Федотова Ольга Владимировна
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с.Ныда»,
Надымский район, ЯНАО
«Верьте в талант и творческие
силы каждого воспитанника!»
В.А. Сухомлинский
«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами дополнительного образования.»
Аннотация.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности педагог помогает ребенку проявить себя, дает толчок развитию его лидерских, организаторских и др. способностей, корректирует его неуверенность, тревожность. Решение проблемы развития художественных способностей детей путем использования индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ребенка. Именно в сфере дополнительного образования ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. К 2024 году в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»дополнительным образованием должно быть охвачено 100% детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Поэтому сегодня особенно актуально развивать творческую личность.Творческие способности человека рассматриваются исследователями как базовый ресурс цивилизации. Ребенок должен увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку проявлениерадостных и окрыляющих чувств и радостных эмоций. И, конечно же, ребенокбудет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех - это ступеньки к великим делам.
«Все дети способны» – такова моя ведущая идея педагогической деятельности. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика[1, с. 58].
Новизной педагогического опыта является решение проблемы развития художественных способностей детей путем использования индивидуального и дифференцированного подходов в обучении ребенка, именно в сфере дополнительного образования ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе, ориентированном, прежде всего, на развитие умственных и физических возможностей.
Практическая значимость работы объединений дополнительного образования детей - создать «ситуацию успеха», помочь ребенкупроявить себя. В процессе занятий различными видами деятельности педагог помогает ребенку, дает толчок развитию его лидерских, организаторских и др. способностей, корректирует его неуверенность, тревожность[2, с. 15].
Важная особенность работы дополнительного образования состоит в системе, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс:
- осуществление воспитательнойработы в преемственностипроцесса и использования ее воспитательного потенциала: обучение старшими младших детей, обучение опытными менее опытных.
- эмоциональная насыщенность образовательного процесса. В учебном процессе преобладающими являются вербальные способы коммуникации, подавляющие эмоционально-образное воспитание мира.
С сентября 2019 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» начал работу Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Теперь обучающие могут посещать занятия объединений дополнительного образования в кабинетах«Точки роста». Педагоги могут не только выявить талантливых детей, но и позволить каждому из них выбрать интересующее направление и реализовать на практике свои способности.
Все обучение строится на основе учета индивидуальных способностей, личностных особенностей каждого ребенка, а также способствует творческому развитию мышления младших школьников, тем самым обеспечивая готовность их к дальнейшему принятию самостоятельных решений в подростковой и взрослой жизни [3, с. 18].
На протяжении нескольких лет ведётся деятельность по реализации общеразвивающих дополнительных программ художественной направленности: театральная студия «Закулисье» и творческая мастерская «Акварелька».
Основные дидактические принципы программ служат для развития творческих способностей и мышления, развитие интереса и к искусству театра и актерской деятельности. Доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Особая роль принадлежит театральной студии «Закулисье». Дети с удовольствием принимали участие в инсценировках и театрализованныхспектаклях. Подготовка декораций, реквизита, афиши является возможностью для проявления у детей эстетических интересов, развития коммуникативной активности, а также творческих способностей. С детьми были поставлены следующие постановки: «Стрекоза и Муравей» на институциональном уровне- грамота I место, «Волк и семеро козлят» на институциональном уровне –грамота II место, «Цветик-семицветик», институциональном уровне- грамота II место, «Волшебное зеркальце», «Кошкин дом», на муниципальном уровне–призёр XXIX районного смотра- конкурса детских самодеятельных коллективов «Театральная весна-2019».
Дети с огромным удовольствием и вдохновением принимают участие в конкурсах детского рисунка. И, как правило, желание и трудолюбие, дают свой результат. Дети получают призовые места, дипломы и становятся более уверенными в своих творческих возможностях, способностях, таланте, что помогает им добиваться еще больших высот. А именно:2017/2018- институциональный-13, 2018/2019-институциональный-19,муниципальный-2,2019/2020 – институциональный-20,международный-3, всероссийский- 3, региональный -6.
Учитывая региональные особенности района 10% от учебного времени отводится на изучение культуры народов Севера, изучения национальных традиций, праздников, изображение национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа по знакомству с этнокультурным компонентом проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока.Следовательно, результаты работ могут быть представленычерез презентации своей деятельности, участие в концертной деятельности школы, творческих конкурсах разного уровня.
В итоге можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников-важный аспект педагогической деятельности и воспитания.Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества.Ребята должны стать активными, самостоятельными, уметь принимать решения, творчески подходить к решению проблем, что необходимо для дальнейшей успешной их социализации в обществе.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: Академия, - 2011. с.55-58.
2.Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А.Большакова // Завуч начальной школы – 2002. - № 2. с. 12-16.
3.Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание кольников». – 2012. - №4. с.15-21