ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
Лекция – презентация по дорожным машинам
«Одноковшовые экскаваторы»
Разработал: Батуев Б. Н. – преподаватель
Чита - 2015
Одноковшовые экскаваторы (ЭО)
- -универсальные машины. Приме-няют: 1) при копании грунтов до VI категории и др. ,
- 2)разборке слабой и взорванной скальной породы,
- 3)для выемки из забоя и погрузке в транспорт отвалов сыпучих и крупнокусковых материалов, 4)для разрушения старых сооружений,
- 5)для расчистки территорий при пробивке трасс, 6)для расчистки мелиоративных и водоотводных канав,
- 7)при отрывке больших котлованов и протяженных траншей,
- 8)при сооружении грунтовых насыпей,
- 9)при строительстве тоннелей и мостовых переходов,
- 10) и на других работах.
- Машины массой до 40т - с гидрообъемным приводом рабочего оборудования.
ЭО строительные бывают: полно-поворотные и неполноповоротные.
Полноповоротные по движителю: гусеничные, пневмоколесные; по массе: мини и обычных размеров; по оборудованию: прямая и обратная лопаты, грейфер, разрушители.
Неполноповоротные по движению рабочего оборудования: со сдвигом и без сдвига вбок.
Общее устройство ЭО:
- ходовая тележка с нижней рамой или гусеничный движитель; ведущие мосты; опорно-поворотное устройство; платформа поворотная; кабина машиниста; стрела; стойки-пилоны; рукоять; ковш; гидроцилиндры стрелы, рукояти, ковша; отвал бульдозерный; откидные опоры; зубья подрезные (от заклинивания ковша); коромысло и тяга шарнирно-рычажного механизма ковша.
- 1-отвал бульдозерный
- 2,4- ведущие мосты
- 3-ходовая тележка с нижней рамой
- 5- откидные опоры
- 6- платформа поворотная
- 7- опорно-поворотное устройство
- 8- стойки-пилоны
- 9, 19- гидроцилиндры
- 10- стрела
- 11- гидроцилиндр рукояти
- 12- гидроцилиндр ковша
- 13- ковш
- 14- рукоять
- 15- кабина машиниста
- 16- гусеничный движитель
- 17- зубья подрезные от заклинивания ковша
- 18- коромысло шарнирно-рычажного механизма ковша
- 20- тяга шарнирно-рычажного механизма ковша
Общее устройство ЭО полноповоротного:
- 1. Базовая часть: ходовая тележка с нижней рамой; опорно-поворотное устройство; поворотная платформа – на ней: насосно-силовая установка, узлы гидравлической системы привода, кабина машиниста.
- 2. Ходовое оборудование пневмоколесной машины: сварная рама с опорой на два ведущих моста; откидные опоры; бульдозерный отвал;
- 2а. У гусеничного экскаватора: Две гусеничные тележки
- 3. Гидравлическая система: гидробак; аксиально-поршневой насос; гидрораспределители; гидроцилиндры стрелы, рукояти, ковша; гидромоторы поворотной платформы, двух гусениц или одного пневмоколесного движителя; масляный радиатор; фильтры; гидролинии; гидроклапаны.
- Полноповоротный экскаватор состоит: из поворотной платформы, которая через опорно-поворотное устройство опирается на раму ходового оборудования. На поворотной платформе- двигатель, примыкающая к нему часть ходовой трансмиссии, кабина, системы управления, рабочее оборудование и его силовой привод. Рама ходового оборудования ЭО, его движитель и ходовая трансмиссия вместе образуют шасси. Конструкция опорно-поворотного устройства обеспечивает вращение поворотной платформы в любую сторону и на любое число оборотов.
ЭО с моноблочной стрелой и откидными опорами
ЭО со стрелой изменяемой геометрии
Размещение силовой установки, механизмов и оборудования портала, корневой части стрелы на поворотной платформе
Металлоконструкция рамы поворотной платформы
Крепление силовой установки к раме поворотной платформы
- Неполноповоротные ЭО- это малоразмерное экскаваторное оборудование, навешенное на базовую машину. Сменное оборудование навешивается на базовую машину и демонтируется по мере необходимости, а несменное является основным и используется постоянно.
2621
2621
2626-01
2626-01
- В большинстве случаев базовой машиной для несменного экскаваторного оборудования является колесный трактор, к задней части рамы которого крепится стрела с рукоятью, ковшом, исполнительными гидроцилиндрами и дополнительными механизмами. В этом случае угол поворота оборудования не превышает 180°. Поворот экскаваторного оборудования относительно вертикальной оси существляется гидроцилиндром, пятка которого закреплена на раме машины, а шток - на поворотной колонке. Она может быть неподвижной, а может смещаться вбок по специальным направляющим (рис.), вынося ось отрываемой траншеи к колее правого или левого заднего колеса. Такая особенно удобна при выполнении земляных работ, выполняемых вплотную к бордюрам, стенам и т.п.
Узел крепления стрелы неполноповоротного экскаватора к раме базовой машины: 1 - направляющие, по которым стрела смещается вбок от продольной оси шасси; 2 -гидроцилиндр поворота стрелы; 3 - проушины рамы шасси; 4 - проушины стрелы; 5 - ось наклона стрелы в вертикальной плоскости; б - гидрозажимы, фиксирующие стрелу в выбранном положении
- Неполноповоротные экскаваторы используются при небольших сосредоточенных объемах земляных и погрузочных работ, сопряженных с частыми перебросками машин между объектами и работой в стесненных условиях. Это при обслуживании и ремонте тепловых, водопроводных, газовых, электрических, дренажных и коммуникационных сетей, озеленении, благоустройстве и содержании городских территорий. Сменное неполноповоротное экскаваторное оборудование изготавливается ограниченными партиями, так как используется достаточно редко из-за стоимости, трудоемкости монтажа и демонтажа и необходимости хранения вблизи от базовой машины. Чаще всего оно выпускается для мини-погрузчиков с бортовым поворотом (рис.), а также для телескопических погрузчиков и автогрейдеров.
- Полноповоротные ЭО- на гусеничном или пневмоколесном шасси.
- Гусеничный движитель лучше приспособлен к грунтам с малой несущей способностью и обеспечивает лучшую устойчивость к опрокидыванию и протаскиванию, повышенную проходимость по неровной местности и на слабых грунтах, большую маневренность в стесненных условиях и меньшую стоимость. Но перебазировка машин требует больших затрат времени, привлечения специальных транспортных средств и соблюдения правил перевозки, оговариваемых транспортным законодательством.
3123А
- Пневмоколесные машины эффективны при частых перебросках машин между объектами и эксплуатации их на твердых поверхностях, выдерживающих достаточно высокое удельное давление, что наиболее характерно для городов.
- Пневмоколесный движитель обеспечивает высокие транспортные скорости, меньшую массу шасси, меньший объем работ по обслуживанию, сохранность твердых и улучшенных покрытий дорог, меньший шум при передвижении. Колесные машины - варианты гусеничных прототипов, смонтированные на пневмоколесном шасси. Масса пневмоколесных экскаваторов не превышает 22т, поскольку габариты более тяжелых машин лишают их главного преимущества - мобильности. Эластичность пневмоколес обуславливает обязательное использование на пневмоколесном экскаваторе выносных опор, а также бульдозерного отвала (рис.), используемого и по прямому назначению, и как опора и противовес.
ЕК-14(3323)
40 т. " width="640"
- Полноповоротные ЭО по массе:
- мини - до 5 т,
- миди - до 8 т,
- полноразмерные - до 40 т,
- спецназначения 40 т.
Индексация: ЭО-ОООО где: первый ноль обозначает: размерную группу машины по массе (и объему ковша в м ³ ):
1 – до 6,3т (0,15-0,2);
2 – 6,3…10т (0,25-0,3);
3 – 10…18т (0,4-0,5);
4 – 18…32т (0,65-0,8);
71т (2,5-4). " width="640"
5 – 32…50т (1-1,25); 6 – 50…71т (1,6-2);
7 - 71т (2,5-4).
второй ноль — тип движителя:
1 — гусеничный, 2 — гусеничный широкий, 3 — пневмоколесный, 4 — спецавтошасси, 5 — шасси грузового автомобиля, 6 — на базе трактора .
третий ноль — тип подвески рабочего оборудования: 1 – гибкая (канатная); 2 — жесткая (гидрав-лическая); 3 — телескопическая гидравлическая;
четвертый ноль — номер модели ЭО (1; 2; 3 и т.д.).
Далее, после цифр могут быть: а) очередная модернизация - (буквы А, Б, В, …);
или: б) климатическое испол-нение: ХЛ–северное; Т–тропиче-ское; ТВ–тропическо-влажное.
Например, ЭО-4123А или ЭО-4123ХЛ означает: экскаватор одноковшовый, массой 18…32 тонны; с гусеничным ходовым устройством; гидравлической подвеской ковша; третьей модели; модернизации А или: предназначенный для эксплуатации в холодных климатических условиях.
Расшифровать модели ЭО:
14
ЭО-3540
15
ЭО-4431
16
ЕТ-22
17
ЭО-4112А
18
19
ЕТ-22
ЭО-4225А
20
ЕТ-23
21
22
ЭО-5116
23
ЭО-5126
24
ЭО-5124
25
ЭО-5221
ЕТ-32
1
ЭО-2621В-3
2
3
ЕК-06
ЭО-2626
4
ЭО-3323А
5
ЕК-14
6
7
ЭО-3123
ЕК-18
8
ЕТ-18
9
ЭО-3533
10
ЕА-16
11
ЕА-17
12
13
ЭО-3532
ЕТ-20 и ЕТ-18
- Некоторые российские экскава-торные заводы наряду с рос-сийской применяют индексацию машин по массе с исполь-зованием принятых в между-народной практике условных обозначений особенностей шас-си.
Технические характеристики ЭО
№ п/п
1
Марка
2
Масса (т)
ЭО-2621В-3
3
ЕК-06
6,1
Марка двигателя
4
7,1
ЭО-2626
Д-243-91
Мощно-
5
ЭО-3323А
7,12
Глубина копания (мм)
61
Д-243-91
сть в л.с.
6
ЕК-140
13
Д-243-91
60
4150
Радиус копания
7
13,5
ЭО-3123
78
Д-243
Примечание
5300
3870
(мм)
13,5
ЕК-18
8
Д-245
81
6900
4150
МТЗ-82
9
ЕК-180
16
105
Д-243-91
4850
5300
10
ЭО-3533
16
81
Д-245
4880
7900
МТЗ-82П
11
ЕА-16
16
105
Д-245
8300
5000
ЕА-17
16
12
ЯМЗ-236М
105
8100
5800
17
13
Д-243
ЭО-3532
78
9400
5100
81
Д-243
18
ЕТ-20 и ЕТ-180
14
4500
8100
81
18
Д-240
8200
3800
ЭО-3540
15
4000
78
7200
МАЗ-5337
19,73
ЯМЗ-236Г5
ЭО-4431
16
7200
105
4700
КамАЗ-4310
21,23
Д-243
ЕТ-22
17
8400
Урал
5900
78
Д-245
22
18
ЭО-4112А
9400
КамАЗ-5511
6500
105
23,7
ЯМЗ-236М
ЕИ-422
19
10500
5260
181
25
Д-160Б-6
ЭО-4225А
20
МАЗ-6317
10450
90
6000
ЯМЗ-236М
26,45
21
ЕИ-423
МЗКТ-8007 (6х6)
9600
6800
181
ЯМЗ-236Г
26,5
ЭО-5116
22
5300
6000
170
32
ЯМЗ-236М
23
ЭО-5126
9600
181
6000
Д-160Б-6
32
24
ЭО-5124
9300
140
5900
ЯМЗ-38ГМ2
38,7
25
ЭО-5221
9600
6900
170
ЯМЗ-8484
42
ЕИ-520
10900
6250
170
ЯМЗ-38ГМ2
42
6500
170
9600
10100
6500
299
10000
7300
11300
Размерные группы ЭО по ГОСТ 30067-93
№ груп пы
Мас са, т
1
Описание
3,0
3,5
Вместимость ковша, м3
Механический, навесной
5,5
Гидравлический, »
Мощ ность двига теля, кВт
0,15... 0,40
15. ..25
Механический, полноповоротный
6,5
2
Гидравлический, »
5,5
Механический, неполноповоротный
6,5
0,25... 0,65
Гидравлический, »
8,5
9,5
3
Механический, полноповоротный
25. ..40
Гидравлический, »
12,0
Механический, »
16,0
4
0,40... 1,00
Гидравлический, »
20,0
40. ..60
Механический, »
5
25,0
32,0
Гидравлический, »
0,65... 1,66
60. ..90
Механический, »
40,0
6
1,00... 2,50
Гидравлический, »
50,0
90. ..120
Механический, »
70,0
1,60... 4,00
Гидравлический, »
100... 210
Полноповоротные ЭО разных размерных групп, отличаются и другими особенностями. Так, мини-экскаваторы- на гусеничном шасси, оснащаются бульдозерным отвалом, а рабочее оборудование может вращаться в плане относительно поворотной платформы на угол, меньший ±90°.
Маркировка ЭО по ГОСТ 30067-93
Циф-ра в ин-дексе обоз-наче-ния
Место цифры в индексе и соответствующий ей параметр
Первая цифра
Вместимо-сть ковша, м³
1
2
0,15…0,20
Вторая цифра –
Масса экскаватора,
тонн
Третья – исполнение рабочего оборудования
Менее 6,3
тип движителя
0,25…0,30
3
0,40…0,50
Гусеничное
6,3…10
4
5
0,65…0,80
10,0…18,0
Гусеничное уширенное
С гибкой подвеской ковша
С жесткой подвеской ковша
18,0…32,0
1,0…1,25
Пневмоколесное
6
1,6…2,0
Телескопическая стрела
Специальное автомобильного типа
32,0…50,0
7
2,5…4
Автомобильное
50,0…71,0
-
Тракторное
-
Более 71,0
-
Прицепное
-
Раз-мер-ная груп-па ма-ши-ны
Цифры в индексе и соответствующий ей параметр
Первая цифра
Объем ковша, м³
1
Вторая цифра–
2
Масса маши-ны, т
0,15…
0,25…
0,20
Третья цифра – исполнение рабочего оборудования
тип
Гусенич-ный
6,3…10
движителя
0,30
С гибкой подвеской ковша
Гусенич-ный уширенный
С жесткой под веской ковша
71,0 - 71,0 - Прицепной - " width="640"
3
0,40…
4
0,50
10,0…
0,65…
5
18,0
Пневмоко-лесный
0,80
18,0…
6
1,0…
7
1,6…2,0
32,0…
1,25
Специаль-ное шасси автомобиль-ного типа
32,0
Телескопи-ческая стрела
-
50,0
Автомо-биль
50,0…
2,5…4
Трактор
71,0
-
71,0
-
Прицепной
-
Технические характеристики отечественных экскаваторов
Марка, тип
Масса, т
ЭО-1621 нп
Мощность, кВт
«3,5
ЭО-1624 нп
3,8
Глубина копания, мм
19,5
ЭО-2621В-3 нп
6,1
ЭО-2626 нп
23,5
Радиус копания, мм
2600
7,12
4000
44,5
2600
ЭО-3533 пл
ЭО-3532А пл
16,0
57,4
4150
4000
ЭО-3540 пл
4150
18,0
57,4
5300
4500
57,4
5300
19,73
Э0-4431лл
8200
4700
21,23
57,4
ЕА-17 аш
17,0
6500
8400
77,2
ЕА-16 аш
5260
10500
59,6
ЕК-06 пп
16,0
4000
10450
59,6
7Д
ЭО-3323А пп
7200
13,0
3800
ЕК-140 пп
44
ЕК-18 пп
7200
59,6
3870
13,5
16,0
ЕК-180 пп
6900
77
4850
4880
7900
77
ЭО-3123 пп
16,0
ЭО-4112Апп
13,5
8300
77
5800
5100
ЕТ-20 и ЕТ-180 пп
23,7
59,6
9400
5000
ЭО-5 116-1 пп
66
8100
18,0
8100
6800
77
32,0
ЭО-4225Апп
103
5300
5900
ЭО-5 126 пп
26,45
9400
6900
ЭО-5221 пп
32,0
125
10900
6000
125
42,0
ЭО-5 124 пп
9300
ЕТ-22 пп
6250
125
38,7
EU-423 пп
22,0
9600
125
6500
6500
EU-422 пп
26,5
133
10000
6000
EU-520 пп
133
10100
25,0
9600
5900
133
42,0
220
9600
6000
9600
7300
11300
ЭО – 2…
ЕК-8(2321)
ЕК-8(2321)
2626
2626
ЭО-3…
3123А
3222
3321
ЕК-14(3323)
3533М
ЕА-17(ЭО-3521)
Машины 4-й размерной группы
4112
4225А-07
4228
4533 (Урал-4320)
Машины 5-й размерной группы
5225
5121
5225
5225
Машины 6-й размерной группы
ЭО-6123А
Элементы ходовой трансмиссии ЭО
Коробка передач пневмоколесного ЭО
переднего ведущего управляемого моста
заднего
ведущего моста
Движители
Пневмоколесное ходовое устройство с откидными опорами и отвалом: схема, общий вид
Ходовая тележка: в сборе,
составные части
Рабочее оборудование
Система управления рабочим оборудованием
Система и аппаратура управления ЭО
Управление механизмами пневмоколесного ЭО
Управление гусеничным ЭО
Тормоза пневмоколесного ЭО
Список использованных источников
- Волков Д.П., Крикун В.Я. Строительные машины и средства малой механизации. Учебник для сред. Проф. образования /Д.П.Волков, В.Я.Крикун. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
- Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2002. – 320 с.
- Автор и источник заимствования неизвестен.
Конец 1 части
Видеофильм