«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___ / / Протокол №____ от «_ » 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №2» ______ / / «__» 2015 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №2» ______ / / Приказ №_ от «___» 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительных занятий
по русскому языку, 2 класс А
на 2015-2016 уч.год
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
2015 год
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования».
Федерального перечня учебников, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.
Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования, принятое педагогическим советом школы 26 августа 2015г.
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Иванов С.В., Программа, планирование, контроль 1-4. Русский язык. М.: «Вентана Граф» 2012г. – Программа, созданная на основе концепции «Начальная школа XXI века»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Устав муниципального образовательного учреждения «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Программа рассчитана на 34 ч. в год , из расчёта час в неделю, 34 учебные недели.
Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
Содержание программы
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Слово
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и
глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные),
слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Алфавит. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова, которые отвечают на
вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Текст
Отличие текста от набора предложений.
Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,
отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2 класс (34 часа)
Волшебная страна «Фонетика» (12часов) Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
В гостях у частей речи(5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (6 часов) Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…»
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка. 2 класс А
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку рассчитана на 34 часов в год, 1 часа - в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Предметные УУД | Метапредметные УУД: регулятивные (р) познавательные (п) коммуникативные (к) | Личностные УУД | Планируемый результат освоения материала | Дата проведения |
план | факт |
1 | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. | 1 | Умение находить, сравнивать,классифицировать, характеризоватьтакие языковыеединицы, как звук,буква; способностьконтролировать своидействия, проверятьнаписанное.Знание особенностейРазличия звуков ибукв. Умение выделятьзвуки в потоке речи. Умение различатьпроизношение инаписание слов. | умение анализировать, владеть способами совместной деятельности в паре, группе. умение высказываться в устной форме о звуковых моделях слов. . | Внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности. | Определить актуальный уровень знаний, | 5.09 | |
2 | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | 1 | Умение находить, сравнивать,классифицировать, характеризоватьтакие языковыеединицы, как звук,буква; способностьконтролировать своидействия, проверятьнаписанное.Знание особенностейРазличия звуков ибукв. Умение выделятьзвуки в потоке речи. Умение различатьпроизношение инаписание слов. | умение анализировать, владеть способами совместной деятельности в паре, группе. умение высказываться в устной форме о звуковых моделях слов. . | Внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности. | Уточнить, что называется орфог раммой | 12.9 | |
3 | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. | 1 | Умение обозначатьМягкость согласныхЗвуков написьме. Умениецитировать суждения о звуковыхмоделях слов. Умение различать безударные и ударные гласные.Умение приводитьпримеры | Умение использовать язык с целью поиска необходимой и нформации. В различныхИсточниках дляРешения учебныхзадач. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Уточнить, что называется орфограммой; | 19.9 | |
4 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. | 1 | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей. | Способность К самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе. | Упражняться в записи слов с орфограммами. Знать орфограммы, написание которых дети могут объяснить; | 26.9 | |
5 | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются Игра – сказка “Пропавшие имена”. | 1 | Умение различать согласные звонкие и глухие. Знание звуковых моделей слов. | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельнос | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Умение принимать Установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи. | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 3.10 | |
6 | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” | 1 | Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. | Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей. | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе. | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 10.10 | |
7 | Грамматическое домино”. Игры Деда Буквоеда. | 1 | Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. | Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей. | Способность К самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе. | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 17.10 | |
8 | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | 1 | Умение писать слова с сочетаниями жи-ши. Знание различий произношения и написания слов с изученной орфограммой. Знание алгоритма правописания. | Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Способность к самооценке. | Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. | Упражняться в записи слов с орфограммами. Знать орфограммы, написание которых дети могут объяснить; | 24.10 | |
9 | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”праздничный урок. Обобщение изученного материала. | 1 | Умение писать слова с сочетаниями ча-ща. Умение пользоваться правилом. Знание алгоритма правописания. | Умение писать слова с сочетаниями чу-щу. Умение пользоваться правилом. Знание алгоритма правописания. | | Восприятие русского Языка, как явления Национальной культуры. смысловое чтение, моделирование, установление причинно - следственных связей. строить монологичное высказывание. | Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге | | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 31.10 | |
10 | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | 1 | Умение писать слова с сочетаниями ча-ща. Умение пользоваться правилом. Знание алгоритма правописания. | Умение писать слова с сочетаниями чу-щу. Умение пользоваться правилом. Знание алгоритма правописания. | | Восприятие русского Языка, как явления Национальной культуры. смысловое чтение, моделирование, установление причинно - следственных связей. строить монологичное высказывание. | Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге | | Формирование Умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 14.11 | |
11 | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | 1 | Осознание и применение способов переноса слов с буквами й, ь, ъ. Умение находить слова, которые переносить нельзя. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции. | Упражняться в записи слов с орфограммами | 21.11 | |
12 | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | 1 | Знание видов предложений по цели высказывания. Умение различать слово и предложение. Умение классифицировать слова и предложения. | Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. | Формирование интереса к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. | Упражняться в записи слов с орфограммами | 28.11 | |
13 | «Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). | 1 | Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. | Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей. | Способность К самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе | Упражняться в записи слов с орфограммами | 5.12 | |
14 | Играем в загадки. Технология составления загадок. | 1 | Умение определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря. | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 12.12 | |
15 | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” | 1 | Умение определять ударный гласный в слове. Знание алгоритма нахождения ударного гласного. | Ориентироваться в многообразии способов, Смысловое чтение. Задавать вопросы, аргументировать свою позицию. Применять установленные правила. | Здоровьесберегающее поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | Упражняться в записи слов с проверкой орфограмм по словарю | 19.12 | |
16 | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | 1 | Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Умение перечислять этапы процесса. Знание алгоритма правописания. | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Упражняться в записи слов с орфограммами. Знать орфограммы, написание которых дети могут объяснить; | 26.12 | |
17 | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | 1 | Знание правила обозначения безударных гласных в корне слова. Умение перечислять этапы процесса. Знание алгоритма правописания. | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 16.1 | |
18 | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. | 1 | Умение сравнивать Фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. умение определять значение слова с помощью словаря. | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Восприятие русского языка Как явления национальной культуры. Способность к Самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Печатный текст - источник орфографического написания | 23.1 | |
19 | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | 1 | Умение различать Разделительные знаки. Ь и Ъ Умение применять правило к ситуациям в практике. | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Упражняться в записи слов с орфограммами. | 30.1 | |
20 | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | 1 | Осознание и применение правила написания Ъ. Способность приводить свои примеры. | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | Осознание языка как основного средства человеческого общения. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 6.2 | |
21 | Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. | 1 | Знание понятия «имя существительное». Умение распознавать признаки имени существительного | Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. | Формирование интереса к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Владение | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 13.2 | |
22 | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” | 1 | Знание правила Написания слов С большой буквы. Умение демонстрировать правильное использование правила. | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 20.2 | |
23 | Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) | 1 | Умение различать согласные звонкие и глухие. Знание звуковых моделей слов. | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Умение принимать роль В учебном сотрудничестве; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. самостоятельно выделять, создавать и преобразовывать модел | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 27.2 | |
24 | Приключения в стране “Имя существительное”. | 1 | Знание понятия «имя существительное». Умение распознавать признаки имени существительного | Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. | Формирование интереса к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Владение | Знать изменения слов, называющих признаки по числам, родам, падежам. | 5.3 | |
25 | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | 1 | Умение приводить свои примеры. видеть орфограммы в словах | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Осознание языка как основного средства человеческого общения. | Уметь проверять орф мы слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 12.3 | |
26 | Приключения в стране “Имя прилагательное”. | 1 | Знание понятия «имя прилагательное». Умение распознавать Признаки имени прилагательного. | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | Способность к самооценке. | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 19.3 | |
27 | Дружба имени существительного с прилагательным | 1 | Знание понятия «имя существительное». Умение распознавать признаки имени существительного. Знание понятия «имя прилагательное». Умение распознавать Признаки имени прилагательного. | Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | Формирование интереса к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Владение | Упражняться в записи слов с орфограммами Способность к самооценке. | 2.4 | |
28 | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | 1 | Знание понятия «имя прилагательное». Умение распознавать Признаки имени сущ. Знание понятия «имя существительное». Умение распознавать признаки имени существительного, прилагательного. | Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | Формирование интереса к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. | Упражняться в записи слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 9.4 | |
29 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | 1 | Знание понятия глагол.Умения распознавать действия предмета. | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения | Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Владение Коммуникативными умениями с целью сотрудничества при работе в паре. | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 16.4 | |
30 | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | 1 | Умение различать слова, словосочетания и предложения. Умение приводить свои примеры. | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения | Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Владение Коммуникативными умениями с целью сотрудничества при работе в паре. | Упражняться в записи слов с орфограммами | 23.4 | |
31 | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. | 1 | Умение различать предложение и текст; придумывать заголовок. Умение выделять различия. выстраивать логическую цепь рассуждений | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев | Упражняться в записи слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 30.4 | |
32 | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 | Наблюдения за значением и звучание родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Владение Коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества | Упражняться в записи слов с орфограммами | 7.5 | |
33 | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 | Наблюдения за значением и звучание родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения | Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. | Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Владение Коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества | Упражняться в записи слов с орфограммами слабых позиций путём приведения к сильной позиции | 14.5 | |
34 | Крылатые слова и выражения. | 1 | Умение определять значение слова с помощью словаря. Умение правильно использовать способы проверки. | Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач | Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах и в парах. | Упражняться в записи слов с орфограммами | 21.5 | |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:
Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.
Принцип дифференциации
Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводятся в форме письменных работ: контрольных работ (текущих, итоговых), тестовых заданий.
диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений.
Плановые контрольные работы | Кол-во |
Административные контрольные работы | 4 (в конце каждой четверти) |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» –1 ошибка и 1 исправление ;
«3» – 2 ошибки и 1 исправление ;
«2» – 3 ошибки ;
«1» – более 3 ошибок .
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы;
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант
(оценивается строже контрольного диктанта)
Количество слов для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 3 – 4 ошибки ;
«2» – 5 – 7 ошибок;
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление;
«3» –2 ошибки и 1 исправление ;
«2» –3 ошибки ;
«1» – более 3 ошибок.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 2 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
Учащиеся должны:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическое обеспечение:
Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В. Русский язык. 2 класс (1-4). Части 1,2. —М.: Вита-Пресс, 2010
Некрасова Т. В., Старагина И. П.Тексты для списывания. 2 класс. — М.: Вита-Пресс, 2010.
Восторгова Е. В., Некрасова Т. В.Методический комментарий к Учебнику русского языка для 2 класса. — М.: ВитаПресс, 2010.
Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности\ А. Б. Воронцов. – М.: РассказовЪ, 2003.
Практика развивающего обучения \ А. Б. Воронцов.
Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова).- М.: Вита-Пресс, 2008.
Дополнительная и методическая литература
1. Л.И. Тимченко. Контрольные работы по русскому языку , 2 класс. М., Вита-Пресс, 2006.
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа по Русскому языку, авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.) Издательство Вита-Пресс г.Москва 2008г