Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей детский морской центр
Кронштадтского района Санкт – Петербурга
«Юный моряк»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол Директор ДМЦ «Юный моряк»
педагогического совета № ______________ Е.Л.Романчук
«_____»___________20 «_____» __________20
дополнительная общеобразовательная программа
«Юный мастер»
Автор-составитель: Скитская Инна Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Кронштадт
2015
Пояснительная записка.
Программа «Юный мастер» создана в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 №1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный мастер» имеет техническую направленность и предусматривает развитие у детей технических способностей и художественного вкуса.
Программа рассчитана на два года обучения детей 10-14 лет.
Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической направленности. По окончании обучения в объединении выпускники могут продолжить обучение по программам технической направленности более высокого уровня сложности.
Программа содержания объединения начального технического моделирования согласуется с программами начальной школы, учитываются знания и умения учащихся начальных классов, которые они получили на уроках математики, трудового обучения, рисования.
В отличие от школьной программы трудового обучения, программа дополнительного образования дает возможность учащимся проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования.
Освоение программы актуально в связи с современными тенденциями, так как развитие технического творчества рассматривается обществом как одно из условий ускорения социально-экономического развития страны. Актуальность обусловлена также практической значимостью программы. Обучающиеся могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.
Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную деятельность, независимо от степени мастерства, позволяющее развить новые качества личности, необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.
Основная форма занятий – творческая мастерская. Эта форма, предполагает эффективное использование времени, помещения и учебного материала и творческого подхода к созданию модели.
Основные виды деятельности, которыми занят ребенок:
учение, общение, игра и труд.
Цель программы:
Создание условий развития личности, способной к техническому творчеству.
Задачи 1 года обучения:
обучающие:
формировать знания о правилах безопасной работы;
формировать сведения о материалах и инструментах для моделирования;
обучить конструированию из плоских и объемных деталей;
сформировать понятия: «контур», «трафарет», «шаблон», «стандарт», о геометрических фигурах: «куб», «цилиндр», «конус», «параллелепипед»;
развивающие:
расширить знания о видах техники;
развивать интерес к технике;
воспитывающие:
воспитывать культуру труда, трудолюбие, самостоятельность.
Задачи 2 года обучения:
обучающие:
расширить знания об инструментах и материалах технического творчества, о технических сооружениях;
формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;
обучать работать по техническим описаниям, шаблонам;
развивающие:
развивать наблюдательность, самостоятельность в работе;
воспитывающие:
воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, целеустремленности.
Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических принципов:
Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, людям науки, изобретателям, исследователям, испытателям. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины и ее Вооруженных сил. В программу включен комплекс практических работ, который обеспечивает усвоение новых теоретических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, циркуль, шило) и разными материалами (ватман, картон, клей, рейка, пенопласт). Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии.
Методы и приемы образовательной деятельности:
- репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),
-графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление),
-метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа),
-проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей),
- игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, конструкторы, соревнования, викторины),
-наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),
-создание творческих работ для выставки,
-разработка сценариев праздников, игр.
На занятиях объединения НТМ создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Типы занятий:
комплексное,
занятия-беседы,
экскурсии,
самостоятельная работа.
Виды занятий:
- работа с литературой, чертежами, схемами;
- практическая работа;
- выставка;
- конкурс;
- творческий проект;
- соревнования;
- праздник;
- игра.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
выставки
самостоятельные творческие работы
составление альбома лучших работ.
Условия реализации программы.
Занятия объединения проводятся в отдельном кабинете. Имеются все образцы для работы. В кабинете имеются шкафы для хранения инструментов, материалов.
Материально-техническое обеспечение: чертежная бумага, картон, чертежные инструменты, комплект режущего инструмента, кисти для склейки и покраски, клей ПВА, водорастворимые краски.
Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература, наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей, выполненные учащимися и педагогом, фото и видеоматериалы.
Все теоретические сведения и практические работы объединены в небольшие разделы, каждый из которых содержит справочный материал по конкретной группе объектов.
Практическая часть включает работы разной степени сложности, что позволяет каждому ребенку сделать свой собственный выбор и испытать ситуацию успеха.
В программу входят элементы дизайна.
К работе в объединении обучающиеся приступают после проведения педагогом соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.
Содержанием дополнительной общеобразовательной программы предусмотрены меж предметные связи:
-математика (геометрические формы и геометрические тела),
-технология (навыки работы с различными инструментами),
-история (знания по истории развития техники),
-ОБЖ (изучение техники безопасной работы в объединении)
-изобразительное искусство (декоративно-прикладная и художественно-конструкторская деятельность).
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся объединения первого года обучения должны:
Знать:
Основные свойства материалов для моделирования;
Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
-Материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;
-Основные линии на чертеже;
- Простейшие конструкторские понятия;
Уметь:
- Соблюдать технику безопасности;
- Читать простейшие чертежи;
- Изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
- Находить линии сгиба;
- Владеть элементарными графическими навыками;
Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать модель кистью.
Обучающиеся объединения второго года обучения должны:
Знать:
Основные свойства материалов для моделирования;
Простейшие правила организации рабочего места;
Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
Названия основных деталей и частей техники.
- Правила безопасного пользования инструментами;
- Виды чертежей;
Уметь:
- Соблюдать технику безопасности;
Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать детали модели и модель кистью.
- Чертить простейшие чертежи разверток;
- Изготавливать усложненные модели;
- Самостоятельно выбирать дизайн модели;
- Анализировать свою модель, модель своего товарища;
- Проявлять усидчивость в достижении конечного результата.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
Тема | Кол-во часов |
теория | практика | всего |
1.Вводное занятие. Техника безопасности в кружке начального технического моделирования. | 1 | 1 | 2 |
2. Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы | 3 | 7 | 10 |
3. Графическая подготовка. | 3 | 7 | 10 |
4.Плоскостное и полу объёмное моделирование. 4.1 Аппликация 4.2 Квиллинг. 4.3 Торцевание. | 4 2 1 1 | 24 6 9 9 | 28 8 10 10 |
5. Объемное моделирование. 5.1 Моделирование из бумаги и картона. 5.2 Объемная аппликация. 5.3 Моделирование из природного материала. 5.4 Моделирование из бросового материала | 6 1 1 1 3 | 44 9 9 5 21 | 50 10 10 6 24 |
6. Модульное оригами | 4 | 18 | 22 |
7. Нитяная графика. Изонить | 1 | 11 | 12 |
8. Лепка. | 1 | 7 | 8 |
9. Итоговое занятие. | - | 2 | 2 |
Итого: | 26 | 118 | 144 |
Содержание программы 1 года обучения.
ТЕМА 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 2 часа
Знакомство с работой объединения. Техника безопасности на занятиях в объединении НТМ. Демонстрация моделей из коллекции объединения.
Практическая работа: «Воспоминание о лете».
ТЕМА 2.РАБОЧИЕ ОПЕРАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ.10 часов
Знакомство с характеристиками бумаги и картона, инструментами. Знакомство с ручными инструментами.
Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Учимся чертить линии. Организация рабочего места. Рабочие операции: разметка, раскрой, обработка, сборка моделей, изготовление кубика.
Практическая работа: «Инструментальное лото», геометрические фигуры «Игрушки», коллективная работа «Цветы», коллективная работа «Балет», коллективная работа «Лесные жители».
ТЕМА 3.ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.10 часов
Чертежные инструменты и принадлежности.
Основные линии чертежа (прямая, пунктирная), правила и приемы чтения чертежа плоских деталей (квадрат, треугольник, ромб).
Основные графические знания и умения, работа с чертежами.
Практическая работа:
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности.
Коллективная работа «Мой дом».
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности.
Коллективная работа « Мир глазами детей».
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Животные». Изготовление пингвина.
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Животные». Изготовление кита.
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Животные». Изготовление зебры.
ТЕМА 4. ПЛОСКОСТНОЕ И ПОЛУОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 28 часов
Знакомство с плоскостным и полуобъёмным конструированием. Преобразование геометрических фигур в декоративные формы.
Знакомство с техникой квиллинг и техникой торцевания. Инструменты, бумага. Технология изготовления простейших изделий.
Практическая работа:
Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги.
Панно «Береза», «Ромашки», «Осенняя феерия», «Грибная поляна»
Поздравительная открытка (квиллинг), картина «Букет полевых цветов», «Корабли на море», панно – втулка «Фантазия».
Картина – «Времена года»(торцевание), «Подводный мир»(торцевание)
ТЕМА 5. ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 50 часов
Знакомство с развертками, трафаретами, шаблонами и их использование.
Знакомство с линиями чертежа: разметочная, линия отреза, линия сгиба, линия края, вспомогательные линии: прорези, надрезы, проколы.
Трансформация листа в объемную форму с помощью сгибов , надрезов.
Сочетание различных материалов в работе.
Знакомство с природным материалом, его особенностями , способами конструирования. Знакомства с инструментами и вспомогательными средствами для работы с ним: шило, подкладная доска. Способы крепления деталей: пластилин, палочки, проволока.
Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда, CD диски, монеты, салфетки, ватные диски.
Способы обработки материалов, соединение деталей.
Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия.
Практическая работа:
«Город мечта», «Торт желаний», подарочная коробка – сюрприз
шкатулка «сердце», «Елка»(картон, торцевание).
аппликация «Зоопарк», «Зимний вечер», «Фрукты», «Букет из роз в вазе».
«Семья ежей» (еловая шишка ), «Робот» (желудь), коллективная работа «Радужная сказка», освежитель воздуха, «Чаша изобилия», картина из карандашей, «Зонт», украшение « Золотой ключик», органайзер, романтическая свеча, подарочный букет (гофрированная бумага) , топиарий, фоторамка.
ТЕМА 6. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. 22 часа
Техника оригами. Знакомство с базовыми формами – «книжка», «птица», «двойной квадрат», «двойной треугольник». Условные обозначения на схемах: линия сгиба на себя , линия сгиба от себя, линия разреза, линия перегиба, невидимая линия., Выполнение работ по инструкционным картам. Художественное оформление работ.
Практическая работа:
Коллективная работа – герб Кронштадта, коллекция - комнатные цветы, вазочка для конфет, морские обитатели, «Автомобиль», «Танки», «Елочка», «Бабочка», «Фрукты».
ТЕМА 7. НИТКОГРАФИЯ. 12 часов.
Беседа: «Рисуем нитью». Материалы и инструменты для работы в технике изонити: плотная основа, бумага, нити, клей, шило, швейная игла, канцелярские скрепки, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, треугольник, транспортир, циркуль, ножницы, мягкая губчатая резина или пенопласт, скотч. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Освоение основных приемов изонити – заполнение угла и заполнение окружности, выполнение дуги, спирали. Классификация работ.
Практическая работа:
Картина «Сокровища морей», «Рыбки», «Цветы», «Мишка», «Дремучий лес», «Парусник».
ТЕМА 8. ЛЕПКА.8 часов
Знакомство с техникой - лепка, пластичными материалами.
Способы замешивания соленого теста. Техника выполнения лепки из солёного теста.
Практическая работа:
Пластилин - изготовление фигурок животных .
Соленое тесто - коллективная работа « Лесная поляна», «Фруктовый сад», Самостоятельная творческая работа.
ТЕМА 9 .ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.2 часа
Практическая работа:
Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем.
Календарно – тематическое планирование. Группа 1 года обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Фактическая дата проведения |
| Тема 1. «Вводное занятие» | 2 | | |
1 | Знакомство с работой объединения. Техника безопасности на занятиях в кружке НТМ. Демонстрация моделей из коллекции объединения. «Воспоминание о лете» . | 2 | | |
| Тема 2. «Рабочие операции, инструменты ручного труда, материалы. | Всего: 10 | | |
2 | Знакомство с характеристиками бумаги и картона, инструментами. Организация рабочего места. «Балет». | 2 | | |
3 | Знакомство с ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож, шило. «Инструментальное лото». | 2 | | |
4 | Рабочие операции: разметка. коллективная работа «Игрушки», | 2 | | |
5 | Рабочие операции: раскрой. Коллективная работа «Цветы» | 2 | | |
6 | Работа с копировальной бумагой. коллективная работа « Лесные жители». | 2 | | |
| Тема 3. «Графическая подготовка ». | Всего: 10 | | |
7 | Чертежные инструменты и принадлежности: линейка, угольник, карандаш. «Мой дом». | 2 | | |
8 | Линии чертежа, правила и приемы чтения чертежа плоских деталей, изготовление чертежа пирамиды. Коллективная работа « Мир глазами детей». | 2 | | |
9 | Основные графические знания и умения, работа с чертежами. Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление пингвина. | 2 | | |
10 | Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление кита. | 2 | | |
11 | Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление зебры. | 2 | | |
| Тема 4. «Плоскостное и полу объёмное моделирование» | Всего: 28 | | |
12 | Знакомство с плоскостным и полу объёмным конструированием. Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги. Панно «Береза». | 2 | | |
13 | Преобразование геометрических фигур в декоративные формы. «Ромашки» | 2 | | |
14 | «Осенняя феерия». | 2 | | |
15 | «Грибная поляна». | 2 | | |
16 | Знакомство с техникой квиллинг. Инструменты, бумага, техника. Поздравительная открытка. | 2 | | |
17 | Картина «Букет полевых цветов» | 2 | | |
18 | Картина «Букет полевых цветов» | 2 | | |
19 | Панно на стену – «Фантазия» | 2 | | |
20 | «Корабли на море» | 2 | | |
21 | Знакомство с техникой торцевания. Инструменты, бумага, техника.«Подводный мир»(торцевание) | 2 | | |
22 | Картина – «Подводный мир»(торцевание)торцевание), | 2 | | |
23 | Коллективная работа «Подводный мир»(торцевание) | 2 | | |
24 | «Подводный мир» | 2 | | |
25 | «Подводный мир» | 2 | | |
| Тема 5. «Объемное моделирование». | Всего: 50 | | |
26 | Знакомство с развертками, трафаретами, шаблонами и их использование. Трансформация листа в объемную форму с помощью сгибов , надрезов. Поделка - «Город мечта». | 2 | | |
27 | Коллективная работа «Торт желаний». | 2 | | |
28 | подарочная коробка – сюрприз. | 2 | | |
29 | шкатулка «сердце» | 2 | | |
30 | «Елка»(картон, торцевание). | 2 | | |
31 | Знакомство с основными линиями чертежа: разметочная, линия отреза, линия сгиба, линия края, вспомогательные линии: прорези, надрезы, проколы. «Зоопарк». | 2 | | |
32 | аппликация «Зимний вечер» | 2 | | |
33 | «Фрукты». | 2 | | |
34 | «Букет из роз вазе» | 2 | | |
35 | «Букет из роз вазе» | 2 | | |
36 | Знакомство с природным материалом, его особенностями , способами конструирования. Знакомства с инструментами и вспомогательными средствами для работы с ним: шило, подкладная доска. Способы крепления деталей: пластилин, палочки, проволока. «Семья ежей» (еловая шишка ) | 2 | | |
37 | «Робот» (желудь) | 2 | | |
38 | коллективная работа « Радужная сказка». | 2 | | |
39 | Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда, CD диски, монеты, салфетки, ватные диски. Картина из карандашей. | 2 | | |
40 | Способы обработки материалов, соединение деталей. Зонт – сюрприз. | 2 | | |
41 | Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия. Романтическая свеча. | 2 | | |
42 | «Чаша изобилия» | 2 | | |
43 | Украшение « Золотой ключик». | 2 | | |
44 | Подарочная фоторамка. | 2 | | |
45 | Декоративный освежитель воздуха. | 2 | | |
46 | Декоративный освежитель воздуха. | 2 | | |
47 | Подарочный органайзер. | 2 | | |
48 | Подарочный букет (гофрированная бумаг) | 2 | | |
49 | Топиарий( кофе) | 2 | | |
50 | Топиарий( кофе) | 2 | | |
| Тема 6. «Модульное оригами». | Всего: 22 | | |
51 | Техника оригами. Знакомство с базовыми формами– «книжка», «птица», «двойной квадрат», «двойной треугольник».. «Автомобиль» | 2 | | |
52 | Условные обозначения на схемах. «Танки» | 2 | | |
53 | Выполнение работ по инструкционным картам. «Морские жители» | 2 | | |
54 | Художественное оформление работ. «Морские жители» | 2 | | |
55 | Вазочка для конфет. | 2 | | |
56 | «Бабочка» | 2 | | |
57 | «Елочка» | 2 | | |
58 | «Фрукты» | 2 | | |
59 | коллекция - комнатные цветы. | 2 | | |
60 | Коллективная работа – герб Кронштадта. | 2 | | |
61 | Коллективная работа – герб Кронштадта. | 2 | | |
| Тема 7. «Ниткография» | Всего: 12 | | |
62 | Беседа: «Рисуем нитью». Материалы и инструменты для работы в технике изонити: плотная основа, бумага, нити, клей, шило или другой тонкий острый инструмент, швейная игла, канцелярские скрепки, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, треугольник, транспортир, циркуль, ножницы, мягкая губчатая резина или пенопласт и – по желанию – скотч. Техника безопасности. «Рыбки» | 2 | | |
63 | Освоение основных приемов изонити – заполнение угла и заполнение окружности, выполнение дуги, спирали. Классификация работ. «Цветы» | 2 | | |
64 | «Мишка» | 2 | | |
65 | «Дремучий лес» | 2 | | |
66 | «Парусник». | 2 | | |
67 | Картина «Сокровища морей», | 2 | | |
| Тема 8. «Лепка». | Всего: 8 | | |
68 | Знакомство с техникой - лепка, пластичными материалами. Способы замешивания соленого теста. Техника выполнения лепки. Пластилин. Изготовление фигурок животных. | 2 | | |
69 | Соленое тесто - коллективная работа « Лесная поляна» | 2 | | |
70 | «Фруктовый сад». | 2 | | |
71 | Самостоятельная творческая работа. | 2 | | |
| Тема 9. «Итоговое занятие». | Всего: 2 | | |
72 | Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем. | 2 | | |
Учебно-тематический план 2 года обучения.
Тема | Количество часов |
теория | практика | всего |
1.Вводное занятие. Техника безопасности в в объединении начального технического моделирования. | 1 | 1 | 2 |
2. Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы. | 2 | 6 | 8 |
3. Графическая подготовка. | 2 | 6 | 8 |
4.Плоскостное и полу объёмное моделирование. 4.1 Аппликация 4.2 Квиллинг. 4.3 Торцевание. | 4 2 1 1 | 26 10 7 9 | 30 12 8 10 |
5. Объемное моделирование. 5.1 Моделирование из бумаги и картона. 5.2 Объемная аппликация. 5.3 Моделирование из природного материала. 5.4 Моделирование из бросового материала | 6 1 1 1 3 | 46 9 9 5 23 | 52 10 10 6 26 |
6. Модульное оригами | 4 | 18 | 22 |
7. Нитяная графика. Изонить | 1 | 11 | 12 |
8. Лепка. | 1 | 7 | 8 |
9. Итоговое занятие. | - | 2 | 2 |
Итого: | 26 | 118 | 144 |
Содержание программы 2 года обучения.
ТЕМА 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 2 часа
Знакомство с программой работы объединения на учебный год. Техника безопасности на занятиях в объединении НТМ.
Демонстрация моделей, выполненных обучающимися во время летних каникул.
Практическая работа: «Воспоминание о лете» .
ТЕМА 2.РАБОЧИЕ ОПЕРАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ. 8 часов
Знакомство с поделочным материалом – пенопласт, проволока. Техника безопасности при работе с ним. Организация рабочего места. Расширение знаний о свойствах материалов и их использовании.
Практическая работа: коллективная работа «Букет для мамы», «Часы», коллективная работа «Машина времени», «Мультяшки».
ТЕМА 3.ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 8 часов
Самостоятельное выполнение чертежей и разметки с помощью линейки, угольника, циркуля. Понятия симметрия и асимметрия. Самостоятельное изготовление шаблонов.
Практическая работа:
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности.
« Праздничная гирлянда», «Солнечная система», « Звездное небо»,
«Военная техника».
ТЕМА 4. ПЛОСКОСТНОЕ И ПОЛУОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 30 часов
Многослойная аппликация. Знакомство с техникой – айрис фолдинг. Обрывная аппликация. Ажурное вырезание.
Контурный квиллинг, многоярусные сборки с использованием бумаги ханди.
Углубление знаний при работе в технике торцевания. Торцевание на пластилине.
Практическая работа:
Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги.
«Книжный тоннель», Гжель «сердечная», «Лошадка», Панно-фоторамки, аппликация из скрученных жгутиков – «Африка».
Квиллинг - «Сорока-красотуля», картина « Рябина», картина « Яркие краски уходящего лета», «Бархатцы» .
Торцевание - «Весеннее настроение», «Кактус»», «Винни-Пух», «Волшебный снегопад».
ТЕМА 5. ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 52 часа
Самостоятельный подбор материалов для передачи характерных особенностей модели. Планирование работы. Создание проекта изделия.
Сочетание различных материалов в работе.
Подвижное соединение деталей. Способы крепления деталей.
Расширение знаний в работе с природным материалом - разнообразие природного материала, идущего на ручные работы. Работа с ракушками и способы подготовки их к работе.
Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда ( вилки, ложки), пластиковые бутылки, бельевые прищепки, пенопласт, поролон, пленка. Способы обработки материалов, соединение деталей.
Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия.
Практическая работа:
1. «Сказочная осень», «Мой корабль», «Ириски», «Светофор», «Сказка на поляне».
2. Аппликация « Лебединая верность» (бумага , пластилин), «Осень в ладошках», «Георгины», «Пчелка», « Дружная семейка (цветы на подоконнике )»
3.«Деревенский плетень» (рис, гречка, веточки ), «Чебурашка» (желудь), «Ваза» (ореховая скорлупа).
4. Освежитель воздуха, «Чаша изобилия», чемоданчик - органайзер, романтическая свеча, топиарий, бочонок для меда (прищепки), маска (поролон), « Послание в бутылке»(бутылка, нить, песок), сладкая корзина (пенопласт, проволока, бумага), настенные часы (пенопласт), «Сказочный ледяной дворец», «Букет цветов « ( пластиковые бутылки).
тюлень ( из ракушек и гальки).
ТЕМА 6. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. 22 часа
Техника оригами. Оригами из кругов. Кусудами. Дополнительные условные обозначения на схемах: согнуть, завернуть, повторить действие, потянуть, вытянуть, складка-молния. Выполнение работ по инструкционным картам. Художественное оформление работ.
Практическая работа:
Коллективная работа – «Урожайная корзина».
«Календула», «Яблони», птица из кругов, «Слон-циркач», «Гитара», «Тетушка сова», «Фрукты», «Конфетница» , «Торт».
ТЕМА 7. НИТКОГРАФИЯ. 12 часов.
Самостоятельный подбор материала. Материалы и инструменты для работы в технике изонити: картон, нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), игла, шило, ножницы, циркуль, линейка. Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом. Приемы в изонити. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Классификация работ - контурная вышивка, полное заполнение рисунка, объемная вышивка (вышивка каждого элемента отдельно), вышивка шерстью, цветными мулине с дополнением бисера, паеток.
Практическая работа:
«Павлин», «Рыбки», «Цветы», «Пожарная машина», «9 мая», «Люблю свой дом - Россия».
ТЕМА 8. ЛЕПКА.8 часов
Фарфор. Способы замешивания холодного фарфора. Хранение фарфора. Инструменты и приспособления для работы с фарфором: скалка для раскатывания; стеки; ножницы; кусачки; пинцет; проволока для стеблей; акриловые художественные краски; косметика декоративная для подкрашивания; клей ПВА для монтажа; лак акриловый для фиксации высохших изделий; влажные салфетки .
Правила по технике безопасности при работе.
Техника выполнения лепки. Способы окрашивания изделий из холодного фарфора.: масляные краски различных цветов и оттенков, сухая пастель, пищевой краситель, тени и помады.
Практическая работа:
Коллективная работа « Букет роз», «Торт», «Цирк».
ТЕМА 9.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.2 часа
Практическая работа:
Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем.
Календарно – тематическое планирование.
Группа 2 года обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата прове-дения | Факти-ческая дата проведе-ния |
| Тема 1. «ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ» | Всего: 2 | | |
1 | Знакомство с программой работы объединения на учебный год. Техника безопасности на занятиях в кружке НТМ. Демонстрация моделей , выполненных обучающимися во время летних каникул. «Воспоминание о лете» | 2 | | |
| Тема 2. «РАБОЧИЕ ОПЕРАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ». | Всего: 8 | | |
2 | Знакомство с поделочным материалом – пенопласт, проволока, ТБ. Организация рабочего места. Коллективная работа «Букет для мамы» | 2 | | |
3 | Углубление знаний о свойствах материалов и их использовании. «Часы» | 2 | | |
4 | коллективная работа «Машина времени» | 2 | | |
5 | «Мультяшки» | 2 | | |
| Тема 3. «ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА». | Всего: 8 | | |
6 | Самостоятельное выполнение чертежей и разметки с помощью линейки, угольника, циркуля. Понятия симметрия и асимметрия. Самостоятельное изготовление шаблонов. « Праздничная гирлянда», | 2 | | |
7 | Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Солнечная система» | 2 | | |
8 | «Военная техника» | 2 | | |
9 | « Звездное небо» | 2 | | |
| Тема 4. «ПЛОСКОСТНОЕ И ПОЛУОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ». | Всего: 30 | | |
10 | Многослойная аппликация. Ажурное вырезание. Обрывная аппликация. «Книжный тоннель» | 2 | | |
11 | Знакомство с техникой – айрисфолдинг. Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги. «Лошадка» | 2 | | |
12 | Гжель «сердечная» | 2 | | |
13 | Панно-фоторамки. | 2 | | |
14 | аппликация из скрученных жгутиков – «Африка». | 2 | | |
15 | аппликация из скрученных жгутиков – «Африка». | 2 | | |
16 | Контурный квиллинг, многоярусные сборки, бумага ханди. «Сорока-красотуля» | 2 | | |
17 | Картина « Рябина» | 2 | | |
18 | Картина « Яркие краски уходящего лета» | 2 | | |
19 | «Бархатцы» . | 2 | | |
20 | Техникой торцевания. Торцевание на пластилине. Торцевание - «Весеннее настроение», | 2 | | |
21 | «Кактус» | 2 | | |
22 | «Винни-Пух». | 2 | | |
23 | «Винни-Пух». | 2 | | |
24 | «Волшебный снегопад». | 2 | | |
| Тема 5. «Объемное моделирование». | Всего: 52 | | |
25 | Самостоятельный подбор материалов для передачи характерных особенностей модели. Планирование работы. Создание проекта изделия. Сочетание различных материалов в работе. «Сказочная осень» | 2 | | |
26 | «Мой корабль» | 2 | | |
27 | «Ириски» | 2 | | |
28 | «Светофор» | 2 | | |
29 | «Сказка на поляне». | 2 | | |
30 | Подвижное соединение деталей. Способы крепления деталей. Аппликация « Лебединая верность» (бумага , пластилин ) | 2 | | |
31 | «Осень в ладошках» | 2 | | |
32 | «Георгины» | 2 | | |
33 | «Пчелка» | 2 | | |
34 | « Дружная семейка (цветы на подоконнике )» | 2 | | |
35 | Расширение знаний в работе с природным материалом - разнообразие природного материала, идущего на ручные работы. Работа с ракушками и способы подготовки их к работе. .«Деревенский плетень» (рис, гречка, веточки ), | 2 | | |
36 | «Чебурашка» (желудь), | 2 | | |
37 | « Ваза» (ореховая скорлупа). | 2 | | |
38 | Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда ( вилки, ложки), пластиковые бутылки, бельевые прищепки, пенопласт, поролон, пленка. Бочонок для меда (прищепки). | 2 | | |
39 | Способы обработки материалов, соединение деталей. Настенные часы (пенопласт). | 2 | | |
40 | Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия. «Освежитель воздуха» | 2 | | |
41 | Чаша изобилия | 2 | | |
42 | Чемоданчик – органайзер. | 2 | | |
43 | Романтическая свеча | 2 | | |
44 | Топиарий, | 2 | | |
45 | Маска (поролон). | 2 | | |
46 | « Послание в бутылке»(бутылка, нить, песок). | 2 | | |
47 | Сладкая корзина (пенопласт, проволока, бумага). | 2 | | |
48 | «Сказочный ледяной дворец». | 2 | | |
49 | «Букет цветов « ( пластиковые бутылки). | 2 | | |
50 | Тюлень ( из ракушек и гальки). | 2 | | |
| Тема 6. «Модульное оригами». | Всего: 22 | | |
51 | Техника оригами. Оригами из кругов. «Календула» | 2 | | |
52 | Кусудами. Условные обозначения на схемах. «Яблони» | 2 | | |
53 | Выполнение работ по инструкционным картам. «птица из кругов». | 2 | | |
54 | Художественное оформление работ. «Урожайная корзина». | 2 | | |
55 | «Урожайная корзина». | 2 | | |
56 | «Конфетница». | 2 | | |
57 | «Слон-циркач». | 2 | | |
58 | «Гитара» | 2 | | |
59 | «Тетушка сова» | 2 | | |
60 | «Фрукты». | 2 | | |
61 | «Торт». | 2 | | |
| Тема 7. «Ниткография» | Всего: 12 | | |
62 | Самостоятельный подбор материала. Материалы и инструменты для работы в технике изонити. Инструменты, необходимые для работы: картон, нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), игла, шило, ножницы, циркуль, линейка. Техника безопасности. «Павлин» | 2 | | |
63 | Приемы в изонити. Классификация работ. «Рыбки» | 2 | | |
64 | «Цветы» | 2 | | |
65 | «Пожарная машина» | 2 | | |
66 | «9 мая» | 2 | | |
67 | «Люблю свой дом - Россия». | 2 | | |
| Тема 8. «Лепка». | Всего: 8 | | |
68 | Фарфор. Способ замешивания холодного фарфора. « Букет роз» | 2 | | |
69 | Инструменты и приспособления для работы с фарфором: скалка для раскатывания; стеки; ножницы; кусачки; пинцет; проволока для стеблей; акриловые художественные краски; косметика декоративная для подкрашивания; клей ПВА для монтажа; лак акриловый для фиксации высохших изделий; влажные салфетки . Правила по технике безопасности при работе. «Торт» | 2 | | |
70 | Техника выполнения лепки. «Цирк». | 2 | | |
71 | Способы окрашивания изделий из холодного фарфора.: масляные краски различных цветов и оттенков, сухая пастель, пищевой краситель, тени и помады. «Цирк». | 2 | | |
| Тема 9. «Итоговое занятие». | Всего: 2 | | |
72 | Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем. | 2 | | |
Методическое обеспечение.
№ | Раздел или тема | Формы занятий | Прием и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности в кружке начального технического моделирования. | 1 год: Фронтальная. Комбинированное. 2 год: Фронтальная. Комбинированное. | 1год: Словесные – беседа. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций. Практические- создание игрушек. Контрольно-диагностические, анкетирование. 2 год: Словесные – беседа. Наглядные – демонстрация моделей. Практические- создание моделей. Контрольно-диагностические задания. | 1год: Демонстрационный – изделия из коллекции объединения. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные инструменты для обработки материалов, цветная бумага. 2 год: Демонстрационный – изделия из коллекции объединения. | 1 год: Входной контроль- наблюдение, анкетирование. 2 год: Опрос, диагностические задания. |
2 | Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы | 1 и 2 год: Фронтальная, групповая. Комбинированное. | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций. Игровые – развивающие игры. Репродуктивный – воспроизведение по образцу. Практические- создание изделия. Контрольно-диагностические, анкетирование. 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация алгоритма выполнения модели. Частично-проблемно-поисковые – эксперимент. Практические- самостоятельное решение задачи. Метод – наблюдение, самооценка | 1год: Демонстрационный – презентации, коллекции видов бумаги, природного материала. Дидактический – технологические карты создания изделия, развивающие игры. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, цветная бумага. 2 год: Демонстрационный – изделия из коллекции объединения. | 1год: Текущий контроль – беседа, наблюдение, игровые задания. Промежуточный контроль. 2год: Текущий контроль – беседа, наблюдение, игровые задания. Промежуточный контроль – выставка. |
3 | Графическая подготовка. | 1 и 2 год: Фронтальная, групповая. Комбинированное. Творческие мастерские ( 2 год) | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций. Игровые – развивающие игры. Репродуктивный – воспроизведение по образцу. Практические- создание изделия. Контрольно-диагностические- наблюдение, игровые занятия. Метод воспитания - поощрение, беседа. 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация алгоритма выполнения модели. Частично-проблемно-поисковые – эксперимент. Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи. Метод – наблюдение, самооценка Контрольные задания. | 1год: Демонстрационный – презентации, технологические карты выполнения заданий. Дидактический – шаблоны, трафареты развивающие игры. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, Картон,бумага. 2 год: Демонстрационный – алгоритм выполнения задания. Дидактический – развивающие игры, шаблоны, трафареты, схемы, чертежи. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, цветная бумага. | 1год: Текущий контроль – беседа, наблюдение, игровые и диагностические занятия. 2 год: Текущий контроль – беседа, наблюдение, диагностические задания. |
4 | Плоскостное и полу объёмное моделирование. 4.1 Аппликация 4.2 Квиллинг. 4.3 Торцевание. | 1 и 2 год: Фронтальная. Комбинированное, творческие мастерские.. | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций. Игровые – развивающие игры. Репродуктивный – воспроизведение по образцу. Практические- создание изделия. Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, анкетирование, опрос. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности – коллективное обсуждение способов создания моделей. 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация приемов работы. Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели. Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи. Метод обсуждение способов создания моделей, загадки, ребусы. Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос. | 1год: Демонстрационный – электронные презентации, модели из коллекции объединения Дидактический - развивающие игры. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, пластилин, природный материал. Картон, бумага, гофрированная бумага. 2 год: Демонстрационный – модели из коллекции объединения. Дидактический – ребусы, загадки. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, Различные виды бумаги, пластилин, природный материал. | 1год: Промежуточный контроль – выставка творческих работ. 2 год: Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей. |
5 | Объемное моделирование. 5.1 Моделирование из бумаги и картона. 5.2 Объемная аппликация. 5.3 Моделирование из природного материала. 5.4 Моделирование из бросового материала | 1год: Фронтальная, групповая. Комбинированные, практические, творческие мастерские, выставки. 2 год: Коллективная, групповая. комбинированные, творческие мастерские, выставка. | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ. Игровые – дидактические игры. Репродуктивный – воспроизведение по образцу. Практические- создание моделей, решение творческих задач. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности – открытое занятие для родителей. Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, беседа. 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации. Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели. Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи. Метод воспитания – анализ результатов, самооценка обучающихся, наблюдение. Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос. | 1год: Демонстрационный – электронные презентации, модели из коллекции объединения Дидактический - развивающие игры, коллекция бросового и природного материала. ТСО- мультимедийное оборудование, схемы, раздаточный материал. 2 год: Демонстрационный – модели из коллекции объединения, викторина, коллекция материала. Дидактический – разработки по изготовлению изделий. ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, Различные виды бумаги, пластилин, природный материал | 1год: Промежуточный контроль по теме: беседы, наблюдение, выставка. 2 год: Промежуточный контроль – выставка,наблюдение, самоконтроль. |
6 | Модульное оригами | 1 и 2 год: Фронтальная, групповая. Комбинированное. Творческие мастерские ( для 2 года обучения) | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ. Игровые – дидактические игры. Репродуктивный – воспроизведение по образцу. Практические- создание моделей, решение творческих задач. Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, беседа. 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации. Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели. Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи. Метод воспитания – анализ результатов, самооценка обучающихся, наблюдение. Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос. | 1год: Демонстрационный – электронные презентации «Что такое оригами», модели из коллекции объединения Дидактический - развивающие игры, схемы. ТСО- мультимедийное оборудование, бумага, схемы. 2 год: Демонстрационный – модели из коллекции объединения, викторина. Дидактический – разработки по изготовлению изделий. ТСО- мультимедийное оборудование, бумага. | 1год: Промежуточный контроль – самоанализ, выставка. 2 год: Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей. |
7 | Нитяная графика. Изонить | 1 и 2 год: Фронтальная, Комбинированное. | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ. Практические- создание моделей, решение творческих задач. Репродуктивный – воспроизведение по образцу. Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, беседа. 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации. Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели. Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи. Метод воспитания – анализ результатов, самооценка обучающихся, наблюдение. Контрольно-диагностические – игровые занятия. | 1год: Демонстрационный – электронные презентации «Изонить» схемы, эскизы, инструменты. ТСО- мультимедийное оборудование, бумага, схемы. 2 год: Демонстрационный – модели из коллекции объединения, викторина. Дидактический – разработки по изготовлению изделий. ТСО- мультимедийное оборудование. | 1год: Промежуточный контроль – насамоанализ, выставка. 2 год: Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей. |
8 | Лепка. | 1 и 2 год: Фронтальная, групповая. Комбинированное. | 1год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ. Практические- создание моделей, решение творческих задач. Репродуктивный – воспроизведение по образцу 2год: Словесные –объяснение. Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации. Частично-поисковый – коллективный поиск решения поставленной задачи. Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос. | 1год: Демонстрационный – электронные презентации, инструменты. ТСО- мультимедийное оборудование, инструменты, фарфор. 2 год: Демонстрационный – алгоритм выполнения задания, модели из коллекции объединения, Дидактический Дидактический – разработки по изготовлению ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и инструменты, фарфор. | 1год: Промежуточный контроль – наблюдение, опрос,самоанализ, выставка. 2 год: Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей. |
9 | Итоговое занятие. | 1и 2 год: Фронтальная. Выставка | 1год: Наглядные- демонстрация моделей Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности - открытое занятие для родителей. Контрольно-диагностическая выставка. 2год: Наглядные- демонстрация моделей Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности - открытое занятие для родителей. Контрольно-диагностическая выставка. Анкетирование. | 1год: Демонстрационный – модели и макеты обучающихся для итоговой выставки. ТСО - мультимедийное оборудование, грамоты , призы. 2год: Демонстрационный – модели и макеты обучающихся для итоговой выставки. ТСО - мультимедийное оборудование, грамоты , призы. | 1год: Итоговый контроль – открытое занятие, диагностические задания, анкетирование родителей, выставка, вручение грамот, призов. 2год: Итоговый контроль освоения программы – открытое занятие, диагностические задания, анкетирование родителей, выставка, вручение грамот, призов. |
Материалы и техническое обеспечение программы
1.Материалы:
- бумага цветная, гофрированная, бархатная, папиросная. Формат А4, А3.
- картон цветной, белый разной толщины и фактуры. Формат А4,А3.
- бумажные салфетки.
- тетради в клетку.
- клей ПВА, клей карандаш.
- бросовый материал ( пластмассовые бутылочки, упаковочные коробочки, пенопласт, одноразовая посуда, CD диски, монеты, салфетки, ватные диски, одноразовая посуда ( вилки, ложки), пластиковые бутылки, бельевые прищепки, пенопласт, поролон, пленка, вата, проволока )
- природный материал (шишки, желуди, листья, семена, веточки).
- соленое тесто, холодный фарфор.
Требования к материалам: материалы должны быть безопасны, доступны в обработке.
2.Чертежные инструменты:
- линейки
-угольники
-циркуль
-ластик
-простые карандаши
-цветные карандаши
-фломастеры
- точилка для карандашей.
3. Ручные инструменты:
-ножницы
-шило
-дырокол
степлер.
4.Технические средства:
-компьютер.
Грамоты, дипломы, призы.
Приложение
Дидактический материал
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Условные обозначения оригами
Способы и приемы складывания фигурок передаются на схемах с помощью линии, стрелок и вспомогательных знаков. На чертежах, прежде всего, следует различать линии.
| 1. Линия сгиба на себя «долина» — сгиб как бы уходит внутрь листа бумаги. |
| 2. Линия сгиба от себя «гора» — бумага сгибается на другую сторону, а сгиб находится снаружи. |
| 3. Линия перегиба — линия прерывается, не доходя до контура фигурки, обозначает как перегиб «горой», так и перегиб «долиной». |
| 4. Линия разреза — более толстая, проходит от начала до конца разреза. |
| 5. Невидимая, или воображаемая, линия — указывается в том случае, когда необходимо на нее ориентироваться. |
Дополнительные обозначения
Иногда на одном чертеже-рисунке обозначено не одно, а несколько действий. Проверить правильность их выполнения всегда можно по следующему рисунку.
Для того чтобы познакомиться с приемами оригами, приготовьте несколько небольших квадратиков и выполните действия, указанные на рисунках.
1. Согнуть:
| а) на себя — «долиной»; |
| б) от себя — «горой». |
Обратите внимание на этот рисунок снизу с верху был выполнен сгиб «долиной», а с низу — «горой»
2. Перегнуть:
| а) «долиной»; |
| б) «горой». |
Перегнуть — значит не сделать сгиб бумаги, а сперва согнуть, а затем разогнуть:
3. Завернуть (несколько раз повторить одинаковые сгибы):
| а) «долиной»; |
| б) «горой». |
Обратите внимание на этот рисунок с низу с верху был выполнен двукратный сгиб «долиной», а с низу — двукратный «горой»
4. Повторить действия
(знак ставится, если действие повторяется с невидимой стороны работы, или для того, чтобы не загромождать чертеж лишними знаками и линиями):
| а) один раз; |
| б) несколько раз (число повторений зависит от количества черточек на стрелке). |
Обратите внимание на рисунок снизу. Здесь действие сверху повторяется снизу, слева и справа
5. Перевернуть (на другую сторону работы).
| а) перевернуть |
6. Повернуть
(в этой же плоскости, обычно на 90 или 180 градусов, ориентироваться по следующему рисунку).
| a) повернуть |
7. Потянуть, вытянуть
(может обозначаться и обычной стрелкой):
| а) вытянуть с другой стороны (или изнутри); |
б) потянуть часть работы (например, угол) в сторону, затем прогладить новый сгиб.
8. Складки-молнии — чередование сгибов «горой» и «долиной»
(варианты зависят от последовательности сгибов «гора» и «долина»):
| а) «долина» — «гора»; |
| б) «гора» — «долина»; |
| а) «долина» — «гора» (многократное); |
9. Двойные складки-молнии
(выполняются обычно на сложенной вдвое бумаге: сначала следует наметить положение линий обычной складкой-молнией, а затем приоткрыть работу и выполнить складки на каждом слое бумаги); а) и б) варианты отличаются очередностью линий, расположенных параллельно:
| а) двойные складки; |
| б) двойные складки; |
в) линии сгибов расположены под наклоном.
10. Раскрыть и расплющить «карман»
(предварительно выполнить сгиб «долиной», затем приоткрыть отогнутую часть, расплющить ее, получая сгибы «горой»).
| а) карман |
11. Выгнуть — вывернуть часть работы изнаночной стороной наружу
(предварительно следует сделать перегиб, затем приоткрыть работу и согнуть указанные части, вытягивая их изнутри наружу).
12. Вогнуть внутрь
(прием выполняется в несколько этапов: фигурку следует приоткрыть, надавить на указанную часть, закрыть работу, прогладить новые сгибы.Если есть точный ориентир, то следует предварительно перегибом наметить линии):
а) вогнутый угол полностью помещается внутри фигурки;
б) часть вогнутой бумаги выходит наружу (таким образом обычно делают клюв птиц);
в) вогнутый «глухой» угол (на вогнутой части меняются линии: «гора» на «долину» и наоборот).
13. Перелистнуть, поменять местами плоскости.
Дополнительные знаки.
| 1. Увеличение изображения. |
| 2. Вид на следующем рисунке с данной стороны. |
| 3. Придержать в указанном месте. |
| 4.Защипнуть. |
| 5. Надуть. |
| 6. Применить клей. |
| 7. Применить ножницы. |
| 8. Согнуть под прямым углом. |
| 9. Расположить плоскости перпендикулярно. |
| 10. Согнуть, получая равные углы. |
| 11. Разделить на равные отрезки. |
Основные приемы выполнения вышивки изонить:
Заполнение угла. На изнанке картона начертите угол, разделите каждую сторону на равное количество частей. Проколите точки булавкой или тонким шилом, вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме.
Заполнение дуги. Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.
Заполнение окружности. Начертите циркулем окружность, поделите ее на 12 равных частей, сделайте проколы булавкой в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните окружность по схеме.
Заполнение угла
* начертить на изнаночной стороне картона любой угол
* разделить каждую сторону угла на 12 равных частей
* пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой "О".
* сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины ("О")
* вдеть нить в иглу
* заполнить угол по предлагаемой схеме
Заполнение окружности
*начертить окружность радиусом 50 мм
*разделить окружность на 12 равных частей
*сделать проколы во всех полученных точках
*вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме
Литература
О.В. Леонова. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб., “Литера”, 2005.
М.И. Нагибина. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.
Журнал “Наука и Жизнь” № 12, 2004.
Журналы “ Школа и производство”, М., 2005–2008.
Интернет-ресурсы.