Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ ДО ЦДТ
от 04.05.2016 г. № 114
Скорректированная дополнительная общеразвивающая программа «Судомоделизм»
Образовательная область – «Технология»
Возраст учащихся – 8-18 лет
Срок реализации – 3 года
| Авторы разработки: Баженова Д.В., методист; Копылова Е.В., заместитель директора по научно-методической работе, МБОУ ДО ЦДТ |
| |
г. Усть-Илимск - 2016
Пояснительная записка
Судомоделирование – популярный вид технического спорта. Судомоделизм в учреждениях дополнительного образования детей является пропедевтикой политехнического образования. Организация судомодельных объединений для учащихся – одна из форм распространения среди детей знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским и техническим специальностям. Это важно, так как наша страна – великая морская держава. Знания и навыки, приобретенные на занятиях по судомодельному творчеству, помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, дают ориентацию в выборе профессии.
Судомодельный спорт привлекает в свои ряды детей и тем, что, конструируя модель, спортсмен совершенствует свое техническое мастерство и мышление; работая над моделью, познает технологические приемы работы по металлу, дереву, пластмассам; участвуя в соревнованиях, формирует волю, закаляется физически. Поэтому занятия судомоделизмом полезны для всестороннего развития ребят.
Скорректированная дополнительная общеразвивающая программа «Судомоделизм» составлена на основе государственной программы «Судомодельный кружок» (Программы для внешкольных учреждений. Кружки начального технического, ракетного, авиа-, судо-, автомоделизма. Сборник 27. - М.: Просвещение, 1970). При сохранении длительности обучения, 3 года, и содержания учебно-тематического плана, изменилось количество учебных часов третьего года обучения, вместо 288 часов – 208, с соответствующим уменьшением количества часов на каждую тему.
Трехгодичное обучение расширяет и углубляет знания и навыки по школьной программе физики, математики, черчения, технологии, истории, географии, политехнический кругозор учащихся. Дополнительное образование по программе предполагает постепенное углубление и расширение знаний учащихся по техническому творчеству, нарастание объема и сложности выполняемых ими практических работ. Программа готовит школьников к конструкторско-технологической деятельности и выбору профессии: кораблестроителя, инженера-конструктора, моряка. Учащийся не только строит свою модель, но и выбирает свое направление в судомодельном спорте – стендовый, радиоуправляемый, моторный или копийный класс.
Цель: развитие личности учащегося средствами пропедевтического политехнического образования.
Задачи:
1. Развивать ценностное отношение к «Человеку и Творчеству»: здоровый образ жизни, трудолюбие, ответственность, волевые качества, основы профессиональной этики, умение работать в команде, толерантность, гуманность социального взаимодействия, культура труда, профессиональная эстетика.
2. Формировать основу базовой терминологии по судомоделизму, изучить устройство кораблей и судов, боевое вооружение флота, правила соревнований по судомодельному спорту; обучить способам разработки чертежей, приемам и технологиям изготовления моделей кораблей и судов.
3. Формировать навыки самоорганизации индивидуальной работы, работы с оборудованием и инструментами; развивать логическое и инженерно-конструкторское мышление.
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Ожидаемый результат
Учащиеся будут знать: терминологию, технические сведения, историю флота и судомодельного спорта; специальности, связанные с морским делом; правила техники безопасности; инструменты и материалы, оборудование; классификацию моделей и судов; правила проведения соревнований по судомодельному спорту.
Учащиеся будут уметь: самостоятельно пользоваться необходимыми инструментами, станками и содержать их в порядке; изготавливать узлы, обустраивать рабочее место; делать и читать чертежи; конструировать простые и усложненные модели; готовить и запускать модели.
Учащиеся будут иметь опыт выполнения разных моделей судов и кораблей, технологических операций с определенным качеством; участия в соревнованиях и выставках.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы осуществляется аттестация учащихся: текущая (промежуточная) и по итогам освоения программы. В течение всего периода обучения оформляется творческое портфолио учащегося, где фиксируются результаты его участия в выставках, соревнованиях и научно-практических конференциях.
Примерная форма аттестации по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы - выставка моделей кораблей и судов, презентация портфолио учащегося.
Содержание педагогической диагностики
№ п/п | Критерии | Механизм отслеживания | Периодичность проведения | Содержание оценки |
Компетентности: предметные, коммуникативные, самообразование, самоорганизация |
1 | Знания, умения, навыки | Практическая работа, учебный проект, наблюдение, тест, изготовление технических узлов | После каждого раздела | ВУ (высокий уровень) - работу выполняет в полном объеме, без ошибок или сам их устраняет СУ (средний уровень) - выполняет работу самостоятельно, делает незначительные ошибки, устраняет их при помощи педагога. НУ (низкий уровень) - работает под постоянным контролем, с помощью педагога) |
2 | Способности | Выполнение технических проектов и их представление на соревнованиях, показательных запусках, на выставках, конкурсах, научно-практических конференциях | В течение учебного периода | ВУ - регулярно принимает участие в выставках, конкурсах на уровне города и выше. СУ - участвует в выставках внутри объединения, учреждения и города. НУ - редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри объединения |
3 | Ценностное отношение к «Человеку и Творчеству» | Наблюдение, беседа, рефлексия | В период обучения | - |
Реализация программы осуществляется на основе принципов: сознательности и доступности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; активности и прочности; учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Направленность – техническая.
Образовательный уровень - начальный.
Уровень усвоения – углубленный.
Ориентация содержания – практическая.
Характер освоения – развивающий.
Возраст учащихся – 8-18 лет.
Длительность обучения – долгосрочная, 3 г., 576 ч.; из них 1 г.об. – 144 ч, 2-3 г.об. – по 216 ч.
Количество занятий в неделю - 1 г.об. – 2; 2 и 3 г.об. – 2-3.
Длительность одного занятия - 1 г.об. - 100 мин, из них собственно занятие 245 мин, перерыв – 10 мин; 2 и 3 г.об. – 100 мин, из них собственно занятие 245 мин, перерыв – 10 мин или 155 мин, из них собственно занятие 345 мин, два перерыва по 10 мин.
Количество учащихся в объединении – 13.
Рекомендуемые типы занятий: типы занятий по Ю.А. Конаржевскому, эксакурсия, соревнования, оформление выставки, запуски моделей.
Рекомендуемые образовательные технологии: инженерные, интеллект-карта, игровые, групповой работы, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, - и методы проектной, учебно-исследовательской деятельности.
Особые требования для освоения программы: заявление родителей (законных представителей) и обеспечение ими ребенка необходимыми материалами и инструментами.
Учебно-материальное обеспечение:
а) материально-техническое: учебный кабинет, мастерская с оборудованием и инструментами
№ п/п | Наименование | Количество (шт.) |
Оборудование |
1 | Токарный станок | 1 |
2 | Сушильный шкаф | 1 |
3 | Муфельная печь | 1 |
4 | Электроплитка | 1 |
5 | Компрессор | 1 |
6 | Пистолет-распылитель | 1 |
7 | Сверлильный станок | 1 |
8 | Дисковая пила | 1 |
9 | Электроточило | 1 |
10 | Верстак столярный | 1 |
Инструменты |
1 | Лобзики с пилками | 15 |
2 | Ножовка по дереву | 2 |
3 | Стамески разные (6-20 мм) | 15 |
4 | Рубанки большие | 5 |
5 | Рубанки малые | 5 |
6 | Напильники разные | 30 |
7 | Надфили | 20 |
8 | Молотки разные | 4 |
9 | Ножницы для бумаги | 15 |
10 | Ножницы по металлу | 1 |
11 | Ножи (сапожные, скальпели) | 15 |
12 | Плоскогубцы | 5 |
13 | Круглогубцы | 5 |
14 | Отвертки разные | 8 |
15 | Дрель ручная | 1 |
16 | Кусачки | 2 |
17 | Паяльники | 5 |
18 | Бруски для точки инструмента | 2 |
19 | Сверла по металлу диаметром от 1 до 6 мм | 30 |
20 | Тиски настольные | 5 |
21 | Кисти разные | 30 |
22 | Линейка металлическая | 5 |
23 | Штангенциркуль | 2 |
24 | Угольники разные | 4 |
б) учебно-методическое: наборы чертежей кораблей и судов по всем классам моделей, диагностический материал, видеоматериал; технологические карты по изготовлению контурных моделей корабля и судна; шаблоны для изготовления кильблоков для различных моделей; шаблоны надстройки и корпуса; лекала для изготовления корпусов моделей; образцы моделей; стендовые модели; демонстрационный и раздаточный материал.
По окончании обучения, согласно Положению о порядке осуществления промежуточной аттестации и аттестации учащихся по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы, учащиеся получают Свидетельство о дополнительном образовании в МБОУ ДО ЦДТ.
Содержание программы
1 год обучения
Цель: формирование интереса к техническому творчеству.
Задачи:
1. Развивать ценностное отношение к «Человеку и Творчеству»: основы здорового образа жизни, трудолюбие, ответственность, волевые качества, умение работать в команде, толерантность, культура труда, элементы профессиональной эстетики.
2. Дать первоначальные сведения по истории судостроения, мореплавания, по истории Российского флота, вводную подготовку к судомодельному конструированию; познакомить с технологиями изготовления бумажных моделей и отдельных узлов и деталей судна, правилами по ТБ; дать представление о физических основах плавания судов, принципах устройства и действия.
3. Формировать навыки судомодельного конструирования, самостоятельной работы с инструментами, технической и справочной литературой; учить строить и запускать простейшие плавающие модели (парусные и самоходные)
Ожидаемый результат
Учащиеся будут знать: правила техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами, правила пожарной безопасности; историю развития флота, основные элементы конструкции корабля и судна, морскую терминологию, боевое вооружение кораблей, мачтовое и парусное вооружение корабля и судна, основы черчения, технологию конструкционных материалов, правила соревнований по судомодельному спорту.
Учащиеся будут уметь: читать сборочный чертеж модели, разрабатывать простой чертеж детали, модели, пользоваться справочниками, планировать порядок рабочих операций, изготавливать простые детали и узлы ручным инструментом, на сверлильном и токарном станках, регулировать модель на воде, вязать простейшие морские узлы.
Учащиеся будут иметь опыт построения моделей из разных материалов, участия в соревнованиях, работы в группе.
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с содержанием дополнительной общеразвивающей программы. Содержание и организация работы объединения.
Роль и значение морей, океанов, рек. Значение морского и речного флота в жизни нашей страны. Понятие о моделях кораблей и судов, их классификация. Судомодельный спорт, его назначение и организация. Демонстрация плавающих моделей.
Знакомство с материально-технической базой. Правила поведения в мастерской. Правила безопасности труда при работе с инструментами, станками и приборами, питающимися от сети переменного тока. Правила пожарной безопасности.
Тема 2. Модель парусного катамарана из бумаги и парусной яхты из картона
Краткие сведения из истории парусного спорта. Классификация современных спортивных парусных судов: яхты, швертботы, катамараны. Классификация моделей яхт: классы «П», «М», «10». Парусное вооружение яхт и моделей. Рангоут и такелаж. Сила и направление ветра, действующего на парус. Роль киля у яхты. Роль шверта.
Практика. Изготовление модели парусного катамарана из плотной бумаги. Перенос чертежа корпуса катамарана, палубы и паруса на бумагу с помощью копировальной бумаги. Вырезывание ножницами корпуса катамарана, палубы и паруса. Склеивание корпуса и палубы. Покраска корпуса модели. Изготовление и установка мачты и паруса.
Изготовление модели яхты из картона. Перенос чертежа корпуса модели яхты на картон с помощью копировальной бумаги или шаблонов. Вырезывание ножницами корпуса яхты. Склеивание деталей корпуса яхты. Установка балласта, корпуса и палубы. Покраска корпуса модели. Изготовление мачты и гика. Раскрой и вырезка парусов из бумаги, кальки и др. Сборка корпуса и покраска модели яхты.
Опробование моделей катамарана и яхты на воде, определение осадки, устранение крена и дифферента.
Систематизация представлений о парусном спорте с использованием сети Интернет.
Тема 3. Модель катера из дерева с резиновым двигателем
Материалы, которые применяют при постройке самоходных моделей, приемы их разметки и обработки.
Разметка жести, вырезывание из нее деталей, гнутье деталей из жести и проволоки. Пайка припоем с помощью паяльника и пастами без паяльника. Двигатели и движители катеров. Как изготовить резиновый двигатель модели, гребной винт, гребной вал и т.п. Как создается современное судно. Разбивка судна на плазе. Постройка судна на стапеле, спуск на воду, достройка на плаву. Ходовые испытания и вступление судна в строй.
Катера различных типов и их назначение: спортивные скоростные, портовые разъездные, морские и речные пассажирские, бронекатера, охотники за подводными лодками, сторожевые и торпедные.
Суда на подводных крыльях, их конструктивные особенности и преимущества. Как действуют подводные крылья.
Практика. Выбор типа для постройки модели. Подбор и изучение чертежа или рисунка модели. Заготовка материалов для постройки модели. Выбор способа изготовления корпуса. Изготовление корпуса и надстроек, деталей. Сборка и окраска модели.
Изготовление и установка кронштейна резинового двигателя, руля и гребного винта. Спуск модели на воду. Проверка осадки, остойчивости, устранение крена и дифферента. Пробные запуски модели. Доводка винта. Регулировка устойчивости модели на курсе с помощью руля. Получение наибольших скоростей, дальности плавания и устойчивости на курсе.
Тема 4. Модель подводной лодки с резиновым двигателем
Понятие о подводных лодках и их назначение. Вооружение подводных лодок. Как подводная лодка погружается, плавает под водой, всплывает. Роль горизонтальных рулей.
Практика. Обработка (выстругивание) бруска дерева по размерам, соответствующим длине, ширине, высоте борта модели подводной модели. Обработка корпуса рубанком, ножом, рашпилем и наждачной бумагой. Проверка обводов корпуса с помощью шаблонов шпангоутов и окончательная его доводка. Установка свинцового балласта. Шпаклевка и покраска корпуса модели.
Изготовление рубки, вертикального и горизонтальных рулей, гребного винта, кронштейна, перископов.
Изготовление резинового двигателя модели. Окончательная сборка модели.
Спуск модели на воду. Проверка остойчивости, устранение крена и дифферента. Регулировка модели на погружение с помощью горизонтальных рулей. Регулировка модели на заданный курс с помощью вертикального руля.
Тема 5. Итоговое занятие
Практика. Выставка работ учащихся.
2 год обучения
Цель: развитие личности учащегося средствами технического образования.
Задачи:
1. Развивать ценностное отношение к «Человеку и Творчеству»: здоровый образ жизни, трудолюбие, ответственность, волевые качества, основы профессиональной этики, умение работать в команде, толерантность, гуманность социального взаимодействия, культура труда, профессиональная эстетика.
2. Познакомить с требованиями различных соревнований по судомоделизму; основами разработки чертежей, различными способами и материалами для постройки моделей; с технологией постройки моделей с резиновым и электрическим двигателями, моделей яхт; расширить и углубить знания по истории отечественного флота и разных классов военных кораблей и гражданских судов; по физическим основам плавания судов, по основам судостроения и судовождения.
3. Совершенствовать умения пользоваться специальной литературой; формировать навыки построения чертежа, умения постройки моделей с применением электродвигателей и микроэлектродвигателей, конструирования моделей различных классов для соревнований;
Формировать профессиональный интерес к профессиям «инженер», «конструктор».
Ожидаемый результат
Учащиеся будут знать: важные исторические даты морского и речного флотов, деятельность флотоводцев, историю развития судомодельного спорта и правила проведения соревнований по судомодельному спорту; основы конструирования и проектирования; методы расчета конструкций, деталей и узлов модели; технические приемы изготовления узлов и деталей плавающих моделей; электродвигатели; безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, зарядным устройством.
Учащиеся будут уметь: разрабатывать чертежи сложной модели, выполнять расчеты, вносить изменения в чертеж модели и архитектуры корабля и судна, изготавливать корпус модели разными способами (долбленый, наборный, из стеклопластика); изготавливать сложные детали и узлы с помощью инструмента, на токарном и сверлильном станках; правильно использовать погодные условия при запуске моделей; заряжать источники питания (аккумуляторные батареи).
Учащиеся будут иметь опыт самостоятельного изготовления моделей, работы в коллективе, оказания помощи товарищам; участия в соревнованиях, конференциях.
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с содержанием дополнительной общеразвивающей программы. Содержание и организация работы объединения.
Назначение единой Всероссийской классификации моделей кораблей и судов. Понятия и определения, относящиеся к модели корабля (судна). Общие классификационные требования к моделям. Обмер площади парусов у яхты класса «П». Классификационная таблица моделей кораблей и судов.
Правила техники безопасности при пользовании электросетью, станочным оборудованием, слесарным и монтажным инструментами.
Тема 2. Правила соревнований по судомодельному спорту
Место для проведения соревнований. Права и обязанности участников соревнований. Требования, предъявляемые к участнику соревнований мандатной и технической комиссиями. Стендовые соревнования. Ходовые соревнования моделей кораблей и судов. Ходовые соревнования моделей подводных лодок. Гонки моделей яхт. Разрядные нормативы и требования для юношеского возраста.
Тема 3. Классификация военных кораблей и гражданских судов
Деление кораблей на группы, классы, типы. Основные понятия об артиллерийском, ракетном, торпедном, минном вооружении.
Средства борьбы с минами (тралы, параваны). Средства противолодочной обороны (торпеды, глубинные бомбы, противолодочные сети). Средства наблюдения и связи. Штурманское вооружение. Классификация судов морского и речного флота, пассажирские суда. Грузовые суда (сухогрузовые и наливные). Промысловые суда (траулеры, дрифтеры, сейнеры, краболовы, китобои, плавучие базы). Вспомогательные суда и суда специального назначения (буксиры, ледоколы, учебные, спасательные суда).
Корабельные устройства: якорное, швартовое, грузовое, буксирное, шлюпочное, рулевое.
Тема 4. Главные размерения судна и его водоизмещения
Длина наибольшая и расчетная (по вертикали). Широта наибольшая и расчетная (по ватерлинии). Осадка и высота борта судна. Высота надводного борта. Водоизмещение судна (весовое, объемное). Перерасчет главных размерений судна на модель (закон механического пособия).
Тема 5. Теоретический чертеж корпуса судна
Назначение теоретического чертежа и принцип его построения. Названия проекций теоретического чертежа: корпус, бок, полуширота. Диаметральная плоскость, шпангоуты, ватерлинии, батоксы. Пользование теоретическим чертежом при постройке корпуса модели. Вычерчивание и изготовление по теоретическому чертежу шаблонов, необходимых для постройки корпуса модели.
Тема 6. Способы изготовления корпуса, надстроек и деталей модели
Типы конструкций корпусов моделей (долбленый из цельной деревянной болванки, изготовленный из папье-маше по болванке и из папье-маше по внутренней форме).
Металлический корпус, диагональный, из шпона и фанеры, изготовленный по болванке. Наборный корпус с фанерными шпангоутами, обшитый фанерой или стрингерами всплошную. Наборный металлический корпус. Корпус из пластмасс или стеклопластиков.
Надстройки (деревянные, фанерные, картонные, целлулоидные, металлические, из папье-маше).
Практика. Изготовление деталей для моделей (винтов, рулей, якорей, якорцепей, мачт, труб, кнехтов, киповых планок дверей, лееров и др.).
Тема 7. Микроэлектродвигатели и редукторы к ним
Принцип работы электродвигателей. Типы электродвигателей: магнитоэлектрические с возбуждением от постоянных магнитов, с самовозбуждением (от обмоток возбуждения), шунтовые¸ серийные. Основные части электродвигателей и их назначение. Перемена направления вращения (реверс) электродвигателей. Редукторы к электродвигателям и их назначение. Микроэлектродвигатели МУ-30, МУ-50, МУ-100.
Тема 8. Источники тока для микроэлектродвигателей
Первичные источники тока (гальванические элементы); батарейки карманного фонаря, элементы ЗС-30, батареи БАС-60, БАС-80 и др. Принцип действия и устройство гальванических элементов. Вторичные источники тока (аккумуляторы): кислотные, щелочные, сереброцинковые; их принцип действия и устройство.
Электрическая емкость гальванических элементов и аккумуляторов. Последовательное и параллельное соединение гальванических элементов, аккумуляторов. Изготовление самодельных аккумуляторов. Зарядка аккумуляторов.
Тема 9. Управление моделями яхт
Основные названия парусов, частей рангоута и такелажа. Действие ветра на парус. Силы, действующие на парус и корпус судна.
Центр парусности и центр бокового сопротивления корпуса. Взаимодействие центров парусности и центра бокового сопротивления. Курсы судна относительно ветра. Положение парусов на различных курсах. Допустимая площадь парусности для различных классов яхт. Существующие классы моделей яхт. Основные элементы яхты класса «П».
Тема 10. Постройка простых моделей
Составление технического задания на постройку модели: выбор масштаба, основных размеров, водоизмещения, типа двигателя. Определение способа постройки и подбор необходимых материалов.
Практика. Составление технического задания на постройку модели.
Тема 11. Регулировка и испытание моделей на воде
Проверка правильности загруженности моделей по расчетную ватерлинию, водонепроницаемости и непотопляемости.
Удифферентование и проверка устойчивости моделей.
Пробный запуск моделей: отработка точности хождения моделей по заданному курсу с помощью руля; определение и доводка необходимой скорости (масштабной, наибольшей) с помощью изменения величин элементов гребного винта, изменение напряжения электропитания с помощью различной установки парусов, применение различных рецептов горючей смеси и др.
Практика. Пробный запуск моделей.
Тема 12. Подготовка и участие в соревнованиях
Окончательная отделка и доводка моделей. Изучение правил данных соревнований. Тренировочные запуски моделей на оборудованной акватории согласно Правилам соревнований. Упаковка моделей и переезд к месту соревнований. Участие в соревнованиях.
Практика. Участие в соревнованиях.
Тема 13. Итоговое занятие
Практика. Выставка работ учащихся. Презентация творческого портфолио учащегося.
3 год обучения
Цель: развитие личности учащегося средствами научно-практического образования.
Задачи:
1. Развивать ценностное отношение к «Человеку и Творчеству»: здоровый образ жизни, трудолюбие, ответственность, волевые качества, основы профессиональной этики, умение работать в команде, толерантность, гуманность социального взаимодействия, культура труда, профессиональная эстетика.
2. Дать теоретические основы знаний по автоматике и радиоаппаратуре в судомоделировании; создавать условия учащимся для специализации в той или иной отрасли моделестроения.
3. Формировать практические умения по использованию автоматики и радиоаппаратуры в судомоделировании; развивать экспериментальную, творческую деятельность по конструированию моделей, усовершенствованию новых образцов и технике ее изготовления; совершенствовать навыки изготовления моделей.
Ожидаемый результат
Учащиеся будут знать: единую Всероссийскую классификацию и Правила соревнований; устройство и эксплуатацию двигателей, простейшую автоматику, принципы радиоуправления моделями; принцип и действие законов физики при проектировании и строительстве моделей кораблей и судов.
Учащиеся будут уметь: вычерчивать теоретический и общий чертеж модели; изготавливать детали и модели разной сложности; организовывать и проводить соревнования по судомодельному спорту.
Учащиеся будут иметь опыт самостоятельного проектирования, постройки и усовершенствования модели корабля или судна; самостоятельного участия в соревнованиях и конференциях; судейства соревнований по судомодельному спорту.
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с содержанием дополнительной общеразвивающей программы. Содержание и организация работы объединения.
Правила безопасности при использовании электросети, измерительной аппаратуры, станочного оборудования, слесарного и монтажного инструмента.
Общие классификационные требования к моделям всех классов, указанных в таблице Всероссийской классификации. Обмер площади парусов моделей яхт классов «М» и»10».
Тема 2. Правила проведения соревнований по судомодельному спорту
Старт моделей. Определение скорости. Ходовые соревнования радиоуправляемых моделей: по фигурному курсу, скоростных, на поражение воздушных шаров, радиоуправляемых яхт. Ходовые соревнования скоростных кордовых моделей. Гонка моделей яхт классов «М» и «10».
Тема 3. Мореходные качества корабля
Требования, предъявляемые к кораблю: плавучесть, устойчивость, непотопляемость, поворотливость и устойчивость на курсе.
Тема 4. Устройство судна
Система набора современного корабля. Детали набора металлического судна. Типы килей, штевней, шпангоутов и др. Сорта стали, применяемые в судостроении.
Тема 5. Судовые устройства
Рулевые, якорные, швартовые, грузовые, шлюпочные устройства.
Тема 6. Основные типы парусных судов
Корабль. Барк. Бриг. Шхуна. Баркетина. Бригантина. Фрегат. Шлюп. Корвет. Клипер. Тендер.
Тема 7. Модели глиссирующих судов, на подводных крыльях и воздушной подушке
Принцип глиссирования судов. Отличие обводов глиссирующего судна от плавающего. Типы обводов днища глиссирующих судов (плоские, плоскокилеватые). Конструкция скоростных моделей (кордовые скоростные модели, радиоуправляемые скоростные модели). Влияние уменьшения веса и расположения центра тяжести на скорость модели. Суда на подводных крыльях и на воздушной подушке.
Тема 8. Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей внутреннего сгорания
Устройство и принцип работы компрессионного двигателя. Устройство и принцип работы двигателей с зажиганием от свечи. Охлаждение двигателей (воздушное, водяное). Горюче-смазочные материалы для двигателей, рецепты топливной смеси. Способы увеличения мощности двигателей (форсирование). Характеристика двигателей разного производства.
Практика. Запуск, регулировка, испытание двигателей на стенде. Установка двигателей на моделях.
Тема 9. Гребной винт
Принцип работы гребного винта. Основные геометрические характеристики гребного винта (диаметр, шаг, шаговое отношение, дисковое отношение). Формы и профили лопастей. Способы изготовления винтов.
Практика. Измерение шага винта. Подбор винта.
Тема 10. Простейшая автоматика для моделей
Простейшие замыкатели и размыкатели электрического тока: таймеры (автоматические выключатели), гидравлические, воздушные, с часовым механизмом. Гидростатический автомат для удержания модели подводной лодки на заданной глубине. Устройство и принцип действия гидроскопа. Удержание модели на заданном курсе с помощью гидроскопа.
Тема 11. Принцип радиоуправления моделями кораблей
Передача и прием радиосигналов. Шифрование и дешифрование радиосигналов. Детали телемеханики (многократные замыкатели и размыкатели, искатели), исполнительные механизмы (реле, соленоиды, рулевые машинки и др.). Принципиальная схема простейшей радиоаппаратуры для телеуправления.
Тема 12. Проектирование моделей кораблей и судов
Главные размерения судна и их соотношения. Коэффициенты полноты. Теоретический чертеж. Составление технического задания на проектирование модели: выбор типа или класса судна, выбор масштаба чертежа, определение главных размерений судна, пересчет их с натурального судна – прототипа – на модель, приближенное определение водоизмещения модели по главным размерениям и коэффициенту полноты водоизмещения.
Порядок вычерчивания теоретического чертежа: разбивка, вычерчивание сетки для теоретического чертежа, вычерчивание теоретического чертежа в трех проекциях (корпус, бок, полуширота). Проверка (согласование) линий теоретического чертежа на всех трех проекциях.
Практика. Вычерчивание теоретического чертежа модели.
Тема 13. Постройка моделей
Постройка самоходных моделей с механическим двигателем. Постройка радиоуправляемых моделей, яхт международного класса «М» и «10» и других моделей.
Практика. Постройка моделей.
Тема 14. Регулировка и испытание моделей на воде
Проверка моделей на водонепроницаемость и непотопляемость. Удифферентование и проверка остойчивости моделей. Опробование и регулировка различных механизмов и автоматических устройств на точность их срабатывания. Пробные запуски моделей. Отработка самоходных моделей на точность хождения по заданному курсу с масштабной скоростью. Отработка момента запуска (броска) скоростных кордовых моделей. Регулировка модели подводной лодки на погружение и всплытие. Отработка стартования, вождения и финиширования радиоуправляемых моделей.
Практика. Пробные запуски моделей.
Тема 15. Подготовка и участие в соревнованиях
Окончательная отделка и доводка моделей. Изучение правил данных соревнований. Тренировочные запуски моделей на оборудованной акватории согласно Правилам соревнований. Регулировка и доводка двигателей внутреннего сгорания, радиоустройств и различных механизмов. Зарядка аккумуляторов. Тренировочные запуски моделей на оборудованной акватории согласно Правилам соревнований. Упаковка моделей и переезд к месту соревнований. Участие в соревнованиях.
Практика. Участие в соревнованиях.
Тема 16. Итоговое занятие
Практика. Выставка работ учащихся. Презентация творческого портфолио учащегося.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Модель парусного катамарана из бумаги и парусной яхты из картона | 34 | 4 | 30 |
3 | Модель катера из дерева с резиновым двигателем | 54 | 8 | 46 |
4 | Модель подводной лодки с резиновым двигателем | 54 | 8 | 46 |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Всего | 144 | 21 | 123 |
2 год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Правила соревнований по судомодельному спорту | 2 | 2 | - |
3 | Классификация военных кораблей и гражданских судов | 2 | 2 | - |
4 | Главные размерения судна и его водоизмещения | 2 | 2 | - |
5 | Теоретический чертеж корпуса судна | 2 | 2 | - |
6 | Способы изготовления корпуса, надстроек и деталей модели | 4 | 2 | 2 |
7 | Микроэлектродвигатели и редукторы к ним | 4 | 4 | - |
8 | Источники тока для микроэлектродвигателей | 2 | 2 | - |
9 | Управление моделями яхт | 8 | 8 | - |
10 | Постройка простых моделей | 134 | - | 134 |
11 | Регулировка и испытание моделей на воде | 22 | - | 22 |
12 | Подготовка и участие в соревнованиях | 32 | - | 32 |
13 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Всего | 216 | 25 | 191 |
3 год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Правила проведения соревнований по судомодельному спорту | 2 | 2 | - |
3 | Мореходные качества корабля | 2 | 2 | - |
4 | Устройство судна | 4 | 4 | - |
5 | Судовые устройства | 4 | 4 | - |
6 | Основные типы парусных судов | 4 | 4 | - |
7 | Модели глиссирующих судов, на подводных крыльях и воздушной подушке | 10 | 10 | - |
8 | Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей внутреннего сгорания | 6 | 2 | 4 |
9 | Гребной винт | 6 | 2 | 4 |
10 | Простейшая автоматика для моделей | 4 | 4 | - |
11 | Принцип радиоуправления моделями кораблей | 4 | 4 | - |
12 | Проектирование моделей кораблей и судов | 24 | 4 | 20 |
13 | Постройка моделей | 92 | - | 92 |
14 | Регулировка и испытание моделей на воде | 16 | - | 16 |
15 | Подготовка и участие в соревнованиях | 36 | - | 36 |
16 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Всего | 216 | 43 | 173 |
Список рекомендуемой литературы
Афонин И.В., Казакевич В.М., Блинов В.А. Технология. Технический труд. - М.: «Дрофа», 2014. – 128 с.
Джексон Р. Боевые корабли. Рисунки и чертежи. - М.: «Астрель», 2012. – 288 с.
Ежемесячный комплект «Юный техник».
Ежемесячный журнал «Моделист-конструктор».
Ежемесячный журнал «Наука и жизнь».
Казакевич В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд. - М.: «Дрофа», 2013. – 192 с.
Маркуцкая С.Э., Кожина О.А., Кудакова Е.Н. Технология. Обслуживающий труд. - М.: «Дрофа», 2014. – 240 с.
Научно-методический журнал «Школа и производство».
Школьник Ю. Корабли и самолеты мира. - М.: «Владис», 2016. – 128 с.
А. Карпинский, С. Смолис - Модели судов из картона. http://vipbook.info
http://www.shipmodeling.ru
http://shipslib.com/lit.html
13