СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильная кукла» 1 года (68 ч.)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Текстильная кукла»

1 года (68 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильная кукла» 1 года (68 ч.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сорская общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов














«Согласовано»

Заместитель директора по ВР Ненаших Ю.Ю.


________________


« » 2017 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП»

Новосёлова Н.А.

________________

Приказ № от

« » 2017 г.









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Текстильная кукла»

2 года (136 часов в год)









Автор – составитель программы:

учитель технологии

Ирина Андреевна Юрченко

Направленность программы - художественная

Продолжительность освоения программы 2 года

Возраст обучающихся: 11-13 лет








г.Сорск, 2015 г.

Содержание

Пояснительная записка стр.

Новизна программы………………………………………………………………………… 4

Актуальность программы……………………………………………………………...…… 4

Цель, задачи………………………………………………………………………..…...……. 5

Особенность программы…………………………………………………………...…….….. 5

Особенности организации учебно – воспитательного процесса……………..…………… 5

Здоровьесберегающие технологии…………………………………………………………...9

Прогнозируемые результаты……………………………………………………….…...........10

Учебно – тематический план

Сводный учебно – тематический план…………………………….………………...…….. .12

Учебно – тематический план1, 2 годов обучения………………….………………….......13

Содержание программы 1 года обучения……………….……………………………..........14

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения…………….………..…… … .. 16

Содержание программы 2 года обучения……………….…………………………………..20

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения…………….………..…… ……21

Методическое обеспечение

Формы и методы……………………………………………………………...…………..... .25

Промежуточная аттестация…………………………………………………………………. 27

Перечень дидактического материала…………….……………………………………........27

Условия реализации программы………………………..…………………………………...27

Критерии параметры ЗУН, творческое развитие личности……………………………….27

Список литературы…………………………………………………………………………29









Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Текстильная кукла» являетсямодифицированной. По своей направленности программа художественно - эстетическая, а по назначению – прикладная.

Программа рассмотрена на методическом объединении 01.09.15г., согласована зам.директором по УВР 05.09.15г. и утверждена директором школы 10.09.15г.

Педагогическая целесообразность программы.

Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. Мир кукол на удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей действительности: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, - будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных традициях. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Для каждого найдется свой уголок в этом ускользающем мире. Ребенку, чтобы понять. Взрослому, чтобы вспомнить.

Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Кукла, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.

Программа творческого объединения «Текстильная кукла», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов обработки ткани, навыки работы на швейной машине, овладение техникой изготовления игрушки.Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации. Содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по формированию у обучающихся компетенции в области декоративно – прикладного искусства, в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.



В ходе написания программы педагог изучал литературу:

Сборник материалов воспитательных систем «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования» и материалы Конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», а также образовательные программы других педагогов

Программа «Текстильная кукла» является адаптированной;

по виду деятельности – декоративно - прикладная, интегрированная.

по уровню усвоения – разноуровневая;

по форме реализации – групповая и индивидуальная, рассчитана на детей школьного возраста 11-13 лет.

Основная задача курса – зафиксировать богатое ремесленное и художественное наследие, научить детей трудиться с удовольствием, дать им возможность приобрести практический опыт и увидеть результаты своего труда, создавая произведения искусства или простые вещи для дома.

Программа составлена на основе:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3.«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41)

4.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844
"О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"

Новизна данной программы заключается в знакомстве детей с различными техниками декоративно-прикладного и изобразительного творчества, истории искусства и костюма на основе создания одной работы.

Актуальность программы состоит в том, что она:

  • через приобщения детей к искусству создания куклы оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, открывает простор для последующего совершенствования в других областях творческой деятельности;

  • помогает познакомиться детям с историческими стилями разных эпох, историей и традициями своей страны и малой Родины через создание и изготовления костюма для куклы;

  • позволяет каждому ребёнку попробовать свои возможности в занятиях живопись, рисунком, декоративно-прикладным направлением деятельности (вышивка, лоскутная пластика, крой, шитьё и др.)

Программы художественной направленности ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности.

Цель программы:

Развитие творческой личности в процессе освоения техник изготовления художественной куклы.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей с миром куклы, с историей и стилями костюма, с его созданием и изготовлением;

  • познакомить с особенностями работы с тканями и приёмами обработки;

  • научит владеть различными инструментами и материалами.

Развивающие:

  • развивать воображение, фантазию, образное мышление, придумывая историю куклы, её костюма, создавая неповторимый кукольный образ;

  • совершенствовать у детей эстетический и художественный вкус, творческую деятельность учащихся.

Воспитательные:

  • учить детей аккуратности, терпению, трудолюбию;

  • формировать культуру делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;

  • воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду других членов коллектива (бережное отношение к тому, что сделано).

Программа «Текстильная кукла», благодаря развитию вариативности программно – методического обеспечения, позволяет педагогу и обучающимся творить и фантазировать, профессионально выполняя учебный план.

Особенностью программы является:

- возвращение к истокам национальной культуры,

- овладение традиционными приемами художественного ремесла,

- формирование потребности в самостоятельной исследовательской деятельности.

При написании программы соблюдались принципы:

-культуросообразности, историзма;

- принцип гуманизации;

- креативности, способствующей развитию творческого потенциала детей, сотворчеству детей и родителей, педагога, накопление опыта творческой деятельности;

- принцип эстетизации.

Участники программы:

Педагог – обучающиеся – родители.

Возраст обучающихся 11-13 лет.

Программа рассчитана на два года обучения.

Занятия в группах проходят два раза в неделю по два часа, 136 часов в год. Теоретическая часть занимает не более трети всего учебного времени. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительность одного занятия - 45 мин. с перерывом 10 мин.

На первом году обучения учащиеся получают элементарные навыки работы со швейной машиной, овладевают техникой основных машинных и ручных швов. Могут самостоятельно сконструировать и сшить простейшую бескаркасную игрушку, в технике «текстильный трикотаж». Внимание уделяется организации рабочего места.

В группу первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 12 человек. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности, а так же связанно с тем, что во время работы применяются опасные инструменты

На втором году – дети закрепляют уже полученные знания, умения и навыки. Овладевают более сложными приемами. Знакомятся с изготовлением каркасной куклы, в следующих техниках:«текстильный трикотаж», «скульптурный трикотаж», «полимерный материал».

Второй год обучения предполагает работу с одаренными детьми. В данном случае большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам.Результат третьего года обучения - изготовление авторских работ. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает образ, технику изготовления изделия, разрабатывает эскиз, выбирает ткань, нитки, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы.

Все занятия построены на дидактических принципах, но особое внимание уделяетсяиндивидуальной творческой работе. Практические работы детей могут быть учебными(репродуктивными) и творческими.

Образовательная деятельность на первом этапе выполняется по готовому образцу– изделию. При ее выполнении дети изучаюттехнологические процессы изготовления деталей и приемы крепления их на основе.

Навтором этапе выполняется творческая работа, которая предусматривает развитиеиндивидуальных особенностей каждого ребѐнка в конструкторском, художественном итехнологическом исполнении. Темы занятий составлены так, что обеспечиваютпоследовательное продвижение вперед приобретенных навыков творческой работы детей.

На занятиях используются технологии: развивающего обучения,дифференцированного обучения, программированного обучения, личностно-ориентированного обучения. На первом (вводном) занятии дети знакомятсядруг с другом, получают информацию: по технике безопасности и правилах поведения назанятиях, и какими видами прикладного творчества они будут заниматься. В дальнейшемучебное занятие строится по такому порядку: 1 этап – организация; 2 этап – теоретическаячасть; 3 этап – практическая часть; 4 этап - заключение.В теоретической части занятий даются базовые технические понятия.

Особоевнимание во время занятий следует уделять знанию и точному соблюдению всеми детьмиправил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На каждомвводном занятии необходимо знакомить детей с общими правилами безопасности труда, ана следующих занятиях объяснять правила безопасности выполнения каждой

технологической операции. На занятиях через создание благоприятного психологического

климата формируется чувство причастности к коллективу, умение взаимодействовать сдругими членами коллектива, желание участвовать в общих делах, стремлениесамореализации. Вследствие этой работы у детей развивается культура труда,ответственность, аккуратность и самостоятельность.

В работе учтены следующие особенности организации учебно - воспитательного процесса:

- обучающиеся приходят на занятия, согласно расписанию;

- обучение организуется на добровольных началах;

- контингент обучающихся разновозрастной, поэтому акцент делается на создание творческой, доверительной атмосферы;

- обучающимся предоставляется возможность сочетать различные виды деятельности и формы занятий;

- используется метод комплексного взаимообучения, когда более опытные обучающиеся объединяются с менее опытными при выполнении индивидуальных творческих работ, из которых потом составляется общая коллективная композиция.


Формы и технологии, используемые на занятиях

Эффективность образовательного процесса достигается благодаря  использованию разнообразных педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения и творческого проектирования.

В процессе обучения важно использовать разнообразные формы и методы проведения занятий:

формы проведения занятий:

методы проведения занятий:

  • рассказ

  • словесный

  • практическое занятие

  • наглядный

  • самостоятельная работа

  • практическая творческая деятельность

  • экскурсии

  • репродуктивный

  • участие в выставках

  • частично - поисковый


  • использование ИКТ


  • исследовательский

Данные формы и методы используются в сочетании друг с другом.


Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

с учебными предметами


Работа по реализации программы построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.


Таблица № 1Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

с учебными предметами


Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Умелые ручки»

Литература

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Биология, география

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека


Технология

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе учащихся)


Для реализациипрограммы «Текстильная кукла» необходима материально-техническая база:

учебные пособия;книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Здоровьесберегающие технологии

Для педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к работе на протяжении всего занятия. Обучение вышиванию, ниткографии и валянию из войлока само по себе способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения, мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление.

Особенности психики обучающихся таковы, что им необходима частая смена видов деятельности. Невозможно на занятии требовать строгой дисциплины, т.к. это противоречит физиологии детей. Во время занятий с целью профилактики обязательно используются динамические паузы, игры, позволяющие поддерживать работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника, переутомления зрительной системы. Практикуются скрытые физкультурные паузы. Обучающимся разрешается передвижение по кабинету после объяснения темы. Сидение, стояние чередуются через 10 – 15 минут. Столы в кабинете расположены так, чтобы вокруг них было свободное поле.

Игры и игровые упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение и утомление.

Программа носить практико-ориентируемы характер. Большую часть занятий составляют практические задания, в процессе которых каждый ребёнок работает над своей куклой под руководством педагога. Для реализации творческого потенциала предусмотрено посещение выставок, а также участие в различных конкурсах, выставках и других мероприятиях.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

1. Личностные универсальные учебные действия:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации.

2. Метапредметные результаты:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения.

2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3. Предметные результаты:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

1–й год обучения

2-й год обучения

Знания

- истории появления куклы их классификации;

- основ цветовой композиции костюма;

- истории костюма;

- основ создания русского народного костюма;

- основы навыки шитья;

- правил техники безопасности.

- знание основных декоративно-прикладных приёмов для создания куклы и её аксессуаров;

- знание стилей и направлений в создании костюма для куклы;

- знание основных приёмов обработки ткани;

- знание основ раскроя одежды для куклы;

- знание основ технологии пошива костюма для куклы.

Умение

- уметь правильно обращаться с инструментами;

- самостоятельно делать эскиз будущей куклы;

- создать эскиз костюма будущей куклы;

- создать свою куклу с помощью педагога;

- изготовит костюм для своей куклы.

- уметь создать кукольный образ со своим характером и настроением;

- умение обрабатывать ткани;

- умение создавать костюм, аксессуары для завершённости образа куклы;

- умение анализировать созданный образ и исправлять ошибки;

- умение самостоятельно создавать свою куклу.

Владение навыками

- шитья,

- росписи лица куклы;

- создания костюма для куклы.

- владения навыками проектирования и изготовления своей куклы.


Способы оценки результатов.

-проявление интереса к текстильной кукле;

- умение пользоваться знаниями при выполнении своих творческих работ;

- повышение уровня обученности каждого ребёнка;

- психологический комфорт в группе;

- участие в конкурсах, выставках, воспитательных мероприятиях.

В конце каждого года обучения предполагается коллективная выставка и авторские мини выставки детей. В качестве поощрения лучшие работы экспонируются на городских республиканских выставках декоративно – прикладного творчества.

Условия, необходимые для реализации программы:

Обучение изготовлению сувенирной куклы, приемам рукоделия требует специально оборудованного кабинета. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Оборудование для занятий:

  • швейные машины (2 шт.),

  • оверлок,

  • утюг,

  • гладильная доска,

  • стол для раскроя,

  • швейные принадлежности (ножницы, сантиметры, нитки, иголки, наперстки, линейки, мелки и т.д.),

  • материалы.

Календарно-тематический план.



Сводный календарно – тематический план на 2 года обучения



№ п/п

Наименование темы

1 год обучения

2 год обучения

1

Вводное занятие

2

2

2

Экскурсии в городской музей в детский дом творчества

4

4

3

История народной куклы. Традиционный русский костюм

4


4

Куклы из бабушкиного сундука. Типы кукол.

2


5

«У истоков мастерства»

14

10

6

Обрядовые куклы

36


7

Обереговые куклы

62


8

Игровые куклы


54

9

Сувенирные куклы


54

10

Подарки к календарным праздникам

8

8

11

Выставка

2

2

12

Заключительное занятие

2

2


Итого

136

136



Календарно – тематический план 1 года обучения



№ п\п

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Безопасность труда

2

2


2.

Экскурсии в городской музей и детский дом творчества.

4

2

2

3.

История народной куклы. Традиционный русский костюм

4

2

2

4.

Куклы из бабушкиного сундука. Типы кукол.

2

2


5.

У истоков мастерства

14

7

7

6.

Обрядовые куклы

36

18

18

7.

Обереговые куклы

62

31

31

8.

Подарки к календарным праздникам

8

4

4

9.

Выставка

2

2


10.

Заключительное занятие

2

1

1


Итого

136

71

65



Календарно – тематический план 2 года обучения

№ п\п

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2


2.

Экскурсии в городской музей и детский дом творчества.

4

2

2

3.

У истоков мастерства

10

4

6

4.

Игровая кукла

54

26

28

5.

Сувенирная кукла

54

26

28

6.

Подарки к календарным праздникам

8

4

4

7.

Выставка

2

2


8.

Заключительное занятие

2

2



Итого

136

68

68



Содержание программы первого года обучения

Раздел 1.Введение. Безопасность труда.(2 ч.)

Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы на год и с образцами различных кукол.

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).



Раздел 2.Экскурсии(4 ч.)

Городской музей: ознакомление с разделом народного декоративного искусства музея; история и художественная значимость искусства вышивания; осмотр интересных образцов в экспозиции. Зарисовка наиболее понравившихся образцов

Экскурсия в детский дом творчества г. Сорска: ознакомление с работой кружков декоративно-прикладного искусства, и знакомство с их работами



Раздел 3. История народной куклы. Традиционный русский костюм (4ч.)

Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма. Показ презентации.

Раздел 4. Куклы из бабушкиного сундука. Типы кукол. (2ч.)

Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов и презентации



Раздел 5 . «У истоков мастерства» (14ч.)

5.1Материалы, инструменты, приспособления, оборудование

Знакомство с оборудование, инструменты, их назначение, приёмы работы; правила техники безопасности; причины травматизма; правила электробезопасности, пожаробезопасности; обучение приёмам работы ножницами, иглами.

5.2. Характеристика применяемых материалов (нитки, тесьма, ткани для основы, ленты, бисер, стразы, клей).

Основные сведения о декоративных свойствах различных материалов. Свойства тканей, ниток, иных материалов, внешний вид, название, назначение, отношение к влаге. Краски, клеи; их состав, свойства и применение. Зависимость внешнего вида готового изделия от выбранного материала. Правила обработки и хранения материала.

Практика: «Карусель» - контролируется знание терминов.

5.3.Ручные швы.

Теория:

-Изучение терминов: шов, строчка, стежок.

-Простые швы: сметочный, обмёточный, потайной, «козлик».

Практика:мини – выставка «Моя первая работа».

5.4 Моя малая Родина

Теория: Основные сведения о народных промыслах, станичных ремеслах Хакасии.

Практика: Изготовление куклы с элементами хакасской одежды



Раздел 6.Обрядовые куклы( 36ч.)

Теория: рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол.

Практика: изготовление кукол.



7. Обереговыекуклы(62 ч.)

Теория: рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол.

Практика: изготовление кукол.



Раздел8. Подарки к календарным праздникам (8ч.)

Теория: Беседы к тематическим праздникам.

Практика: тематические композиции. Новогодний калейдоскоп. День Святого Валентина. День Защитника Отечества. Женский день 8 марта. Пасхальные мотивы.



Раздел 9. Организация и проведение городской выставки.(2ч.)

Практическая работа: выставка всех творческих работ за год. Подведение итогов. Оформление выставки с соблюдением определенных условий и правил.



Раздел 10.Заключительное занятие (2 часа)

Теория Итоговое занятие. Игровая программа «Эрудит». Награждение обучающихся их родителей.


Календарно – тематическое планирование 1 года обучения



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт.

1

Вводное занятие. Безопасность труда


2




2

Экскурсия в городской музей, зарисовка образцов.

2




3.

Экскурсия в детский дом творчества г. Сорска

2




4.

История народной куклы

2




5.

Традиционный русский костюм

2




6.

Куклы из бабушкиного сундука. Типы кукол.

2




«У истоков мастерства»

7.

Т.Б. материалы и инструменты для выполнения работ.

2




8.

Характеристика применяемых материалов

2




9.

Знакомство с простыми швами

2




10.

Выполнение простых швов

2




11.

Знакомство с промыслами республики Хакасии

2




12.

Выполнение куклы с элементами хакасского украшения (пого)

2




13.

Выполнение куклы с элементами хакасского украшения (пого)

2




Обрядовые куклы

14.

История обрядовых кукол.Знакомство и технология выполнения куклы Пеленашка

2




15.

Знакомство и технология выполнения простейшей куклы Отдарок-на-подарок

2




16.

Изготовление простейшейкуклыОтдарок-на-подарок

2




17.

Знакомство и технология выполнения куклыКувадка

2




18.

Изготовление куклы Кувадка

2




19.

Изготовление куклы Кувадка

2




20.

Знакомство и технология выполнения свадебной куклы Неразлучники

2




21.

Изготовление свадебной куклы Неразлучники

2




22.

Изготовление свадебной куклы Неразлучники

2




23.

Знакомство и технология выполнения свадебной куклы Мировое Древо (Роща)

2




24.

Изготовление свадебной куклы

Мировое Древо (Роща)

2




25.

Изготовление свадебной куклы

Мировое Древо (Роща)

2




26.

Знакомство и технология выполнения куклы Кузьма и Демьян – покровителей семейного очага и ремёсел.

2




27.

Изготовление куклы Кузьма и Демьян.

2




28.

Изготовление куклы Кузьма и Демьян

2




29.

Выполнение проектов по теме «Обрядовые куклы»

2




30.

Выполнение проектов по теме «Обрядовые куклы»

2




31.

Защита проектов по теме «Обрядовые куклы»

2




Обереговые куклы

32.

История обереговыхкукол.Оберег. Значение символов в обереге.

2





33.

Знакомство и технология выполнения тряпичной куклы- закрутки.

2




34.

Изготовление тряпичной куклы-закрутки

2




35.

Изготовление тряпичной куклы-закрутки

2




36.

Знакомство и технология выполнения куклы Покосница

2




37

Изготовление куклы Покосница

2




38

Изготовление куклы Покосница

2




39

Знакомство и технология выполнения куклы Зернушки.

2




40

Изготовление куклы Зернушки.

2




41

Изготовление куклы Зернушки

2




42

Знакомство и технология выполнения куклыДестиручка.

2




43

Изготовление куклы Десятиручка

2




44

Изготовление куклы Десятиручка

2




45

Изготовление куклы Десятиручка

2




46

Знакомство и технология выполнения куклыЛихоманки.

2




47

Изготовление куклыЛихоманки

2




48

Знакомство и технология выполнения куклыСтолбушки

2




49

Изготовление куклыСтолбушки

2




50

Изготовление куклыСтолбушки

2






51

Знакомство и технология выполнения куклыПодорожницы

2




52

Изготовление куклы Подорожницы

2




53

Изготовление куклы Подорожницы

2




54

Знакомство и технология выполнения с оберегом для семьи Седьмая Я

2




55

Изготовление куклы Седьмая Я

2




56

Изготовление куклы Седьмая Я

2




57

Знакомство и технология выполнения Вепсской куклы

2




58

Изготовление Вепсской куклы

2




59

Изготовление Вепсской куклы

2




60

Выполнение проектов по теме «Обереговые куклы»

2




61

Выполнение проектов по теме «Обереговые куклы»

2




62

Защита проектов по теме «Обереговые куклы»

2




63

Знакомство и технология выполнения Рождественского ангела

2




64

Изготовление Рождественского ангела.

2




65

Знакомство и технология выполнения Пасхальной голубки.

2




66

Изготовление Пасхальной голубки.

2




67

Организация и проведение выставки

2




68

Заключительное занятие

2






Содержание программы второго года обучения.

Раздел 1. Введение. Безопасность труда (2ч.)

Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы на год.

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы)



Раздел 2.Экскурсии (4 ч.)

Городской музей: ознакомление с разделом народного декоративного искусства музея; история и художественная значимость искусства вышивания; осмотр интересных образцов в экспозиции. Зарисовка наиболее понравившихся образцов

Экскурсия в детский дом творчества г. Сорска: ознакомление с работой кружков декоративно-прикладного искусства, и знакомство с их работами



Раздел 3. У истоков мастерства.(10 ч.)

Теория: Кукла в русском быту.Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте  русского народа, о народных праздниках. Язык символов в орнаменте. Показ иллюстраций и презентаций на тему.

Практика: создание орнамента.

Теория: Воспитание детей в хакасских семьях, традиции и обряды хакасов, показ презентации.

Практика: игра «Какая я хозяйка»







4.Игровая кукла (54ч.)

Теория: Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов и презентации.

Практика: изготовление кукол.



Раздел 5 . Сувенирная кукла(54 ч.)

Теория: рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол.

Сувенирная кукла считается изящным и уникальным подарком в духе русских народных традиций, который можно подарить женщине или ребенку. Ценность и  прелесть такого подарка состоит в том, что она сделана вручную, как правило, в единственном экземпляре.

 Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей.

Практика: изготовление кукол.



Раздел 6. Подарки к календарным праздникам (8ч.)

Теория: Беседы к тематическим праздникам.

Практика: тематические композиции. Новогодний калейдоскоп. День Святого Валентина. День Защитника Отечества. Женский день 8 марта. Пасхальные мотивы.



Раздел 7. Организация и проведение городской выставки.(2ч.)

Практическая работа: выставка всех творческих работ за год. Подведение итогов. Оформление выставки с соблюдением определенных условий и правил.

Раздел 8.Заключительное занятие (2 часа)

Теория Итоговое занятие. Награждение обучающихся их родителей.


Календарно – тематическое планирование 2 года обучения



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт.

1

Вводное занятие. Безопасность труда


2




2.

Экскурсия в городской музей, зарисовка образцов.

2




3.

Экскурсия в детский дом творчества г. Сорска

2




У истоков мастерства

4.

Значение куклы в русском быту.

2




5.

Язык символов в русском орнаменте

2




6.

Хакасский фольклор.

2




7

Язык символов в хакасском орнаменте

2




8.

Характеристика применяемых материалов

2




Игровая кукла

9.

История возникновения игровой куклы. Функции и предназначение кукол.

2




10.

Знакомство и технология выполнения и изготовление Мартиничек

2




11.

Знакомство и технология выполнения пальчиковых кукол.

2




12

Изготовление пальчиковых кукол.

2




13.

Изготовление пальчиковых кукол.

2




14

Знакомство с технологией выполнения куклы Малышок-голышок

2




15

Изготовление куклы Малышок-голышок

2




16

Изготовление куклы Малышок-голышок

2




17.

Знакомство с технологией изготовление куклы Веснянка

2




18.

Изготовление куклы Веснянка

2




19.

Изготовление куклы Веснянка

2




20.

Изготовление куклы Веснянка

2




21

Знакомство с технологией изготовление текстильного Домового

2




22.

Изготовление текстильного Домового

2




23.

Изготовление текстильного Домового

2




24.

Изготовление текстильного Домового

2




25.

Знакомство с технологией изготовление куклы домовёнок Кузя

2




26.

Изготовление домовёнка Кузи

2




27.

Изготовление домовёнка Кузи

2




28.

Изготовление домовёнка Кузи

2




29.

Знакомство с технологией изготовление кукол из капроновых чулок. Пупсы.

2




30.

Изготовление пупсов.

2




31.

Изготовление пупсов.

2




32.

Изготовление пупсов.

2




33

Выполнение проектов по теме «Игровая кукла»

2




34

Выполнение проектов по теме «Игровая кукла»

2




35

Защита проекта по теме «Игровая кукла»

2




Сувенирные куклы

36.

История появления сувенирной куклы.

2




37.

Знакомство с технологией выполнения шариковой куклы-эльф

2




38.

Изготовление шариковой куклы-эльф

2




39

Знакомство с Тильдой.

2




40

Знакомство с технологией выполнения Тильды («Принцесса на горошине»)

2




41

Изготовление Тильды («Принцесса на горошине»)

2




42

Изготовление Тильды («Принцесса на горошине»)

2




43

Изготовление Тильды («Принцесса на горошине»)

2




44

Изготовление Тильды («Принцесса на горошине»)

2




45

Знакомство с технологией выполнения Куклы-пакетницы

2




46

Изготовление Куклы-пакетницы

2




47

Изготовление Куклы-пакетницы

2




48

Изготовление Куклы-пакетницы

2




49

Знакомство с технологией изготовления кукол на основе пластмассовой бутылки – кукла Трандычиха

2




50

Изготовление куклы Трандычиха

2




51

Изготовление куклы Трандычиха

2




52

Изготовление куклы Трандычиха

2




53

Знакомство с технологией выполнения сувенирной куклы Домовёнок

2




54

Изготовление сувенирной куклы Домовёнок

2




55

Изготовление сувенирной куклы Домовёнок

2




56

Знакомство с технологией выполнения куклы-шкатулки

2




57

Изготовление куклы - шкатулки

2




58

Изготовление куклы - шкатулки

2




59

Изготовление куклы - шкатулки

2




60

Знакомство с технологией выполнения украшений из атласных лент и их выполнение

2




61

Знакомство с технологией выполнения украшений из атласных лент и их выполнение

2




62

Знакомство с технологией выполнения украшений из атласных лент и их выполнение

2




63

Знакомство с технологией выполнения украшений из атласных лент и их выполнение

2




64

Выполнение проекта по теме «Сувенирная кукла»

2




65

Выполнение проекта по теме «Сувенирная кукла»

2




66

Защита проектов по теме «Сувенирная кукла»

2




67

Организация и проведение выставки

2




68

Заключительное занятие

2






Методическое обеспечение



Формы и методы работы.

На занятиях использовались формы обучения: групповые и индивидуальные, практические и теоретические. Дети работают группой, могут выполнять общую работу, но к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход по его способностям и потребностям. Занятия обучающие (закрепляющие упражнения) и развивающие (творческая работа). В начале занятия дается теоретический материал, а затем практическое его закрепление.

Так же на занятиях использованы методы обучения и воспитания: словесные (рассказ, объяснение, убеждение, поощрение), наглядные (демонстрация образцов, фотографий, показ выполненных работ), практические, аналитические: (наблюдение, сравнение, опрос).

В ходе реализации программы используются технологии:

Развивающие: цель – развитие личности и ее способностей. Механизм – вовлечение детей в различные виды деятельности.

Дифферинцированного обучения :цель – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность – усвоение програмного материала на различных уровнях. Механизм – методы индивидуального обучения

Программированного обучения: цель- учет индивидуальных особенностей личности детей. Сущность - пошаговое, управляемое усвоение програмного материала. Механизм – репродуктивные и алгоритмические методы.

Личностно – ориентированного обучения: цель- развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения ребенка. Сущность – нормативно – сообразная деятельность в сочетании с эмоционально значимой, престижной для ребенка познавательной продуктивной деятельностью. Механизм -

А так же в процессе обучения используется поэтапное развитие содержания форм и методов образования детей:

- досуговый уровень – основная задача на этом этапе сформировать мотивацию у детей, чтобы они заинтересовались чем – нибудь и выбрали объединение, где этот интерес можно было бы развить и удовлетворить;

-репродуктивный уровень - ребенок проявивший интерес к определенному виду деятельности к определенному педагогу или детскому коллективу. Он начинает посещать регулярно занятия;

- эвристический уровень – ребенок на этом этапе начинает сам увеличивать объем информации, становится исследователем. Интерес ребенка становится «личностно – поисковым».

-креативный уровень- «возвышенная деятельность» - уровень коммуникаций педагога и ребенка. Креативный , когда происходит выражение собственного «Я» ребенка в процессе творчества.

Задача педагога на этом этапе – создать условия для реализации творческого потенциала ребенка



Промежуточная аттестация

За период обучения в объединении дети имеют определённый уровень усвоения программы. Для определения этого уровня используется промежуточная аттестация обучающихся.

Методика отслеживания результатов играет вспомогательную роль и носит специфический характер, главное в которой – личная заинтересованность ребёнка. Аттестация проводится в форме индивидуальной беседы в сочетании с творческими занятиями, а так же в коллективной форме: например в форме опроса «Диагностика Знаний, Умений, Навыков»

В конце года «Диагностика творческого развития» выявление более талантливых детей Промежуточная аттестация проводится в форме конкурса творческих работ, выставок, конкурсов.

Перечень дидактического материала

  1. История куклы: книги, фотографии, готовые изделия.

  2. Типы кукол: журналы, фотографии, готовые изделия.

  3. Украшения: книги, журналы, эскизы, образцы, готовые изделия.

Условия реализации программы.

Материально – техническое

- Кабинет для занятий соответствует санитарно – эпидимиологическим требованиям и нормам.

- Для проведения занятий по всем разделам имеется наглядность. Т.е имеются готовые образцы, фотографии, журналы, книги.

- мелкий инвентарь ( ножницы, клей, линейки ) и расходный материал (нитки, ленты,тесьма и т.д).

Кадровые условия

- педагог имеет специальность.

-Различные культурно – массовые мероприятия , конкурсы, выставки, беседы библиотекарь школы, учитель по МХК

- Для проведения мероприятий могут быть привлечены: музейный работник, библиотечные работники, Сорский Совет ветеранов.

Критерии параметры ЗУН, творческого развития личности

Критерии знаний, умений и навыков:

1. владение инструментом;

2. основы материаловедения ;

3. знание условных обозначений;

4. техника изготовления изделий;

5. художественное оформление.

Параметры оценки:

1. Низкий уровень:

Ребѐнок отвечает не по существу;

Ребѐнок не умеет отобрать материал;

Практические работы выполнены небрежно, не отвечают педагогическим и

техническим требованиям.

2. Средний уровень:

Ребѐнок раскрывает основные вопросы, но допускает неточности;

Ребѐнок испытывает затруднения в подборе материала;

Практические работы не совсем удачные, не техничны, небрежны.

3. Высокий уровень:

Ребѐнок легко ориентируется в изученном материале;

Умеет связывать теорию с практикой;

Работы выполнены технично, аккуратно.

Критерии творческой активности:

1. Научение чему-то новому;

2. Открытие нового для себя;

3. Проявление талантов;

4. Умение выполнять эвристические задания;

5. Творчество через расширение области деятельности.

Параметры оценки:

1. Низкий уровень:

Ребѐнок интерес к творчеству не проявляет, не проявляет инициативы;

Ребѐнок не испытывает радости от выполненной работы;

Ребѐнок отказывается от поручений.

4. Средний уровень:

Ребѐнок социализируется в коллективе;

Ребѐнок испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя

новых способов деятельности;

Ребѐнок добросовестно выполняет порученные задания.

5. Высокий уровень:

Ребѐнок вносит предложения по развитию деятельности;

Ребѐнок легко и быстро увлекается новым делом;

Ребѐнок обладает оригинальностью мышления, богатым воображением,

гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Показатели достижений:

1. Низкий уровень – пассивное участие ребѐнка в делах объединения;

2. Средний уровень – активное участие ребѐнка в делах объединения, наличие

результатов на уровне ЦРТДЮ, города;

3. Высокий уровень – значительные результаты на уровне города, республики,

России.





































Список литературы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. М: 1982.

  2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: 1993.

  3. Жакова О. Наряды для Барби. С–П.: Кристалл, 2000.

  4. Журналы для художников, коллекционеров и любителей авторских кукол.

Коллекция № . М.: Издательский дом «Коллекция №»

  1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003.

  2. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003.

  1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

  2. Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание « для профессионалов и любителей кукол»;

  3. Коллекция журналов «Ручная работа».Издательство ООО «БонниерПабликейшенз»;

  4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990.

  5. Мульги А. Рукоделие в школе. М.: Просвещение, 1974.

  6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1998.

  7. .Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение, 1985.

  8. Семашко К. Домашние ремесла. Владимир, 1993.

  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Обнинск, 1996.

  10. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М., 1985.

  11. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

  12. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. М., 1990.

  13. Школа ремесел: моя народная кукла. М.: ВЦХТ, 1999.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Генсицкая Н. «История одной куклы», 2008.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985.

  3. Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI;

  4. Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание « для профессионалов и любителей кукол»;

  5. Коллекция журналов «Ручная работа».Издательство ООО «БонниерПабликейшенз»;

  6. Кунина Е. «Характерные куклы из полимерных масс»-Дизайн Кора, 2006.

  7. Нойшютц К. «Куклы- своими руками»-М.:evidertis,2001.

  8. Чиотти Д. « Королевские украшения своими руками»,2007.











































































Приложение №1.

Методы и формы работы.

Можно разделить на этапы:

1. первый этап:

Наименование действия:

Мотивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности

Используемые примеры и средства:

Экскурсии, выставки работ педагогов и ребят;

Предполагаемый результат:

Формирование желания заниматься понравившимся видом деятельности.

2. второй этап:

Наименование действия:

Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребенка;

Используемые примеры и средства:

Диагностики на креативность, на владение рабочим инструментом, беседы с детьми о

культуре своего региона;

Предполагаемый результат:

Снятие страха перед предстоящей деятельностью освобождение от зажатости ребенка,

вхождение в мир народной культуры.

3.третий этап:

Наименование действия:

Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса;

Используемые примеры и средства:

Демонстрация ребенку готовых изделий – образцов, их использование в быту, в повседневной жизни;

Предполагаемый результат:

Выстраивание перспективы деятельности ребенка в мастерской, корректировка учебной

программы с учетом разновозрастного (7-17 лет) и разноуровневого состава детей.

4. Четвѐртый этап:

Наименование действия:

Определение содержания учебно-воспитательного процесса;

Используемые примеры и средства:

Составление технологических карт изготовления изделий, инструктаж педагога с опорой

на технику безопасности работы детей;

Предполагаемый результат:

Создание ребенку ситуации успеха.

5.Пятый этап:

Наименование действия:

Постановка воспитательных задач;

Используемые примеры и средства:

Педагогическая инструментовка деятельности (авансирование, поощрение);

Предполагаемый результат:

Самоопределение ребенка и педагога в предстоящей деятельности.

6.Шестой этап:

Наименование действия:

Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе;

Используемые примеры и средства:

Составление плана работы мастерской, выбор форм и способов представления результатов деятельности детского объединения;

Предполагаемый результат:

Осознание ребенком себя как члена мастерской, определение перспективы

самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.

7. Седьмой этап:

Наименование действия:

Выбор воспитательных форм и методов;

Используемые примеры и средства:

Скрытая помощь ребенку педагогом и детьми – одобрение, поощрение индивидуальной

исключительности, доверие, перенос внимания с целого на детали («изюминка» в каждой

работе детей);

Предполагаемый результат:

Укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения

сопереживать и сочувствовать другому.

8. Восьмой этап:

Наименование действия:

Организация и проведение учебно-воспитательных занятий;

Используемые примеры и средства:

Педагогическая оценка процесса деятельности ребенка (интонация, пластика, мимика,

совет, намек, условное требование). Постоянное усложнение и повышение

требовательности к ребенку в ходе совместной деятельности.

Перенос внимания ребенка с себя на социально значимый результат. Изготовление

подарка для друга, разговоры о жизни, воспоминания о семье, обсуждение домашних

новостей;

Предполагаемый результат:

Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребенка.

Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить

добро «просто так». Развитие творческой активности подростка (желание творить, искать

новое, создавать необычные творческие работы, самовыражаться в них, использовать

разные изобразительные материалы и техники). Помощь каждому ребенку в поиске своего

места в итоговом общем деле, развитие коммуникативных и организаторских способностей ребенка.

9. Девятый этап:

Наименование действия:

Организация и проведение общего итогового дела;

Используемые примеры и средства:

Ярмарка народных умельцев, выставки, конкурсы;

Предполагаемый результат:

Самоопределение ребенка в выборе роли в общем деле (генератор идей, мастер, активный зритель, активный участник, демонстратор и др.) в целях самореализации и достижении успеха.

10. Десятый этап:

Наименование действия:

Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности;

Используемые примеры и средства:

Подведение итогов с детьми, диагностирование, выдача удостоверений и наград,

Предполагаемый результат:

Закрепление позитивных качеств ребенка, нацеленность его на дальнейшее занятие

полюбившимся делом, обучение других.

11. Одиннадцатый этап:

Наименование действия:

Коррекция воспитательного процесса;

Используемые примеры и средства:

Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка учебных программ;

Предполагаемый результат: Рост профессионального мастерства педагога.

Приложение №2.

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса,

точное определение его результатов.



ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

Декоративно – прикладной отдел

Название объединения______________________________________

Руководитель______________________________________________

Время проведения__________________________________________

200__ - 200__ учебный год.



Ф.И.О.

Основы материаловедения и цветов

Значение условных обозначений

Владение инструментами

Технология изготовления

Оформление изделий

итого












ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Декоративно – прикладной отдел

Название объединения______________________________________

Руководитель______________________________________________

Время проведения__________________________________________

200__ - 200__ учебный год.





Имя,

фамилия

учащегося


Открытие

нового

для себя


Проявление

талантов


Умение

выполнять

эвристические

задания


Творчество

через

расширение

области

деятельности


итог












Приложение №3.

Опрос – это составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-

ответной форме.

ОПРОС.

Формы промежуточной аттестации 1-ого года обучения:

1. Техника безопасности:

Почему нельзя делать резких движений рукой с крючком, иглой,

ножницами? (можно поранить себя и других);

Какое правило нужно соблюдать, чтобы не нанести друг другу травмы?

(нужно соблюдать расстояние вытянутой в сторону и согнутой в локте

руки);

Расскажите как правильно пользоваться ножницами? (ножницы передаются

кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями);

Как правильно хранить иглы, булавки? (все предметы хранятся отдельно, иглы – в игольнице);

Почему нельзя вставлять в электроразетку крючки, ножницы и др.

металлические предметы? (опасно для жизни, возможно поражение

электротоком).

Какими предметами нужно пользоваться осторожно и почему? (иглами,

ножницами, крючком – можно пораниться).

2. Владение инструментом:

3. Основы цветоведения:



Какие цвета являются главными в цветовом спектре? (красный, желтый,

синий);

Какие цвета относятся к хроматическим? (входящие в цветовой спектр);

Отделите тѐплые цвета от холодных? (синий, красный, фиолетовый, зелѐный,

коричневый, жѐлтый, голубой);

Чем мы руководствуемся при подборе цвета? (целевым назначением,

традициями, формой, образом, временем, настроением, обстановкой).

4. Знание условных обозначений:

Назовите два главных правила чтения схем? (справа – на лево, снизу – вверх).



Приложение №4

Игры к занятию «Цветовая гармония»:

Цветной мир.

Дети называют все цвета, которые видят вокруг. Предложить подобрать цвет к таким понятиям как «радость, любовь, грусть».

Палитра.

Дать объяснение слову палитра, предложить детям собрать для художника палитру

А) из 7 цветов радуги;

Б) из цветов и оттенков, которые знают;

В) придумать свой цвет.

Картина.

Раздать рамочки из бумаги и картона и предложить детям через них посмотреть

 в окно,

 друг на друга,

 на окружающие предметы.

Рассказать о своей картине.

Беседа «Многоликий шов»

Казалось бы, что может быть проще всем известного шва «вперёд иголку»? однако, различные варианты его выполнения дают возможность получать простые и красивые декоративные швы и узоры. Шов «вперёд иголку» выполняется справа налево по счёту нитей ткани, если вышивают прямую линию, а если узор с произвольным контуром или фактура ткани не позволяет отсчитывать нити, размер стежков выдерживается «на глаз». Длина стежков и промежутков между ними зависит от рисунка и назначения шва.

Меняя наклон и длину стежков, можно получить вполне современные фантазии на тему шва «вперёд иголку».

А если выполнить работу в два приёма: сначала сделать шов, а затем другой ниткой, не прокалывая ткань, обвить его стежки разными способами, то получится объёмный шов: разнообразные «змейки», «цепочки», «декоративные дорожки» и пр.

Как видите, даже не умея вышивать, можно, используя только такой простой шов, создавать красивые, изящные и полезные вещи.

Подушки с тюльпанами.

Очарование и изящество этой вышивки – в её простоте и лаконичности. Выполнить её под силу любому.

По матер. Журнала Лена №4 2002

Шов «набор». Один из вариантов шва «вперёд иголку». Старинный вид счётного шитья, имитирующий узорное, по-старинному, «бранное» ткачество. Геометрические узоры вышивают полосами вдоль нитей ткани движением иглы с рабочей ниткой то справа налево, то слева направо, пропуская между рядами одну нить ткани. Делают один стежок лицевой, один изнаночный, так до конца полосы, набирая на вышивальную Нику нужное число нитей ткани-основы. отсюда и название шва – «набор». Для вышивки подходит ткань с равномерной структурой, на которой удобно отсчитывать нити.



ПравилаТехники безопасности:

  1. До начала практической работы постелить на стол клеёнку.

  2. Работать с колющими и режущими инструментами осторожно, не размахивая, при порезе или уколе немедленно сообщить преподавателю (см. далее).

  3. С клеем работать осторожно. При попадании в глаза промыть водой и обратиться за помощью к преподавателю. При попадании клея на кожу - смыть водой с мылом.

  4. Работать только с исправными электроинструментами (утюгом) и только под присмотром преподавателя (см. далее).

КОЛЮЩЕ- РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

  1. Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  2. Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить.

  3. Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками вперед.

  4. Пользоваться только исправными инструментами.

  5. Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы.

  6. Инструменты хранить на специальной доске.



У Т Ю Г

  1. Работать утюгом только под присмотром преподавателя.

  2. При включении в розетку утюга браться только за вилку.

  3. Утюг ставить только на жаростойкую подставку.

  4. Не отвлекаться во время работы, не оставлять включенный утюг без присмотра.

  5. Не допускать перегрева утюга.

  6. Следить, чтобы шнур во время работы не перекручивался.

  7. При обнаружении неисправности утюга немедленно сообщить преподавателю.

  8. По окончании работы утюг выключить из сети, дать остыть и только потом убрать.



СОВЕТЫ МАСТЕРУ

  1. Соблюдай правила безопасности труда.

  2. Проявляй в работе старание, терпение, творчество.

  3. Экономно используй материал.

  4. По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты.
















63