ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Кружка «« Кубань- наш отчий дом». »
Разработчик:
педагог дополнительного образования Глухова Любовь Васильевна.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Краеведение – это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе.
В наши дни, благодаря социально-политическим переменам, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», растёт интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения своей самобытности.
Программа кружка «Кубань- наш отчий дом» имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет обучающимся более подробно познакомиться с природными богатствами Краснодарского края, с его лесами и лугами, морями и реками, горами и низменностями, водопадами и пещерами. Обучающиеся смогут расширить знания о городах и станицах Краснодарского края, об их достопримечательностях. Предлагаемая программа направлена воспитывать у обучающихся чувство гордости за свою Родину, свой край, своих земляков; способствовать развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, помогает понять, что непреложной ценностью для каждого человека является семья. Собирая сведения о своих родных, земляках, записывая биографии односельчан, обучающиеся сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Актуальность программы заключается в том, что в подростковом возрасте продолжается формирование личности, продолжается длительный процесс познания нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родителям, Родине, к родному краю. Развитие всесторонне развитой личности и формирование нравственных качеств не происходит у людей само по себе. Для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. Такое целенаправленное воздействие берёт на себя программа кружка.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации возможно пробуждение как можно у большего количества обучающихся стремления овладеть активными знаниями по истории и культуре Краснодарского края, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение умений и навыков, знаний и в целом содержания программы проектируется на основе заинтересованности и увлеченности. В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества. Данная программа создаёт дополнительные условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся.
При написании программы использовались: программа кружка духовно- нравственного направления «Юный краевед» (составители программы Ломскова Л.В., учитель МБОУ СОШ № 21, Слинкова Г.В., учитель МБОУ СОШ № 21 г. Краснодар), авторская программа туристско-краеведческого объединения «Юные краеведы»(составитель программы-Лунёва Ю.Г., учитель истории и кубановедения МОУ школы №82 г. Краснодара).
Отличительная особенность программы в том, что данная программа позволяет концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающегося, реализовать права каждого обучающегося на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы; конструировать оптимальный учебно-методический комплекс программы дополнительного образования обучающихся. Кроме того, краеведческий материал, предусматривающий теоретические и практические занятия, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Адресат программы - воспитанники в возрасте 15-20 лет. Возрастные особенности подростков проявляются в появлении новых интересов в собственном развитии и качественно новых требований к преподаваемым дисциплинам, У подростков развивается стремление к познанию. Программа кружка позволит решить им данную задачу.
Объем и срок освоения программы: общее количество учебных часов-360, срок реализации программы- 2 года:
1 год обучения – 144 часа;
2 год обучения –216 часов.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса- состав группы сформирован из воспитанников одного возраста .
Количество воспитанников в группе:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 12 человек .
Состав группы -постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год-360 часов.
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 занятия;
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 занятия.
Продолжительность занятия- 45 минут.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель программы:
Создание условий для развития личности учащегося, расширения кругозора, мотивации к познанию и творчеству, через его увлечение историческим краеведением, историей родного края, города.
Задачи программы:
Личностные:
формировать гражданскую позицию, патриотизм;
воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, учить понимать ценность и значимость каждой человеческой жизни;
воспитывать гордость и уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда;
воспитывать любовь и уважение к своей семье;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;
воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям своего края;
приобщить к здоровому образу жизни.
Метапредметные :
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
развивать интерес обучающихся к краеведению;
развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Образовательные:
способствовать углублению и расширению знаний обучающихся об истории, природе, городах, станицах, культурных памятниках, обычаях и традициях родного края;
способствовать расширению знаний обучающихся о ратных и трудовых подвигах родственников, земляков, жителей Кубани во время Великой Отечественной войны;
познакомить обучающихся с историей ГБПОУ КК УСПК;
сформировать устойчивый интерес к изучению прошлого и настоящего своей семьи;
сформировать навыки публичных выступлений;
обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками.
1.3 Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов Теория Практика | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. | 2 | 2 | | Запись в журнале учёта работы кружка |
2. | Заочные экскурсии по Краснодарскому краю | 46 | 6 | 40 | Конкурс презентаций |
3. | История и достопримечательности города Усть-Лабинска и станиц Усть-Лабинского района | 11 | 2 | 9 | Выставка рефератов |
4. | Семья и Я. | 9 | 3 | 6 | Создание альбома «Моя родословная». |
5. | « Я помню! Я горжусь!» | 38 | 10 | 28 | Выставка рефератов. |
6. | «Уголок старины» | 14 | 4 | 10 | Оформление кубанского уголка |
7. | История нашего колледжа. | 14 | 6 | 8 | Создание альбома «История нашего колледжа». |
8. | Воспитательная работа. | 5 | 1 | 4 | Открытое мероприятие «Доброта спасёт мир». |
9. | Диагностика ЗУН обучающихся. (начальная, промежуточная, итоговая). | 3 | | 3 | Выполнение диагностических тестов. |
10. | Итоговое занятие. | 2 | | 2 | |
Итого: | 144 | 34 | 110 | |
Содержание программы 1-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.
Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.
Тема 2. Заочные экскурсии по Краснодарскому краю.
Теория: Начальная диагностика ЗУН обучающихся Положение на карте. Природные богатства Кубани: горы, леса, реки, озера и моря края. Растительный и животный мир на территории Краснодарского края. Районы, города и станицы кубанской земли. Достопримечательности Краснодарского края.
Практика: Создание презентаций по темам: «Заочные экскурсии по городам Краснодарского края», « Достопримечательности кубанской земли», защита рефератов, подготовка и проведение викторин: «Знаете ли Вы, что…?», демонстрация презентаций .
Тема 3. История и достопримечательности города Усть-Лабинска и станиц Усть-Лабинского района.
Теория: От станицы к городу. Станицы района. Школы. Библиотеки. Музеи. Предприятия. Достопримечательности г. Усть-Лабинска и Усть-Лабинского района. Знаменитые жители Усть- Лабинска и Усть-Лабинского района.
Практика: Экскурсии по г. Усть- Лабинск ( посещение городского краеведческого музея, хлебозавода, крепости, городской парка и т.д) Создание презентаций «Заочные экскурсии по Усть-_ Лабинску и Усть_-Лабинскому району», защита рефератов, подготовка и проведение викторин: «Знаете ли Вы, что…?», выставка рефератов.
Тема 4. Семья и Я.
Теория: Семейный уклад в кубанских семьях. Роль семьи в жизни человека. Традиции в семье. Образ будущей семьи. Моя родословная. Мой портрет и мои цели.
Практика: Конкурс сочинений «Моя семья», « Моя будущая семья», рефераты по теме. Конкурс сочинений «Что значит мое имя». Поиск историй своих фамилий. Создание альбома «Моя родословная».
Тема 5. « Я помню! Я горжусь!»
Теория: Великая Отечественная война на Кубани. Моя семья во время Великой Отечественной войны. Военный подвиг моих родственников на фронте и в тылу врага. Кубани славные сыны. Партизанское движение. Дети-герои. Усть -Лабинск в годы В.О.В. Мои земляки- герои. Их именами названы улицы, школы. Памятники моим землякам. Из воспоминаний о ВОВ.
Практика: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. Посещение памятников героям. Создание альбома «Я помню! Я горжусь!». Создание презентаций : «Они защищали Родину», защита рефератов, подготовка и проведение викторин: «Знаете ли Вы, что…?», выставка рефератов.
Тема 6. «Уголок старины»
Теория: Быт и традиции черноморских и линейных казаков. Одежда казаков. Лошадь в жизни казака. Казачий говор.
Практика: экскурсия в школьный музей, в краеведческий музей, презентации и рефераты «Быт и культура кубанских казаков». Оформление кубанского уголка и пополнение его экспонатами быта.
Тема 7. История нашего колледжа.
Теория: Образование колледжа. «Они стояли у истоков». Основные события в жизни колледжа. О профессиях и специальностях нашего колледжа. Выпускники нашего колледжа. О преподавателях и мастерах производственного обучения, посвятившим свою жизнь детям. Наша гордость - наши отличники. Наши будни и наши праздники.
Практические занятия: Опросы старейших преподавателей, мастеров производственного обучения и ветеранов колледжа, беседы с бывшими выпускниками. Создание альбома «История нашего колледжа».
Тема 8. Воспитательная работа.
Теория: Здоровый образ жизни. Нравственные понятия.
Практика: проведение спортивных игр, защита рефератов, выставка рефератов по теме, мероприятие «Доброта спасёт мир».
Тема 9. Диагностика ЗУН обучающихся (начальная, промежуточная, итоговая).
Практика: Диагностика ЗУН обучающихся проводится в 3 этапа: 1
( начальная)- на первом занятии, 2 ( промежуточная) - в конце декабря, 3
( итоговая)- в конце июня. Выполнение диагностических тестов.
Тема 10. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов реализации программы.
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Практика | Формы аттестации/ контроля |
Всего Теория | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. | 2 | 2 | | Запись в журнале учёта работы кружка |
2. | Заочные экскурсии по Краснодарскому краю | 34 | 7 | 27 | Конкурс презентаций |
3. | Краснодарский край – великая здравница | 10 | 2 | 8 | Выставка рефератов. |
4. | Великие деятели Кубани | 30 | 6 | 24 | Открытое мероприятие: «Поэты родного края». |
5. | « Я помню! Я горжусь!» | 38 | 9 | 29 | Создание альбома: «Память военных лет». |
6. | Обычаи и традиции казаков | 36 | 6 | 30 | Проведение КВН: «Обычаи и традиции казаков». |
7. | Кубанский фольклор. | 20 | 4 | 16 | Проведение КВН:«Казачьи пословицы и поговорки». |
8. | История нашего колледжа. | 16 | 6 | 10 | Создание презентации «История нашего колледжа». |
9. | Экскурсионная деятельность | 20 | | 20 | Фотовыставка |
10. | Воспитательная работа. | 5 | 2 | 3 | Открытое мероприятие « Золотое правило нравственности ». |
11. | Диагностика ЗУН обучающихся (начальная, промежуточная, итоговая). | 3 | | 3 | Выполнение диагностических тестов. |
12. | Итоговое занятие | 2 | | 2 | |
Итого: | 216 | 44 | 172 | |
Содержание дополнительной общеобразовательной программы.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.
Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.
Тема 2. Заочные экскурсии по Краснодарскому краю.
Теория: Природные богатства Кубани: горы, леса, реки, озера и моря края. Растительный и животный мир на территории Краснодарского края. Водопады и пещеры, на территории Кубани. Районы, города и станицы кубанской земли. Достопримечательности Краснодарского края.
Практика: Создание презентаций по темам: «Заочные экскурсии по городам Краснодарского края», « Достопримечательности кубанской земли», защита рефератов, подготовка и проведение викторин: «Знаете ли Вы, что…?», демонстрация презентаций.
Тема 3. Краснодарский край – великая здравница.
Теория:История здравниц Кубани. Уникальныё целебные свойства курортов Краснодарского края.
Практика: Создание презентаций по теме. Мероприятие «Реклама здравниц Краснодарского края». Написание, защита и выставка рефератов.
Тема 4. Великие деятели Кубани.
Теория: Художники, писатели, музыканты, ученые Кубани, внесшие огромный вклад в развитие и процветание региона.
Практика: Создание презентаций по теме. Написание рефератов. Подготовка и проведение викторины: «О ком идёт речь?». Подготовка и проведение открытого мероприятия: «Поэты родного края».
Тема 5. « Я помню! Я горжусь!»
Теория: Великая Отечественная война на Кубани. Подвиг советских людей на кубанской земле. Жизнь мирных жителей во время оккупации. Военный подвиг тружеников тыла. Дети войны. Славные сыны Кубани. Партизанское движение. Дети-герои. Усть–Лабинский район в годы В.О.В. Земляки- герои. Памятные места, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Памятники моим землякам. Из воспоминаний о ВОВ.
Практика: Изучение военных архивов, фотографий, военных билетов, наградных документов и др. Посещение памятников героям. Создание альбома «Я помню! Я горжусь!». Создание презентаций : «Они защищали Родину», подготовка и проведение викторин: «Знаете ли Вы, что…?», Написание, защита и выставка рефератов. Создание альбома: «Память военных лет».
Тема 6. Обычаи и традиции казаков.
Теория: Обычаи и традиции черноморских и линейных казаков. Религиозные обычаи. Семейный уклад казаков. Сохранение в среде черноморцев традиционной культуры запорожцев . Взаимовлияние культур адыгов и казаков.
Практика: Создание презентаций по теме. Написание и выставка рефератов. Подготовка и проведение викторины: «Знаете ли Вы, что...?» Проведение КВН: «Обычаи и традиции казаков».
Тема 7. Кубанский фольклор.
Теория: Особенности кубанского фольклора. Классификация, основные жанры и художественное многообразие кубанского фольклора. Пословицы и поговорки. Устаревшие слова. Казачьи песни. Казачьи забавы и игры.
Практика: Создание презентаций по теме. Проведение мероприятия «Кубанский фольклор». Подготовка и проведение КВН: «Казачьи пословицы и поговорки».
Тема 8. История нашего колледжа.
Теория: Знаменательные события в жизни колледжа. «Они защищали нашу Родину» - о сотрудниках колледжа. О выпускниках нашего колледжа. Сотрудники колледжа. Отличники в учёбе, в спорте, в труде. Наши будни и наши праздники.
Практические занятия: Встречи с ветеранами колледжа, с бывшими выпускниками. Создание презентации «История нашего колледжа».
Тема 9. Экскурсионная деятельность.
Практика Посещение музеев г. Усть- Лабинска, Усть-Лабинского района, г.Краснодара. Посещение концертов народного творчества в ст. Некрасовской, в г. Усть_ Лабинске. Участие в праздновании дня станицы. Посещение выставок в г. Краснодаре и в г. Усть_Лабинске. Фотовыставка.
Тема 10. Воспитательная работа.
Теория: «Слово лечит, и слово калечит». «Отцы и дети».
Практика: проведение ролевых игр на тему «Отцы и дети». Написание, защита и выставка рефератов. Открытое мероприятие « Золотое правило нравственности ».
Тема 11. Диагностика ЗУН обучающихся (начальная, промежуточная, итоговая).
Практика: Диагностика ЗУН обучающихся проводится в 3 этапа: 1
( начальная)- на первом занятии, 2 ( промежуточная) - в конце декабря, 3 ( итоговая)- в конце июня. Выполнение диагностических тестов.
Тема 12. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов реализации программы.
1.4 Планируемые результаты:
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
знать/понимать:
обучающиеся расширят свои знания об истории, природе, городах, станицах, культурных памятниках, обычаях и традициях родного края; о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников, жителей Кубани;
обучающиеся познакомятся с историей ГБПОУ КК УСПК;
уметь:
обучающиеся научатся самостоятельной работе с библиографическими источниками;
у обучающихся будут формироваться навыки публичных выступлений;
обучающиеся будут приобщены к здоровому образу жизни.
Будут сформированы и развиты следующие компетенции и личностные качества:
у обучающихся будет сформирован интерес к изучению прошлого и настоящего своей семьи;
у обучающихся будет раскрыт творческий потенциал, творческая самореализация;
обучающиеся будут понимать ценность и значимость каждой человеческой жизни;
у обучающихся будет воспитаны гордость и уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда;
у обучающихся будут воспитаны любовь и уважение к своей семье;
у обучающихся будет воспитано уважительное отношение к обычаям и традициям своего края.
знать/понимать:
обучающиеся больше расширят свои знания об истории, природе, городах, станицах, культурных памятниках, обычаях и традициях родного края; о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников, жителей Кубани;
обучающиеся расширят знания об истории ГБПОУ КК УСПК;
уметь:
у обучающихся будут сформированы навыки публичных выступлений;
у обучающихся будет развита потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков;
обучающиеся будут приобщены к здоровому образу жизни.
Будут сформированы и развиты следующие компетенции и личностные качества:
у обучающихся будет больше развит познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, интерес к краеведению;
у обучающихся будут развиты нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
у обучающихся будет развита способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
у обучающихся будет сформирована гражданская позиция, патриотизм.