Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Черлакского муниципального района Омской области
Рассмотрена: на методическом совете МБОУ ДО «Дом детского творчества» протокол № от «» сентября 2012 г | Утверждена: Директор МБОУ ДО «Дом детского творчества»__________О.Г. Войнова от _________________ |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Тропинка истории»
(рассчитана для детей 9-11 лет)
Срок реализации 2 года
Составитель: Калита Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Черлак, 2012
Содержание программы:
Пояснительная записка 3-5
Цель и задачи программы 6-10
Учебно-тематический план 11-13
Содержание программы 14-16
Методическое обеспечение программы 17
Воспитательный компонент 18-20
Литература 21
Приложение 22-23
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Тропинка истории» составлена на основе программы под редакцией Гайворонской Натальи Ивановны.
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и направлена на воспитание патриотов своей малой родины, приобщение обучающихся к духовным ценностям, социализацию обучающихся. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления об историческом развитии малой родины через комплексное изучение природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, культуры в данной местности.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи закономерности способствую развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, обучающиеся упражняются в более точном сочетании слов.
Актуальность данной программы определяется наличием в ней преемственности. Это эффективный метод планирования процесса обеспечения единства педагогических требований. Постепенное, заранее продуманное усложнение программного материала, опора на возрастные психофизиологические особенности и потребности ребёнка позволяют педагогу успешно развивать детский коллектив в системе «ближних и дальних перспектив» в условиях единства традиций и педагогических подходов. Расширяя и углубляя, от года к году, знания, умения и навыки воспитанников, постоянно поддерживается заинтересованность обучающихся, их желание путешествовать, познавать новое, общаться, учиться и совершенствоваться. Изучая темы программы у обучающихся формируется патриотическое сознание, пробуждается интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям Омской области, Черлакского района, воспитывается любовь к природе родного края.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на воспитание патриотизма, формирование культуры обучающихся как части культуры духовной, созданной нашими земляками. Приобщение обучающихся к духовным ценностям через собственное творчество и освоение культурного наследия малой родины. Данная программа является многоуровневой системой разнообразных видов совместной деятельности обучающихся и взрослых, в т.ч. родителей. Обучающиеся получают краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных средств, расширяют свой кругозор, в непринужденной обстановке; дополняют и развивают комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования. Программа направлена не только на отдельную узкую группу обучающихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребёнком суммы сведений, краеведческих знаний, идёт процесс воспитания, формирование просвещённой личности.
Компетентностный подход, на котором основана дополнительная общеобразовательная программа краеведческой направленности, позволяет развивать ключевые компетентности и специальные компетентности в области краеведческих наблюдений.
Главной отличительной особенностью данной краеведческой является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Тематика программы также функциональна, она может, изменяться и дополняться с учетом пожеланий заказчика в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера.
Также отличительной особенностью данной программы является её практическая значимость: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность.
Адресат программы - обучающихся 9-11 лет. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается, а в среднем и старшем школьном звене продолжается, длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Численный состав группы - 20 человек. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.
Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом края и его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации деятельности нацелены на выработку у обучающихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами интернета, телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Формы организации образовательного процесса
• групповые занятия
• ндивидуальные занятия
• приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
• проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
• беседы с обучащимися в процессе изучения темы;
• заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
• самостоятельная работа с книгами;
• работа с иллюстрациями;
• развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
• экскурсии;
• встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры);
Виды организации занятий
• Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с обучающимися в процессе изучения темы;
• Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
• Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями;
• Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
• Исследовательский: выполнение обучающимися определенных исследовательских заданий во время занятия.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на два года обучения.
Занятия учебных групп проводятся:
1 год обучения –144 часа
2 год обучения – 216 часов
1. Режим занятий
Два раза в неделю по 2 часа (первый год обучения)
Три раза в неделю по 2 часа (второй год обучения)
2.Цели и задачи образовательной программы
Цели:
• формирование у обучающихся знаний об уникальности, культурных и природных особенностях малой родины посредством реализации в учебном процессе исследовательской деятельности;
• формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия малой родины; так же умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своей малой родины;
• Воспитание патриота своей малой родины, знающего, любящего свой край, разделяющего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Задачи программы:
Образовательные:
1. сформировать представление о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. закрепить знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. научиться работать с архивными документами, специальной литературой
Воспитательные:
1. сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своей малой родины, её истории, культуре, природе;
2. воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоить общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
Развивающие:
1. совершенствовать психические процессы: воображение, память, мышление, речь и т.д.
2. развивать кругозор и мировоззрение обучающихся.
Содержание программы
Содержание программы отражает сетевой подход к изучению малой родины, позволяет обучающимся увидеть её как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние малой родины. Содержание программы направлено на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности учащегося; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и российским традициям, достижениям российской культуры; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; профилактику асоциального поведения; формирование и развитие способностей подростка адаптироваться в сложных условиях природной и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Отслеживание результатов
Управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, а также итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде викторин, защиты мини-проектов, участия в конкурсах по окончании каждой темы.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного мини-проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
выставки рисунков и фотографий учащихся;
фотосессия исторических и памятных мест
анкетирование и тестирование.
Планируемые результаты
В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой посёлка.
При достижении метапредметных результатов у обучающегося будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием архивов, дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Результатами изучения курса краеведения 1 год обучения являются знания и умения:
ориентироваться на карте края, называть соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
называть 2-3 достопримечательности края, фамилии и произведения 3-5 местных писателей;
• охранять природу родного посёлка;
• добросовестно выполнять обязанности обучающихся ДО;
• ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога;
• создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно;
• вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Результатами изучения обучающимися курса краеведения 2 года обучения являются знания и умения:
• объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
• ориентироваться на карте края, называть соседей нашего посёлка, знать историю возникновения и развития Черлакского района;
• знать знаменитых людей и их роль в истории поселка;
• знать историю развития промыслов района
• знать памятные места Черлака
• заповедные места нашего района
3.Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Тема учебного занятия | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Что изучает краеведение | 2 | | 2 |
2 | Школы посёлка | 2 | 4 | 6 |
3 | Экскурсия в парк | | 2 | 2 |
4 | Что растет в поселке? | 2 | 2 | 4 |
5 | Викторина о растениях | | 2 | 2 |
6 | Животные Черлакского района | 2 | 2 | 4 |
7 | Викторина о животных | | 2 | 2 |
8 | Из истории поселка | 4 | 4 | 8 |
9 | Трудовая жизнь поселка | 2 | 4 | 6 |
10 | Традиционные ремесла моего края | 2 | 4 | 6 |
11 | Люди моего поселка | 2 | 2 | 4 |
12 | Черлакский район. Сёла | 4 | 4 | 8 |
13 | Мой дом | 2 | 4 | 6 |
14 | Безопасный и короткий путь домой | 2 | 4 | 6 |
15 | Моя улица, почему так названа | 2 | 4 | 6 |
16 | Моя семья. Генеалогическое древо семьи | 2 | 5 | 7 |
17 | История моей семьи | 2 | 4 | 6 |
18 | Такие разные профессии | 4 | | 4 |
19 | Профессии в моей семье | | 4 | 4 |
20 | Традиции моей семьи | 2 | 4 | 6 |
21 | Наша дружная семья | | 4 | 4 |
22 | Выставка семейных поделок | | 4 | 4 |
23 | Моя родословная | 2 | 4 | 6 |
24 | Я и мое имя | | 4 | 4 |
25 | Зимние забавы наших предков | 2 | 4 | 6 |
26 | Масленица | 2 | 2 | 4 |
27 | Заочное путешествие по городу | 2 | 4 | 6 |
28 | Экскурсия по Черлаку | | 4 | 4 |
29 | Экскурсия в краеведческий музей Черлака | | 2 | 2 |
30 | Станции: природа, цветочная | | 2 | 2 |
31 | Итоговые занятия | | 3 | 3 |
| Итого часов | 44 | 100 | 144 |
2 год обучения
№ занятия | Тема учебного занятия | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | В гости к осени. Экскурсия. | | 2 | 2 |
2 | Территория, границы, географическое положение | 6 | 6 | 12 |
3 | Богатства нашей земли | 2 | 8 | 10 |
4 | Климат нашего края | 4 | 2 | 6 |
5 | Водоемы нашего края | 6 | 2 | 8 |
6 | Река Иртыш | 2 | 6 | 8 |
7 | Заповедные места Черлакского района | 4 | 4 | 8 |
8 | Экскурсия в краеведческий музей | | 4 | 4 |
9 | Растения нашего края. Сбор растений | 2 | 4 | 6 |
10 | Составление гербариев | | 4 | 4 |
11 | Леса нашего края | 6 | 2 | 8 |
12 | Экскурсия в музей Черлакского лесничества | | 4 | 4 |
13 | В гости к зиме. Экскурсия | | 4 | 4 |
15 | Птицы Черлакского района. Следы птиц | 2 | 6 | 8 |
16 | Игра “Птичий час” | | 2 | 2 |
17 | Акция “Кормушка” Изготовление кормушек | | 4 | 4 |
18 | Животные нашего края | 2 | 2 | 4 |
19 | Редкие животные нашего края | | 2 | 2 |
20 | Викторина о животных | | 2 | 2 |
21 | Садово-парковая культура поселка | 6 | 2 | 8 |
22 | Экскурсия в музей | | 4 | 4 |
23 | В гости к весне. Экскурсия | | 4 | 4 |
24 | Как природа залечивает раны | 2 | 2 | 4 |
25 | Экскурсия на предприятия Черлака | | 6 | 6 |
26 | Экскурсия на реку Иртыш | | 2 | 2 |
27 | Творческая работа об увиденном на экскурсии: написание стихов, сочинений | 2 | 6 | 8 |
28 | Рыбы, обитающие в нашем крае | 2 | 2 | 4 |
29 | Прудовые хозяйства области | 2 | 2 | 4 |
30 | Викторина “Веселый рыболов” | | 2 | 2 |
31 | Будь природе другом | | 2 | 2 |
32 | Акция “Посади дерево” | | 2 | 2 |
33 | Экология и я (тест) | | 2 | 2 |
34 | Природа - наш дом “Спасем землю!” | 6 | 6 | 12 |
36 | (проблема бытовых отходов) | | | |
36 | Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды района | 2 | 8 | 10 |
37 | Создание экологической карты | | 8 | 8 |
38 | Изготовление поделок из бросового материала “В мире нет вещей ненужных” (веточки, листочки, бумага, кусочки ткани…) | | 10 | 10 |
39 | Творческая работа “Берегите Землю” | | 6 | 6 |
40 | Составления кроссвордов “Явления природы” (стихи) | | 6 | 6 |
41 | Итоговые занятия | | 10 | 10 |
42 | итого | 60 | 156 | 216 |
4.Содержание программы
1 год обучения
1-2.Ведение. Что изучает краеведение.
Теория: раскрытие понятия «краеведение». Что значит «малая родина»
3-8. Школы посёлка.
Теория: знакомство детей с историей родной школы.
Практика: экскурсия по школам.
9-10. Экскурсия в парк.
Практика: наблюдение за погодой, за изменениями в природе.
11-14. Растительный мир посёлка.
Теория: что растёт в посёлке. Рассказ о растениях.
Практика: сочинение о любимом растении.
15-16. Викторина о растениях.
17-22. Животные Черлакского района
Теория: проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них.
Практика: рассказы о своих домашних любимцах. Викторина о животных.
23-54. Из истории посёлка.
Теория: знакомство с историей основания Черлака, трудовой жизнью посёлка, людьми, традиционными ремёслами, сёлами Черлакского района.
Практика: работа с папками «СМИ о селе», встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.
55-66. Мой дом.
Теория: информация педагога о видах домов, о материалах, из которых строятся дома, об улицах, которые названы именами героев.
Практика: рассказы детей о своих домах, составление плана дома, сбор информации о своей улице: почему так названа, умение определить свой адрес, найти нужный адрес.
66-107. Моя семья.
Теория: знакомство детей с цепочкой родственных отношений.
Практика: дети беседуют с родителями, бабушками и дедушками, выясняют, какие традиции существуют в семье. Готовят выставку семейных поделок.
108-111. Я и моё имя.
Теория: из истории образования фамилии, имени, отчества.
Практика: обучающиеся собирают материал о своём имени, работая со специальной литературой.
112-121. Зимние забавы наших предков. Масленица
Теория: знакомство с играми, традициями наших предков. Рассказ о масленице.
Практика: составление папок, в которые войдут материалы о играх, традициях наших предков.
122-127. Заочное путешествие по городу Омску.
Теория: знакомство с историей возникновения города Омска.
128-131. Экскурсия по Черлаку.
132-133. Экскурсия в краеведческий музей Черлака
134-135. Станции: природа, цветочная, насекомые.
Теория: знакомство с насекомыми нашего района.
Практика: составление кроссворда по теме «Насекомые»
136-144. Обобщающие занятия «Знатоки родного края»
2 год обучения
1-2. В гости к осени. Экскурсия.
Осенние изменения в природе.
Практика: сочинения, рисунки.
3-14. Территория, границы, географическое положение Черлакского района.
Теория: физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр.
Практика: работа с картой омской области.
15-24. Богатства нашей земли.
Теория: знакомство с полезными ископаемыми нашего края.
Практика: работа с карточками, на которых изображены полезные ископаемые.
25-30.Климат нашего края.
Теория: рассказ о климате нашего района.
Практика: работа с календарём погоды.
31-38. Водоёмы нашего района.
Теория: река нашего района, наиболее известные родники, озёра.
Практика: описание реки.
39-46. Река Иртыш.
Теория: подробное знакомство с рекой Иртыш: топонимика, описание, протяженность, пойма.
Практика: создание стенгазеты «Мой Иртыш».
47-54. Заповедные места Черлакского района.
Теория: знакомство с памятниками природы Черлакского района.
Практика: описание памятников природы: охотхозяйство «Черлакское», заказник «Степной» (федерального значения).
55-58. Экскурсия в краеведческий музей
Практика: сочинения, рисунки.
59-68. Растения нашего района.
Теория: разнообразие растительности нашего края. Культурные растения, лекарственные травы. Растения, нуждающиеся в охране. Растения, которых боятся.
Практика: сбор гербария «Лечение без лекарств».
69-76. Леса нашего края.
Теория: знакомство с экологически чистой зоной «Черлакское урочище», где растут берёзовые и осиновые колки, дубы и липы.
Практика: конкурс рисунков.
77-80. Экскурсия в музей Черлакского лесничества.
Практика: сочинения, рисунки.
81-84. в гости к зиме. Занятие-экскурсия.
Теория: знакомство с зимними изменениями в природе.
Практика: сочинения, рисунки.
85-94. Птицы зимой.
Теория: беседа о том, какие птицы зимую в наших краях.
Практика: создание мультимедийной презентации о птицах.
95-98. Акция «Кормушка»
Практика: изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
99-106. Животные нашего края.
Познакомить с разнообразием животного мира.
Практика: создание альбома о животных нашего края.
107-114. Садово-парковая культура Черлака.
Практика: создание проекта парка будущего.
115-118. Экскурсия в краеведческий музей.
119-126. В гости к весне.
127-142. Экскурсия на предприятия Черлака.
143-152. Рыбы, обитающие в водоёмах нашего района.
Теория: беседа об обитателях рек и озёр Черлакского рай она.
Практика: викторина «Весёлый рыболов».
153-206. Будь природе другом
Теория: стихийные причины уничтожения природы (пожары, наводнения)
Практика: сбор информации о состоянии окружающей среды, создание экологической карты, изготовление поделок из бросового материала, составление кроссвордов.
207-216. Обобщающие занятия.
Викторины, тесты, выставки.
Методическое обеспечение программы
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города Омска и области,
- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,
- наличие связей с учреждениями образования и культуры,
- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,
- выход в интернет.
Воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации воспитательного процесса, хотя каждый вид организации деятельности обучающихся за пределами занятий имеет свои особенности. Желательно, чтобы дети были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с поиском необходимых материалов, источников их получения и т. д.
Воспитательная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась бы не только одна профильная задача. Необходимо выделить идейно-нравственный аспект, усилить трудовую направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный эффект. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.
Воспитательная работа объединения «Стиль жизни» направлена на сплочение детей в единый дружный коллектив, создание благоприятной атмосферы доброжелательности и сотрудничества, на воспитание у них чувства уважения и справедливости к окружающему миру и людям. Основными формами проведения воспитательного процесса являются: игровые программы, Дни кружковцев, Дни семейного отдыха, беседы, чаепития с включением игровых блоков. Разработаны сценарии мероприятий воспитательного характера.
Воспитательная работа в детском объединении включает в себя следующие обязательные аспекты:
1. Изучение физического здоровья детей, условий семейного воспитания. Проводится тестирование на определение психологической комфортности обучающихся, их темперамента, особенностей общего развития. Эти данные используются при корректировке планов ведения занятий в детском объединении.
2. Запланированные беседы о правилах техники безопасности во время занятий, о предотвращении несчастных случаев, поведении на улице, в Доме детского творчества.
3. Беседы о личной гигиене, вреде курения, негативных последствиях употребления алкоголя и наркотических средств.
4. Информационно - просветительская работа с родителями обучающихся. Привлечение родителей для участия в коллективно - творческих делах и праздниках в детском объединении. Организация промежуточных мероприятий, занятий в качестве показателя достижений и успехов обучающихся.
Немаловажным компонентом для успешного воспитательного процесса является участие обучающихся в различных мероприятиях, выставках, соревнованиях, конкурсах и конференциях, проводимых ДДТ.
Сентябрь
«Планета творчества» -рекламная компания
День открытых дверей.
Тематическое занятие «Осень рыжая подружка»
Игры на свежем воздухе.
Октябрь
«Хлеб – всему голова» - театрализованная программа
«В гостях у Осени» - воспитательно-развлекательное мероприятие.
Тематическое занятие
«Откуда берётся хлеб?»
Игры на свежем воздухе.
Приглашение детей из детского сада на праздник Осени.
Ноябрь
«Дружат дети на планете» - месячник ко дню толерантности
Тематическое занятие по толерантности «Дружные ребята»
Праздник ко Дню Матери «Маму любят все на свете»
Декабрь
Зимний день здоровья
Тематическое занятие «Пришла Зимушка-Зима!»
Новогодний утренник.
Беседа об уважительном отношении к сверстникам.
Январь
Месячник краеведения «Моя малая Родина»
Тематическое занятие «Мой край – моя Омская земля»
«Рождество».
Разучивание колядок.
Беседа о гигиене «В гости к Мойдодыру»
Индивидуальные встречи с родителями.
Февраль
Эстафета «Защитники Отечества».
Тематическое занятие «Они защищают Родину»
Март
Праздник, посвящённый 8 марта.
Тематическое занятие «Весна-красна»
Апрель
Семейный день здоровья
Игры на свежем воздухе.
Май
«Память великого подвига» - месячник, посвящённый 70-й годовщине ВОВ
Тематическое занятие «Лето, ах лето…»
Игры на свежем воздухе.
Использованная литература
Для педагога:
Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., 1997 г.
Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практичесих материалов по проблемам воспитания (под редакцией В.А. Берёзиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней), Москва, 2003 г.
Караковский В.А. Воспитай гражданина. Москва, 1974 г.
Комаровский Б.Б. Задачи краеведческой работы в школе /Б.Б. Комаровский// Советская педагогика, 1946 г. №3
Краеведческая работа в начальной школе, М., Просвещение, 1977 г.
Краеведение/под редакцией А.В. Даринского, М., Просвещение, 1987 г.
Скривел В.И. нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом// Начальная школа, 2004 г.
«Школа юного краеведа» Ляшенко Е.А.
Для обучающихся:
1. Гончаренко А.А. Всемирная история для школьников: краеведение. – Омск: ОмГПУ, 2009 г.
2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М: «Олимп», 1998 г.
3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Религии. – М: «Олимп», 1998 г.
4. Красная книга Омской области/ Правительство Омской области. – Омск:ОмГПУ, 2010 г.
5. Колесников А.Д. Памятники и памятные места Омской области. – Омск: Омское книжное изд-во, 2009 г.
6. Кудринский В. Я вижу Сибирь. – Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2009 г.
7. Сибирский миф: голоса территорий. – Омск: НП Творческая студия «Экипаж», 2009 г.
8. Энциклопедия для детей. – М: «Аванта», 2002 г.
Приложение 1
Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях, викторина «Юный краевед».
Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы на темы животного и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.
Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название животного, растения, птицы, рыбы региона. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.
Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на темы животного и растительного мира края, сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.
Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе». Учащиеся делают зарисовки пейзажей, представителей растительного и животного мира, других наблюдений на экскурсиях. Оценивается замысел и красота увиденного окружающего мира.
Тест викторина «Юный краевед». Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Мой родной край». Оцениваются количество вопросов, отражающих краеведение родного города (географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура, народы и этнические группы, нормы и правила бережного отношения к природе).
Приложение 2
Информационная карта
оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению
№п\п | Ф.И. ребенка | Ребусы | Кроссворд | Загадки, стихи | Сочинение | Зарисовки | Викторина «Юный краевед» | итог |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Итог | | | | | | | |
Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; низкий уровень (задание выполнено с помощью педагога, друзей, родителей).
Педагог: _____________
41