СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Резьба по дереву является одним из традиционных видов русского народного декоративного искусства. В ней нашли свое яркое проявление большая художественная одаренность русского народа, его любовь к украшению жилища и бытовых предметов, высокое техническое мастерство, умение понимать и использовать художественные возможности материала. Обучение по данной программе позволяет обучающимся приобщиться к традиционному народному искусству резьбы по дереву и позволяет максимально  раскрыть свои творческие  способности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»»
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»












Автор- составитель:

Федорова Ольга Леонидовна,

педагог дополнительного образования
















г. Камбарка


Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

  2. Учебно-тематический план первого года обучения……........................5

  3. Содержание учебно-тематического плана первого года обучения……7

  4. Учебно-тематический план второго года обучения…….......................11

  5. Содержание учебно-тематического плана второго года обучения…...13

  6. Учебно-тематический план третьего года обучения……......................17

  7. Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения…..18

  8. Планируемые результаты………………………………………………..22

  9. Условия реализации программы………………………………………...22

  10. Список рекомендуемой литературы……………………………………26































Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву» относится к художественной направленности и предназначена для обучения детей среднего и старшего школьного возраста технике резьбы по дереву.

Резьба по дереву является одним из традиционных видов русского народного декоративного искусства. В ней нашли свое яркое проявление большая художественная одаренность русского народа, его любовь к украшению жилища и бытовых предметов, высокое техническое мастерство, умение понимать и использовать художественные возможности материала. Обучение по данной программе позволяет обучающимся приобщиться к традиционному народному искусству резьбы по дереву и позволяет максимально раскрыть свои творческие способности.

Программа актуальна, поскольку помогает приобщить детей к общечеловеческим ценностям, создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Отличительная особенность программы от аналогичных программ заключается в комплексном изучении нескольких видов резьбы по дереву. Занятия в объединении предполагают возможность для каждого обучающегося выступить в роли дизайнера, инженера, исполнителя и автора своего изделия, проекта. Знакомит детей с одним из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, в таком диапазоне, что они изучают, техники выполнения различных видов резьбы начиная, с простой и в дальнейшем приобретённые ими навыки и умения помогают легче освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать, используя все большее количества инструментов.

Адресат программы: 8-14 лет.

Общий объем программы 648 ч, которые распределены следующим образом:

1 год - 216 ч., в месяц – 24ч., в неделю – 6 ч.

2 год - 216 ч., в месяц – 24ч., в неделю – 6 ч.

3 год - 216 ч., в месяц – 24ч., в неделю – 6 ч.

Срок освоения программы- 3 года

Режим занятий- 2 раза в неделю по 3 часа.


Цель программы: развитие и формирование творческих способностей, обучающихся посредством изучения искусства резьбы по дереву.

Задачи:

-дать представление о видах и подвидах резьбы по дереву и области их применения;

-научить приемам резьбы по дереву;

-обучить технике безопасности при работе с инструментами и материалами;

-научить принципам художественного проектирования и конструирования;

-формировать практические навыки работы с простыми материалами, инструментами;

- развивать навыки самостоятельной работы при создании резного изделия;

-способствовать развитию творческих способностей одаренных детей;

-содействовать формированию эстетического вкуса при создании изделий;

-формировать чувства коллективизма и взаимопомощи;

-воспитать у обучающихся такие качества личности как трудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами.


1 год обучения – обучающиеся осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву - геометрическую и контурную. Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.

II год обучения – запас знаний и навыков, полученных обучающимися в течении первого года обучения, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом резьбы –плоскорельефной.

III год обучения – обучающиеся осваивают более сложные и новые виды резьбы по дереву: рельефную и скульптурную.

Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта, аксессуары и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных.






























Учебно-тематический план первого года обучения.

Раздел, тема.

Количество часов

Форма аттестации

или контроля

Всего


Теория


Практика


1. Материаловедение

1.

Вводное занятие. Аттестация обучающихся (входной контроль).

3

3

-

тестирование

1.2

Материаловедение.

3

3

-

наблюдение


2.Геометрическая резьба

2.1

Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно- выемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы

3

1

2

наблюдение

2.2

Резьба простейших элементов геометрической резьбы: трехгранных выемок, двухгранных выемок, четырехгранных выемок и основных узоров из них

6

2

4

наблюдение

2.3

Резьба простейших элементов геометрической резьбы при помощи стамесок: глазков, ноготков и основных узоров из них

9

2

7

наблюдение


2.4

Резьба сияний: сияние с зубчиками, сияние обрезное, сияние простое, сияние плоское

6

1

5

наблюдение

2.5

Изготовление декоративной пластины на произвольную тему.

12

1

11

самостоятельная работа

2.6

Разделочная доска с композицией из элементов геометрической резьбы.

15

1

14

самостоятельная работа

2.7

Шкатулка с орнаментом геометрической резьбы на светлом фоне

15

1

14

самостоятельная работа

2.8

Конфетница с растительным орнаментом геометрический резьбы.

12

1

11

самостоятельная работа

2.9

Панно с анималистическим орнаментом геометрической резьбы.

15

1

14

самостоятельная работа, тестирование

2.10

Мини-выставка

3

-

3

выставка, конкурс


3.Контурная резьба

3.1

Технология исполнения контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу

6

3

3

наблюдение

3.2

Контурная резьба по тонированному фону

9

3

6

наблюдение


3.3

Рамка для зеркала с растительными и анималистическими орнаментами контурной резьбы.

12

1

11

самостоятельная работа

3.4

Вешалка с композицией в технике контурной резьбы.

15

1

14

самостоятельная работа

3.5

Панно с композицией по сюжетам народных сказок в технике контурной резьбы.

12

1

11

самостоятельная работа

3.6

Полочка для цветов с растительными орнаментами контурной резьбы.

15

1

14

самостоятельная работа

3.7

Панно с композицией контурной резьбы на темном фоне.

12

1

11

самостоятельная работа, тестирование

3.8

Мини-выставка

3

-

3

выставка, конкурс

3.9

Творческий проект.

15

6

9

творческая работа, защита проекта

3.10

Экскурсия

6

6

-

наблюдение

3.11

Организация выставок

6

-

6

выставка

3.12

Заключительное занятие. Промежуточная аттестация обучающихся.

3

3

-

аттестация


Итого :

216

43

173






















Содержание учебно – тематического плана

первого года обучения.



1. Материаловедение.

1.

Вводное занятие (3 ч) Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и ее современное состояние. Цели, задачи и содержание программы обучения. Ознакомление с оснащением учебной мастерской, с планами на учебный год и расписание занятий. Правила поведения и внутреннего распорядка, требования к обучающимся, техника безопасности и личной гигиены при работе в мастерской. Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах. Организационные вопросы. Входной контроль.

1.2

Материаловедение ( 3 ч) Древесина ее строение, свойства породы деревьев. Бережное отношенияек природе. Пороки влажность древесины.

Особенности подбора древесины под резьбу. Пиление строгание и циклевание древесины. Крашение древесины. Основные требования к качеству изделий из древесины. Безопасность труда при выполнении технологических операций по обработке древесины.


2.Геометрическая резьба

2.1

Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно- выемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов. Декоративные

и технологические особенности геометрической резьбы ( 3ч)

Теория : Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории народного декоратино - прикладного искусства (прялки, вальки, рубели Архангельской, Вологодской, Калининской и других областей России) Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательности исполнения. Ритм в декоративной композиции. Требования к качеству выполнения геометрической резьбы. Безопасность труда при выполнении геометрической резьбы.

Практика: Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка (поперек волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы “азбуки” (каждый из резных элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы).

2.2

Резьба простейших элементов геометрической резьбы: трехгранных выемок, двухгранных выемок, четырехгранных выемок и основных узоров из них (6ч)

Теория: Знакомство с техникой резьбы: трехгранных, двухгранных, трехгранных выемок и основных узоров из них (змейка, кустики, сколышки, елочка, ромбы, цепочка, витейка)

Практика: Исполнение по образцу простейших элементов геометрической резьбы: трехгранных выемок, двухгранных выемок, четырехгранных выемок и основных узоров из них.

2.3

Резьба простейших элементов геометрической резьбы при помощи стамесок: глазков, ноготков и основных узоров из них ( 9 ч)

Теория: Знакомство с техникой резьбы: глазков, ноготков и основных узоров из них (ёлочка, фонарики, чешуйка)

Практика: Исполнение по образцу простейших элементов геометрической резьбы: глазков, ноготков и основных узоров из них (ёлочка, фонарики, чешуйка)

2.4

Резьба сияний: сияние с зубчиками, сияние обрезное, сияние простое, сияние плоское (6 ч)

Теория: Знакомство с техникой резьбы: сияний с зубчиками, обрезных, простых, плоских.

Практика: Исполнение по образцу: сияний с зубчиками, обрезных, простых и плоских.

2.5

Изготовление декоративной пластины на произвольную тему (12ч)

Теория: Использование резной пластины с “азбукой” в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой

Практика: Разработка вариантов резной пластины с несложными композициями. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы, шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

2.6

Разделочная доска с композицией из элементов геометрической резьбы (15ч)

Теория: Разбор строения разделочной доски. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Рациональные способы получения рисунка. Ритм, симметрия, композиция. Этапы изготовления разделочной доски.

Практика: Разработка вариантов для выбранного образца. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы Шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

2.7

Шкатулка с орнаментом геометрической резьбы на светлом фоне (15ч)

Теория: Виды орнаментов боковых и продольных стенок. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии.

Практика: Разработка вариантов для выбранного образца. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы, шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

2.8

Конфетница с растительным орнаментом геометрический резьбы (12ч)

Теория: Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Возможные композиционные сочетания резных элементов.

Практика: Разработка вариантов для выбранного образца. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы, шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

2.9

Панно с анималистическим орнаментом геометрической резьбы панно(15 ч)

Теория: Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Возможные композиционные сочетания с анималистическим орнаментом.

Практика: Разработка вариантов для выбранного образца. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы Шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

2.10

Мини-выставка(3ч) Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.


3.Контурная резьба

3.1

Технология исполнения контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу (6ч)

Теория: История возникновения и развития контурной резьбы по дереву. Своеобразие резьбы и особенности композиции орнаментов. Примеры из народного декоративно-прикладного искусства(ярославские прялки, мордовские свадебные сундуки). Ассортимент изделий. Материал инструменты. Приемы выполнения контурно резьбы. Контурная резьба по светлой и затонированной древесине. Пластический характер решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративные образы. Симметрия в декоративной композиции. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента(штихель, косой нож), деревянной поверхности (естественного цвета дерева или тонированной) Этапы выполнения контурной композиции. Требования к качеству выполнения контурной резьбы. Безопасность труда при выполнении контурной резьбы.

Практика: Изготовление строганной основы небольшого размера под резную композицию растительного характера по размерам образца. Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции в материале.

3.2

Контурная резьба по тонированному фону (9 ч)

Теория: Композиция анималистического характера. Ознакомление с произведением народных мастеров на анималистическую тему(элементами вологодских прялок, набойными досками Архангельской области, мотивами вологодских, кировских, нижегородских кружев, по пластике близких контурным изображениям) Цвет как активное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения (цветовой тон: насыщенность, светлота; ахроматические тона; хроматические цвета: теплая холодная гамма, дополнительные цвета).

Контраст. Его значение в создании декоративной композиции. Контраст цвета, фактур, светотени. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Приемы работы сидя, стоя (с поворотом заготовки и без поворота)

Практика: Декоративные композиции. Подготовка основы. Работа над эскизом

( на темном фоне). Использование набросков, зарисовок животных. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.

3.3

Рамка для зеркала с растительными и анималистическими орнаментами контурной резьбы (12 ч)

Теория: Виды рамок. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Анализ работ профессионалов-художников декоративно-прикладного искусства.

Практика: Разработка вариантов для выбранного образца. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы, шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

3.4

Вешалка с композицией в технике контурной резьбы (15 ч)

Теория: Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Анализ образцов.

Практика: Разработка вариантов композиций для вешалки. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы Шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

3.5

Панно с композицией по сюжетам народных сказок в технике контурной резьбы(12ч)

Теория: Знакомство с видами резных композиций по сюжетам народных сказок. Выбор сюжета. Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом декоративных и технологических свойств и условностей контурной резьбы.

Практика: Разработка вариантов композиций по сюжетам народных сказок для панно. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы, шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

3.6

Полочка для цветов с растительными орнаментами контурной резьбы(15ч)

Теория: Виды полочек для цветов. Ознакомление с разнообразием вариантов растительных орнаментов на выбранном изделии.

Практика: Разработка эскиза (несколько вариантов), используя материал, собранный по теме. Подбор древесины под изделие. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы, шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

3.7

Панно с композицией контурной резьбы на темном фоне (12ч)

Теория: Порядок изготовления панно. Приемы разметки орнамента на тонированных поверхностях. Требования к отделке. Правила безопасной работы. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии.

Практика: Разработка вариантов композиций для панно. Порядок изготовления панно. Приемы разметки орнамента на тонированных поверхностях. Требования к отделке. Правила безопасной работы.

3.8

Мини-выставка(3ч) Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.

3.9

Творческий проект(15)

Теория: Этапы разработки проекта.

Практика: Создание проекта. Разработка эскиза (несколько вариантов), используя материал, собранный по выбранной теме. Изготовление изделия согласно проекту. Защита творческого проекта.

3.10

Экскурсия (6ч)

В целях более глубокого изучения народной художественной культуры программой предусматриваются:

  • посещение городских районных выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • экскурсия на природу.

3.11

Организация выставок (6ч)

Подготовка работ обучающихся к выставкам и конкурсам. Оформление выставок. Обсуждение вариантов, экспозиций, выставок, отбор лучших работ.

3.12

Заключительное занятие (3ч)

Анализ творческих работ обучающихся, выполненных за год. Поощрение лучших обучающихся. Оформление отчетной выставки. Коллективный отбор лучших работ, выполненных в объединении за год. Подведение итогов первого года обучения.





Учебно-тематический план второго года обучения.


Раздел, тема.

Количество часов

Форма аттестации

или контроля

Всего


Теория


Практика


1. Плоскорельефная резьба

1.1

Вводное занятие.

3

3

-

беседа

1.2

Технология и декоративные особенности плоскорельефной резьбы

12

2

10

наблюдение

1.3

Изготовление декоративной пластины с заоваленной резьбой на произвольную тему.

15

1

14

наблюдение

1.4

Выполнение простого предмета с резной заставкой.

12

1

11

самостоятельная работа

1.5

Выполнение узора анималистического характера на ключнице.

15

2

13

самостоятельная работа, тестирование

1.6

Мини-выставка

3

-

3

выставка


2.Заоваленая резьба с подушечным фоном.

2.1

Технология исполнения заоваленной резьбы с подушечным фоном.

12

3

9

наблюдение

2.2

Выполнение смешанного узора на газетнице.

15

1

14

самостоятельная работа

2.3

Выполнение узора растительного орнамента на пенале.

12

1

11

самостоятельная работа

2.4

Выполнение резной заставки на кашпо.

15

1

14

самостоятельная работа

2.5

Мини-выставка

3

-

3

выставка


3.Заоваленая резьба с подобранным фоном.

3.1

Технология исполнения заоваленной резьбы с подобранным фоном.

12

3

9

наблюдение

3.2

Изготовление пластины по сюжетам народных сказок.

15

1

14

самостоятельная работа

3.3

Изготовление декоративной пластины с заоваленной резьбой с подобранным фоном

12

1

11

самостоятельная работа

3.4

Выполнение растительного орнамента на раме.

15

1

14

самостоятельная работа

3.5

Выполнение резной заставки на ночнике

12

1

11

самостоятельная работа, тестирование

3.6

Мини-выставка

3

-

3

выставка, конкурс

3.7

Творческий проект.

15

6

9

творческая работа, защита проекта

3.8

Экскурсия

6

6

-

наблюдение

3.9

Организация выставок

6

-

6

выставка

3.10

Заключительное занятие. Промежуточная аттестация обучающихся.

3

3

-

аттестация


Итого:

216

37

179



























Содержание учебно – тематического плана

второго года обучения.


1.Плоскорельефная резьба.

1.1

Вводное занятие (3 ч)

Цели, задачи и содержание программы обучения. План на учебный год. Правила техники безопасности и личной гигиены. История возникновения плоскорельефной (заоваленной) резьбы. Виды плоскорельефной резьбы. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления.

1.2.

Технология и декоративные особенности плоскорельефной резьбы (12ч)

Теория: Декоративные и технологические особенности плоскорельефной резьбы. Примеры резных композиций из истории народного декоратино-прикладного искусства. Порядок их разметки и последовательности исполнения.

Практика: Подготовка деревянной основы под орнамент заоваленной резьбы. Зарисовки резных орнаментальных композиций с образцов народного искусства. Перевод рисунка на материал. Заоваливание контура орнаментов прямой стамеской, полукруглой стамеской, резаком. Составление и выполнение композиций в овальной форме, прямоугольной, квадратной.

1.3.

Изготовление декоративной пластины с заоваленной резьбой на произвольную тему (15ч)

Теория: Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов.

Практика: Разработка вариантов узора резной пластины с несложными композициями. Подготовка пластины под резьбу: выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы на пластине. Окончательная отделка: шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

1.4.

Выполнение простого предмета с резной заставкой(12ч).

Теория: Рациональные способы получения рисунка. Ритм, симметрия, композиция.

Практика: Разработка вариантов узора резной заставки. Подготовка пластины под резьбу: выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы по размеченному орнаменту. Окончательная отделка: шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

1.5.

Выполнение узора анималистического характера на ключнице(15ч).

Теория: Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Рациональные способы получения рисунка. Этапы изготовления ключницы. Разбор конструкции ключницы. Порядок изготовления. Порядок сборки корпуса. Требования к отделке.

Практика: Разработка вариантов узоров для ключницы. Подготовка основы под резьбу: выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение узора анималистического характера на ключнице. Окончательная отделка: шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

1.6

Мини-выставка(3ч) Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.



2.Заоваленая резьба с подушечным фоном.

2.1

Технология исполнения заоваленной резьбы с подушечным фоном (12ч).

Теория: Своеобразие заоваленной резьбы с подушечным фоном, примеры из народного декоративно-прикладного искусства. Ассортимент изделий. Материалы и инструменты. Приемы выполнения заоваленой резьбы с подушечным фоном. Этапы выполнения. Требования к качеству выполнения резьбы. Приемы обработки фона. Безопасность труда.

Практика: Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резных композиций в материале по образцу.

2.2

Выполнение узора растительного орнамента на пенале (12ч).

Теория: Ознакомление с разнообразием вариантов растительных орнаментов для изделия. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Анализ работ профессионалов-художников декоративно-прикладного искусства. Конструкция пенала. Требования к изготовлению корпуса. Приемы разметки корпуса и порядок сборки. Требования к отделке. Правила безопасной работы. Приемы разметки крышки пенала.

Практика: Разработка вариантов узоров для пенала, подбор материала, разметка досок. Подготовка основы под резьбу: выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал, подготовка резаков. Выполнение узора растительного орнамента на пенале, вырезание стенок и крышки по размеченному орнаменту. Окончательная отделка: шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

2.3

Выполнение смешанного узора на газетнице (15ч).

Теория: Виды орнаментов боковых и продольных стенок. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Разбор конструкции газетницы. Требования к отделке и изготовлению корпуса. Этапы изготовления. Порядок сборки. Правила безопасной работы.

Практика: Разработка вариантов резных заставок. Подготовка основы под резьбу выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение смешанного узора на газетницы. Выполнение резьбы по размеченному орнаменту. Окончательная отделка.

2.4

Выполнение резной заставки на кашпо (15ч).

Теория: Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Этапы изготовления кашпо, конструкционные требования к изготовлению кашпо. Порядок сборки. Составление плана работы

Практика: Разработка вариантов узоров для выбранного образца. Подготовка основы под резьбу: подбор древесины под изделие, выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резной заставки, подготовка резаков. Выполнение резьбы по размеченному орнаменту. Окончательная отделка:

2.5

Мини-выставка(3ч) Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.


3.Заоваленая резьба с подобранным фоном

3.1


Технология исполнения заоваленной резьбы с подобранным фоном(12ч)

Теория: Своеобразие резьбы и особенности композиции орнаментов. Примеры из народного декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты. Приемы выполнения заоваленной резьбы с подобранным фоном. Этапы выполнения. Требования к качеству выполнения. Безопасность труда.

Практика: Изготовление строганной основы небольшого размера под резную композицию растительного характера по размерам образца. Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции в материале.

3.2

Изготовление пластины по сюжетам народных сказок(15ч).

Теория: Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом декоративных и технологических свойств и условностей заоваленой резьбы с подобранным фоном. Знакомство с видами резных композиций по сюжетам народных сказок. Выбор сюжета.

Практика: Разработка вариантов композиций по сюжетам народных сказок.

Подготовка основы под резьбу: выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы по размеченному рисунку. Окончательная отделка: шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие.

3.3

Изготовление декоративной пластины с заоваленной резьбой с подобранным фоном(12ч)

Теория: Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Требования к материалу и отделке.

Практика: Разработка вариантов узора резной пластины. Подготовка пластины под резьбу: выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы по размеченному узору. Окончательная отделка.

3.4

Выполнение растительного орнамента на раме(15ч).

Теория: Формы и виды рам. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии. Анализ работ профессионалов-художников декоративно-прикладного искусства. Требования к конструкции рамы. Требования к материалу. Разбор конструкции рамы. Порядок изготовления рамы. Приемы разметки. Приемы угловых соединений на «ус». Порядок сборки корпуса. Требования к отделке.

Практика: Разработка вариантов узора для рамы, подбор материала. Разметка досок. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы по размеченному орнаменту на раме. Окончательная отделка: шлифовка, грунтовка, защитное и декоративное покрытие

3.5

Выполнение резной заставки на ночнике(12ч).

Теория: Варианты композиций на выбранном изделии. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Требования к материалу. Требования к отделке.

Практика: Разработка вариантов узора для ночника, подбор материала. Разметка досок. Выпиливание, строгание, перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы по размеченному орнаменту на ночнике. Окончательная отделка.

3.6

Мини-выставка(3ч) Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.

3.7

Творческий проект (15ч)

Теория: Этапы выполнения проекта.

Практика: Разработка эскиза (несколько вариантов), используя материал, собранный по выбранной теме. Изготовление изделия согласно проекту. Защита творческого проекта.

3.8

Экскурсия (6ч)

В целях более глубокого изучения народной художественной культуры программой предусматриваются:

  • посещение городских районных выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • экскурсия на природу.

3.9

Организация выставок (6ч)

Подготовка работ обучающихся к выставкам и конкурсам. Оформление выставок. Обсуждение вариантов, экспозиций, выставок, отбор лучших работ.

3.10

Итоговое занятие (3ч)

Анализ творческих работ обучающихся, выполненных за год. Поощрение лучших обучающихся. Подведение итогов второго года обучения. Промежуточная аттестация обучающихся.






































Учебно-тематический план третьего года обучения.

Раздел, тема.

Количество часов

Форма аттестации

или контроля

Всего


Теория


Практика


1.Рельефная резьба

1.1

Вводное занятие.

3

-

3

беседа

1.2

Технология выполнения рельефной резьбы.

6

3

3

наблюдение

1.3

Орнаментальная композиция.

3

3

-

наблюдение

1.4

Резьба простой композиций по образцу.

3

-

3

самостоятельная работа

1.5

Резьба сложной композиции по образцу

3

-

3

самостоятельная работа

1.6

Экскурсия на природу. Сбор природного материала.

3

-

3

-

1.7

Декоративная пластина с компози-цией из растительных элементов. Резьба простой пластины с композицией из растительных орнаментов по образцу.

15

3

12

самостоятельная работа

1.8

Декоративная пластина с композицией на произвольную тему.

12

1

11

самостоятельная работа

1.9

Резные пластины по сюжетам народных сказок (творческая работа).

15

1

14

самостоятельная работа

1.10

Резьба на салфетнице.

12

1

11

самостоятельная работа

1.11

Виноградная лоза в технике рельефной резьбы.

15

1

14

самостоятельная работа

1.12

Цветочные мотивы в технике рельефной резьбы.

12

1

11

самостоятельная работа

1.13

Анималистические мотивы в технике рельефной резьбы.

15

1

14

самостоятельная работа

1.14

Резьба на рамке для зеркала.

15

1

14

самостоятельная работа, тестирование

1.15

Мини -выставка

3

-

3

выставка, конкурс


2.Скульптурная резьба.

2.1

Технология исполнения скульптурной резьбы.

3

1

2

наблюдение

2.2

Рисунки и чертежи. Эскизы.

3

1

2

наблюдение

2.3

Резьба статуэтки “Йокширский терьер”.

15

1

14

самостоятельная работа

2.4

Резьба статуэтки ”Колибри”.

12

1

11

самостоятельная работа

2.5

Резьба статуэтки «Дельфин».

15

1

14

самостоятельная работа,

тестирование

2.6

Мини - выставка

3

-

3

выставка, конкурс

2.7

Творческий проект.

15

6

9

творческая работа, защита проекта

2.8

Экскурсия

6

6

-

наблюдение

2.9

Организация выставок

6

-

6

выставка

2.10

Заключительное занятие. Итоговая аттестация обучающихся.

3

3

-

аттестация


Итого :

216

36

180





































Содержание учебно – тематического плана третьего года обучения



1.Рельефная резьба.

1.1

Вводное занятие (3ч.)

Теория: Цели, задачи и содержание программы обучения. План на учебный год, расписание занятий. Правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Рельефная резьба ее история и этапы развития.

1.2


Технология выполнения рельефной резьбы (6ч.)

Теория: Технология рельефной резьбы. Инструменты и материалы. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления. Знакомство с образцами работ обучающихся предыдущих лет обучения. Виды различных пород деревьев, применяемых в рельефной резьбе. Рисунок волокон в зависимости от направления среза.

Практика: Изготовление державок для закрепления пластины при работе.


1.3

Орнаментальная композиция (3ч.)

Теория: Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, ее специфические черты. Стадии выполнения рельефной резьбы. Приемы обработки фона. Знакомство с образцами и правилами составления орнаментальных композиций. Виды композиций.

1.4

Резьба простой композиций по образцу(3ч.)

Практика: Зарисовка простых резных орнаментальных композиций с образцов народного искусства. Подготовка деревянных пластин под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона. Моделирование деталей резьбы. Фактурная обработка фона.

1.5

Резьба сложной композиции по образцу(3ч.)

Практика: Зарисовка сложной орнаментальной композиций с образцов народного искусства. Подготовка деревянных пластин под резьбу. Перевод рисунка на материал. Резьба.

1.6

Экскурсия на природу. Сбор природного материала(3ч.)

1.7

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов. Резьба простой пластины с композицией из растительных орнаментов по образцу(15ч.)

Теория : Особенности работы с композицией из растительных элементов с учетом декоративных и технологических свойств и условностей рельефной резьбы.

Практика: Работа над подготовительным рисунком и использованием в материале. Самостоятельное составление эскизов композиции из растительных орнаментов, подготовка деревянных пластин под резьбу. Перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы. Отделка деревянной поверхности доступным способом.

1.8

Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (12ч.)

Теория: Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учет его текстуры при выполнении деревянного рельефа. Склеивание основы под резьбу. Выбор сюжета.

Практика: Подготовка основы, склеивание основы под резьбу. Выполнение подготовительного рисунка с тональной передачей планов рельефа. Исполнение резного рельефа. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.

1.9

Резные пластины по сюжетам народных сказок (творческая работа)(15ч.)

Теория: Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом декоративных и технологических свойств и условностей рельефной резьбы.

Практика: Выбор эпизода из сказки. Работа над подготовительным рисунком (эскиз). Подготовка древесины к резьбе (выпиливание, строгание). Резьба композиции на тему русской народной сказки по созданному эскизу. Отделка резьбы (грунтовка, шлифовка, защитное или декоративное покрытие)

1.10

Резьба на салфетнице (12 ч.)

Теория: Варианты орнаментов и композиций на выбранном изделии. Конструкционные особенности. Требования к отделке.

Практика: Выполнение эскизов для выбранного образца. Подготовка древесины к резьбе (выпиливание, строгание). Выполнение резьбы на изделии. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.

1.11

Виноградная лоза в технике рельефной резьбы (15 ч.)

Теория : Этапы выполнения резьбы лозы. Варианты композиций на изделии.

Практика: Разработка и выполнение эскиза. Склеивание основы под резьбу

подготовка древесины к резьбе (выпиливание, строгание). Выполнение резьбы на изделии, отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.

1.12

Цветочные мотивы в технике рельефной резьбы (12 ч.)

Теория: Варианты композиции и методы выполнения орнамента.

Практика: Выполнение эскиза склеивание основы под резьбу подготовка древесины к резьбе (выпиливание, строгание). Выполнение резьбы на изделии, отделка деревянной поверхности (грунтовка, шлифовка, защитное или декоративное покрытие)

1.13


Анималистические мотивы в технике рельефной резьбы (15 ч.)

Теория: Методы выполнения анималистического мотива. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций.

Практика: Выполнение эскиза, подготовка древесины к резьбе выполнение резьбы на изделии. Отделка деревянной поверхности резьбы: грунтовка, шлифовка, защитное или декоративное покрытие.

1.14

Резьба на рамке для зеркала(15 ч.)

Теория: Этапы изготовления рамки для зеркала. Ознакомление с разнообразием вариантов композиций на выбранном изделии.

Практика: Разработка эскизов для выбранного образца. Подготовка древесины к резьбе. Выполнение резьбы на изделии, отделка деревянной поверхности.

1.15

Мини –выставка(3ч)

Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.


2.Скульптурная резьба.

2.1

Технология исполнения скульптурной резьбы(3ч.)

Теория: Технология скульптурной резьбы. История возникновения скульптурной резьбы, область применения. Этапы выполнения скульптурной резьбы. Инструменты и материалы. Особенности отделки.

Практика: Выполнение простой резной фигурки. Отделка деревянной поверхности.

2.2

Рисунки и чертежи. Эскизы(3ч.)

Теория: Этапы составления чертежей рисунков и эскизов для скульптурной резьбы.

Практика: Самостоятельная работа.

2.3

Резьба статуэтки “Йокширский терьер” (15ч.)

Теория: Этапы выполнения резьбы Йокширского терьера.

Практика: Разработка эскиза в цвете (несколько вариантов), используя материал, собранный по выбранной теме. Изготовление заготовки, разметка заготовки. Резьба статуэтки отделка деревянной поверхности резьбы.

2.4

Резьба статуэтки «Колибри» (12ч.)

Теория: Этапы изготовления статуэтки. Варианты выполнения.

Практика: Разработка эскиза в цвете (несколько вариантов), используя материал, собранный по выбранной теме. Изготовление заготовки, разметка заготовки, резьба статуэтки. Отделка деревянной поверхности резьбы

2.5

Резьба статуэтки «Дельфин» (15ч.)

Теория: Этапы изготовления статуэтки. Варианты выполнения.

Практика: Разработка эскиза в цвете (несколько вариантов), используя материал, собранный по выбранной теме. Изготовление заготовки, разметка заготовки, резьба статуэтки. Отделка деревянной поверхности резьбы

2.6

Мини –выставка(3ч)

Подготовка работ обучающихся к выставке. Оформление выставки, отбор лучших работ.

2.7

Творческий проект(15ч.)

Теория: Знакомство с творческими проектами. Этапы разработки творческого проекта.

Практика: Разработка эскиза в цвете (несколько вариантов), используя материал, собранный по выбранной теме. Подготовка древесины к резьбе, выполнение резьбы на изделии. Защита творческого проекта.

2.8

Экскурсия (6ч)

В целях более глубокого изучения народной художественной культуры программой предусматриваются:

  • посещение городских, районных выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • экскурсия на природу.

2.9

Организация выставок (6ч)

Подготовка работ обучающихся к выставкам и конкурсам. Оформление выставок. Обсуждение вариантов, экспозиций, выставок, отбор лучших работ.

2.10

Итоговое занятие (3 ч.)

Подведение итогов третьего года обучения. Анализ успехов и недостатков.

Итоговая аттестация обучающихся.












Планируемые результаты.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения

Обучающиеся будут знать:

-основы техники безопасности при работе с деревом и режущими, колющими инструментами;

-область применения в быту изделий из дерева;

-виды резьбы;

-способы выполнения геометрической и контурной резьбы по дереву.

Обучающиеся будут уметь:

-выполнять основные элементы геометрической и контурной резьбы;

-правильно использовать материалы и инструменты;

-соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения

Обучающиеся будут знать:

-технику безопасности при работе с оборудованием и материалами

-свойства древесины;

-условия хранения заготовок;

-законы композиции и цвета;

-технику выполнения плоскорельефной резьбы по дереву.

Обучающиеся будут уметь:

-выполнять основные элементы плоскорельефной резьбы;

-находить главные отличительные особенности различных видов резьбы по дереву;

-производить самооценку и самопроверку своего изделия;

-рационально организовывать своё рабочее место, аккуратно выполнять работу оформлять готовое изделие.

Ожидаемые результаты 3-го года обучения

Обучающиеся будут знать:

-главные отличительные особенности основных видов резьбы по дереву;

-способы выполнения рельефной и скульптурной резьбы;

-материалы и инструменты для резьбы;

-область применения.

Обучающиеся будут уметь:

-владеть техникой рельефной и скульптурной резьбы по дереву;

-планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;

-самостоятельно разрабатывать композиции и чертежи для выполнения изделия.


Виды диагностики и контроля:

  • вводный, который проводится для определения исходного уровня знаний и умений (беседа);

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций (педагогическое наблюдение, самостоятельная работа);

  • рубежный, который производится после завершения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия (тестирование, выставка, конкурс, творческая работа, открытое занятие);

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы

( защита творческого проекта, выставка, тестирование).

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие трудолюбия, самостоятельности и личной ответственности за качество сво­ей деятельности;

  • формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ре­сурсам;

  • развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • развитие навыков сотрудничества, взаимовыручки;

  • формирование мотивации к творческому труду.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • формирование умения планировать процесс трудовой деятельности;

  • овладение навыками выполнения различных творческих работ по созданию изделий;

  • формирование умения оценивать свою трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

  • формирование умения диагностики результатов трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

  • формирование умения обосновывать пути и средства устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;

  • овладение способностью соблюдения норм и правил безопасности трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения программы являются:

  • приобретение знаний для выполнения резьбы на древесном материале;

  • овладение технологическими приемами резьбы по дереву;

  • усвоение правил безопасности труда;

  • приобретение навыков работы с простыми материалами, инструментами;

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач;

  • приобретение навыков совместной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи, планирования и организации.


С обучающимися проводится аттестация:

- Входной контроль (предварительная аттестация) – начальный уровень знаний, умений, навыков обучающихся по данному предмету.

-Промежуточная аттестация–содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определенного года обучения.

-Промежуточная (итоговая) аттестация - содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в целом.

Итогом выполнения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является выставка декоративно – прикладного искусства.

В конце обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающиеся получают свидетельства.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • итоговая выставка творческих работ обучающихся;

  • участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах и выставках;

  • самостоятельная работа обучающихся;

  • открытое занятие;

  • коллективный анализ работ обучающихся.


Условия реализации программы


Для организации учебного процесса имеются:

  • отдельное помещение;

  • столы, стулья по количеству обучающихся;

  • рабочие шкафы для хранения инструментов и материалов;

  • материал для трудовой деятельности: доски, лак, кисти, растворитель,

морилки;

  • инструменты для ручного труда: рубанки, ножовки, напильники, лобзик, пилки, резцы, резаки, стамески, штангенциркули, линейки, столярные угольники, наждачная бумага.


Методические материалы.

В процессе обучения используются следующие методы обучения:

  • наглядно – действенный (практический показ с объяснением);

  • наглядный (демонстрация чего – либо);

  • словесный (рассказ, инструктаж, беседа);

  • практический (самостоятельная работа и по замыслу);

  • метод проектирования (от планирования до контроля);

  • проблемный (метод проб и ошибок);

  • репродуктивный (работа по образцам).


Формы организации учебного занятия.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), беседа, консультация, экскурсия, практическое занятие под руководством педагога по закреплению определенных навыков, выставка, открытое занятие, праздник, конкурс.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.

Индивидуальная работа обучающихся заключается в том, что под общим руководством педагога дети самостоятельно выполняют интересующие их творческие задания.

Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога обучающиеся выполняют задания в группе.

Периодичность занятий- 2 раза в неделю по 3 часа.


Педагогические технологии, используемые на занятиях:

  • Технология проектного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология коллективного творческого воспитания;

  • Технология организации «ситуации успеха;

  • Игровые технологии.


При проведении занятий используются раздаточный и дидактический материал по темам:

-«Материаловедение» (технологические карты);

-«Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы»

(образцы, технологические карты, иллюстрации);

-«Резьба простейших элементов геометрической резьбы» (технологические карты, образцы);

-«Резьба простейших элементов геометрической резьбы при помощи стамесок»

( технологические карты, образцы);

-«Резьба сияний» (технологические карты, таблицы);

-«Технология контурной резьбы» (технологические карты, образцы)

- «Технология и декоративные и особенности плоскорельефной резьбы»

( технологические карты);

-«Технология исполнения заоваленной резьбы с подушечным фоном»

( технологические карты, образцы, таблицы);

-«Технология исполнения заоваленной резьбы с подобранным фоном»

(технологические карты, образцы);

-«Технология выполнения рельефной резьбы» (технологические карты, образцы, иллюстрации);

-«Технология выполнения скульптурной резьбы» (технологические карты, образцы, иллюстрации, таблицы);

  • Образцы основных видов резьбы по дереву

  • Фотографии с поделками обучающихся

  • Подборка бесед и лекций по художественной обработке изделий из дерева

  • Конспекты занятий.


Алгоритм учебного занятия

1 этап: организационный.

Организация начала занятий, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.

2 этап: проверочный.

Проверка усвоения знаний предыдущего занятия

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся.

4 этап: основной.

Усвоение новых знаний и способов действий.

5 этап: контрольный.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности.

6 этап: итоговый.

7 этап: рефлективный.

Мобилизация обучающихся на самооценку, оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.



Список рекомендуемой литературы.

Литература для педагога:

  1. Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 2000.

  2. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - М., Профтехобразование, 2001.

  3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М., 1974.

  4. Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву. - М., Народное творчество, 2005.

  5. Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. - М., 1984.

  6. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2007.

  7. Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу - М., Профтехобразование, 1978.

  8. Сафроненко В. М. Инструменты и приспособления для работы с древесиной. - М., Хэлтон, 1999.

  9. Скубренко Н.Б. Резьба по дереву. - М., 2011.

  10. Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.

  11. Фридман И.М. Деревообработка: руководство. Издание 4. - М., Профи-информ, 2006.

  12. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985.

  13. Закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ-273 от 30.12.2012

  14. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 15.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

16.Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Шаршакова Л.Б. Нормативно-правовые основы деятельности педагога дополнительного образования. Методическое пособие, СПб, ИМЦ Адмиралтейского района, 2015 г.

17.http://инструкция-по-охране-труда.рф/category/сфера-услуг/образование

Литература для обучающихся:

1. Леонтьев Т.А. Сделай сам. - Л., Детская литература, 2007.

2. Лямин И.В. Художественные работы по дереву. - М., 2009.

3. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - Л., Лениздат, 2004.

4. Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 2011.














27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!