СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного ребенка

 

Москвина Антона Денисовича,

ученика 4 класса МКОУ «ООШ с. Талон»

Магаданской области, Ольского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Гуенок Александра Ивановна,

учитель начальных классов

1 категории.

 

 

 

 

 

 

Введение

             Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

         Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост способностей одарённого ребёнка - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

 

Ф.И.О.:  Москвин Антон Денисович, 4 класс

Цель: формировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Задачи

*   создание системы целенаправленного выявления и   отбора одаренных детей;

*   создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

*    разработка индивидуальных форм работы;

*    использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

*   внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

*    организация системы исследовательской работы учащихся;

 

 

Формы работы с одаренными учащимися

*    индивидуальные занятия с одаренными  учащимися;

*    конкурсы;

*    участие в олимпиадах.

Работа проводится в 3 этапа:

  1. Диагностический
  2. Разработка образовательного маршрута и организация работы
  3. Разработка программ по предметам
  4. Анализ результатов, коррекция проводимой работы

 

Этап 1 – диагностический.

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хана и Кафа). Цель: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1неделя сентября

Школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой

«Учебная мотивация».  Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

2неделя сентября

классный руководитель

3

Методика Климова И.И.

«Карта интересов для начальной школы».  Цель: получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников (чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей).

3 неделя

сентября

классный руководитель

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности. 

Цель: изучение темперамента младшего школьника

4 неделя

сентября

классный руководитель

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Филипс.  Цель: изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Дж.Морено.

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность»  были выделены следующие группы одаренности:

Классификация учащихся по видам одаренности

I. Oбщая интеллектуальная одаренность

II. Творческая одаренность

III. Спортивная одаренность

Исходя из этого, к «одарённым» детям относится ученик 4 класса Москвин Антон

II этап Разработка образовательного маршрута и организация работы

Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Планирование

Сроки

Ответственный

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

классный руководитель

2

Составление дополнительного индивидуального учебного плана по предметам:

русскому языку

литературному чтению, математике

окружающему миру

английскому языку

1 неделя октября

классный руководитель

 

 

 

 

 

учитель предметник

3

Беседа с родителями.

Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

классный руководитель

Работа с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
  • классно-урочная (работа в парах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.

Для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной работы. Необходимо на уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

 

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьных олимпиадах.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Школьной олимпиады:

 по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – призовые места

Подготовка к участию на муниципальных олимпиадах.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

 

по русскому языку-победитель

литературному чтению-победитель математике- призер

окружающему миру- призер

по английскому языку – сертификат участника

Подготовка к участию во всероссийских и международных  дистанционных олимпиадах и конкурсах

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

-Участие в олимпиаде «Безопасные дороги» на учи.ру- сертификат

-участие в образовательном марафоне «Космическое приключение»» на платформе учи.ру - сертификат

-Участие во Всероссийской детской культурно-просветительской акции «Я – россиянин!», приуроченной ко Дню народного единства (НСОСФЕРА) - сертификат

- Участие в школьном этапе ВсОШ 2024 в онлайн- школе Сириус по математике

- Участие в конкурсе детского рисунка «Супергерои чистоты и здоровья». Организационный проект Роспотребнадзора  «Санпросвет»»- сертификат

-Международный конкурс по математике «Именованные величины»- победитель(1 место).

- Участие в «Всероссийской ЯКлассной олимпиаде по русскому языку» на платформе ЯКласс. – грамота участника

-участие в олимпиаде по математике на платформе учи.ру- сертификат

-участие в олимпиаде на платформе учи.ру «Ближе к Дальнему» -

Подготовка к участию в школьных творческих мероприятиях. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Участие в празднике «День знаний», участие в празднике «День учителя», участие в школьной осенней ярмарке, участие в видеоролике «Поздравление с  Новым годом!», участие в конкурсе от Руководителя Управления образования Администрации Ольского муниципального округа в конкурсе творческих работ «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»- победитель.

Участие в конкурсе детского творчества «Безопасность глазами детей», посвященного 375-ой годовщине со дня образования Пожарной охраны России – благодарственное письмо.

Участие в конкурсе рисунков «Свет Христова Рождества» в рамках XXV областных Рождественских образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»- сертификат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап. Содержание дополнительной образовательной программы

68 часов

Календарно-тематическое планирование  занятий по математике

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

  1.  

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

1

сентябрь

  1.  

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

1

сентябрь

  1.  

Задачи ловушки , шутки.

1

октябрь

  1.  

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

1

октябрь

  1.  

Задачи связанные с величинами

2

ноябрь

  1.  

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения

2

декабрь

  1.  

Решение логических задач

2

январь

февраль

  1.  

Комбинаторные задачи

1

март

  1.  

Олимпиадные задачи

3

апрель

  1.  

Решение заданий международного конкурса «Кенгуру»

2

май

 

 

Техническое сопровождение: компьютер, интерактивная доска

Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы

Используемая литература :

  1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

 4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.

 5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.

  1. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
  2. Бурменская Г.В. Одаренные дети.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети

 

Календарно-тематическое планирование  занятий по русскому языку

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

  1.  

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

сентябрь

  1.  

Способы словообразования.

1

сентябрь

  1.  

Устаревшие слова. В музее истории слов.

1

октябрь

  1.  

Слова – друзья (синонимы), антонимы

1

октябрь

  1.  

Почему мы так говорим (фразеологизмы).

1

ноябрь

  1.  

Фразеологические термины. Фразеологизмы – синонимы. Фразеологизмы – антонимы

1

ноябрь

  1.  

Составление крылатых  выражений из отдельных слов. Работа с пословицами.

1

декабрь

  1.  

Части слова. Чередование гласных в корне.

1

декабрь

  1.  

Решение орфографических задач.

1

январь

  1.  

Суффикс. Трудные случаи правописания. Игра «Устами младенца».

1

январь

  1.  

Части речи.  Морфологические шарады.

1

февраль

  1.  

Учимся делать логические выводы.

1

февраль

  1.  

КВН по русскому языку.

1

март

  1.  

Интеллектуальный марафон

1

март

  1.  

Анаграммы. Шарады. Метаграммы.

1

апрель

  1.  

Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы шутки.

1

май

Материально-техническое обеспечение курса

Материально-техническое обеспечение заключается в следующем:

- использование мультимедийных средств обучения (проектор, экран, интерактивная доска);

- использование ТСО: телевизор, персональный компьютер, учебные фильмы;

- использование Интернет;

- использование наглядности, книг, словарей, энциклопедий, справочников, картин, иллюстраций.

Программа обеспечена литературой:

1.«Секреты орфографии» (Г.Гранник, С.Бондаренко,Л.Концевая).Москва. «Просвещение» 1999г.

 2.«Занимательно о русском языке» (В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь).Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение 1990 год.

3. «Превращения слов» (А.Полякова) .Москва. «Просвещение» 1991 год.

 Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985

4. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.

5. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.

6. Волина В. В. Учимся играя. – 2003.

7. Гин С. Мир фантазии. М., 2001

 8.Журжина Ш. В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – М.: Просвещение, 1999.

9.Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.

10.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2003.

 

Календарно-тематическое планирование  занятий по окружающему миру

 

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

  1.  

Древние славяне

1

сентябрь

  1.  

Древняя Русь

1

сентябрь

  1.  

Крещение Руси. «Повесть временных лет»

1

октябрь

  1.  

Борьба Руси с иноземными завоевателями

1

октябрь

  1.  

Возникновение Москвы

1

ноябрь

  1.  

Первые московские князья

1

ноябрь

  1.  

Москва как летопись истории России

1

декабрь

  1.  

Путешествие по странам мира

1

декабрь

  1.  

Мы — граждане России

1

январь

  1.  

Солнечная система

1

январь

  1.  

Природные зоны страны

1

февраль

  1.  

Ледяная зона. Тундра и лесотундра

1

февраль

  1.  

Зона лесов

1

март

  1.  

Зона степей

1

март

  1.  

Человеческий организм

1

апрель

  1.  

Олимпиадные задания

1

май

Программа обеспечена литературой:

  1. Клепинина З.А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. Айрис-Прейсс, 2014г.
  2. Чуракова Р.Г., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада)

 

Календарно-тематическое планирование  занятий по литературному чтению

 

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

  1.  

Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

1

сентябрь

  1.  

Фольклор. Основные жанры фольклора.

 Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки

1

сентябрь

  1.  

Олимпиадные задания

1

октябрь

  1.  

Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины,    народные песни.

1

октябрь

  1.  

Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи

1

ноябрь

  1.  

Эпические жанры. Литературные сказки.

 Сказочная традиция в русской литературе. В. А. Жуковский, П. П. Ершов, С.Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский

1

ноябрь

  1.  

Рассказ. Жанровые особенности рассказа

1

декабрь

  1.  

Олимпиадные задания.

1

декабрь

  1.  

Повесть. Жанровые особенности повести.

1

январь

  1.  

Лирика как род литературы

1

январь

  1.  

Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный  текст.

1

февраль

  1.  

Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации

1

февраль

  1.  

Олимпиадные задания.

1

март

  1.  

Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

1

март

  1.  

Начальное понятие о фигурах поэтической речи. Первый поэтический опыт

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного ребенка»
















Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного ребенка


Москвина Антона Денисовича,

ученика 4 класса МКОУ «ООШ с. Талон»

Магаданской области, Ольского района














Выполнила:

Гуенок Александра Ивановна,

учитель начальных классов

1 категории.







Введение

             Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост способностей одарённого ребёнка - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка


Ф.И.О.:  Москвин Антон Денисович, 4 класс

Цель: формировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Задачи

*   создание системы целенаправленного выявления и   отбора одаренных детей;

*   создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

*    разработка индивидуальных форм работы;

*    использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

*   внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

*    организация системы исследовательской работы учащихся;



Формы работы с одаренными учащимися

*    индивидуальные занятия с одаренными  учащимися;

*    конкурсы;

*    участие в олимпиадах.

Работа проводится в 3 этапа:

  1. Диагностический

  2. Разработка образовательного маршрута и организация работы

  3. Разработка программ по предметам

  4. Анализ результатов, коррекция проводимой работы


Этап 1 – диагностический. Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хана и Кафа). Цель: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1неделя сентября

Школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой

«Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

2неделя сентября

классный руководитель

3

Методика Климова И.И.

«Карта интересов для начальной школы». Цель: получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников (чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей).

3 неделя

сентября

классный руководитель

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

Цель: изучение темперамента младшего школьника

4 неделя

сентября

классный руководитель

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Филипс. Цель: изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Дж.Морено.

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» были выделены следующие группы одаренности:

Классификация учащихся по видам одаренности

I. Oбщая интеллектуальная одаренность

II. Творческая одаренность

III. Спортивная одаренность

Исходя из этого, к «одарённым» детям относится ученик 4 класса Москвин Антон

II этап Разработка образовательного маршрута и организация работы

Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Планирование

Сроки

Ответственный

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

классный руководитель

2

Составление дополнительного индивидуального учебного плана по предметам:

русскому языку

литературному чтению, математике

окружающему миру

английскому языку

1 неделя октября

классный руководитель






учитель предметник

3

Беседа с родителями.

Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

классный руководитель

Работа с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;

  • повышение учебной мотивации одаренных детей;

  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

  • проблемный;

  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

  • классно-урочная (работа в парах), разноуровневые и творческие задания;

  • ролевые игры;

  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.

Для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной работы. Необходимо на уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»


Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьных олимпиадах.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Школьной олимпиады:

по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – призовые места

Подготовка к участию на муниципальных олимпиадах.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


по русскому языку-победитель

литературному чтению-победитель математике- призер

окружающему миру- призер

по английскому языку – сертификат участника

Подготовка к участию во всероссийских и международных дистанционных олимпиадах и конкурсах

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

-Участие в олимпиаде «Безопасные дороги» на учи.ру- сертификат

-участие в образовательном марафоне «Космическое приключение»» на платформе учи.ру - сертификат

-Участие во Всероссийской детской культурно-просветительской акции «Я – россиянин!», приуроченной ко Дню народного единства (НСОСФЕРА) - сертификат

- Участие в школьном этапе ВсОШ 2024 в онлайн- школе Сириус по математике

- Участие в конкурсе детского рисунка «Супергерои чистоты и здоровья». Организационный проект Роспотребнадзора «Санпросвет»»- сертификат

-Международный конкурс по математике «Именованные величины»- победитель(1 место).

- Участие в «Всероссийской ЯКлассной олимпиаде по русскому языку» на платформе ЯКласс. – грамота участника

-участие в олимпиаде по математике на платформе учи.ру- сертификат

-участие в олимпиаде на платформе учи.ру «Ближе к Дальнему» -

Подготовка к участию в школьных творческих мероприятиях. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Участие в празднике «День знаний», участие в празднике «День учителя», участие в школьной осенней ярмарке, участие в видеоролике «Поздравление с Новым годом!», участие в конкурсе от Руководителя Управления образования Администрации Ольского муниципального округа в конкурсе творческих работ «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»- победитель.

Участие в конкурсе детского творчества «Безопасность глазами детей», посвященного 375-ой годовщине со дня образования Пожарной охраны России – благодарственное письмо.

Участие в конкурсе рисунков «Свет Христова Рождества» в рамках XXV областных Рождественских образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»- сертификат.























III этап. Содержание дополнительной образовательной программы

68 часов

Календарно-тематическое планирование занятий по математике


Тема

Количество часов

Дата проведения

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

1

сентябрь

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

1

сентябрь

Задачи ловушки , шутки.

1

октябрь

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

1

октябрь

Задачи связанные с величинами

2

ноябрь

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения

2

декабрь

Решение логических задач

2

январь

февраль

Комбинаторные задачи

1

март

Олимпиадные задачи

3

апрель

Решение заданий международного конкурса «Кенгуру»

2

май



Техническое сопровождение: компьютер, интерактивная доска

Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы

Используемая литература :

  1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

 4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.

 5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.

  1. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»

  2. Бурменская Г.В. Одаренные дети.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети


Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку


Тема

Количество часов

Дата проведения

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

сентябрь

Способы словообразования.

1

сентябрь

Устаревшие слова. В музее истории слов.

1

октябрь

Слова – друзья (синонимы), антонимы

1

октябрь

Почему мы так говорим (фразеологизмы).

1

ноябрь

Фразеологические термины. Фразеологизмы – синонимы. Фразеологизмы – антонимы

1

ноябрь

Составление крылатых  выражений из отдельных слов. Работа с пословицами.

1

декабрь

Части слова. Чередование гласных в корне.

1

декабрь

Решение орфографических задач.

1

январь

Суффикс. Трудные случаи правописания. Игра «Устами младенца».

1

январь

Части речи.  Морфологические шарады.

1

февраль

Учимся делать логические выводы.

1

февраль

КВН по русскому языку.

1

март

Интеллектуальный марафон

1

март

Анаграммы. Шарады. Метаграммы.

1

апрель

Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы шутки.

1

май

Материально-техническое обеспечение курса

Материально-техническое обеспечение заключается в следующем:

- использование мультимедийных средств обучения (проектор, экран, интерактивная доска);

- использование ТСО: телевизор, персональный компьютер, учебные фильмы;

- использование Интернет;

- использование наглядности, книг, словарей, энциклопедий, справочников, картин, иллюстраций.

Программа обеспечена литературой:

1.«Секреты орфографии» (Г.Гранник, С.Бондаренко,Л.Концевая).Москва. «Просвещение» 1999г.

 2.«Занимательно о русском языке» (В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь).Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение 1990 год.

3. «Превращения слов» (А.Полякова) .Москва. «Просвещение» 1991 год.

 Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985

4. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.

5. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.

6. Волина В. В. Учимся играя. – 2003.

7. Гин С. Мир фантазии. М., 2001

 8.Журжина Ш. В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – М.: Просвещение, 1999.

9.Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.

10.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2003.


Календарно-тематическое планирование занятий по окружающему миру



Тема

Количество часов

Дата проведения

Древние славяне

1

сентябрь

Древняя Русь

1

сентябрь

Крещение Руси. «Повесть временных лет»

1

октябрь

Борьба Руси с иноземными завоевателями

1

октябрь

Возникновение Москвы

1

ноябрь

Первые московские князья

1

ноябрь

Москва как летопись истории России

1

декабрь

Путешествие по странам мира

1

декабрь

Мы — граждане России

1

январь

Солнечная система

1

январь

Природные зоны страны

1

февраль

Ледяная зона. Тундра и лесотундра

1

февраль

Зона лесов

1

март

Зона степей

1

март

Человеческий организм

1

апрель

Олимпиадные задания

1

май

Программа обеспечена литературой:

  1. Клепинина З.А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. Айрис-Прейсс, 2014г.

  2. Чуракова Р.Г., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада)



Календарно-тематическое планирование занятий по литературному чтению



Тема

Количество часов

Дата проведения

Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

1

сентябрь

Фольклор. Основные жанры фольклора.

Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки

1

сентябрь

Олимпиадные задания

1

октябрь

Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни.

1

октябрь

Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи

1

ноябрь

Эпические жанры. Литературные сказки.

Сказочная традиция в русской литературе. В. А. Жуковский, П. П. Ершов, С.Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский

1

ноябрь

Рассказ. Жанровые особенности рассказа

1

декабрь

Олимпиадные задания.

1

декабрь

Повесть. Жанровые особенности повести.

1

январь

Лирика как род литературы

1

январь

Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст.

1

февраль

Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации

1

февраль

Олимпиадные задания.

1

март

Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

1

март

Начальное понятие о фигурах поэтической речи. Первый поэтический опыт

1

апрель

Олимпиадные задания.

1

май


Программа обеспечена литературой:

  1. Большой справочник. Начальная школа - М, «Олимп», Издательство «Апрель», Издательство «АСГ», 2000

  2. Е.А. Чаус «Олимпиадные задания», Волгоград, «Учитель», 2007.

  3. Журнал «Начальная школа» №9,2007

  4. Журнал «Читаем, учимся, играем», №7,2007

  5. Н.А. Шевердина, Л.Я. Сушинскас. «Новые олимпиады для начальной школы». Ростов – на – Дону, «Феникс», 2007.

  6. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцова, Волгоград «Учитель», 2001

  7. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.

  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

  9. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с.

  10. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.

  11. Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения во 2 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2006.

  12. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.

  13. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.

  14. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.




IV этап Анализ результатов, коррекция проводимой работы


Ожидаемые результаты.

  • формирование интереса к творческому процессу,

  • умение логически рассуждать при решении задач,

  • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач,

  • успешное выступление на олимпиадах,

  • удовлетворенность своей деятельностью,

  • повышение уровня владения общепредметными и социальными компетенциями.


Формы контроля: индивидуальное домашнее задание, консультация, мини-олимпиада.

Работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, посещение родительских собраний.


Вывод

Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.

Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.

В заключение, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми.

1) Безусловное понимание одаренного ребенка и уважение к его личности.

2) Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.

3) Следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы.

4) От учителя больше всего требуются качества личностные, душевные.

5) Сотворчество учителя и ученика.




Литература


  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

  2. Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.

  3. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

  4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

  5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004

  6. Internet