Дополнительное образование
как часть непрерывного педагогического процесса
Сюзева Наталья Федоровна Педагог дополнительного образования
МБОУ Мотыгинская СОШ №2
Дополнительное образование детей является очень важной составляющей системы образования в России. Будучи социально востребованным, оно сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально и личностно.
Сама идея создания внешкольных детских учреждений не нова. Еще в конце XIX – начале XX века прогрессивные деятели России такие, как И. Беневский, Н.А. Бартошевич, К.Н. Вентцель, А.У. Зеленко, А. Кокошина, П.Ф. Лесгафт, А. Третьяков, С.Т. Шацкий, К.А. Фортунатов создавали первые внешкольные объединения для детей через клубную работу, а позже в народных домах и на детских площадках городских парков. Осуществлялась она в соответствии с принципами добровольности и индивидуального подхода. что остается актуальным и сегодня .
Весной 1918 года принимается решение о создании государственного учреждения внешкольной работы с детьми при поддержке со стороны Н.К. Крупской и А.В. Луначарского - Станции юных любителей природы. Это событие и стало точкой отсчета «возраста» современной системы дополнительного образования.
Сегодня на основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как:
обеспечение занятости детей,
их самореализации и социальной адаптации,
формирования здорового образа жизни,
профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Система дополнительного образования способствует формированию лидерских качеств у детей, социальных компетенций, а так же оказывает поддержку и способствует творческому развитию одаренных детей.
Интеграция основного и дополнительного образования является эффективным инструментом в развитии творческих способностей и профориентации учащихся.
Являясь определенной системой, включающей в себя совокупность образовательных программ различного уровня и направленности; - учреждений дополнительного образования детей; - органов управления образованием; - детских и молодежных общественных объединений, система СДО предоставляет возможность выбора ребѐнком, его семьѐй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения. Все это способствует активному становлению творческого потенциала личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребѐнка.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:
Сегодня Государственные учреждения ДОД (федеральные, республиканские, краевые, областные) осуществляют координирующие, информационно-организаторские, программно-методические функции поддержки развития допобразования детей на уровне субъекта, а каждое учреждение ДО (дополнительного образования) детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов на местах.
Соответствие целей социального заказа целям педагогической деятельности
| Цели-значения (социальный заказ) | Возможные цели-смыслы (педагогическая деятельность) |
1 | Сохранение и укрепление здоровья | Отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья. Формирование здорового образа жизни |
2 | Формирование личностных ценностей на базе общечеловеческих | Формирование социально зрелой личности. Изменение ценностных ориентаций в сторону общечеловеческих |
3 | Базовое образование, соответствующее государственному стандарту и мировым требованиям | Освоение программ. Развитие индивидуальных способностей |
4 | Формирование готовности ребенка к продолжению образования и труду в рыночных условиях | Предпрофессиональная подготовка. Адаптация выпускников к рыночным условиям |
5 | Формирование готовности выпускника к жизни в семье и обществе | Формирование адекватной «Я- концепции». Формирование общетрудовых знаний, умений, навыков |
6 | Адаптивность образовательной среды | Соответствие деятельности УДО, педагога потребностям ребенка |
Кроме того следует отметить, что СДО выполняет социально- педагогические функции, такие как:
функции социальной защиты,
формирования социальной грамотности,
коррекции социального поведения и социальных связей,
профилактики асоциального поведения.


Классификация целей деятельности
Специфические цели
для определенных видов ОУ
Общие цели для всех видов ОУ
Индивидуальные
для отдельного ОУ
Цели ученика
Специфические цели
для определенных видов ОУ










Цели педагога
Цели ученика
Цели педагога
Цели ученика
Цели педагога
Цели педагога
В Российской Федерации сегодня успешно функционирует и развивается государственная система ДОД (дополнительного образования детей). Являясь составной (вариативной) частью общего образования, позволяет обучающемся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Все они подразделяются на виды:
центры дополнительного образования детей;
дворцы детского (юношеского) творчества;
дома детского творчества;
станции;
детские школы искусств;
детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Права ребенка на образование в Российской Федерации закреплены законодательно:
Декларация прав ребенка (принцип 7) | Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным |
Конвенция о правах ребенка (статья 28) | Ребенок имеет право на образование, направленное на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка. |
Конституция РФ (статья 43) | Каждый имеет право на образование |
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», (статья 5) | Закон гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование; |
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Статья 9) | При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, не должны ущемляться права ребенка. |
Статья 10, п. 2 Федерального закона | Дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования |
Статья 23, п. 3 | Организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность». |
Федеральный закон о дополнительном образовании от 12.07.2001 | Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения оказания дополнительных образовательных услуг». |
Статья 3 Федерального закона | закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования |
Статья 13 Федерального закона - основные принципы СДО | -Свободный выбор детьми образовательных УДО и дополнительных образовательных программ -многообразие дополнительных образовательных программ; -непрерывность дополнительного образования, -преемственность дополнительных образовательных программ; -психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; -творческое сотрудничество педагогических работников и детей; -сохранение физического и психического здоровья детей |
Исходя из этого, можно сделать вывод, что учреждения дополнительного образования занимают значимое место в современной стратегии российской образовательной политики.
.Учреждения ДО в своей деятельности руководствуется:
-Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения.
-Уставом учреждения, который определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущественное и финансовое обеспечение деятельности учреждения;
-Санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251–03 , утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации – указано, что российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.
. Одной из основных задач Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей»
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Исходя из этого и опираясь на нормативно – правовую базу, можем сделать вывод:
Государство гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное дополнительное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.
Дополнительное образование детей направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня.
Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.
3