ЗАЯВКА
на участие в муниципальном этапе
Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры
ФИО автора (полностью) | Харитонова Светлана Александровна |
Место работы, должность | МОУ «Шеметовская СОШ», учитель |
Контактные данные (электронная почта, тел.) | f[email protected]u |
Направление работы (оставить одно направление) | Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия по духовному краеведению |
Название работы | «Дорогами подвига и святости». Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские |
Директор МОУ «Шеметовская СОШ»___________Л.И.Павлова
МОУ «Шеметовская СОШ»
Образовательный проект на тему:
« 20 век. Мартиролог земли Подмосковной. События, люди, жизнь.
Новомученики и исповедники земли Серебряно-Прудской
(священномученики Агафангел и Сергей Аманов)»
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению
«Дорогами подвига и святости»
для 8,9 классов.
Учитель Харитонова С.А
2017 г.
«Дорогами подвига и святости».
Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.
Цели:
- Привлечение внимания обучающихся к традиционным ценностям духовно-нравственной (православной) культуры;
- на примерах жизни святых новомучеников и исповедников митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела, протоиерея Сергея Аманова рассмотреть, в чем смысл и особенность духовного подвига, подвига веры;
Задачи:
- дать знания об историческом периоде Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
-научить анализировать историческое событие с позиции христианского подхода. Развитие исторической памяти;
-формирование уважения к подвигу, к истории Отечества. Развитие интереса к изучению истории родного края
Метод формирования сознания.
Вид деятельности: ценностно-ориентированная, беседа,рассказ.
Средства: мультимедиа, презентация, сообщения учащихся.
Оформление классной комнаты: рисунки учащихся, православный календарь, учебные пособия по православной культуре, на доске значение понятий по теме
«Новомученики и исповедники».
План:
1.Вступительная часть.
2. Основная часть.
3.Подведение итогов. Рефлексия.
Вступительная часть.
Колокольный звон.
Просмотр видеоролика(1-2 мин) о храмах Серебряно-Прудского ГО.
Слова учителя. Дорогие ребята, сегодня мы проводим наше мероприятие в рамках недели духовно-нравственной (православной) культуры 2017 года: «Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной».
Хочу начать со слов Иоанна Велигорского(благочинный Серебряно-Прудского церковного округа) «…без веры православной не может быть настоящей России.
Иначе это будет совсем иная страна. А скорее всего - никакой не будет.»
Основная часть.
Русская Православная Церковь всегда имела большое значение для Российского государства. Но были и тяжёлые времена для Православной Церкви…
Немного истории. Учащаяся 9 класса Кирьякулова Мария.
В 1917 году в России произошла революция. Вскоре после этого начались гонения на Православную Церковь, потому что новое советское общество не принимало веру.
В самом начале революционных перемен в Русской Церкви произошло важнейшее событие: впервые после нескольких веков был избран Патриарх. Нового Патриарха избрали жребием; жребий пал на Тихона, который к этому времени был уже митрополитом.
Став во главе русских архиереев, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все соприкасавшиеся с ним поражались его удивительной простоте и скромности. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце - ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Но в защите Церкви от ее врагов он оставался непреклонным и твердым.
Духовенство и простой народ надеялись, что в наступившее смутное время Патриарх сможет укрепить церковь, укрепить веру в людях.
Советской власти, наоборот, совершенно не было нужно укрепление веры и Церкви. Поэтому первым, против кого она ополчилась, был Патриарх Тихон.
В самом начале гонений на верующих в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир. Сейчас он прославлен как мученик.
После этого события и было решено установить День поминовения новомучеников и исповедников. Новый праздник назначили совершать 25 января или следующее за ним воскресенье.
Архиереев, священников, простых верующих арестовывали, ссылали в исправительные лагеря, приговаривали к расстрелу. В 1921 году арестован был и сам Патриарх.
Сбрасывали колокола с храмов; потом начали грабить и разрушать сами церкви. Их взрывали либо размещали в них овощные склады, заводы, конюшни, сельские клубы, кинотеатры, школы…
Но и в тяжёлые времена гонений Православной церкви на территории нашего края работали и жили священнослужители, которые оставили заметный след духовной жизни не только края, но и всей России.
Учитель. Ответь на вопросы по тексту.
-Какое важное событие произошло в Русской Церкви после революции?
-Как звали нового Патриарха?
-Какой праздник был установлен во время гонений?
-Когда он празднуется?
«Святые -- соль земли; они смысл её бытия; они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестаёт рождать святых, тогда отнимется от неё сила, удерживающая мир от катастрофы.» Св.Силуан Афонский.
А сейчас мы послушаем сообщение
учащегося 8 класса Гордиенко Юрия о священномученике Агафангеле.
Митрополи́т Агафанге́л (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) род.
27 сентября 1854, село Мочилы,Венёвский уезд, Тульская губерния — 16 октября 1928, Ярославль) — епископ Российской Церкви; митрополит Ярославский и Ростовский.
Прославлен в лике святых в августе 2000 года; память — 3 октября по юлианскому календарю.
Вспоминая отроческие годы, Святитель поведал о своих религиозных переживаниях и о том, откуда и как возникло его стремление служить Богу. Он написал: «Я… любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что все персть, все пепел, все сень. Со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить бескровную, умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование».
От сельского погоста с кладбищенской Введенской церковью, от благолепного Рождественского храма, в котором высоко и ревностно возносились молитвы клира, причта и паствы, начался путь к подвижническому служению, путь святости Агафангела — «Православной веры учителя».
Блестяще окончив в 1881 году Духовную академию со степенью кандидата богословия, он был определен на должность преподавателя латинского языка в Раненбургское Духовное училище. 7 декабря 1882 года Александр Лаврентьевич был переведен на должность смотрителя Скопинского Духовного училища. Избрав образ жизни семейный, он женился, но здесь его постигло новое горе. После одиннадцатимесячной счастливой жизни он разом потерял и жену, и сына. И только тогда, убитый горем, снедаемый чувством горького сиротства и бесприютности, чувствуя себя как бы лишним на свете, выброшенным из жизни, он понял, что жизненный путь, избранный им, — не его путь.
7 марта 1885 года он принял постриг с именем Агафангел, а 10 марта рукоположен в сан иеромонаха; в следующем году он был назначен инспектором Томской Духовной семинарии с возведением в сан игумена, а в 1888 году — ректором Иркутской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Самоотвержением и любовью к делу он снискал доверие и благорасположение как среди.
В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского.
В августе 1917 года святитель Агафангел принимал участие в Поместном Соборе, был возведен в сан митрополита. В тяжелые годы гонений патриарх Тихон возложил на него обязанности местоблюстителя. В этот сложный период митрополит Агафангел 5 июня 1922 г. издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью и призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За своё сопротивление обновленцам в их попытке захватить Церковную власть Святитель подвергается аресту. В конце 1922 г. больной старец , после заключения в тюрьмах,отправляется общим этапом с уголовниками в 3-х летнюю ссылку в Нарымский край(Томская губерния). В последние годы жизни святитель управлял Ярославской епархией, его здоровье было подорвано арестами, ссылками, в 1928 году митрополит Агафангел отошел ко Господу. Через 70 лет после кончины он причислен Русской Православной Церковью к сонму русских святых в лике священноисповедника.
Святитель Агафангел, «добродетельными и духовными подвигами украшенный», причисленный к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Учитель. Как вы думаете, а кто такие исповедники?
Исповедники – святые, которые пострадали за веру, но не были убиты. Агафангел – исповедник и новомученик, почему?
Слово «новомученики» означает «новые мученики», то есть те, кто пострадал за веру совсем недавно: с тех пор не прошло ещё и ста лет.
Сейчас мы послушаем рассказ ещё об одном новомученике.
Сообщение ученика 8 класса Минаева Игоря.
Священномученик Сергий Аманов, пресвитер.
Священномученик Сергий родился 1 апреля 1873 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика Ивана Аманова. Отец Сергия умер в 1916 году. В 1894 году Сергей Иванович окончил Рязанскую Духовную семинарию, женился и в 1897 году был рукоположен в сан священника ко храму в селе Колесня Михайловского уезда Рязанской губернии.. С началом гонений на Русскую Православную Церковь большевики сделали попытку в 1918 году убить священника и пришли к нему в дом. Спасло его тогда от смерти лишь то, что он уехал в другое село, где надо было отпеть почившего священника.
В 1929 году в связи с коллективизацией от жителей села Колесня потребовали сдачи зерна в таком количестве, в каком крестьяне никогда раньше не собирали, причем от отца Сергия потребовали зерна больше всех. Крестьяне, посовещавшись, решили, что могут сдать только половину этой нормы.
24 сентября 1929 года следователь допросил священника, предъявив ему обвинение в противодействии хлебозаготовкам и в антисоветской деятельности. Выслушав обвинения, отец Сергий сказал: «Виновным себя не признаю. ..Я считаю наложенную на меня норму хлеба неправильной и непосильной, так как у меня не было такого урожая». 23 октября 1929 года власти арестовали отца Сергия и шестерых крестьян.
22 ноября следствие было закончено. Отца Сергия обвинили в том, что будто бы он, «используя религиозные предрассудки крестьян, в особенности женщин, в целях ослабления мощности советской власти произносил в церкви проповеди, указывая в них на невыполнимость хлебозаготовок, а также на то, что советская власть одурачивает крестьян, соблазняет их и тому подобное».
29 января 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам заключения в концлагерь. Наказание он отбывал в Пенюжском, Архангельском и Вишерском лагерях. В феврале 1932 года отец Сергий вернулся домой, и ему пришлось устроиться счетоводом в совхозе. Через полгода он был уволен по сокращению штатов. Полгода он был без работы, а затем был назначен настоятелем Пятницкой церкви в селе Мягкое Серебряно-Прудского района
22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован, заключен в тюрьму при районном отделении НКВД в Тульской области и через несколько дней допрошен, и обвинён в антисоветской агитации.
26 ноября 1937 года следствие было закончено. 2 декабря тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Аманов был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.
Постановлением президиума Московского областного суда от 12 ноября 1960 года отменено постановление тройки при НКВД СССР от 2 декабря 1937 года в отношении Аманова Сергея Ивановича.
Постановлением Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года протоиерей Сергей Аманов причислен к лику святых.
Подведём итоги.
- В чём состоит подвиг людей, пострадавших за веру?
Учитель делает вывод о значении духовно-нравственных ценностях в жизни современного человека.
Как ни силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ведь верующие – часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения.
Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, – это следование за Христом даже тогда, когда все внешние условия этому не способствуют. Пройдя через аресты, пытки, расправы они не сломались и остались преданными Православной Церкви. Православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу. Поразительная разница между человеком, который отдает свою жизнь за веру, и человеком, который отнимает чужие жизни во имя идеи борьбы с неверными. В первом случае человеком движет любовь ко Христу, во втором — ненависть к людям. Именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Русская Православная Церковь и была спасена. В этом и заключается его непреходящее значение.
Используемая литература:
А.Волков «Возвращение домой», Москва ИХТИОС,2016
http://e-vestnik.ru/ Церковный вестник
http://www.pravoslavie.ru/
http://serebr-prudskoye.cerkov.ru/
http://serebr-prudskoye.cerkov.ru/category/serebryanyj-rodnik/
6