СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Резьба по дереву»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для начинающих обучаться этому виду декоративно-прикладного искусства следует рекомендовать использование настоящей программы. Данная программа рассматривает участие детей в летний период в выставках, конкурсах, фестивалях. Программа имеет художественную направленность

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Резьба по дереву»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ЭСТЕНТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТЮЗ»




Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ»

Протокол № 1 от 6 сентября 2016 г

_________________Т.И.Мигулева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ»

_________________Т.И.Мигулева

Приказ №_25_________________

от « 6 » сентября 2016 г








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Резьба по дереву»


Направленность: художественная


Уровень: базовый


Рассчитана на детей от 12 до 15 лет


Срок реализации программы: 3 года





Педагог дополнительного образования Чаюков С.В..







ст. Тбилисская, 2016

Раздел 1 « Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержания, планируемые результаты»:

1.1 Пояснительная записка


Одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства на Руси является резьба по дереву, которая своими истоками уходит к искусству восточных славян. Большинство изделий народного творчества в глубокой тайне хранят своих создателей, и только мастерство исполнения свидетельствует о том, что это были художники с хорошим вкусом и изобретательностью.

Резьба по дереву является интересным, увлекательным и полезным занятием для школьников не только средних и старших классов, но и младших. Для начинающих обучаться этому виду декоративно-прикладного искусства следует рекомендовать использование настоящей программы. Данная программа рассматривает участие детей в летний период в выставках, конкурсах, фестивалях. Программа имеет художественную направленность.

Актуальность рабочей программы заключается в том, что её реализация осуществляется в результате подготовки молодежи к жизни. Особое значение имеет единство трудового и эстетического воспитания. Определенную роль в системе трудового и эстетического воспитания школьников играют занятия в студиях декоративно-прикладного искусства, в том числе и в студии «Резьба по дереву», а именно вовлечение мальчиков в занятия прикладным творчеством. Занятия имеют политехническое направление деятельности.

При составлении данной программы был рассмотрен и проанализирован ряд программ: Кротов И.В. «Программы» (изд. 1988 г.), «Творческие задания Лернера», «Современные образовательные технологии» Селова Р.К. , «Творческие проекты» Сомоненко М.С., «Программы» Хворостова А.Л., а также Методическое пособие «Русское деревянное творчество» №3 1999 г. Хворостова Д.А.

В программах Кротова И.В. 1988 г. изд. широко представлены такие виды резьбы, как контурная, геометрическая, рельефная. Здесь хорошо составлены учебно-тематические планы по данным темам, которые и были взяты за основу. Также в программе автора имеется реферативное описание некоторых блоков и разделов. Но имеются и недостатки. Так совсем не охвачена тема токарной обработки древесины, мало уделяется времени на изготовление инструмента резчика по дереву, отсутствуют мероприятия воспитательного характера.

Более свежее издание Симоненко Н.С. «Творческие проекты» (1995 г. изд.) помогло разработать методику подготовки учащихся к взрослой жизни, т.е. научить самостоятельно оценивать значение изготавливаемого изделия, его рентабельность, полезность для себя и общества. Слабость данного издания заключается в том, что все основывается на полном экономическом расчете, но не учитываются индивидуальность и неповторимость.

В программах Хворостова А.С. ярко отражена структура и методика проведения индивидуальных занятий, также хорошо рассмотрены такие вопросы, как древесиноведение, история ремесел. Продолжателем идей Хворостова А.С. стал его сын Хворостов Д.А., который выпускает методические пособия «Русское деревянное зодчество» (Кч3 1999 г), «Изготовление инструмента».

Новизной программы «Резьба по дереву» является введение разделов, которых не было в выше перечисленных программах: изготовление инструмента с использованием передовых технологий; планомерное изучение всех видов резьбы по дереву (контурная резьба, геометрическая резьба, плоскорельефная резьба, объемная резьба); токарная обработка древесины.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании необходимых условий для формирования нравственных качеств личности, первоначальных основ общей культуры. На основе передового опыта многих авторов получилась программа, включающая все виды художественной обработки древесины, рассчитанная на три года обучения.

Программа позволяет разработать методику обучения резьбе по дереву, определить формы и методы данной программы для ее успешной реализации на практике. А также выявить условия формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения резьбе по дереву.

Отличительные особенности программы. В данной программе рассмотрены следующие разделы: изготовление инструмента с использованием передовых технологий и из подручного материала; планомерное изучение всех видов резьбы по дереву (контурная резьба, геометрическая резьба, плоскорельефная резьба, объемная резьба); токарная обработка древесины (сочетание со всеми видами резьбы).

В этом и заключается новизна данной программы - объединение путем обобщения, выделения главного из ранее изученных программ, методических пособий и вспомогательной литературы по резьбе по дереву передовых методов обучения и воспитания.

Адресат программы. Данная программа разработана на основе программы студии «Резьба по дереву» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Министерство Просвещения, 1982 г.) и имеет художественную направленность. Она имеет базовый уровень реализации и включает все виды художественной обработки древесины, рассчитана на три года обучения детей в возрасте 12-13 лет.

Программа основана на том, чтобы разработать содержание «Методики обучения учащихся резьбе по дереву», определить формы и методы данной программы для ее успешной реализации на практике. А также выявить условия формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения резьбе по дереву.

Уровень программы объем и сроки. Уровень образования 7-9 классы, условия набора, критерии:

Данная программа предусматривает трехлетний срок обучения детей в возрасте 12-15 лет:

1 год обучения - 1 раз в неделю 3 часа, 108 часов в год;

2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 и 2 часа (4 часа), 144 часа в год;

3 год обучения - 2 раза в неделю по 2 и 3 часа (5 часов), 180 часов в год.

Формы обучения: очная, теория, практика.

В программе предусматривается сочетание теоретических (не более 1/5-1/6 времени) и практических занятий. Для обучения по программе приглашаются в основном мальчики без особых требований к уровню образования.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. 1-ый год обучения 3 часа, 2-ой год обучения 2/2 часа, 3-ий год обучения 2/3 часа.

Особенности организации образовательного процесса:

Для улучшения организации учебного процесса, обучение ведется по группам, состоящим из 6-8 человек, в зависимости от возраста, физического и творческого развития воспитанников.

Одной из основных форм создания детского коллектива является вовлечение старшей группы в проведение мастер-классов, выставок при наборе подготовительной группы.

Большую роль в эффективности учебного процесса играет проведение совместных занятий старшей и подготовительной групп (одно занятие в месяц).



1.2. Цель и задачи программы.


Цель программы - дать основные знания, выработать умения, навыки у учащихся по предмету «Резьба по дереву».

Основные задачи программы:

образовательные (предметные):

- обучить выполнять как простые элементы

резьбы, так и более сложные комплексные изделия;

- обучить создавать творческие работы, используя все

художественные средства;

- изучение и сохранение народных традиций и культур;

личностные:

- развитие художественного воображения и фантазии;

- развитие творческих способностей и абстрактного мышления;

метапредметные:

- воспитать бережное отношение к окружающему нас миру;

- воспитание у учащихся нравственных черт характера.


Цель первого года обучения - сформировать знания и умения, навыки работы с деревом.

Задачи первого года обучения:

образовательные (предметные):

- привить первые навыки резьбы по дереву;

- воспитать усидчивость и трудолюбие.

личностные:

- привитие эстетического вкуса и понимания мира прекрасного;

метапредметные:

- формирование и развитие таких качеств личности как аккуратность, внимательность, усидчивость.



Цель второго года обучения: обучить правилам безопасной работы в резьбе по дереву.

Задачи второго года обучения

образовательные (предметные):

- привить навыки основных методов резьбы по дереву;

- развить творческое восприятие и самостоятельность решений.

личностные:

- формировать у учащихся интерес к возрождению традиций через изготовление изделий быта;

метапредметные:

- продолжать развивать усидчивость, аккуратность, в работе с деревом


Цель третьего года обучения: обучить основам резьбы по дереву.

Задачи третьего года обучения:

образовательные (предметные):

- углубить курс практических знаний резьбы по дереву;

- закрепить ведущие навыки резьбы по дереву;

- знакомство с театрально-декорационным искусством.

личностные:

- формировать у учащихся интерес к культуре и быту народов родного края;

- развивать у учащихся эстетический вкус;

метапредметные:

- формировать и развивать у учащихся самостоятельность при разработке и выполнении изделий.













1.3. Содержание программы

1.3.1.Учебный план

1-й год обучения





Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2



2.

Игра как средства социальной адаптации ребенка

3


3


3.

Знакомство с предприятиями народных промыслов

1


1


4.

Знакомство с экспонатами музеев

2


2


5.

Основные сведения о древесине и ее свойствах

1

1



6.

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

2

1

1

Технический диктант

7.

Инструменты для резьбы по дереву

4

2

2


8.

Измерительные инструменты

2

1

1


9.

Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву

12

2

10


10.

Подготовка инструментов для резьбы

4

1

3


11.

Создание неполных композиций узоров резьбы на бумаге и перевод созданных узоров на изделия из дерева

6

1

5


12.

Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева

12

3

9

Открытое занятие


Зачет

13.

Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

3

1

2


14.

Копирование образцов народной резьбы

6

2

4


15.

Создание индивидуальных композиций

6

1

5

Устный опрос

Практическая работа


16.

Выполнение композиций народной резьбы

15

6

9


17.

Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву

17

4

13


18.

Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

7

2

5


19.

Выставка

3


3

Выставка,

Технический диктант


Итого:

108

30

78


2-й год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1. Резьба по дереву





1.1

Вводное занятие

2

2



1.2

Материалы, инструменты. Выполнение задания по образцу

4

2

2


1.3

Контурная резьба по тонированному фону

8

2

6


1.4

Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно - выемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов

8

2

6

Практическая работа

1.5

Узоры геометрического орнамента из изученных (азбучных) элементов, работа по образцам

10

2

8


1.6

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне)

12

2

10


1.7

Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (резьба по выбору)

12

2

10


1.8

Отделка готовых изделий, подготовка работ к выставке

2

1

1

Зачет, выставка работ

2.

Токарное дело





2.1

Знакомство с токарными работами по дереву

4

4



2.2

Общее устройство токарного станка по дереву. Технический уход.

8

4

4


2.3

Инструменты для работы на токарном станке, подготовка их к работе

4

2

2

Практическая работа

2.4

Рабочее место токаря по дереву

6

2

4


2.5

Основные сведения о древесине

4

2

2


2.6

Основные приемы работы на токарном станке по дереву

18

4

14

Устный опрос, технический диктант

2.7

Выполнение простых фигур на токарном станке по дереву

16

4

12


2.8

Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

4

2

2


2.9

Разработка простого изделия, состоящего из двух-трех деталей

10

4

6


2.10

Изготовление несложного изделия с отработкой точности

8

2

6


2.11

Отделка готовых изделий, подготовка работ к выставке

6

2

4

Практическая работа, выставка работ


Итого:

144

47

97



3-й год обучения


Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Токарное дело





1.1

Вводное занятие

2

2



1.2

Основы православной культуры

4

4


Беседа

1.3

История театра

4

4



1.4

Русское деревянное зодчество

4

4



1.5

Контрольно – измерительные инструменты

4

2

2

Практическая работа

1.6

Создание собственного комплексного изделия на бумаге

6

2

4


1.7

Изготовление комплексного изделия в материале

18

6

12


1.8

Сборка и отделка готового изделия

6

2

4


1.9

Копирование образцов с наименьшей допустимой погрешностью

18

4

14

Открытое занятие, практическая работа

1.10

Отделка готовых изделий

4

2

2


1.11

Организация выставки работ

2


2

Зачет, выставка работ

2.

Рельефная резьба





2.1

Оборудование и инструменты

4

4



2.2

Общие сведения о резьбе и ее видах, общие правила безопасности при резьбе

8

2

6


2.3

Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы

12

4

8


2.4

Безопасные приемы работы с инструментами

4

2

2

Зачет

2.5

Композиция из простейших фигур (работа по образцам)

6

2

4


2.6

Резанье древесины. Приспособления и оборудование для резанья древесины

8

2

6

Практическая работа

2.7

Резьба геометрического, растительного или смешанного характера (творческая работа)

16

6

10


2.8

Выполнение резьбы с созданием анималистических изображений (зверей, птиц и т.д.)

18

4

14


2.9

Выполнение контурной резьбы произвольной тематики.

18

4

14


2.10

Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

8

2

6

Зачет, практическая работа, выставка работ

2.10

Выставка

6


6



Итого:

180

64

116




1.3.2. Содержание учебного плана


1-й год обучения

1.Вводное занятие

Теория:

Знакомство с искусством деревянной резьбы и ее современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы студии. Правила безопасности труда.


2. Игра как средство социальной адаптации ребенка

Практика:

Знакомство. Развитие социально-коммуникативных навыков. Мир общения. Мир эмоций и чувств. Само регуляция.


3. Знакомство с предприятиями народных промыслов

Теория:

Посещение цеха по обработке древесины механическим путем. Встреча с народными умельцами или мастерами резьбы по дереву.


4. Знакомство с экспонатами музеев

Теория:

Посещение музеев: музея школы, местного музея, районного музея, выезд в краеведческий музей, а также на выездные художественные экспозиции.


5. Основные сведения о древесине и ее свойствах

Теория:

Строение дерева, макроскопические признаки строения различных древесных пород, применяемых в резьбе (хвойные породы, лиственные породы, экзотические породы), показ образцов различных древесных пород. Пороки и дефекты древесины. Показ образцов с пороками древесины (трещины, сучки, гребки, повреждения насекомыми). Физические и механические, свойства древесины; цвет, текстура, запах. Демонстрация на образцах. Влажность, усушка и разбухание. Механические свойства древесины: твердость и прочность, упругость и пластичность. Наглядные примеры на образцах.

Практика:

-определение породы деревьев по образцам;

-определение пороков и дефектов древесины по образцам;

-определение физических и механических свойств древесины на образцах.


6. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование

Теория:

Столярный верстак. Устройство версточной доски, стул резчика по дереву, приспособление резчика по дереву: упорная пластина, стусло, струбцины, зажимы, деревянный чурбан, державки. Столярный инструмент.

Набор резчицкого инструмента, измерительный и электроинструмент, осветительные приборы.


7. Инструменты для резьбы по дереву

Теория:

Техника безопасности при работе с инструментом. Столярный инструмент: топор, тесло, рубанки, фуганки, пилы, сверла, стамески, долота. Прочий инструмент (молотки, киянки, цикли, напильники, рашпили). Устройство и назначение инструмента в зависимости от рода выполняемых работ. Резчицкий инструмент.

Практика:

Описание устройства инструмента по образцам. Определение инструментов, классификация инструментов.


8. Измерительные инструменты

Теория:

Классификация измерительного инструмента. Перечень и демонстрация измерительного и разметочного инструмента: линейки, карандаши, чертилки, столярный угольник, ярунок, малка, чертежные угольники, циркули, транспортир, рулетка. Устройства и способы применения.

Практика:

Определение вида инструмента по образцам и описание его устройства.


9. Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву

Теория:

Краткий обзор видов резьбы. Контурная и геометрическая резьба. Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнения задания по образцу (на светлом фоне). Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой и тонированной древесине.

Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства (ярославские прялки, мордовские свадебные сундуки и др.). Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож).

Практика:

Изготовление строганой основы по размерам образца. Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.


10. Подготовка инструментов для резьбы

Теория:

Технология изготовления инструментов. Зависимость резьбы от инструмента. Приобретение и изготовление инструментов. Правильный выбор сырья для изготовления инструментов. Закалка инструмента. Заточка инструмента. Изготовление рукояток для инструмента, выбор формы и породы древесины для рукояток. Техника безопасности при изготовлении инструмента.

Практика:

Выбор обучающимися формы инструмента и его изготовление.


11.Создание неполных композиций узоров резьбы на бумаге и перевод созданных узоров на изделия из дерева

Теория

Использование раздаточного материала с элементами узоров, азбука геометрической резьбы. Выполнение узоров в рабочих тетрадях с отработкой точности, четкости в необходимом для этого количестве. Перенос узоров на изделия из дерева. Подготовка тренировочных досок из мягких пород древесины. Строгание, циклевание и шлифовка.

Практика:

Использование рабочих тетрадей с готовыми рисунками и чертежами. Изготовление тренировочных досок и перенос азбучных элементов.


12. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева

Теория:

Узор геометрического характера из изученных азбучных элементов, работа по образцам. Использование резной пластины с азбукой в качестве справочного материала при сочинении композиции. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного или нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм работы над геометрической резьбой.

Практика:

Изготовление по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.


13. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

Теория:

Способы и методы отделочных работ. Исправление сколов. Техника шлифовки и полировки. Задача отделки поверхности резных изделий. Прозрачная отделка: масляный лак, растительные масла, нитролак, морение, отбеливание.

Практика:

Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия.

14. Копирование образцов народной резьбы

Теория

Использование готовых декоративных пластин с композициями из

растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне). Примеры из истории народного декоративно-прикладного творчества. Композиция из растительных элементов или анималистического характера. Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева.

Практика:

Создание декоративных пластин для оформления помещений по готовым образцам, работа над эскизами композиций в заданном формате. Исполнение в материале.


15. Создание индивидуальных композиций

Теория:

Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащегося). Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Проект изделия. Разработка резной заставки. Разработка способов отделки в зависимости от назначения изделия,

Практика:

Создание проекта изделия.


16. Выполнение композиций народной резьбы

Теория:

Орнаментальная композиция (работа по образцам). Характерные особенности композиционного построения народной резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер. Стадии выполнения резьбы. Приемы обработки фона.

Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы изготовления и рекомендации по применению. Выбор материала. Подготовка основы под резьбу, виды отделки резных поверхностей.

Практика:

Зарисовки орнаментальных резных композиций с образцов народного искусства. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на

материал. Выполнение резьбы. Разработка орнаментальных резных композиций на произвольную тему и выполнение ее в материале (резные пластины по сюжетам народных сказок).



17. Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву

Теория:

Выбор изделия, создание технологических карт. Описание операций. Разработка чертежей, эскизов, шаблонов. Изготовление на примере комплексного изделия, состоящего из двух и более деталей. Декоративные технологические, особенности при выборе и изготовлении комплексных

изделий. Обязательное изготовление пробных строганных основ под резьбу и некоторых сложных элементов.

Практика:

Подготовка деревянных основ для выполнения тренировочных элементов, а так же для основных составляющих частей комплексного изделия. Разметки резного поля по эскизам и чертежам, выполненным ранее. Выполнение резьбы соответственно технологических карт вначале на тренировочных основах, а затем на основных. Сборка готового изделия с учетом технологии. Зачистка готового изделия.


18. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

Теория:

Способы и методы отделочных работ. Исправление сколов, техника шлифовки и полировки. Задача отделки поверхностей резных изделий. Прозрачная отделка: растительные масла, нитролак, морение, отбеливание.

Практика:

Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия. Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия.


19. Выставка

Практика:

Сбор всех работ воспитанников. Отбор лучших работ в зависимости от качества. Тематика проводимых выставок и степень сложности изготовленных изделий.



2-й год обучения


Раздел 1. Контурная резьба по дереву

1.1. Вводное занятие

Теория:

Краткий обзор итогов первого года обучения. Вопросы охраны труда и техники безопасности. Организация рабочего места. Ознакомление с программой.


1.2. Материалы, инструменты. Выполнение задания по образцу

Теория:

Подготовка рабочего места. Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне). Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой и затонированной древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства (ярославские прялки, мордовские свадебные сундуки и др.). Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож), деревянной поверхности, естественного цвета дерева, тонированной древесины.

Этапы выполнения контурной композиции.

Практика:

Изготовление строганой основы под резную композицию растительного характера по размерам образца (возможно использование в качестве основы под резьбу крышки школьного пенала). Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.


1.3 Контурная резьба по тонированному фону

Теория:

Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования рисунка на темный фон. Приемы работысидя, стоя (с поворотом заготовки, без поворота).

Практика:

Декоративные композиции для игровых комнат детского сада. Подготовка основы. Работа над эскизом (на темном фоне). Использование набросков, зарисовок животных, декоративная трактовка форм животного мира. Выполнение резьбы.


1.4 Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой резьбы) Азбука геометрических элементов

Теория:

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства (прялки, валенки, рубели Архангельской, Вологодской,

Калининской областей России. Изделия армянских и грузинских мастеров, геометрическая резьба народов Средней Азии, изделия прибалтийских мастеров). Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок разметки и последовательность выполнения.

Практика:

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметки (поперек волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы азбуки (каждый из резных элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Выполнение резьбы.


1.5. Узоры геометрического орнамента из изученных (азбучных) элементов, работа по образцам

Теория:

Использование резной пластины с азбукой в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм работы над геометрической резьбой.

Практика:

Исполнение по образцу декоративной пластины с несложной композицией.


1.6 Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном и светлом фоне)

Теория:

Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства композиций из растительных элементов или анималистического характера (например, пряничные доски Кировской, Московской областей). Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности.

Практика:

Создание декоративных пластин для оформления помещений начальных классов (коллективное задание), работа над эскизами композиции в заданном формате. Зарисовка с натуры животных, птиц, аквариумных рыб, рисование листьев, цветов (возможно с ботанических гербариев). Использование зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под сочетанием геометрической и контурной резьбы. Исполнение в ' материале.


1.7 Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (резьба по выбору)

Теория:

Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Проект изделия. Разработка резной заставки. Способ отделки и его зависимость от утилитарного назначения изделия.

Практика:

Создание проекта. Изготовление (столярным или токарным способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки. Отделка готового изделия - тонирование, лакирование, полирование — производится в зависимости от выбранного вида резьбы (геометрическая или контурная резьба по светлому или темному фону).


1.8. Отделка готовых изделий, подготовка работ к выставке

Теория:

Способы и методы отделочных работ. Исправление сколов, техника шлифовки и полировки. Задача отделки поверхностей резных изделий. Прозрачная отделка: растительные масла, нитролак, морение, отбеливание.

Практика:

Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия.


Раздел 2. Токарное дело

2.1. Знакомство с токарными работами по дереву

Теория:

История развития токарных работ по дереву. Правила безопасности труда.


2.2. Общее устройство токарного станка по дереву. Технический уход

Теория:

Назначение токарного станка СТД. История происхождения СТД. Классификация и назначение СТД. Общее устройство СТД. Подетальное устройство станка СТД. Технический уход.

Практика:

Опрос учащихся по устройству СТД, технический диктант.


2.3. Инструменты для работы на токарном станке, подготовка их к работе

Теория:

Виды классификации инструментов для работы на токарном станке. Способы и методы заточки инструментов. Техника безопасности при заточке инструментов.

Практика.

Подготовка инструментов к работе. Проверка инструментов на пригодность к работе.


2.4. Рабочее место токаря по дереву

Теория:

Оборудование и инструменты токаря по дереву. Правила техники безопасности при работе на СТД. Подготовка СТД к работе. Закрепление заготовки. Правильное расположение инструментов при работе на СТД.

Практика:

Закрепление заготовки на СТД.


2.5. Основные сведение о древесине

Теория:

Выбор древесины для изготовления заготовки. Классификация пород древесины. Демонстрация образцов с породами древесины.


Практика:

Выбор заготовки для токарных работ, обработка заготовки (первичная).


2.6. Основные приемы работы на токарном станке по дереву

Теория:

Правила техники безопасности при работе на СТД. Работа на станке СТД. Сочетание различных приемов при изготовлении простых фигур.

Практика:

Выполнение обучающимися основных приемов работы на СТД.


2.7. Выполнение простых фигур на токарном станке по дереву

Теория:

Демонстрация готовых образцов проектных фигур, выполненных на СТД. Показ техники выполнения простых фигур на СТД.

Практика:

Выполнение обучающимися простых фигур на СТД по образцам.


2.8. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

Теория:

Технология отделки готового изделия на СТД. Методы ручной доводки изготовленного изделия. Отделочные работы.

Практика.

Отделка готовых изделий согласно технологической карте.


2.9. Разработка простого изделия, состоящего из двух-трех деталей

Теория:

Показ готовых образцов. Изготовление чертежей и эскизов. Правила составления технологической карты.

Практика:

Разработка эскизов, изготовление чертежей, составление
технологических карт.


2.10. Изготовление несложного изделия с отработкой точности

Теория:

Правила техники безопасности при работе на СТД. Вводный инструктаж по выбору и установке заготовок на СТД. Текущий инструктаж в ходе работы.

Практика:

Изготовление заготовок. Выбор и заточка инструментов. Установка и обработка заготовок. Уборка рабочего места.


2.11. Отделка готовых изделий, подготовка работ к выставке

Теория:

Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.

Практика:

Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий и участие в выставках, конкурсах.


3-й год обучения


Раздел 1.Токарное дело

1.1. Вводное занятие

Теория:

Программа, задачи и план работы студии. Оборудование и инструменты. Повторение пройденного за прошлый год. Материалы. Хранение инструментов, материалов, изделий. Общие правила безопасности труда.


1.2. Основы православной культуры

Теория:

История зарождения православной культуры. Становление православной культуры в России. Православные праздники. Традиции православной культуры в современном обществе.


1.3. История театра

Теория:

Театр - синтез искусств. Современный театр. Театрально-декорационное искусство.


1.4. Русское деревянное зодчество

Теория:

Возникновение и развитие деревянного зодчества в России. Просмотр иллюстраций, посещение музеев, просмотр видео и фотоматериалов.


1.5. Контрольно-измерительные инструменты

Теория:

Виды и назначение контрольно-измерительных инструментов (КИИ). Устройство и техника использования КИИ.

Практика:

Лабораторная работа по теме «Измерение заготовок при помощи КИИ.


1.6. Создание собственного комплексного изделия на бумаге

Теория:

Текущий инструктаж при выборе и разработке эскизов, чертежей, лекал, шаблонов.


Практика:

Изготовление эскизов, чертежей, лекал, шаблонов, технологических карт.


1.7. Изготовление комплексного изделия в материале

Теория:

Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж при выборе и изготовлении заготовок. Текущий инструктаж в процессе изготовления изделия.

Практика:

Изготовление заготовок для будущего изделия. Обработка заготовок на токарном станке с учетом технологической карты.


1.8. Сборка и отделка готового изделия

Теория:

Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.

Практика:

Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.


1.9. Копирование образцов с наименьшей допустимой погрешностью

Теория:

Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж при ' выборе и изготовлении заготовок. Текущий инструктаж в процессе изготовления изделия. Выполнение работы с использованием КИИ, при этом допустимая погрешность должна быть минимальной.

Практика:

Изготовление заготовок для будущего изделия. Обработка заготовок на токарном станке с учетом технологической карты.


1.10. Отделка готовых изделий

Теория:

Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.

Практика:

Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.


1.11. Организация выставки работ

Практика:

Сбор всех работ. Отбор лучших работ в зависимости от качества. Тематика проводимых выставок и степень сложности изготовленных изделий.

Участие в выставке.


Раздел 2. Рельефная резьба


2.1. Оборудование и инструменты

Теория:

Программа, задачи и план работы студии. Закрепление рабочих мест, культура труда. Материалы. Хранение инструментов, материалов, изделий. Общие правила безопасности труда.


2.2. Общие сведения о резьбе и ее видах, общие правила безопасности при резьбе

Теория:

История резьбы по дереву. Разновидности резьбы. Демонстрация дидактического материала с разновидностями резьбы. Инструменты для рельефной резьбы. Общие правила безопасности труда при резьбе по дереву.

Практика:

Упражнения по заточке и доводке инструмента.


2.3. Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы

Теория:

Инструменты для резьбы. Древесина, ее строение, свойства, породы деревьев. Необходимость бережного отношения к природе. Пороки, влажность древесины. Особенности подбора древесины под резьбу. Пиление, строгание, циклевание древесины. Крашение древесины Основные требования к качеству изделий из древесины. Безопасность труда при выполнении технических операций при обработке древесины.

Практика:

Определение пород и пороков древесины. Выбор заготовок. Обработка основы при помощи пил, струг, цикли под резьбу по образцу.


2.4 . Безопасные приемы работы с инструментами

Теория:

Техника безопасности при работе с резчицким инструментом.

Практика:

Изготовление приспособлений для безопасной работы.


2.5. Композиция из простейших фигур (работа по образцам)

Теория:

Ритм, композиция. Использование образцов при выборе рисунка. Перевод рисунка на основу. Приемы увеличения и уменьшения рисунка. Рациональные способы получения рисунка.

Практика:

Составление простой композиции из геометрических фигур. Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на основу.


2.6. Резанье древесины. Приспособления и оборудование для резанья древесины

Теория:

Приемы резанья древесины ножом-резаком. Безопасность труда. Практические занятия:

Практика:

Практические упражнения по резанью в различных направлениях древесины (на оборотной стороне плашки). Контурная резьба по образцам.

2.7. Резьба геометрического, растительного или смешанного характера (творческая работа)

Теория:

Основные требования, предъявляемые к созданию композиции из геометрического и растительного орнаментов. Привлечение всех студийцев к обсуждению и подбору объектов работ. Организация индивидуальной и коллективной работы, творческой взаимопомощи и соперничества. Безопасность труда.

Практика:

Создание композиции для резьбы. Подготовка основы. Нанесение узора на основу. Выполнение контурной резьбы на изделие. Контроль качества изделия.

2.8. Выполнение резьбы с созданием анималистических изображений (зверей, птиц и т. д.)

Теория:

Стилизация рисунка под контурную резьбу. Основные принципы стилизации. Ознакомление с устройством и приемами пользования техническими средствами обучения: кодоскопом, эпидиаскопом, фотоувеличителем. Меры электробезопасности при пользовании ТОО на занятиях студии. Лаки для прозрачного покрытия. Приемы лакирования и распиливания поверхности. Безопасность труда при отделке изделий из древесины.

Практика:

Стилизация рисунка под контурную резьбу; его увеличение или уменьшение. Подготовка поверхности заготовки с применением лаков. Перевод рисунка. Процесс резьбы. Контроль качества выполнения резьбы. Исправление допущенных погрешностей. Отделка изделия.


2.9. Выполнение контурной резьбы произвольной тематики

Теория:

Анализ работ профессиональных художников декоративно-прикладного искусства (репродукции, слайды, фотографии). Посещение и анализ выставок декоративно-прикладного искусства» художественных музеев, просмотр кинофильмов по народному искусству. Встречи с художниками-профессионалами и любителями декоративно-прикладного творчества. Выбор композиции произвольной тематики.

Практика:

Коллективное обсуждение тематики творческих работ, их назначения. Выполнение (коллективное или индивидуальное) резьбы произвольной тематики. Контроль качества изготовляемого изделия, его соответствия художественным требованиям.


2.10. Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке

Теория:

Вводный инструктаж по отделке и сборке готовых изделий.

Практика:

Отделка готовых изделий. Сборка готовых изделий. Окончательная доводка. Отделочные работы. Подготовка изделий к выставке.


2.11. Выставка

Практика:

Сбор всех работ. Отбор лучших работ в зависимости от качества. Тематика проводимых выставок и степень сложности изготовленных изделий.

Участие в выставках, конкурсах.


1.4.Планируемые результаты:

По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Резьба по дереву» учащиеся должны демонстрировать следующие результаты:

1-й год обучения.

образовательные (предметные):

- знать технику безопасности при работе с инструментом

- уметь пользоваться измерительными инструментами;

личностные:

- уметь изготовить инструмент для резьбы по дереву;

- уметь создать и выполнить узоры геометрической резьбы;

метапредметные:

- знать технологию выполнения приемов резьбы.

2-й год обучения.

образовательные (предметные):

- уметь подобрать материал (древесину) для изготовления изделия;

- знать устройство токарного станка;

личностные:

- уметь выполнить основные фигуры на токарном станке по дереву;

метапредметные:

- уметь сочетать резьбу по дереву с токарными работами;

- знать правила безопасной работы.

3-й год обучения.

образовательные (предметные):

- знать общие сведения о резьбе и ее видах;

- уметь выполнить резьбу с созданием анималистических

изображений;

личностные:

- уметь выполнить резьбу геометрического, растительного или

смешанного орнаментов;

метапредметные:

- знать правила безопасной работы.



Способы определения результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ;

- педагогический мониторинг;

- мониторинг образовательно й деятельности;

- промежуточная диагностика;

- итоговая диагностика.


Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации


2.1. Календарно учебный график.


Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Резьба по дереву» определяет даты начала и окончания учебного процесса, количество часов, необходимых для изучения разделов программы, тематическое содержание занятий, а также предусматривает формы итоговой аттестации и промежуточного контроля.

Календарный учебный график (Приложение 1.) составляется в начале каждого учебного года для каждой учебной группы и утверждается заместителем директора по учебной части.


2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы и более качественного усвоения учащимися учебного материала необходимы следующие условия:


1. материально-техническое обеспечение должно соответствовать следующим требованиям:

- светлый, просторный, хорошо освещенный кабинет, (соответствующий нормам и требованиям СанПиН);

- учебные мастерские;

2. перечень оборудования, инструментов и материалов - столярные верстаки, стулья, шкафы для хранения работ детей, инструментов и материалов;

- классная доска, чертежные принадлежности;

- настольные осветительные приборы;

- библиотека резчика по дереву;

- технические средства обучения, ИКТ;

- раздаточный демонстрационный материал, выставочные образцы;

- средства доврачебной медицинской помощи.


3. Необходимые инструменты и материалы:

- наборы резчицкого инструмента;

- ручной столярный инструмент;

- заточной ручной и электроинструмент;

- приспособления для резьбы по дереву;

- ручной электроинструмент, для обработки древесины;

- деревообрабатывающие станки;

- деревянные пластины и бруски мягких пород дерева;

- расходные материалы;

- средства для отделки деревянных изделий.

3. информационное обеспечение (компьютер для оформления проектной деятельности учащихся, интерактивная доска, медиапроектор, фотографии, видеофильмы).




2.3. Формы аттестации

Для подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Резьба по дереву» используются следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

- устные фронтальные опросы, мини-викторины, беседы и т.п.;

- выставки с выполненными работами учащихся;

- оформление стенда с работами учащихся в учебном кабинете;

- размещение фотографий работ учащихся, информации о деятельности объединения на официальном сайте учреждения;

- защита готового изделия, оформленного в виде творческой работы или проекта;

- участие в выставках, конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Аттестация (промежуточная и итоговая) организуется в порядке, установленном локальным нормативным актом УДО. Учащиеся, успешно прошедшие аттестацию в конце учебного года, переводятся в группы следующего года обучения.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов служат: журнал посещаемости, демонстрация готовых работ, материал анкетирования и тестирования, порфолио учащегося.

Формами предъявления и демонстрации образовательных материалов могут быть следующие: выставка, демонстрация готового изделия, участие конкурсах и выставках различного уровня, защита творческих работ по итогам освоения программы, открытое занятие и т.п.



Сроки

Наименование разделов, тем

Способы и формы аттестации

1 год обучения

1-е полугодие


Знакомство с видами резьбы


Изготовление инструмента


Открытое занятие


Зачет

2-е полугодие


Техника выполнения геометрического рисунка


Выполнение резьбы в материале


Устный опрос

Практическая работа


Выставка,

Технический диктант

2 год обучения

1-е полугодие


Азбука контурной резьбы


Геометрическая резьба


Зачет, выставка работ


Практическая работа

2-е полугодие


Азы токарных работ по дереву


Выполнение токарных работ в материале


Устный опрос, технический диктант


Практическая работа, выставка работ.

3 год обучения

1-е полугодие


Рельефная резьба


Плоско-рельефная резьба

Контурная и геометрическая резьба


Открытое занятие, практическая работа


Зачет, выставка работ

2-е полугодие


Токарное дело с отработкой точности


Зачет, практическая работа, выставка работ.







2.4. Оценочные материалы

Перечень контрольно-измерительных методик, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов:

- тест «Резьба по дереву» (автор Афанасьев А.Ф.), предъявляется в конце 1 года обучения;

- тест «Творческие задания » (автор Лернер ).

Данные диагностические методики (Приложение 2) позволяют проверить знания по технологии художественной обработки древесины, будут полезны как учащимся, так и студентам, и педагогам.

2.5. Методические материалы

Организация студии - благодарное дело. Для занятий не требуется специально оборудованное помещение, и школьники обычно с удовольствием идут заниматься в такую студию, особенно если стиль общения с ними доброжелательно-игровой.

Занятия резьбой по дереву возможны со школьниками средних классов, но чтобы добиться наиболее интересных результатов в работе и дать детям больше навыков, лучше проводить набор из старших классов.

Рабочее место резчика для занятий резьбой можно оборудовать на старом верстаке или ученическом столе.

При организации студии руководитель должен позаботиться о том, чтобы показать детям различные изделия, пусть не самые сложные в исполнении. Но они должны быть выразительными и убедительными. Одно изделие может быть незавершенным, в процессе работы, чтобы можно было наглядно показать этапы работы. Хорошо иметь эскизы, чертежи этих изделий: сначала показать рисунок, эскиз, затем чертеж. Руководитель должен объяснить обучающимся, что без всего этого изделие невозможно изготовить, но при этом эскизы и чертежи должны быть очень наглядны и понятны, и не должны отпугивать своей невыполнимостью и сложностью. Поэтому занятия в студии нужно начинать с простых, быстрых в изготовлении, но эффектных изделий.

Работа в студии может быть коллективной и индивидуальной. Это зависит от характера задания и, особенно, от психологических особенностей каждого воспитанника. Принуждать ни в коем случае нельзя. Если ребенок застенчив и нетороплив в своих действиях, то не следует сразу же заставлять его работать в компании других. Он должен начать сам, присмотреться, привыкнуть и, уже потом, влиться в коллектив. Поэтому руководитель студии должен планировать не только коллективные, но и индивидуальные занятия. По окончании первого года обучения необходимо подвести итоги за год, отметить каждого ребенка с лучшей стороны, а недостатки, если они есть, предложить назвать самим. После этого предложить ребятам принять участие в районной выставке детского творчества.

Педагог может применять такую форму обучения, как мастер-класс, где старшеклассники, воспитанники третьего года обучения, проводят занятия для подготовительной группы, чем закрепляют свои знания, и знакомят с творческим процессом новичков.

Педагог дополнительного образования может ограничиться обучением детей только одному виду резных работ (например, геометрической резьбе), но может изучить с ними и другие доступные им виды резного декора, например: ажурную и рельефную домовую резьбу.

Заниматься резьбой лучше в удобном для этого помещении, мастерской. Необходимые условия: хорошее освещение, постоянная комнатная температура и умеренная влажность - для комфорта работы и предотвращения коробления изделий, как в процессе работы, так и уже готовых; возможность оставлять недоделанные изделия и материалы.

В ходе обучения у детей могут наблюдаться индивидуальные предпочтения, особые симпатия к тем или иным работам. Это естественно, и педагогу не следует насильно заставлять ребят выполнять те виды работ, к которым у них не лежит сердце. Нужно быть очень чутким к проявлению детского художественного творчества, что, несомненно, благотворно скажется на духовном развитии, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании ребят. Такие занятия позволят детям под руководством педагога дополнительного образования приобщаться к истокам народного творчества, которые обогатят их внутренний мир, заполнят интересным творческим трудом свободное время и, в конечном счете, могут стать дальнейшим источником существования.

2.6. Список литературы



2.6.1. Список литературы, рекомендуемый педагогам

Основная учебная литература

  1. Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» - 1999 г.

  2. Кротов И. В. «Программы» - 1988 г.

  3. Лернер. «Творческие задания»

  4. Симоненко Н. С. «Творческие проекты» -1995 г.

Дополнительная учебная литература:

  1. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян.

  2. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» - 1989 г.

  3. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» - 1992 г.

  4. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник - IV.

  5. Селово Г. К. Современные образовательные технологии - 1998 г.

  6. Ю.Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» - 1991 г.

  7. 7.Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» - 1989 г.

  8. 8.Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» - 1991 г.

  9. 9.И.Хворостов А. С. «Программы».

  10. 10.Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянноезодчество» № 3 - 1999 г.

  11. Шепелев А. М. «Декоративная отделка индивидуальных домов»-1992 г.



2.6.2. Список литературы, рекомендуемый для детей

1.Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» - 1999 г.

2. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян.

3. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» - 1989 г.

4. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» - 1992 г.

5. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник -IV.

6. Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» -1991 г.

7. Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» - 1989 г.

8. Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» - 1991 г.

9. Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянное зодчество» № 3 - 1999 г.

10. О.ШепелевA.M. «Декоративная отделка индивидуальных домов» -1992 г.



2.6.3. Список литературы, рекомендуемый для родителей

1.Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» - 1999 г.

2. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян.

3. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» - 1989 г.

4. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» - 1992 г.

5. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник -IV.

6. Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» -1991 г.

7. Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» - 1989 г.

8. Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» - 1991 г.

9. Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянное зодчество» № 3 - 1999 г.

10. О.ШепелевA.M. «Декоративная отделка индивидуальных домов» -1992 г.

























Программа работы на лето



  1. Пояснительная записка


Программа студии «Резьба по дереву» на лето сделана с целью закрепления знаний и умений, полученных на занятиях коллектива во время сего учебного года, а также для того, чтобы воспитанники студии имели практическую возможность для создания новых изделий и композиций. Также во время летнего сезона планируется выездные посещения музеев и выставок ДПИ и изобразительного искусства. Занятия в летнее время проводятся также по группам в соответствии с программой, составленной на основе учебной программы каждого года обучения.

1-й год обучения – 2 часа в неделю – 24 часа,

2-й год обучения – 4 часа в неделю – 30 часов.



  1. Содержание программы

    1. Учебный план

1 год обучения

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля


Всего часов

Теория

Практика


1

Вводное занятие


1

1




2

Контурная резьба.

Выполнение задания по образцу (на светлом фоне)

3

1

2



3

Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера

4

1

3

практическая работа


4

Декоративные особенности

геометрической резьбы

6

1

5










5

Узор геометрического характера из изученных элементов, работа по образцам

4

1

3



6

Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору)

4


4



7

Итоговое занятие

2


2

Выставка



Всего:

24

5

19





2-й год обучения

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1


2.

Изготовление комплексного изделия

26




2.1

Хлебница


1

7

практическая работа

2.2

Шкатулка


1

7


2.3

Панно «Сова»


1

4


2.4

Панно «Конь»


1

4


3.

Итоговое занятие

2

1

1

Выставка


Всего:

30

6

24







2.2. Содержание учебного плана

1-й год обучение

1. Вводное занятие

Теория:

Знакомство с искусством резьбы. Ознакомление с режимом работы студии. Правила безопасности труда.


2. Контурная резьба. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне)

Теория:

Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Материалы и инструменты. Характер подготовки инструмента в зависимости от рисунка. Этапы выполнения контурной резьбы.

Практика:

Изготовление строганой основы под резную композицию растительного характера.


3. Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера

Теория:

Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон.

Практика:

Декоративные композиции. Подготовка основы. Работа над эскизом. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.


4. Декоративные особенности геометрической резьбы

Теория:

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок разметки и последовательность исполнения.

Практика:

Знакомство с образцами, встреча с резчиками по дереву. Подготовка деревянной основы. Разметка резного поля. Исполнение резьбы.


5. Узор геометрического характера из изученных элементов, работа по образцам

Теория:

Использование резной пластины изделия в качестве справочного материала. Возможные композиционные решения резных элементов. Зависимость выразительности от глубины вырезания элементов. Ритм работы над геометрической резьбой.

Практика:

Исполнение по образцу ряда азбучных элементов.


6. Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору)

Практика:

Учет функционального назначения предмета и его связь с резным декором. Проект изделия. Разработка резной заставки. Способы отделки.

Создание проекта. Изготовление основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки.


7. Итоговое занятие

Практика:

Итоги деятельности учащихся за данный период времени.

Организация выставки изделий.



2-й год обучения


1. Вводное занятие

Теория:

Режим работы студии на данный период. Вопросы охраны труда и правила техники безопасности. Организация рабочего места. Сведения о древесине и ее свойствах. Заточка и правка инструментов.

Практика:

Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок для закрепления резной пластины при работе.


2. Изготовление комплексного изделия

2.1. Хлебница

Теория:

Знакомство с образцами, встреча с резчиками по дереву. Составление эскизов, рисунков, разработка рабочих чертежей.

Практика:

Изготовление заготовок. Долбление по чертежам. Черновая сборка заготовок. Зачистка торцов, подготовка под резьбу. Разметка заставок. Выполнение резьбы. Сборка изделия. Отделка


2.2 Шкатулка

Теория:

Составление эскизов, рисунков, разработка рабочих чертежей.

Практика:

Изготовление заготовок. Долбление, зачистка выдолбленного контура. Изготовление крышки, притирка. Разметка заготовок под резьбу, выполнение резьбы на заготовках. Навешивание крышки. Отделка готового изделия. Лакирование.


2.3 Панно «Сова»

Теория:

Составление эскизов, рисунков, изготовление шаблона.

Практика:

Изготовление заготовки по шаблону. Обработка торцов заготовки, тонирование. Разметка готового изделия, зачистка, изготовление петли. Лакирование готового изделия.



2.4 Панно «Конь»

Теория:

Составление эскизов, рисунков, шаблонов.

Практика:

Изготовление заготовки. Обработка торцов заготовки. Тонирование, Разметка заготовки под резьбу. Выполнение геометрической резьбы на изделии. Отделка готового изделия, зачистка, изготовление петли. Лакирование изделия.


3. Итоговое занятие

Теория:

Итоги за курс обучения. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе учащихся.

Практика:

Подготовка и оформление выставки работ учащихся. Обсуждение выставки.


















































Приложение №1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


















































Приложение №2

Вопросы-карты (автор Лернер)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!