СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительно-образовательная программа « Дружина юных пожарных»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительно-образовательная программа « Дружина юных пожарных»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гремячевская школа №1



Рассмотрено на заседании

м/о учителей музыки, ОБЖ, ИЗО, Директор

технологии, музыки, МХК, физкультуры Н.В.Гусева

Руководитель м/о ______ /_____________ ________/ _______________

(подпись) (ф.и.о.) (подпись) (ф.и.о.)

«___» _________ 20__ г. № ________ «___» _________ 20___ г.







Дополнительно-образовательная программа

« Дружина юных пожарных»

Вид программы: модифицированный.



Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год



Составитель:

Шпилькова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования.







р.п. Гремячево

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение обучающихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

ЦЕЛЬ:
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; - патриотическое воспитание подрастающего поколения; - социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне - специальных учебных заведениях МЧС России.


ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
2. Развивающие:
- развитие детского технического творчества;
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
3. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.


Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
-непрерывность образования и воспитания;
-воспитывающего обучения;
-приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.


ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний и по заявлению родителей или лиц заменяющих их.
Время реализации программы – 1 год (34 занятия).
Количество воспитанников в дружине – 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность - 45минут.
В результате освоения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4.Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5.Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.


УМЕТЬ:

1.Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.

3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.

4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП). Формы и методы проведения занятий могут быть различными – викторины, игры КВНы, тесты, экскурсии и т.д.






























Календарно – тематическое планирование.

тема урока

Содержание

деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения


1

Вводное занятие.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Текущий / беседа

Знать правила поведения во время проведения занятий.


2

Цели и задачи пожарной охраны.

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

Текущий / беседа

Знать значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.


3

Причины пожаров в жилом доме.

Выступления: Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами

Текущий / устный опрос

Знать причины пожаров в жилом доме.


4

Участие в конкурсе «Огонь не игра

Рисунки на тему «Огонь не игра».
Рисунок.

Рисунки

Участие в конкурсе


5

Спички - детям не игрушка.

Выступления (доклад): Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.

Текущий \ устный опрос

Знать меры безопасности при обращении со спичками


6

Действия при возникновении пожара.

Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Текущий \ устный опрос

Уметь правильно эвакуироваться из

помещения


7 - 8

Противопожарная безопасность в школе.

Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Текущий \ устный опрос

Уметь правильно эвакуироваться из

помещения.


9 -10

Эвакуация при пожаре из здания школы.

Лекция (беседа): Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных
мастерских, на детских праздниках и утренниках.

Текущий \ устный опрос

Уметь правильно эвакуироваться из
помещения


11 -12

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

Рисунки

Участие в конкурсе


13

Первичные средства пожаротушения.

Беседа: Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды
и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

Текущий \ устный опрос

Знать подсобные средства тушения пожара.


14 -15

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Выступление (доклад): Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

Текущий \ беседа

Знать правила пользования первичными средствами пожаротушения.


16 -17

Выступление агитбригады «Огонек».

Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки.

Изготовление листовок \ брошюр

Знать как правильно изготавливать новогодние костюмы и украшение ёлки.


18 -19

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних
праздников.
Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

Текущий \ беседа

Знать меры пожарной безопасности при проведении Новогодних
праздников.


20 -21

Виды и

назначение огнетушителей

Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей.

Текущий \ беседа

Знать виды и назначение огнетушителей.


22 -23

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре

Выступление (доклад): Травмы, полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

Текущий \ беседа

Знать правила пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


24

Викторина «Знаешь ли ты?»

Игра на противопожарную тему.

Промежуточный \ устный опрос

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения.


25

Экскурсия в пожарную часть.

Беседа (рассказ): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Текущий \ беседа

Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета.


26

Катастрофические пожары на территории РФ.

Беседа (рассказ): Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Нижегородской области. ЧС в нашем населенном пункте.

Текущий \ беседа

Знаки пожарной безопасности


27 -28

Знаки пожарной безопасности.

Выступление (доклад): Знаки для использования на путях эвакуации.

Текущий \ устный опрос

Знать знаки пожарной безопасности.


29 -30

Пожарно-прикладной вид спорта.

Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Текущий \ устный опрос

Знать виды пожарной техники.


31 -32

Противопожарная профилактика.

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение
бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

Текущий \ устный опрос

Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика.»


33

Соревновательная деятельность.

Участие в городских соревнованиях среди ДЮП.

Текущий \ устный опрос

Уметь применять знания на практике


34

Контрольные зачеты.

Выступление (беседа): Противопожарная профилактика в летнее время.

Итоговый \ устный опрос















Учебно – тематическое планирование.

тема урока

Количество часов

Всего

1

Вводное занятие.

теоретических

практических


2

Цели и задачи пожарной охраны.

1

-

1

3

Причины пожаров в жилом доме.

1

-

1

4

Участие в конкурсе «Огонь не игра

-

1

1

5

Спички - детям не игрушка.

-

1

1

6

Действия при возникновении пожара.

-

1

1

7 - 8

Противопожарная безопасность в школе.

1

1

2

9 -10

Эвакуация при пожаре из здания школы.

-

2

2

11 -12

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

-

2

2

13

Первичные средства пожаротушения.


1

1

14 -15

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1

1

2

16 -17

Выступление агитбригады «Огонек».

-

2

2

18 -19

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

-

2

2

20 -21

Виды и назначение огнетушителей.


1

1

2

22 -23

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре

-

2

2

24

Викторина «Знаешь ли ты?»

-

1

1

25

Экскурсия в пожарную часть.

-

1

1

26

Катастрофические пожары на территории РФ.

1

-

1

27 -28

Знаки пожарной безопасности.

1

1

2

29 -30

Пожарно-прикладной вид спорта.

-

2

2

31 -32

Противопожарная профилактика.

1

1

2

33

Соревновательная деятельность.

-

1

1

34

Контрольные зачеты.

1

-

1





Используемая литература для учителя:

1.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

ППБ 01-98 г.

2.Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г

3.Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,

1998 г.

4.Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г
5.Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.



Используемая литература для детей и родителей:


1.Брошуры, буклеты, плакаты, памятки, открытки.

3.Фонды школьной и сельской библиотеки.

4.Современные информационно-коммуникационные технологии
5.«Основы безопасности жизни», научно – методическая литература.











Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


Гремячевская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании Утверждаю.

м/о учителей музыки, ОБЖ, ИЗО, Директор МБОУ Гремячевской СОШ

технологии, музыки, МХК, физкультуры М.М. Медведева

Руководитель м/о ______ /_____________ ________/ _____________

(подпись) (ф.и.о.) (подпись) (ф.и.о.)

«___» _________ 2012 г. № ________ «___» _________ 2012 г.



ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.


1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к социалистической собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.
Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Учителю самое главное внимание уделяется совершенствованию обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганде пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
2. Основными задачами дружин юных пожарных являются:

а) активное содействие школе в коммунистическом воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;
б) оказание практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;
в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников, пионеров и комсомольцев в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами, органами народного образования, пожарной охраны комсомольской и пионерской организациями.
4. Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает общественного организатора работы с дружиной юных пожарных из числа активистов общественных работников пожарной охраны, учителей, воспитателей, пионерских вожатых, членов комсомольских педагогических отрядов.


Подготовка общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны, народного образования и комсомольскими организациями на базе учебных комбинатов (курсов, пунктов, обществ, пожарно-технических выставок, институтов усовершенствования учителей и лучших школ района, города.


II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:
5.Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
6. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, "молний" и уголков юных пожарных.
7.Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.
8. Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных.
9. Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
10. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.
11. Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.
В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек.
12. Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления на общем собрании дружины. Со всеми вновь принятыми пожарными общественные организаторы с помощью добровольных пожарных обществ проводят занятия по специальной программе (приложение 5, раздел VII).
По окончании юные пожарные сдают зачет и им в торжественной обстановке вручается удостоверение, значок и нарукавный шеврон члена дружины юных пожарных.

13. Повседневное руководство работой дружины осуществляет штаб, избираемый на общем собрании дружины.
Штаб из своего состава избирает командира, его заместителя, командиров отряда и звеньев. В малочисленных дружинах избирается только командир дружины и его заместитель.
14. Члены дружины юных пожарных могут обеспечиваться парадной, рабочей и спортивной одеждой.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО.
Юный пожарный обязан:
15. Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.
16. Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.
17. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
18. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
19. Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране урожая, сенокосных угодий и лесов от пожаров.
20. Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.
21. Всемирно беречь и приумножать общественную социалистическую собственность, участвовать в борьбе за экономию.
Юный пожарный имеет право:
22. Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.
23. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения.

24. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ.
25. Награждаться за активную работу в дружине организациями пожарных обществ, органами народного образования, пожарной охраны, пионерскими и комсомольскими организациями грамотами, нагрудными знаками, ценными подарками, путевками в пионерские лагеря; направляться на областные, краевые, республиканские слеты юных пожарных.
26. За активную работу и проявленные способности и умения при изучении пожарного дела получать направление учреждения пожарной охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища и другие учебные заведения, готовящие пожарных специалистов.
27. Представляться за смелые и решительные действия по тушению пожара, спасению жизни людей, эвакуации животных и материальных ценностей к награждению в установленном порядке правительственными наградами.


V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
28. Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных в составе представителей комсомольских, пионерских организаций, органов народного образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций.
29. Начальник штаба по работе с дружинами юных пожарных, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным постановлением соответственно - районных, окружных, областных, краевых и республиканских комитетов комсомола, органов народного образования, внутренних дел и советов добровольных пожарных обществ.
30. Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны:

а) оказывать помощь общеобразовательным школам, детским домам и внешкольным учреждениям в создании и организации работы дружин, клубов, кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта, проверять деятельность дружин, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;
б) заслушивать отчеты дружин, общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.;
в) организовывать шефство над дружинами юных пожарных, коллективов пожарных частей, учебных подразделений и других учреждений пожарной охраны и добровольных пожарных обществ.
31. Республиканские, краевые и областные штабы по работе с дружинами юных пожарных руководят деятельностью нижестоящих штабов, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт работы штабов и дружин юных пожарных.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
32. Расходы на проведение работ с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, форм одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий, литературы, имущества для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляется за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных.
33. Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, а также пожарную технику, оборудование и снаряжение.

VII. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
34. Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.
Учебные занятия с дружинниками должны проводиться работниками пожарной охраны добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных пожарных.
Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.
Члены дружин юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине привлекаются с учетом их возраста. Со школьниками 5 - 6 классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме.
На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа.
На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на пожарных автомобилях на тушение пожаров.
При изучении программы рекомендуется по темам 1, 2, 3, 4 и 8 занятия проводить в классе, по темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.
В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же, в ходе проверки, надо рассказывать о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показывать на практике способы их применения во время пожара.
По теме 9 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине.
По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.
ТЕМА 1. Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины.
Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.
Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием и исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.
Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.
Обязанности и права дружинника.

ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров и основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.

ТЕМА 3. Огонь друг и враг человека.
Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 4. От чего происходят пожары?
Небрежность основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления ѕ основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения привил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе.
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре?
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.













Анализ работы кружка «Дружина юных пожарных» за 2015-2016 год.




Дополнительно – образовательная программа «Следопыт» ставила перед собой следующую цель:

- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; - патриотическое воспитание подрастающего поколения; - социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне - специальных учебных заведениях МЧС России.

Данная программа призвана решать следующие задачи:
1. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
2. Развивающие:
- развитие детского технического творчества;
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
3. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
-приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.


Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний и по заявлению родителей или лиц заменяющих их.
Время реализации программы – 1 год (34 занятия).
Количество воспитанников в дружине – 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность - 45минут.
В результате освоения программы учащиеся на протяжении года проводили следующую работу:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4.Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5.Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.

Помимо изучения с помощью педагога программа предусматривает изучение материала самостоятельно. Форма такой работы:

  1. Пользоваться спичками.

  2. Эвакуироваться из здания школы.

  3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.

  4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП). Формы и методы проведения занятий могут быть различными – викторины, игры КВНы, тесты, экскурсии и т.д.

Объединение «Дружина юных пожарных» посещали учащиеся 5-х классов - 15 мальчиков.

Были изучены такие темы: «Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций» «Огонь не игра. «Огонь друг и враг человека», «От чего происходят пожары?», «Противопожарный режим в школе.»,«Берегите жилище от пожаров» , «Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности», «Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации», «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование», «Что нужно делать при пожаре?», «Прикладной спорт юных пожарных».


В течение года проводились конкурсы рисунков, викторины и игры, проводились экскурсии ПЧ п.г.т.Гремячево.

На протяжении всего года работал актив кружка: Клопов Максим, Радомский Кирилл, Автаев Дмитрий, Ершов Иван, Пахомов Никита, Васянкин Александр . Отношения между учащимися сложились, благополучные, доброжелательные. Дети поддерживали друг друга, предлагая свою помощь в составлении и проведении конкурсов, КВН, викторин и эвакуаций по школе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!