СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Владимирские просёлки". Литературное краеведение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Дополнительная образовательная программа "Владимирские просёлки". Литературное краеведение. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Владимирские просёлки". Литературное краеведение.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Юрьев – Польский районный Центр внешкольной работы»


Рекомендовано Утверждаю

Педагогическим советом Директор ЦВР

Протокол №_________ __________________/Миловская Н.Ю./

От «_____»_________________2016 г. «_____»_________________2016 г.










Возраст детей: 8-11 лет

Срок реализации программы: 3 года

Составитель программы:


педагог дополнительного образования

Мокеева Т.А.









г. Юрьев – Польский

2016 год.

Пояснительная записка.


Данная программа разработана на основе авторской программы курса «Литературное краеведение» для учреждений дополнительного образования Г.А. Богоявленской, но изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей. Программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Важность курса «Владимирские просёлки» определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг к другу гуманно.



Цель преподавания курса:

изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой, создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей.

Осуществление цели происходит в процессе решения следующих познавательных задач:

Обучающих:

-знакомство с произведениями русской литературы, в которых дается описание событий, происходивших на владимирской земле; произведениями авторов, чье творчество связано с Владимирским краем;

-установление связей между историческими событиями и их описанием в изучаемых произведениях;

-знакомство с памятниками истории и культуры, находящимися на территории Юрьев - Польского района, посредством очных и заочных экскурсий;

-подготовка к сдаче промежуточной аттестации.

Воспитательных:

-нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание;

Развивающих:

-развитие мышления, речи школьников;

-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность;

Возраст детей: 8-11 лет (2-4 класс)

Срок реализации программы: 2 года, 4 часа в неделю (1 час – 45 минут)

Целям и задачам курса подчинены структура и содержание курса.

Структура содержания курса.

Структура курса, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников по указанным темам.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения.

На протяжении изучения всего курса предусмотрена работа с теорией по истории и литературе, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы. В конце изучения каждой темы включены занятия по филологическому анализу текста писателей Владимирского края.

В соответствии с целями курса большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы, как экскурсии, встречи с творческой интеллигенцией, практикумы, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, конференции, диспуты, семинары, работа над проектами.


При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- объяснительно-иллюстративного обучения

- проектной деятельности

- дифференцированного обучения

- учебно-игровой деятельности

- технология проблемного подхода.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся

  • по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый);

  • по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);

  • по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные)

  • по степени самостоятельности учащихся.



По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:


  1. Оформление докладов, альбомов, стенгазет.


  1. Участие в школьных конкурсах, в Дне краеведения.


  1. Оформление и защита проектов.


  1. Совершение экскурсий.


  1. Печатание материалов в СМИ.


  1. Проведение литературно – музыкальных композиций




  • По окончании данного курса дети должны знать:

  • Литературные места Владимирского края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

  • Писателей и поэтов края, их жизненный и творческий путь;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

    • работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

    • самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме;

    • работать с первоисточниками;

    • составлять доклады, рефераты;


    • самостоятельно проводить беседы с населением для сбора информации;


    • оформлять материалы, создавать экспозиции;


    • уметь работать с компьютером;


    • проводить экскурсионную работу;






























Название темы

Общее
количество
часов

В том числе

Теоретических

Практических

1.

Введение

2

2

-

2.


Возвращение к началу

Устное народное творчество.

Семейная память.

26

6

20

3.

«Слово, что питает души человеческие» (древнерусская литература»

16

5

11

4.

Лабиринты судеб

Великие русские классики и Владимирский край.

20

8

12

5.

«Мы отстояли это право - жить»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

24

2

22

6.

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

16

5

11

7..

«Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

20

4

16

8.

Перекличка искусств

Памятники архитектуры, живописи и литература.

18

4

14

9.

Заключительный урок по программе курса обучения.

2

1

1


всего

144

37

107

1год обучения. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН















Содержание программы


Тема N1. Введение. Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»

Тема N2. Устное народное творчество.

Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой.

Былина как жанр русского фольклора.

Различия фольклора и литературы.

Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце».

Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца

Прототип Ильи Муромца.

Фольклор и семейная память (индивидуальная работа с учащимися)

Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

Народные традиции.

Из истории сёл Андреевское , Небылое, Лыково. Экскурсии. Создание презентаций.

Работа над проектом: «Престольный праздник моего села»

Филологический анализ текста

Тема №3. «Слово, что питает души человеческие» (древнерусская литература)

Труд летописца Лаврентия.

Слова Серапиона Владимирского. Сообщают летописи. Повесть об убиении Андрея Боголюбского.

Пишу летопись родного края (Оформление альбома)

Работа с документами церковного обихода церкви с.Небылое.

Филологический анализ текста. Сочинение



Тема №4. Лабиринты судеб( Великие русские классики и Владимирский край)

Жизнь А.И. Одоевского на Юрьев – Польской земле.

Владимирские предки А.С.Пушкина.

Жизнь Н.А. Некрасова в Алешунино. Стихотворение «Пчелы».

Великие родичи М.Ю.Лермонтова

А.И.Герцен. Годы жизни во Владимире.

А.П.Чехов Письма и поездки писателя к родным и друзьям (Владимирский край).

Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край»

Филологический анализ текста.

Тема №5. «Мы отстояли это право - жить» (Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края)

Юрий Фанкин «Неразлучные. Сказ о муромских святых Петре и Февронии»

Виктор Светозаров. Главы из книги «Муромские сказки».

Альберт Карышев «Пленные немцы в Григорьевске» (главы из повести).

А. Фатьянов «Сказ о солдате» Героические мотивы в лирике военных лет.

Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.И. Фатьянова «Он заливался звонкой птахой у русских речек и озер».

Проект «Поклонимся великим тем годам»

Филологический анализ текста.

Тема №6. «Все мы родом из детства» (тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края)

В.Солоухин. Очерк жизни и творчества «Мститель».

Литературная викторина по рассказам В.А. Солоухина

Людмила Басова «Черепашка»

Борис Пшеничный «Легенда о племени У – у – у»

Ольга Леднёва «Гость»

Индивидуальная работа учащихся «Удивительный мир детства»

Филологический анализ текста. Сочинение

Тема N7 «Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

С.Никитин «Леса» - «Голубая планета», «Мой знакомый леший»

В.Солоухин. «Владимирские проселки» (главы из повести)

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.А. Солоухина «Он шел по родной земле»

Образ родного края в стихах Вячеслава Фадеева

Образ родного края в стихах Светланы Рыбаковой

Филологический анализ текста. Сочинение

Проба пера «Времена года»( Особенности стихосложения)

Тема N8. Перекличка искусств.

Памятники архитектуры и литература. (Живопись)

Чтение и анализ стихотворений.

И. Снегова «Покров – на - Нерли»

Э.Зорина «У древнего собора».

Т.Чувилева «Лишь к этим сводам подойдешь»


Чтение и анализ стихотворений.

И. Снегова «Покров – на - Нерли»

Э.Зорина «У древнего собора».

Т.Чувилева «Лишь к этим сводам подойдешь»

А. Сидоров «Приглашение в прошлое»

«Певцы родного края…» (по творчеству художника Бориса Французова и писателя Владимира Солоухина)

История Владимирского края в книге С. Голицына. «Сказания о белых камнях».

Посещение программы историко-архитектурного музея г. Юрьев – Польского

Работа над проектом «Город Юрьев - Польский в «Золотом кольце России».

Филологический анализ текста

Заключительный урок по программе курса обучения.




Календарно – тематический план


Название темы

Общее
количество
часов

В том числе

Теоретических

Практических

1.

Введение

2

2

-

2.


Возвращение к началу


26

6

20

2.1.

Различия фольклора и литературы.

2

1

1

2.2.

Былина как жанр русского фольклора.

Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце».

4

1

3

2.3.

Фольклор и семейная память

4

1

3

2.4.

Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

4

1

3

2.5

Народные традиции.

2

1

1

2.6

Экскурсии по родному селу Андреевское, с Небылое.

4

-

4

2.7.

Работа над проектом: «Престольный праздник моего села »


4

1

3

2.8.

Филологический анализ текста

2

-

2

3.

«Слово, что питает души человеческие» (древнерусская литература»

16

5

11

3.1.

Труд летописца Лаврентия.

2

1

1

3.2.

Слова Серапиона Владимирского.

2

1

1

3.3.

Сообщают летописи. Повесть об убиении Андрея Боголюбского.

2

1

1

3.4.

Пишу летопись родного края (Оформление альбома)

4

2

2

3.5.

Работа с документами церковного обихода церкви с. Небылое

4

-

4

3.6.

Филологический анализ текста Сочинение

2

-

2

4.

Лабиринты судеб

Великие русские классики и Владимирский край.

20

8

12

4.1.

Жизнь А.И. Одоевского на Юрьев – Польской земле

4

2

2


4.2.

Владимирские предки А.С.Пушкина.


2

1

1

4.3.

Жизнь Н.А. Некрасова в Алешунино. Стихотворение «Пчелы».

2

1

1

4.4.

Великие родичи М.Ю.Лермонтова


2

1

1

4.5.

А.И.Герцен. Годы жизни во Владимире.


2

1

1

4.6.

А.П.Чехов Письма и поездки писателя к родным и друзьям (Владимирский край).


2

1

1

4.7.

Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край»

4

1

3

4.8.

Филологический анализ текста Сочинение

2

-

2

5.

«Мы отстояли это право - жить»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

24

2

22

5.1.

Юрий Фанкин «Неразлучные. Сказ о муромских святых Петре и Февронии»

4

1

3

5.2.

Виктор Светозаров. Главы из книги «Муромские сказки»

2

1

1

5.3.

Альберт Карышев «Пленные немцы в Григорьевске» (главы из повести)

4

-

4

5.4.

А.Фатьянов. «Сказ о солдате».

Героические мотивы в лирике военных лет.

2

-

2

5.5.

Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.И. Фатьянова «Он заливался звонкой птахой у русских речек и озер».


4

-

4

5.6.

Проект «Поклонимся великим тем годам»

4

-

4

5.7.

Филологический анализ текста Сочинение

4

-

4

6.

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

16

5

11

6.1.

В.Солоухин. Очерк жизни и творчества

«Мститель», «Подворотня», «Ножичек с костяной ручкой», «Белая трава», «Летний паводок»

2

1

1

6.2.

Литературная викторина по рассказам В.А. Солоухина

2

-

2

6.3.

Людмила Басова «Черепашка»

2

1

1

6.4.

Борис Пшеничный «Легенда о племени У – у – у»

2

1

1

6.5.

Ольга Леднёва «Гость»

2

1

1

6.6.

Индивидуальная работа по написание литературных зарисовок на тему

«Удивительный мир детства»

4

1

3

6.7.

Филологический анализ текста

2

-

2

7..

«Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

20

4

16

7.1.

С.Никитин «Леса» - «Голубая планета», «Мой знакомый леший»

2

1

1

7.2.

В.Солоухин. «Владимирские проселки» (главы из повести)

2

1

1

7.3.

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.А. Солоухина «Он шел по родной земле»

4

1

3

7.4.

Образ родного края в стихах Вячеслава Фадеева

2

-

2

7.5.

Образ родного края в стихах Светланы Рыбаковой

2

-

2

7.6.

Филологический анализ текста Сочинение

4

-

4

7.7.

Проба пера «Времена года»( Особенности стихосложения)

4

1

3

8.

Перекличка искусств

Памятники архитектуры, живописи и литература.

18

4

14

8.1.

Чтение и анализ стихотворений.

И. Снегова «Покров – на - Нерли»

Э.Зорина «У древнего собора».

Т.Чувилева «Лишь к этим сводам подойдешь»

А. Сидоров «Приглашение в прошлое»

2

-

2

8.2.

«Певцы родного края…» (по творчеству художника Бориса Французова и писателя Владимира Солоухина)

2

1

1

8.3.

История Владимирского края в книге С. Голицына

«Сказания о белых камнях».

4

1

3

8.4.

Посещение программы историко-архитектурного музея г. Юрьев - Польского

2

-

2

8.5.

Работа над проектом «Город Юрьев - Польский в «Золотом кольце России».

6

2

4

8.6.

Филологический анализ текста Сочинение

2

-

2

9.

Заключительный урок по программе курса обучения.

2

1

1


всего

144
















2 год обучения. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

часо

Теория

Практика


1

Введение

2

2

2

2

Возвращение к началу.

Устное народное творчество.

Семейные традиции.

6

20

26

3

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

5

11

16

4

Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.

8

12

20

5

«Мы отстояли это право - жить».

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края

2



22

24

6

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

5

11

16

7

«Расцветай наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

4

16

20

8

Перекличка искусств.

Памятники архитектуры, живописи и литература.

4

14

18

9

Заключительный урок по программе курса второго года обучения.

1

1

2


всего

37

107

144









Программа курса.

Тема N1. Введение . Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»

Тема N2. Устное народное творчество.

Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

Домашний архив.

Инсценировка семейных обрядов.

Народные традиции. Сбор и оформление материалов по следующим темам:

«Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».

Работа над проектом: «Праздник «Медовый спас»

Филологический анализ текста.

Тема N3.

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

Александр Невский «Задонщина».

Сказание о князьях Владимирских

Прославление подвигов русского народа.

Лиризм повествования.

Филологический анализ текста.

Тема №4. Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.

А.Герцен. Чтение глав из произведения «Былое и думы» («Натали»).

Н.А.Некрасов. Чтение и анализ отрывков из произведений, где находит отражения история, быт и природа Владимирского края.

Литературно-музыкальный Некрасовский праздник «На поклон к великому поэту»

Литературно-краеведческий проект «Русские писатели и Владимирский край. Дороги Пушкина…Дорога к Пушкину»

Мини-проект «Литературная карта Владимирской области».

Филологический анализ текста.

Тема N5. «Мы отстояли это право - жить»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

Образ русского солдата-защитника в творчестве владимирских поэтов.

Василий Акулинин «День Победы»

Григорий Латышов «Атака».

Николай Ковалевский «И стонала зеленая рожь»

Проект «Поклонимся великим тем годам,» (Участники Великой Отечественной войны из родного с.Андреевское)

«Солдаты войны не выбирают» Участники военных действий в Чечне из поселка Ма (Организовать встречу, подготовить сообщения, доклады, принять участие в районном конкурсе творческих работ на патриотическую тематику)

Филологический анализ текста.

Тема № 6.«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

Творчество Алексея Шлыгина

«Стихи А. Шлыгина «улыбчивые», светлые, умные. Читаешь, и на душе становится радостно» ( А. Барто).

А.Мусатов. Сеятель добрых зерен.

«Дом на горе», «Весна молодая» (Жизнь сельской молодежи и ее раскрытие в произведениях)

А.Мусатов. Воспитывать правдой. Знакомство с основными этапами жизни и творчества писателя.

В.Чаусов. Детские рассказы о животных.

М.Птицына. Тема детства в творчестве поэта.

Практическая работа.

Филологический анализ текста.

Тема N7 «Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

С.Никитин. Человек с открытой душой.

Николай Скулов

Свят-озеро (глава из книги «Заповедными тропами Мещеры)

«Живая вода» Лирическая повесть

Виктор Полторацкий «Приглашение»,

«Синеборье». Мотив необыкновенной красоты родных мест в творчестве писателя.

В.Солоухин. «Владимирские проселки»,

«Родник», «Безмолвна неба синева».

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Образ родной природы в творчестве поэтов и прозаиков Владимирского края

Светлана Баранова Королевские розы

Творчество Геннадия Петровича Никифорова

Проба пера «Времена года»

( Особенности стихосложения)

Филологический анализ текста.

Тема N8. Перекличка искусств.

Памятники архитектуры и литература. (Живопись)

Знакомство с архитектурными памятниками Г.Владимира, Юрьев-Польского района.

Чтение и анализ стихотворений.

Н.Коваленко «Золотые ворота».

Леонид Зрелов. Из жизни памятников

Павел Парамонов Письма о старом городе

Стихи и рассказы о Владимирском крае. Макарочкина Н.А.

Работа над проектом «Город Владимир в «Золотом кольце России».

Монастыри и соборы г.Владимира . (экскурсии)

Филологический анализ текста.

Заключительный урок по программе курса второго года обучения.








Календарно-тематический план.


Название темы

Общее
количество
часов

В том числе

Теоретических

Практических

1.

Введение

2

2

-

2.


Возвращение к началу


26

6

20

2.1.

Устное народное творчество.


2

1

1

2.2.

Малые жанры русского фольклора


4

1

3

2.3.

Семейные традиции и фольклор.

Инсценировка семейных обрядов.

4

1

3

2.4.

Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

4

1

3

2.5

Домашний архив.


2

1

1

2.6

«Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».

4

-

4

2.7.

Работа над проектом: «Праздник «Медовый спас»

4

1

3

2.8.

Филологический анализ текста

2

-

2

3.

«Слово, что питает души человеческие» (древнерусская литература»

16

5

11

3.1.

Князь Александр Невский «Задонщина».

2

1

1

3.2.

Сказание о князьях Владимирских

2

1

1

3.3.

Прославление подвигов русского народа. Лиризм повествования.

6

2

4

3.4.

Пишу летопись родного края (Оформление альбома)

4

2

2

3.5.

Филологический анализ текста Сочинение

2

-

2

4.

Лабиринты судеб

Великие русские классики и Владимирский край.

20

8

12

4.1.

А.Герцен. Чтение глав из произведения «Былое и думы» («Натали»).

4

2

2


4.2.


Н.А.Некрасов. Чтение и анализ отрывков из произведений, где находит отражения история, быт и природа Владимирского края.

2

1

1

4.3.

Литературно-музыкальный Некрасовский праздник «На поклон к великому поэту»

2

1

1

4.4.

Литературно

краеведческий проект «Русские писатели и Владимирский край.

2

1

1

4.5.

Дороги Пушкина…Дорога к Пушкину»

2

1

1

4.6.

Мини-проект «Литературная карта Владимирской области».

2

1

1

4.7.

Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край»

4

1

3

4.8.

Филологический анализ текста

2

-

2

5.

«Мы отстояли это право - жить»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края

24

2

22

5.1.

Образ русского солдата-защитника в творчестве владимирских поэтов.

4

1

3

5.2.

Василий Акулинин «День Победы»

Григорий Латышов «Атака».

2

1

1

5.3.

Николай Ковалевский «И стонала зеленая рожь»

4

-

4

5.4.

А.Фатьянов. «Сказ о солдате».

Героические мотивы в лирике военных лет.

2

-

2

5.5.

«Солдаты войны не выбирают» Участникивоенных действий в Чечне (Организовать встречу, подготовить сообщения, доклады, принять участие в районном конкурсе творческих работ на патриотическую тематику

4

-

4

5.6.

Проект «Поклонимся великим тем годам»

4

-

4

5.7.

Филологический анализ текста Сочинение

4

-

4

6.

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

16

5

11

6.1.

Творчество Алексея Шлыгина

«Стихи А. Шлыгина «улыбчивые», светлые, умные. Читаешь, и на душе становится радостно» ( А. Барто).

2

1

1

6.2.

А.Мусатов. Сеятель добрых зерен.

«Дом на горе», «Весна молодая» (Жизнь сельской молодежи и ее раскрытие в произведениях)

А.Мусатов. Воспитывать правдой. Знакомство с основными этапами жизни и творчества писателя.

2

-

2

6.3.

В.Чаусов. Детские рассказы о животных.

2

1

1

6.4.

М.Птицына. Тема детства в творчестве поэта.

2

1

1

6.5.

Практическая работа.

2

1

1

6.6.

Индивидуальная работа по написание литературных зарисовок на тему

«Удивительный мир детства»

4

1

3

6.7.

Филологический анализ текста

2

-

2

7..

«Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

20

4

16

7.1.

С.Никитин. Человек с открытой душой

2

1

1

7.2.

Николай Скулов

Свят-озеро (глава из книги «Заповедными тропами Мещеры)

2

1

1

7.3.

«Живая вода» Лирическая повесть

4

1

3

7.4.

Виктор Полторацкий «Приглашение»,

«Синеборье». Мотив необыкновенной красоты родных мест в творчестве писателя.

Светлана Баранова Королевские розы

2

-

2

7.5.

Творчество Геннадия Петровича Никифорова

2

-

2

7.6.

Филологический анализ текста Сочинение

4

-

4

7.7.

Проба пера «Времена года»( Особенности стихосложения)

4

1

3

8.

Перекличка искусств

Памятники архитектуры, живописи и литература.

18

4

14

8.1.

Чтение и анализ стихотворений.

Н.Коваленко «Золотые ворота».

2

-

2

8.2.

Леонид Зрелов. Из жизни памятников

Стихи и рассказы о Владимирском крае. Макарочкина Н.А.

2

1

1

8.3.

Стихи и рассказы о Владимирском крае. Макарочкина Н.А.


4

1

3

8.4.

Монастыри и соборы г.Владимира . (экскурсии)

2

-

2

8.5.

Работа над проектом

«Город Владимир в «Золотом кольце России».

6

2

4

8.6.

Филологический анализ текста Сочинение

2

-

2

9.

Заключительный урок по программе курса обучения.

2

1

1


всего

144

















3 год обучения. Учебно-тематический план

Тема

Кол-во ч.

Теория


Практика

Всего часов

1.

Введение

1

1

2

2.

Возвращение к началу.

Устное народное творчество.

Семейные традиции.

6

20

26

3.

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

4

12

16

4.

Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.

6

10

16

5.

«Мы отстояли это право - жить».

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края

2

20

22

6.

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

4

14

18

7.

«Расцветай наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

4

14

18

8.

Перекличка искусств.

Памятники архитектуры, живописи и литература.

4

10

14

9.

Туристический этап.

2

10

12

10.

Заключительный урок по программе курса третьего года обучения.

1

1

2


Всего

33

111

144


Программа курса.

Тема N1. Введение . (2ч)

Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»

Тема N2. Возвращение к началу. Устное народное творчество. (26ч)

Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

Домашний архив.

Инсценировка семейных обрядов.

Народные традиции. Сбор и оформление материалов по следующим темам:

«Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».

Былина как жанр русского фольклора.

Чтение и анализ героических былин

Работа над проектом: Праздник «День святых Веры, Надежды, Любви и матери их

Софьи»

Филологический анализ текста.

Тема N3. «Слово, что питает души человеческие» (16ч)

Древнерусская литература.

Сказание о князьях Владимирских

Прославление подвигов русского народа.

Лиризм повествования.

Филологический анализ текста.

Тема №4. Лабиринты судеб.(16)

Великие русские классики и Владимирский край.

Н.А.Некрасов и Владимирский край.

М. Ю. Лермонтов и Владимирский край

Филологический анализ текста.

Тема N5. «Мы отстояли это право - жить» (22)

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

Образ русского солдата-защитника в творчестве владимирских поэтов.

Карышев Альберт Иванович (1936 г.р.)

«В День Победы», «Всю жизнь» , «В лесу» , «Пленные немцы в Григорьевске» «Плач ребенка»

Лалакин Николай Дмитриевич (1947 г.р.)

Никитин Сергей Константинович (1926-1973)

Проект «Поклонимся великим тем годам,» (Участники Великой Отечественной войны из родного с.Андреевское)

Филологический анализ текста.

Тема№6 «Все мы родом из детства»(18ч)

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

Творчество Алексея Шлыгина

«Стихи А. Шлыгина «улыбчивые», светлые, умные. Читаешь, и на душе становится радостно» ( А. Барто).

Шульга Светлана Борисовна (1976 г.р.) «Трилистник»

Ганабин Иван Васильевич (1922-1954) «Первый выход» , «В дороге» , «Сказ о матросском отпуске»

Ларин Сергей Васильевич (1912-1987) «Плата за конфеты»

Практическая работа.

Филологический анализ текста.

Тема N7 «Расцветай, наш край».(18ч)

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.

С.Никитин. «Золотая пчела», «Медосбор»

Николай Скулов «Заповедными тропами мещёры»

В. Полторацкий «Низины облюбованы ельником»

В.Солоухин «Журавлиха», «Капля росы»

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Образ родной природы в творчестве поэтов и прозаиков Владимирского края

Творчество Геннадия Петровича Никифорова

Проба пера «Времена года»

( Особенности стихосложения)

Филологический анализ текста.

Тема N8. Перекличка искусств.(14ч)

Памятники архитектуры и литература. (Живопись)

Знакомство с архитектурными памятниками Г. Владимира, Юрьев-Польского района.

Чтение и анализ стихотворений.

Леонид Зрелов. Из жизни памятников

«Владимирский край»

Александр Пушкин о Владимирщине

Стихи и рассказы о Владимирском крае. Макарочкина Н.А.

Работа над проектом «Город Суздаль в «Золотом кольце России».

Монастыри и соборы г.Владимира . , Суздаля(экскурсии)

Филологический анализ текста.

9. Туристический этап(12ч)

Техника безопасности во время проведения летней экспедиции. Поход. Снаряжение туриста: личное, групповое. Распределение обязанностей в походе.

Народные приметы. Обустройство бивуака. Костер. Виды костра. Установка палатки. Питание в походе.

Медицинская аптечка Лекарственные травы края. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, солнечном и тепловом ударах. Первая помощь при ушибе, переломе.

10.Заключительный урок по программе курса второго года обучения. (2ч)


Календарно-тематический план.

№п/п

Дата

Название темы

Кол-во ч.

Теоретических


Практических

Общее кол-во

1.


Введение

1

1

2

2.


Возвращение к началу

6

20

26

2.1.


Устное народное творчество

1

1

2

2.2.


Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

1

1

2

2.3.


Домашний архив.

1

1

2

2.4.


Инсценировка семейных обрядов.

1

3

4

2.5.


Народные традиции. Сбор и оформление материалов по следующим темам: «Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».

1

3

4

2.6.


Былина как жанр русского фольклора. Чтение и анализ героических былин

1

3

4

2.7.


Работа над проектом: Праздник «День святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи»


6

6

2.8.


Филологический анализ текста. Проба пера


2

2

3


«Слово, что питает души человеческие»

4

12

16

3.1.


Древнерусская литература.

1

3

4

3.2.


Сказание о князьях Владимирских

1

5

6

3.3.


Прославление подвигов русского народа. Лиризм повествования.

1

3

4

3.4


Филологический анализ текста. Проба пера

1

1

2

4.


Лабиринты судеб

6

10

16

4.1.


Великие русские классики и Владимирский край.

1

1

2

4.2


Н.А.Некрасов и Владимирский край.

2

4

6

4.3.


М. Ю. Лермонтов и Владимирский край

2

4

6

4.4


Филологический анализ текста. Проба пера

1

1

2

5


«Мы отстояли это право - жить»

2

20

22

5.1.


Карышев Альберт Иванович (1936 г.р.)«В День Победы», «Всю жизнь» , «В лесу» , «Пленные немцы в Григорьевске», «Плач ребенка»

1

6

7

5.2.


Лалакин Николай Дмитриевич (1947 г.р.)


4

4

5.3


Никитин Сергей Константинович (1926-1973)


4

4

5.4.


Проект «Поклонимся великим тем годам,» (Участники Великой Отечественной войны из родного с. Андреевское)


5

5

5.5


Филологический анализ текста. Проба пера

1

1

2

6


«Все мы родом из детства»

4

14

18

6.1


Творчество Алексея Шлыгина «Стихи А. Шлыгина «улыбчивые», светлые, умные. Читаешь, и на душе становится радостно» ( А. Барто).

1

3

4

6.2


Шульга Светлана Борисовна (1976 г.р.) «Трилистник»

1

3

4

6.3


Ганабин Иван Васильевич (1922-1954) «Первый выход», «В дороге» , «Сказ о матросском отпуске»


3

3

6.4


Ларин Сергей Васильевич (1912-1987) «Плата за конфеты»

1

3

4

6.5


Практическая работа.


1

1

6.6


Филологический анализ текста. Проба пера.

1

1

2

7.


«Расцветай, наш край».

4

14

18

7.1


С.Никитин. «Золотая пчела», «Медосбор»

1

3

4

7.2


Николай Скулов «Заповедными тропами Мещёры»


2

2

7.3


В. Полторацкий «Низины облюбованы ельником»


2

2

7.4


В.Солоухин «Журавлиха», «Капля росы»


2

2

7.5


Образ родной природы в творчестве поэтов и прозаиков Владимирского края

1

3

4

7.6


Творчество Геннадия Петровича Никифорова

1

3

4

7.7


Проба пера «Времена года» ( Особенности стихосложения)


2

2

7.8


Филологический анализ текста.

1

1

2

8


Перекличка искусств

4

10

14

8.1


Знакомство с архитектурными памятниками Г. Владимира, Юрьев-Польского района.

1

1

2

8.2


Леонид Зрелов. Из жизни памятников «Владимирский край»

1

1

2

8.3


Александр Пушкин о Владимирщине


2

2

8.4


Стихи и рассказы о Владимирском крае. Макарочкина Н.А.

1

1

2

8.5


Работа над проектом «Город Суздаль в «Золотом кольце России».


2

2

8.6


Монастыри и соборы г.Владимира , Суздаля(экскурсии)


2

2

8.7


Филологический анализ текста.

1

1

2

9


Туристический этап

2

10

12

9.1


Техника безопасности во время проведения летней экспедиции. Поход. Снаряжение туриста: личное, групповое. Распределение обязанностей в походе.


2

2

9.2


Народные приметы. Обустройство бивуака. Костер. Виды костра. Установка палатки.

1

1

2

9.3


Питание в походе.


2

2

9.4


Медицинская аптечка Лекарственные травы края. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

1

3


9.5


Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, солнечном и тепловом ударах. Первая помощь при ушибе, переломе.


2

2

10


Заключительный урок по программе курса второго года обучения.

1

1

2



Всего

33

111

144








Литература

  1. Вихляховцев А.Ю., Малютина В.В. Системы работы по литературному краеведению, сложившиеся в средних школах города Владимира ( электронная хрестоматия)

  2. История Владимирского края в 20 столетии: Учеб.пособие для шк.Владим.обл./Под ред.проф.Д.И. Копылова. Владимир:Владимирская школа, 1999г.

  3. Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 5 - 11 классов средней школы. II часть. Портреты писателей Владимирского края. - Владимир, 2006.


  1. Мозгова Г.Г.Очарование Юрьевского Ополья. Прогулки и путешествия. – М., Новости, 2005г.

  2. Писатели Владимирской области: биографии, произведения. Фото/ - Владимир: Транзит – ИКС, 2009г.

  3. Рябова А.Ю., Шестерикова Н.В. Писатели и поэты Владимирского края: хрестоматия по литературному краеведению для учащихся 5 – 11 классов средней школы. – Владимир: ООО «Дюна», 2008г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!