Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МБОУ ДО «ДДТ»
«____»___________2017г. Сапогова О.П.____________
Протокол №_____________ «_____»___________2017г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
Объединение «Солнышко»
Возраст обучающихся: от 4 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Захарченко Анна Михайловна,
педагог
дополнительного образования
г. Троицк, 2017.
Информационная карта образовательной программы
Занятия проводятся на базе помещения ТГОО
«Центр поддержки детей - инвалидов «Солнышко»
Форма объединения: Объединение социальной коррекции
Направленность: социально - педагогическая
Срок реализации программы: 1 год
Образовательная область: социальная коррекция
Уровень освоения: углубленный, общекультурный.
Вид программы по первоисточнику: адаптированная.
Возраст обучающихся: 1 год обучения - (от 3 до 18 лет), родители
Общее количество обучающихся по программе: 50 человек.
Форма организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Годовая нагрузка: 52 недели
Основной учебный процесс: 39 недель
Продолжительность занятий:
I год обучения:
1 группа - 3 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю по 3 часа
Группа №1 «Дошколята» -1 раз в неделю по 3 часа
Группа №2 «Умники и умницы» -1 раз в неделю по 3 часа
Группа №3 «7Я» - 1 раз в неделю по 3 часа
Организация летней работы:
1 группа - 6 раз в неделю по 3 часа
Таблица 1. Часовая нагрузка в неделю/год.
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Количество часов в год |
«Дошколята» | «Умники и умницы» | «7Я» | Всего | «Дошколята» | «Умники и умницы» | «7Я» | Всего |
Основной учебный процесс |
1 год обучения | 3 | 3 | 3 | 9 | 351 | 351 |
Подгрупповая работа |
1год обучения | 3 | 3 | 3 | 9 | 117 | 117 | 117 | 351 |
Организация летней работы |
1год обучения | 6 | 6 | 6 | 18 | 234 | 234 |
Общее количество часов | 18 | Общее количество часов | 936 |
«Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ТЫ - целый МИР»
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории, относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, способностей к самообслуживанию. Передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Ообщеобразовательная программа дополнительного образования «Солнышко» разработана в соответствии с нормативными документами:
-Конституция Российской Федерации;
-Закон РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании»;
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст. 1,15;
-Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19.;
-Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 й АФ--. 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»;
-Письмо Минобрнауки РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16
«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося в УВП в условиях модернизации образования»;
-Письмо Минобрнауки РФ от 23.03.2000 № 27/90-6 «О псих.-мед.-пед. консилиуме образовательного учреждения»
-Социальные нормативные нормы (Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063 - о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях)
-Новая редакция федеральных требований к образовательным программам ДОД (от 11.12.2014).
-Распоряжение от 31 августа 2016 года №1839-р. В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
Цели и задачи программы:
Выявление уровня психического и физического развития и характера отклонений в эмоционально-волевой и личностной сфере ребёнка;
Приобретение дополнительных навыков и развитие детей по индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим образовательным программам;
Реализация коррекционных мероприятий, направленных на физическое и психическое оздоровление детей, устранение или преодоление специфических индивидуальных нарушений в развитии;
Социальная реабилитация и адаптация через дополнительное образование;
Консультирование родителей по вопросам развития, обучения и воспитания;
Подборка научно-методической литературы по вопросам развития, обучения и воспитания детей с особенностями развития;
Назначение образовательной программы:
Состоит в том, чтобы создать (такое объединение) психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с проблемами в развитие, который:
Обеспечивает психологическую реабилитацию;
Педагогическую реабилитацию;
Социальную адаптацию несовершеннолетних, испытывающих затруднения в обучении, общении, отстающих в физическом и психическом развитии;
Обеспечивает реализацию идей дополнительного образования на основе использования здоровье сберегающих технологий; оказание поддержки каждому учащемуся с учетом его индивидуальности.
Способствует формированию психологически комфортной среды, способствующей укреплению психологического и соматического здоровья учащихся, обеспечивающей благоприятные условия для интеллектуального, нравственного роста.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Реабилитационно-коррекционное обучение зависит от индивидуальных целей работы с ребенком, однако, в целом результаты могут быть следующими:
повышение уровня социализации ребенка;
приобретение дополнительных навыков;
повышение уровня адаптации ребенка в группе 1 классе;
коррекция познавательной сферы ребенка;
улучшение взаимодействия в семье ребенка;
укрепление психического и физического здоровья учащегося; -формирование профессионального самоопределения подростка;
улучшение взаимодействия между учителями (воспитателями) и ребенком;
приобретение навыков умения общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Концептуальные дидактические положения:
Основная идея концепции образовательной программы нашего объединения заключается в том, что у каждого ребенка свой темп развития и обучения, но при этом каждый ребенок имеет право на обучение с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Программа - приоритетный документ, который является основой сотрудничества и консолидации всех задействованных в ней лиц, т.е. основой совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной доверием и взаимопониманием.
Концептуальные установки:
отношение к ребенку, как к равному. Признание в каждом ребенке человеческого достоинства.
оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку, построение индивидуальных занятий, гибкость и вариативность образовательной среды, позволяющей оптимальным образом сочетать диагностическую, консультативную, коррекционную и обучающую работу.
ориентация на максимально возможное участие в образовательном процессе родителей, близкого окружения детей.
пристальное внимание к сфере отношений в целом как к принципиальному, формообразующему фактору.
Следуя данной методике, содержание образовательного процесса и его «технологическая карта» выстраиваются по условным линиям горизонтали и вертикали.
Основные этапы образовательного процесса включают в себя:
Беседа. Ознакомление. Выяснение организован ребенок или нет. Первичная диагностика.
Консультация психолога (по желанию)
Гидрокинезотерапия (посещение бассейна)
ИЗО, лепка.
Работа по мелкой моторике.
Пальчиковые игры.
Повышение коммуникабельности (применение техники «Здравствуйте»)
Просмотры кукольного театра.
Тесты (по цвету, по форме, по картинке)
Техника по снятию агрессивности с использованием пальчиковых красок.
Проведение собраний, чаепитий с родителями.
Проведение культурно-массовых мероприятий (посещение выставок, музея, спектаклей, контактного зоопарка и т.д.)
Выезд на природу.
Посещение фитнес центра для родителей.
ЛФК с использованием шведской стенки, сухого бассейна, массажеров для рук и ног.
Посещение физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК «Юниор») (каток)
Работа в сенсорной комнате (воздействие слуховое, звуковое, тактильное, применение аромалампы с эфирными маслами, использование музыки для релаксации и световых эффектов)
Костюмированные вечеринки для родителей (Рождество)
Проведение дня именинника (с привлечением клоуна и использованием аквагримма)
Проведение Новогодних утренников.
Проведение индивидуальных занятий.
Театральная студия «Лучики добра»
на принципах приоритетов человеческих ценностей, гуманизма, общедоступного образования, адаптивности его систем с учетом особенностей развития и подготовки обучающихся. Общеобразовательные учреждения не могут уделять должного внимания детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, должного внимания. Восполнить этот пробел призваны центры реабилитации и коррекции.
Основные направления в деятельности объединения в рамках
дополнительной образовательной программы:
диагностика уровня психического и интеллектуального развития детей и подростков с отклонениями в развитии личности;
проведение групповых и индивидуальных мероприятий для детей с различными структурами дефекта;
психокоррекционная работа по нетрадиционным методам (арттерапия, сказкотерапия, пескотерапия, гидрокинезотерапия) использования сенсорной комнаты;
проведение собраний, круглых столов для родителей особых детей, с привлечением заинтересованных лиц;
консультации по выбору образовательных учреждений, необходимости и формам индивидуального воспитания и обучения, детско-родительским отношениям, по проблемам личной жизни несовершеннолетних.
Для оценки уровня и качества освоения обучающимися образовательной программой проводится аттестация обучающихся.
Её цель выявить исходный, текущий, промежуточный и итоговый уровень практических навыков, умений и знаний, в соответствии с ожидаемыми результатами программы.
Содержание аттестации:
начальный уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
промежуточная аттестация - содержание изученного программного материала;
итоговая аттестация - содержание всей образовательной программы в целом.
Формы аттестации:
тестовые задания;
тестирование.
Оценки аттестации:
По трёх бальной системе: Высокий, средний, низкий уровень.
Программа дополнительного образования «Солнышко» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Основные причины создания программы:
-увеличение числа детей с ОВЗ;
-удаленность Троицкого района от областного центра, где оказывается разнообразная помощь данной категории детей;
-эпизодический характер оказываемой помощи;
-материальные трудности семьи;
-неготовность семьи к адекватному восприятию проблем, связанных с воспитанием и обучением детей с ОВЗ.
Новизна программы:
«Солнышко» опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровье сбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку - как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются .
Необходимо помнить, что дети-инвалиды - это дети «особой заботы». Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Контингент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1 .Дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях.
Дети, обучающиеся в коррекционных школах;
Дети, находящиеся на домашнем обучении.
Необучаемые дети.Содержание программы:
Предварительный этап (сбор и анализ индивидуальных данных и особенностей развития ребенка.)
Работа психолога и педагога
Сбор сведений об особенностях ребенка (особенности ранних этапов развития), об условиях жизни, наличии хронической
патологии, аллергических реакциях. Выясняются история возникновения и развития заявленной проблемы.
Беседа с родителями.
В процессе беседы с родителями выясняются особенности поведения ребенка в семье, в детском саду и школе, характер взаимоотношений со сверстниками. Выясняются социально-бытовые условия жизни ребенка. Выясняются или уточняются медицинские показатели. Выяснение наиболее существенных моментов жизни, факторов риска. Выявляются основные запросы и жалобы родителей.
Анализ собранных данных
Анализируются и сводятся полученные сведения в результате беседы с родителями. Сведения заносятся в анкету родителей.
Первичная диагностика
Комплексная диагностика ребенка
Проводится комплексная диагностика когнитивной сферы :сформированность познавательных функций. Уровень интеллектуального развития, уровень развития речи, аффективной сферы (самооценка, способность к контакту, интерес, активность), мотивационно-волевой сферы, степень сформированности учебных навыков у школьника).
Выделение проблемных зон развития
В результате анамнеза и диагностики выявляются трудности, проблемы развития, требующие коррекционно-реабилитационной или развивающей .работы с ребенком. Результаты анамнеза и диагностики позволяют оценить как актуальную ситуацию развития и понять причины, приведшие к наблюдаемым феноменам, так и сформировать стратегию помощи ребенку.
Разработка комплексной групповой или индивидуальной коррекционной / развивающей программы
2.
Консультирование. Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей (семьи) детей с особыми нуждами. С привлечением заинтересованных лиц.
3.
Реабилитационные методы. В перспективе программа предусматривает создание реабилитационных групп для родителей, в которых будет проводиться проработка проблем, волнующих родителей.
4.
Психотерапевтические методы. В перспективе программа предусматривает работу с родителями детей с особыми нуждами с элементами психотерапии (элементы сказкотерапии, арт-терапии, библиотерапии и пр.)