Просмотр содержимого документа
«Профконсультирование и профдиагностика .Тест: " Методика изучения свойств нервной системы "»
Методика изучения свойств нервной системы учащихся
Для изучения свойств нервной системы учащихся предлагаем методику, разработанную С.И. Вершининым.
Свойства нервной системы не являются, строго говоря, определяющим фактором в выборе профессии, поскольку любой человек, обладая широкими компенсаторными возможностями по отношению к тем своим свойствам, которые затрудняют выполнение конкретной деятельности, приспосабливается к условиям труда и приобретает индивидуальный стиль работы, позволяющий успешно справляться с делом. Однако в тех случаях, когда учащийся испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе, изучение свойств его нервной системы может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать учащемуся ту профессиональную область, к условиям труда в которой он привыкнет быстрее и легче.
Инструкция испытуемому
В этой методике предлагается оценить сходство различных вариантов поведения с вашим собственным поведением. Методика поможет вам узнать о некоторых особенностях своей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности, но лишь в том случае, если вы дадите правильную и беспристрастную оценку своего поведения.
В каждом из предлагаемых пунктов методики описаны четыре варианта поведения ваших сверстников в различных ситуациях. Вам нужно выбрать один из них (и только один) вариант, который больше всего напоминает вам собственное поведение. На с.67 в бланке ответов найдите номер выбранного варианта поведения и поставьте крестик в клетку с этим номером. Будьте внимательны: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять один крестик. После заполнения бланка ответов подсчитайте количество крестиков в каждом из столбцов и проставьте внизу в графе «Итог».
Опросный лист методики
Настроение неустойчивое: бурное веселье может смениться раздражением.
Настроение всегда ровное, спокойное.
Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.
Настроение обычно подавленное, часто грустит.
Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.
Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит «взахлеб».
При неудачах упорно старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
при неудачах очень переживает, с большим трудом берется за дело вновь.
При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.
Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.
Работает упорно, стремясь, во что бы то ни стало довести дело до конца.
Берется за любую работу, может браться за несколько дел одновременно.
В общении ведет себя очень эмоционально, громко смеется.
Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.
Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, предпочитая общаться с близкими друзьями.
Делит с другими людьми и радость, и горе.
Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.
Все свои чувства старается переживать в одиночку.
Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту, же ошибку.
Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.
Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает их.
После выполнения какой-либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.
Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
Легко перестраивается на другую работу, может при этом бросить начатое дело, не закончив его.
После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое.
Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.
Легко переживает обиды и огорчения, быстро забывает их.
Тяжело переживает обиды и огорчения, долго помнит их.
Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это старается не показывать.
Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.
Редко шутит, часто обижается на шутки.
Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно это им или нет.
Перед тем как приступит к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает; если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом: если ситуация меняется, то может легко перестроиться.
Планы работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения, так же быстро и легко перестраивается при изменении условий работы.
С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый план; если ситуация меняется, то часто не знает, что делать дальше.
Отличается острой впечатлительностью и восприимчивостью, особенно в области эстетических впечатлений.
Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.
Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.
Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках т. п.
Обработка и анализ результатов
После того как учащиеся в бланке ответов подсчитают количество крестиков в каждом столбце и проставят его в графе «Итог», педагог просит их проставить в свободных клетках бланка слева направо по порядку следующие буквы: С, Ф, Х, М. Затем он объясняет им, что эти буквы обозначают названия типов темпераментов, соответственно: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Сангвиник отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервной системы, флегматик – силой и инертностью (малоподвижностью) нервной системы, холерик – подвижностью и неуравновешенностью нервной системы, ее неуравновешенностью, но малой подвижностью.
Если в какой-то графе учащегося 8 и более крестиков, то у него ярко выражен соответствующий тип темперамента. Однако такой вариант встречается достаточно редко. Чаще бывает вариант, при котором большее количество крестиков оказывается сосредоточенным в двух графах. При этом возможны два случая: а) примерно одинаковое количество выборов в обеих графах ( распределение выборов типа 5-5-2-0, 6-5-1-0, 5-4-2-1, и т. п.) – в таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента и б) преобладающее количество выборов в одной из граф ( распределение выборов типа 7-4-1-0, 6-3-2-1, 7-5-0-0 и т. п.) – в таком случае можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одного из них.
После определения степени выраженности данных типов у школьников преподаватель объясняет, каким образом можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы, предлагая им определенный алгоритм. Он заключается в следующем: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника.
Пример. Нередко встречается распределение типа 6-4-2-0, т. е. наиболее ярко выражены черты сангвиника и менее ярко – флегматика; отчасти – черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая силу их выраженности, приходим к заключению о том, что в данном случае превалируют сила и уравновешенность нервных процессов. Подвижность нервных процессов в данном случае никак не проявляется.
Другой пример. При распределении типа 4-2-6-0, т. е. когда наиболее ярко заметны черты холерика, более слабо – сангвиника и отчасти – флегматика, мы можем прийти к заключению: в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены.
Бланк ответов к методике изучения свойств нервной системы
№ ответа | Варианты поведения |
1 | 1.3 | 1.2 | 1.1 | 1.4 |
2 | 2.1 | 2.2 | 2.4 | 2.3 |
3 | 3.4 | 3.1 | 3.3 | 3.2 |
4 | 4.4 | 4.3 | 4.2 | 4.1 |
5 | 5.2 | 5.4 | 5.1 | 5.3 |
6 | 6.1 | 6.3 | 6.4 | 6.2 |
7 | 7.3 | 7.1 | 7.2 | 7.4 |
8 | 8.4 | 8.2 | 8.3 | 8.1 |
9 | 9.2 | 9.4 | 9.1 | 9.3 |
10 | 10.1 | 10.3 | 10.4 | 10.2 |
11 | 11.3 | 11.1 | 11.2 | 11.4 |
12 | 12.4 | 12.2 | 12.3 | 12.1 |
Итог: | | | | |
6