Дополнительный материал к уроку "Виртуальная экскурсия в музей. ДПИ."

Категория: Технология

В разработке указаны: Краткий перечень видов ДПИ. Музей города Симферополя. Краткая характеристика некоторых видео ДПИ России.

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал к уроку "Виртуальная экскурсия в музей. ДПИ."»

Дополнительный материал для учителя по теме «ДПИ»

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства 

по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), 

по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка,набойка, литьё, чеканка,  и т. д.) и

 по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

  • Роспись:

    • Городецкая роспись Жостовская роспись  Хохлома 

    • Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.

  • Батик — Холодный батик .Горячий батик 

  • Шитьё — Цветоделие, Пэчворк Аппликация Стёганые изделия

  • Вышивание — гладь крестик.

  • Вязание — крючок спицы вязальная машина.

  • Художественная обработка кожи

  • Ткачество — производство ткани Ковроткачество — производство ковров.

    • Выжигание — по дереву Выжигание по ткани (гильоширование) 

    • Художественная резьба — по камню  по кости  по дереву

    • Плетение — из нитей, растительных стеблей, прутьев. Берёста 

    • Бисероплетение

    • Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.

    • Макраме — техника узелкового плетения.

    • Лоза — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.

  • Лепка из глины - создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.



Музеи Симферополя:

  • Художественный- картины

  • Центральный музей Тавриды – многовековая история Крыма, его природа и культура. Это один из крупнейших и наиболее интересных музеев Крыма.

  • Этнографический музей – народы

  • Музей украинской вышивки им. В.Роик

  • Музей истории города Симферополя



Основные характеристики ДПИ

Гжель — богатый русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения,- это обширный район, состоящий из 27 деревень, 

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами.  До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, детские игрушки. Количество выпускаемых тогда игрушек исчислялось сотнями тысяч штук в год.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, многие изделия расписывали только синей краской.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону[1]

Па́лехская миниатю́ра — народный промысел. Лаковая миниатюраисполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Технология производства состоит из нескольких этапов. Из картона изготавливается папье-маше, которое после специальной обработки клеем, просушки и грунтовки становится прочным как дерево и пригодным для росписи. Палехские художники до сих пор используют старинные рецепты изготовления красок, основу которых составляет яичный желток, вода и уксус. Далее художник работает очень тонкими кистями из меха белки, что позволяет искусно выписать даже самые мелкие детали композиции. Иногда приходится прибегать к помощи лупы. В работе часто используются элементы из сусального золота, серебра. После завершения художественной росписи миниатюру покрывают несколькими слоями лака и полируют на специальном станке для придания зеркально гладкой поверхности.

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи  металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток

Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральскиммалахитом — один из символов России.

Павло-посадские платки шерсть, хлопок. Набивной рисунок до 400 наложений

Тульские самовары мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, белевские кружева и пастила и многое другое.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас