СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа по формированию жизнестойкости «Будущее рождается сегодня»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа по формированию жизнестойкости «Будущее рождается сегодня»»

муниципальное казенноеучреждение

дополнительного образования

«Топчихинский «Детско – юношеский центр»














Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа

по формированию жизнестойкости

«Будущее рождается сегодня»






Предназначена для обучающихся 12-15 лет

Срок реализации – 1 года




Составитель:

Ткаченко Светлана Владимировна

педагог - организатор





Топчиха

Содержание


  1. Паспорт программы…………………………………………………………………….......3
  2. Пояснительная записка……………………………………………………………………..4
  3. Учебно-тематический план ………………………...……………………………………..6
  4. Методическое обеспечение программы…………………………………...……………..10
  5. Список литературы…………………………………………………………………….......14





































Паспорт программы

Полное наименование программы

Дополнительная программа общеобразовательная (общеразвивающая) программа


Автор-составитель программы

Ткаченко Светлана Владимировна


География программы

с. Топчиха, Топчихинского района, Алтайского края

Целевые группы

Дети от 12 до 15 лет (состав группы 15-20 человек)

Цель программы

Создать условия для формирования жизнестойкой позиции, раскрытие внутренних ресурсов личности подростков, через привлекательные для них виды деятельности.

Направленность

Социально-педагогическая

Срок реализации

1 год

Тип программы

Модифицированная

Нормативно – правовая бза

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образова­ния детей»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О ме­рах по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О на­циональной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и мето­дической деятельности при реализации общеразвивающих программ в облас­ти искусств»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Россий­ской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнитель­ного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, peг. № 33660);

Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Ал­тайском крае»;

Постановление Администрации Алтайского края от 20.12.2013 №670 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014 – 2020 годы

Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

Устав МКУ ДО «Топчихинский ДЮЦ»




Пояснительная записка


Вовремя сказанное слово

и от сердца сделанное дело

может изменить мир.


Каждый человек стремиться занять достойное место в жизни, чувствовать себя уверенно и защищено в быстро меняющемся мире. Все это возможно благодаря знаниям, личным качествам, способностям, приобретенным и развитым по мере взросления.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для подростков, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода девиантного поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

Актуальность данной программы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку именно она охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

Одним из важных периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Именно поэтому в подростковом возрасте так актуален вопрос социальной поддержки формирования жизнестойкости личности  и ее психологических ресурсов.

Чтобы проанализировать феномен жизнестойкости с точки зрения подростков и их родителей был проведен социальный опрос, в ходе которого  были выделены качества, которые формируют жизнестойкость: гражданственность, социальную активность и адаптацию, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность и креативность. Выявлен интерес подростков к деятельности по формированию этих качеств и получен запрос от родителей. Приложение 1.

Программы по жизнестойкости чаще всего носят психологический, корректирующий характер, но поскольку дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения подростков, а особая образовательная сфера, которая имеет собственные приоритетные направления работы с детьми, то формирование качеств жизнестойкости будет проходить через участие подростков в мероприятиях (проекты, акции, КТД, деловые игры, праздники, шоу и др.) различной направленности, которые формируют устойчивую систему отношений к различным сторонам социальной действительности, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках.

Таким образом, отличительной особенностью и новизной данной программы является то, что она разработана по социальному запросу подростков и родителей, в ходе реализации программы жизнестойкость будет формироваться через технологии дополнительного образования. Программа предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, для родителей разработан план просветительской работы, который определяет не только степень участия родителей в данной деятельности, но и приводит к высокому результату. Приложение 2.

Программа содержит шесть блоков, первый блок информационно – ознакомительный, каждый из последующих предполагает формирование определенного качества личности: гражданственность, социальную активность и адаптацию, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность и креативность.

Практическая значимость программы заключается в том, что сформированная жизнестойкость будет способствовать оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценке, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями, будет помогать подростку выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Педагогической целесообразностью программы  является непросто привлекательная для подростка деятельность по формированию личностных качеств, а развитая жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей в любой жизненной ситуации.

Цель программы: создать условия для формирования жизнестойкой позиции, раскрытие внутренних ресурсов личности подростков, через привлекательные для них виды деятельности.

Задачи:

  1. Развивать компетенции, формирующие универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

  2. Развивать готовность к поиску самостоятельных решений и действиям в ситуациях неопределенности.

  3. Развивать умения управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

  4. Развивать умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение.

  5. Формирование внутренней мотивации деятельности.

  6. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.

  7. Формировать способности соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в обществе.

  8. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).

  9. Приобщать подростка к здоровому образу жизни.

  10. Организовывать и включать подростков в ценностно - значимую для них деятельность.

Программа является многоуровневой, комплексной учебно-образовательной.

По статусной позиции – модифицированная. По направленности деятельности – социально-педагогическая, рассчитанная на возраст детей 12 -15 лет.

Срок реализации программы 1 год. Количество часов - 144 часа.

Частота занятий - 4 часа, в неделю.

Количество групп – 2, 12-13 лет и 14-15 лет.

Количество человек в группе - 10-12.

Ожидаемые результаты

- Формирование жизнеспособности и жизнестойкости подростков в современном социуме. сформированности качеств: высокая адаптивность, уверенность в себе, независимость, самостоятельность суждений, стремление к достижениям, самодостаточность.

- Распространение в подростковой среде культуры здорового образа жизни.

- Привлечение внимания родителей к формированию у подростков жизнестойкости.

- Количественные критерии эффективности реализации программы: увеличение охвата подростков, участвующих в проектах; увеличение количества акций, мероприятий социально-значимой направленности; повышение уровня культуры здорового образа жизни, сокращение негативных (общественно-опасных) проявлений в подростковой среде.

Учебно-тематический план


п\п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Блок 1

Организационно-информационный


22

10

12

1.1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Жизнестойкость: понятие, особенности, принципы деятельности.


4

2

2

1.2

Жизнестойкость – качество жизненного успеха

2


2

1.3

Первичная диагностика личностных особенностей подростков

4

2

2

1.4

Социальное проектирование: структура, обучение создания проекта, разработка, презентация проектов.

4

2

2

1.5

Коллективно – творческое дело: структура, разработка, правила, результат.


4

2

2

1.6

Деловая игра: структура, разработка, правила, результат.


4

2

2

2

Блок 2

Самостоятельность


24

4

20

2.1

Психологический тренинг «Я сам»

4


4

2.2

КТД «Источник настроения»


4

1

3

2.3

КТД «Дар страха»


4

1

3

2.4

Социальный проект «Я могу!»


4

1

3

2.5

Деловая игра «Впереди перемен»


4

1

3

2.6

Большая психологическая игра «По главной улице с оркестром»


4


4

3

Блок 3

Коммуникабельность


24

4

20

3.1

Психологический тренинг «Эффективные коммуникации»

4


4

3.2

КТД «Конференция репортеров»


4

1

3

3.3

Социальный проект «Общение без проблем»


4

1

3

3.4

Социальный проект «Поколения»


4

1

3

3.5

Деловая игра «Дебаты»


4

1

3

3.6

Большая психологическая игра «Умей сказать – нет»

4


4

4

Блок 4

Социальная активность и адаптация


24

4

20

4.1

Психологический тренинг «Легко ли быть подростком»

4


4

4.2

КТД «Время выбрало нас»


4

1

3

4.3

КТД «Шарики счастья»


4

1

3

4.4

Социальный проект «Воля к смыслу»


4

1

3

4.5

Деловая игра «Царь горы»


4

1

3

4.6

Большая психологическая игра «Мы вместе»


4


4

5

Блок 5

Креативность


24

4

20

5.1


Психологический тренинг «Мое творческое «Я»

4


4

5.2

КТД «Курс чудес»


4

1

3

5.3


КТД «Шуба-дуба-шоу "Экспромт"

4

1

3

5.4

Социальный проект «Волшебники добра»


4

1

3

5.5

Деловая игра «Хочу в артисты»


4

1

3

5.6

Большая психологическая игра «Мыслим креативно»


4


4

6

Блок 6

Гражданственность


24

4

20

6.1

Психологический тренинг «Смысл и ценности»

4


4

6.2

КТД «От хорошего к великому»

4

1

3

6.3

Социальный проект «Война и любовь»


4

1

3

6.4

Социальный проект «Память не уходит в отставку»

4

1

3

6.5

Деловая игра «Трибуна»


4

1

3

6.6

Большая психологическая игра «Поддержи тему»

4


4


Итоговое занятие «Точка отчета»

2


2


ВСЕГО:

144

30

114





Содержание изучаемого курса


Блок 1 Организационно-информационный (22 часа)

(теория – 10 часов, практика – 12 часов)

Цель: Познакомить с понятием жизнестойкость и формами работы по формированию жизнестойкости.

Данный блок программы предполагает первичную диагностику подростков, знакомство с понятием жизнестойкость, основными ее составляющими. Знакомством с основными формами работы по формированию жизнестойкости: коллективно-творческое дело, проект, деловая игра. Представляет собой получение теоретических и практических знаний по следующим темам:

  • Социальное проектирование: структура, обучение создания проекта, разработка, презентация проектов.

  • Коллективно – творческое дело: структура, разработка, правила, результат.

  • Деловая игра: структура, разработка, правила, результат.


Блок 2 Самостоятельность (24 часа)

(теория – 4 часа, практика – 20 часов)

Цель: развитие и повышение самостоятельности и ответственности у детей.

Данный блок программы предполагает формирование у подростков  следующих умений:

  • Самоконтроль — помогает человеку осознать правильность своих поступков.

  • Умение формулирования собственного мнения.

  • Принятие решения самим ребенком. Самостоятельный ребенок умеет принимать решения, что нужно сделать и как.

  • Понимание последствий за свои поступки.


Блок 3 Коммуникабельность(24 часа)

(теория – 4 часа, практика – 20 часов)

Цель: развивать интуицию в общении, совершенствовать коммуникативную культуру, формировать установку на взаимопонимание, развить навыки первичного контакта. 
Данный блок программы предполагает с помощью специальных методов
разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника, видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность. В ходе мероприятий совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения, не только умение говорить, но и невербальные приемы общения.


Блок 4 Социальная активность и адаптация (24 часа)

(теория – 4 часа, практика – 20 часов)

Цель: Формирование практических навыков как возможность воспитания ответственного отношения к социально-значимой деятельности. 

Данный блок рассматривает реализацию конкретных дел социальной направленности:

- разработка сценариев;

- проведение мероприятий и акций;

- участие в конкурсах, выставках.


Блок 5 Креативность(24 часа)

(теория – 4 часа, практика – 20 часов)

Цель: Развитие способности обучающихся находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Данный блок представлен творчекскими мероприятиями, позволяющими осознать и преодолевать барьеры для проявления и развития творческого мышления, сознание характеристики креативной среды, ф ормирование навыков и умений управления творческим процессом.



Блок 6 Гражданственность (24 часа)

(теория – 4 часа, практика – 20 часов)

Цель: Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Данный блок предусматривает мероприятия по формированию и развитию патриотических чувств, общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира. Формирование активной жизненной позиции обучающихся, ориентирование ее на здоровый образ жизни, получение знаний знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России. Формирование личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, развитие ответственности за свои поступки.

Итоговое занятие «Точка отчета» - 2 часа

Итоговая диагностика. Встреча с педагогами дополнительного образования, ведущими образовательную деятельность в социально – педагогическом направлении: волонтерские объединения, школа вожатых, ВПК Предварительная запись в объединения ДЮЦ.


Итого – 144 часа























Методическое обеспечение


Принципы

Принцип прав и ответственности участников 

Подростки и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы. Принцип важен потому, что обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет подросткам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Принцип поддержки самоопределения обучающегося

Самоопределение в социально значимой деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение обучающимся опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослым и сверстниками в социально значимой деятельности.

Принцип проектности:

Предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» обучающегося в самостоятельное проектное действие, развивающееся в логике: замысел – реализация – рефлексия.

Программа может быть реализована  при следующем методическом обеспечении:

- использовании эффективных методов, приёмов и форм обучения;

- применении  современных образовательных технологий;

- обеспечении образовательного процесса дидактическими пособиями и специальной литературой.

Формы организации занятий:

- акции;

- благотворительные ярмарки;

- анкетирование (тесты, опросы и т.д.);

- встречи с интересными людьми и специалистами социологической направленности;

- оздоровительные мероприятия;

- спортивные соревнования;

- конкурсы различного уровня;

- диспуты;

- дискуссии;

- деловые и интерактивные игры;

- конференции;

- круглые столы;

- форумы;

- тренинги;

- экскурсии;

- семинары;

- презентации и защиты проектов;

- культурно - массовая просветительская работа (агитбригады);

- психологическое сопровождение.

Целесообразность и выбор применения того или иного  метода зависит от цели и образовательных задач занятия, его содержания, уровня подготовки обучающихся к восприятию той или иной темы, их возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, профессионализма педагога.

Методы и приемы

В процессе реализации программы методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях, методы и методические приемы образуют сложные переплетения. Для реализации данной программы были выбраны следующие приемы и методы:

-убеждение;

-интеграции;

-упражнение;

-оценка;

-словесный;

-наглядный;

-дифференцированный подход;

-опережающее одобрение;

-дистанционное обучение;

-метод контроля и управления образовательным процессом;

-практический (проблемный, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый).


Образовательные технологии

В образовательном процессе учреждения наряду с традиционным обучением с целью активизации  образовательного процесса, повышения его эффективности, развития обучающихся, используются следующие образовательные технологии:

-игровые технологии;

-технологии  личностно-ориентированного обучения;

- групповые технологии;

- технология проектной деятельности.

Воспитательный потенциал Программы заключается в целенаправленном  отборе учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей.

Воспитательный аспект программы направлен на формирование у обучающихся:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщения к системе культурных ценностей; трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации проектирования собственной деятельности

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.


Мониторинг эффективности реализации Программы


Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на динамичную комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы образовательным учреждением, выраженную в количественно-качественных изменениях.

Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений обучающихся.



Компетенции, сформированные для достижения универсальных учебных действий


Личностные  универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:

- действия личностного самоопределения;

- действия смыслообразования;

- действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор);

- действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-структурирование знаний;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности:

- планирование учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

-полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






Условия реализации программы


Материально-технические условия реализации

Ресурсное обеспечение программы предусматривает проведение учебно-воспитательного процесса с подростками в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место. Кабинет должен быть оборудован современной аудио и видеоаппаратурой (колонки, микшерный пульт, микрофоны), автоматизированным экраном и проектором.

Помимо этого в кабине должны находиться информационные стенды, шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, костюмов. Немаловажную роль играет стимулирование на позитивную деятельность (в качестве поощрения необходима система дополнительных социально значимых возможностей:, познавательная экскурсия, значки, свидетельства, дипломы)


Учебно-методическое  и информационное обеспечение

Основная  образовательная программа  должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам  (модулям) основной образовательной программы.

Научно-методический и дидактический материал:

- журналы;

- книги по тематике; - учебное пособие; - методические разработки; - плакаты.


Кадровое обеспечение образовательного процесса

 Реализация основных  образовательных программ всех ступеней общего образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися  научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации:

- методист;

- педагог-организатор;

-педагоги дополнительного образования;

-режиссер-постановщик;

- звукооператор;

-психолог;

-костюмер;

-техперсонал.

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого подростка в ходе реализации образовательного процесса.











Список литературы


  1. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993 с.

  2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 1984. -335с.

  3. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990

  4. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002

  5. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2002. -208с.

  6. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2002. — 236с.-с.57

  7. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев

  8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2002. -128с.
    Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. — Ростов-на-Дону, 1993.-117с.

  9. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. Жукова В.И.-М.: союз, 1994-192с.

  10. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе М.: Творческий центр «Учитель»; Ростов -на-Дону., 2000.

  11. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.

  12. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/ 

  13. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2007.

  14. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

  15. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.

  16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.I.Вече АСТ.-М., 2000.















Приложение 1.


Результаты социального опроса «Жизнестойкость и ее связь с качествами личности»


В социальном опросе участвовало 30 подростков и 30 родителей. Им было предложено проранжировать качества личности, которые характеризуют понятие жизнестойкости. Первые пять определяют понятие жизнестойкости с позиции подростков и родителей, следующим образом:




























Приложение 2.


План просветительской работы с родительской общественностью


мероприятие

время проведения

1.

Родительское собрание «Формирование жизнестойкости у подростков»

сентябрь

2.

Большая психологическая игра «Мы вместе»

декабрь

3.

Психологический тренинг конструктивного общения

март

4.

Родительское собрание «Результаты и перспектива»

май

5.

Организация работы консультативного пункта для родителей.

постоянно


































Приложение 3.


Диагностика личностных качеств подростков

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний. 


Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 - слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.


1. Мне нравиться заниматься физкультурой

-2

-1

0

1

2

Я не люблю физические нагрузки

2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком

-2

-1

0

1

2

Некоторые люди считают меня холодным и черствым

3. Я во всем ценю чистоту и порядок

-2

-1

0

1

2

Иногда я позволяю себе быть неряшливым

4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться

-2

-1

0

1

2

«Мелочи жизни» меня не тревожат

5. Все новое вызывает у меня интерес

-2

-1

0

1

2

Часто новое вызывает у меня раздражение

6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит

-2

-1

0

1

2

Я человек спокойный и не люблю суетиться

7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям

-2

-1

0

1

2

Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек

8. Моя комната всегда аккуратно прибрана

-2

-1

0

1

2

Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком

9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков

-2

-1

0

1

2

Я не обращаю внимания на мелкие проблемы

10. Мне нравятся неожиданности

-2

-1

0

1

2

Я люблю предсказуемость событий

11. Я не могу долго оставаться в неподвижности

-2

-1

0

1

2

Мне не нравится быстрый стиль жизни

12. Я тактичен по отношения к другим людям

-2

-1

0

1

2

Иногда в шутку я задеваю самолюбие других

13. Я методичен и пунктуален во всем

-2

-1

0

1

2

Я не очень обязательный человек

14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы

-2

-1

0

1

2

Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь

15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее

-2

-1

0

1

2

Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны

16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения

-2

-1

0

1

2

Я не спеша выполняю чужие распоряжения

17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек

-2

-1

0

1

2

Я люблю поспорить с окружающими

18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу

-2

-1

0

1

2

Я не очень настойчивый человек

19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения

-2

-1

0

1

2

Я могу расслабиться в любой ситуации

20. У меня очень живое воображение

-2

-1

0

1

2

Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир

21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу

-2

-1

0

1

2

Я скорее подчиненный, чем лидер

22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности

-2

-1

0

1

2

Каждый должен уметь позаботиться о себе

23. Я очень старательный во всех делах человек

-2

-1

0

1

2

Я не очень усердствую на работе

24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки

-2

-1

0

1

2

Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле

25. Мне нравится мечтать

-2

-1

0

1

2

Я редко увлекаюсь фантазиями

26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям

-2

-1

0

1

2

Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство

27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать

-2

-1

0

1

2

Без соперничества общество не могло бы развиваться

28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе

-2

-1

0

1

2

Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе

29. В необычной обстановке я часто нервничаю

-2

-1

0

1

2

Я легко привыкаю к новой обстановке

30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления

-2

-1

0

1

2

Я не люблю тратить свое время на размышления

31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми

-2

-1

0

1

2

Я не очень общительный человек

32. Большинство людей добры от природы

-2

-1

0

1

2

Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми

33. Люди часто доверяют мне ответственные дела

-2

-1

0

1

2

Некоторые считают меня безответственным

34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук

-2

-1

0

1

2

Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем

35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность

-2

-1

0

1

2

Мое представление о красоте такое же, как и у других

36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых

-2

-1

0

1

2

Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей

37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся

-2

-1

0

1

2

Есть такие люди, которых я не люблю

38. Я требователен и строг в работе

-2

-1

0

1

2

Иногда я пренебрегаю своими обязанностями

39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе

-2

-1

0

1

2

У меня очень редко бывает мрачное настроение

40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени

-2

-1

0

1

2

Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными

41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях

-2

-1

0

1

2

Я предпочитаю уединение

42. Большинство людей честные, и им можно доверять

-2

-1

0

1

2

Иногда я отношусь подозрительно к другим людям

43. Я обычно работаю добросовестно

-2

-1

0

1

2

Люди часто находят в моей работе ошибки

44. Я легко впадаю в депрессию

-2

-1

0

1

2

Мне невозможно испортить настроение

45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение

-2

-1

0

1

2

Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства

46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем

-2

-1

0

1

2

Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта

47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми

-2

-1

0

1

2

Иногда мне нет дела до интересов других людей

48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать

-2

-1

0

1

2

Я предпочитаю принимать решения быстро

49. У меня много слабостей и недостатков

-2

-1

0

1

2

У меня высокая самооценка

50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние

-2

-1

0

1

2

Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я

51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности

-2

-1

0

1

2

Я предпочитаю избегать опасных ситуаций

52. Радость других я разделяю как собственную

-2

-1

0

1

2

Я не всегда разделяю чувства других людей

53. Я обычно контролирую свои чувства и желания

-2

-1

0

1

2

Мне трудно сдерживать свои желания

54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя

-2

-1

0

1

2

Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня

55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее

-2

-1

0

1

2

Я редко обращаю внимание на чужие переживания

56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации

-2

-1

0

1

2

Мне не нравится находиться в многолюдных местах

57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять

-2

-1

0

1

2

Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей

58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить

-2

-1

0

1

2

Иногда я покупаю вещи импульсивно

59. Иногда я чувствую себя жалким человеком

-2

-1

0

1

2

Обычно я чувствую себя нужным человеком

60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя

-2

-1

0

1

2

Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние

61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание

-2

-1

0

1

2

Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей

62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать

-2

-1

0

1

2

Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать

63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую

-2

-1

0

1

2

Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков

64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения

-2

-1

0

1

2

Обычно у меня ровное настроение

65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми

-2

-1

0

1

2

Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком

66. Я привлекателен для лиц противоположного иола

-2

-1

0

1

2

Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком

67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком

-2

-1

0

1

2

Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный

68. Перед путешествием я намечаю точный план

-2

-1

0

1

2

Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы

69. Мое настроение легко меняется на противоположное

-2

-1

0

1

2

Я всегда спокоен и уравновешен

70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра

-2

-1

0

1

2

Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям

71. Мне нравится выглядеть вызывающе

-2

-1

0

1

2

В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой

72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим

-2

-1

0

1

2

Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами

73. Я точно и методично выполняю свою работу

-2

-1

0

1

2

Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции

74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу

-2

-1

0

1

2

Меня трудно вывести из себя

75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое

-2

-1

0

1

2

Я не хотел бы ничего в себе менять

  Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей: 

Оценочная шкала

-2

-1

0

1

2

Баллы

5

4

3

2

1

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. 
В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11. 
Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Бланк ответов



I


II


III


IV


V

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



 

1.1=

 

2.1=

 

3.1=

 

4.1=

 

5.1=

16

 

 

17

 

 

18

 

 

19

 

 

20

 

 

21

 

 

22

 

 

23

 

 

24

 

 

25

 

 

26

 

 

27

 

 

28

 

 

29

 

 

30

 

 

 

1.2=

 

2.2=

 

3.2=

 

4.2=

 

5.2=

31

 

 

32

 

 

33

 

 

34

 

 

35

 

 

36

 

 

37

 

 

38

 

 

39

 

 

40

 

 

41

 

 

42

 

 

43

 

 

44

 

 

45

 

 

 

1.3=

 

2.3=

 

3.3=

 

4.3=

 

5.3=

46

 

 

47

 

 

48

 

 

49

 

 

50

 

 

51

 

 

52

 

 

53

 

 

54

 

 

55

 

 

56

 

 

57

 

 

58

 

 

59

 

 

60

 

 

 

1.4=

 

2.4=

 

3.4=

 

4.4=

 

5.4=

61

 

 

62

 

 

63

 

 

64

 

 

65

 

 

66

 

 

67

 

 

68

 

 

69

 

 

70

 

 

71

 

 

72

 

 

73

 

 

74

 

 

75

 

 

 

1.5=

 

2.5=

 

3.5=

 

4.5=

 

5.5=

 

I=

 

II=

 

III=

 

IV=

 

V=

  Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов: 

  1. Экстраверсия – интроверсия

    1. Активность - пассивность

    2. Доминирование - подчиненность

    3. Общительность - замкнутость

    4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений,

    5. Проявление - избегание чувства вины

  2. Привязанность - обособленность

    1. Теплота - равнодушие

    2. Сотрудничество - соперничество

    3. Доверчивость - подозрительность

    4. Понимание - непонимание

    5. Уважение других - самоуважение

  1. Самоконтроль - импульсивность

    1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)

    2. Настойчивость - отсутствие настойчивости

    3. Ответственность - безответственность

    4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)

    5. Предусмотрительность - беспечность

  1. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость

    1. Тревожность - беззаботность

    2. Напряженность - расслабленность

    3. Депрессивность - эмоциональная комфортность

    4. Самокритика - самодостаточность

    5. Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность

  1. Экспрессивность - практичность

    1. Любопытство - консерватизм

    2. Любознательность - реалистичность

    3. Артистичность - отсутствие артистичности

    4. Сенситивность - нечувствительность

    5. Пластичность - ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. 

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).





























Приложение 4

.

ПАМЯТКА

«Как развить в себе жизнестойкость»


  1. Жизнестойкость – это не столько физическая выносливость человека, сколько нравственная категория, определяющая способ взаимодействия человека с миром. Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства; но и в зрелом возрасте это возможно.

  2. Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия – родители воспитывают в них жизнестойкость.

  3. Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов; без серьезной базы знаний это не представляется возможным.

  4. Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость.

  5. Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким.

  6. Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности – человек воспитывает в себе жизнестойкость.






















25