Организа-ционный (1 день) | Познакомить участников профильной смены друг с другом. Интенсивное включение участников в профильную смену. Обсудить учебно-тематический план. | | Адаптация участников в профильной смене. Положительная мотивация включения участников в содержание профильной смены. Принятие детьми единых педагогических требований. | |
III этап (основ-ной). Продук-тивная деятель-ность (6 дней) | психологического климата в коллективе. | доверие). Музыкальный час. Мастер-классы. Выставки выполненных работ. Интеллектуальная игра «Путешествие в страну любителей сказки» Соревнование «Спорт, мир, дружба!». Игра «Путешествие в цветочный город» Конкурс «Загадочное лето». День вежливости. | психологический климат в коллективе. | |
IV этап Заключи-тельный (1 день) | | Оформление стенной газеты по итогам работы смены. Впечатление детей о проделанной работе – зоне отдыха клуба «Росток». Диагностические процедуры и анкетирование. «Я приглашаю друзей» (день открытых дверей). | | |
Планируемый результат
К концу профильной смены обучающиеся знают:
Участвовать в практической работе по оформлению и преобразованию интерьера, используя природные и искусственные виды материала: камни, ракушки, перья, ветки, засушенные растения.
Самоопределиться в развитии собственных творческих способностей;
Анализировать собственную творческую и коллективную работу.
Создавать благоприятные комфортные отношения в коллективе.
Для оценки эффективности реализации программы планируется диагностика доступными педагогическими методами и средствами.
Диагностические исследования качества обучения и воспитания
Этапы смены | Задачи диагностических исследований | Методы, формы контроля и оценки деятельности участников |
Организационный (1 день) | Выявление уровня притязаний и творческого потенциала детей. | Анкетирование. Индивидуальные беседы. Включенное наблюдение. Методика «Вербальная фантазия». Методики «Рисунок», «Скульптура». Игры на знакомство, сплочение коллектива |
Основной (6 дней) | Выявление особенностей взаимоотношений детей в коллективе. Отслеживание промежуточных результатов. Определение удовлетворенности детей профильной сменой. | Включенное наблюдение. Индивидуальные беседы. Опрос. Ежедневный анализ результатов деятельности. Цветопись (ромашка настроения), карта настроения. Педагогический дневник наблюдения со страницей личных творческих достижений. |
Заключительный (1 день) | Выявление особенностей взаимоотношений детей в коллективе. Проанализировать качественные изменения. | |
Основные критерии оценки результатов обучения и воспитания:
Умение работать в коллективе.
Умение делать самостоятельный выбор.
Умение давать объективную оценку творческой работе.
Аккуратность.
Идея, творческий замысел.
Разнообразие цветовой гаммы.
Композиция.
Оригинальность.
Соответствие композиционной схеме.
Условия реализации образовательной программы
Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является:
Психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.
Сотрудничество с родителями (анкетирование, аннотация профильной смены).
Взаимодействие педагогов с органами управления образования, социальной защитой, со СМИ .
Соответствующее материально техническое обеспечение.
Использование принципа личностно-ориентированного подхода в обучении обучающихся, представляющий собой определенную систему взглядов, методических и организационных приемов.
Материально-техническое оснащение образовательной программы
I. Оборудование:
Оборудованный кабинет: стол, стулья, доска, магнитофон.
II. Демонстрационный материал: журналы по дизайну, иллюстрации по фитодизайну.
III. Материалы:
Бумага: цветная, тонированная, ватман.
Инструменты и приспособления:
Картон цветной и тонированный.
Кисти художественные жесткие плоские от №1 до №10.
Кисти художественные мягкие круглые от №1 до №10.
Клей ПВА.
Гуашь
Краски: водоэмульсионная, гуашь, акварель, тушь.
Линейка.
Мука.
Мыло.
Порошок стиральный.
Набор графитных карандашей.
Набор швейных и английских иголок.
Ножницы.
Опилки.
Палитра.
Поролон.
Проволока: медная, алюминиевая.
Пряжа разных цветов.
Сухая трава.
Цветы искусственные
Ткань: ситец, шелк, велюр, канва.
Фанера.
Фломастеры.
Циркуль.
Шпагат.
Клей «Момент»
Пластилин.
Коврики туристические
Таз пластмассовый.
Камни средних и малых форм.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ п.п | Раздел, тема | | Из них: |
Всего час. | Теор. | Практ. |
1. | I раздел. Азбука дизайнера. | 4 | 1,75 | 2,25 |
2. | Тема 1. Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3. | Тема 2.Цвет в дизайне | 1 | 0,25 | 0,75 |
4. | Тема 3.Композиция в дизайне | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. | II раздел. Творческая композиция. | 14 | 5,25 | 8,75 |
6. | Тема 1.Разработка проекта «Зоны отдыха» | 2 | 0,75 | 2,25 |
7. | Тема 2. Декоративное оформление дерева | 2 | 0,75 | 2,25 |
8. | Тема 3. Сказочный гном | 2 | 0,75 | 2,25 |
9. | Тема 4.Дизайн забора | 2 | 0,75 | 2,25 |
10 | Тема 5.Дорожка здоровья | 2 | 0,75 | 2,25 |
11. | Тема 6. Дизайн переднего плана «Зоны отдыха» | 2 | 0,75 | 2,25 |
12. | Тема 7. Дизайн бассейна. | 2 | 0,75 | 2,25 |
13. | III раздел. Мастер - классы | 2 | 0,5 | 1,5 |
14. | Тема 1. Скульптурная пластика | 1 | 0,25 | 0,75 |
15. | Тема 2.Тестопластика | 1 | 0,25 | 0,75 |
| Итого: | 20 | 7,5 | 12,5 |
Содержание дополнительной образовательной программы
I раздел. Азбука дизайнера 4 часа. (теория – 1,75 час., практика -2,25 час.).
Тема 1. Вводное занятие. 1час. (теория -1 час.). История возникновения дизайна. Понятие о дизайне. Виды дизайна. Просмотр демонстрационного материала. Санитарно – гигиенические нормы и требования.
Тема 2.Цвет в дизайне 1 час (теория – 0,25час., практика – 0,75 час.).
Живописные художественные материалы, используемые дизайне: краски, кисти (синтетические, щетина, беличьи, колонковые, круглые, плоские). Основа, используемая для дизайна: бумага цветная, картон, ватман. Цветовой круг. Последовательность выполнения цветов в цветовом круге. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст и колорит изделий. Взаимосвязь между формой и назначением предметов. Эмоциональное воздействие цвета на человека.
Тема 3.Композиция в дизайне 2 часа (теория - 0,5 час., практика – 1,5 час.)
Основные средства в дизайне: форма, равновесие, цвет, динамика, статика. Виды композиции: фронтальная, объемная. Композиционная целостность. Гармоничное сочетание частей и целого.
II раздел. Творческая композиция.21 час. (теория – 5,25 час., практика – 15,75 час.)
Тема 1.Разработка проекта «Зоны отдыха» 3 часа (теория – 0,75 час., практика– 2,25 час.).
Выполнение эскиза на бумаге в карандаше и цвете. Анализ выполненного эскиза.
Тема 2. Декоративное оформление дерева 3 часа (теория– 0,75 час., практика – 2,25 час.).
Эскиз оформления дерева. Анализ эскиза. Подбор природного и искусственного материала и изготовления плодов, цветов, листочков. Эстетическое оформление дерева.
Тема 3. Сказочный гном 3 часа (теория – 0,75 час., практика – 2,25 час.).
Просмотр демонстрационного материала. Эскиз гнома. Анализ эскиза. Лепка лица гнома, туловища, рук. Изготовление наряда гнома. Эстетическое оформление гнома.
Тема 4.Дизайн забора 3 часа (теория – 0,75 час., практика – 2,25 час.).
Просмотр демонстрационного материала. Подбор материала для плетения забора. Закрепление теоретических и практических навыков плетения забора. Изготовление забора в натуральную величину. Эстетическое оформление плетеного забора. Анализ выполненной работы.
Тема 6. Дизайн переднего плана «Зоны отдыха» 3 часа (теория – 0,75 час.,
практика – 2,25 час.).
Выполнение и просмотр эскиза переднего плана зоны отдыха. Выполнение отдельных элементов и компоновка в единое целое. Выделение композиционного центра. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 7. Дизайн бассейна. 3 часа (теория – 0,75 час., практика – 2,25 час.).
Просмотр демонстрационного материала. Подбор декоративного материала для бассейна. Выполнение и анализ эскиза. Имитация внешнего и внутреннего вида бассейна из декоративного и природного материала.
III раздел Мастер – классы 2 часа (теория – 0,5 час., практика – 1,5 часа).
Тема 1.Скульптурная пластика 2 часа (теория – 0,5 час., практика – 1,5 час.).
Подготовка и проведение мастер-класса.
Тема 2. Тестопластика 2 часа (теория – 0,5 час., практика -1,5 час.
Подготовка и проведение мастер-класса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Наш дом и мы в нем»
Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
I раздел. Азбука дизайнера. |
Вводное занятие. | занятие – ознакомление с новым материалом | объяснительно-иллюстративный; стимулирования мотивации деятельности; | иллюстрации; таблицы; образцы; | - |
Цвет в дизайне | занятие – объяснение нового материала | объяснительно- иллюстративный; контроля и самоконтроля; музыкальное сопровождение; | таблицы; образцы; иллюстрации; магнитофон; | практическая работа; анализ выполненной работы |
Композиция в дизайне. | Комбинирован-ное занятие | объяснительно-иллюстративный; контроля и самоконтроля; музыкальное сопровождение; | таблицы; образцы; магнитофон; | практическая работа; анализ выполненной работы |
IIIраздел Творческая композиция. |
Разработка проекта «Зоны отдыха». | занятие - фантазия | объяснительно-иллюстративный; эвристический, стимулирования мотивации деятельности; музыкальное сопровождение; | иллюстрации; таблицы; образцы; магнитофон; | практическая работа; анализ выполненной работы |
Декоративное оформление дерева. | занятие - творчество | объяснительно-иллюстративный; стимулирования мотивации деятельности; | таблицы; образцы; природный материал; | практическая работа; анализ выполненной работы |
Сказочный гном. | занятие - творчество | объяснительно-иллюстративный; эвристический, стимулирования мотивации деятельности; | таблицы; образцы; иллюстрации; | практическая работа, анализ выполненной работы |
Дизайн забора. | занятие - творчество | объяснительно-иллюстративный; эвристический; контроля; | иллюстрации; образцы; природный материал; | самостоятель- ная работа; анализ выполненной работы |
Дорожка здоровья | занятие - творчество | объяснительно –иллюстративный; стимулирования; эвристический, мотивации деятельности; | иллюстрации; образцы; природный материал; | практическая работа; анализ выполненной работы |
Дизайн переднего плана « Зоны отдыха» | занятие- творчество | объяснительно -иллюстративный, эвристический, | иллюстрации; образцы, | практическая работа, анализ выполненной работы |
Дизайн бассейна | Комбинирован-ное занятие | объяснительно -иллюстративный, эвристический, стимулирования мотивации деятельности, контроля, | иллюстрации; образцы, природный материал; | практическая работа, анализ выполненной работы |
III раздел Мастер - классы |
Скульптурная пластика | Комбинирован-ное занятие | объяснительно -иллюстративный, эвристический, стимулирования мотивации деятельности, контроля, | образцы, природный материал; | практическая работа, анализ выполненной работы |
Тестопластика | Комбинирован-ное занятие | объяснительно -иллюстративный, эвристический стимулирования мотивации деятельности, контроля, | образцы, | практическая работа, анализ выполненной работы |