СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету "Композиция прикладная".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету "Композиция прикладная".»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Черняховская художественная школа им. Марии Тенишевой»











Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету

"Композиция прикладная".



для учащихся 1 класса















Черняховск

2017 г.





"Одобрено"

методическим советом МАУ ДО "Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой"



22 августа 2017 г.


"Утверждаю"

Директор - Карпичева Ирина

Викторовна ________





22 августа 2017 г.







Организация-разработчик: МАУ ДО "Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой".



Разработчик:



Русакова Виктория Алексеевна, преподаватель МАУ ДО "Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой".













Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе 4

1.2 Срок реализации программы и объем учебного времени 4

1.3.Учебный план 4

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий 5

    1. Цель и задачи учебного предмета 5

1.6 Методы обучения 7

1.7 Материально-технические условия реализации программы 7

    1. Содержание учебного предмета 8


2.1 Тематический план 8

2.2 Содержание тем и разделов 9

    1. Требования к уровню подготовки обучающихся 11


IV. Формы и методы контроля, система оценок 11


V. Методическое обеспечение учебного процесса и

средства обучения 13

VI. Список литературы 16

















I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

1.2 Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Композиция прикладная. Роспись по дереву» реализуется в течении 1 года в 3-м классе, при 4(5)-летнем сроке обучения.

Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели по 3 часа.

1.3 Учебный план

Срок освоения учебной программы «Композиция прикладная. Роспись по дереву» при 4(5) –летнем обучении.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график

промежуточной и итоговой аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Аудиторные занятия (в часах)

48

54

-

-

-

-

-

-

-

-

102

Самостоятельная работа (в часах)

16

18

-

-

-

-

-

-

-

-

34

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

64

72

-

-

-

-

-

-

-

-

136

Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям

-

экзамен

-

-

-


-

-

-

-


1.4 Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Композиция прикладная» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия в 1-м классе - 3 часа, самостоятельная работа - 1 час в неделю. Срок обучения 1 год.


1.5 Цель и задачи учебного предмета

Целью программы «Композиция прикладная» является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачами учебного предмета являются:

– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;

– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

– формирование знаний об основах цветоведения;

– формирование знаний о формальной композиции;

– формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;

– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;

– развитие зрительной и вербальной памяти;

– развитие образного мышления и воображения;

– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.

1.6 Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

1.7 Материально-технические условия реализации

учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За год освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы включает следующие разделы и темы:

1.Средства выражения художественного образа

- форма, цвет, фактура.

2. Восприятие формы и плоскости.

3. Законы композиции

- равновесие, «симметрия», «асимметрия»

- единство и соподчинение, композиционный центр.

4. Цвет и тон в композиции прикладной.

5. Средства гармонизации композиции

- ритм,

- контраст, нюанс, тождество,

- пропорции, масштаб.

6. Объемная композиция.

7. Фронтальная композиция.

8. Стилизация.

2.1 Тематический план

п/п


Наименование темы


Общее кол-во часов

Аудиторная работа

Самостоятельная работа занятия

1

Многообразие старинных промыслов и ремесел. Экскурсия в музей народных промыслов. Виды росписей.

урок

3

3

-

2

Основные сведения о композиции. Постановка руки. Упражнения для развития глазомера.

урок

4

3

1

3

Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета.

Упражнение.

урок

4

3

1

4

Орнамент и его виды. Построение композиции с различными видами орнамента.

урок

12

9

3

5

Приемы освоения элементов хохломской росписи: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики».

урок

16

12

4

6

Травный орнамент.

урок

16

12

4

7

Узор «листочки».

урок

16

12

4

8

Узор «ягодки».

урок

16

12

4

9

Орнамент с «ягодками» и «листочками».

урок

16

12

4

10

Итоговая работа Хохломской букет.

урок

32

24

9


Итог


136

102

34

2.2 Содержание разделов и тем предмета


1. Экскурсия в музей народных промыслов. Рассказ о многообразии старинных промыслов и ремесел. Виды росписей.

2. Основные сведения о композиции. Постановка руки. Упражнения для развития глазомера. Структура ритмических повторений, орнамент в полосе, квадрате, круге. Понятие “симметрии”, “асимметрии”. Понятие “силуэт” в декоративной композиции.

3. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Создание цветовых гамм (тёплая, холодная) с использованием цветового круга. Понятие “краска”, “цвет”, “колер”. Понятие “монохромный”.

4. Орнамент и его виды. Понятие предмета “Декоративное искусство”. Основные виды орнаментов как основы декоративного искусства: геометрический, растительный, животный. Структура орнамента. Построение композиции с различными видами орнамента.

5. Приемы освоения элементов хохломской росписи: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Учимся рисовать простейшие элементы травяного орнамента. Выполняем упражнения на повтор главных отличительных элементов узора "травка". В хохломской росписи "травкой" называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы "травки":

"Осочки"- самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

"Травинки"- Это мазки с небольшим плавным утолщением.

"Капельки"- рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

"Усики"- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

"Завитки"- выполняются с легким нажимом в середине элемента.

"Кустик"- это наиболее сложный элемент "травки". Он состоит из симметрично расположенных более простых элементов- осочек, травинок, капелек, усиков и завитков.

6. Травный орнамент. Цель упражнения - постепенно, методом от простого к сложному, научиться рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. 
Сначала упражняемся в наведении ведущего стебля "криуля". Главный элемент "криуля"- "завиток", имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных "кустиков". 

7. Узор «листочки». В хохломском узоре "листочки", кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.

8. Узор «ягодки». Учимся рисовать узоры кистью и печаткой- тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку. Ягоды брусничка, смородинка и рябинка рисуются печаткой- тычком. Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды "разживляются" желтым цветом. 

9. Орнамент с «ягодками» и «листочками». Упражняемся в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.

10. Итоговая работа. «Хохломской букет». Это итоговое упражнение начального уровня. В этом упражнении используем все ранее изученное. Самостоятельно украшаем красные и желтые лепестки и цветки раснообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета.



III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Композиция прикладная».

  • Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

  • Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.

  • Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

  • Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.

  • Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.

  • Умение работать с различными материалами.

  • Умение работать в различных техниках.

  • Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.

  • Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Композиция прикладная. Роспись по дереву" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестации.

Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация. В качестве средств текущего контроля успеваемости являются просмотры и выставки.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • просмотр;

  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно - выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:

при сроке освоения образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» 5 лет, учебный предмет «Композиция прикладная. Роспись по дереву» проводится в 3 классе.

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) -ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

Предложенные в настоящей программе темы заданий по учебному предмету «композиция прикладная» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

Работа над учебной программой «композиция прикладная» ведется, в основном, во время учебных аудиторных занятий, отведенных на этот предмет. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.

Самостоятельные работы по росписи по дереву просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

  • наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

  • демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.


VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большаков Н. Декор и орнамент в книге. М., 1990.

  2. Соколова Г. Орнамент – почерк эпохи, Л., 1972.

  3. Нестеренко В. Энциклопедия дизайна. М., 1994.

  4. Советский рекламный плакат и рекламная графика. М., 1977.

  5. Снарский О. Шрифт в наглядной агитации. М., 1978.

  6. Смирнов С. Шрифт в наглядной агитации. М., 1987.

  7. Урманцев Ю. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1974.

  8. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.

  9. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.

  10. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

  11. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968.

  12. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984.

  13. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

  14. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

  15. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.





12