СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. АНСАМБЛЬ. Гитара

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». 

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. АНСАМБЛЬ. Гитара»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Камчатский край, г. Вилючинск














ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


ПО.01. УП.02.

В.01.УП.01.

АНСАМБЛЬ


Гитара











Вилючинск

2014



Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Нотная литература для ансамблей гитаристов;

  • Методическая литература;








I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализация данной программы осуществляется со 2 по 4 классы.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения 4 года

Класс

со 2 по 4 классы


Максимальная учебная нагрузка (в часах)


Количество часов на аудиторные занятия



Количество часов на внеаудиторные занятия







Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:


  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
    воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
    необходимых для ансамблевого музицирования;

  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
    репертуаром;

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
    разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
    в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
    артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
    листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом

«Гитара для всех».

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

  • возраста учащихся;

  • их индивидуальных способностей;

  • от состава ансамбля;

  • от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение);

  • метод показа;

  • частично-поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках образовательной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.


II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из гитар, балалаек, баянов, домр , гуслей), так и из различных групп инструментов, куда могут входить гитара, домра, баян и балалайка, гусли.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Варианты возможных составов ансамблей:

1. Однородные составы:

1.1. Дуэты

  • Дуэт гитаристов - гитара I, гитара II;

  • Дуэт домристов - домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт - в старших классах 7,8);

  • Дуэт балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II;

  • Дуэт баянистов - баян I, баян II;

1.2. Трио

  • Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;

  • Трио домристов - домра малая I, домра малая II, домра альт;

  • Трио балалаечников - балалайка прима I, II, балалайка альт;
    балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

  • Трио баянистов - баян I, баян II, баян III;

1.3. Квартеты

  • Квартет гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV.

  • Квартет домристов - домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в
    старших классах);

  • Квартет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
    секунда, балалайка бас;

  • Квартет баянистов - баян I ,баян II, баян III, баян IV;

  • Квартет гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV;

1.4. Квинтеты

  • Квинтет гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;

  • Квинтет домристов - домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра
    альт II, домра бас (лучше балалайка бас);

  • Квинтет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
    секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);

  • Квинтет баянистов - (при наличии в школе соответствующих
    инструментов) - баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас;

1.5. Секстеты

  • Секстет домристов - домра малая I, домра малая II , домра альт I, домра
    альт II, домра бас I, домра бас II;

  • Секстет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
    секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

  • Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) -
    сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

2. Смешанные составы:

2.1. Дуэты:

  • гитара домра, малая;

  • гитара, балалайка прима;

  • домра малая, баян;

  • домра малая, балалайка прима;

  • баян, балалайка прима.

2.2. Трио:

  • домра малая, балалайка прима, баян;

  • домра малая, домра альт, баян;

  • домра малая, гитара, балалайка бас.

2.3. Квартеты:

  • домра малая, домра альт, балалайка прима, баян;

  • домра малая, домра альт, гитара, балалайка бас;

  • домра малая, домра альт, домра бас, баян.

2.4. Квинтеты:

  • домра малая, домра альт, балалайка прима, баян, балалайка бас;

  • домра малая, домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;

  • домра малая, домра альт, балалайка прима, гитара, балалайка
    бас.

2.5. Секстеты:

  • домра малая, домра альт, балалайка прима, гитара, балалайка
    бас, баян;

  • домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
    контрабас баян;

  • домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас, балалайка прима, баян.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля. В состав ансамбля можно вводить другие инструменты и группы инструментов: фортепиано, духовые, струнно-смычковые, ударные и др. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам, хору.

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:



Срок обучения – 4 года

Аудиторные занятия: со 2 по 4 класс - 1 час в неделю.

Самостоятельные занятия: со 2 по 4 класс - 1 час в неделю. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров,
    концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
    культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
    творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
    исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Годовые требования по классам

Ансамбль «Гитара»

Срок обучения 4 года

2-й класс, первый год обучения (1 час в неделю)

Знакомство с инструментами ансамбля, спецификой, особенностями игры в ансамбле. В задачи первого года обучения входит необходимость:

  • добиваться синхронности при взятии и снятии звука, равновесия звучания,

  • вырабатывать умение передать мелодическую линию от партии к партии,

  • воспитывать ощущение общего ритмического пульса.

Важным моментом на начальном этапе обучения является воспитание трудовой дисциплины и сознательности.

Основу репертуара составляют произведения народного творчества.

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

знать:

  • терминологию, касающуюся динамических, штриховых и аппликатурных обозначений;

  • особенности всех инструментов ансамбля, не изучаемых в классе по специальности;

  • функциональные особенности партий в ансамблевом исполнении (мелодия, контрапункт, педаль, подголосок, бас и др.);

уметь:

  • читать с листа;

  • начинать и заканчивать исполнение, используя ауфтакт;

  • органично и грамотно исполнять ансамблевую партию в изучаемом произведении;

  • слышать партитуру в целом, слышать сильную долю и чувствовать пульсацию произведения;

  • слаженно исполнять произведение в унисон едиными приёмами звукоизвлечения, темпами, штрихами;

владеть навыками:

  • слухового внимания;

  • ансамблевого исполнительства простейших упражнений и гамм, несложных пьес, народных мелодий.

Примерный репертуарный список

Пьесы для дуэта гитар:

  1. Старинный романс «Гори, гори, моя звезда»

  2. РНП «Мой костер»

  3. РНП «Коробейники»

  4. Козлов В. Полька «Топ-топ-топ»

  5. Ф.да Милано «Канцона»

Пьесы для трио гитар:

  1. РНП «В низенькой светелке» Обр. А. Иванова-Крамского

  2. Уругвайская нар песня «Если ты полюбили» Обр. В. Калинин

  3. РНП «Ты пойди, моя коровушка домой» Обр. А. Иванова-Крамского

  4. РНП «Как под яблонькой» Обр. В. Лебедева

  5. Кюфнер И. Романс


3-й класс, второй год обучения (1 час в неделю)

Развитие техники исполнения штрихов; формирование правильных приёмов звукоизвлечения; освоение движений, обусловленных художественными и техническими задачами. Расширение репертуарного плана работы.

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

  • в соответствии с годом обучения знать терминологию динамических, штриховых и аппликатурных обозначений;

  • уметь читать и исполнять нотный текст в соответствии с динамическими, штриховыми и аппликатурными обозначениями и фразировкой изучаемых произведений;

  • владеть навыками совместной игры, качественного звукоизвлечения, сценического поведения и артистизма.


Примерный репертуарный список


Пьесы для дуэта гитар:

  1. Паульс Р. «Колыбельная»

  2. Шишкин М. «Ночь светла»

  3. Пьерпонт Дж. «Jingle Bells»

  4. Родригес Х. «Кумпарсита»

  5. Гройсман П. «Бразильский танец»


Пьесы для трио гитар:

  1. Перселл Г. «Ария»

  2. Корелли А. «Сарабанда»

  3. Кюфнер И. «Романс»

  4. Л. де Нарваэс «Фантазия №4»

  5. Монтеверди К. «Скерцо»

4-й класс, третий год обучения (1 час в неделю)

По мере усложнения музыкального материала расширяются художественные и технические задачи игры в ансамбле. По окончании третьего года обучения учащиеся должны:

  • в соответствии с годом обучения знать терминологию динамических, агогических, штриховых и аппликатурных обозначений;

  • знать способы преодоления технических трудностей, основы гармонии, жанровые и стилевые особенности изучаемых произведений;

  • уметь читать ноты с листа и самостоятельно разбирать произведения, анализировать форму и фактуру исполняемых пьес, читать и исполнять нотный текст в соответствии с динамическими, агогическими, штриховыми и аппликатурными обозначениями и фразировкой изучаемых пьес;

  • владеть навыками самостоятельной работы над фразировкой, звукоизвлечением, ритмом, динамикой в своей партии.


Примерный репертуарный список


Пьесы для дуэта гитар:

  1. Павлюченко «Канон»

  2. Рюнгрек А. «Кукольный танец»

  3. Старинная французская песенка

  4. Ферро А. «Маленькая тарантелла»

  5. Накада Ё. «Танец дикарей»»

Пьесы для трио гитар:

  1. Аноним «Танец» (17 век, Германия)

  2. М. де Фалья «Мавританская шаль»

  3. Лайе Ж.Б. «Куранта»

  4. Бетховен Л. «Менуэт»

  5. Моцарт В.А. «Вальс» Пер. В. Колосова


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  • развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

  • реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

  • развитие навыка чтения нот с листа;

  • развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;


  • знание репертуара для ансамбля;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся

  • промежуточная аттестация

  • итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

  • качество выполнения предложенных заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Формой промежуточной аттестации являются зачеты. Она может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной и проводится по окончании года.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачетах.

Итоговая аттестация (зачет) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: в 4 классе в соответствии с действующими учебными планами.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, выставляется оценка по пятибалльной шкале:



Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние -старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Нотная литература для ансамблей аккордеонистов, баянистов

  1. Лавренев И.Н. Музицируем вдвоем. Обработки популярных мелодий для дуэта гитар. Младшие классы. Красноярск-2005.

  2. Ансамбли шестиструнных гитар. Сост. И аранж. В. Калинин.

  3. Ансамбли шестиструнных гитар. 2-5 классы музыкальных школ. Вып.2 Сост. В. Колосов. Москва «Престо» 1999г.

  4. Дауленд Д. Три пьесы для гитары. Для трех гитар Транск. С. Ильина.

  5. Дуэты для классических гитар. Пер. и ред. А. Людоговского. «Композитор» 2000г.

  6. Орлов А.К. Гитара в ансамблях. Новосибирск. «Нонпарель» 2002г.

  7. Тетрадь юного гитариста. Учебное пособие для ДМШ и ДШИ.Сост. В. Калинин Новосибирск-2002г.

  8. Хрестоматия юного гитариста. Для учащихся 1-3 классов ДМШ. Сост. О. Зубченко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.

  9. Шестиструнная гитара. 3-4 класс. Состю В.В. Гуркин. Ростов-на-Дону 1999г.

  10. Диск нот №1 (нотное пособие)

Методическая литература

  1. Бернацкий В.В. Гитара для начинающих Новосибирск 1998г.

  2. А. Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре. Москва. 1999г

  3. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. 1ч. Московский центр содействия развитию искусства. «Тоника» 1991г.

  4. Школа игры на шестиструнной гитаре. А.В. Катанский, В.М. Катанский Москва 2003г

  5. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Каркасси. Москва 2002г.

  6. Дункан Ч. И. Искусство игры на классической гитаре. Перевод П. Ивачев. 1988г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!