Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №4 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Автор: Киреева М.А.
г. Новокуйбышевск, 2017 год.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность.
Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов не достаточно в современных программах образования.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизирует творческую активность детей, учит мыслить не традиционно.
- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живопись детского восприятия.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Все занятия в этой программе направлены на развитие у дошкольников художественно – творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования. Эти техники не получили достаточно широкого распространения, они являются скорее экспериментальными. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет.
Программа рассчитана на 1год с сентября по май.
Программа предполагает проведений 1 занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год – 36. Продолжительность занятий – 15 минут. Формы проведения: групповая, индивидуальная.
- Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их.
- Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования.
- Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.
- Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
- Проведение выставок детских работ.
- Проектная деятельность.
Количество часов в месяц – 1 час, количество часов в год – 9 часов.
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Занятия проводятся во вторую половину дня после сна. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, наглядные пособия, разнообразный иллюстративный материал, детские песенки и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
Вводная часть: организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация.
Основная часть: практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка.
Заключительная часть: -анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
месяц | № | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
сентябрь | 1. | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и прямых линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию, как средство выразительности | Два листа светло серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры. |
| 2. | «Мухомор» | Рисование пальчиками | Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображать яркие впечатления в рисунке. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой, гуашь белого цвета, чашечки, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
| 3. | «желтые листочки» | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы бумаги, листочки, салфетки. |
| 4. | «Ежик» | Рисование ладошками | Дать ребенку самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. | Лист бумаги белого цвета с силуэтом ежика, гуашь черного цвета в чашечках, салфетки. |
октябрь | 5. | «Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками, тампонирование. | Познакомить с новой техникой рисования. Расширять представления о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. | Бумага размером ½ альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная в чашечках, салфетки. |
| 6. | Компоты и варенье в баночках. | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмичные композиции. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Учить изображать доступным способом фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. | Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера, гуашь красного, желтого, синего цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации банок с вареньем и компотом. |
| 7. | Веточки рябины | Рисование пальчиками или ватными палочками | Продолжать учить рисовать пальчиками или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинках природы в изобразительной деятельности. | Лист бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины, гуашь красного цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации рябины. |
| 8. | Грибок | Рисование крупой | Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность, способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Лист бумаги белого цвета с силуэтом грибка, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки. |
ноябрь | 9. | Маленький котенок | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, речь, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. | Листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка, игрушка котенок, гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках, салфетки. |
| 10. | Звездочки в небе | Рисование пальчиками | Учить детей создавать ритмичные композиции. Развивать чувство ритма, мышление, мелкую моторику, речь, внимание. Воспитывать интерес к природе, отображать свои представления в рисунке. | Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией – крыши домов, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации с ночным звездным небом. |
| 11. | Солнышко | Рисование крупой | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией крыши домов, клей ПВА, крупа манная, салфетки, кисти. |
| 12. | Ласковый щенок | Рисование методом тычка | Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Листы бумаги белого цвета с нарисованным силуэтом щенка, кисть с жестким ворсом, краска коричневого цвета, стаканы с водой, салфетки. |
декабрь | 13. | Дед мороз (1-е занятие) | Рисование ладошкой | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками – учить рисовать бороду деда мороза. Развивать мелкую моторику, внимание, речь, память. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования. | Листы светло- голубого цвета, белая гуашь в плошках, салфетки. |
| 14. | Дед мороз (2-е занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать глаза, украшать шапочку деда мороза помпончиками. | Заготовки с бородой Деда Мороза, дополнительные аппликации(шапочка и нос) с предыдущего занятия, гуашь белого, черного, зеленого цвета в чашечках, салфетки, магнитофон. |
| 15. | Маленькой елочке холодно зимой. | Рисование методом тычка | Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Листы бумаги белого цвета с силуэтом елочки, кисть с жестким ворсом, краска зеленого цвета, стаканы с водой, салфетки. |
| 16. | Украсим нашу елочку. | Рисование пальчикам. | Продолжать учить детей создавать ритмичные композиции. Вызвать желание у детей украсить елочку к новому году. | Заготовки елочки сделанные на прошлом занятии, краски разных цветов в мисочках, салфетки. |
Январь. | 17. | Елочка красавица (коллективная работа) | Рисование ладошками | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Развивать внимание, мелкую моторику, речь, память. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке, вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Лист ватмана, зеленая гуашь в плошке, салфетки, магнитафон. |
| 18. | Зайчик | Рисование пальчиками | Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом рисования пальчиками. Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. | Листы бумаги голубого цвета с нарисованными силуэтом зайчика, гуашь белого цвета, чашечки, салфетки, магнитофон. |
| 19. | Веселый Снеговик | Тампонирование | Продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – тампонирование. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. | Листы бумаги синего цвета с силуэтом снеговика, краска белого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации с изображением снеговика. |
| 20. | Чьи следы? | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой. | Лист бумаги белого цвета, краска синего цвета в чашечках, салфетки. |
февраль | 21. | Снег кружится | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Воспитывать интерес к природе и отображать яркие впечатления в рисунке. | Листы бумаги квадратной формы синего цвета – «окна», гуашь белого цвета, чашки для краски, салфетки, магнитофон. |
| 22. | Веселые осьминожки (коллективная работа) | Рисование ладошками | Закреплять умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками, вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Лист ватмана голубого цвета – «море», гуашь разноцветная в плошках, салфетки, магнитофон. |
| 23. | Снежинка. | Рисование крупой | Продолжать учить детей с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Лист бумаги с нарисованной снежинкой синего цвета, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки. |
| 24. | «Петя-петушок» | Рисование ладошкой | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошкой. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать мелкую моторику, внимание, память, фантазию. | Белый лист бумаги, чашечки с красками желтого, красного, синего, зеленого цветов, салфетки. |
март | 25. | Веточка мимозы | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображения путем использования точки, как средства выразительности, закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Листы бумаги с веточками мимозы, гуашь желтого цвета, чашечки, салфетки, магнитофон. |
| 26. | Сосульки льдинки. | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение наносить ритмично точки в определенной последовательности. Воспитывать интерес к природе. | Белый лист бумаги с силуэтом сосулек, гуашь синего цвета, чашечки для краски, салфетки. |
| 27. | Бусы для куклы Тани | Рисование пальчиками | Закрепить умение равномерно наносить точки – рисовать узор бусины на нитке. Вызвать желание сделать в подарок кукле Тане красивые разноцветные бусы. | Листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус, кукла Таня, гуашь разноцветная, салфетки, чашечки для краски. |
| 28. | Бабочка | Рисование ватными палочками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма и формы. | Листы бумаги с силуэтами бабочек, разноцветная гуашь, чашечки для краски, салфетки, иллюстрации с изображением бабочек. |
Апрель. | 29. | Солнышко (коллективная работа) | Рисование ладошками. | Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Лист ватмана с нарисованным по середине желтым кругом, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, магнитофон. |
| 30. | Цыпленок | Рисование методом тычка | Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Воспитывать интерес к рисованию. | Белый лист бумаги с силуэтом цыпленка, кисть с жестким ворсом, краска желтого цвета, стаканы с водой, салфетки. |
| 31. | Желтый одуванчик. | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность. | Листы бумаги светло-зеленого цвета, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки. |
| 32. | Солнечные цветы. | Рисование методом тычка | Закрепит умение правильно держать кисть. Прививать аккуратность при работе с краской. Развивать интерес к рисованию. | Листы бумаги светло-зеленого цвета, гуашь разных цветов в чашечках, салфетки. |
Май. | 33. | Салют. | Рисование методом тычка. | Познакомить детей с праздником «День победы» и с салютом. Воспитывать интерес к рисованию. | Иллюстрации с изображением салюта, листы бумаги синего цвета, гуашь разных цветов в чашечках, салфетки. |
| 34. | Рыбка золотая. | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, память, речь. Вызвать желание помочь маме-рыбке. | Вырезанные из белой бумаги силуэты рыбки, мама-рыбка (образец), гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, магнитофон. |
| 35. | Аленький цветочек. | Рисование ладошкой. | Дать возможность ребенку самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учит ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки. Учить радоваться полученному результату. | Листы бумаги белого цвета, гуашь алого и зеленого цвета в чашечках, салфетки. |
| 36. | Божьи коровки. | Рисование пальчикам. | Развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки, без точек на спинке. Черная гуашь в мисочках, ватман, салфетки. |
Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, выставки детских работ.
1. Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.:Карапуз дидактика, 2008 г.
2. Никитина А.В.»Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007 г.
3. Доронова Т.Н.»Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.:Просвящение, 2004 г.
4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1.». – М.:»Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
5. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.