СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

приложения к методическим рекомендациям.дополнительное образование.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»

ПРИЛОЖЕНИЯ к Методическим рекомендациям по написанию образовательных программ дополнительного образования детей  900igr.net

ПРИЛОЖЕНИЯ

к Методическим рекомендациям по написанию

образовательных программ дополнительного образования детей

900igr.net

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

     Дополнительная информация, которую нужно отразить в Пояснительной записке:   авторство; уровень освоение программы.

Дополнительная информация, которую нужно отразить в Пояснительной записке:

  • авторство;
  • уровень освоение программы.

Классификация программ по степени авторства:

  • Типовые. Примером являются программы Министерства образования РФ.
  • Модифицированные, адаптированные, скорректированные, предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения, изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др.
  • В модифицированных программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы.
  • Экспериментальные, предполагают отработку новых педагогических технологий, методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом.
  • Авторские, программы, которые создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» сказано: «Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим советом учреждения». Авторская программа должна иметь 70% новизны в своем содержании. Авторство на авторскую программу закрепляется дипломами конкурса авторских программам

Классификация программ по уровню освоения*  Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.  Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.  Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.  *В требованиях 2006 г. этот пункт не указан, однако при разработке авторских программ он необходим.

Классификация программ по уровню освоения*

Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.

Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.

*В требованиях 2006 г. этот пункт не указан, однако при разработке авторских программ он необходим.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

  Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности».  Ключевые компетентности – это наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области.  При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ – от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов.   Акцент на формирование ключевых компетентностей предлагается как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов ОП в едином контексте.  Один из главных инструментов оценки компетентности – задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности».

Ключевые компетентности – это наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области.

При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ – от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов.

Акцент на формирование ключевых компетентностей предлагается как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов ОП в едином контексте.

Один из главных инструментов оценки компетентности – задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.

 НАПРИМЕР. При постановке задач, направленных на формирование компетентностей возможно ориентироваться на следующий перечень (А.П. Тряпицина):  компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие;  компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;  компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;  компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.   компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие;  компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;  компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;  компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.

НАПРИМЕР. При постановке задач, направленных на формирование компетентностей возможно ориентироваться на следующий перечень (А.П. Тряпицина):

  • компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие; компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний; компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности; компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
  • компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие;
  • компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;
  • компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;
  • компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются: степень сформированности компетентности (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем; динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями. Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (Л.С.Илюшин, 2004): в выполняемых действиях; в осуществляемых операциях; в совершаемых поступках и формах поведения; в формулируемых суждениях и оценках; в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора; в ситуациях взаимодействия и диалога.

Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются:

  • степень сформированности компетентности (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем;
  • динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.

Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (Л.С.Илюшин, 2004):

  • в выполняемых действиях;
  • в осуществляемых операциях;
  • в совершаемых поступках и формах поведения;
  • в формулируемых суждениях и оценках;
  • в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;
  • в ситуациях взаимодействия и диалога.
 ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Образовательная программа дополнительного образования детей кроме монопрофильной, может быть интегрированной или комплексной .   «Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи.  Интеграция это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся (А.С. Макаренко).

Образовательная программа дополнительного образования детей кроме монопрофильной, может быть интегрированной или комплексной .

«Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи.

Интеграция это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся (А.С. Макаренко).

 Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо.  Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов.  Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.  По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ:  совместной деятельности педагогов; совместной деятельности детей (программы детской деятельности); совместной деятельности детей и педагогов.

Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо.

Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов.

Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.

По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ:

  • совместной деятельности педагогов;
  • совместной деятельности детей (программы детской деятельности);
  • совместной деятельности детей и педагогов.
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.  По масштабу деятельности: Внешнего сотрудничества Внутреннего сотрудничества  По целям и задачам: Одноцелевая Многогцелевая По содержанию: Однонаправленная Комплексная По системообразующему фактору: Учебно-предметной ориентации Проблемно-тематические (сквозные)

По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.

По масштабу деятельности:

  • Внешнего сотрудничества
  • Внутреннего сотрудничества

По целям и задачам:

  • Одноцелевая
  • Многогцелевая

По содержанию:

  • Однонаправленная
  • Комплексная

По системообразующему фактору:

  • Учебно-предметной ориентации
  • Проблемно-тематические (сквозные)
Пакет документов по интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры:  Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции.  Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в ИП функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.

Пакет документов по интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры:

  • Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции.

  • Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в ИП функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.
 Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих цели и задач через 2-х и много-профильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.).  В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги.  В КП ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.  В КП решаются цель и задачи более высокого порядка, чем в монопрофильных дополнительных образовательных программах.  КП отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде и др.

Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих цели и задач через 2-х и много-профильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.).

В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги.

В КП ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.

В КП решаются цель и задачи более высокого порядка, чем в монопрофильных дополнительных образовательных программах.

КП отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде и др.

 Пакет документов по комплексной образовательной программе, состоит из трех основных компонентов структуры:  Пояснительная записка КП, отвечает на все указанные вопросы, описывает концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, формулируем надпредметную цель и задачи КП, выделяет элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывает специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами или примерами вариантов с комментариями.  Структура пояснительной записки КП аналогична структуре пояснительной записки дополнительной образовательной программы, описанной выше.  Дополнительно в пояснительной записке к КП могут прописываться  летние формы работы с обучающимися, характеристика образовательной среды, необходимой для реализации программы, социальные связи, как составляющие среды, требуемое материально-техническое и каровое обеспечение и др. компоненты среды.

Пакет документов по комплексной образовательной программе, состоит из трех основных компонентов структуры:

  • Пояснительная записка КП, отвечает на все указанные вопросы, описывает концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, формулируем надпредметную цель и задачи КП, выделяет элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывает специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами или примерами вариантов с комментариями.

Структура пояснительной записки КП аналогична структуре пояснительной записки дополнительной образовательной программы, описанной выше.

Дополнительно в пояснительной записке к КП могут прописываться

  • летние формы работы с обучающимися,
  • характеристика образовательной среды, необходимой для реализации программы,
  • социальные связи, как составляющие среды,
  • требуемое материально-техническое и каровое обеспечение и др. компоненты среды.
Учебного плана (планов) комплексной образовательной программы (см. раздел УТП).  Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в КП - функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для образовательных программ требованиям.   Цель и задачи всей КП должны быть согласованы с целью и задачами в пояснительных записках к образовательным программам по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на решение общей цели.
  • Учебного плана (планов) комплексной образовательной программы (см. раздел УТП).

  • Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в КП - функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для образовательных программ требованиям.

Цель и задачи всей КП должны быть согласованы с целью и задачами в пояснительных записках к образовательным программам по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на решение общей цели.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Направленности дополнительного образования.  Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира;  Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом

Направленности дополнительного образования.

  • Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира;

  • Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
 Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина);  Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья;  Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек-природа);

  • Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина);

  • Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья;

  • Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек-природа);
 Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции;  Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек - человек), формирование педагогических навыков.

  • Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции;

  • Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек - человек), формирование педагогических навыков.
 Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное.  Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования;  Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.

  • Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное.

  • Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования;

  • Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
 ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

 Глоссарий. МЕТОД – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.  КОНЦЕПЦИЯ - обобщенный замысел, система взглядов на какое-либо явление, процесс. Единый определенный замысел того или иного вида деятельности. ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения, воспитания в интересах развития личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством (программой) образовательных уровней. Приёмы и методы организации образовательного процесса.   Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  Вербальный (словесный) устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.; наглядный - показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.;  практический - тренинг, упражнения, лабораторные работы и др..

Глоссарий.

МЕТОД способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

КОНЦЕПЦИЯ - обобщенный замысел, система взглядов на какое-либо явление, процесс. Единый определенный замысел того или иного вида деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ целенаправленный процесс обучения, воспитания в интересах развития личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством (программой) образовательных уровней.

Приёмы и методы организации образовательного процесса.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Вербальный (словесный) устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.;
  • наглядный - показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
  • практический - тренинг, упражнения, лабораторные работы и др..

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:  объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.  Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:  фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение; в парах - организация работы по парам; индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
  • коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
  • в парах - организация работы по парам;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приём - конкретное применение определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.

Приём - конкретное применение определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

  Таблица №1 «Формы выявление, фиксации, предъявления результатов». Цит. по Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007.

Таблица №1 «Формы выявление, фиксации, предъявления результатов». Цит. по Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007.

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

  • Беседа
  • Опрос
  • Наблюдение
  • Прослушивание на репетициях
  • Праздничные мероприятия
  • Выставки
  • Фестивали
  • Концерты
  • Экзамены
  • Зачеты
  • Конкурсы
  • Соревнования
  • Открытые и итоговые занятия
  • Диагностика
  • Анализ мероприятий
  • Диагностические игры
  • Анализ выполнения программ
  • Анкетирование
  • Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности
  • Анализ приобретенных навыков общения
  • Самооценка учащихся
  • Взаимоаттестация
  • Взаимообучение детей
  • Грамоты
  • Дипломы
  • Готовые работы
  • Учет готовых работ
  • Журнал
  • Оценки
  • Дневники
  • Анкеты
  • Тестирование
  • Протоколы диагностики
  • Протоколы соревнований
  • Аудиозапись
  • Видеозапись
  • Фото
  • Отзывы (детей и родителей)
  • Маршрутные листы
  • Статьи в прессе
  • Аналитические справки
  • Методические разработки
  • Портфолио

Спектр способов и форм предъявления результатов

  • Выставки
  • Конкурсы
  • Фестивали
  • Праздники
  • Демонстрация моделей
  • Готовые изделия
  • Контрольные работы
  • Зачеты
  • Концерты
  • Экзамены
  • Отчеты
  • Переводные, итоговые занятие
  • Открытые занятия
  • Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю
  • Диагностические карты
  • Тесты
  • Аналитические справки
  • Портфолио
  • Защита творческих работ

Список литературы:

  • Журнал «Внешкольник» №12, 2004 г.
  • «Дополнительное образование» №2, 2006, с.14.
  • Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.
  • Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.
  • Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополниетльног образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, 2008
  • Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).
  • Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб 20-24 марта 1995 года. СПб. 1995.
  • Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000г
  • Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» Ярославль 2003.
  • Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе» Методические рекомендации. Спб.2002.

  • Система дополнительного образования детей, - Учебное пособие под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2001
  • Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.-М., 2002.
  • Внешкольник. Дополнительное образование детей – ежемесячный информационно-методический журнал по вопросам дополнительного образования.-Москва.
  • Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
  • Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007
  • Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб. 2003. Журнал «Методист» №4 2007, с.11. Журнал «Методист» №5 2007, с.11. Школьные технологии №2 2007, с.97, и № 3 2007, с.39 Народное образование №5 2006, с.77, и № 5 2007, с.153 Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб. 2005. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб 2005
  • Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб. 2003.
  • Журнал «Методист» №4 2007, с.11.
  • Журнал «Методист» №5 2007, с.11.
  • Школьные технологии №2 2007, с.97, и № 3 2007, с.39
  • Народное образование №5 2006, с.77, и № 5 2007, с.153
  • Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб. 2005.
  • Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб 2005

16. Евладова Е.Б., логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования.-М.: ВЛАДОС, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!