16
Дополнительная образовательная программа
«Сольное пение (вокал)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности
Рабочая программа дополнительного образования «Сольное пение»
составлена на основе примерной Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (художественные кружки) под общей редакцией В.И.Лейбсона. Программа изменена с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Актуальность Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Новизна. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Сольное пение (вокал)» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Цель. Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными
певческими навыками;
- развитие навыков вокального интонирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
Развивающие:
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;
- духовно- нравственное развитие.
Воспитательные:
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Основными методами работы с детьми на занятиях является:
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2. Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач.
Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника.
Основными формами работы с детьми на занятиях является:
- учебное индивидуальное занятие;
- музыкальные спектакли;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
В основе программы «Сольное пение (вокал)» лежат следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей 6-14 лет (1-9 классы):
учащиеся разделяются на группы в зависимости от возраста младшая 6-10 лет,
средняя 11-14 лет
Общее количество часов – 120 часов.
Периодичность проведения занятий – 4 часа в неделю (по 2 часа на каждую группу)
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Форма организации образовательной деятельности – кружок.
Расписание занятий:
Понедельник – 14.00- 16.00
Среда – 14.00 – 16.00
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
Педагогическое наблюдение
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
положительное отношение к усилиям воспитанника;
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов/тем | Количество часов Младшая группа | Количество часов Средняя группа |
всего | теория | практика | всего | теория | практика |
-
| Вводное занятие. Знакомство с правилами по ТБ. | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - |
-
| Вокальная работа. | 20 | 10 | 10 | 20 | 2 | 18 |
-
| Творчество и импровизация. | 9 | 1 | 8 | 8 | 4 | 4 |
-
| Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 10 | 2 | 8 | 4 | 2 | 2 |
-
| Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 10 | - | 10 | 17 | 2 | 15 |
-
| Концертно – исполнительская деятельность. | 10 | - | 10 | 10 | - | 10 |
| Итого | 60 | 14 | 46 | 60 | 11 | 49 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Младшая группа (6-10 лет)
№ | Название раздела, содержание |
-
| Вводное занятие. Знакомство с планами работы на учебный год. |
-
| Вокальная работа. Теория Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки. Практика Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание».Певческое дыхание – как основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для четкости дикции. |
-
| Творчество и импровизация. Теория Особенности исполнения современных песен. Практика Определение характера исполнения песен, использование средств выразительности для передачи настроения и замысла композитора. |
-
| Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Теория Знакомство с различными вокальными школами. История развития вокального искусства. Практика Вокальные упражнения. |
-
| Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Практика Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.) Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. |
-
| Концертно – исполнительская деятельность. Практика Выступление на праздниках , концертах, демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном, |
Средняя группа (11-14 лет)
№ | Название раздела, содержание |
1. | Вводное занятие. |
2. | Вокальная работа. Теория Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний. Практика Певческая установка. Дыхание. Распевание. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Работа над мелодической линией и над художественным образом песни. |
3. | Творчество и импровизация. Теория Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении. Практика Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. Работа над художественным образом песни. |
4. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Теория Беседа о необходимости знать творчество других народов (Коми, Украины, Белорусси и др.). Практика Разучивание произведений народов Коми, Украины, Белоруссии. Знакомство с народной песней и жанрами народных песен. |
5. | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Теория Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Практика Разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров. |
6. | Концертно – исполнительская деятельность. Практика Выступление на праздниках , концертах. Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара. Разбор интерпретации исполнения песни . |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младшая группа (6-11 лет)
№ п.п. | Раздел, тема занятия | Количество часов | Корректировка |
1. | Вводное занятие.Знакомство с правилами Т.Б. | 1 | |
2-3 | Знакомство с голосовым аппаратом. Распевки. | 2 | |
3-4 | Певческая установка. Дыхание. | 2 | |
5-8 | Детские песни. Использование певческих навыков. | 4 | |
9-10 | Певческая установка. Артикуляция. | 2 | |
11-16 | Распевки. Деский фольклор. Певческие навыки. | 6 | |
17 | Музыкальная фраза. | 1 | |
18 | Фразировка, манера исполнения | 1 | |
19 | Элементы движения под музыку, раскрепощение певца. | 1 | |
20-21 | Певческая позиция. Формы и жанры вокальной музыки. | 2 | |
22-23 | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения. | 2 | |
24 | Художественый образ песни. Использование певческих навыков. | 1 | |
25 | Дыхание, артикуляция. Работа над свободным исполнением. | 1 | |
26 | Музыкальные игры, | 1 | |
27-28 | Подготовка к новогоднему мероприятию. | 2 | |
29 | Участие в новогоднем спектакле. | 1 | |
30-31 | Распевки. Певческая установка. | 2 | |
32-35 | Дыхание,фразировка.Хороводные песни. | 4 | |
36-42 | Движения под музыку, игры. | 7 | |
43 | Певческая позиция. Артикуляция. | 1 | |
44 | Использование певческих навыков. Художественный образ песни. | 1 | |
45 | Распевки. Отработка точности штрихов. | 1 | |
46 | Сценическое движение в песне. | 1 | |
47 | Певческая позиция, артикуляция. | 1 | |
48-50 | Подготовка к Отчётному концерту. | 3 | |
51 | Участие в Отчётном концерте. | 1 | |
52 | Музыкальная игра – импровизация. | 1 | |
53 | Песни детских кинофильмов. Использование певческих навыков. | 1 | |
54 | Вокальная работа – чистота интонации, фразировка. | 1 | |
55 | Певческая позиция – музыкальная прогулка. | 1 | |
56-57 | Вокальные навыки – хочу увидеть музыку. | 2 | |
58 | Интонационные упражнения. Фразировка и дыхание. | 1 | |
59 | Музыкально-выразительные средства в создании образа. | 1 | |
60 | Детские песни из мультфильмов. Движение под музыку | 1 | |
Средняя группа (12-14 лет)
№ п.п. | Раздел, тема занятия | Количество часов | Корректировка |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Певческая позиция. От распевки к песне. | 1 | |
3. | Владение голосовым аппаратом, динамические оттенки. | 1 | |
4-5 | Интонационные упражнения. Использование певческих навыков. | 2 | |
6 | Мелодия – чистота интонации, фразировка. | 1 | |
7-8 | Артикуляция. Манера исполнения. | 2 | |
9 | Интонирование и движения под музыку. | 1 | |
10 | Певческая установка. Тембр – краски голоса. | 1 | |
11 | Владение голосовым аппаратом – диапазон. | 1 | |
12-13 | Интонационные упражнения. Дыхание. Типы дыхания. | 2 | |
14-15 | Сценическая культура, работа над сценическим движением. | 2 | |
16-17 | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения разнохарактерных песен. | 2 | |
18 | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 1 | |
19 | Художественный образ в песне. Средства выразительности. | 1 | |
20-24 | Подготовка к новогоднему мероприятию. | 5 | |
25 | Участие в новогоднем спектакле. | 1 | |
26 | Произведения различных жанров. Певческая позиция. | 1 | |
27-28 | Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков. | 2 | |
29-31 | Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием. | 3 | |
32 | Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра. | 1 | |
33-34 | Сценическая культура Элементы ритмики. | 2 | |
35 | Интонационная работа над артикуляцией. | 1 | |
36-37 | Певческая установка. Дыхание. | 2 | |
38 | Импровизация – музыкальная игра. | 1 | |
39-41 | Работа над сценическим движением в песне. Репетиция на сцене | 3 | |
42-44 | Участие в Отчётном концерте. | 3 | |
45 | Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни. | 1 | |
46 | Интонационные упражнения на разные типы дыхания. | 1 | |
47 | Использование певческих навыков в произведениях разных жанров. | 1 | |
48-49 | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 2 | |
50-52 | Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка. | 3 | |
53-55 | Игра-импровизация. | 3 | |
56-58 | Интонационные упражнения. | 3 | |
59-60 | Движение под музыку. Сценическая культура. | 2 | |
5.ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные результаты
В процессе обучение по данной программе развиваются музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура учащихся, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера, умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella.
Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.
Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.
В течение учебного года во внеурочное время производятся: концерты, мероприятия для учащихся и родителей: а также участие в Отчётном концерте, школьных конкурсах, фестивалях.
К концу года обучающиеся младшей группы (6-11 лет) знают:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- основные жанры песенного искусства;
- некоторые основы нотной грамоты.
Понимают:
- по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,
начало звукоизвлечения и его окончание);
- место дикции в исполнительской деятельности.
Умеют:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь выразительно, осмысленно.
В средней группе (12-14 лет) продолжается закрепление навыков и умений, подбирается новый, более усложненный репертуар, позволяющий реализовать скрытые резервы обучаемого. В средней группе начинается подготовительная разработка имиджа, которая позволяет ребятам, подготовится к более профессиональному исполнительскому мастерству в старшей группе. Большое внимание уделяется репертуару, подбираемому самими учащимися, что помогает им определиться на заключительном этапе становления имиджа в старшей группе.
К концу о года обучающиеся знают:
- жанры вокальной музыки;
- певческую установку;
- типы дыхания;
- особенности средств музыкальной выразительности
(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).
Понимают:
- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения
и его окончание);
- произведения различных жанров;
- элементарные представления о работе резонаторов, выработку ощущения
округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции.
Умеют:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
Формы подведения итогов реализации программы. Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Вокальная работа. | Беседа. Объяснение. Показ. | Фонопедические, ритмические, дикционные упражнения. Наглядные пособия. Музыкальное сопровождение. | Заключительный контроль в конце занятия |
2. | Игра и движения под музыку | Музицирование, показ, пение, | Познавательные игры, викторина, сюжетные импровизации, инсценировка песен. Музыкальное сопровождение | Текущий контроль и самоконтроль |
3. | Концертная деятельность | Участие в концертах | Творческая деятельность. Музыкальное сопровождение | Итоговый контроль |
4. | Импровизация | Игра – импровизация | Короткие вокальные, ритмические заготовки, отстукивание ритма, сочинение фраз | Текущий контроль и самоконтроль |
5. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | Показ, анализирование | Аудио и видеозаписи выступлений | Текущий контроль и самоконтроль |
Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):
- учебно-практического оборудования: аудиторская доска с магнитной поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий, стеллажи для учебных пособий и методической литературы, слайдов, видеокассет, CD / DVD дисков; звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр).
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, мультимедиа проектор, экран, CD / DVD– проигрыватели, слайд-проектор;
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Техническое оснащение занятий осуществляется с использованием музыкального центра с целью музыкального сопровождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1999
Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, после
довательность ведения упражнений» Краснодар, 2011.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,изд «Лань»С-П, 2010 г
«Практическое руководство по вокальной работе» М., 2012
Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2013
Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 2013
Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год.
Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год.
Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
знакомство с мелодией и словами песни;
переписывание текста;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
атака звука;
закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой:
повторение ранее усвоенного материала;
определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение темпа, динамических и агогических оттенков;
исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
закрепление ранее усвоенного материала;
воссоздание сценического образа исполнителя песни;
практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем