ГБУРК «ДПС «Алупка»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На совете педагогов Главный врач
ГБУРК «Детски противо- ГБУРК «Детский противотуберкулезный
туберкулезный санаторий «Алупка
№ протокола______-
санаторий «Алупка» «____» __________ 2016 г.
«____» __________ 2016 г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
« Познай себя»



Срок реализации: 1 месяц
Возраст детей: 8-14 лет
Разработчик программы:
Старший воспитатель
Закасовская И.В.
г. Алупка
2016г
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………3
Нормативные документы ……………………………………………… .5
Содержание программы .…………………………………………………5
Учебно-тематический план ……………………………………………13
Методический комментарий к программе. …………………………….17
Литература…………………………………………………………….... ..19
Приложения………………………………………………………………..20
Пояснительная записка
Здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Поэтому родителей, воспитателей волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью. Поэтому сегодня необходимо максимально удовлетворить запросы семей по сохранению здоровья, использовать условия образовательной среды, опираясь на современные здоровье – сберегающие и образовательные технологии.
Отправляя детей в санаторий, родители верят, что медперсонал и воспитатели смогут предоставить их ребенку не только лечебные процедуры, но и полноценный, правильно организованный отдых. Период пребывания в санатории должен быть благоприятен для развития творческого потенциала у детей, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. В этом состоит первоочередная задача воспитателей ГБУРК «ДПС «Алупка».
Программа «Познаю себя» позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы обучающихся детей и подростков, а также сформировать навыки принятия самостоятельного решения, осознанного и ответственного выбора, умение находить контакт с людьми, действовать в интересах коллектива, познать свой организм.
Занятия по программе «Познаю себя» (созданной на основе курса Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности») предоставляют широкий спектр выбора пространств деятельности, открывают для детей удивительную возможность выбора видов деятельности в соответствии с его желаниями и способностями.
Цель программы:
Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности ребенка посредством самообучения, самовоспитания, самоутверждения, саморегуляции и самоактуализации.
Задачи программы:
Образовательные:
*научить детей выявлять в ходе жизнедеятельности проблемно-конфликтные ситуации и успешно действовать в них;
* научить детей сотрудничать, работать единым коллективом;
*научить работать в проективных игровых методах и проводить их самостоятельно.
Развивающие:
* развить у детей познавательную активность;
* помочь детям исследовать свое «Я», сформировать адекватную самооценку, проявить себя;
* создать условия для создания собственного психологического портрета;
* развить умение выстраивать жизненную перспективу, шаги по достижению предполагаемой цели;
Воспитательные:
* создать условия для поддержания здоровья и безопасной жизнедеятельности детей;
* воспитание бережного отношения к окружающему миру.
*развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
*использование богатого творческого потенциала детей и воспитателей в реализации своих способностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя» социально-педагогической направленности, краткосрочная. Срок реализации – 1 месяц.
Нормативные документы
Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Содержание программы.
« Познай себя» (самопознание)
Ребята под руководством воспитателя изучают вопросы своего внутреннего мира, чувств, поведения.
Почему одни люди относятся к другим положительно, а другие - враждебно. Как избежать недоразумений, ссор со своими товарищами, родственниками, друзьями? Почему одни учатся хорошо, а у других это не получается?
Как стать умным, сильным, смелым и привлекательным, чтобы Вас любили, уважали, признавали?
Ответы на все эти вопросы ребята получают, изучая курс программы «Познай себя».
Чтобы изменить себя в лучшую сторону, что-то развивать, что-то в себе исправить, необходимо знать себя, свою личность, свое Я.
Девиз « Познай самого себя» был начертан на фоне древнегреческого храма; в то время знание о себе считалось вершиной, целью, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.
Курс поможет научить ребят, как работать над собой, если хочется стать лучше. Кроме теоретического материала и рекомендаций, здесь есть много упражнений, тестов, ситуаций- проб практического значения.
Разделы программы предполагают изложение методов и приемов самовоспитания важнейших качеств личности применительно к возрасту учащихся. Какие цели необходимо ставить в жизни, как поверить в себя? Как развивать волю, трудолюбие и способности, как избавиться от плохих качеств? Как воспитать в себе Человека с большой буквы?
Это очень нелегко: воспитывать себя надо не на словах, а на деле, и чтобы было видно результаты: «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряженно трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным. Как говорили древние: « Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!».
Самовоспитание, самосовершенствование- это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.
Программа ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы «Познай себя» - представление возможностей для раскрытия личностных способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Ожидаемые результаты работы :
- укрепление здоровья детей;
- воспитание патриотизма;
- расширение социального опыта;
- у детей сформированы коммуникативные навыки, усвоены основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- развитие познавательных способностей;
- сформировано осознанное отношение к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, уважительное отношение к сверстникам,воспитатедю.
Основная деятельность воспитательной работы направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Санаторий, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу коллектива, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Деятельность в программе направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Учебно-тематический план
«Познай себя!» (Самопознание)
№ раздела, темы | Название разделов и тем | Форма занятия | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение | беседа | 0,5 | 0,5 | |
2 | Посмотримся в зеркало | занятие-игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Я и окружающие | семинар | 1 | | 1 |
4 | Я- человек и Я- личность | беседа | 1 | 1 | |
5 | Дайте волю воображению | | 4 | 2 | 2 |
6 | Мир эмоций | викторина | 4 | 1 | 3 |
7 | Настроение «О-кэй!» | конкурс | 4 | 1 | 3 |
8 | Характер-русский | занятие-игра | 4 | 2 | 2 |
9 | Воля. Самостоятельность | конкурс | 4 | 1 | 3 |
10 | Настоящий друг | викторина | 4 | 2 | 2 |
11 | Богатства нашей личности | викторина | 4 | 1 | 3 |
12 | Подготовка и защита презентаций «Мои «Я» | защита презентаций | 4 | 1 | 3 |
13 | Подведение итогов пройденного ИТОГО: | викторина | 4 144 | 2 57 | 2 87 |
Методическое обеспечение программы
Реализация задач программы осуществляется через такие формы организации занятий как лекция, беседа, викторины, презентации, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, кнкурсы
Для реализации программы воспитателю необходимо меть:
- методическую литературу;
- видео и фото материалы;
- музыкальные записи;
- дидактический и раздаточный материал;
- конспекты занятий
В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы, причем большая часть времени отводится практическим формам работы.
Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей.
Условия реализации программы
1. Материально-технические средства:
- просторный проветриваемый кабинет со столами и стульями;
- рабочие тетради и шариковые ручки для записей;
- наборы канцелярских принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ватман,
цветная бумага, ножницы и т.д.);
- аудио-видео техника;
2. Кадровое обеспечение – специалисты, имеющие педагогическое образование и обладающие личным позитивным опытом воспитательной работы с детьми.
Система контроля и оценивания результатов
В начале курса проводится входной контроль с целью выявления у обучающихся склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений, навыков. Используются следующие методы диагностики: тестирование, анкетирование, собеседование, устный опрос, игра.
Текущий контроль проводится для оценки степени и качества усвоения обучающимися материала данной программы. Методы диагностики: тестирование, участие в викторинах, решение кроссвордов, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий.В конце изучаемого курса проводится итоговый контроль с целью определения качества полученных знаний и умений:
составление итоговой презентации по теме курса.
Список литературы для педагогов
Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.,1986
Кон И.С. Открытие «Я» - М.,1978
3.Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.,1977
4. Маленкова Л.И. Человековедение. - М.,1993 Ю.Михайлов Ф.Т.Загадка человеческого «Я» - М.,1976
Список литературы для учащихся
1.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: рекомендации, советы тесты - М.,1996
2.Васютинский Н.А.Золотая пропорция. - МД990
3.Волков Б.С., Волкова Н.В.Задачи и упражнения по детской психологии.
4.Детская энциклопедия. Т.7-М.Д996
5.Дриллема Б., Гудман С., Что внутри человека-М.,1994
6.Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся. М.,1995
7.Петровский А.В.Популярные беседы о психологии-М.,1983
8.Петровский А.В. Что мы знаем о каждом из нас. - М.,1983
9.Петровский А.В. Что мы знаем и чего мы не знаем о себе? - М.,1988
10 Рожков М.И. и др. Познай себя - М.,1993.
11.Что вы знаете и чего не знаете о себе/сост. С.Степанов- М.,1994