МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУТУРЛИНОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БУТУРЛИНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» «Утверждаю»
Методист МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДД
Полякова С. С._______ Махаева Е. Н. ___________
«___»___________2017 г. « » ___________2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»
ВИД: дополнительная общеразвивающая программа
НАПРАВЛЕННОСТЬ: туристско-краеведческая
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 12-17 лет
Педагог дополнительного образования:
Дмух А.Н.
г. Бутурлиновка 2017г.
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид педагогической работы. Туризм и краеведение - это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение. В формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у детей способностей, содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических процессах и явлениях. Комплексное краеведение способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология, картография, геология, почвоведение, археология, этнография и других наук, которые расширяют общенаучный кругозор школьников.
Туристско-краеведческая деятельность — это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самостоятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда.
Туристско-краеведческая деятельность детей, подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования.
Организация сети туристско-краеведческих объединений школьников может стать широким каналом, связывающим задачи обучения с задачами стимулирования саморазвития личности.
Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования их профессиональных интересов, информированности в отдельной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями в процессе краеведческой деятельности.
Цель программы: Дать детям понятие о туризме, элементах ориентирования; привить краеведческие навыки; воспитать ответственность за экологию родного края; формировать патриотические чувства к малой родине.
Задачи программы:
Образовательные:
Дать детям доступные знания по истории, географии родного края.
Познакомить с флорой, фауной, традициями, известными людьми своего края.
Ориентироваться на незнакомой местности.
Привить навыки туриста (ориентирование, делать пешие походы, ставить палатку, развести костер, ведение наблюдения за погодой, уметь преодолевать препятствия).
Воспитывающие:
Воспитать у обучающихся чувства патриотизма к истории и культуре своего народа.
Воспитать заботливое отношение к природе, умение видеть, ценить и преумножить ее красоту и богатство.
Развивающие:
Развивать у детей познавательную активность.
Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения, фантазии и речи ребенка.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п.п. | Разделы программы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Краеведение (Бутурлиновский край) | 10 | 4 | 2 |
2.1 | Введение в раздел | 2 | 2 | |
2.2 | История г.Бутурлиновка | 2 | 2 | |
2.3 | Экскурсия по городу | 2 | | 2 |
2.4 | Символика г. Бутурлиновка и Воронежской области | 2 | 2 | |
2.5 | Памятники родного края | 2 | 2 | |
3. | Туризм | 4 | 4 | |
3.1 | Введение в раздел | 2 | 2 | |
3.2 | Виды туризма | 2 | 2 | |
4. | Туристическое снаряжение | 6 | 1 | 5 |
4.1 | Личное снаряжение | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Групповое снаряжение | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Гигиена туриста | 2 | 2 | |
5. | Личная гигиена в походе | 12 | 11 | |
5.1 | Требования к одежде и обуви туриста | 2 | 2 | |
5.2 | Купание в походе в водоемах | 2 | 2 | |
5.3 | Медицинские принадлежности в походе | 2 | 2 | |
5.4 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Съедобные растения, грибы. Лекарственные травы. | 2 | 2 | |
5.6 | Питьевой режим в походе | 2 | 2 | |
6. | Туристический бивак | 10 | 9 | 1 |
6.1 | Что такое привал и бивак | 2 | 2 | |
6.2 | Выбор места привала и бивака | 2 | 1 | 1 |
6.3 | Виды костров | 2 | 2 | |
6.4 | Разведение костров при плохих погодных условиях | 2 | 2 | |
6.5 | Поведение туристов на природе | 2 | 2 | |
7. | Краеведение (Воронежская область) | 14 | 12 | 2 |
7.1 | Воронежская область | 2 | 2 | |
7.2 | Топонимика района | 2 | 2 | |
7.3 | ГП, рельеф, климат района | 2 | 2 | |
7.4 | Растения и животные края | 2 | 1 | 1 |
7.5 | Известные люди родного края | 2 | 1 | |
7.6 | Литературное краеведение | 2 | 2 | |
7.7 | «Мой город через 50 лет» | 2 | 1 | 1 |
8. | План и карта | 22 | 13 | 9 |
8.1 | Виды карт | 2 | 2 | |
8.2 | Масштаб. Чтение карты | 2 | 1 | 1 |
8.3 | Топографические знаки | 2 | 2 | |
8.4 | Условные знаки | 2 | 1 | 1 |
8.5 | Виды ориентиров | 2 | 2 | |
8.6 | Компас | 2 | 1 | 1 |
8.7 | Ориентирование при помощи компаса | 2 | 1 | 1 |
8.8 | Ориентирование без компаса | 2 | 2 | 2 |
8.9 | Определение расстояния и работа с компасом | 2 | 1 | 1 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Итого : | 72 ч. | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Содержание занятий
1.Вводное занятие. Знакомство. Определение целей и задач занятий. Ознакомление с программой предстоящей работы. Инструктаж по технике безопасности.
2.Краеведение (Бутурлиновский район)
Обоснование необходимости изучения краеведения. Определение основных направлений работы.
Изучение истории родного края: образование, развитие.
Экскурсия по городу, с целью знакомства с памятниками города Бутурлиновка. Виртуальная экскурсия по достопримечательностям края.
Герб, флаг области и района. Обоснование символики.
Выяснение происхождения названий географических объектов Бутурлиновки.
3.Туризм.
Знакомство с понятием туризм. Его видами. Развитие туризма в районе и области. Особенности подготовки к походам в разное время года.
4.Туристическое снаряжение.
Личное снаряжение. Одежда, обувь туриста. Типы рюкзаков. Укладка рюкзака. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов. Хозяйственное оборудование, необходимое в походе. Походная посуда. Снаряжение для проведения краеведческих работ.
5.Гигиена туриста.
Правила личной гигиены туриста в походе.
Соответствие одежды погодным условиям. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде.
Меры предосторожности при купании в природных водоемах. Предупреждение переохлаждений. Правила купания в малознакомых и незнакомых водоемах.
Сбор необходимых медикаментов в аптечку перед походом.
Оказание первой медицинской помощи при солнечном ударе, переохлаждении, обморожении, ожогах, повреждениях кожи, вывихах. Умение накладывать повязки. Транспортировка больных. Помощь утопающему.
Различие съедобных и несъедобных растений, грибов. Знание лекарственных трав и их назначение. Применение растений в быту и медицине.
Питьевой режим в походе. Способы очищения и обеззараживания воды. Природные источники воды.
6.Туристический бивак.
Что такое привал и бивак. В чем их отличие.
Выбор места привала и бивака. Требования к каждому из них. Эстетические и гигиенические требования к месту бивака. Туристические бивак в теплое и холодное время года.
Различные виды костров и случаи их использования (колодец, звезда и т. д.)
Разведение костров при плохих погодных условиях. Способы поддержания костра. Выбор места для костра. Оборудование для костра. Конструкция для подвески посуды над пламенем. Заготовка дров. Работа пилой и топором.
Правила поведения туристов на природе. Утилизация мусора. Гашение костров. Свертывание бивака.
7. Краеведение (Воронежская область)
Знакомство с историей становления Воронежской области и отдельных его районов.
Изучение ГП, климата, рельефа, природных ресурсов района.
Выявление ярких представителей животного и растительного мира в районе и области.
Знакомство с известными людьми различных времен в районе: учеными, поэтами и т.д.
Знакомство с боевой и трудовой славой родного города, посредством посещения музея и экскурсий по городу.
Создание своей родословной. Основные правила и принципы ее составления.
Создание и защита проектов на тему преобразований города. Дискуссия о современном этапе развития города.
8. План и карта.
Различные виды карт и их основное назначение. Правила пользования различными картами.
Масштаб. Виды масштабов. Преобразование числового масштаба в натуральный. Чтение определение расстояний на масштабированных картах.
Знакомство с топографическими знаками. Чтение топографической карты. Составление топографической карты.
Знакомство с устройством компаса. Ориентирование при помощи компаса. Определение азимута. Движение по азимуту.
Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам, мху и т.д.
3. Примерная программа 2 года обучения.
№ п/п | Содержание работы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение -инструктаж по т. б. -гигиена | 2 | 2 | |
2 | Туристско-краеведческие возможности края: -природа родного края его история, | 6 | 2 | 4 |
3 | Организация, подготовка и проведение похода: -распределение обязанностей, -т.б. в походе, -личное и групповое снаряжение туриста, -установка палатки, -виды костров, -преодоление крутых склонов, зарослей, завалов | 16 | 4 | 12 |
4 | Вязка узлов (двойной проводник,академический, схватывающиий одним концом и т.д.) | 6 | 1 | 5 |
5 | Топография и ориентирование: -работа с компасом, -работа с картой, -определение азимута | 12 | 2 | 10 |
6 | Медицинские принадлежности в походе: -оказание первой медицинской помощи, -аптечка. | 12 | 6 | 6 |
7 | Оценка расстояния и времени: -определение расстояния до недоступного предмета; -определение времени. | 8 | 4 | 4 |
8 | Краеведческие наблюдения в походе: -ведение дневника похода, -составление краеведческого задания. | 8 | 6 | 2 |
9 | Меры безопасности, самоконтроль и первая помощь в походе: -оказание первой медицинской помощи (зачет) -сооружение носилок из подручного материала, -транспортировка пострадавшего, -т.б. в походе. | 18 | 9 | 9 |
10 | Преодоление верёвочных переправ: -параллельная переправа, -навесная перправа, -маятник, -переправа по бревну с самостраховкой. | 26 | 6 | 20 |
11 | Деятельность помощника руководителя по организации быта на стоянке. | 4 | 1 | 3 |
12 | Подготовка к зачетному путешествию. Подведение итогов похода | 14 | 6 | 8 |
13 | Зачетный поход по разработанному маршруту | 10 | | 10 |
14 | Подведение итогов похода | 2 | 2 | |
Итого | 144 | 51 | 93 |
Содержание программы
Вводное занятие. План и режим занятий. Содержание контрольных работ. Материалы и инструменты, необходимые для занятий.
Краеведение (Бутурлиновский район). Зачетное занятие по истории родного края: образование, развитие. Экскурсия по городу, с целью выявления знаний учащихся.
Организация, подготовка и проведение похода:
-распределение обязанностей (распределение обязанностей в коллективе, при подготовке к походу);
-т.б. в походе;
-личное и групповое снаряжение туриста (подготовка снаряжения к походу, укладка рюкзака);
-установка палатки (установка палатки, зачет по установке палатки);
-виды костров (разведение костров, укладка костров, разведение костров в разное время года);
-преодоление крутых склонов, зарослей, завалов при помощи специального оборудования и без него.
4. Вязка узлов (Для связывания веревок одного диаметра, разного диаметра, петлевые, схватывающие, незатягивающиеся, для динамической страховки, укорачивающие, закрепляющие, специальные). Зачет по узлам.
Компас. Повторение основных сведений из программы первого года обучения. Поверки компаса Адрианова. Надежность компаса. Другие типы компасов (туристский компас, жидкостный компас ориентировщика.) Упражнения по азимутальному кольцу и по прямым засечкам.
Практические занятия. Поверки компаса Адрианова; упражнения по азимутальному кольцу и засечкам.
Топографическая карта. Определение карты. Значение карт в народном хозяйстве и обороне. Три основных качества карты: масштаб, год издания, нагрузка. Подбор карт для похода. Хранение карт во время похода, планшеты для хранения карт.
Местность, местные предметы, рельеф, ситуация. Основные формы рельефа, изображение рельефа на топографических картах способом горизонталей. Упражнения на составление характеристики местности по картам и на натуре.
Масштабы топографических карт. Решение задач на масштаб. Измерение расстояний на карте с помощью курвиметра. Классификация карт по масштабу и назначению. Километровая сетка топографической карты, ее отличие от сетки географических координат. Определение целых координатных величин точек на карте.
Топографические знаки. Масштабные и немасштабные знаки. Зарисовка новой группы знаков и характеристик. Чтение карт по квадратам и маршрутам. Фотокопия карты и ее особенности. Карты, применяемые на соревнованиях по туристскому ориентированию на местности. Копирование и увеличение карт: материалы, инструменты, техника. Контрольная работа по копировке карты.
Практические занятия. Расстояние между двумя населенными пунктами равно... Чему равно это расстояние на карте масштаба...?"; определение масштаба карты по размерам сетки прямоугольных координат и другим признакам. Восстановление масштаба карты по известному масштабу другой карты той же местности; решение задач на быстрое определение более крупного из нескольких заданных числовых масштабов; работа курвиметром и циркулем-измерителем; определение квадратов по заданным координатам; чтение различных топокарт, в том числе и самодельных, изготовленных фотоспособом. Составление перечня немасштабных знаков в заданном квадрате. Контрольная работа по копированию учебной крупномасштабной топографической карты па кальку.
Ориентирование в походе. Определение понятия "ориентирование". Способы ориентирования в походе. Описание пути движения как средство ориентирования. Обязанности проводника до и во время похода. Ориентирование без карты (движение по азимуту). Что такое движение по азимуту. Четыре способа движения по азимуту. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте - выдерживание общего заданного направления; использование Солнца и тени; память направления.
Способы измерения проходимого расстояния при нормальном и быстром движении. Инструментальное и глазомерное измерение азимутов на карте и построение азимутов. Движение по азимуту в тумане.
Практические занятия. Дальнейшее совершенствование навыков в работе с транспортиром; упражнения (соревнования) по микроглазомеру на определение углов и расстояний. Решение задач типа: "В 9 часов утра туристы вышли с привала. Тень лежала слева - сзади. В каком направлении пошли туристы?"
Ориентирование с помощью карты. Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опознанный контур и ожидаемый ориентир. Сходные ситуации. Составление абрисов. Время движения как мера длины. Оценка скорости движения.
Сложные случаи привязок: привязки при потере видимости и при отсутствии контуров на карте. Виды и организация разведки в походе. Последовательность работы дежурного проводника: подготовительная работа с картой - планирование участков и способов их прохождения, отбор контрольных ориентиров, расчет времени прохождения контрольных ориентиров: работа в пути - привязки, разведки, опрос местных жителей.
Практические занятия. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик; картографический диктант-зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения; топографическое сочинение-составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок; отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту; планирование маршрута между двумя заданными точками на карте; определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины, отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения.
Подготовка туристского похода. Разработка маршрута похода. Доклады по району похода, переписка с местными организациями, составление плана-графика движения.
Самоуправление и самообслуживание в туристской группе. Распределение обязанностей (командир, казначей, завхоз по питанию, по снаряжению, старший проводник и т. д.).
Организация движения в пешем туристском походе. Естественные препятствия на туристских маршрутах (для равнинной и пересеченной местности). Темп и режим движения. Движение по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движение на подъемах и спусках, движение в темноте. Организация переправ через водные преграды (броды, переправа по бревну с перилами, с шестом, наведение бревна через неширокую речку).
Основные правила движения группы в зимнем походе: темп, строй, интервал, подъемы и спуски на лыжах, движение по снежной целине. Привалы в лесу и ночлеги в помещениях. Виды и нормы нагрузок в походе. Основные требования к месту бивака (летнего). Планировка бивака. Работа дежурного и группы на биваке. Уход с бивака. Правила купания в походе. Личное снаряжение для туристских путешествий (зимой, летом). Правила укладки рюкзака, упаковка и хранение продуктов.
Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристского похода. Оказание доврачебной помощи. Содержимое походной аптечки.
Подготовка и проведение похода.
Подведение итогов похода.
Ведущие педагогические принципы:
Гуманизации – установление отношений учащихся между собой и с педагогами, педагогический процесс строится на полном признании прав ученика и уважении к нему.
Личностно-ориентированный подход – восприятие каждого ребенка как личность.
Демократизации – предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Систематичности – материал излагается в определенной системе и все компоненты данного материала взаимосвязаны между собой.
Виды заданий:
1. Теоретические занятия.
Наиболее распространенные формы работы это беседы, лекции, конференции, работа с источниками литературы. Способствуют углублению знаний детей.
2. Практические занятия.
Это обучение работы с приборами, туристским снаряжением, картами. Это объяснение, демонстрация, тренировка. Практические занятия способствуют лучшему и устойчивому запоминанию материала.
3. Походы, соревнования.
Это наиболее сложный вид работы, который требует тщательной подготовки. Здесь на первое место должны быть поставлены вопросы по технике безопасности. Изучается район путешествия, прокладывается маршрут, намечаются объекты краеведческого исследования, распределяются обязанности среди участников, готовится необходимое снаряжение.
Ожидаемы результаты:
Усвоение учащимися программного материала.
Расширение знаний, умений и навыков учащихся в области медицины.
Приобретение гигиенических навыков как в походе, так и в быту.
Развитие интереса к родному краю: его истории и природе.
Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Методы организации учебного процесса. В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
Словесные (беседа, рассказ, используемые на теоретических занятиях).
Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,).
Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, туристические крепежные узлы).
Практические (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака).
Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
Формы и приемы организации занятий. В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально. Для этого используются следующие формы и приемы: групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, походы, игры, соревнования.
Методическое обеспечение программы:
викторины и творческие задания по основным темам;
материал для проверки знаний;
перечень практических работ;
специальная и методическая литература.
Используются технологии Коллективно-группового взаимодействия, КТД и другие. Закрепление, полученных знаний каждого курса программы обеспечивается практическим применением (в походах, на сборах и т.д.)
Обучающиеся должны знать:
- алгоритм подготовки похода;
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- основы топографии и ориентирования;
- значение и правила применение узлов.
Обучающиеся должны уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях;
- самостоятельно подготовить и провести многодневный поход;
- корректировать карту;
- свободно ориентироваться на природе;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- оказывать первую медицинскую помощь при легкой степени повреждения;
Список литературы:
1. Алёшин В.М., Калиткин Н.М. Соревнования по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
2. Бардин К.В. Азбука туризма.- М.: Просвещение,1981
3. Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. - М.: Профиздат, 1973.
4. Верба И.А., Галкин Я.В. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение,1988.
5. Ильичёв А.А Популярная энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.
6. Карел Поломис. Дети в пионерском лагере. - М.: Профиздат, 1990.
7. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.
8. Куприн А.М. Топография для всех. - М.: Недра, 1984.
9. Музофаров В.Г. Основы геологии. Пособие для учащихся. Факультативный курс. - М.: Просвещение, 1979.
10. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. - М., 1999.
11. Программы для внешкольных заведений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. - М.,2005.
12. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодёжи. - М., 1999.
13. Скаутский лагерь: Программы и организация. Методическое пособие. – Региональное Бюро Евразии Всемирного Скаутского Бюро, Российская Ассоциация Навигаторов)/Скаутов, Москва, 2005 г.-176 с.
14. Шишлянников С.М., Жизнь в природе: справочник скаута-разведчика - Воронеж. – 2010 г.-242 с.
15. Школа выживания. 100 + 1 совет туристу. – Минск: Литература, 1998
16. Энциклопедия туриста. - М., 1993
28