Индивидуально-образовательный маршрут
на Егора М.,
Учитель: Альмухометова А.С., учитель географии высшей квалификационной категории
ГАЙ, 2016г.
Сведения об авторе
Автор: Альмухометова А.А ,учитель географии и биологии муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Гая Оренбургской области.
Стаж работы в занимаемой должности: 22 года.
Область профессиональных интересов: Работа с одаренными детьми.
Оглавление:
Предисловие ……………………………………………………………….3
Индивидуально-образовательный маршрут:…………………………...4-8
Вариативно-личностный модуль………………………………………5
Базовый инвариантный модуль………………………………………..6
Вариативно – предметный модуль…………………………………….7
Коррекционный модуль……………………………………………...8
Карта личностных достижений………………………………………..8
Литература………………………………………………………………….9
Приложение……………………………………………………………10-15
Предисловие
Данный маршрут представляет собой содержательный компонент, в котором мы отвечаем на вопросы «Чему учить?», «Что должно измениться в личности?», «Как учить?», «Как воспитывать?», «Как организовать педагогическое взаимодействие и общение?» Он включает в себя четыре модуля: вариативно - личностный, базовый инвариантный, вариативно-предметный, коррекционный, которые помогают увидеть процесс перехода, от классно-урочной системы обучения к системе концентрированного обучения, усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения. Сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы. Перевести контрольно-оценочную деятельность учителя на фиксацию исключительно достижений учащихся, оказании помощи в освоении учащимися способов учения.
На уроке для ученика создаются возможности для выбора, он выступает, как консультант или советчик. Результаты движения маршрута можно проверить, ориентируясь на созданный учениками продукт, контролировать обратную связь, оценивать его продвижение. Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании, а результаты фиксируются в «Портфолио».
Индивидуально – образовательный маршрут
___________________________
1.Обоснование Выбора | Наблюдается устойчивый интерес к предметам естественного цикла цикла. Особенно внимание учащийся уделяет географии, физики. На этих уроках он проявляется как любознательный, начитанный, творческий человек. С удовольствием выполняет задания повышенной трудности. Читает много дополнительной литературы по предмету и на уроках успешно применяет дополнительные сведения. Нуждается в большем объеме заданий на уроках. |
2. Цель маршрута | максимально раскрыть возможности ученика: -подготовить его к самостоятельному обучению; -развивать творческие способности учащегося; -создать благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самореализации личности учащегося |
3. Принципы | -научность; -самостоятельность; -дифференцированнность; -проблемность; -системность; -целостность; -объективность; -доступность; |
4. Результат | -расширять знания гимназистов в избранном направлении; -развитие умения видеть самостоятельно проблемы окружающего мира и находить способы их решения; -осознание учениками того факта, что их успех зависит не только от усвоения новых знаний, но в большей степени от умения самостоятельно их приобретать; -развитие творческих способностей ученика; -развитие личности, расширение его кругозора, глубины и системности знаний в избранной области; -результаты участия в олимпиадах различного уровня, в предметных конкурсах, выставках, научно-практических конференция, фиксация результатов в «Портфолио» |
5.Условия | составление плана индивидуальной работы, индивидуальные консультации учителя, индивидуальный подход к ученику |
6.Методы | исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый |
7 .Средства, формы | система индивидуальных заданий, задачи повышенной трудности исследовательский проект |
2.1 Вариативно-личностный модуль
модуль | Цель: | Содержание | сроки | Результат |
Вариативно-личностный | развивать способность общекультурной и допрофессиональной компетенции во внеаудиторной деятельности, прослеживание в динамике изменения интересов | Работа по подготовке к олимпиадам по географии Работа в геологическом кружке. Путешествия с семьёй по России и миру. | в течение года | призовые места |
2.2. Базовый инвариантный модуль
Общие требования к модулю:
1.Выполнение упражнений повышенной сложности.
2.Выполнение упражнений творческого характера на уроках географии
3.Выполнение олимпиадных заданий по географии на уроках и внеурочное время.
4.Периодические (в течение года) выступления с самостоятельно подготовленными сообщениями на уроках географии по тем или иным темам.
5.Раскрытие интересов и склонностей учащегося к научно-поисковой и исследовательской деятельности, углубленная подготовка к ней;
6.Углубление темы по дополнительной литературе.
2.3. Вариативно – предметный модуль.
Цель: Развивать творческие способности посредством включения в исследовательскую и частично-поисковую деятельность по географии
Содержание | Сроки |
-диагностика образовательных потребностей ученика | сентябрь |
-выявление и классификация мотивов, определение предпочитаемых видов деятельности; -фиксация начального уровня и качества знаний и умений по предлагаемой теме | октябрь |
-знакомство ученика с предлагаемыми учебными модулями и возможностями выбора индивидуального образовательного маршрута | ноябрь |
-выстраивание системы личностного отношения учащегося к изучаемому модулю | декабрь |
-определение индивидуальных целей, самоопределение по отношению к сформулированным проблемам | Январь |
-выстраивание учителем и учеником индивидуальной образовательной программы; - формулирует цели, определяет набор модулей | февраль |
-учащийся вместе с учителем устанавливает сроки и формы контроля и оценки деятельности ученика | Март |
-демонстрация личных образовательных результатов учащихся и их обсуждение в системе учитель - ученик; ученик - другие ученики | Апрель |
-рефлексивно-оценочный: учащийся осознает и оценивает степень достижения поставленных целей; -оценивается общий образовательный процесс, полученные результаты и способы их достижения | Май |
2.4. Коррекционный модуль
Цель: коррекция личностно-профессионального самоопределения,
коррекция самооценки.
Содержание | Сроки |
-разработка и уточнение индивидуального коррекционного модуля; -гигиеническое нормирование нагрузок | Сентябрь |
-обеспечение преемственности и последовательности работы с обучающимся | в течение года |
-выработка позитивных и негативных сторон разных решений; -прогноз эффективности использования данной методики | в течение года |
-формирование активной позиции. | Октябрь |
-приобщение к здоровому образу жизни; -правильное питание (повышение иммунитета; приобщение к спорту) | в течение года |
2.5.Карта личностных достижений
уровень | сроки | мероприятия | Результат |
школьный | 2012 | Школьная олимпиада по географии | 1 место |
региональный | 2012 | Геологическая олимпиада г. Орска от клуба юных геологов | Участие |
региональный | 2013 | Геологическая олимпиада | 1 место в заочном и 3 в очном туре |
школьный | 2013 | Школьная олимпиада по географии | Победитель |
муниципальный | 2013 | Городская конференция «Галилео» | I место |
| | | |
всероссийский | 2013 | Всероссийский конкурс по географии «Олимпус» | Участник |
всероссийский | 2013 | Молодежный предметный чемпионат | сертификат |
всероссийский | 2013 | Осенний марафон | участник |
всероссийский | 2013 | 1 и 2 тур Всероссийской олимпиады по основам наук | Высшая лига |
муниципальный | 2014 | Городская конференция «Галилео» | II место |
Всероссийский | 2014 | Всероссийский конкурс по естествознанию | Диплом 3 степени |
региональный | 2014 | Геологическая олимпиада | 1 место |
школьный и городской | 2014 | конкурс «Знатоки географии» | Победитель |
всероссийский | 2014 | Российская олимпиада «Ломоносов» МГУ | 1 этап победитель 92 балла 2 этап участие |
школьный | 2014 | Школьная научно-практическая конференция «Служить науке и Отечеству» | 1 место |
школьный | 2014 | Всероссийская олимпиада по географии | Победитель |
городской | 2014 | Всероссийская олимпиада по географии | Победитель |
всероссийский | 2013 | 1 тур Всероссийской олимпиады по основам наук | участник |
Школьный и городской | 2014 | конкурс «Знатоки географии» | Победитель |
всероссийский | 2014 | 1 всероссийский конкурс творческих работ «Космос глазами детей» | 1 место |
Российский | 2015 | Всероссийский конкурс по географии «Олимпус» | Участие |
Российский | 2015 | Всероссийский конкурс по географии «Мультитест» | Участие |
региональный | 2015 | Геологическая олимпиада | 1 место в заочном и 2 в очном турах |
всероссийский | 2015 | Третья всероссийская молодежная конференция «Геоэкология и ресурсный потенциал Урала»г.Уфа | |
Всероссийский | 2015 | X Всероссийская открытая олимпиада юных геологов,г.Тюмень | 1 командное |
региональная | 2015 | Открытая региональная олимпиада школьников С-Петербурга по геологии | Призер+диплом за работу. |
всероссийская | 2015 | IXВсероссийская открытая геологическая олимпиада «Земля и человек» Геологоразведочный университет.г.Москва | Участие |
всероссийская | 2015 | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» | победитель |
всероссийская | 2015 | Всероссийская олимпиада по географии, муниципальный этап региональный | Победитель призер |
Региональный | 2015 | «Знатоки географии» ОГПУ Г.Оренбург | победитель |
городской | 2015 | Городской конкурс «Знатоки географии» | Победитель |
всероссийская | 2016 | Московский педагогический университет олимпиада по географии, геологии. | Участник |
всероссийская | 2016 | 9 многопредметная олимпиада «Юные таланты» Пермский госуниверситет по геологии (заочная) | Победитель заочного тура |
всероссийская | 2016 | 9многопредметная олимпиада «Юные таланты» Пермский госуниверситет по географии (заочная) и очная | Победитель заочного, участник очного тура в г.Челябинске. |
всероссийская | 2016 | Московская олимпиада по географии, МГУ, Москва | приглашен на очный этап после заочного |
школьный этап | 2016 | Всероссийская олимпиада по географии | победитель |
муниципальный этап | 2016 | Всероссийская олимпиада по географии | победитель |
региональный | 2016 | ОГПУ, турнир знатоков географии, посвященный Дню географа | Диплом за лучшую исследовательскую работу, 2 место в турнире |
всероссийская | 2017 | Санкт-Петербургская олимпиада по географии, СПГУ | Призер отборочного этапа |
всероссийская | 2017 | Московская открытая олимпиада по географии | Приглашение в очный этап (пройден заочный этап) |
всероссийская | 2017 | X Олимпиада«Юные таланты» по географии, г.Пермь | Призер отборочного этапа, Участник очного этапа,ЧПГУ |
муниципальный | 2017 | «Первые шаги» НПК | Победитель |
Школьный Муниципальный Региональный | 2017 2017 2018 | Всероссийская олимпиада школьников по географии | Победитель Победитель Победитель |
всероссийский | 2017 | Олимпиада «Ломоносов» | 96 из 100 |
всероссийский | 2017 | Олимпиада Санкт-Петербургского государственного университета | Участие |
всероссийский | 2017 | Герценовская олимпиада по географии РПГУ | Приглашение на очный тур |
всероссийский | 2018 | Всероссийская олимпиада по географии «Юные таланты» | Призер |
| | | |
Литература для учителя
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.
2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.-347с.
3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
4.Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред.Е.С.Полат. М.,2000
5. Закон РФ “Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.
6. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М.: Высшая школа, 2007. -269с.
7. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы - Волгоград: Учитель,2007.-223с.
Приложение 1
Пример индивидуально-образовательного маршрута
для учащихся на уроке
Предмет класс | тема | проект | карточка №9 |
количество, выполняющих задание | формулировка задания | срок сдачи | критерии оценки |
4 | оформить стендовый доклад «Влияние человека на природу» алгоритм: прочтите текст учебника – упр., стр… познакомьтесь со списком дополнительной литературы. распределите свои силы (каждый отвечает за определенный участок работы) возможный вариант распределения функций… сделайте «рабочий вариант проекта» и утвердите его у педагога (к промежуточному сроку) сделайте окончательный вариант проекта (срок) подготовьтесь к защите проекта, проект защищают все участники, оценка проект | промежуточный окончательный | правильное, полное изложение материала творческое решение использование дополнительной литературы внешнее оформление сдача в срок оценка 1 – за проект оценка 2 – защита проекта и ответы на вопросы |
Приложение 2
Оценка результатов деятельности
Таблица№1.
критерий | отлично | хорошо | удовлетворительно |
организация ответа (введение, основная часть, заключение) | | | |
умение анализировать и делать выводы | | | |
иллюстрация своих мыслей | | | |
научная корректность | | | |
работа с ключевыми словами | | | |
причинно-следственные связи | | | |
Таблица№2.
критерии | основания для оценки | |
точность представленной (собранной) информации | всегда точная | 5 |
в основном точная | 4 |
недостаточно точная | 3 |
неточная информация | 2 |
количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров | большое разнообразие фактов | 5 |
достаточное количество фактов | 4 |
минимальное количество фактов | 3 |
недостаточное количество фактов | 2 |
качество анализа информации | показывает хорошее понимание информации | 5 |
показывает достаточное понимание информации | 4 |
показывает минимальное понимание информации | 3 |
показывает недостаточное понимание информации | 2 |
знание терминологии | употребляет все термины правильно | 5 |
употребляет многие термины правильно | 4 |
Употребляет минимальное количество терминов правильно | 3 |
употребляет термины неправильно | 2 |
Таблица № 3
Критерий оценивания по уровням
уровень | Характеристика ответа | Критерии |
уровень 4 | Ответ показывает понимание содержания, вопроса и проблемы. Ответ содержит глубокие, интегрированные знания и демонстрирует их уверенное применение | Применение убедительно доказывает навыки высокоорганизованного мышления |
Использование понятий точное и хорошо мотивированное |
Нет ложных толкований |
Ответ исчерпывающий |
уровень 3 | Ответ показывает определенное понимание содержания, вопроса и проблемы. Ответ содержит правильное применение знаний, что указывает на навыки высокоорганизованного мышления | Применение указывает на определенные навыки высокоорганизованного мышления |
Использование понятий точное и мотивированное |
Нет существенно ложных толкований |
Ответ может быть не совсем исчерпывающим |
уровень 2 | Ответ показывает знание содержания, вопроса и проблемы. Ключевые позиции ответа являются в общем приемлемыми. Ответ не свидетельствует или почти не свидетельствует о применении знаний на практике | Ответ содержит несколько основных мыслей |
Ответ не мотивирован или почти не мотивирован |
Наличествуют ложные истолкования в минимальном количестве |
уровень 1 | Ответ показывает минимальное знание содержания, вопроса и проблем | Ответ содержит неполные или фрагментарные мысли и знания |
Могут встречаться существенно ложные толкования |
уровень 0 | Ответ полностью неправильный и не к месту. Ответа может и не быть |
15