ПРИЛОЖЕНИЯ
к Методическим рекомендациям по написанию
образовательных программ дополнительного образования детей
900igr.net
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Дополнительная информация, которую нужно отразить в Пояснительной записке:
- авторство;
- уровень освоение программы.
Классификация программ по степени авторства:
- Типовые. Примером являются программы Министерства образования РФ.
- Модифицированные, адаптированные, скорректированные, предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения, изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др.
- В модифицированных программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы.
- Экспериментальные, предполагают отработку новых педагогических технологий, методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом.
- Авторские, программы, которые создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» сказано: «Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим советом учреждения». Авторская программа должна иметь 70% новизны в своем содержании. Авторство на авторскую программу закрепляется дипломами конкурса авторских программам
Классификация программ по уровню освоения*
Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.
Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
*В требованиях 2006 г. этот пункт не указан, однако при разработке авторских программ он необходим.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности».
Ключевые компетентности – это наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области.
При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ – от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов.
Акцент на формирование ключевых компетентностей предлагается как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов ОП в едином контексте.
Один из главных инструментов оценки компетентности – задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.
НАПРИМЕР. При постановке задач, направленных на формирование компетентностей возможно ориентироваться на следующий перечень (А.П. Тряпицина):
- компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие; компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний; компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности; компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
- компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие;
- компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;
- компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;
- компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются:
- степень сформированности компетентности (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем;
- динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (Л.С.Илюшин, 2004):
- в выполняемых действиях;
- в осуществляемых операциях;
- в совершаемых поступках и формах поведения;
- в формулируемых суждениях и оценках;
- в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;
- в ситуациях взаимодействия и диалога.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Образовательная программа дополнительного образования детей кроме монопрофильной, может быть интегрированной или комплексной .
«Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи.
Интеграция это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся (А.С. Макаренко).
Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо.
Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов.
Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ:
- совместной деятельности педагогов;
- совместной деятельности детей (программы детской деятельности);
- совместной деятельности детей и педагогов.
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
- Внешнего сотрудничества
- Внутреннего сотрудничества
По целям и задачам:
- Одноцелевая
- Многогцелевая
По содержанию:
- Однонаправленная
- Комплексная
По системообразующему фактору:
- Учебно-предметной ориентации
- Проблемно-тематические (сквозные)
Пакет документов по интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры:
- Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции.
- Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в ИП функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.
Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих цели и задач через 2-х и много-профильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.).
В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги.
В КП ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.
В КП решаются цель и задачи более высокого порядка, чем в монопрофильных дополнительных образовательных программах.
КП отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде и др.
Пакет документов по комплексной образовательной программе, состоит из трех основных компонентов структуры:
- Пояснительная записка КП, отвечает на все указанные вопросы, описывает концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, формулируем надпредметную цель и задачи КП, выделяет элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывает специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами или примерами вариантов с комментариями.
Структура пояснительной записки КП аналогична структуре пояснительной записки дополнительной образовательной программы, описанной выше.
Дополнительно в пояснительной записке к КП могут прописываться
- летние формы работы с обучающимися,
- характеристика образовательной среды, необходимой для реализации программы,
- социальные связи, как составляющие среды,
- требуемое материально-техническое и каровое обеспечение и др. компоненты среды.
- Учебного плана (планов) комплексной образовательной программы (см. раздел УТП).
- Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в КП - функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для образовательных программ требованиям.
Цель и задачи всей КП должны быть согласованы с целью и задачами в пояснительных записках к образовательным программам по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на решение общей цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Направленности дополнительного образования.
- Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира;
- Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
- Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина);
- Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья;
- Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек-природа);
- Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции;
- Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек - человек), формирование педагогических навыков.
- Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное.
- Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования;
- Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Глоссарий.
МЕТОД – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
КОНЦЕПЦИЯ - обобщенный замысел, система взглядов на какое-либо явление, процесс. Единый определенный замысел того или иного вида деятельности.
ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения, воспитания в интересах развития личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством (программой) образовательных уровней.
Приёмы и методы организации образовательного процесса.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Вербальный (словесный) устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.;
- наглядный - показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический - тренинг, упражнения, лабораторные работы и др..
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приём - конкретное применение определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Таблица №1 «Формы выявление, фиксации, предъявления результатов». Цит. по Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007.
Спектр способов и форм выявления результатов
Спектр способов и форм фиксации результатов
- Беседа
- Опрос
- Наблюдение
- Прослушивание на репетициях
- Праздничные мероприятия
- Выставки
- Фестивали
- Концерты
- Экзамены
- Зачеты
- Конкурсы
- Соревнования
- Открытые и итоговые занятия
- Диагностика
- Анализ мероприятий
- Диагностические игры
- Анализ выполнения программ
- Анкетирование
- Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности
- Анализ приобретенных навыков общения
- Самооценка учащихся
- Взаимоаттестация
- Взаимообучение детей
- Грамоты
- Дипломы
- Готовые работы
- Учет готовых работ
- Журнал
- Оценки
- Дневники
- Анкеты
- Тестирование
- Протоколы диагностики
- Протоколы соревнований
- Аудиозапись
- Видеозапись
- Фото
- Отзывы (детей и родителей)
- Маршрутные листы
- Статьи в прессе
- Аналитические справки
- Методические разработки
- Портфолио
Спектр способов и форм предъявления результатов
- Выставки
- Конкурсы
- Фестивали
- Праздники
- Демонстрация моделей
- Готовые изделия
- Контрольные работы
- Зачеты
- Концерты
- Экзамены
- Отчеты
- Переводные, итоговые занятие
- Открытые занятия
- Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю
- Диагностические карты
- Тесты
- Аналитические справки
- Портфолио
- Защита творческих работ
Список литературы:
- Журнал «Внешкольник» №12, 2004 г.
- «Дополнительное образование» №2, 2006, с.14.
- Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.
- Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.
- Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополниетльног образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, 2008
- Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).
- Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб 20-24 марта 1995 года. СПб. 1995.
- Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000г
- Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» Ярославль 2003.
- Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе» Методические рекомендации. Спб.2002.
- Система дополнительного образования детей, - Учебное пособие под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2001
- Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.-М., 2002.
- Внешкольник. Дополнительное образование детей – ежемесячный информационно-методический журнал по вопросам дополнительного образования.-Москва.
- Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
- Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007
- Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб. 2003. Журнал «Методист» №4 2007, с.11. Журнал «Методист» №5 2007, с.11. Школьные технологии №2 2007, с.97, и № 3 2007, с.39 Народное образование №5 2006, с.77, и № 5 2007, с.153 Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб. 2005. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб 2005
- Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб. 2003.
- Журнал «Методист» №4 2007, с.11.
- Журнал «Методист» №5 2007, с.11.
- Школьные технологии №2 2007, с.97, и № 3 2007, с.39
- Народное образование №5 2006, с.77, и № 5 2007, с.153
- Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб. 2005.
- Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб 2005
16. Евладова Е.Б., логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования.-М.: ВЛАДОС, 2002.