СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности кружка "Юный мастер" , рассчитана на два года обучения детей 10-14 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детский морской центр

Кронштадтского района Санкт – Петербурга

«Юный моряк»




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол Директор ДМЦ «Юный моряк»

педагогического совета № ______________ Е.Л.Романчук

«_____»___________20 «_____» __________20







дополнительная общеобразовательная программа

«Юный мастер»





Автор-составитель:

Скитская Инна Сергеевна,

педагог дополнительного образования
















Кронштадт

2015

Пояснительная записка.

Программа «Юный мастер» создана в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 №1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный мастер» имеет техническую направленность и предусматривает развитие у детей технических способностей и художественного вкуса.

Программа рассчитана на два года обучения детей 10-14 лет.

Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической направленности. По окончании обучения в объединении выпускники могут продолжить обучение по программам технической направленности более высокого уровня сложности.

Программа содержания объединения начального технического моделирования согласуется с программами начальной школы, учитываются знания и умения учащихся начальных классов, которые они получили на уроках математики, трудового обучения, рисования.

В отличие от школьной программы трудового обучения, программа дополнительного образования дает возможность учащимся проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования.

Освоение программы актуально в связи с современными тенденциями, так как развитие технического творчества рассматривается обществом как одно из условий ускорения социально-экономического развития страны. Актуальность обусловлена также практической значимостью программы. Обучающиеся могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.

Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную деятельность, независимо от степени мастерства, позволяющее развить новые качества личности, необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.

Основная форма занятий – творческая мастерская. Эта форма, предполагает эффективное использование времени, помещения и учебного материала и творческого подхода к созданию модели.

Основные виды деятельности, которыми занят ребенок:

учение, общение, игра и труд.

Цель программы:

Создание условий развития личности, способной к техническому творчеству.

Задачи 1 года обучения:

обучающие:

  • формировать знания о правилах безопасной работы;

  • формировать сведения о материалах и инструментах для моделирования;

  • обучить конструированию из плоских и объемных деталей;

  • сформировать понятия: «контур», «трафарет», «шаблон», «стандарт», о геометрических фигурах: «куб», «цилиндр», «конус», «параллелепипед»;

развивающие:

  • расширить знания о видах техники;

  • развивать интерес к технике;

воспитывающие:

  • воспитывать культуру труда, трудолюбие, самостоятельность.

Задачи 2 года обучения:

обучающие:

  • расширить знания об инструментах и материалах технического творчества, о технических сооружениях;

  • формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;

  • обучать работать по техническим описаниям, шаблонам;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, самостоятельность в работе;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, целеустремленности.

Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических принципов:

  • Индивидуальность;

  • Доступность;

  • Преемственность;

  • Результативность;

  • Постепенность нарастания учебного материала;

  • Обучение через игру;

  • Систематичность;

  • Наглядность.

Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, людям науки, изобретателям, исследователям, испытателям. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины и ее Вооруженных сил. В программу включен комплекс практических работ, который обеспечивает усвоение новых теоретических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, циркуль, шило) и разными материалами (ватман, картон, клей, рейка, пенопласт). Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии.

Методы и приемы образовательной деятельности:

- репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),

-графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление),

-метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа),

-проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей),

- игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, конструкторы, соревнования, викторины),

-наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),

-создание творческих работ для выставки,

-разработка сценариев праздников, игр.

На занятиях объединения НТМ создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий:

  • комплексное,

  • занятия-беседы,

  • экскурсии,

  • самостоятельная работа.

Виды занятий:

- работа с литературой, чертежами, схемами;

- практическая работа;

- выставка;

- конкурс;

- творческий проект;

- соревнования;

- праздник;

- игра.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  • открытые занятия

  • выставки

  • самостоятельные творческие работы

  • составление альбома лучших работ.









Условия реализации программы.

Занятия объединения проводятся в отдельном кабинете. Имеются все образцы для работы. В кабинете имеются шкафы для хранения инструментов, материалов.

Материально-техническое обеспечение: чертежная бумага, картон, чертежные инструменты, комплект режущего инструмента, кисти для склейки и покраски, клей ПВА, водорастворимые краски.

Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература, наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей, выполненные учащимися и педагогом, фото и видеоматериалы.

Все теоретические сведения и практические работы объединены в небольшие разделы, каждый из которых содержит справочный материал по конкретной группе объектов.

Практическая часть включает работы разной степени сложности, что позволяет каждому ребенку сделать свой собственный выбор и испытать ситуацию успеха.

В программу входят элементы дизайна.

К работе в объединении обучающиеся приступают после проведения педагогом соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

Содержанием дополнительной общеобразовательной программы предусмотрены меж предметные связи:

-математика (геометрические формы и геометрические тела),

-технология (навыки работы с различными инструментами),

-история (знания по истории развития техники),

-ОБЖ (изучение техники безопасной работы в объединении)

-изобразительное искусство (декоративно-прикладная и художественно-конструкторская деятельность).

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

Прогнозируемый результат:

Обучающиеся объединения первого года обучения должны:

Знать:

  • Основные свойства материалов для моделирования;

  • Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

  • Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

-Материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;

-Основные линии на чертеже;

- Простейшие конструкторские понятия;

Уметь:

- Соблюдать технику безопасности;

- Читать простейшие чертежи;

- Изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;

- Находить линии сгиба;

- Владеть элементарными графическими навыками;

  • Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

  • Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

  • Работать простейшими ручным инструментом;

  • Окрашивать модель кистью.


Обучающиеся объединения второго года обучения должны:

Знать:

  • Основные свойства материалов для моделирования;

  • Простейшие правила организации рабочего места;

  • Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

  • Названия основных деталей и частей техники.

- Правила безопасного пользования инструментами;

- Виды чертежей;

Уметь:

- Соблюдать технику безопасности;

  • Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

  • Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

  • Работать простейшими ручным инструментом;

  • Окрашивать детали модели и модель кистью.

- Чертить простейшие чертежи разверток;

- Изготавливать усложненные модели;

- Самостоятельно выбирать дизайн модели;

- Анализировать свою модель, модель своего товарища;

- Проявлять усидчивость в достижении конечного результата.













Учебно-тематический план 1 года обучения.


Тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1.Вводное занятие. Техника безопасности в

кружке начального технического

моделирования.

1

1

2

2. Рабочие операции, инструменты для

ручного труда, материалы

3

7

10

3. Графическая подготовка.

3

7

10

4.Плоскостное и полу объёмное моделирование.

4.1 Аппликация
4.2 Квиллинг.
4.3 Торцевание.

4


2

1

1

24


6

9

9

28


8

10

10

5. Объемное моделирование.
5.1 Моделирование из бумаги и картона.
5.2 Объемная аппликация.
5.3 Моделирование из природного материала.
5.4 Моделирование из бросового материала

6

1

1

1

3

44

9

9

5

21

50

10

10

6

24

6. Модульное оригами


4

18

22

7. Нитяная графика. Изонить


1

11

12

8. Лепка.

1

7

8

9. Итоговое занятие.

-

2

2

Итого:

26

118

144
















Содержание программы 1 года обучения.


ТЕМА 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 2 часа

Знакомство с работой объединения. Техника безопасности на занятиях в объединении НТМ. Демонстрация моделей из коллекции объединения.
Практическая работа: «Воспоминание о лете».


ТЕМА 2.РАБОЧИЕ ОПЕРАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ.10 часов

Знакомство с характеристиками бумаги и картона, инструментами. Знакомство с ручными инструментами.

Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Учимся чертить линии. Организация рабочего места. Рабочие операции: разметка, раскрой, обработка, сборка моделей, изготовление кубика.

Практическая работа: «Инструментальное лото», геометрические фигуры «Игрушки», коллективная работа «Цветы», коллективная работа «Балет», коллективная работа «Лесные жители».


ТЕМА 3.ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.10 часов

Чертежные инструменты и принадлежности.

Основные линии чертежа (прямая, пунктирная), правила и приемы чтения чертежа плоских деталей (квадрат, треугольник, ромб).

Основные графические знания и умения, работа с чертежами.
Практическая работа:
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности.

Коллективная работа «Мой дом».
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности.
Коллективная работа « Мир глазами детей».

Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Животные». Изготовление пингвина.

Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Животные». Изготовление кита.

Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Животные». Изготовление зебры.

ТЕМА 4. ПЛОСКОСТНОЕ И ПОЛУОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 28 часов

Знакомство с плоскостным и полуобъёмным конструированием. Преобразование геометрических фигур в декоративные формы.
Знакомство с техникой квиллинг и техникой торцевания. Инструменты, бумага. Технология изготовления простейших изделий.
Практическая работа:

Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги.

Панно «Береза», «Ромашки», «Осенняя феерия», «Грибная поляна»
Поздравительная открытка (квиллинг), картина «Букет полевых цветов», «Корабли на море», панно – втулка «Фантазия».
Картина – «Времена года»(торцевание), «Подводный мир»(торцевание)

ТЕМА 5. ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 50 часов

Знакомство с развертками, трафаретами, шаблонами и их использование.
Знакомство с линиями чертежа: разметочная, линия отреза, линия сгиба, линия края, вспомогательные линии: прорези, надрезы, проколы.
Трансформация листа в объемную форму с помощью сгибов , надрезов.
Сочетание различных материалов в работе.

Знакомство с природным материалом, его особенностями , способами конструирования. Знакомства с инструментами и вспомогательными средствами для работы с ним: шило, подкладная доска. Способы крепления деталей: пластилин, палочки, проволока.
Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда, CD диски, монеты, салфетки, ватные диски.
Способы обработки материалов, соединение деталей.
Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия.
Практическая работа:
«Город мечта», «Торт желаний», подарочная коробка – сюрприз
шкатулка «сердце», «Елка»(картон, торцевание).
аппликация «Зоопарк», «Зимний вечер», «Фрукты», «Букет из роз в вазе».
«Семья ежей» (еловая шишка ), «Робот» (желудь), коллективная работа «Радужная сказка», освежитель воздуха, «Чаша изобилия», картина из карандашей, «Зонт», украшение « Золотой ключик», органайзер, романтическая свеча, подарочный букет (гофрированная бумага) , топиарий, фоторамка.


ТЕМА 6. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. 22 часа
Техника оригами. Знакомство с базовыми формами – «книжка», «птица», «двойной квадрат», «двойной треугольник». Условные обозначения на схемах: линия сгиба на себя , линия сгиба от себя, линия разреза, линия перегиба, невидимая линия., Выполнение работ по инструкционным картам. Художественное оформление работ.
Практическая работа:

Коллективная работа – герб Кронштадта, коллекция - комнатные цветы, вазочка для конфет, морские обитатели, «Автомобиль», «Танки», «Елочка», «Бабочка», «Фрукты».


ТЕМА 7. НИТКОГРАФИЯ. 12 часов.

Беседа: «Рисуем нитью». Материалы и инструменты для работы в технике изонити: плотная основа, бумага, нити, клей, шило, швейная игла, канцелярские скрепки, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, треугольник, транспортир, циркуль, ножницы, мягкая губчатая резина или пенопласт, скотч. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Освоение основных приемов изонити – заполнение угла и заполнение окружности, выполнение дуги, спирали. Классификация работ.
Практическая работа:
Картина «Сокровища морей», «Рыбки», «Цветы», «Мишка», «Дремучий лес», «Парусник».


ТЕМА 8. ЛЕПКА.8 часов
Знакомство с техникой - лепка, пластичными материалами.

Способы замешивания соленого теста. Техника выполнения лепки из солёного теста.
Практическая работа:
Пластилин - изготовление фигурок животных .
Соленое тесто - коллективная работа « Лесная поляна», «Фруктовый сад», Самостоятельная творческая работа.


ТЕМА 9 .ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.2 часа


Практическая работа:
Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем.









Календарно – тематическое планирование. Группа 1 года обучения.


Тема

Кол-во часов

Дата

проведе-ния

Фактическая дата проведения


Тема 1. «Вводное занятие»

2



1

Знакомство с работой объединения. Техника безопасности на занятиях в кружке НТМ. Демонстрация моделей из коллекции объединения. «Воспоминание о лете» .



2




Тема 2. «Рабочие операции, инструменты ручного труда, материалы.

Всего: 10



2

Знакомство с характеристиками бумаги и картона, инструментами. Организация рабочего места.
«Балет».

2



3

Знакомство с ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож, шило.
«Инструментальное лото».

2



4

Рабочие операции: разметка.
коллективная работа «Игрушки»,

2



5

Рабочие операции: раскрой.
Коллективная работа «Цветы»

2



6

Работа с копировальной бумагой.
коллективная работа « Лесные жители».

2




Тема 3. «Графическая подготовка ».

Всего: 10



7

Чертежные инструменты и принадлежности: линейка, угольник, карандаш.
«Мой дом».

2



8

Линии чертежа, правила и приемы чтения чертежа плоских деталей, изготовление чертежа пирамиды.
Коллективная работа « Мир глазами детей».

2



9

Основные графические знания и умения, работа с чертежами. Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление пингвина.

2



10

Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление кита.

2



11

Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. Тема «Животные». Изготовление зебры.

2




Тема 4. «Плоскостное и полу объёмное моделирование»

Всего: 28



12

Знакомство с плоскостным и полу объёмным конструированием. Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги.

Панно «Береза».

2



13

Преобразование геометрических фигур в декоративные формы. «Ромашки»

2



14

«Осенняя феерия».

2



15

«Грибная поляна».

2



16

Знакомство с техникой квиллинг. Инструменты, бумага, техника. Поздравительная открытка.

2



17

Картина «Букет полевых цветов»

2



18

Картина «Букет полевых цветов»

2



19

Панно на стену – «Фантазия»

2



20

«Корабли на море»

2



21

Знакомство с техникой торцевания. Инструменты, бумага, техника.«Подводный мир»(торцевание)

2



22

Картина – «Подводный мир»(торцевание)торцевание),

2



23

Коллективная работа «Подводный мир»(торцевание)

2



24

«Подводный мир»

2



25

«Подводный мир»

2




Тема 5. «Объемное моделирование».

Всего: 50



26

Знакомство с развертками, трафаретами, шаблонами и их использование. Трансформация листа в объемную форму с помощью сгибов , надрезов.
Поделка - «Город мечта».

2



27

Коллективная работа «Торт желаний».

2



28

подарочная коробка – сюрприз.

2



29

шкатулка «сердце»

2



30

«Елка»(картон, торцевание).

2



31

Знакомство с основными линиями чертежа: разметочная, линия отреза, линия сгиба, линия края, вспомогательные линии: прорези, надрезы, проколы.
«Зоопарк».

2



32

аппликация «Зимний вечер»

2



33

«Фрукты».

2



34

«Букет из роз вазе»

2



35

«Букет из роз вазе»

2



36

Знакомство с природным материалом, его особенностями , способами конструирования. Знакомства с инструментами и вспомогательными средствами для работы с ним: шило, подкладная доска. Способы крепления деталей: пластилин, палочки, проволока.
«Семья ежей» (еловая шишка )

2



37

«Робот» (желудь)

2



38

коллективная работа « Радужная сказка».

2



39

Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда, CD диски, монеты, салфетки, ватные диски.
Картина из карандашей.

2



40

Способы обработки материалов, соединение деталей.
Зонт – сюрприз.

2



41

Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия.
Романтическая свеча.

2



42

«Чаша изобилия»

2



43

Украшение « Золотой ключик».

2



44

Подарочная фоторамка.

2



45

Декоративный освежитель воздуха.

2



46

Декоративный освежитель воздуха.

2



47

Подарочный органайзер.

2



48

Подарочный букет (гофрированная бумаг)

2



49

Топиарий( кофе)

2



50

Топиарий( кофе)

2




Тема 6. «Модульное оригами».

Всего: 22



51

Техника оригами. Знакомство с базовыми формами– «книжка», «птица», «двойной квадрат», «двойной треугольник»..
«Автомобиль»

2



52

Условные обозначения на схемах.
«Танки»

2



53

Выполнение работ по инструкционным картам.
«Морские жители»

2



54

Художественное оформление работ.
«Морские жители»

2



55

Вазочка для конфет.

2



56

«Бабочка»

2



57

«Елочка»

2



58

«Фрукты»

2



59

коллекция - комнатные цветы.

2



60

Коллективная работа – герб Кронштадта.

2



61

Коллективная работа – герб Кронштадта.

2




Тема 7. «Ниткография»

Всего: 12



62

Беседа: «Рисуем нитью». Материалы и инструменты для работы в технике изонити: плотная основа, бумага, нити, клей, шило или другой тонкий острый инструмент, швейная игла, канцелярские скрепки, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, треугольник, транспортир, циркуль, ножницы, мягкая губчатая резина или пенопласт и – по желанию – скотч. Техника безопасности.

«Рыбки»

2



63

Освоение основных приемов изонити – заполнение угла и заполнение окружности, выполнение дуги, спирали. Классификация работ.
«Цветы»

2



64

«Мишка»

2



65

«Дремучий лес»

2



66

«Парусник».

2



67

Картина «Сокровища морей»,

2




Тема 8. «Лепка».

Всего: 8



68

Знакомство с техникой - лепка, пластичными материалами. Способы замешивания соленого теста.
Техника выполнения лепки.
Пластилин.
Изготовление фигурок животных.

2



69

Соленое тесто - коллективная работа « Лесная поляна»

2



70

«Фруктовый сад».

2



71

Самостоятельная творческая работа.

2




Тема 9. «Итоговое занятие».

Всего: 2



72

Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем.

2






Учебно-тематический план 2 года обучения.


Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.Вводное занятие. Техника безопасности в

в объединении начального технического моделирования.

1

1

2

2. Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы.

2

6

8

3. Графическая подготовка.

2

6

8

4.Плоскостное и полу объёмное моделирование.

4.1 Аппликация
4.2 Квиллинг.
4.3 Торцевание.

4


2

1

1

26


10

7

9

30


12

8

10

5. Объемное моделирование.
5.1 Моделирование из бумаги и картона.
5.2 Объемная аппликация.
5.3 Моделирование из природного материала.
5.4 Моделирование из бросового материала

6

1


1

1


3

46

9


9

5


23

52

10


10

6


26

6. Модульное оригами


4

18

22

7. Нитяная графика. Изонить


1

11

12

8. Лепка.

1

7

8

9. Итоговое занятие.

-

2

2

Итого:

26

118

144

















Содержание программы 2 года обучения.


ТЕМА 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 2 часа

Знакомство с программой работы объединения на учебный год. Техника безопасности на занятиях в объединении НТМ.

Демонстрация моделей, выполненных обучающимися во время летних каникул.
Практическая работа: «Воспоминание о лете» .


ТЕМА 2.РАБОЧИЕ ОПЕРАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ. 8 часов

Знакомство с поделочным материалом – пенопласт, проволока. Техника безопасности при работе с ним. Организация рабочего места. Расширение знаний о свойствах материалов и их использовании.

Практическая работа: коллективная работа «Букет для мамы», «Часы», коллективная работа «Машина времени», «Мультяшки».


ТЕМА 3.ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 8 часов

Самостоятельное выполнение чертежей и разметки с помощью линейки, угольника, циркуля. Понятия симметрия и асимметрия. Самостоятельное изготовление шаблонов.
Практическая работа:
Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности.

« Праздничная гирлянда», «Солнечная система», « Звездное небо»,

«Военная техника».

ТЕМА 4. ПЛОСКОСТНОЕ И ПОЛУОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 30 часов

Многослойная аппликация. Знакомство с техникой – айрис фолдинг. Обрывная аппликация. Ажурное вырезание.
Контурный квиллинг, многоярусные сборки с использованием бумаги ханди.
Углубление знаний при работе в технике торцевания. Торцевание на пластилине.
Практическая работа:

Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги.

«Книжный тоннель», Гжель «сердечная», «Лошадка», Панно-фоторамки, аппликация из скрученных жгутиков – «Африка».
Квиллинг - «Сорока-красотуля», картина « Рябина», картина « Яркие краски уходящего лета», «Бархатцы» .
Торцевание - «Весеннее настроение», «Кактус»», «Винни-Пух», «Волшебный снегопад».


ТЕМА 5. ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. 52 часа

Самостоятельный подбор материалов для передачи характерных особенностей модели. Планирование работы. Создание проекта изделия.

Сочетание различных материалов в работе.

Подвижное соединение деталей. Способы крепления деталей.

Расширение знаний в работе с природным материалом - разнообразие природного материала, идущего на ручные работы. Работа с ракушками и способы подготовки их к работе.

Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда ( вилки, ложки), пластиковые бутылки, бельевые прищепки, пенопласт, поролон, пленка. Способы обработки материалов, соединение деталей.
Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия.

Практическая работа:
1. «Сказочная осень», «Мой корабль», «Ириски», «Светофор», «Сказка на поляне».
2. Аппликация « Лебединая верность» (бумага , пластилин), «Осень в ладошках», «Георгины», «Пчелка», « Дружная семейка (цветы на подоконнике )»
3.«Деревенский плетень» (рис, гречка, веточки ), «Чебурашка» (желудь), «Ваза» (ореховая скорлупа).
4. Освежитель воздуха, «Чаша изобилия», чемоданчик - органайзер, романтическая свеча, топиарий, бочонок для меда (прищепки), маска (поролон), « Послание в бутылке»(бутылка, нить, песок), сладкая корзина (пенопласт, проволока, бумага), настенные часы (пенопласт), «Сказочный ледяной дворец», «Букет цветов « ( пластиковые бутылки).
тюлень ( из ракушек и гальки).


ТЕМА 6. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. 22 часа

Техника оригами. Оригами из кругов. Кусудами. Дополнительные условные обозначения на схемах: согнуть, завернуть, повторить действие, потянуть, вытянуть, складка-молния. Выполнение работ по инструкционным картам. Художественное оформление работ.
Практическая работа:

Коллективная работа – «Урожайная корзина».
«Календула», «Яблони», птица из кругов, «Слон-циркач», «Гитара», «Тетушка сова», «Фрукты», «Конфетница» , «Торт».


ТЕМА 7. НИТКОГРАФИЯ. 12 часов.

Самостоятельный подбор материала. Материалы и инструменты для работы в технике изонити: картон, нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), игла, шило, ножницы, циркуль, линейка. Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом. Приемы в изонити. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов. 

Классификация работ - контурная вышивка, полное заполнение рисунка, объемная вышивка (вышивка каждого элемента отдельно), вышивка шерстью, цветными мулине с дополнением бисера, паеток.

Практическая работа:
«Павлин», «Рыбки», «Цветы», «Пожарная машина», «9 мая», «Люблю свой дом - Россия».


ТЕМА 8. ЛЕПКА.8 часов
Фарфор. Способы замешивания холодного фарфора. Хранение фарфора. Инструменты и приспособления для работы с фарфором: скалка для раскатывания; стеки; ножницы; кусачки; пинцет; проволока для стеблей; акриловые художественные краски; косметика декоративная для подкрашивания; клей ПВА для монтажа; лак акриловый для фиксации высохших изделий; влажные салфетки .
Правила по технике безопасности при работе.

Техника выполнения лепки. Способы окрашивания изделий из холодного фарфора.: масляные краски различных цветов и оттенков, сухая пастель, пищевой краситель, тени и помады.
Практическая работа:
Коллективная работа « Букет роз», «Торт», «Цирк».


ТЕМА 9.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.2 часа

Практическая работа:
Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем.




























Календарно – тематическое планирование.

Группа 2 года обучения.


Тема

Кол-во

часов

Дата

прове-дения

Факти-ческая дата проведе-ния


Тема 1. «ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ»

Всего:
2



1

Знакомство с программой работы объединения на учебный год. Техника безопасности на занятиях в кружке НТМ.

Демонстрация моделей , выполненных обучающимися во время летних каникул.
«Воспоминание о лете»

2




Тема 2. «РАБОЧИЕ ОПЕРАЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУЧНОГО ТРУДА. МАТЕРИАЛЫ».

Всего:
8



2

Знакомство с поделочным материалом – пенопласт, проволока, ТБ. Организация рабочего места.

Коллективная работа «Букет для мамы»

2



3

Углубление знаний о свойствах материалов и их использовании.

«Часы»

2



4

коллективная работа «Машина времени»


2



5

«Мультяшки»

2




Тема 3. «ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА».

Всего: 8



6

Самостоятельное выполнение чертежей и разметки с помощью линейки, угольника, циркуля. Понятия симметрия и асимметрия. Самостоятельное изготовление шаблонов.

« Праздничная гирлянда»,

2



7

Изготовление поделок с использованием элементов графической грамотности. «Солнечная система»

2



8

«Военная техника»

2



9

« Звездное небо»

2




Тема 4. «ПЛОСКОСТНОЕ И ПОЛУОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ».

Всего: 30



10

Многослойная аппликация. Ажурное вырезание. Обрывная аппликация.

«Книжный тоннель»

2



11

Знакомство с техникой – айрисфолдинг. Изготовление изделий при помощи сгибания бумаги.
«Лошадка»

2



12

Гжель «сердечная»

2



13

Панно-фоторамки.

2



14

аппликация из скрученных жгутиков – «Африка».

2



15

аппликация из скрученных жгутиков – «Африка».

2



16

Контурный квиллинг, многоярусные сборки, бумага ханди.
«Сорока-красотуля»

2



17

Картина « Рябина»

2



18

Картина « Яркие краски уходящего лета»

2



19

«Бархатцы» .

2



20

Техникой торцевания. Торцевание на пластилине.
Торцевание - «Весеннее настроение»,

2



21

«Кактус»

2



22

«Винни-Пух».

2



23

«Винни-Пух».

2



24

«Волшебный снегопад».

2




Тема 5. «Объемное моделирование».

Всего: 52



25

Самостоятельный подбор материалов для передачи характерных особенностей модели. Планирование работы. Создание проекта изделия.

Сочетание различных материалов в работе.

«Сказочная осень»

2



26

«Мой корабль»

2



27

«Ириски»

2



28

«Светофор»

2



29

«Сказка на поляне».

2



30

Подвижное соединение деталей. Способы крепления деталей.

Аппликация « Лебединая верность» (бумага , пластилин )

2



31

«Осень в ладошках»

2



32

«Георгины»

2



33

«Пчелка»

2



34

« Дружная семейка (цветы на подоконнике )»

2



35

Расширение знаний в работе с природным материалом - разнообразие природного материала, идущего на ручные работы. Работа с ракушками и способы подготовки их к работе.

.«Деревенский плетень» (рис, гречка, веточки ),

2



36

«Чебурашка» (желудь),

2



37

« Ваза» (ореховая скорлупа).

2



38

Знакомство с бросовым материалом для ручного труда: одноразовая посуда ( вилки, ложки), пластиковые бутылки, бельевые прищепки, пенопласт, поролон, пленка.
Бочонок для меда (прищепки).

2



39

Способы обработки материалов, соединение деталей.
Настенные часы (пенопласт).

2



40

Самостоятельный подбор материала. Планирование работы. Презентация готового изделия.

«Освежитель воздуха»

2



41

Чаша изобилия

2



42

Чемоданчик – органайзер.

2



43

Романтическая свеча

2



44

Топиарий,

2



45

Маска (поролон).

2



46

« Послание в бутылке»(бутылка, нить, песок).

2



47

Сладкая корзина (пенопласт, проволока, бумага).

2



48

«Сказочный ледяной дворец».

2



49

«Букет цветов « ( пластиковые бутылки).

2



50

Тюлень ( из ракушек и гальки).

2




Тема 6. «Модульное оригами».

Всего: 22



51

Техника оригами. Оригами из кругов.
«Календула»

2



52

Кусудами. Условные обозначения на схемах.
«Яблони»

2



53

Выполнение работ по инструкционным картам.
«птица из кругов».

2



54

Художественное оформление работ.

«Урожайная корзина».

2



55

«Урожайная корзина».

2



56

«Конфетница».

2



57

«Слон-циркач».

2



58

«Гитара»

2



59

«Тетушка сова»

2



60

«Фрукты».

2



61

«Торт».

2




Тема 7. «Ниткография»

Всего: 12



62

Самостоятельный подбор материала. Материалы и инструменты для работы в технике изонити. Инструменты, необходимые для работы: картон, нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), игла, шило, ножницы, циркуль, линейка. Техника безопасности.
«Павлин»

2



63

Приемы в изонити. Классификация работ. «Рыбки»

2



64

«Цветы»

2



65

«Пожарная машина»

2



66

«9 мая»

2



67

«Люблю свой дом - Россия».

2




Тема 8. «Лепка».

Всего: 8



68

Фарфор. Способ замешивания холодного фарфора.
« Букет роз»

2



69

Инструменты и приспособления для работы с фарфором: скалка для раскатывания; стеки; ножницы; кусачки; пинцет; проволока для стеблей; акриловые художественные краски; косметика декоративная для подкрашивания; клей ПВА для монтажа; лак акриловый для фиксации высохших изделий; влажные салфетки .

Правила по технике безопасности при работе.
«Торт»

2



70

Техника выполнения лепки. «Цирк».

2



71

Способы окрашивания изделий из холодного фарфора.: масляные краски различных цветов и оттенков, сухая пастель, пищевой краситель, тени и помады. «Цирк».

2




Тема 9. «Итоговое занятие».

Всего: 2



72

Итоговая выставка работ детского творчества. Вручение сертификатов, благодарственных писем.

2










Методическое обеспечение.




Раздел или тема

Формы занятий

Прием и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Техника безопасности в

кружке начального технического

моделирования.

1 год:
Фронтальная.
Комбинированное.
2 год:
Фронтальная.
Комбинированное.

1год:
Словесные – беседа.
Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций.
Практические- создание игрушек.
Контрольно-диагностические, анкетирование.
2 год:
Словесные – беседа.
Наглядные – демонстрация моделей.
Практические- создание моделей.
Контрольно-диагностические задания.

1год:
Демонстрационный – изделия из коллекции объединения.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные инструменты для обработки материалов, цветная бумага.
2 год
:
Демонстрационный – изделия из коллекции объединения.

1 год:
Входной контроль- наблюдение, анкетирование.
2 год:
Опрос, диагностические задания.

2

Рабочие операции, инструменты для

ручного труда, материалы

1 и 2 год:
Фронтальная, групповая.
Комбинированное.

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций.
Игровые – развивающие игры.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу.

Практические- создание изделия.

Контрольно-диагностические, анкетирование.
2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация алгоритма выполнения модели.
Частично-проблемно-поисковые – эксперимент.

Практические- самостоятельное решение задачи.
Метод – наблюдение, самооценка

1год:
Демонстрационный – презентации, коллекции видов бумаги, природного материала.
Дидактический – технологические карты создания изделия, развивающие игры.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты,

цветная бумага.
2 год:
Демонстрационный – изделия из коллекции объединения.

1год:
Текущий контроль – беседа, наблюдение, игровые задания. Промежуточный контроль.
2год:
Текущий контроль – беседа, наблюдение, игровые задания. Промежуточный контроль – выставка.

3

Графическая подготовка.

1 и 2 год:
Фронтальная, групповая.
Комбинированное.
Творческие мастерские ( 2 год)

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций.
Игровые – развивающие игры.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу.

Практические- создание изделия.

Контрольно-диагностические- наблюдение, игровые занятия.
Метод воспитания - поощрение, беседа.
2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация алгоритма выполнения модели.
Частично-проблемно-поисковые – эксперимент.

Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи.
Метод – наблюдение, самооценка
Контрольные задания.

1год:
Демонстрационный – презентации, технологические карты выполнения заданий.
Дидактический – шаблоны, трафареты развивающие игры.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты,

Картон,бумага.
2 год:
Демонстрационный – алгоритм выполнения задания.
Дидактический – развивающие игры, шаблоны, трафареты, схемы, чертежи.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты,

цветная бумага.

1год:
Текущий контроль – беседа, наблюдение, игровые и диагностические занятия.
2 год:
Текущий контроль – беседа, наблюдение, диагностические задания.

4

Плоскостное и полу объёмное моделирование.

4.1 Аппликация
4.2 Квиллинг.
4.3 Торцевание.

1 и 2 год:
Фронтальная.
Комбинированное, творческие мастерские..

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций.
Игровые – развивающие игры.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу.

Практические- создание изделия.

Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, анкетирование, опрос.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности – коллективное обсуждение способов создания моделей.
2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация приемов работы.
Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели.

Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи.
Метод обсуждение способов создания моделей, загадки, ребусы.
Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос.

1год:
Демонстрационный – электронные презентации, модели из коллекции объединения
Дидактический - развивающие игры.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты, пластилин, природный материал.

Картон, бумага, гофрированная бумага.
2 год:
Демонстрационный – модели из коллекции объединения.
Дидактический – ребусы, загадки.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты,

Различные виды бумаги, пластилин, природный материал.

1год:
Промежуточный контроль – выставка творческих работ.
2 год:
Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей.

5

Объемное моделирование.
5.1 Моделирование из бумаги и картона.
5.2 Объемная аппликация.
5.3 Моделирование из природного материала.
5.4 Моделирование из бросового материала

1год:
Фронтальная, групповая.
Комбинированные, практические, творческие мастерские, выставки.
2 год:
Коллективная, групповая.
комбинированные, творческие мастерские, выставка.

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ.
Игровые – дидактические игры.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу.

Практические- создание моделей, решение творческих задач.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности – открытое занятие для родителей.

Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, беседа.

2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации.
Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели.

Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи.
Метод воспитания – анализ результатов, самооценка обучающихся, наблюдение.
Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос.

1год:
Демонстрационный – электронные презентации, модели из коллекции объединения
Дидактический - развивающие игры, коллекция бросового и природного материала.
ТСО- мультимедийное оборудование, схемы, раздаточный материал.
2 год:
Демонстрационный – модели из коллекции объединения, викторина, коллекция материала.
Дидактический – разработки по изготовлению изделий.
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и чертежные инструменты,

Различные виды бумаги, пластилин, природный материал

1год:
Промежуточный контроль по теме: беседы, наблюдение, выставка.

2 год:
Промежуточный контроль – выставка,наблюдение, самоконтроль.

6

Модульное оригами

1 и 2 год:
Фронтальная, групповая.
Комбинированное.
Творческие мастерские ( для 2 года обучения)

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ.
Игровые – дидактические игры.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу.

Практические- создание моделей, решение творческих задач.

Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, беседа.
2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации.
Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели.

Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи.
Метод воспитания – анализ результатов, самооценка обучающихся, наблюдение.
Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос.

1год:
Демонстрационный – электронные презентации «Что такое оригами», модели из коллекции объединения
Дидактический - развивающие игры, схемы.
ТСО- мультимедийное оборудование, бумага, схемы.

2 год:
Демонстрационный – модели из коллекции объединения, викторина.
Дидактический – разработки по изготовлению изделий.
ТСО- мультимедийное оборудование, бумага.


1год:
Промежуточный контроль – самоанализ, выставка.
2 год:
Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей.

7

Нитяная графика. Изонить

1 и 2 год:
Фронтальная,
Комбинированное.

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ.
Практические- создание моделей, решение творческих задач.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу.

Контрольно-диагностические- выставка детского творчества, беседа.
2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации.
Частично-проблемно-поисковые – самостоятельное создание модели.

Практические- самостоятельное решение конструкторских задачи.
Метод воспитания – анализ результатов, самооценка обучающихся, наблюдение.
Контрольно-диагностические – игровые занятия.

1год:
Демонстрационный – электронные презентации «Изонить» схемы, эскизы, инструменты.
ТСО- мультимедийное оборудование, бумага, схемы.

2 год:
Демонстрационный – модели из коллекции объединения, викторина.
Дидактический – разработки по изготовлению изделий.
ТСО- мультимедийное оборудование.


1год:
Промежуточный контроль – насамоанализ, выставка.
2 год:
Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей.

8

Лепка.

1 и 2 год:
Фронтальная, групповая.
Комбинированное.

1год:

Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация моделей, просмотр презентаций, показ.
Практические- создание моделей, решение творческих задач.
Репродуктивный – воспроизведение по образцу
2год:
Словесные –объяснение.

Наглядные – демонстрация приемов работы, презентации.
Частично-поисковый – коллективный поиск решения поставленной задачи.
Контрольно-диагностические – игровые занятия, опрос.

1год:
Демонстрационный – электронные презентации, инструменты.
ТСО- мультимедийное оборудование, инструменты, фарфор.
2 год:

Демонстрационный – алгоритм выполнения задания, модели из коллекции объединения,
Дидактический Дидактический – разработки по изготовлению
ТСО- мультимедийное оборудование, ручные и инструменты, фарфор.

1год:
Промежуточный контроль – наблюдение, опрос,самоанализ, выставка.
2 год:
Промежуточный контроль – коллективная работа, игровые задания, самоконтроль, опрос родителей.

9

Итоговое занятие.

1и 2 год:
Фронтальная.
Выставка

1год:
Наглядные- демонстрация моделей
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности - открытое занятие для родителей.
Контрольно-диагностическая выставка.
2год:
Наглядные- демонстрация моделей
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности - открытое занятие для родителей.
Контрольно-диагностическая выставка.
Анкетирование.

1год:
Демонстрационный – модели и макеты обучающихся для итоговой выставки.
ТСО - мультимедийное оборудование, грамоты , призы.
2год:
Демонстрационный – модели и макеты обучающихся для итоговой выставки.
ТСО - мультимедийное оборудование, грамоты , призы.

1год:
Итоговый контроль – открытое занятие, диагностические задания, анкетирование родителей, выставка, вручение грамот, призов.
2год:
Итоговый контроль освоения программы – открытое занятие, диагностические задания, анкетирование родителей, выставка, вручение грамот, призов.



























Материалы и техническое обеспечение программы


1.Материалы:
- бумага цветная, гофрированная, бархатная, папиросная. Формат А4, А3.
-
картон цветной, белый разной толщины и фактуры. Формат А4,А3.
- бумажные салфетки.
- тетради в клетку.
- клей ПВА, клей карандаш.
- бросовый материал ( пластмассовые бутылочки, упаковочные коробочки, пенопласт, одноразовая посуда, CD диски, монеты, салфетки, ватные диски, одноразовая посуда ( вилки, ложки), пластиковые бутылки, бельевые прищепки, пенопласт, поролон, пленка, вата, проволока )
- природный материал (шишки, желуди, листья, семена, веточки).
- соленое тесто, холодный фарфор.

Требования к материалам: материалы должны быть безопасны, доступны в обработке.

2.Чертежные инструменты:
- линейки
-угольники
-циркуль
-ластик
-простые карандаши
-цветные карандаши
-фломастеры
-
точилка для карандашей.

3. Ручные инструменты:
-ножницы
-шило
-дырокол
степлер.

4.Технические средства:
-компьютер.


Грамоты, дипломы, призы.




















Приложение

Дидактический материал

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОРИГАМИ

Условные обозначения оригами
Способы и приемы складывания фигурок передаются на схемах с помощью линии, стрелок и вспомогательных знаков. На чертежах, прежде всего, следует различать линии.

1. Линия сгиба на себя «долина» — сгиб как бы уходит внутрь листа бумаги.

2. Линия сгиба от себя «гора» — бумага сгибается на другую сторону, а сгиб находится снаружи.

3. Линия перегиба — линия прерывается, не доходя до контура фигурки, обозначает как перегиб «горой», так и перегиб «долиной».

4. Линия разреза — более толстая, проходит от начала до конца разреза.

5. Невидимая, или воображаемая, линия — указывается в том случае, когда необходимо на нее ориентироваться.

Дополнительные обозначения

Иногда на одном чертеже-рисунке обозначено не одно, а несколько действий. Проверить правильность их выполнения всегда можно по следующему рисунку.
Для того чтобы познакомиться с приемами оригами, приготовьте несколько небольших квадратиков и выполните действия, указанные на рисунках.

1. Согнуть:

а) на себя — «долиной»;

б) от себя — «горой».

Обратите внимание на этот рисунок снизу с верху был выполнен сгиб «долиной», а с низу — «горой»

2. Перегнуть:

а) «долиной»;

б) «горой».

Перегнуть — значит не сделать сгиб бумаги, а сперва согнуть, а затем разогнуть:

3. Завернуть (несколько раз повторить одинаковые сгибы):

а) «долиной»;

б) «горой».

Обратите внимание на этот рисунок с низу с верху был выполнен двукратный сгиб «долиной», а с низу — двукратный «горой»

4. Повторить действия

(знак ставится, если действие повторяется с невидимой стороны работы, или для того, чтобы не загромождать чертеж лишними знаками и линиями):

а) один раз;

б) несколько раз (число повторений зависит от количества черточек на стрелке).

Обратите внимание на рисунок снизу. Здесь действие сверху повторяется снизу, слева и справа

5. Перевернуть (на другую сторону работы).

а) перевернуть

6. Повернуть

(в этой же плоскости, обычно на 90 или 180 градусов, ориентироваться по следующему рисунку).

a) повернуть

7. Потянуть, вытянуть

(может обозначаться и обычной стрелкой):

а) вытянуть с другой стороны (или изнутри);

б) потянуть часть работы (например, угол) в сторону, затем прогладить новый сгиб.

8. Складки-молнии — чередование сгибов «горой» и «долиной»

(варианты зависят от последовательности сгибов «гора» и «долина»):

а) «долина» — «гора»;

б) «гора» — «долина»;

а) «долина» — «гора» (многократное);

9. Двойные складки-молнии

(выполняются обычно на сложенной вдвое бумаге: сначала следует наметить положение линий обычной складкой-молнией, а затем приоткрыть работу и выполнить складки на каждом слое бумаги); а) и б) варианты отличаются очередностью линий, расположенных параллельно:

а) двойные складки;

б) двойные складки;

в) линии сгибов расположены под наклоном.

10. Раскрыть и расплющить «карман»

(предварительно выполнить сгиб «долиной», затем приоткрыть отогнутую часть, расплющить ее, получая сгибы «горой»).

а) карман

11. Выгнуть — вывернуть часть работы изнаночной стороной наружу

(предварительно следует сделать перегиб, затем приоткрыть работу и согнуть указанные части, вытягивая их изнутри наружу).

12. Вогнуть внутрь

(прием выполняется в несколько этапов: фигурку следует приоткрыть, надавить на указанную часть, закрыть работу, прогладить новые сгибы.Если есть точный ориентир, то следует предварительно перегибом наметить линии):
а) вогнутый угол полностью помещается внутри фигурки;

б) часть вогнутой бумаги выходит наружу (таким образом обычно делают клюв птиц);

в) вогнутый «глухой» угол (на вогнутой части меняются линии: «гора» на «долину» и наоборот).

13. Перелистнуть, поменять местами плоскости.

Дополнительные знаки.

1. Увеличение изображения.

2. Вид на следующем рисунке с данной стороны.

3. Придержать в указанном месте.

4.Защипнуть.

5. Надуть.

6. Применить клей.

7. Применить ножницы.

8. Согнуть под прямым углом.

9. Расположить плоскости перпендикулярно.

10. Согнуть, получая равные углы.

11. Разделить на равные отрезки.
































Основные приемы выполнения вышивки изонить:





 

Заполнение угла. На изнанке картона начертите угол, разделите каждую сторону на равное количество частей. Проколите точки булавкой или тонким шилом, вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме.





Заполнение дуги. Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.





Заполнение окружности. Начертите циркулем окружность, поделите ее на 12 равных частей, сделайте проколы булавкой в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните окружность по схеме.

Заполнение угла

* начертить на изнаночной стороне картона любой угол
* разделить каждую сторону угла на 12 равных частей
* пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой "О".
* сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины ("О")
* вдеть нить в иглу
* заполнить угол по предлагаемой схеме

Заполнение окружности

*начертить окружность радиусом 50 мм

*разделить окружность на 12 равных частей

*сделать проколы во всех полученных точках

*вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме

 

Литература



  1. О.В. Леонова. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб., “Литера”, 2005.

  2. М.И. Нагибина. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.

  3. Журнал “Наука и Жизнь” № 12, 2004.

  4. Журналы “ Школа и производство”, М., 2005–2008.

  5. Интернет-ресурсы.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!