СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОРОГА В ХРАМ- УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 формирование  представления о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях    православных храмов.

 

Просмотр содержимого документа
«ДОРОГА В ХРАМ- УРОК-ЭКСКУРСИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 22 ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА









ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

« ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ »



УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАРИКОШКО В.Л.





ТЕМА УРОКА: ДОРОГА В ХРАМ


Форма урока: урок-экскурсия



Цель: формирование представления о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.


Задачи:

  • Воспитывать ценностное отношение к духовно- нравственному, историческому и культурному

наследию России

  • Познакомить с понятием «Храм»

  • Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв,

святыни для православных людей.

  • Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся

  • Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

  • Формировать творческую групповую деятельность на основе уважения и взаимопонимания друг друга


УМК: мультимедийный проектор, презентация слайдов, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, персональные компьютеры для учащихся, рисунки детей, уголок релаксации.







Ход урока

Учитель

Ученики


  1. Организационный момент.

  2. Приветствие.

  3. Сообщение темы занятия.



Слад 1

Можно ли представить себе современный русский город без храма?

Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.



II. Повторение

1. Определение к слову «Храм».

Ресурсный круг









Мы с вами на прошлом уроке были на экскурсии в Крестовоздвиженском храме на острове.

Вам было интересно?

Что вам особенно запомнилось?

Сегодня мы продолжим нашу экскурсию по храмам , но виртуально.

Чтобы погрузиться в атмосферу прошлой экскурсии я попрошу вас разделиться на группы по цвету смайликов.

Ко мне подходит первая группа . Сейчас я задам вам вопрос. Отвечайте на него как можно искренне.

Зажигаю свечу, принесенную из нашего храма. Ответив на мой вопрос ,вы передаете свечу своему соседу.

Для чего люди приходят в храм?

Вторая группа и ваш вопрос.

Как люди ведут себя в храме?

Третья группа-

Что вы почувствовали в храме?

Мы продолжаем нашу экскурсию- Что же такое Храм?


Слайд 2


Слайд 3,4


1.Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

2: Храм-это центр нашей духовной жизни.

3.В нём совершается наше духовное рождение и преображение

4.Здесь принимают Причастие, дающее жизнь вечную,

5.Здесь молодые венчаются-создают семью,

6.Здесь провожают в путь вечной жизни- отпевают умерших.

7. В Храме особенно чувствуется благодать Божия.

8.Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укреплённым духовно и т. Д.

111. Изучение нового материала.


Беседа с учащимися

1. Храмы Калининграда







2.Архитектурные особенности храмов

Слайд 5-7

На Руси всегда было много Храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Храмы Калининграда в основном новые- построенные в последние 10-15 лет. Но часть из них восстановлена из прежних лютеранских или католических храмов .таким храмом является и Крестовоздиженский храм.

Калининград - часть большой России и своими корнями прирастает к истории страны.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна Храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Слайд 8.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда Храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание Храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на Храме строят не одну, а несколько глав. Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав ( семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в Храм, а иногда рядом с Храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.




3.Прослушивание фрагментов колокольных звонов.


2.Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Вы услышите несколько видов колокольных звонов



4.Создание своего храма-

работа в парах на ПК

На компьютерах создайте свой храм, каким вы его себе представляете

Выставка работ


1V.Как устроен храм.

1.Ключивые слова:

2.Храм внутри-

Слайды 11-22

Продолжаем нашу экскурсию и посмотрим ,как устроен храм внутри. Нам помогут ключевые слова

Слайд 10

Храм Колокольный звон

Священник Свеча

Звонница Кадило

Икона Алтарь

Клирос Иконостас

Царские врата Божья матерь


V.- Итог урока-

Рефлексия-

работа в группах


Кроссворд:

По горизонтали:

1.Постройка в форме башни, сооружавшаяся возле церкви и предназначенная для подвешивания колоколов.

2.Высокий столик особой формы со скошенной верхней доской ,на который кладут икону, Евангелие.

3.Что выше купола?

4.Важнейшее место в алтаре.

По вертикали:

5.Преграда с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части храма.

6.Где стоят певчие?

7.Важнейшее место в храме.



1.Звонница


2.Аналой

3.Крест


4.Престол


5.Иконостас


6.Клирос


7.Алтарь


V1. Домашнее задание




  • Перенести определения терминов в словарик

  • Подготовить рассказ об иконе. которая хранится в вашем доме

  • Какому Святому или событию Евангелия она посвящена

  • Какие иконы посвящены Марии- матери Иисуса Христа




О, сколько раз бывали в храме!

Теперь мы знаем, как устроен он внутри,

Но, главное, запомнить нам всем нужно,

Как мы себя вести там правильно должны.



УЧИТЕЛЬ ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры» Информационные ресурсы ПАРИКОШКО В.Л

http://odessachurches.net.ua/

http://www.saga.ua/

http://profi-rus.by.ru/

http://trsobor.org/

http://www.hram-grant.ru/ http://ksobor.narod