СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальный ансамбль"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» имеет художественную направленность.Особенностью программы является то, что она дополняет школьные уроки музыки.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальный ансамбль"»

Пояснительная записка.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» имеет художественную направленность. Она составлена на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей».

Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем музыкального образования - развитие музыкально - исполнительской культуры учащихся. Особенностью программы является то, что она дополняет школьные уроки музыки и в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков детей. Она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. Помогает раскрывать творческий потенциал ребенка, его музыкальные возможности и таланты. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. Занятия в вокальном ансамбле способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, обновленный репертуар композиторов - песенников. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.  В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.

Формы организации образовательного процесса групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают беседы, лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты и творческие отчеты.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 144 часа. Программа рассчитана на возраст детей 10-11 лет с разными музыкальными способностями. Главное желание самих детей научиться грамотно и красиво петь и по возможности развивать свой музыкальный слух. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с перерывом на отдых 10 минут.




Цель программы:


 Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.


 Задачи:  

-обучить основам музыкальной культуры,

-совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.




























Учебный план.

п/п

Название

раздела,

темы

Количество часов

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

(контроля)



аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

Контроль




Раздел 1.Основы вокально-хорового пения.

1.1.


Вводное

занятие.

Занятие.



занятие

4

2

0

2

Беседа.

Тест.

1.3.


Охрана голоса.


4

2

1

1

Лекция.

Зачёт.

1.4.


Певческая установка.

4

1

2

1

Беседа, мастер-класс.

Творческая работа.

1.5.


Музыкальные штрихи.

6

2

3

1

Лекция, самостоя-тельная работа.

Опрос.

1.6.


Звукообразо-вание.

8

1

6

1

Беседа, практическое занятие.

Конкурс.

1.7.


Дыхание.


8

1

6

1

Практическое занятие.

Зачёт.

1.8.


Дикция и артикуляция.

8

1

6

1

Самостоятельная работа, ролевая игра.

Творческая работа.

1.9.


Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.

10

4

4

2

Практическое занятие, самостоятельная работа.

Контрольная работа.


Раздел 2. Музыкально-исполнительская работа.

2.1.




Ансамбль.




8

1

6

1

Семинарское занятие, творческий отчет.

Зачёт.

2.2.


Унисон.



6

0

5

1

Практическое занятие, беседа.

Творческая работа.

2.3.




Элементы

двухголосия.



8

0

7

1

Практическое занятие, концерт.

Творческая работа.

2.4.


Работа над репертуаром.


12

2

8

2

Беседа, творческий отчёт, ролевые игры.

Открытый урок.

2.5.




Игра на музыкальных инструментах.

12

2

8

2

Практическое занятие, творческий отчет.

Конкурс.

2.6.


Основы движения под музыку.

10

2

7

1

Практическое занятие, ролевая игра.

Открытый урок.

2.7.






Сценическое оформление номеров.


8

2

5

1

Творческий отчет.

Творческая работа.

2.8.


Концертная деятельность.

10

1

8

1

Концерт.

Отчётный концерт.


Раздел 3. Слушание музыки.

3.1.

Вокально-хоровые произведения.

8

1

6

1

Круглый стол, тематическое занятие.

Опрос.

3.2

Инструментальная музыка.


6

1

4

1

Тематическое занятие.

Опрос.

3.3.

Итоговое занятие.

4

0

3

1

Творческий отчет.

Конкурс.


итого

144

26

95

23




































Содержание учебно-тематического плана.



Раздел 1.Основы вокально-хорового пения.

1.1.Вводное занятие. Дети знакомятся с творческим объединением «Вокальный ансамбль». Узнают о планах на ближайший год, о предстоящих занятиях. Проводится инструктаж по технике безопасности на занятиях.

1.2. Охрана голоса.

Теория: Беседа о гигиене певческого голоса.

Практика: Правильная певческая установка - положение корпуса, головы, шеи, естественность и свобода мышц, лица. Положение сидя и стоя. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Игровые моменты: « Кто лучше», «У зеркала».

1.3. Певческая установка.

Теория: Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.

Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».


1.4. Музыкальные штрихи.

Теория: Средства музыкальной выразительности. Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения (распевание, упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, диапазона, выразительности исполнения, интонационно-фонетические и др.). Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, нефорсированным звуком.

Практика: Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения.


1.5. Звукообразование.

Теория: Основные приемы звуковедения: legato (плавно), staccato (отрывисто).

Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности.

Практика: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.


1.6. Дыхание.

Теория: Виды дыхания. Правильная организация вдоха и выдоха.

Практика: Активный вдох, задержка дыхания, продолжительный и плавный выдох. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения: « Петушок», «Качели».



1.7. Дикция и артикуляция.

Теория: Беседа о правильной артикуляции. Роль языка и губ.

Практика: Четкое и быстрое произношение скороговорок. Формирование правильного певческого произношения слов. Упражнения: «Да.Де.Ди.До.Ду», «Жу, жу, жу», «Караси».


1.8. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.

Теория: Длительности нот. Паузы. Расположение и запись нот в скрипичном и басовом ключах. Музыкальные размеры. Такт, тактовая черта. Затакт. Тон, полутон. Понятие о ладе. Мажор. Минор. Формы музыкальных произведений. Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкального произведения. Разные виды синкоп. Интервалы. Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и минора.

Практика: Пение гамм в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм, другие сочетания). Сольфеджирование мелодий с тактированием. Построение аккордов устно и письменно.


Раздел 2. Музыкально-исполнительская работа.

2.1.Ансамбль.

Теория: Беседа о взаимодействии всех участников ансамбля. Выбор репертуара.

Практика: Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммообразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм).

2.2. Унисон.

Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.

2.3. Двухголосие.

Практика: Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков). Пение аккордов. «Выстраивание» отдельных аккордов.

2.4. Работа над репертуаром.

Теория: Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие содержания, особенностей каждой исполняемой песни, анализ поэтического текста. Сообщение об авторах музыки и текста, биографии, их творческого портрета.

Практика: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание с сопровождением и без него, отдельно по партиям и со всем ансамблем, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической работой и художественным образом


2.5. Игра на музыкальных инструментах.

Теория: Беседа и просмотр презентаций об инструментах народов разных стран.

Практика: Аккомпонирование на простейших музыкальных инструментах. Воспроизведение различных ритмов и мелодий.


2.5. Основы движения под музыку.

Теория: Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкальных произведений, понятие о длительностях, такте, различных музыкальных размерах. Особенности ритмов изучаемых элементов танцев.

Практика: Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Работа над образом исполняемого произведения. Упражнения на воспитание ритмичности. Ходьба различными длительностями с переключением скорости ходьбы.


2.6. Сценическое оформление номеров.

Теория: Особенности сценического воображения. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в «предлагаемых обстоятельствах».

Практика: Упражнения на внимание. Упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в «предлагаемой ситуации» Упражнения на развитие образных представлений, сочинение небольшого рассказа и участие в нем в качестве главного героя и исполнителя. Музыкальные этюды - импровизации на темы шуточных и игровых народных песен. Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных танцев.

2.7. Концертная деятельность.

Теория: Беседа с детьми о культуре поведения на сцене.

Практика: Выступление на классных и школьных мероприятиях. Музыкальные этюды - импровизации на темы шуточных и игровых народных песен.


Раздел 3.Слушание музыки.

3.1. Вокально-хоровые произведения.

Теория: Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов.

Практика: Прослушивания и анализ вокально – хоровых произведений.


3.2. Инструментальная музыка.

Теория: Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям.

Практика: Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия, слушание музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемым произведением.



3.3. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за 1 год обучения.

















Планируемые результаты.



В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие мотивов учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- умение позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

Метапредметные результаты:

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

- умение сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты:

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально – творческой деятельности;

- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной;

- умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу первого года обучающиеся должны знать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им;

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

Уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь фразы на одном дыхании;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь выразительно и осмысленно;

- играть на простейших музыкальных инструментах;

- уметь двигаться под музыку.






















КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


Календарный учебный график прилагается.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Для реализации программы созданы все условия. Занятия проходят в кабинете музыки, оборудованном всеми необходимыми средствами обучения: фортепиано, ноутбук, аудиосистема, проектор, доска, экран. Есть набор простейших музыкальных инструментов для детей, тематические плакаты и дидактические пособия.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Это опросы, зачеты, контрольные работы, творческие работы, конкурсы, отчетные концерты и открытые уроки. Они позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Для определения достижений учащихся разработаны критерии оценивания певческих навыков. (Приложение 1)




Методическое обеспечение программы



№ п/п

Наименование раздела, темы

Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.д.)

Дидактический, наглядный материал (тесты, карточки, вопросники)

ТСО


Раздел 1.Основы вокально-хорового пения.


1.1Введение.

1.2.Охрана голоса.

1.3.Певческая установка.



1.4.Музыкальные штрихи.

1.5.Звукообразо-вание.



1.6.Дыхание.

1.7.Дикция и артикуляция.

1.8.Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.



Беседа о гигиене певческого голоса.

Беседа «Певческие голоса и их характерристика»


Лекция «Штрихи в музыке»


Беседа «Основные приёмы звуковедения»

Игра “Колючий ёжик”.


Лекция «Виды дыхания»


Конкурс скороговорок.

Игра «Капризное радио»

Игра «Ноты в скрипичном ключе»

Сказка «По волнам нотной страны»

Тест.

Видеофильм.



Презентация.



Презентация.




Презентация.



Видеофильм.


Карточки со скороговорками.


Презентация «Нотная азбука».

Тест.



Ноутбук, проектор.

Ноутбук, проектор.



Ноутбук, проектор.

Ноутбук, проектор.

Ноутбук, проектор.

Ноутбук, проектор.



Ноутбук, проектор.

Раздел 2. Музыкально-исполнительская работа.


2.1. Ансамбль.



2.2. Унисон.

2.3. Элементы

двухголосия.


2.4. Работа над репертуаром.



2.5. Игра на музыкальных инструментах.

2.6. Основы движения под музыку.

2.7. Сценическое оформление номеров.

2.8. Концертная деятельность.




Беседа о взаимодействии всех участников ансамбля.

Игра « Кто как поет?», «Угадай мелодию».

«Музыкальная цепочка», «Слово на ладошках».




Лекция «Инструменты народов мира»


Беседа «Музыка и движения». Игра «Повтори ритм».

Конкурс исполнителей,

«Игра в дирижёра».


Беседа о культуре поведения на сцене.

Выход в Государственный театр оперы и балета УР.

Видео выступлений знаменитых ансамблей мира.




Презентации с текстами песен, плюсы и минусы детских песен.

Презентация

«Народные музыкальные инструменты»



Презентация.



Видеофильм.

Ноутбук, проектор.






Ноутбук, проектор.



Ноутбук, проектор.





Ноутбук, проектор.



Ноутбук, проектор.


Раздел 3. Слушание музыки.




3.1. Вокально-хоровые произведения.

3.2. Инструмен-тальная музыка.

3.3. Итоговое занятие.

Беседа «Особенности и жанры вокальных произведений»

Беседа «Жанры инструментальной музыки»

Видеофильм.



Видеофильм.



Вопросник.

Ноутбук, проектор.



Ноутбук, проектор.













































ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА



1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

8. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе - М., «Просвещение» 2000г.;

9. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

10.Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983

11.Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972

12.Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими

школьниками / авт.-сост. О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007г.

13.«Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982

14.Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003

15.Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998


Интернет – ресурсы:

1. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

2. http://www.fonogramm.net/songs/14818

3. http://www.notomania.ru/view.php?id=207













ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ



1. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986

2. Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001г.;

3.А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

4.«100 композиторов» М.,1997


Интернет – ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru

2. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki

3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

































Приложение 1

1. Интонация

- высокий уровень - точное детальное воспроизведение всех интонационных элементов мелодии

- достаточно высокий - интонирует чисто, трудности вызывают мелодические фрагменты в быстром темпе, широкие скачки, хроматические элементы в мелодии

- средний уровень - диапазон интонирования ограничен небольшим объемом, тенденция к приблизительному интонированию мелодических трудностей

- ниже среднего - интонирует в примарной (разговорной) зоне, выход за ее пределы осуществляется лишь за счет приемов звукоподражания

- низкий уровень - интонационная база – речевая 2-3 звука (говорит, не поёт)

2. Дикция

- высокий уровень – быстрое, четкое, краткое произнесение согласных в любом темпе, регистре

- достаточно высокий - владеет навыком четкого произношения, исключение- группы согласных, быстрый темп

- средний уровень – недостаточная активность мышц артикуляционного аппарата, трудность вызывает четкое произнесение парных согласных( «размытость»- звонкие- глухие)

- ниже среднего – вялое произнесение согласных, дикционные задачи решаются в произведениях низкого уровня сложности: умеренный темп, средний регистр, простой ритмический рисунок)

- низкий уровень - дефекты произношения согласных, вялость мышц, разговорная манера

3. Артикуляция

- высокий уровень – активность мышц артикуляционного аппарата ( язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть - свободны), гласные- объемные, долгие

- достаточно высокий - владение навыком стабильное, определенные трудности вызывают произведения в быстром темпе

- средний уровень – ленность артикуляционного аппарата, владение навыком эпизодическое, отсутствует единая манера формирования гласных (один и тот же гласный звук формируется по-разному)

- ниже среднего – контроль над оформлением гласных присутствует только на этапе распевания, явные дефекты формирования гласных: зажат артикуляционный аппарат, либо чрезмерное открывание рта, вякающая манера исполнения

низкий уровень - навыком певческой артикуляции не владеет, переносит способы формирования гласных из бытовой речи.

4. Дыхание

- высокий уровень - владеет опертым дыханием, вдох: короткий, бесшумный; тело в состоянии покоя; выдох: осуществляет контроль над продолжительностью

- достаточно высокий - вдох и выдох физиологически правильные, недостаточно освоил навык распределения дыхания во фразе

- средний уровень – контроль за правильностью вдоха и выдоха, продолжительностью и ровностью выдоха проявляется эпизодически

- ниже среднего – вдох, выдох шумные, дыхание ключичное (поднимает и опускает плечи), прерывистое

5. Звуковедение

- высокий уровень - владеет основными приемами звуковедения: legato (плавно), staccato (отрывисто)

- достаточно высокий - испытывает трудности в произведениях большого объема с использованием одного типа звуковедения

- средний уровень – владение навыком проявляется в произведениях небольшого объема, диапазона, умеренного темпа

- ниже среднего – размыты границы между типами звуковедения

- низкий уровень - навыком не владеет, не способен исполнять мелодию плавно или отрывисто (разговаривает)



Диагностическая карта музыкальных данных


п/п

ФИО

Чистота интонации


Чувство ритма


Дикция и артикуляция


Эмоциональная отзывчивость


Сила звука




начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

























               













Приложение 2

Материал к беседам

Певческий голос

Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.

Певческая установка

Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.

Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.


Поговорим о дыхании

Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.

Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.

Слух является основным регулятором голоса

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.

Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).

Берегите свой голос

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.


Голосовой аппарат, голосообразование

и гигиена голоса человека

Голосом можно передать тончайшие оттенки душевного состояния человека. Так что же такое человеческий голос?

Вы, наверное, думаете: «Что такое голос, объяснять не надо – это знает всякий». Так? Но слово это имеет не одно значение. Голосом музыканты называют отдельную партию в хоре, ансамбле, оркестре. Но чаще всего голосом называют звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми.

Голоса бывают разные: речевые, певческие, шепотные. Все они в свою очередь характеризуются глубокой индивидуальностью

Сейчас прозвучали голоса выдающихся русских певцов XX в.: Валерии Барсовой, Марка Рейзена, Ивана Козловского и Надежды Обуховой.

Чем же различаются голоса певцов, пение которых мы только что слышали? Чем, вообще, различаются наши голоса, ведь мы чаще всего безошибочно узнаем человека по его голосу?

Человеческие голоса отличаются индивидуальной окраской, высотой, подвижностью, громкостью, особенностями произношения слов и т.д. Все эти специфические качества человеческого голоса объясняются уникальностью голосового аппарата, т.е. системы органов, служащей для образования звуков голоса и речи.

2. Строение голосового аппарата человека

Итак, голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.

Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии.

Гортань с заключенными в ней голосовыми складками – источник звуковых колебаний. Рассмотрим подробно строение гортани.

Человеческая гортань расположена на уровне IV–VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.

Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки.

Органом, в котором возникает звук, является гортань. Полость гортани кроме голосовых связок выстлана слизистой оболочкой, образованной реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые связки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней – реснитчатым эпителием.

Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках имеются две пары складок, между которыми образуются углубления – желудочки гортани. Верхние складки называются преддверными, а нижние – голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами.

Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.

К голосовому аппарату, помимо органов дыхания и места возникновения звуков – гортани, относятся артикуляционный аппарат и резонаторы.

Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) – это работа органов речи. К активным органам артикуляционного аппарата относятся

– голосовые складки, которые, вибрируя на выдохе, создают звук;

– язык, состоящий из поперечно-полосатых мышечных волокон, которые имеют различное направление; язык способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения; он прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью;

– губы;

– мягкое нёбо с маленьким язычком – подвижное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему имеется свободный проход из глотки в носоглотку и далее в нос; во время речи и пения мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку;

– глотка – полость, расположенная за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью; во время речи и пения отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом; ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани; при пении глотка должна быть свободно и широко открыта; сложное отверстие ротоглотки называют еще вторым (певческим) ртом, подчеркивая этим факт формирования при пении звука именно в этом месте.

К пассивным органам артикуляционного аппарата относятся:

– зубы;

– твердое нёбо;

– верхняя челюсть.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Различают головной и грудной резонаторы.








МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

1. “Колючий ёжик”.

Песня Ф.Лещинской “Ёж” рисует перед детьми яркий образ. Здесь, благодаря тексту, уместна игра по ролям: ёжик (выбранный ученик) и группа детей. Сольное исполнение (роль ежа) помогает в индивидуальной проверке пения: правильного произношения гласной“а”, округлой формы рта, верного пения гласной “у” в словах “ищу”,“тащу”.

2. Игра-приветствие .

Пропевание педагогом имени ребёнка (интервал: терция, кварта и др), ученик: “Я здесь!” (пропевая тот же интервал).

3. “Потерянный звук”.

Цель – научить допевать предложенную мелодию до тоники.

Описание: педагог поёт музыкальную фразу последний звук, которой “потерялся”. Задача ученика – завершить незаконченную мелодию необходимым тоническим звуком, найти “потерянный звук”.


4. “Музыкальная цепочка”.

При повторении знакомой песни используется пение по “цепочке”. Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение каждого ребёнка.

5. “Капризное радио”.

Цель – развивать внутренний слух и чёткую артикуляцию.

Описание: дети поют хорошо выученную песню. Когда радио включено – все её поют, когда выключено – песня исполняется про себя.

Вначале “включение” и “выключение” соответствует фразам песни.

6. Игра в “подсказку”. (Развитие внимания).

Описание: педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда дети“ подскажут” слово, которое он “забыл”.

7. “Угадай мелодию”

Цель: Узнавание, повторение и закрепление ранее прослушанных (выученных) мелодий песен, музыкальных пьес и фрагментов.

8. “Слово на ладошке”.(2)

Цель: Развивать внимание, память, ритмическую и интонационную точность.

Описание: Вариантов игры может быть несколько:

1) Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги, повторяя интонацию учителя.

2) Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами.

3) Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм.

4) Можно проговаривать целые словосочетания, к примеру:

- барабанит ёжик

- тикают часы


9. “Эхо”

Задача игры заключается в точном повторении учеником ритма либо прохлопанного, либо сыгранного на каком - либо инструменте педагогом.

В данной игре развивается ритмическая точность и память.

Конкурс скороговорок

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Дети по очереди проговаривают скороговорки по карточкам.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.


Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.


Дед Данила делил дыню,

Дольку Диме, дольку Дине.


Еле-еле Елизар,

Едет-едет на базар.

А с базара, а с базара,

Не догонишь Елизара.


Жук жужжит над абажуром,

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.


Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

Испекла Иришка куклам по коврижке,

Нравятся коврижки Гришке и Маришке.


Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!


Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.


Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.


Поле-то не полото, поле-то не полито,

Просит полюшко попить -

Нужно полюшко полить.


Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.


Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа тупа.


Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

"Ну что из них получится?"


Был в саду переполох -

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.


Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Черезвычайно чисто!


Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах,

Сто бесстаршных лягушат

Цаплю шепотом страшат.


Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.


Музыкальные штрихи.

А сейчас мы с тобой познакомимся с одним из важных выразительных средств – это штрихи. Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело. Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:

  • легато (legato)

  • нон легато (non legato)

  • стаккато (staccato).

Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение. Игра без штрихов  – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь. (слайд 4)

Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играяlegato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой. (слайд 5)

Нон легато (итал. non legato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. (слайд 6)

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato  мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней. (слайд 7) (слайд 8,9,10)