СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика в задачах» Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы – ознакомительный Возраст обучающихся 11-13 лет, Срок реализации -1год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В связи с тем, что текстовые задачи являются важным средством обучения математике, поэтому с их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика в задачах» Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы – ознакомительный Возраст обучающихся 11-13 лет, Срок реализации -1год»

12


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2122


Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа№2122

от ___________________ 20___ года

Протокол №____________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №2122

________________А.Ю.Шурухина

Приказ №______ от_________20_




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Математика в задачах»

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы – ознакомительный

Возраст обучающихся 11-13 лет,

Срок реализации -1год






Автор-составитель программы:

Локтева Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования









Москва-2016




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ:


Программа реализуется с 2016 года

По программе работают педагоги:

  1. Локтева С.В.


Содержание:

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность

  2. Цели и задачи программы

  3. Отличительные особенности программы

  4. Категория обучающихся по программе

  5. Срок реализации программы

  6. Формы и режим занятий

  7. Прогнозируемые результаты программы

  8. Механизм выявления образовательных результатов программы

  9. Формы подведения итогов реализации программы

  10. Учебно-тематический план

  11. Примерный календарно-тематический план

  12. Содержание учебно-тематического плана

  13. Список литературы














пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

В связи с тем, что текстовые задачи являются важным средством обучения математике, поэтому с их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

Цель и задачи программы

Цель программы – развитие математических способностей учащихся и их подготовка к изучению математики на более высоком уровне.
Курс направлен:
1. систематизировать знания по решению текстовых задач;
2. формировать независимость, гибкость и критичность мышления;
3. Формировать умение анализировать текст, выделять главное, составлять план решения.

Задачи программы:

задачи в обучении:

познакомить с основными понятиями, терминами и определениями ; научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира;

расширить знакомство учащихся с различными видами практико-ориентированных задач на «движение», «работу», «числа», использовать схематические рисунки к решению задач, составлять математическую модель текстовой задачи, научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации.

задачи в развитии:

развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению,

развивать умение анализировать текст, выделять главное, переводить текстовую задачу на математический язык.

задачи в воспитании:

воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитывать самостоятельность в рассуждениях, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь, аргументировать свою позицию и координировать ее в соответствии с ситуацией.

Отличительные особенности (новизна) программы:

Программа направлена на решение практико-ориентированных задач , связь решения и результата решения задач с жизнью.

Категория обучающихся по программе: возраст учащихся 11-13лет

Срок реализации программы: 8 месяцев, количество учебных часов-35

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– очная аудиторная, групповая.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1часу.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:


Предметные результаты

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- Овладение первоначальными знаниями в решении текстовых задач.

- Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов

 В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
- типы текстовых задач;
- способы решения текстовых задач.


Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

-Умение кратко излагать способы решения задач, читать и зарисовывать модель задачи: схему, чертеж, записать решение и ответ задачи;

- Практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер в рамках решения текстовых задач.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Уметь:
- исследовать текстовые задачи;
- записывать краткое условие задачи, соотносить текст задачи с рисунком;
- выбирать способ решения для данной текстовой задачи;
- решать простейшие текстовые задачи;



Личностные результаты:

Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):

- активность при решении задач;

- самостоятельность, организованность, коммуникативность, взаимопомощь;

- интерес к изучаемому


Программные требования к уровню развития:

- Развитие способности анализировать текст и решение задачи.


Метапредметные результаты:

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Общепознавательные:

Общеучебные:

использовать общие приёмы решения задач;

ориентироваться в разнообразии способов решения задач,

выбирать наиболее эффективные способы решения задач, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Логические:

построение распознавания объектов, выделения существенных признаков;

рассуждения, обобщение

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Текущий контроль.

Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения: письменные - практическая работа, самостоятельная работа, математический диктант.

Итоговый контроль.

Формы контрольных занятий в конце учебного года:

презентации

Критерии оценки учебных результатов программы

Оценка письменной работы при решении текстовых задач

Оценка «5» ставится в том случае, когда задача решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения.

Оценка «4» ставится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена 1 негрубая ошибка или 2-3 недочета.

Оценка «3» ставится в том случае, если ход решения правильный, но допущены:

а) 1 грубая ошибка и не более 1 негрубой;

б) 1 грубая ошибка и не более 2 недочетов;

в) 3-4 негрубые ошибки при отсутствии недочетов;

г) допущено не более 2 негрубых ошибок и 3 недочетов;

д) более 3 недочетов при отсутствии ошибок.

Оценка «2» ставится в том случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка.

Примечание.

.Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие описки или недочета, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии. 2. положительная оценка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объема всей работы

Под недочетами понимаются: негрубые логические ошибки при описании алгоритма; отсутствие пояснений к вводимым обозначениям, используемым формулам; отсутствие обоснований применимости используемых формул и правил; рисунок к решению, на котором отсутствуют используемые при решении задачи величины, и т.д

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты. Грубыми считаются следующие ошибки:

- Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- Незнание наименований единиц измерения - Неумение выделить в ответе главное;

- Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

- Неумение делать выводы и обобщения;

- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

- Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- Нарушение техники безопасности;

- Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. К негрубым ошибкам следует отнести:

- Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

- Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- Неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа

Методы выявления результатов развития: : наблюдение, беседа




Учебный (тематический) план

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика


Тема 1. Текстовые задачи.


29




1


Вводное занятие. Формирование групп. Инструктаж по ТБ.

1

1


Текущий контроль(устный опрос), наблюдение, беседа.

2

Решение задач на составление буквенных выражений

2

1

1

Текущий контроль(творческий отчет), наблюдение, беседа.

3

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания


3

1

2

Текущий контроль(матем диктант), наблюдение, беседа.

4

Задачи на движение по суше

3

1

2

Текущий контроль(с.р), наблюдение, беседа.

5

 Задачи на нахождение части от числа и числа по его части

3

1

2

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

6

Инструктаж по ТБ Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

3

1

2

Текущий контроль (с.р), наблюдение, беседа.

7

Задачи на «работу». 

3

1

2

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

8

Решение нестандартных текстовых задач. 

5

1

4

Текущий контроль (матем диктант), наблюдение, беседа.

9

Разные задачи 

6


5

Текущий контроль (с.р), наблюдение, беседа.

Тема 2. Сложные задачи на движение по реке


6




10

Инструктаж по ТБ Задачи на движение на плоту (в стоячей воде)

2

1

1

Текущий контроль(обуч с.р), наблюдение, беседа.

11

Задачи на движение по течению реки, против течения реки

3

1

2

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

12

Итоговое занятие

1


1

Итоговый контроль, наблюдение, беседа.


Итого

35




Примерный календарно-тематический план

(календарный учебный график)

1 год обучения

№ п/п

Дата

Время

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

Место

Форма контроля

проведения занятия

проведения занятия

1 неделя (1период)

1.

05.10.16

15-16

Вводное занятие. Формирование групп. Инструктаж по ТБ.

1

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль(устный опрос), наблюдение, беседа.

2,3 неделя (1 период)

2.

12,19

15-16

Решение задач на составление буквенных выражений

2

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль(творческий отчет), наблюдение, беседа.

4,5,6 неделя (1и каникулярный период)

3.

26,02.11.16

09.

15-16

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания


3

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль(пр.раб), наблюдение, беседа.

7,8,9 неделя (2период)

4

16,23,30

15-16

Задачи на движение по суше

3

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль(с.р), наблюдение, беседа.

10,11,12 неделя (3 и каникулярный период)

5

07.12.16

14,21

15-16

 Задачи на нахождение части от числа и числа по его части

3

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

13,14,15 неделя (3 период)

6

28,04.01.17

11

15-16

Инструктаж по ТБ,Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

3

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль (с.р), наблюдение, беседа.

16,17,18 неделя (4 и каникулярный период)

7

18,25,01.02.17


15-16

Задачи на «работу». 

3

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

19,20,21,22,23 недели (4период)

8

08,15,22,

01.03.17

08

15-16

Решение нестандартных текстовых задач. 

5

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

24,25,26,27,28,29 недели (каникулярный и 5 период)

9

15,22,29

05.04.17

12,19

15-16

,Разные задачи 

6

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль (с.р), наблюдение, беседа.

30,31 неделя (6 период)

10

26,03.05.17


15-16

Инструктаж по ТБ Задачи на движение на плоту (в стоячей воде)

2

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль(обуч с.р), наблюдение, беседа.

32,33,34 неделя (6 период)

11

10,17,24

15-16

Задачи на движение по течению реки, против течения реки

3

Работа в группе

аудитория

Текущий контроль (пр.раб), наблюдение, беседа.

35 неделя (6 период)

12

31.05.17

15-16

Итоговое занятие

1

Работа в группе

аудитория

Итоговый контроль,(презентации) наблюдение, беседа.

Содержание курса.

Тема 1. Текстовые задачи.

Вводное занятие. Формирование групп. Инструктаж по ТБ.

-Решение задач на составление буквенных выражений

- Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

-Задачи на движение. 
В начале занятия рассмотреть:
основные компоненты этого типа задач (время, скорость, расстояние);

зависимость между этими величинами в формулах;
план решения задач на движение (заполнение таблицы);
обратить внимание на особенности при различных видах движения.

Затем рассматриваем решение задач этого типа.
- Задачи на нахождение части от числа и числа по его части
Следует заметить, что задачи этого раздела входят как составная часть в решение других типовых задач. При решении задач данного типа предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.
Важно, чтобы каждый ученик смог самостоятельно выбрать свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный.
- Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

- Задачи на совместную работу.
Основными компонентами задач этого типа являются:
работа, время, производительность труда. Эти компоненты связаны между собой равенством N.
К задачам на работу относятся и задачи на «бассейны».
- Решение нестандартных текстовых задач.
Исключение невозможных значений, подбор ответа, рекомендации по решению нестандартных задач, задачи на «числа».

- Разные задачи. Предлагаются для решения различные задач ( в т. ч. – геометрические)

Тема 2. Сложные задачи на движение по реке




Список литературы

Список использованной литературы:

  • Сборники задач и упражнений по математике для 5, 6 классы. Авт.: В. Г. Гамбарин,

  • Занятия математического кружка. 5 класс. Автор Е.Л. Мардахаева

  • Сборник практических задач: . автор: Выговская В.В.. издательство: М.: Вако, 2012 год.

  • «Математический кружок» автор:А.В.Спивак , М.: 2003г

Список литературы для педагога:

  • Сборники задач и упражнений по математике для 5, 6 классы. Авт.: В. Г. Гамбарин,

  • Занятия математического кружка. 5 класс. Автор Е.Л. Мардахаева

  • Сборник практических задач: . автор: Выговская В.В.. издательство: М.: Вако, 2012 год.

  • «Математический кружок» автор:А.В.Спивак , М.: 2003г

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  • Сборники задач и упражнений по математике для 5, 6 классы. Авт.: В. Г. Гамбарин,

  • Занятия математического кружка. 5 класс. Автор Е.Л. Мардахаева

  • Сборник практических задач: . автор: Выговская В.В.. издательство: М.: Вако, 2012 год.

  • «Математический кружок» автор:А.В.Спивак , М.: 2003г

Интернет-сайты:

Министерство образования РФ: http://www.inforrnika.ru/; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru Тестирование online: 5 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!