Допризывная подготовка в рамках предмета ОБЖ и использование мультимедийных презентаций.
Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе.
Однако практика показывает, что уровень подготовленности определённой части выпускников школы не соответствует современным требованиям армии и флота, предъявляемым к молодому поколению. Результаты ежегодного обследования, проводимого в войсках и военно-учебных заведениях, показывают необходимость повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе.
С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращением сроков начальной военной подготовки в армии встала необходимость более углублённого изучения военного дела именно в школе, особенно в рамках предпрофильной подготовки. Пройдя элективный курс «Безопасность жизнедеятельности человека» в 9 классе, уроки ОБЖ в 10-11 классах, имеющими разделы, связанные с подготовкой к службе в армии, юноши смогут почувствовать более подготовленными к военной службе, овладевшими азами военного дела.
В 9 классе в рамках элективного курса рассматриваются вопросы: безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях(9часов), основы медицинских знаний и охрана здоровья детей(15часов), воинская обязанность и особенности военной службы(10часов). Подробно рассматриваются вопросы исполнение и основные сведения о воинской обязанности, организация воинского учета, обязательная и добровольная подготовка к военной службе, освидетельствование граждан и первоначальная постановка на воинский учет, организация призыва и ответственность по вопросам призыва, прохождение военной службы по призыву.
Таким образом, содержание программы элективного курса, определяемое примерной программой среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности», позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника. Юноши, продолжающие обучение в средних специальных учебных заведениях, техникумах, колледжах, уже имеют некоторую подготовку по вопросам службы в армии.
В 10 классе в курсе ОБЖ в разделе «Основы военной службы»(18ч.) рассматриваются вопросы: Вооруженные силы РФ-защитники нашего Отечества, боевые традиции Вооруженных сил России, Символы воинской чести. 11 класс продолжает подготовку юношей. В разделе «Основы военной службы»(53ч.) учащиеся изучают воинскую обязанность(12ч), особенности военной службы(17ч), военнослужащий защитник своего Отечества(13ч), международное гуманитарное право(5ч), психологические основы подготовки к военной службе(8ч).
Для проведения занятий по допризывной подготовке к службе в армии мною используются компьютерные технологии. Мультимедийная техника, с одной стороны, облегчает работу учителя, а с другой - обязывает его тщательнее планировать уроки. Она расширяет возможности использования интерактивных методов обучения, ориентированных на взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, доминирование их активности, направляемой учителем на достижение целей урока.
В своей педагогической практике из всех типов уроков чаще всего применяю комбинированный, в структуре которого присутствуют все основные элементы обучения. Для его проведения использую модель Колба, широко известную в различных вариациях. В числе наиболее распространенных их них - структура урока, представленная в таблице.
Структура урока, построенного согласно принципам Д. Колба (Модель Колба - теория Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. В различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.)
№ | Этапы урока | Время, мин |
1 | Мотивация и объявление новой темы | 5 |
2 | Повторение (закрепление) пройденного материала | 10 |
3 | Изучение нового материала | 15 |
4 | Оценивание | 5 |
5 | Подведение итогов (рефлексия) | 5 |
Преимущества урока с применением мультимедийной техники заключаются в том, что при помощи презентации каждый из перечисленных этапов можно сделать более наглядным, информационно насыщенным и тем самым повысить его познавательную ценность и эффективность обучения. Конечно же, при этом необходимо соблюдать меру, так как чрезмерное использование презентаций на уроках может привести к снижению его эффективности и интереса школьников к предмету. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации учитывается возраст учащихся и особенности их восприятия. Например, применение графиков и диаграмм для младших школьников нецелесообразно, а яркие образы, напротив, способствуют восприятию ими нового материала.
На каждом этапе урока с применением презентации необходимо соблюдать следующие правила:
1. На начальном этапе (организационная и содержательная установка, мотивация), призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала, совместно с ними определить проблему и затем предложить школьникам самим сформулировать тему.
Для создания проблемной ситуации использовать в презентации анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы), а также речевое, музыкальное и визуальное (подписи к иллюстрациям) сопровождение. Они способствуют развитию ассоциативного мышления учащихся, формированию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
2. На этапе повторения (закрепления) пройденного материала для проверки его понимания и прочности знаний учащихся включать в презентацию опорную информацию, использовать визуальные подсказки, возможность возврата к пройденным ранее темам, что способствует укреплению внутрипредметных, межпредметных связей и развитию долговременной памяти школьников.
Эту часть урока иногда можно ставить перед этапом целеполагания, особенно если на уроке продолжается начатое ранее изучение темы или обобщение пройденного.
3. На этапе изучения нового материала подбирать задания, выполнение которых обеспечивает освоение учащимися новых знаний, навыков и умений. При их выборе руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Следуя ей, при создании этой части учебной презентации особое внимание уделить отбору информации, а также иллюстративных материалов, придерживаясь требования: в презентации должна быть только информация, отражающая цели и задачи урока. В ходе проектирования слайдов планировать поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием нового учебного материала и знаний по другим предметам.
В интерактивном режиме, когда процесс усвоения новых знаний идет посредством взаимодействия учащихся с учителем и между собой, работа с презентацией позволяет им заполнять приготовленные заранее формы конспекта урока. При этом школьники формулируют главные мысли и выражают их конкретно, лаконично.
А в ходе формирования навыков учащихся презентация дает возможность путем смены слайдов или анимации последовательно и наглядно демонстрировать каждый шаг, элемент действий, затрачивая на это минимум времени, поэтому его больше остается для индивидуальной работы с учащимися.
Слайды могут также носить инструктивный характер в преддверии выполнения и закрепления правильной последовательности каких-либо действий.
4. На этапе оценивания для проверки прочности усвоения учебного материала можно использовать слайды презентации, которые предоставляют каждому из школьников возможность самому оценить свои успехи, выявить ошибки и устранить их. Полезность таких слайдов состоит в том, что они позволяют не только продемонстрировать правильный ответ, но и проиллюстрировать его соответствующим фрагментом учебного материала.
5. При подведении итогов (рефлексии) презентация помогает построить диалог о достижении целей, задач урока. Учащиеся становятся его активными участниками, вспоминают ход собственных рассуждений и повторно формулируют главные мысли. Это дает информацию об усвоении ими нового материала. А в ходе инструктажа по выполнению домашнего задания презентация позволяет напомнить ход урока и акцентировать внимание на тех его частях, которые наиболее значимы для самостоятельной работы школьников дома.
По всем темам раздела « Основы военной службы» имеются мультимедийные презентации. Конечно же, презентация не может вытеснить традиционные приемы работы на уроке. В процессе работы используется тестирование и он-лайн тестирование. Одиннадцать учащихся из 5-10 классов приняли участие в Интернет олимпиаде УрФО по ОБЖ (1 этап). Применение мультимедийной техники расширяет возможности творчества учителя, способствует формированию компетенций учащихся и делает каждый урок более интересным для них, запоминающимся событием в процессе получения знаний.