СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». Cрок обучения: 3 года

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СКРИПКА

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». Cрок обучения: 3 года»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НИЖНЕГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»




Cрок обучения: 3 года




Предметная область:




ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СКРИПКА»


















пгт. Нижнегорский

2016

«Одобрено»

Педагогическим советом

МКУ ДОД «Нижнегорская ДШИ»

протокол № 2 «23» сентября 2016 г.

«Утверждаю» Директор МКУ ДОД «Нижнегорская ДШИ» ___________Л. С. Ляшук

«25» сентября 2016 года





Составитель:

преподаватель по классу скрипки

Семененко Анна Евгеньевна

































Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения



  1. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки


  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Список учебной и методической литературы


- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы








I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе


Программа учебного предмета «Скрипка» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Цель общеразвивающей образовательной программы в области Музыкального искусства - «Скрипка» заключается в содействие воспитанию разносторонней и эстетически развитой личности, вовлечённой в широкий, культурный контекст и активно участвующий в соцкультурных процессах, а также в выявлении и развитие творческих способностей ребёнка и обеспечение основы для формирования социально адаптированной, интеллигентно и духовно реализованной личности.

Детские школы искусств ставят перед собой цель - способствовать развитию общей и музыкальной культуры в стране и воспитывать грамотных участников художественной самодеятельности.

В процессе обучения решаются важные задачи. Педагог должен привить

обучающимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая их вкус на лучших образцах музыкального искусства. За время обучения обучающиеся в процессе работы над учебным репертуаром должны овладеть интонацией и ритмом, достаточной беглостью, хорошим звукоизвлечением, техникой основных штрихов, т.е. суммой навыков и знаний, позволяющих им успешно решать музыкально-исполнительские задачи в процессе активного музицирования.

Обучение игре на скрипке занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение скрипичной техники не требует от начинающего музыканта значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую и популярную.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 – 15 лет.

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.


Срок реализации учебного предмета


При реализации программы учебного предмета «Скрипка» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

80

95

80

95

96

114

560

Самостоятельная работа

80

95

80

95

96

114

560

Максимальная учебная нагрузка

160

190

160

190

192

228

1120



№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы)

1

2

3



Учебные предметы художественно-творческой подготовки:




 Зачёты, контрольные уроки, экзамены

1

  Скрипка

2

2

2

 1, 2, (зачёты)

3 (экзамен)

2

 Ансамбль

-

-

1

 3 (зачёт)


3

Хор

1

1

1

1,2,3(зачет)

Учебный предмет историко-теоретической подготовки:






4

Слушание музыки

1

1

1

1, 2, (зачёты)

3(экзамен)

5

Сольфеджио

1

1

1

1,2(зачет)

3(экзамен)

Всего:

5

5

6

 



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета


Общая трудоемкость учебного предмета «Скрипка» при 3-летнем сроке обучения составляет 1120 часов. Из них: 560 часов – аудиторные занятия, 560 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета


Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета


  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;

  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на скрипке.


Структура программы


Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения


Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).



Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета


Реализация программы учебного предмета «Скрипка» обеспечивается:

  • доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Годовые требования


Учебная программа по предмету «Скрипка» рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Скрипка» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.


Первый год обучения


Изучение первой позиции. Простейшие виды штрихов - деташе целым смычком и его частями, легато до четырех нот на смычок. Начальные виды распределения смычка. Переходы со струны на струну, плавные соединения движений смычка в его различных частях. Несложные упражнения для левой руки; опускание и снятие пальцев. Гаммы и трезвучия в наиболее легких тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес.

1. Вводное занятие. Знакомство с инструментом, усвоение названия частей скрипки и смычка.

2.Постановка рук и корпуса. Поочерёдная постановка обеих рук и их дальнейшая одновременная работа.

3.Формирование основных приёмов и навыков скрипичной игры.

Знакомство с основными способами звукоизвлечения на скрипке: arco, pizz.

Ознакомление со строем скрипки. Знакомство со скрипичной аппликатурой и штриховыми обозначениями. Работа над сменой струн, сменой смычка. Освоение штрихов: detache, legato.

4. Формирование исполнительских навыков.

Исполнение простейших мелодий, как щипком, так и смычком. Контроль за

правильным и чётким исполнением ритмического рисунка и интонацией.

5.Музыкальная грамота. Закрепление теоретических знаний, полученных на уроках. Знакомство с нотной грамотой и начальная работа с нотным текстом, основными выразительными средствами музыки: мелодия, лад, ритм, размер, регистр, тембр и другие.

6. Формирование музыкально – слуховых представлений. Качество и развитие мелодического слуха определяется точностью интонирования мелодии. Чистота интонирования и есть способность ощущать и исправлять высоту звука, опираться на лад. Центральная задача педагога – работать над чистотой интонации.

В развитии музыкального и гармонического слуха очень полезны такие виды работы, как – музыкальные игры, так например игра: «Жёстко – мягко» - эта игра помогает ребёнку различать «консонанс» и «диссонанс». Если ребёнок слышит консонанс – он делает плавное, мягкое движение руками, либо мягкое ведения смычком по струне, а если он слышит диссонанс – выставляет вперёд напряжённые пальцы или рывком, с частой сменой смычка озвучивает струну.

В течение года необходимо пройти: 4 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия) в одну октаву, 1— 2 из них - в две октавы, 8 этюдов, 8 - 10 пьес.

За год обучающийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.


Инструктивный материал


Шрадик Г. Упражнения 1тетр. - М., 1982

Станко А., Старюк Л. Первые шаги маленького скрипача. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

«Юный скрипач» вып. 1 (сост. К. Фортунатов). - М., 1987

Якубовская В. Вверх по ступенькам. - М., 1974

Этюды

Сборник этюдов «Избранные этюды». Вып. 1, 2 ( сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов). Изд. Музыка. – М., 1988

Сборник этюдов на разные виды техники, 1 кл. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

Художественный материал

Гембера Г. Дед мороз

Левина З. Ладушки

Тиличеева Е. Попляшем

Глазачев Г. Серый жук

Красев М. Медвежата

Филиппенко А. Две лягушки вечерком

Потоловский Н. – Охотник

Метлов Н. – Паук и мухи, Колыбельная

Невельштейн С. – Машенька-Маша

Старинная французская песенка

Моцарт В.– Аллегретто

Люлли Ж. Б. – Жан и Пьеро

Барток Б. Детская пьеса

Калинников В. – Тень-тень, Журавель

Белорусская народная песня – Перепёлочка

Примерные программы итогового зачёта

1 вариант

Гамма Соль мажор ( в одну октаву) и арпеджио

Гнесина-Витачек Е. Этюд №7, G-dur

Красев М. Медвежата

Филиппенко А. Две лягушки вечерком

2 вариант

Гамма Соль мажор ( в две октавы) и арпеджио

Бакланова Н. Этюд №11, G-dur

Бетховен Л. Сурок

Барток Б. Детская пьеса



Второй год обучения


Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом.

Изучение штрихов деташе, легато (до восьми нот на смычок) и их чередований. Начало работы над мартле, пунктиром. Динамика звучания. Ведение смычка одновременно по двум струнам. Ознакомление с простейшими видами двойных нот (в основном с применением открытых струн). Знакомство с позициями (II и III).

Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио. В течение года необходимо пройти: 3 - 4 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия и квартсекстаккорды) в две октавы, 2-4 этюда, 5-6 пьес, 1 произведение крупной формы.

1.Развитие технических навыков.

На втором году обучения продолжается работа над формированием и усвоением основных принципов постановки рук, качественной работы игрового аппарата.

2. Формирование навыка чтения нот с листа. На материале простейших

народных мелодий ведётся самостоятельная работа по освоению нотного текста обучающимся.

3. Музыкальная грамота. Продолжается работа по непосредственному при-

менению и закреплению общемузыкальных теоретических знаний. Продолжается знакомство с выразительными средствами музыки, тембровой палитрой скрипичного звука.

4. Основы музыкальной терминологии. Ведётся работа по прочтению нотного текста, прочитыванию условных обозначений: вверх, вниз смычком, скрипичной аппликатуры и т.п.

5. Формирование навыка работы с аккомпанементом.

Формируется навык чтения нот с листа, навык исполнения несложных произведений с аккомпанементом.

6. Развитие исполнительских навыков.

Продолжается работа над формированием качественного скрипичного звука,

интонацией, ритмом. Закрепляется техника исполнения скрипичных штрихов: detache, legato. Подготовительные упражнения к стаккато, сотийе.

7.Развитие музыкально – слуховых представлений.

Развитие музыкально – слуховых представлений. Этот раздел по-прежнему является неотъемлемой частью воспитания музыканта. Здесь активно используются такие формы работы, как ансамбль с педагогом, музыкальные диалоги, с наличием различных образов.

На втором году обучения предполагается, что ученик практическим путём овладел базовыми знаниями о поведении на эстраде и имеет личные впечатления от собственного выступления. Дальнейшая работа в этом направлении должна вестись в плане развития исполнительских способностей ребёнка.

Закрепление и усвоение всех навыков, приёмов и знаний должно быть представлено в форме концертного выступления на классном концерте


Инструктивный материал


Шрадик Г. Упражнения 1тетр. - М., 1982

Станко А., Старюк Л. Первые шаги маленького скрипача. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

«Юный скрипач» вып. 1 (сост. К. Фортунатов). - М., 1987

Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1 (сост. М. Гарлицкий, К.

Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов)

Якубовская В. Вверх по ступенькам. - М., 1974


Этюды


Сборник этюдов «Избранные этюды». Вып. 1, 2 ( сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов). Изд. Музыка. – М., 1988

Сборник этюдов на разные виды техники, 2 кл. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

Зельдис В. Изучение позиций на скрипке. Изд. Музична Украина. – Киев, 1982

Художественный материал


Гайдн Й. Песенка

Филипенко А. По малину в сад пойдём

Моцарт В. Майская песня, Бурре

Барток Б. Десткая пьеса, Песня скитальца

Григ Э. Менуэт

Старокадомский М. Воздушная песня

Бекман Л. Ёлочка

Люлли Ж. Песенка

Дунаевский И. Колыбельная

Бакланова Н. Колыбельная, Марш октябрят, Мазурка

Качубрина Л. Мишка с куклой

Григ Э. Менуэт

Шуман Р. Веселый крестьянин

Кабалевский Д. Галоп

Багиров З. Романс


Примерные программы итогового зачёта

1 вариант

Моцарт В. Бурре

Багиров З. Романс


2 вариант

Ридинг О. Концерт си минор, 1 ч.

Моцарт В. – Майская песня


Третий год обучения


Дальнейшая работа над интонацией, ритмом, звучанием. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередований. Акцент. Пунктирный штрих, сотийе в умеренном темпе. Усвоение позиций (I—II—III) и их смена. Двойные ноты и несложные аккорды в I позиции. Гаммы и арпеджио в отдельных позициях и с применением переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к исполнению трели. Элементарные виды флажолетов. Подготовительная работа по усвоению навыков вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений.

1. Развитие технических навыков. Продолжается работа над развитием штриховой техники, осваивается штрихи – martle, legato и их чередование.

Идёт поэтапное освоение грифа, I, возможно, III позиций.

2.Формирование навыка исполнения произведений крупной формы.

Ученик знакомится с многообразием музыкальных форм и стилей. Развивается навык чтения нот с листа коротких несложных пьес (при достижении необходимой устойчивости в интонировании).

Развивается и совершенствуется исполнительский уровень ученика, его поведение на эстраде, т.о. активизируется концертная деятельность.

Обучающийся, возможно, самостоятельно начинает осваивать нотные тексты

произведений крупных форм, в основном, вариаций на народные темы.

3.Основы музыкальной терминологии.

Темповые обозначения, нюансировка.

4. Музыкальная грамота. Развитие межпредметных связей, активное применение теоретических знаний на инструментальных занятиях.

5. Развитие музыкально – слуховых представлений. Для более продуктив-

ной работы над развитием музыкально – гармонического слуха предлагаются музыкально – тренировочные игры: «Угадай мелодию», «Настроение».

В течение года необходимо пройти: 2-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия и квартсекстаккорды) в I-II- III позициях и с переходами, 2 - 4 этюдов на различные виды техники,

6 - 8 пьес различного характера,

1 произведение крупной формы.


Инструктивный материал


Шрадик Г. Упражнения 1тетр. - М., 1982

«Юный скрипач» вып. 1 (сост. К. Фортунатов). - М., 1987

Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1 (сост. М. Гарлицкий, К.

Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов)

Тахтаджиев К. Учебное пособие для детских музыкальных школ (1-3 кл.). Изд. Музична Украина. – Киев, 1987

Этюды

Сборник этюдов «Избранные этюды». Вып. 1, 2 ( сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов). Изд. Музыка. – М., 1988

Сборник этюдов на разные виды техники, 2 кл. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

Зельдис В. Изучение позиций на скрипке. Изд. Музична Украина. – Киев, 1982

Художественный материал


Шостакович Д. Хороший день

Бах И. Марш

Вебер К. Хор охотников

Гендель Г. Бурре

Глинка М. Полька

Глюк Ф. Веснняя песня, Весёлый хоровод

Бакланова Н. Романс, Мазурка, Вечное движение, Концертино

Чайковский П. Старинная французская песенка

Гайдн Й. – Анданте

Мартини Д. – Гавот

Стеценко К. На свадьбе в селе

Шуман Р. – Весёлый крестьянин

Шостакович Д. Шарманка

Комаровский А. – Перепёлочка, Вперегонки

Хассе И. Бурре и менуэт

Унп Сонце низенько


Примерные выпускные программы


1 вариант

Гендель Г. Бурре

Ридинг О.– Концерт си- минор 1 ч.

2 вариант

Чайковский П. Старинная французская песенка

Вивальди А. Концерт соль мажор 1 часть


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Результатом освоения программы по учебному предмету «Скрипка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);

  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • знаний основ музыкальной грамоты;

  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • навыков публичных выступлений;



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК


Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Скрипка» являются:

- текущий контроль успеваемости обучающихся,

- промежуточная аттестация,

- итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося.

В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

  • качество выполнения домашних заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.


Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Скрипка» устанавливаются школой самостоятельно.

Критерии оценки


Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности;

степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:





Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации преподавателям


Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному музицированию.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Первые уроки с начинающим, посвящаются развитию музыкальных данных, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом. Очень важно правильно подобрать инструмент, соответствующий по размеру.

В начале идет работа над правильным положением корпуса, инструмента и смычка, освоение целесообразных движений, затем идёт работа над звукоизвлечением на открытых струнах, начиная с ля и ре. Параллельно с этим следует работать над постановкой и элементарными движениями пальцев левой руки. Извлечение звука щипком (пиццикато). Как только обучающийся приступают к звукоизвлечению, рекомендуется сопровождать его игру на фортепиано или исполнением партии 2-ой скрипки.

Одним из важных разделов является изучение художественного репертуара. Изучаемые произведения должны быть разнообразными по стилю, форме и содержанию. Программа предусматривает изучение произведений крупной и малой формы. Целесообразно ознакомление обучающегося с изучаемым музыкальным произведением в исполнении педагога или другого квалифицированного исполнителя. Развитие техники должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию техники способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, упражнениями и этюдами следует добиваться интонационной точности, ровности звучания, устойчивого ритма, плавности движения смычка рационального его распределения, свободной смены позиции, пальцевой четкости. Одним из важнейших элементов техники скрипача и альтиста является хорошее знание позиций и их соединение. Изучение двойных нот начинается со 2 класса ­– это усвоение навыков звукоизвлечений по двум открытым струнам формирование слуховых представлений о звучании интервала квинты, что одновременно является подготовкой учащегося к усвоению навыков настройки инструмента. К усвоению навыков вибрации целесообразно приступить когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки, изучит первые три позиции. Наиболее эффективным и действенным средством улучшения качества вибрации является работа над ней в процессе изучения художественного произведения, так как последнее является основным побуждающим фактором и наиболее выразительному его исполнению. На протяжении всех лет обучения следует постоянно и тщательно работать над качеством звукоизвлечения. Свободное движение правой руки, плавная смена смычка, навыки исполнения длинных нот, хороший контакт волоса со струной, равномерность движения смычка ­– это необходимые условия для качественного звукоизвлечения и усвоения навыков исполнения контилены. В работе над освоением темпа и метроритмической структуры произведения необходимо обратить внимание учащегося на правильное исполнение различных темповых и ритмических обозначений, на понимание их музыкально-выразительного значения. Отклонение от указанных автором темповых обозначений не допустим, замедленное исполнение технических мест в произведение в результате неподготовленности учащегося неоправданно. Навыки рационального применения аппликатуры и творческий подход к её реализации является необходимыми элементами музыкально исполнительского развития обучающегося. Выбор аппликатуры должен определяться не только удобством её применения, но главным образом задачами музыкально-выразительного исполнения. Большое значение для музыкального развития обучающегося имеет работа с аккомпанементом.



Организация домашних занятий


Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий.

Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим предметам и по специальности, не допуская при этом перегрузок.

Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для самостоятельных домашних занятий.

Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать с разбора музыкального материала на уроке под руководством педагога. При этом педагог должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.

Особо важное значение в организации домашних занятий имеют четко сформулированные задания, записанные педагогом или обучающимся

(преимущественно в старших классах) в дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучащегося – одно из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы. Успех в организации и проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия родителей.

Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ), предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением контролем родных, занятия в музыкальной школе мало эффективны.

Систематические беседы педагога и постоянные консультации, даваемые родителям, несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.

Путь развития ребенка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.

В ДШИ обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущих классов.

Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими данными, могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.

Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений, детально изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершенности над ним.













VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Список рекомендуемой учебной литературы


1. «Библиотека юного скрипача». Классические пьесы. Сост. К. Фортунатов.

2. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. Изд. Советский композитор. – М., 1986

3. Захарьина Т. Сборник переложений для скрипки и фортепиано, вып.1- 3

4. Зельдис В. Изучение позиций на скрипке. Изд. Музична Украина. – Киев, 1982

5. Лисаковский А.П. Школа игры на скрипке. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

6. Мазас Ж.Ф. Этюды для скрипки, т. 1. Специальные этюды. Изд. Музыка.

–М., 2009

7. Мострас К. Легкие пьесы русских композиторов, тетр. 1, 2

8. Пархоменко О., Зельдис В. Школа игры на скрипке. - К., 1987

9. Педагогический сборник (ред. В. Португалова)

10. Педагогический репертуар, сборники 1 - 2 (сост. К. Мострас и И. Ямполь-

ский)

11. Прокофьев С. Избранные пьесы, вып. 1, 2 (перелож. М. Рейтиха и Г.

Зингера)

12. Сборники «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ» (под.ред. К. Мостраса)

13. Сборник этюдов «Избранные этюды». Вып. 1, 2 ( сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов). Изд. Музыка. – М., 1988

14. Сборник этюдов на разные виды техники, 1-4 кл. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

15. Станко А., Старюк Л. Первые шаги маленького скрипача. Изд. Музична Украина. – Киев, 1984

16. Тахтаджиев К. Учебное пособие для детских музыкальных школ (1-3 кл.). Изд. Музична Украина. – Киев, 1987

17. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1, 2 (сост. М. Гарлицкий, К.

Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов)

18. Шальман С.М. Концертный и педагогический репертуар. Мастер-курс кандидата искусствоведения. Изд. Санкт-Петербург, «Композитор», 2008 г.

19. Шальман С.М. Я буду скрипачом.33 беседы с юным музыкантом. Издательство: "Советский композитор",- Ленинград, 1987

20. Шевчик О. Школа скрипичной техники. Соч. 1, тетр. 1-3

21. Шерфединов Я.Звучит кайтарма.Изд. литературы и искусства им. Г. Гуляма. –Ташкент, 1979

22. Шрадик Г. Упражнения 1тетр. - М., 1982

23. «Юный скрипач» вып. 1, 2 (сост. К. Фортунатов). - М., 1987

24. Якубовская В. Вверх по ступенькам. - М., 1974



Методические и справочные пособия


1. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981

2. Гинзбург Л. Работа над музыкальным произведением. Методические

очерки. – М., 1981

3. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -

Москва, 2007

4. Либерман М., Берлянчик М. Культура скрипичного тона. - М., 2011

5. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. Изд. Музыка. – М., 1966

4. Яньшинов А. Техника смычка. Руководство для выработки штриха - М.,

1963

5. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983