СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цвето-игровая экология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Раздел № 1 «Ко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

                     

 

     

 

        

 

 

  

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цвето-игровая экология»»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Районный детский экологический центр»



Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МКУ ДО РДЭЦ

от 13.09.2016г. _________И.А. Серяк

Протокол №1 Приказ №33 от 13.09.2016г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Цвето-игровая экология»



Возраст обучающихся: 5,5 - 6 лет

Срок реализации: 1год



Автор-составитель:

Мирошникова Людмила Федоровна, педагог

дополнительного образования





















г. Светлоград, 2016г.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».

    1. Пояснительная записка


У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить?


Программа «Цвето-игровая экология» естественнонаучной направленности закладывает базу экологического мировоззрения дошкольников и базу для формирования у них начал экологической культуры.

Она необходима в настоящее время, когда наблюдается дефицит экологического сознания и экологической культуры, являющийся одной из основных причин обострения современных экологических проблем.

Формирование экологического сознания, экологической культуры - это процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека.

Опыт педагогов, воспитателей показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий успешно усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся на эмоциональном уровне в доступной, увлекательной форме и если учитывается неоднородность отношения разных детей к миру природы: преобладание познавательного, эстетического или гуманистического компонента.

Данная программа имеет ряд особенностей:

Во-первых, особенностью программы является то, что она учитывает имеющееся у детей преобладание познавательной, эстетической или гуманистической направленностей в отношении к миру природы, миру вещей, людям и себе. Поэтому в процессе обучения используется дифференцированный подход и принципы развивающего обучения, которые позволяют развивать разные виды отношений детей к природе.

Во-вторых, она максимально использует игру, являющуюся ведущей деятельностью в жизни детей дошкольного возраста и обязательный спутник детских игр - игрушки (готовые, полуготовые, игрушки-

материал). На каждом занятии предполагается использовать различные экологические игры (подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, иллюстративные, творческие), игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом, что позволяет сделать процесс получения новой информации увлекательным и интересным, пережить ее, донести до других, испытать положительные эмоции - интерес, радость, чувство удовлетворенности, что значительно облегчает, активизирует обучение и экологическое воспитание дошкольников.

В-третьих, данная программа использует естественную потребность детей этого возраста отображать окружающий мир в рисунках, в цвете. Поэтому почти на каждом занятии они имеют возможность средствами изобразительного искусства или закрепить полученные знания, или выразить свое особое цветовое видение природы, природных явлений.

В-четвертых, особенность этой программы состоит в возможности не только усваивать теоретические знания, но и приобретать простейшие навыки: делать что-то своими руками и с помощью родителей, развивать свои творческие способности. Поэтому большинство занятий строится на различных видах деятельности.

В-пятых, программный материал распределен с учетом времени года. Проводятся сезонные экскурсии в знакомое детям природное окружение, что позволяет развивать умение наблюдать и сравнивать. Итоги пройденного подводятся на обобщающем занятии – сезонном празднике.

Программа предназначена для работы с детьми от 5,5 до 6 - ти летнего возраста, готовящимися к школе в организации дополнительного образования детей, и может быть использована воспитателями для работы с детьми подготовительной группы в дошкольном учреждении. Дети этого возраста уже готовы овладеть осознанно правильным отношением к объектам ближайшего природного окружения, с которыми они вступают в контакт. Природная и общественная среда, в которой они живут, являются основными источниками их впечатлений. При этом краеведческий материал становится основой для понимания детьми своеобразия далеких краев и стран и воспитывает патриотические чувства детей - любовь к родным местам, к своей малой родине. Затрагивают эмоции дошкольников, вызывают их радостные переживания прежде всего игровые методы и непосредственное общение с природой (экскурсии, наблюдения в природе и в живом уголке), отражение природы в творческих работах (рисунках, поделках).

Для освоения программы «Цвето-игровая экология» необходимо 32 учебных часа в течение одного учебного года.

Форма обучения - очная. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом комплексной учебной группы по подготовке детей к школе «Жаворонок» в каждой из четырех сформированных одновозрастных групп учащихся (не более 10 человек в группе), состав группы - постоянный. Возможно по желанию родителей (законных представителей) индивидуальное обучение по программе.

Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия – 30 минут. В каникулярное время, предусмотренное для учащихся младшего школьного возраста и КУГПДШ, с учащимися по программе всем составом проводятся досуговые, оздоровительные, природоохранные массовые мероприятия и индивидуально - подготовка к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах.

1.2. Цель и задачи программы

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цвето-игровая экология» - заложить основы экологически ориентированного сознания и экологической культуры; стимулировать детей к познанию природы и ее отражению в творчестве через игровую деятельность и использование цвета.

Задачи программы:

  • дать элементарные экологические знания о природе во всем ее многообразии и особенностях природы родного края;

  • сформировать элементарные экологические понятия, основы и навыки правильного поведения в природе;

  • познакомить с животным и растительным миром Ставропольского края;

  • развивать любознательность, познавательный интерес к животным и растениям, творческие способности.

  • развивать умение видеть, отображать и ценить разноцветие и красоту природы;

  • воспитывать бережное, заботливое отношение к природным объектам и к природе в целом;

  • воспитывать любовь к природе;

  • углублять нравственные и эстетические чувства детей.

1.3.Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы занятия

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу.

Планета Земля - наш общий дом. Мы на одной живем планете.

1

0,5

0,5

Устный опрос, игровые упражнения

2

Связи живых организмов друг с другом.

1

0,5

0,5

игровое упражнение, самостоятельная работа

3

Сезонная экскурсия: разноцветная природа (ранняя осень).

1

0

1

контрольные задания в занимательной форме (подвижные игры)

4

Солнце и волшебная радуга.

1

0,5

0,5

игровое упражнение «Собери радугу», опрос

5

Строение растений и места их обитания.

1

0,5

0,5

игровые упражнения «Где чей дом» и «Собери растение»

6.

Осенние листья.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности-рисунка

7.

Разноцветные плоды растений вокруг нас.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности-аппликации

8.

Сезонный праздник: разноцветная осень.

1

0

1

контрольные задания в занимательнойной форме, игровые упражнения

9.

Сезонная экскурсия: разноцветная природа (поздняя осень).

1

0

1

анализ продукта деятельности-рисунка на тему: «Поздняя осень»

10.

Смена времен года.

1

0,5

0,5

упражнение, опрос

11.

Подготовка животных к зиме.

1

0,5

0,5

опрос

12.

Зимовка домашних животных.

1

0,5

0,5

интервью

13.

Птицы.

1

0,5

0,5

опрос, игровые упражнения

14.

Птицы зимой.

1

0,5

0,5

опрос, игровые упражнения

15.

Как помочь птицам зимой.

1

0,5

0,5

упражнение, опрос

16.

Деревья зимой. Кора деревьев.

1

0,5

0,5

опрос, игровые упражнения

17.

Сезонная экскурсия: разноцветная зима.

1

0

1

самостоятельная работа, упражнения

18.

Цветные мхи и лишайники.

1

0,5

0,5

опрос

19.

Обитатели нашего зимнего леса.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности-поделки из пластилина

20.

Мир и цвет комнатных растений.

1

0,5

0,5

опрос, игровое упражнение, анализ продукта деятельности-рисунка

21.

Сезонный праздник: разноцветная зима.

1

0

1

контрольные познавательные задачи, опрос, анализ продукта деятельности-аппликации или рисунка на тему: «Мой подарок зиме».

22.

Смена времени года. Весна.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности - рисунка на тему: «Весенний пейзаж».

23.

Первоцветы.

1

0,5

0,5

опрос, игровое упражнение, анализ продукта деятельности-рисунка букета весенних цветов

24.

Растительные краски (пасхальное занятие).

1

0,5

0,5

игровое упражнение, анализ продукта деятельности-писанки, крашенки

25.

Птичьи хлопоты.

1

0,5

0,5

опрос, контрольные задачи и задания

26.

Обитатели весеннего леса и сада. Насекомые.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности-рисунка насекомого

27.

День Земли.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности-экологического плаката

28.

Путешествие по Красным книгам РФ и Ставропольского края. Растения.

1

0,5

0,5

опрос, игровое упражнение «Узнай и назови меня»

29.

Путешествие по Красным книгам РФ и Ставропольского края. Животные.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности- мини Красной книги своей местности

30

Сезонный праздник: разноцветная весна.

1

0

1

контрольные задания в занимательнойной форме, игровые упражнения

31.

Занятие любования цветущей веткой.

1

0,5

0,5

опрос, анализ продукта деятельности- открытки

32.

Экологический праздник.

Разноцветные времена года: осень, зима, весна, лето.

1

0

1

игровые упражнения, задания в занимательнойной форме

Итого:

32

12,5

19,5


Содержание учебного плана

Вводное занятие. Тема №1: «Введение в программу. Планета Земля - наш общий дом. Мы на одной живем планете».

Теория: Понятия «адрес», «планета», «глобус», «звезда», «живые организмы», «экология», «космонавт». Строение Солнечной системы: заочное путешествие по Солнечной системе, знакомство с ее «жителями»- планетами. Выяснение, для кого Земля является общим домом (для человека, растений, животных). Главное отличие человека от других живых организмов.

Практика: Обсуждение стихотворения про адреса (Приложение №1). Знакомство с адресами проживания друг друга (упражнение «Я живу по адресу»), игровое упражнение «Я – планета», игра «Растение или животное».

Тема №2: " Связи живых организмов друг с другом".

Теория: Понятия о связях живых организмов (один живой организм - пища для другого - пищевая связь, один живой организм-место жизни для другого), о пищевой цепи, или пищевой цепочке, энергии. Простые и сложные пищевые цепи. Последствия нарушений существующих связей в природе.

Практика: Дидактическая игра «Живая или неживая природа». Поиск связей между разными живыми организмами: деревья, белки, совы, жуки- короеды, грибы-трутовики; трава, мыши, лисы, зайцы, ежи, ужи. Освоение навыков построения пищевых цепочек по содержанию стихотворения (Приложение №2) и по картинкам с изображениями растений, животных и человека. Демонстрация детьми связи между живыми организмами «В едином круге».

Тема №3: « Сезонная экскурсия: разноцветная природа (ранняя осень)». Практика: Наблюдение за разноцветной осенью, живыми организмами на участке двора центра при соблюдении правил поведения в природе (приложение №3). Освоение умений определять цвета, их оттенки; делать выводы о многоцветии природы и природных объектов, о зеленом цвете, как цвете жизни, об изменении зеленого цвета растений осенью, о существовании зеленого цвета во все времена года. Определение оттенков зеленого цвета. Определение древесных растений по листьям. Узнавание известных живых организмов и первое знакомство с незнакомцами: с растениями и животными ближайшего природного окружения. Игровое упражнение «Кто быстрее найдет дерево?». Подвижная игра «Найди пару».

Тема №4: «Солнце и волшебная радуга».

Теория: Понятия рассеивание света, призма, смешивание цветов, радуга. Свойства звезды-Солнца, солнечного луча. Цвета радуги. Словесная подсказка для запоминания цветов радуги.

Практика: Раскрашивание разноцветной радуги. Подвижная игра «Мы - цвета радуги».

Тема №5: «Строение растений и места их обитания».

Теория: Понятия растения леса (лесные деревья, кустарники, травы), степные растения, водные растения, среда обитания. Представление о строении растения: корень, стебель, лист, цветок. Среды обитания растений: воздушно-наземная, водная, почва. Особенности строения кувшинки белой и ряски малой в связи с водной средой обитания. Сбор букетов из растений. Местообитания тополя, ковыля, виктории-регии. Отличия растений леса, степи и водных растений. Цветовые отличия.

Практика: Заочное путешествие по лесу, степи, реке. Рассматривание живых травянистых растений, их частей; определение цветовых различий. Рассматривание гербарных образцов растений цветных иллюстраций, слайдов древесных, кустарниковых и цветочно-декоративных растений. Работа с мнемотаблицей «Строение растения». Изображение схемы строения растения в рабочей тетради. Отгадывание загадок о растениях. Игра «Путаница».

Тема №6: «Осенние листья».

Теория: Понятие о листопаде. Начальные представления о подготовке растений к зиме. Многообразие и разнообразие листьев растений. Строение листа (листовая пластинка, черешок, разноцветные зернышки).

Практика: Подвижная игра «Мы - осенние листочки» (Приложение №4). Самостоятельная работа с трафаретом, раскрашивание осенних листьев.

Тема №7: «Разноцветные плоды растений вокруг нас».

Теория: Понятия о плодах и семенах. Родители-дети. Дети - плоды всего живого, их разнообразие и многообразие. Образование после цветения цветов плодов. Созревание внутри плодов семян - будущих растений. Разнообразие семян. Использование разноцветных семян и плодов для поделок.

Практика: Интеллектуальная игра в лото «Разноцветные плоды». Определение принадлежности семян растениям. Изготовление поделки из плодов и семян.

Тема №8: «Сезонный праздник: разноцветная осень».

Практика: Ответы детей на вопросы Экопочемучки. Выполнение заданий на закрепление понятий: экология, живые организмы, планета, глобус, звезда, пищевая цепочка, части растения, радуга, среда обитания, листопад, плод, семена, разноцветие листьев и плодов. Отгадывание загадок. Работа с мнемотаблицей «Строение растения». Игровые и проблемно-поисковые упражнения. Словесная игра.

Тема №9: «Сезонная экскурсия: разноцветная природа (поздняя осень)». Практика: Самостоятельные наблюдения над изменением осенней цветовой гаммы и состава живых организмов (исчезновение ярких цветов, некоторых животных), над приспособлениями семян к распространению. Сравнивание состояния природных объектов вовремя ранней и поздней осени.

Сбор семян с помощью плюшевой игрушки. Игры на восприятие природы «Найди дерево по описанию», «Посмотри на небо: везде ли оно одинакового цвета?». Выполнение рисунка на тему: «Поздняя осень».

Тема №10: «Смена времен года»

Теория: Понятие о закономерности смены времен года. Смена условий существования в разных средах обитания для всех живых организмов, кроме живущих внутри других организмов, при смене времен года. Причина смены времен года. Основные признаки времен года.

Практика: Просмотр развивающего мультфильма «Уроки тетушки Совы- времена года» и мультфильма «Фиксики - вращение Земли».

Обсуждение басни И.А Крылова «Стрекоза и муравей» (Приложение №5). Дидактическая игра «Когда это бывает: весной, летом, осенью, зимой?». Игра «Солнце-земля». Решение познавательных задач. Рассматривание репродукций картин с пейзажами разных времен года. Подбор цветовой гаммы разных времен года. Словесная игра «Кто знает, пусть продолжает». Прослушивание стихов Н.Рыленко (Приложение №6).

Тема №11: «Подготовка животных к зиме»

Теория: Понятие о необходимости приспособления живых организмов для выживания в разных условиях существования. Введение понятий «перелетные птицы», «зимующие птицы». Подготовка людей к зиме. Способы подготовки диких животных к зиме (избегание, укрытие, приспособление). Примеры подготовки к зиме зайца, песца, белки, хомяка, медведя, сусликов, мух, ос, летучих мышей.

Практика: Игра в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Решение задачи: «Что нужно зайцу для того, чтобы выжить зимой?». Самостоятельная работа в тетрадях: обводка силуэтов зайцев и ели, обозначение цветом летнего и зимнего зайца, рисунком - корма зайца в летний и зимний период.

Тема №12: «Зимовка домашних животных».

Теория: Понятие о принадлежности животных к домашним животным. Парад домашних животных (кошка, собака, куры, корова, лошадь, коза, овца, утка, гуси и др.). Подготовка человеком зимовки домашних животных: утепление помещений, заготовка кормов. Домашние животные, живущие в городской квартире (декоративные птицы, аквариумные рыбки, хомяки, морские свинки), их значение для человека. Уход.

Практика: Обсуждение рассказа-сказки старого кота (Приложение№7), лежащего на печи. Обсуждение проблемы брошенных домашних животных. Игра – превращение с имитацией движений домашних животных. Рассказ «по кругу» о своем любимом домашнем животном и заботе о нем. Рисование портрета своего домашнего животного. Возможна доработка или выполнениепортрета дома с помощью родителей.

Тема №13: «Птицы».

Теория: Знакомство со строением тела птицы (голова; туловище, покрытое перьями; хвост; клюв; крылья; ноги с пальцами и когтями). Разнообразие и разноцветность птиц (синицы, воробьи, лебеди, снегири, дятлы, вороны, журавли, сороки, грачи). Самые-самые разные птицы: большие, маленькие, быстрые.

Практика: Определение птиц по внешнему виду среди других животных. Сбор фигур птиц из разных частей. Пантомима. Игра-шутка (Приложение №8) Подвижные игры: «Не все птицы летают одинаково», «Перышки».

Тема №14: Птицы зимой.

Теория: Избегание птицами неблагоприятных зимних условий (голод и холод зимы). Перелеты птиц (скворцы, журавли, ласточки, жаворонки полевые) в дальние края. Особенности жизни зимующих птиц (синиц, воробьев, снегирей, ворон, грачей, дятлов, жаворонка хохлатого) нашей местности.

Практика: Игра «Птицы». Рисование по шаблонам «портретов» зимующих птиц, их раскрашивание, вырезание и размещение на «зимнем» дереве. Отгадывание загадок (Приложение №9). Игра-физминутка «Синица» (Приложение №10).

Тема №15: «Как помочь птицам зимой».

Теория: Приспособление птиц к самостоятельной добыче корма, которого зимой мало. Необходимость помощи зимующим птицам. Знакомство с различными типами кормушек (Приложение №11 Виды кормушек), демонстрация изготовления простейших кормушек. Птичье меню. Правила подкормки.

Практика: Приготовление кормовой смеси, наполнение ею кормушек, развешивание на деревьях. Сюжетно-ролевая игра «Экологическая почта» (сочинение коллективного письма - обращения к Человеку от имени птиц с призывом о помощи-подкормке, созданию кормушек, их раздаче всем желающим подкормить птиц).

Тема № 16: «Деревья зимой. Кора деревьев».

Теория: Изменения с деревьями зимой. Введение понятий «листопадные» и «вечнозеленые» растения. Представление листопадных и вечнозеленых растений. Силуэты зимних деревьев (Приложение №12). Роль коры. Кора старых и молодых деревьев. Цвет коры.

Практика: Распознавание деревьев своей местности по зимним веточкам; рисование силуэта зимнего дерева; тактильное знакомство с корой разных деревьев; изготовление или рисование коры.

Тема №17: «Сезонная экскурсия: разноцветная зима».

Практика: Созерцание белого цвета. Определение зимней цветовой гаммы. Распознавание деревьев по их силуэтам; рассматривание коры зимних деревьев. Хороводная игра вокруг дерева (Приложение №13). Подкормка птиц с применением правил подкормки. Физкультминутка "Зайка" (Приложение №14). Сбор сломанных веток, нахождение с помощью педагога образцов незнакомых мини – растений (мхов и лишайников). Выполнение правил безопасного поведения на зимней экскурсии.

Тема№18: «Цветные мхи и лишайники».

Теория: Особенности вечнозеленых растений леса: елей, сосен, туй. Другие зеленые растения зимнего леса, сада: таинственные мини-растения-загадки – мхи и лишайники, их места обитания, значение для человека и в природе. Жизнь мхов и лишайников зимой. Связь друг с другом деревьев, мхов и лишайников.

Практика: Рассматривание под лупой гербарных образцов и живых объектов мхов и лишайников. Определение оттенков зеленого цвета и других цветов мхов и лишайников. Зарисовка мха и лишайника в тетради.

Тема №19: «Обитатели нашего зимнего леса».

Теория: Зимний лес и его жители. Различие лесных животных по размеру. Представители больших, небольших (средних) и маленьких жителей лесов Ставрополья. Их места проживания, пища. Лесные животные, ведущие зимой скрытый образ жизни. Зависимость диких животных от сезонных изменений в природе. Подготовка к зиме лесных обитателей. Обсуждение способов зимовок зайца, лисы, кабана, ежа, мыши, сороки, совы, муравьев. Жизнь в трудное зимнее время дятла, лисы, волка, зайца.

Практика: Лепка животных из разноцветного пластилина по их изображениям на картинках. Моделирование зимнего леса.

Тема №20: «Мир и цвет комнатных растений».

Теория: Знакомство с разными комнатными растениями: кактусами, лианами, колеусом, хлорофитумом, аспарагусом (краткое описание внешнего вида и сообщение об их родине с разными условиями) при показе коллекции или при посещении теплицы. Особенности ухода за ними. Особенности листьев, принадлежащих этим растениям. Цветовое разнообразие комнатных растений.

Практика: Рассматривание комнатных растений. Выбор наиболее понравившегося растения. Присматривание и прислушивание к нему. Зарисовка любимого комнатного растения. Игровое упражнение "Какие листья принадлежат какому растению". Игра « Я садовником родился…».

Тема № 21: «Сезонный праздник: разноцветная зима».

Практика: Созерцание красоты зимних пейзажей на фото и репродукциях картин русских художников: Л. Бродской "Русская зима", Н. П. Крымова «Зимний вечер", И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" и др. под чтение стихов (Приложение №15). Демонстрация детьми знаний по «зимним темам». Решение познавательных задач и беседа по темам: приметы зимы, типичные зимние явления природы. Изменения с растениями. Их причины. Растения, не изменившие свой цвет. Путешествие по зимнему лесу. Спящие и активные звери. Причины изменения ими своего образа жизни и поведения зимой. Отгадывание загадок. Причина перелета птиц. Как можно им помочь? Конкурс - игра на звание лучшего садовника. Аппликация или рисунок на тему зимы «Мой подарок зиме».

Тема №22: « Смена времен года. Весна».

Теория: Признаки, по которым люди узнают о приходе весны. Изменения, происходящие в жизни растений и животных весной. Причины происходящих весенних изменений. Путешествие по весенним месяцам (Приложение №16). Изменение цвета природы.

Практика: Прослушивание и комментирование стихотворения А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...» (Приложение №17). Пальчиковая игра (Приложение №18). Рассматривание репродукций картин и фото с весенними пейзажами. Наблюдение за весенней цветовой гаммой. Рисование весеннего пейзажа.

Тема 23: «Первоцветы»

Теория: Знакомство с первыми цветами, появляющимися весной в нашей местности (гусиный лук, чистяк весенний, мать - и - мачеха, пролеска сибирская, мускари, фиалка душистая, подснежник, первоцвет, медуница) с помощью компьютерной презентации или демонстрации цветных изображений первоцветов с краткой информацией о них (Приложение №19). Причины того, что первоцветы становятся редкими.

Практика: Разучивание стихотворения «Если я сорву цветок…» (Приложение№20). Подвижно-речевая игра (Приложение №21). Рисование букета из весенних цветов. Игра «Да – нет» (Приложение № 22).

Тема №24: Растительные краски (пасхальное занятие).

Теория: Первоначальное значение весеннего праздника плодородия – пасхи. Различные крашенки и писанки. Выявление связи их разнообразия и многоцветия с наличием в природе в это время множества растений. Основные символы и орнаменты для писанок. Краски для раскрашивания яиц. Демонстрация красящих возможностей растений (лука, конского щавеля, можжевельника, березы, зверобоя, черники, ежевики) и их частей. Технология приготовление красок из растений.

Практика: Раскрашивание и расписывание пасхальных яиц (заготовок белых яиц или их плоских моделей).

Тема №25: «Птичьи хлопоты».

Теория: Птицы, прилетающие к нам весной (ласточки, соловей, жаворонок полевой, скворцы). Их поведение и поведение весной зимуюших птиц. Весеннее пение птиц. Способы гнездования и ухода за потомством. Основные птичьи заботы весной. Вторжение в жизнь птиц других живых организмов. Оказание помощи людьми птицам в их весенних хлопотах. Виды искусственных гнездовий. Празднование " Дня птиц".

Практика:

Решение экологических задач (Приложение №23).

Рисование птичьего жилища: искусственного или естественного с кладкой яиц или с птенцами (по выбору детей). Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка старого дуба» (реж. О.Ходатаева, 1948г.), обсуждение поступков мальчика Макара.

Тема №26: «Обитатели весеннего леса и сада. Насекомые».

Теория: Отличительные признаки насекомых: 6 ног и 3 части тела. Многообразие. Отдельные представители насекомых: семиточечная божья коровка, оса, бабочки (белянка, лимонница) муха, комар, пчела, муравьи, жуки, стрекозы. Приносимая польза и наносимый вред.

Практика: Рисование бабочки или другого насекомого по выбору.

Тема №27: «День Земли».

Теория: Знакомство с историей празднования людьми Дня Земли (Приложение №24), с основными экологическими проблемами: загрязнениями воздуха, воды, почвы; исчезновением растений, животных, лесов. Способы поддержки чистоты на своем кусочке планеты. Отличия рисунка от плаката. Роль плаката.

Практика: Рисование своего плаката в защиту Земли.

Тема№28: «Путешествие по Красным книгам РФ и Ставропольского края. Растения».

Теория: Понятие о Красной Книге. Виды Красных книг. Редкие растения, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Ставропольского края (безвременник яркий, подснежник кавказский, пион узколистный, ковыль перистый, тюльпан Шренка, хохлатка, мускари). Редкие растения, произрастающие недалеко от места жительства детей. Причины сокращения их численности.

Практика: Придумывание предупреждающих знаков и их изображение.

Тема №29: «Путешествие по Красным книгам РФ и Ставропольского края. Животные».

Теория: Знакомство с редкими животными, занесенными в Красную книгу РФ (красный волк, амурский тигр, серый кит) и Красную книгу СК (кавказская лесная кошка, розовый пеликан, махаон, жук-носорог, жук-олень, серый журавль, шилоклювка). Редкие животные, живущие недалеко от места жительства детей. Причины сокращения их численности.

Практика: Создание Красной книги животных и растений своей местности (махаон, жук-носорог, жук-олень, серый журавль, шилоклювка, подснежник кавказский, пион узколистный, ковыль перистый, тюльпан Шренка, хохлатка).

Тема №30: «Сезонный праздник-экскурсия: разноцветная весна».

Практика: Созерцание весенних красок. Распознавание деревьев, кустарников, травянистых, цветущих растений; птиц, насекомых. Разгадывание загадок (Приложение №25). Игровые упражнения. Подвижные игры.

Тема №31: «Занятие любования цветущей веткой».

Теория: Японская традиция - весной проводить урок любования цветущей веткой. Способности японцев различать тончайшие оттенки разных цветов и называть эти оттенки своими именами. Многоцветие. Цветовые переходы.

Практика: Изготовление открытки с изображением цветущей ветки.

Тема №32: «Экологический праздник. Разноцветные времена года: осень, зима, весна, лето».

Практика: Ответы на вопросы – задания по темам всей программы, подвижные конкурсы, игры на воздухе (Приложение №26).

Размышления о наступающем разноцветном лете. Творческие посвящения временам года: чтение стихов, загадывание загадок, исполнение детских песен, театрализация экологических ситуаций.

1.4. Планируемые результаты

После завершения обучения по программе дети должны знать:

-основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы,

-животных и растений РФ и Ставропольского края;

должны уметь:

-составлять простейшие пищевые цепи;

- видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разноцветие и красоту в своих творческих работах;

-правильно вести себя в природе;

-бережно, заботливо относиться к отдельным природным объектам и к природе в целом;

У них будут сформированы и развиты учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества: наблюдательность, добросердечность, активность в познании и творчестве.

Метапредметными результатами станет приобретение детьми познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий: понимания информации, представленной в виде рисунков, таблиц; умений сравнивать и группировать природные объекты; умения слушать и слышать педагога, умения участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Они сохранят интерес к дальнейшему изучению экологии, в том числе и через изобразительное и декоративно – прикладное творчество.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

Календарный учебный график (на примере одной группы)

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во ча

сов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

15.09.

2016г.

09.30-10.00


заочное путешествие

1

Введение в программу. Планета Земля - наш общий дом. Мы на одной живем планете.

Учебный кабинет МКУ ДО РДЭЦ

устный опрос, игровые упражнения

2.

сентябрь

22.09.

2016г.

09.30-10.00


традиционное учебное занятие по изучению нового материала

1

Связи живых организмов друг с другом.

Учебный кабинет

игровое упражнение, самостоятельная работа

3.

сентябрь

29.09.

2016г.

09.30-10.00


экскурсионно-игровая

1

Сезонная экскурсия: разноцветная природа (ранняя осень).

Участок двора МКУДО РДЭЦ

контрольные задания в занимательной форме (подвижные игры)

4.

октябрь

06.10.

2016г.

09.30-10.00


традиционное учебное занятие по изучению нового материала

1

Солнце и волшебная радуга.

Учебный кабинет

игровое упражнение «Собери радугу», опрос

5.

октябрь

13.10.

2016г.

09.30-10.00


заочное путешествие

1

Строение растений и места их обитания.

Учебный кабинет

игровые упражнения «Где чей дом» и «Собери растение»

6.

октябрь

20.10.

2016г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие

1

Осенние листья.

Учебный кабинет

опрос, анализ продукта деятельности-рисунка

7.

октябрь

27.10.

2016г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие

1

Разноцветные плоды растений вокруг нас.

Учебный кабинет

опрос, анализ продукта деятельности-аппликации


Осенние каникулы. Участие в воспитательных мероприятиях.

8.

ноябрь

10.11.

2016г.

09.30-10.00


обобщающее занятие

1

Сезонный праздник: разноцветная осень.

Учебный кабинет

контрольные задания в занимательнойной форме, игровые упражнения

9.

ноябрь

17.11.

2016г.

09.30-10.00


экскурсионно-художественная

1

Сезонная экскурсия: разноцветная природа (поздняя осень).

Участок двора МКУДО РДЭЦ

анализ продукта деятельности-рисунка на тему: «Поздняя осень»

10.

ноябрь

24.11.

2016г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие

1

Смена времен года.

учебный кабинет

упражнение, опрос

11.

декабрь

01.12.

2016г.

09.30-10.00


занятие первично-знакомительного типа с использованием наглядности

1

Подготовка животных к зиме.

учебный кабинет

опрос

12.

декабрь

08.12.

2016г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие, использование различных видов деятельности

1

Зимовка домашних животных.

учебный кабинет

интервью

13.

декабрь

15.12.

2016г.

09.30-10.00


первично-знакомительное учебное занятие

1

Птицы.

учебный кабинет

опрос, игровые упражнения

14.

декабрь

22.12.

2016г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие

1

Птицы зимой.

учебный кабинет

опрос, игровые упражнения

15.

декабрь

29.12.

2016г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие с практической работой

1

Как помочь птицам зимой.

учебный кабинет, участок двора МКУ ДО РДЭЦ

упражнение, опрос

16.

январь

12.01.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие

1

Деревья зимой. Кора деревьев.

Учебный кабинет

опрос, игровые упражнения

17.

январь

19.01.

2017г.

09.30-10.00


экскурсия

1

Сезонная экскурсия: разноцветная зима.

Участок двора МКУ ДО РДЭЦ

самостоятельная работа, упражнения

18.

январь

26.01.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное традиционное учебное занятие

1

Цветные мхи и лишайники.

Учебный кабинет

опрос

19.

февраль

02.02.

2017г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие с практической работой

1

Обитатели нашего зимнего леса.

Учебный кабинет

опрос, анализ продукта деятельности-поделки из пластилина

20.

февраль

16.02.

2017г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие с экскурсией в теплицу

1

Мир и цвет комнатных растений.

Учебный кабинет, теплица МКУ ДО РДЭЦ

опрос, игровое упражнение, анализ продукта деятельности-рисунка

21.

март

02.03.

2017г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие с демонстрацией детьми полученных знаний

1

Сезонный праздник: разноцветная зима.

Учебный кабинет

контрольные познавательные задачи, опрос, анализ продукта деятельности-аппликации или рисунка на тему: «Мой подарок зиме».

22.

март

09.03.

2017г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие с путешествием по весенним месяцам и сам. раб.

1

Смена времени года. Весна.

Учебный кабинет

опрос, анализ продукта деятельности - рисунка на тему: «Весенний пейзаж».

23.

март

16.03.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие с наглядностью и сам. работой

1

Первоцветы.

Учебный кабинет

опрос, игровое упражнение, анализ продукта деятельности-рисунка букета весенних цветов

24

март

23.03.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие с практ. работо1

1

Растительные краски (пасхальное занятие).

Учебный кабинет

игровое упражнение, анализ продукта деятельности -писанки, крашенки

25

апрель

06.04.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие с сам. работой

1

Птичьи хлопоты.

Учебный кабинет

опрос, контрольные задачи и задания

26

апрель

13.04.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие

1

Обитатели весеннего леса и сада. Насекомые.

Учебный кабинет, теплица МКУ ДО РДЭЦ

опрос, анализ продукта деятельности-рисунка насекомого

27

апрель

20.04.

2017г

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие с сам. работой

1

День Земли.

Учебный кабинет, теплица МКУ ДО РДЭЦ

опрос, анализ продукта деятельности -экологического плаката

28

апрель

27.04.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие с сам. работой

1

Путешествие по Красным книгам РФ и Ставропольского края. Растения.

Учебный кабинет

опрос, игровое упражнение «Узнай и назови меня»

29

май

04.05.

2017г.

09.30-10.00


первично-ознакомительное учебное занятие с сам. работой

1

Путешествие по Красным книгам РФ и Ставропольского края. Животные.

Учебный кабинет

опрос, анализ продукта деятельности- мини Красной книги своей местности

30

май

11.05.

2017г.

09.30-10.00


экскурсия

1

Сезонный праздник: разноцветная весна.

двор МКУ ДО РДЭЦ

контрольные задания в занимательной форме, игровые упражнения

31

май

18.05.

2017г.

09.30-10.00


комплексное учебное занятие с сам. работой

1

Занятие любования цветущей веткой.

Учебный кабинет

опрос, анализ продукта деятельности- открытки

32

май

25.05.

2017г.

09.30-10.00


комплексное занятие с кокурсно-игровой программой с подведением итогов

1

Экологический праздник.

Разноцветные времена года: осень, зима, весна, лето.

Учебный кабинет, двор МКУ ДО РДЭЦ

игровые упражнения, задания в занимательной форме


2.2.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее:

1.Материально-техническое обеспечение:

-оптимально благоприятные условия в учебном кабинете, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель;

-иллюстративный материал по живой и неживой природе, природе Ставропольского края;

-таблицы «Времена года»;

- набор карточек «Деревья»;

-набор карточек "Жители леса";

- набор цветовых квадратиков;
-наборы картинок-раскрасок «Птицы», «Насекомые»;

-набор рисунков – шаблонов: изображения зимнего силуэта березы, формы листа клена, фигуры зайца;

-глобус;

- лупы;

-макет зимнего леса;

-гербарии мини-растений: мхов и лишайников;

-коллекции семян, плодов и комнатных растений;

-кормушки различного типа;

-образцы коры деревьев;

-фотографии и цветные репродукции с изображением листопадных и вечнозеленых растений в разные времена года;

-карточки с изображением зимних силуэтов березы, сирени, дуба;

-Красные книги РФ и Ставропольского края;

-экологические плакаты;

-цветные карандаши, пластилин, цветная бумага;

-природный материал: семена и плоды растений;

-мнемотаблицы "Строение растения", "Признаки времен года".

2.Информационное обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор;

-ЦОРы: компьютерные презентации на темы: "Первоцветы", «Пасха", "Гнездование птиц", "День Земли", «Насекомые», «Красная книга растений», «Красная книга животных»;

-мультфильм «Сказка старого дуба» (реж. О. Ходатаева, 1948г.);

-развивающий мультфильм «Уроки тетушки Совы- времена года» (реж., )

-мультфильм «Фиксики вращение Земли».

2.3.Формы аттестации.

Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательнойной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.

Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.

Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», «экознайка» и т. д.

Формами подведения итогов на сезонных праздниках могут быть беседы, игры, конкурсы.

В конце изучения программы, на последнем занятии проводится экологический праздник в форме конкурсно - игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) временам года, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов.

Обучающиеся могут продемонстрировать образовательные результаты на итоговом праздничном интегрированном занятии «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» в присутствии родителей, которое готовят все педагоги, работающие в группе. Выставляются творческие работы. Ребята в игровой форме показывают полученные знания по экологии и сформированные навыки правильного поведения в природе.

2.4.Оценочные материалы

При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.

Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей в начале работы, сентябрь)

и итоговой диагностик (май).

Оценка осуществляется по 5-бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;

4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого;

5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):

Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)

Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)

Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)

Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед- опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок, аппликаций.

Обучающиеся КУГПДШ 2016 – 2017 уч. год

ФИО ребенка

Критерии оценки

Итого:

1

2

3

4

5


09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

11

05

1














2














3














ИТОГО:













Высокий уровень (детей / %)













Средний уровень (детей / %)













Низкий уровень (детей / %)













Примечание 09– месяц сентябрь, 05 – месяц май

Критерии оценки:

1. Владение элементарными экологическими понятиями и знаниями.

Знает основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы; знает представителей животного и растительного мира (более 20), животных и растений РФ и Ставропольского края, роль человека в природе; умеет различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Знает строение растений, отличительные признаки насекомых, птиц. Знает экологические праздники: "День птиц", "День Земли".

2. Владение элементарными умениями и навыками.

Составляет простейшие пищевые цепи; видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разнообразие, разноцветие и красоту в своих творческих работах, выполняет познавательные и творческие задания педагога, решать простейшие экологические задачи.

3. Развитие навыков работы и поведения в природе.

Знает основы и владеет навыками правильного поведения в природе( на экскурсии, в походе). Проявляет бережное, заботливое отношение к отдельным природным объектам и к природе в целом.

4. Развитие познавательно-творческой деятельности

Проявляет активность в познании и творчестве, наблюдательность, добросердечность. Сохраняет интерес к изучению экологии через изобразительное и декоративно – прикладное творчество. Активно работает с семенами, плодами, листьями растений. Проявляет интерес к нетрадиционным изобразительным средствам. Умение видеть, отображать и ценить разнообразие, разноцветие и красоту природы.

5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.

Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения.





2.5. Методические материалы

Исходя из психологических особенностей дошкольников, рекомендуется на каждом занятии организовывать и осуществлять совместную познавательную, игровую и творческую деятельность, при которой педагог своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует значимость того, что происходит на глазах у детей. Привлекает к творческому и природоохранному сотрудничеству родителей обучающихся: участие в акциях, в изготовлении поделок, кормушек и искусственных гнездовий для птиц. Экологические занятия по программе могут быть первично-ознакомительного, обобщающего типа и комплексными. Занятия первично-ознакомительного типа посвящены знакомству детей с природными объектами и явлениями, которые нельзя наблюдать в реальности. При этом главным компонентом становится наглядность и важное значение приобретает словесный метод. На занятиях обобщающего типа развивается интеллект, речь, абстрактное мышление. Большинство занятий по программе - комплексные. Они строятся на различных видах деятельности и на них в рамках одной темы решаются разные задачи. Например, при проведении учебного занятия по теме «Обитатели нашего зимнего леса», в первой его части решаются познавательные задачи и развиваются интеллектуальные способности детей: идет закрепление знаний растений и животных своей местности; получение новых знаний о жизни животных в трудное зимнее время. Во второй части занятия они внимательно изучают выставку фотографий и цветных картинок с изображением животных – обитателей местных лесов, всматриваются в их зимние наряды, рассуждают о поведении. Третья часть посвящается художественному творчеству: дети становятся скульпторами: лепят фигурки животных из разноцветного пластилина и размещают их в «зимнем лесу».

Важная роль отводится и экскурсиям. Экскурсия – одна из форм проведения занятий, комплексное мероприятие, которое заранее продумывается, планируется и готовится. На нем кроме познавательных и эстетических, решаются оздоровительные и нравственные задачи. Так вовремя зимней экскурсии на нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: участие в акции по развешиванию кормушек и подкормке птиц. Во время весенней - в акции по защите первоцветов.


2.6. Список используемой литературы.


  1. Барбара Корк. Тайны живой природы. Жизнь растений. М.: РОСМЭН,1997.- С.54-57.

  2. Бианки Виталий. Птичьи разговоры. Рассказы и сказки. Ташкент: Юлдузча, 1987.

  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. Воронеж, 2009.

  4. В мире растений. 2008, №6.

  5. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М.- Ленинград: Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1949.

  6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры, занятия и развлечения с детьми. Ставрополь,1982.

  7. Джейн Эллиот, Колин Кинг. Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 1994.

  8. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва: Педагогика- Пресс,1993.

  9. Иан Уоллес, Роб Хьюм, Рик Моррис. Тайны живой природы. Часть 6. Жизнь птиц. М.: РОСМЭН, 1997.

  10. Красная книга Ставропольского края. Ставрополь, 2002.

  11. Красная книга РСФСР. Животные. / Под редакцией Н.В. Елисеева. М.: Россельхозиздат, 1983. – 454с.

  12. Красная книга РСФСР. Растения. / Под редакцией В. Д. Голованова. М.: Росагропромиздат, 1988. - 591с.

  13. Сохраним для потомков. / Под редакцией В.В Скрипчинского. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1984. – 238с.

  14. Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников. /Под ред. М.В.Медведевой. М.:ЗАО Издательство Икар, 2008.

  15. Шпотова Т.В., Трушкина О.Ю. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями для работ с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /5-7 лет/. Обнинск, 1994.

  16. Я познаю мир. Детская энциклопедия М.: Издательство АСТ, 1998.- С.94-97.


Список рекомендуемой литературы для родителей

  1. Бианки Виталий. Птичьи разговоры. Рассказы и сказки. Ташкент: Юлдузча, 1987.

  2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М.- Ленинград: Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1949.

  3. Гецой П.М. Раскраски для детского сада. Домашние животные. Дикие звери. Овощи. Фрукты. Зоопарк. М.: «Фламинго», 2008.

  4. Джейн Эллиот, Колин Кинг. Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 1994.

  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва: Педагогика- Пресс,1993.

  6. Иан Уоллес, Роб Хьюм, Рик Моррис. Тайны живой природы. Часть 6. Жизнь птиц. М.: РОСМЭН, 1997.

  7. Я познаю мир. Детская энциклопедия М.: Издательство АСТ, 1998.- С.94-97.


Приложения

Стихи про адреса Приложение №1

Был, говорят,

Где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали,

Вдруг - чудеса!

-Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются,

Смотрят кругом:

«Где эта улица?

Где этот дом?»

Ищут водители:

«Где наш гараж?»

Мечутся жители:

«Где наш этаж?»

Все перепуталось,

Все заблудилось!

К счастью, такое

Лишь в сказке случилось.

Мы рассказали

Про это нарочно,

Чтобы проверить

-Знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли

Ты с домом знаком?

Ты нам ответишь:

«Живу я в квартире,

Номер ее - 324

Дом - на Садовой,

Рядом- кино.

Все, что кругом,

Мне знакомо давно»

-Дом на Садовой?...

Этого мало-

Город нам свой назови для начала.

-Город стоит

На широкой реке,

А за рекой

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля...

Понял, дружище?

Вот он какой-

Светлый, прекрасный,

Большой, пребольшой

Мир, где учиться тебе

И расти,

Строить, бороться, искать и найти!

Приложение № 2

Правила поведения в природе

1.Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2.Не повреждай кору деревьев.

3.Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

4.Не рви цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

5.Не сбивай грибы, даже несъедобные, Помни, что грибы очень нужны в природе.

6. Не обрывай паутину и не убивай пауков.

7.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

8.Не разгоняй муравейник.

9.Не лови диких животных и не уноси их домой.

10.Не разоряй птичьи гнезда.

11.Не пробуй на вкус незнакомые ягоды. Они могут оказаться ядовитыми.

12.Не оставляй после себя мусор. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Помни: бумага, брошенная тобой, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка-более 30 лет, полиэтиленовый пакет-200лет, стекло-100лет.

Приложение №3

Подвижная игра «Мы - осенние листочки».

Дети в группах поочередно изображают осенние листья под слова:

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели. (Ходят по комнате, размахивают руками)

Мы летали, мы летали.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок, все уселися в кружок. (Присаживаются на корточки)

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Снова разбегаются, машут руками и присаживаются)

Возможно музыкальное сопровождение.

Приложение №4

Стихи Андрея Усачёва

Встретил я в лесу ежа.

Ёж лежал в лесу, жужжа.

Я спросил ежа:

— Скажите, отчего вы так жужжите?

Ёж сказал:

— Я не жужжу,

После ужина лежу.

Я на ужин съел ужа,

Может, он лежит жужжа.

Я сказал ужу:

— Скажите, отчего вы так жужжите?

Уж в ответ:

— Я не жужжу.

После ужина лежу.

Жабу съел я у болота.

Может, ей жужжать охота.

Жабе я кричу:

— Скажите, отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула ужу:

— И совсем я не жужжу.

Проглотила я жука,

Жук жужжит наверняка.

Все кричат жуку:

— Скажите, отчего вы так жужжите?

— Ну, жужжу, — ответил жук,

-Иждаю нормальный жвук...

Я всегда, когда лежу,

После ужина жужжу!

Басня-сказка И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Приложение №5

Попрыгуньи Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Пег уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

-«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».

-«А так ты...» - «Я без души

Лето целое все пела».

-«Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Пословицы:

Делу время, а потехе - час.

Лето прохлопали, осень протопали,

А тут снег на голову.


Стихи Николая Рыленко: Приложение №6

Все богатство русского пейзажа в полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зеленые весны.

Летний полдень в поволоке зноя, вечер, заглядевшийся в ручей.

Узорочье луговин цветное, теплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада над бездонной синевой озер.

Все это твое, и сердце надо в целый мир влюбить в родной простор.

Приложение №7

Рассказ-сказка старого кота:

«Долгими зимними вечерами лежу беззаботно на теплой печи и сам себе завидую. Мне не надо, как старому Воробью искать на заснеженной улице зернышки; не надо, как зубастому злому Волку рыскать по голому лесу в поисках Зайца или Лисицы. Я всегда сыт и доволен, правда не много ленив. Мне лень иногда даже подойти к миске и попить вкусное молоко».


Приложение №8

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…(дети топают)

Что не правильно?

Дети: Мухи! А мухи кто?

Дети: Насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…(дети топают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи.

Комары, кукушки…(дети топают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи.

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

Загадки о птицах Приложение №9

Маленький мальчишка Черен я пером от роду,

В сером армячишке В поле выбраться люблю

По дворам шныряет, И на радость свекловодам

Крохи собирает. (Воробей) Долгоносиков ловлю. (Грач)


Физминутка «Скачет шустрая синица» Приложение №10

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок. (кружатся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на правой ноге)

Тень – тень – тень. (прыжки на двух ногах)


Приложение №11

Приложение №12




Силуэт березы Силуэт сирени Силуэт дуба




Приложение №13 Хороводная игра вокруг дерева (произношение хором текста вовремя движения по кругу и сопровождение его движениями)

Вот пришла зима-зима, движение вправо;

Зима-зимушка, зима,

Выпал беленький снежок опустить руки, покружиться влево;

Выпал снег холодный (2 раза). покружиться вправо, приседание;

На дорожках снег лежит, подняться, показать, как расстилается снег,

На деревьях снег висит, как висит на деревьях;

Крыши побелели, соединить кисти рук над головой

Вот как побелели (2 раза). и покружиться на месте;

Надо шубки надевать стоя на месте, показать, как

И сапожки обувать. одевают шубы, сапожки;

Стало холодненько! (2 раза). хлопать в ладоши.


Физкультминутка "Зайка" Приложение №14 Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке поднялись,

Как стрелки ушки (указательным и средними разведенными пальцами пока- зываем ушки ).

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываемся).

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся, (скачем, бежим по кругу и петляем, затем на двух ногах- большой прыжок в сторону),

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог (свернулись в клубок).

Приложение №15

Ели надели белые шапки,

Спрятали в варежки колкие лапки.

Тихо стоят под высокой горой,

Елям тепло даже снежной зимой.

"Зимний вечер" Н. П. Крымов
"Первый снег" А. А. Пластов


И. Э. Грабарь "Февральская лазурь"

Л. Бродская. «Морозное утро». Масло. 1957.


"Зимой в лесу" И. Левитан


Стихи Н. Хвостова «Сочельник в лесу»

(минутка отдыха под музыку А.Вивальди «Зима») - релаксация.

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звёзды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лёд кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звёздочкой у ёлки
Светится глава...
Наступает день великий -
Праздник Рождества!

Физкультминутка.

Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу.


Приложение №16 Март – первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». А еще март называют «утром весны», «утром года», «солнечником». О марте неслучайно сложена пословица «То снегом сеет, то солнцем греет» (март- месяц переменчивый). Медведь еще спит, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд; серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца, появляются подснежники - первые весенние цветы.

Апрель – средний месяц зимы, его называют «месяцем живой воды», говорят, что апрель «почками красен» (звонкие ручьи, набухают почки деревьев). Зайцы меняют шубки, вылезают из берлог медведицы с медвежатами, летают бабочки, пчелы, шмели, прилетают жаворонки. Люди празднуют День Птиц. Май – сердце весны. Месяц май – пой да гуляй!

Происходит полная победа Солнца и его тепла над холодом и мраком. В лесу - песни и пляски! Но люди прозвали май «месяцем Ай!» (могут быть заморозки по ночам). А еще его зовут «цветень» и «песенник».

Приложение №17

Стихи Афанасия Фета

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Л. Бродская. «Весенний разлив». Масло. 1979.





Приложение №18

Пальчиковая игра.

Сидят две птички,

маленькие синички,

сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде н высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась –

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась –

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Приложение №19

Подснежник

Подснежник одним из первых извещает о приходе весны. Они похожи на небольшие колокольчики белого цвета. Белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Такое название они получили потому, что начинают расти в феврале под снегом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, эти цветы уже цветут, радуя глаз человека.

Пролеска

В марте на лесной полянке, где снег почти растаял, загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки, похожие на цветки подснежника. Это зацвели пролески (перелески). Назвали так пролеску за то, что растёт она на лесных полянках, опушках – перелесках, где весной снег тает прежде всего. Зацветёт пролеска - увидишь над полянкой первых пчёл.

Мать – и – мачеха

Расцветает мать – и – мачеха ранней весной на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки жёлтого цвета. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти цветки раскрытыми. В пасмурную погоду цветки закрыты. Проходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, снизу покрытые нежным белым пухом. Притронешься к ним, а они тёплые, нежные, как мамины руки. А сверху листья холодные, гладкие – это мачеха. Это лекарственное растение. Пчёлы и шмели собирают пыльцу и нектар с цветов.

Хохлатка

Весной в лесу распускаются пышные цветы хохлаток. Цветки у хохлаток бывают розовато – фиолетового, бледно – жёлтого и белого цветов. Они небольшие, но их много. У каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому назвали это растение хохлатка. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Жужжат возле неё пчёлы и шмели.

Чистяк весенний

У него, как маслом смазанные блестящие желто-зеленые цветки. Они выглядит бодрым, свежим, умытым крепышком.

Гусиный лук

Весной в мае месяце в лесу можно увидеть скромные жёлтые цветки, собранные букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком из земли поднимается один длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковка, что остаётся зимовать. За эту луковку и назвали растение луком. А гусиным назван потому, что это растение – любимое лакомство гусей.

Мышиный гиацинт (мускари)

Встречается на лугах Кавказских минеральных вод. Цветёт в марте. Листья у растения узколинейные, цветок овально-кувшинчатый с отогнутыми белыми зубчиками, имеет светло-синий, голубой иногда белый цвет. Корень – луковица.

Первоцвет

Зацветает позже всех в мае. Цветы собраны в зонтиковые соцветия, состоящие из двух, семи ярко-жёлтых цветков, похожих на связки ключей, расположенных на вершине тонкого стебля. «Ключ-цветок», «Небесные ключики», так зовут его в Германии. Произрастает на лугах, в лесах, горах Ставропольского края. Реликтовый, исчезающий вид. Известен своими целебными свойствами. Древние греки называли его цветком двенадцати богов. Он может исцелять от многих болезней. Листья содержат большое количество витамина С. В Англии и Голландии из листьев первоцвета готовят салаты.

Медуница лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами и вечерами, а медуница не боится низкой температуры. Листья её шершавые, покрытые мелкими волосками. Между волосками воздух, который спасает растение от холода. Медуница получила своё название потому, что в её цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Цветки фиолетовые и синие, голубые и розовые, красные и сиреневые. За это медуницу иногда называют «цветок-букетик», «цветок-светофор». Цветки быстро вянут и не годятся для букета. Это растение имеет ещё одно название «лёгочница». Издавна её применяли для избавления от простуды. Молодые листья содержат витамин С. В Англии медуницу разводят на специальных плантациях для приготовления салатов.

Приложение №20

Стихотворение «Если я сорву цветок…»

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты

Берегите первоцветы-

Весны первые шаги.

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

Приложение №21

Подвижно-речевая игра «Первоцветы».

Вырос маленький подснежник, (дети медленно поднимаются)

Лепесточки распустил. (разводят в парах руки в стороны)

Цветик белый, цветик нежный, (гладят друг друга по плечам)

Он, конечно, очень мил. ( выполняют повороты)

Первоцветы, первоцветы, (держатся за руки, покачивают ими)

Не боятся холодов. вперед-назад, ( качают головой)

Из-под снега прорастают (поднимаются на носочки)

И в лесу, и у домов.



Приложение №22

Игра «Да – нет».


Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет.

Говорите: нет, нет, нет.


Говорила Катя Пете:

«Принеси ты мне букетик!

Я люблю цветы лесные,

Желтые и голубые!»

Это правильный совет? ( Нет, нет, нет)

Если ты в лесу гуляешь,

Кусты и ветки не ломаешь

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши (Да, да, да)

Как-то Марина просила у Светы:

«Ты назови мне все первоцветы».

«Ромашки, тюльпаны и васильки,

Лютики, кашки – вот эти цветы».

Правильный Света дала ей ответ? (Нет, нет, нет)


Если ты не рвешь цветы,

Сажаешь первоцветы,

Наблюдай за ними ты,

Береги при этом!

Если мой совет хороший

Вы похлопайте в ладоши!

(Да, да, да)

Приложение №23

Экологические задачи.

1. Девочка на даче видит, как бабушка уничтожает гусениц. В лесу она тоже начинает убивать гусениц, но папа говорит ей, что этого делать не надо. Почему он так сказал?

2. Дети гуляют в лесу. Они замечают; выпавшего из гнезда птенца. Один мальчик хочет его поднять и положить в гнездо, а другой говорит, что нельзя его трогать. Кто прав?

Приложение №24

22 апреля - Международный день Земли, планеты, на которой мы живем. День напоминания о страшных экологических бедах - катастрофах; день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать для спасения нашего общего дома.

Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.

В этот день 20 миллионов американцев вышли на улицы своих городов, призывая власти к решению экологических проблем. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира.

В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, в различных экологических мероприятиях, фестивалях и акциях.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.


Приложение №25

Загадки о первоцветах:

У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Жёлтые глазочки.
«Мать-и-мачеха»

На верхушке свечи
Висят связкой ключи.
Те ключи не простые,
А литые, золотые.
Их весна заберёт –
Лету дверь отопрёт.
«Первоцвет»

Сквозь сыпучий снег
Он пустил побег.
Золото-цветочки,
Лаковые щёчки,
Под стебель кулачок
Клубеньков тугой пучок.
«Чистяк»

На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь как на ладошке,
Против ветра налегке,
Встал на тонкой ножке
С колокольчиком в руке.

«Подснежник»

Цветочек забавно
Цветёт под осиной.
Был красным недавно
Теперь – уже синий

«Медуница»

Первым вылез из темницы

На лесной проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и очень маленький.

(подснежник)

Загадки о насекомых

Неприметен в чаще леса. Был бы больше и смелее-

Я, малыш, но в нужный час Напугать бы многих мог:

Больше собственного веса Как ни как усы имею

Поднял груз в сто десять раз (муравей). В десять раз длиннее ног (таракан).

Жук, но множество побед я

Одержать за лето смог.

Неспроста в броню одет я

И имею грозный рог (жук-носор

Приложение №26

Игра «Правила поведения в природе»

Будьте внимательны. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «Да» и хлопайте в ладоши. Если плохо, то вы кричите «Нет» и топайте ногами.

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костер, и тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

- Я люблю природу всю, ей я помогаю! (да)

-Молодцы, ребята, все правила знаете.

Подвижные игры-физминутки:

1. «Путешествие»

Дети стоят у своих мест, в соответствии с текстом выполняя движения.

-Мы идем по просёлочной дороге, по разогретой солнцем земле.

(Топают ногами)

Перед нами луг, под ногами мягкая трава.

(Делают ногами скользящие движения)

Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок.

(Растирают ладони)

По деревянному мостику переходим через реку.

(Высоко поднимаем ноги, делаем хлопки под коленками)

Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку.

(Выполняем прыжки на двух ногах)

Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветки.

(Поднимаем руки над головой, покачивают ими)

Перед нами широкая канава.

(Делают большой прыжок)

Справа и слева спелые ягоды, соберём их в подарок Земле.

(Выполняют наклоны вправо – влево, приседания)

Проходим по лугу, заросшем высокой травой.

(Шагают, высоко поднимая колени)

Вот и пришли!


  1. Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Верх на небо посмотрели

И их лучики согрели.

Птички летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ножками потопаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!