Автогрейдер предназначен для окончательного выравнивания поверхностей перед укладкой покрытия или другими строительными процедурами, разработки и перемещения грунтов и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок, ремонта, профилирования и выравнивания поверхности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специального назначения, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорожного полотна от снега, снегового наката и льда.
Автогрейдер - самоходная, пневмоколесная, обычно трехосная, машина с невысоким длинным отвалом (длина больше высоты в 5... 7 раз), расположенным между передней и средней осью машины. Грейдерный отвал - основной, но не единственный рабочий орган машины. Как правило, автогрейдер оборудуется еще одним постоянным рабочим органом: бульдозерным отвалом, устанавливаемым перед машиной, кирковщиком, размещаемым перед передними колесами, сразу за ними или за грейдерным отвалом, или рыхлителем, устанавливаемым сзади машины. Дополнительный рабочий орган выполняет вспомогательные рабочие операции, призванные обеспечить бесперебойную работу грейдерного отвала и сократить непроизводительные простои машины.
Просмотр содержимого документа
«Лек Автогрейдеры (Классификация СДМ)»
ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
Лекция – презентация по дорожным машинам
«Автогрейдеры» »
Разработал: Батуев Б. Н. – преподаватель
Чита - 2015
Автогрейдеры
- Автогрейдер предназначен для окончательного выравнивания поверхностей перед укладкой покрытия или другими строительными процедурами, разработки и перемещения грунтов и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок, ремонта, профилирования и выравнивания поверхности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специального назначения, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорожного полотна от снега, снегового наката и льда.
- Автогрейдер - самоходная, пневмоколесная, обычно трехосная, машина с невысоким длинным отвалом (длина больше высоты в 5... 7 раз), расположенным между передней и средней осью машины. Грейдерный отвал - основной, но не единственный рабочий орган машины. Как правило, автогрейдер оборудуется еще одним постоянным рабочим органом: бульдозерным отвалом, устанавливаемым перед машиной, кирковщиком, размещаемым перед передними колесами, сразу за ними или за грейдерным отвалом, или рыхлителем, устанавливаемым сзади машины. Дополнительный рабочий орган выполняет вспомогательные рабочие операции, призванные обеспечить бесперебойную работу грейдерного отвала и сократить непроизводительные простои машины.
2- несущая (хре-бтовая) балка; 5- тяговая рама; 7- поворотный круг; 6- отвал; 1- гидроцили-ндры подъе-ма/опускания тяговой рамы; 3- кирковщик (дополнитель-ный отвал или без);
4,8- передние и задние колеса;
Автогрейдер с рыхлителем
- Основная рама автогрей-дера:
- 1- задняя связь, повыша-ющая жесткость рамы;
- 2- подмоторная рама;
- 3- арка рамы, восприни-мающая изгибающие и крутящие усилия;
- 4 - хребтовая балка;
- 5– оголовок рамы, к ко-торому крепится тяговый шарнир
- Основная рама автогрейдера: 1 - задняя связь, повышающая жесткость рамы; 2 - подмоторная рама; 3 - арка рамы, воспринимающая изгибающие и крутящие усилия; 4 - хребтовая балка; 5 – оголовок рамы, к которому крепится тяговый шарнир
- Основная рама автогрейдера: 1- задняя связь, повышающая жесткость рамы; 2- подмоторная рама; 3- арка рамы, воспринимающая изгибаю-щие и крутящие усилия; 4 - хребтовая балка; 5– оголовок рамы, к которому крепится тяговый шарнир
Автогрейдер с кирковщиком, установленным между колесами передней оси и грейдерным отвалом: а - вид сбоку; 6 - вид спереди
- Степени свободы грейдерного отвала: вращение вокруг оси Х- изменение угла резания; вращение вокруг оси Y - изменение угла зарезания; вращение вокруг оси Z -изменение угла захвата; смещение dX вдоль оси X - выдвижение отвала относительно поворотного круга в сторону
- Подвеска грейдерного отвала допускает его вращение вокруг трех ортогональных осей (рис. 5.40) и поступательное перемещение вдоль собственной продольной оси. Таким образом, отвал может вращаться в горизонтальной плоскости на 360 ° в любом направлении, становиться вертикально справа или слева от автогрейдера (рис. 5.41), выдвигаться вправо или влево от машины более чем на треть своей длины и поворачиваться вокруг собственной режущей кромки. Вращением вокруг оси Х меняется угол резания, вокруг оси Y -угол зарезания, вокруг
- оси Z - угол захвата. Перемещаясь вдоль оси X, отвал выдвигается вправо или влево от автогрейдера.
- Грейдерный отвал - часть узла, основой которого является тяговая рама автогрейдера. Это А-образная (рис. 5.42) или Т-образная (рис. 5.43) в плане металлоконструкция, сваренная из балок коробчатого сечения и соединенная с основной
- рамой (рис. 5.44) тяговым шарниром, расположенным над осью передних колес (рис. 5.45). Тяговый шарнир позволяет тяговой раме отклоняться во все стороны и вращаться вокруг собственной продольной оси. К тяговой раме крепятся фиксаторы, удерживающие поворотный круг. Между поворотным кругом и тяговой рамой устанавливаются антифрикционные накладки.
- 45 Соединение тяговой и основной рам автогрейдера:
- _ тяговая рама; 2 - фланец крепления шарнира; 3 - оголовок основной рамы
Рабочее оборудование
Узлы А-подвески грейдерного отвала:
1 - стойки поворотного круга; 2 - зубчатое колесо с внутренним зацеплением; 3 - антифрикционные накладки (плоские крепятся к тяговой раме, уголковые - к поворотному кругу); 4 - А-образная тяговая рама; 5 - тяговый шарнир; 6 - поворотный круг
- Узлы Т-подвески грейдерного отвала: 1 - гидроцилиндры подъема/опускания отвала; 2 - гидроцилиндры, вращающие поворотный круг, двигаясь в противофазах; 3 - поворотный круг и зубчатое колесо с внешни** зацеплением; 4 - гидроцилиндр выноса тяговой рамы в сторону; J - тяговая
- Подвеска тяговой рамы к раме автогрейдера:
- 1 - гидроцилиндры подъема/пускания отвала;
- 2 - гидроцилиндр выноса тяговой рамы в сторону
- Рис. 5.41. Грейдерный отвал в вертикалъ- ° с а тяговой рамы в сторону. ном положении
- Рис. 5 50 Крепление гидроцилиндров подъема/опускания отвала и выноса
- тяговой рамы к скобе, вращающейся вокруг хребтовой балки автогрейдера:
- 1 - хребтовая балка; 2 - механизм фиксации скобы; 3 - вращающаяся скоба
- К серповидным стойкам поворотного круга шарнирно прикреплены боковые кронштейны (рис. 5.47, 5.48) с отвалом, удерживаемые гидроцилиндрами наклона отвала или болтами, которые заменяют направляющие при изменении угла резания вручную. Верхняя и нижняя кромки задней плиты отвала входят в пазы в боковых кронштейнах так, что отвал может скользить относительно кронштейнов под действием гид-роцилиндра, установленного вдоль задней стенки отвала.
- Рис. 5.47. Крепление отвала к поворотному кругу - вид сзади:
- 1 - отвал; 2 - задняя плита отвала; 3 - гидроцилиндр выдвижения отвала; 4 - боковой кронштейн; 5 -фиксирующий болт; 6 - стойка поворотного круга
Рис. 5.48. Механизм крепления грейдерного отвала: 1— сменные ножи; 2- лобовая поверхность отвала; 3- гидроцилиндр выдвижения отвала в сторону; 4- гидроцилиндр наклона отвала; 5- направляющая бокового кронштейна; 6- боковой кронштейн; 7- ось крепления бокового кронштейна к стойке поворотного круга; 8 - задняя плита отвала; 9 - коробка жесткости
ДЗ-98
ДЗ-98
- Поворотный круг вместе с отвалом может вращаться отно сительно тяговой рамы гидро- Мотором или гидроцилиндром. Кроме тягового шарнира тяго тя рама поддерживается еще Двумя гидроцилиндрами подъе в/опускания отвала (левым и Равьщ) и гидроцилиндром вы- Рис. 5.41. Грейдерный отвал в вертикалъ- ° с а тяговой рамы в сторону.
- На виде спереди (или сзади) гидроцилиндры подъема/опускания отвала выглядят как два стержня, на которых покачивается задний конец тяговой рамы с поворотным кругом и отвалом. Жесткость этому рычажному параллелограмму придает гидроцилиндр выноса тяговой рамы, образующий его диагональ (рис. 5.49). Приведение отвала в любое доступное положение облегчается, если гидроцилиндры подъема/опускания отвала и гидроцилиндр выноса тяговой рамы крепятся к скобе (рис. 5.50), способной вращаться вокруг хребтовой балки машины. Это происходит под действием гидроцилиндра выноса тяговой рамы, когда отвал опирается на грунт, а механизм фиксации скобы разблокирован.
- Для привода основного и вспомогательного рабочего °°орудования, поворота управляемых колес и «излома»
- …
- ходовой трансмиссии наиболее часто применяется гидромеханический привод с гидротрансформатором и планетарной коробкой передач.
- Особенности компоновки движителя автогрейдера отражаются его колесной формулой, состоящей из трех цифр, разделенных косым крестом. Первая цифра соответствует числу управляемых колес одного борта (т. е. левых или правых), вторая - числу ведущих колес одного борта, третья - общему числу колес одного борта. Наиболее популярна сегодня компоновка движителя автогрейдера с колесной формулой 1x2x3, которая означает, что с одного борта машины расположены три колеса, в том числе одно - управляемое и два - ведущих. Также выпускаются (или выпускались ранее) машины с движителем 1x2x2, 2x2x2, 1x3x3.
- У трехосных автогрейдеров ступицы средних и задних колес одного борта монтируются на разне-сенных вторичных валах бортового редуктора (зубчатого или цепного), соединенного с рамой автогрейдера подшипниковым
- Уз…
- Колодочные рабочие тормоза монтируются на ступицах колес. Совре-МСННЫС МНОГОДИСКОВЫС МаСЛОПОГруЖНЫС рабочие
- тормоза (рис. 5.51) устанавливаются между шестерней или звездочкой редуктора и ступицей колеса. Редуктор в сборе с колесами называется балансир-ной тележкой. Благодаря подшипниковому соединению ба-лансирной тележки с рамой опорная нагрузка на ее колеса распределяется равномерно, что обеспечивает им одинаковые тяговые усилия, а автогрейдеру - повышение планирующей способности, так как при наезде на препятствие среднего или заднего колеса отвал приподнимется только на часть высоты этого препятствия. Роль первичного вала бортового редуктора играет полуось заднего моста, ось которой совпадает с осью подшипникового узла, соединяющего редуктор и раму автогрейдера.
- Рис. 5.51. Многодисковый маслопогруженный тормоз, встроенный в колесную ступицу балансирноЙ тележки автогрейдера: 1- пакет ведущих и ведомых дисков тормоза; 2- полуось; 3 - звездочка цепного редуктора
- Задний мост большинства современных автогрейдеров оснащается блокируемыми дифференциалами или дифференциалами повышенного трения. Их использование обеспечивает равномерное распределе-ние крутящего момента между разными бортами автогрейдера, повышая тем самым проходимость в сложных грун-товых условиях, а в транспортном режиме сохраняет хорошую управляемость, снижает расход горючего и износ протектора покрышек.
- Передние управляемые колеса могут наклоняться вправо или влево от вертикали на угол до 20 °, что улучшает курсовую устойчивость машины при боковых и внецентровых нагрузках. Наклон передних колес также осуществляется гидроцилиндрами. На ведущие передние колеса крутящий момент с переднего моста передается с помощью шарниров равных угловых скоростей (в случае механической и гидромеханической трансмиссии), обеспечивающих поворот и наклон колес. Передняя ось (или мост), а с ней и передние колеса могут отклоняться относительно рамы автогрейдера до 35 °, что выравнивает их давление на опорную поверхность и развиваемую ведущими колесами силу тяги.
- планирующая способность автогрейдера, обусловленная длинной колесной базой, сопряжена с плохой маневренностью машины из-за большого радиуса поворота. Поэтому значительная часть современного парка автогрейдеров изготавливается с шар-нирно-сочлененной рамой, а некоторые модели машин выпускаются в двух вариантах: с моноблочной и шарнирно-сочлененной рамой. Шарнирно-сочлененная рама улучшает маневренность машин и позволяет расширить перечень технологических приемов работой с боковым смещением передних колес и отвала (рис. 5.52).
Рис. 5.52. Технологические приемы, доступные благодаря шарнирно-сочлененной раме: а - отделка поверхности (благодаря сдвигу передних колес все колеса идут по выровненной поверхности); б - работа на откосе: сдвиг наклоненных передних колес под уклон повышает устойчивость машины; в - профилирование откоса: движение задних колес по горизонтальной поверхности повышает точность профилирования; г - копание прочных грунтов: размещение зарезающего конца отвала по продольной оси машины уменьшает усилия, разворачивающие машину, и повышает ее силу тяги; д - засыпка выемки: перекатывание передних колес по дну выемки предотвращает боковой увод и повышает точность отделки, так как задние колеса двигаются по ровной поверхности
Технологические приемы, доступные благодаря шарнирно-сочлененной раме:
- а - отделка поверхности (благодаря сдвигу передних колес все колеса идут по выровненной поверхности);
- б - работа на откосе: сдвиг наклоненных передних колес под уклон повышает устойчивость машины;
- в - профилирование откоса: движение задних колес по горизонтальной поверхности повышает точность профилирования;
- г - копание прочных грунтов: размещение зарезающего конца отвала по продольной оси машины уменьшает усилия, разворачивающие машину, и повышает ее силу тяги;
- д - засыпка выемки: перекатывание передних колес по дну выемки предотвращает боковой увод и повышает точность отделки, так как задние колеса двигаются по ровной поверхности
- При этом повышается курсовая устойчивость машины и предотвращается прохождение задних колес по отделанной поверхности.
- В автогрейдерах шарнирное сочленение, как правило, соединяет хребтовую балку, к которой крепится передняя ось, тяговая рама, отвал и гидроцилиндры управления ими, и моторную раму, на которой размещаются двигатель, трансмиссия, кабина и органы управления. Поворот хребтовой балки относительно моторной рамы на угол до ±30° обеспечивается двумя гидроцилиндрами.
- У автогрейдера система управления «изломом» рамы не является следящей, так как не участвует в маневрировании машины. Она используется только при необходимости уменьшения радиуса поворота или при движении «крабом» (т. е. с боковым смещением передних колес относительно балансирной тележки), поэтому ее работа не синхронизирована с поворотом передних колес.
- Практически все современные автогрейдеры оборудуются автоматическими системами управления, основной функцией которых является сохранение заданной ориентации грейдерного отвала в пространстве. Положение грейдерного отвала, заданное в начале движения машины, должно сохраняться независимо от колебаний автогрейдера.
Технические характеристики отечественных грейдеров и автогрейдеров
Марка
ДЗ-201
Масса, т
6,3
ДЗ-176
Колесная формула
Мощность , кВт
1x1x2
5,7
Гп
Длина отвала, мм
56,6
1x1x2
5,4
ДЗ-80
250
8,0
56,6
Полуприцеп
ДЗ-180
1x1x3
3040
—
А- 120
13,5
3744
57,4
1x1x3
ДЗ-122
14,2
3040
ДЗ-200
1x2x3
99
14,6
ДЗ-98В.1
15,0
3740
1x1x3
- 100
100
3750
1x1x3
19,5
3740
125
1x3x3
3864
198
4270
- Реальные автоматические системы профилирования обеспечивают ровность в пределах допусков, предписываемых строительными нормами и правилами. Для создания независимой системы координат грейдерного отвала могут использоваться маятниковые, копирныё (проволочные и лазерные) и гироскопические задат-чики.
- Эффективность автоматической системы профилирования определяется соотношением ее цены и производительности автогрейдера, получаемой с ее помощью.
- Технические возможности автогрейдера характеризуются общей и сцепной массой машины (для колесной формулы 1x3x3 сцепная масса равна общей), мощностью двигателя при номинальных оборотах и его максимальным крутящим моментом, габаритными размерами, углами излома шарнирно-сочлененной рамы, наклона передних колес и качания передней оси, расстоянием между передним и задним мостами (база машины), базой балансирной тележки, размерами отвала.
Автогрейдеры легкие
Автогрейдеры средние
ГС-14.03
А-120
Автогрейдеры тяжелые
ГС-18.05 ГС-18.07
ГС-25.09 ДЗ-98.01
Автогрейдер особо тяжелые
Марка
ДЗ-298
Масса (т)
Колесная формула
24
Двигатель
1х3х3
Мощность в кВт
Cummins
172
Длина отвала (мм)
4600
ДЗ-98
ДЗ-98
Механические коробки передач
Гидромеханическая коробка передач ДЗ-122А
Гидромуфта:
1- ведущий вал;
2- насосное колесо;
3- турбинное колесо;
4- ведомый вал.
Гидротрансформатор:
1- обгонная муфта; 2- реакторное коле-со;
3-. насосное коле-со;
4- турбинное коле-со
ДЗ-98
Рабочее оборудование
Список использованных источников
1. Волков Д.П., Крикун В.Я. Строительные машины и средства малой механизации. Учебник для сред. Проф. образования /Д.П.Волков, В.Я.Крикун. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
2. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2002. – 320 с.
3. Автор и источник заимствования неизвестен.
Конец