СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психология общения» (6 класс)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная авторская программа по психологии общения для подростков призвана решить основные проблемы возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие  коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психология общения» (6 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»





Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ» педагогического Совета директор СОШ №15

от «____» ____________2017 г. __________ Е.И. Иванова

Протокол №______ «____»____________2017 г.















Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Психология общения»




Возраст обучающихся: 12 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель: Шевелева И.В.,

Педагог-психолог










г. Зеленодольск, 2017 г.

Пояснительная записка


Направленность программы: Социально-педагогическая

Вид деятельности «Психология общения» (психологический кружок)

Программа кружка «Психология общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, разработана на основе следующих нормативных документов:

 Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

 Конвенция о правах ребенка;

 Устав МБОУ COШ №15 ЗМР РТ


Актуальность: общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.

Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.

В основе программы с младшими подростками поставлена задача развития эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Программа рассчитана на 35 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения и тренинги.

Программа разработана на основе программ «Психология, 6-й класс» И. В. Дубровиной и «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» О.В. Хухлаевой.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что групповой формат программы психологического кружка помогает определить и трансформировать неадекватные межличностные паттерны поведения и в результате учащиеся не только разрешают текущие проблемы и психологически просвещаются, но и благодаря обретенной альтернативной модели опыта и поведения избавляются от повторения деструктивных личностных признаков в будущем.

Цель программы: решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

Задачи программы:

  1. обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  2. развитие умения слушать других людей;

  3. обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии;

  4. обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

  5. формирование позитивной моральной концепции.


Ожидаемые результаты

Учащиеся будут анализировать и оценивать общение, а именно:

  • корректность речевого поведения;

  • уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.

Научаться общаться при решении риторических задач, в частности:

  • ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);

  • уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

  • знание правил работы группе;

  • знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

  • умения вести конструктивный диалог;

  • умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

  • вести конструктивную беседу;

  • учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

  • бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.


Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из беседы и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми, планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.

  • Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя

  • Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

  • Результативность определяется посредством:

  •  психолого-педагогического наблюдения;

  •  анализа результатов анкетирования;

  •  мониторинга, включающего самооценку обучающегося.

Отличительная особенность Программа «Психология общения» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Кружковая деятельность строится так, чтобы ребёнок почувствовал, что учение и общение – это радость, а не долг или проблема. Занятия по психологии помогут учащимся классов не только разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, но и устранить некоторые трудности в общении.

Основные принципы программы

 Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.

 Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.

 Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний.

 Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.

Форма и режим занятий. В коллектив принимаются все желающие. Программа рассчитана для детей 12-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Количество часов в год - 35 часов. Группа обучения комплектуется в количестве 14-15 человек. Изучение программного материала рассчитано на 1 год. Формы занятий - групповые.

Виды контроля

 Начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей.

 Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).

 Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.

 Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

 психологическое информирование;

 ролевые методы;

 формирования (развития) творчества;

 коммуникативные игры;

 соревновательный метод;

 терапевтические метафоры;

 тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;

 когнитивные методы;

 диагностика;

 дискуссии/



  1. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение. Общение в жизни человека.

5

2,5

2,5

Опрос

Беседа

Фронтальный опрос

Взаимоконтроль

Практическая проверка

II

Как люди воспринимают друг друга

4

2

2

Беседа

Взаимоконтроль

III

Особенности восприятия человека детьми и взрослыми

3

1,5

1,5

Беседа

Практическая проверка

IV

Как общаются разные люди

5

2,5

2,5

Фронтальный опрос

Практическая проверка

Беседа

Взаимоконтроль

V

Виды общения

3

1,5

1,5

Беседа Практическая проверка

Реферат

Презентация Взаимоконтроль

VI

Общение и отношения

5

2,5

2,5

Беседа

Практическая проверка

Реферат

Презентация Взаимоконтроль

VII

Общение и понимание людьми друг друга

4

2

2

Беседа

Практическая проверка

VIII

Особенности понимания человека детьми и взрослыми

2

1

1

Практическая проверка

IX

Я живу среди людей

3

1,5

1,5

Проект




  1. Содержание изучаемого курса.


Раздел I. Введение. Общение в жизни человека.


Тема занятия: «Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми».

Теория: Введение понятия «общение», подчеркнуть сложность данного психологического явления.

Практика: Круглый стол «Место общения в моей жизни».

Тема занятия: «Что такое внешний вид человека. Лицо человека»

Теория: Условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке;

основные понятия: внешний вид, физический облик

Практика: упражнение «Угадай чувства»,


Тема занятия: «О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке».

Теория: Основные понятия:  жест, пантомимика.

Практика: Способы определения формирования впечатления о другом человеке.


Тема занятия: «Речь говорит сама за себя».

Теория: Основные понятия:  голос, речь.

Практика: Дискуссия. Определение уровня владения речью


Тема занятия: «Одежда и прическа»

Теория: Составление впечатления о людях: об их занятиях, социальной, возрастной, половой принадлежности

Практика: Работа с наборами фотографий.


Раздел II. Как люди воспринимают друг друга

Тема занятия: «Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну»

Теория: Знакомство с ориентировочным рефлексом, показать значимость данной реакции.

Практика: Работа в парах.


Тема занятия: « Расстояние и восприятие. Время и восприятие».

Теория: Как влияет на восприятие близость или удаленность от объекта восприятия

Практика: Составление письменного портрета, анализ описания.


Тема занятия: «Прошлый опыт и восприятие другого человека».

Теория: Знакомство с механизмом восприятия другого человека – проекцией.

Практика: Дискуссия: мой прошлый опыт и его влияние на определенного человека.


Тема занятия: Проверочная работа


Раздел III. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми


Тема занятия: «Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники».

Теория: Знакомство с особенностями восприятия детей дошкольного и школьного возраста.

Практика: Практическая работа на определение веса и роста.


Тема занятия: «Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других людей».

Теория: Дать представление о формировании индивидуального стиля восприятия, роли жизненного и профессионального опыта.

Практика: Профессиональная установка учителей.


Тема занятия: «Как люди воспринимают меня самого».

Теория: Дать представление о возрастной динамике становления рефлексивной способности человека, развитии его самосознания.

Практика: Беседа: «От чего зависит желание или нежелание общаться».


Раздел IV. Как общаются разные люди


Тема занятия: «Что такое потребность в общении»

Теория: Дать понятие об общительности и необщительности, потребности в общении

Практика: Беседа «Особенности общения экстравертов и интровертов; сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов»


Тема занятия: « Психологические особенности человека и общение»

Теория: Раскрыть понятия психологического типа, экстраверсии, интроверсии

Практика: Определение своего психологического типа


Тема занятия: «Навыки, манера и стиль общения»

Теория: Знакомство с понятиями коммуникативные способности, навык, стиль, манера общение

Практика: Определение своего стиля и манеры общения


Тема занятия: «Слушать и слышать. Подстройка в общении»

Теория: Знакомство с техниками активного слушания и подстройки в общении

Практика: Анализ литературных текстов.


Тема занятия: Проверочная работа


Раздел V. Виды общения


Тема занятия: «Непосредственное общение»

Теория: Ознакомить с видами непосредственного общения.

Практика: Анализ пословиц и поговорок


Тема занятия: «Особые виды общения»

Теория: Знакомство с разными видами коммуникации: общение в письмах, по Интернету, по телефону, с животными, с природой

Практика: Беседа о различных видах непосредственного общения.


Тема занятия: « Что значит уметь общаться»

Теория: Что такое умение общаться?

Практика: Упражнения на проявление внимания к собеседнику, на умение подать себя, на распознавание мотивов общения, ожиданий в общении


Раздел VI. Общение и отношения


Тема занятия: «Общение и отношения»

Теория: Представление о межличностных отношениях. Личные и деловые отношения

Практика: Обсуждение понятий по теме урока.


Тема занятия: «Как возникает симпатия»

Теория: От чего зависит возникновение симпатий или ан­типатий?

Практика: Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок.


Тема занятия: «Товарищество и дружба»

Теория: Понятие товарищеские отношения и дружба

Практика: Чтение, анализ и обсуждение литературных отрывков. Обсудить различия между дружбой, товариществом и приятельскими отношениями.


Тема занятия: «Любовь»

Теория: Понятие любовь

Практика: Анализ поэтических и прозаических текстов, обоснование выбора


Тема занятия: Проверочная работа


Раздел VII. Общение и понимание людьми друг друга


Тема занятия: Общение и межличностные отношения

Теория: Виды межличностных отношений.

Практика: Беседа: как человек проявляет свое отношение к другому человеку?


Тема занятия: «Психические процессы и понимание людьми друг друга»

Теория: Актуализация знаний о психических процессах. Наблюдательность как существенное для понимания других людей.

Практика: Составление схемы.


Тема занятия: «Стереотипы понимания другого человека»

Теория: Знакомство с механизмами понимания: эмпатия, принятие, «эффект ореола».

Практика: Обсуждение влияния стереотипов и предубеждений на понимание человека


Тема занятия: « Понимание чувств другого человека»

Теория: Повторение сведений об эмоциях и чувствах. Эмпатия.

Практика: Анализ литературных отрывков.


Раздел VIII. Особенности понимания человека детьми и взрослыми


Тема занятия: «Понимание человека детьми и взрослыми»

Теория: Изучение различий, особенностей, сложностей в понимании другого человека.  

Практика: Дискуссия: понимание человека подростками


Тема занятия: «Влияние профессии на понимание человека человеком»

Теория: Как профессия влияет на понимание человека

Практика: Анализ иллюстраций


Раздел IX. Я живу среди людей


Тема занятия: «Что значит быть воспитанным, культурным человеком»

Теория: Показать влияние правил хорошего тона на общение и взаимодействие

Практика: Беседа: «портрет хорошего человека»


Тема занятия: Тема «Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы - путешественники»

Теория: Ознакомление с различными ролями и правилами общения

Практика: Работа над расширением опыта поведения в разных социальных ситуациях.


Тема занятия: «Как мы выглядим»

Теория: Определение связи между умением человека соблюдать правила личной гигиены и общением

Практика: Анализ опыта совместных экскурсий, походов


Тема занятия: Поведение итогов изучения психологии в 6 классе

Теория:

Практика:


  1. Календарный учебный график.

№ п/п

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел I. Введение. Общение в жизни человека.

1


Лекция -диалог

1

«Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми».

кабинет

Опрос

2


Дискуссия

1

«Что такое внешний вид человека. Лицо человека»

кабинет

Беседа

3


Круглый стол

1

«О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке»

кабинет

Фронтальный опрос

4


Диспут

1

«Речь говорит сама за себя».

кабинет

Взаимоконтроль

5


Диспут

1

«Одежда и прическа»

кабинет

Практическая проверка

Раздел II. Как люди воспринимают друг друга

6


Лекция-диалог

1

«Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну»

кабинет

Беседа

7


Лекция-диалог

1

« Расстояние и восприятие. Время и восприятие».

кабинет

Беседа

8


Лекция-диалог

1

«Прошлый опыт и восприятие другого человека».

кабинет

Беседа

9



1

Проверочная работа

кабинет

Взаимоконтроль

Раздел III. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми

10


Лекция-диалог

1

«Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники»

кабинет

Беседа

11


Анализ конкретных ситуаций

1

«Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других людей».

кабинет

Практическая проверка

12


Анализ конкретных ситуаций

1

«Как люди воспринимают меня самого».

кабинет

Практическая проверка

Раздел IV. Как общаются разные люди

13


Лекция-диалог

1

«Что такое потребность в общении»

кабинет

Фронтальный опрос

14


Лекция-диалог

1

« Психологические особенности человека и общение»

кабинет

Практическая проверка

15


Анализ конкретных ситуаций

1

«Навыки, манера и стиль общения»

кабинет

Практическая проверка

16


Анализ конкретных ситуаций

1

«Слушать и слышать. Подстройка в общении»

кабинет

Беседа

17



1

Проверочная работа

кабинет

Взаимоконтроль

Раздел V. Виды общения

18


Лекция-диалог

1

«Непосредственное общение»

кабинет

Беседа

19


Лекция-диалог

1

«Особые виды общения»

кабинет

Фронтальный опрос

20


Лекция-диалог

1

« Что значит уметь общаться»

кабинет

Взаимоконтроль

Раздел VI. Общение и отношения

21


Лекция-диалог

1

«Общение и отношения»

кабинет

Беседа

22


Лекция-диалог

1

«Как возникает симпатия»

кабинет

Практическая проверка

23


Лекция-диалог

1

«Товарищество и дружба»

кабинет

Реферат

24


Семинар

1

«Любовь»

кабинет

Презентация

25



1

Проверочная работа

кабинет

Взаимоконтроль

Раздел VII. Общение и понимание людьми друг друга

26


Лекция-диалог

1

Общение и межличностные отношения

кабинет

Беседа

27


Лекция-диалог

1

«Психические процессы и понимание людьми друг друга»

кабинет

Практическая проверка

28


Полемика

1

«Стереотипы понимания другого человека»

кабинет

Практическая проверка

29


Лекция-диалог

1

« Понимание чувств другого человека»

кабинет

Беседа

Раздел VIII. Особенности понимания человека детьми и взрослыми

30


Лекция-диалог

1

«Понимание человека детьми и взрослыми»

кабинет

Практическая проверка

31


Анализ конкретных ситуаций

1

«Влияние профессии на понимание человека человеком»

кабинет

Практическая проверка

Раздел IX. Я живу среди людей

32


Круглый стол

1

«Что значит быть воспитанным, культурным человеком»

кабинет

Проект

33


Круглый стол

1

Тема «Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы - путешественники»

кабинет

Беседа

34


Диспут

1

«Как мы выглядим»

кабинет

Беседа

35


Круглый стол

1

Поведение итогов изучения психологии в 6 классе.

кабинет

Взаимоконтроль


Методическое обеспечение программы Организационно-методические аспекты работы по программе «Психология общения» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории. Оборудование: стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).


Материально-техническое обеспечение программы:  мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);  классное помещение;  стулья и парты по числу учащихся;  доска или стенд для крепления наглядного материала.



Список литературы.


  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов / Г.М.Андреева. - М., 2001.

  2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. - М., 1998.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.

  4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992.

  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.

  6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.

  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887.

  8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.

  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. - Минск, 2000.

  10. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. - М., 1980.

  11. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993.

  12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.

  13. Микляева А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2003 г.

  14. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2003г.

  15. Микляева А.В. Я - подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2003 г.

  16. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.

  17. Психология, 6-й класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 208 с.

  18. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.